70332

Средневековая философия

Книга

Логика и философия

Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу. По учению Ария, сын божий Логос (Христос) — творение бога, следовательно, не единосущен ему, т. е. в сравнении с богом-отцом является существом низшего порядка.

Русский

2014-10-19

1014.5 KB

0 чел.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Самостоятельная работа по истории зарубежной культуры

Средние века

на  тему средневековая философия

Выполнил:

Бакалавр  1 курс

Бозылев Е. В

Руководитель –

доцент, кандидат исторических наук.

                                                                                           Г. А. Ртищева

Москва

2013

  1.  Абсолют - (лат. absolutus — безусловный) — ничем не обусловленное, свободное, совершенное, полное, единое начало.
  2.  Апологетика - (от др.-греч. πολογία — оправдание)- раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства.
  3.  Арианство - течение в христианстве в 4—6 вв. Возникло в Поздней Римской империи и  получило название по имени его зачинателя — александрийского священника Ария (греч. Áreios,  ум. в  336). Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу. По учению Ария, сын божий Логос (Христос) — творение бога, следовательно, не единосущен ему, т. е. в сравнении с богом-отцом является существом низшего порядка.

  1.  Гностицизм - (от gnostikos (др.-греч. γνσις) — «познающий») - религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества. Общим для гностических систем является резкий дуализм – противопоставление духа и материи. Термин введен  кембриджским платоником Генри Мором в XVII веке.
  2.  Догмат - (греч. δόγμα — мнение, решение, постановление) -  в религии — это  утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению).
  3.  Доминиканцы -  католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником. Первая община начала формироваться  в 1214 году. Альберт Великий и Фома Аквинский — знаменитые ученые, вышедшие из ордена.
  4.  Исихазм -  (от др. - греч.  συχία, «Спокойствие, тишина, уединение») -  древняя традиция духовной практики  составляющая основу православного аскетизма.
  5.  Каппадокийцы -  собирательное название отцов церкви второй половины IV века, завершивших формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы. К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии: Василия Великого  (ок. 330—379), Григория Богослова (329 — 389) и Григория Нисского  (ок. 335 — после 394.
  6.  Католицизм -  (лат. catholicismus от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин « Καθολικ Εκκλησία» применён около 110 года в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры) за кем????? — крупнейшая по численности приверженцев  ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи.
  7.  Концептуализм -  (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
  8.  Креационизм -  (от лат. creatio, род, п. creationis — творение) -  теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
  9.  Манихейство -  (кит. Маницзяо 摩尼教) -  религиозное учение, возникшее на Ближнем Востоке в III  веке и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христианских мифов и ритуалов.
  10.  Монотеизм (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог) — религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму)
  11.  Монофизитство (от др.-греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество») — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество.
  12.  Неоплатонизм – самобытное направление в античной философии позднего эллинизма, систематизировавшее идеи Платона с учетом некоторых идей Аристотеля.
  13.  Номинализм -  (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) - философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей,  а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена.
  14.  Отцы Церкви - (греч. Εκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви.
  15.  Патрология - (от греч. πατήρ и греч. λόγος) — учение об отцах Церкви. Теперь патрологию часто отожествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер и содержание последней, называются патрологией (напр., «Patrologie» Мёлера и «Patrologie» Альцога), и наоборот.
  16.  Патристика - (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) – Философское учение влиятельных философов-богословов до VII века. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
  17.  Простой категорический силлогизм - (греч. συλλογισμός) — рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Средневековая ученость в значительной мере опиралась на умение строить силлогизмы.
  18.  Святая Троица -  (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Впервые термин Троица засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век).
  19.  Средневековая философия – ведущее философское направление  Западной Европы , охватывающий период с V по XIV века., которое признавало Бога в качестве высшего сверхчувственного существующего начала, авесь окружающий мир его творение.
  20.  Схоластика - (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») – второй основной этап развития средневековой философии , содержание которого было направлено на доступное и рационалистическое  обоснование положение христианского вероучения.
  21.  Теология - (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение) - систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении.
  22.  Теологический реализм -  это направление теологии , признающей существование универсалий в объективной действительности.
  23.  Теоцентризм  -  (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога  как абсолютного,  совершенного, наивысшего бытия, а также  источника всей жизни и любого блага.
  24.  Трансцендентность (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве потустороннего в отличие от имманентного как посюстороннего.
  25.  Францисканцы -   (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья»). Католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
  26.  Экзегетика - а (др.-греч. ξηγητικά, от ξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.
  27.  Экзистенция -  (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo — выступаю, появляюсь , оказываюсь, существую) — аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта — сущности.
  28.  Эманация - (лат. emanatio — «истечение, распространение») - термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала т.е. Единого (Божества).
  29.  Эссенция - (лат. essentia — сущность) - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.

Литература:

  1.  Руденко. А.М. Философия в схемах и таблицах: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2012.-382 с.-(Высшее образование)
  2.  Философия: Учебное пособие: В 2-х частях.-Часть 1. История философии/ Под редакц. Б.Н. Бессонов, О.А. Сергеевой.- М,.МГПУ, 2009.- 252 с.
  3.  АНТОЛОГИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ том 1

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ЧАСТЬ  2 ФИЛОСОФСКОЕ  НАСЛЕДИЕ АКААЕМИЯ   HAVK   СССР.

СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

« м ы с л ь » МОСКВА — 1 9 6 9

                                                  Интернет ресурсы:

  1.  www.bogoslov.ru
  2.  http://www.pravenc.ru

Иллюстрации:

Никейский собор осуждает учение Ария — изображение IV векаhttp://eparhya.od.ua/page/3            

 Севир Антиохийский (коптская икона) http://ru.wikipedia.org

 Второй Вселенский собор (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) ) http://ru.wikipedia.org

Григорий Богослов (Церковь Хора, Стамбул, XIV век) http://ru.wikipedia.org

Изображение кисти Феофана Грека. Василий Великий http://bypaint.net

Иллюстрации к гомилиям Григория Богослова, XI век http://historik.ru 

Иллюстрация к "словам" Григория Назианзина. Парижская национальная библиотека. Конец XI в. http://historik.ru

Иоанн Златоуст (миниатюра XIII века)

http://www.pravenc.ru

Пишущие манихейские жрецы с надписью на согдийском языке. Свиток из Таримского бассейна. http://ru.wikipedia.org 

Плотин с учениками

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 Троица, Ханс Зюс фон Кульбах, 1514 г., Музей изящных искусств, Будапешт  http://retrobazar.com/journal/interesting/974_troica-verjat-li-hristiane-v-treh-bogov.html

Боэций http://www.bogoslov.ru/persons/2613843/index.html 

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. http://ru.wikipedia.org 

Ориген. Средневековая миниатюра http://ru.wikipedia.org


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83433. Дивовижний птах. Паперопластика 82 KB
  Форма: конкурс змагання на найкращій виріб Тип: урок творчості Обладнання: музика лісу зображення лебедя асоціативний куб послідовності роботи груп шаблони вироби лебедя. Германці вірили що сонце може перетворюватись в прекрасну Богиню білосніжного лебедя...
83434. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 51 KB
  На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские. Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок неизвестны сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями.
83435. Система міжнародного права 33.8 KB
  Система міжнародного права - це обєктивно існуюча цілісність внутрішньо взаємозвязаних норм міжнародного права, що розподіляються по відносно відособленим комплексам, спрямованим на регулювання однорідних суспільних відносин. Вона включає галузі, інститути та норми.
83436. Співвідношення міжнародного публічного і міжнародного приватного права 36.01 KB
  Відбуваються постійні контакти між фізичними і юридичними особами різних держав відносини на рівні міжнародних неурядових організацій які регулюються нормами міжнародного приватного права. Норми міжнародного приватного права не повинні суперечити основним принципам міжнародного права. Крім того вони мають спільну мету забезпечення мирного співіснування та розвитку міжнародного співробітництва держав.
83437. Поняття та перелік джерел міжнародного права 37.16 KB
  У міжнародному праві відсутній єдиний нормотворчій орган а також відповідна система судових органів які б мали юрисдикцію тлумачення та визначення порядку застосування норм міжнародного права. Жодний з документів міжнародного права не містить вичерпного переліку його джерел. Загальновизнано що джерела сучасного міжнародного права названі у ст.
83438. Міжнародний звичай у системі джерел міжнародного права 37.26 KB
  Статут Міжнародного суду ООН визначає звичай як доказ загальної практики що визнана в якості правової норми. Доказами існування opinio juris є: конвенції що не набирали чинності; акти Міжнародного суду ООН; акти міжнародних органів та організацій; офіційні заяви щодо позицій держав законодавство та судова практика держав тощо. Для створення міжнародного звичаю потрібно стільки часу скільки вимагає ситуація.
83439. Міжнародний договір у системі джерел міжнародного права 31.03 KB
  міжнародний договір це міжнародна угодаукладена державами та іншими суб\'єктами міжнародного права в письмовій формі незалежно від того чи міститься така угода в одному двох або декількох пов\'язаних між собою документах а також незалежно від конкретного найменування. На відміну від звичаю міжнародний договір є більш сучасним та свідомим методом формулювання норм міжнародного права. Вплив договору на процес створення норм міжнародного права залежить від його природи.
83440. Загальні принципи права як джерело міжнародного права 32.76 KB
  У більшості випадків вони були сформульовані ще у римському праві і використовуються при застосуванні та тлумаченні норм міжнародного права. Не всі принципи права що властиві національним правовим системам можуть бути застосованими в міжнародному праві. Прикладом загальних принципів права що є застосовними в міжнародному праві можна вважати uditur et lter prs вислухаємо і іншу сторону res judict принцип остаточності рішень суду ut dedere ut punire видай або покарай lex specilis derogt legi generli спеціальний закон деталізує...
83441. Односторонні акти держав як джерело міжнародного права 36.33 KB
  Суть одностороннього акту полягає у тому що він є результатом волевиявлення однієї держави яким вона бере на себе певні зобов’язання. Односторонній акт як правило не може створювати зобов’язання для інших держав. Якщо інші держави погодилися користуватися наданими правами вони зобов’язані дотримуватися умов їх надання. зобов’язання одностороння заява держави про те що вона бере на себе зобов’язання дотримуватися в міждержавних відносинах певної поведінки відповідно до умов викладених у заяві.