70333

Словарь терминов по средневековым школам и университетам

Доклад

Культурология и искусствоведение

Диспут (лат. disputatio) – в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки устоявшиеся...

Русский

2014-10-19

95 KB

2 чел.

Словарь терминов по средневековым школам и университетам.

А

Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств.

Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось любое помещение, включая даже дом преподавателя.

Б

Бакалавр (лат. baccalaurus – увенчанный лавром) – низшее звание в академии, первая учёная степень, помощник магистра.

Большой ординарный учебный период (лат. magnus оrdinarius) – период обучения в университете, длился с середины сентября или октября до Пасхи, согласно учебному плану.

В

Вагант (от лат. clerici vagantes — странствующие клирики) – бродячий школяр, переходящий из города в город в поисках нужных ему преподавателей или возможности подзаработать (впрочем, одно другому не мешает).

Д

Декан (от греч. δέκα — десять; буквально — «десятник») – в римской армии старший над десятью воинами. Значение сохранилось и позже, варьировалась лишь категория подчинённых (дворцовые прислужники; священники). В университете декан стал выборным представителем факультета.

Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист или документ) – в римской армии официальный документ, при предъявлении которого солдат мог требовать от гражданских лиц размещения и питания (выдавался в поход или командировку). Позже так назывались документы вообще (папские буллы; хартии). В университете так стал называться документ об окончании  данного учебного заведения.

Диспут (лат. disputatio) – в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения. 

Диссертация (от лат. dissertatio — сочинение, рассуждение, доклад) – сочинение, написанное для получения учёной степени.

К

Кафедра (греч. καθέδρα - седалище; сиденье) – первоначально место, где учреждён епископский престол или место в церквах, с которых проповедовали. В университетах - возвышение для лектора, оратора или предмет преподавания.

 Квадривиум (лат. quadrivium) – повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах. Квадривий состоял из 4 дисциплин: арифметики (считалась базовой дисциплиной), геометрии, астрономии и музыки (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и т.п.).

Коллегия, колледж (лат. collegium – от con с, вместе, и lego читаю, выбираю) – студенческие общежития XIV-XV вв. Со временем в коллегиях стали проводиться лекции и диспуты.

Куратор (лат. curator, от cura попечение) – попечитель университета.

Л

Лекция (лат. lectio – слушаю) – чтение преподавателем книги, с пояснениями. Учащийся должен был иметь текст лекции. Лекции делились на ординарные (обязательные; обычно проводилось с утра) и экстраординарные (дополнительные; проводились обычно вечером).

Лиценциат (лат. licentiatus от слова licet - дозволено) – бакалавр, получивший право на преподавание (licentio docendi). Давалось спустя два года после получения звания бакалавра.

М

Магистр (лат. magister - учитель) – первая учёная степень. Присуждалась через полгода после получения лиценциата и защиты диссертации.

Малый ординарный учебный период (лат. ordinarius parvus) – период обучения в университете, длился с Пасхи до конца июня, согласно учебному плану.

Р

Ректор (лат. rector управитель) – выборный руководитель университета.

С

Семестр (лат. semestris - шестимесячный) – учебный период в шесть месяцев.. Разделение появилось лишь к концу Средневековья, в германских университетах.

Семь свободных искусств (лат. septem artes liberales) – предметы, изучаемые на артистическом факультете. В него входили: грамматика, риторика, диалектика (искусство мыслить, логика) – входили в первый уровень;  арифметика, геометрия, астрономия и музыка – входили во второй уровень.

Стипендия (лат. stipendium  - оклад, жалование) – солдатское жалованье в римской армии. Позже стало обозначать жалование в университетах.

Тривиум (лат. Trivium перекрёсток трёх дорог ) – первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения.

Университет, высшая школа (лат. universities – целостность, объединение) – союз преподавателей и студентов, а так же книготорговцев, переписчиков, аптекарей, изготовителей пергамента, чернил, перьев и т. д.. Университеты появились в конце XII – начале XIII вв. Возникали они либо на основе бывших кафедральных школ (например, Парижский университет образовался на основе школы при соборе Парижской Богоматери), либо благодаря последователям учителя (например, Болонский университет возник из кружка учеников Ирнерия, знатока римского права). Университеты вскоре добились самоуправления, что было закреплено буллами Папы Римского (эти буллы не только отделяли университет от светской и духовной власти, но и признавали существование университета). Пока ещё не было разделения на среднее и высшее образования.

Ф

Факультет (лат. facultas – «возможность, способность») – объединение по предметам. В средневековой высшей школе было четыре факультета: артистический, юридический, философский и медицинский.

Городская школа. Средневековый рисунок. 

Урок в средневековой монастырской школе. Миниатюра. Начало XIV в.

Используемый  материал.

http://www.countries.ru

http://www.duat.asia Звезда Назарета???????

http://murzim.ru Логистика?????????????????

http://drevnost.info Русская армия???????

http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0  Реферат на тему Первые европейские университеты и наука????????????

Подготовил Куц С.А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81450. Эндэргонические и экзэргонические реакции в живой клетке. Макроэргические соединения 126.67 KB
  Многие из этих реакций происходят при участии аденозинтрифосфата АТФ играющего роль сопрягающего фактора. При сопряжении процессов 1 и 2 в реакции катализируемой гексокиназой фосфорилирование глюкозы легко протекает в физиологических условиях; равновесие реакции сильно сдвинуто вправо и она практически необратима...
81451. Дегидрирование субстрата и окисление водорода (образование Н2О) как источник энергии для синтеза АТФ. НАД- и ФАД-зависимые дегидрогеназы, убихинон-дегидрогеназа, цитохромы и цитохромоксидаза 152.07 KB
  Электроны обладающие высоким энергетическим потенциалом передаются от восстановленных коферментов NDH и FDH2 к кислороду через цепь переносчиков локализованных во внутренней мембране митохондрий. Они катализируют реакции типа: RCHOHR1 ND↔ RCOR1 NDH Н. Однако возможно включение электронов с NDPH в ЦПЭ благодаря действию пиридиннуклеотид трансгидрогеназы катализирующей реакцию: NDPH ND NDP NDH. К FMNсодержащим ферментам принадлежит NDHдегидрогеназа которая также локализована во внутренней мембране митохондрий; она...
81452. Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/О. Строение митохондрий и структурная организация дыхательной цепи. Трансмембранный электрохимический потенциал 107.79 KB
  Синтез АТФ из АДФ и Н3РО4 за счёт энергии переноса электронов по ЦПЭ называют окислительным фосфорилированием. В совокупности электрический и концентрационный градиенты составляют электрохимический потенциал ΔμН источник энергии для синтеза АТФ. Энергия электрохимического потенциала ∆μH используется для синтеза АТФ если протоны возвращаются в матрикс через ионные каналы АТФсинтазы. Строение АТФсинтазы и синтез АТФ АТФсинтаза НАТФаза интегральный белок внутренней мембраны митохондрий.
81453. Регуляция цепи переноса электронов (дыхательный контроль). Разобщение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования. Терморегуляторная функция тканевого дыхания 104.8 KB
  Скорость использования АТФ регулирует скорость потока электронов в ЦПЭ. Если АТФ не используется и его концентрация в клетках возрастает то прекращается и поток электронов к кислороду. С другой стороны расход АТФ и превращение его в АДФ увеличивает окисление субстратов и поглощение кислорода. Механизм дыхательного контроля характеризуется высокой точностью и имеет важное значение так как в результате его действия скорость синтеза АТФ соответствует потребностям клетки в энергии.
81454. Нарушения энергетического обмена: гипоэнергетические состояния как результат гипоксии, гипо-, авитаминозов и других причин. Возрастная характеристика энергетического обеспечения организма питательными веществами 102.97 KB
  Все живые клетки постоянно нуждаются в АТФ для осуществления различных видов жизнедеятельности. Клетки мозга потребляют большое количество АТФ для синтеза нейромедиаторов регенерации нервных клеток поддержания необходимого градиента N и К для проведения нервного импульса; почки используют АТФ в процессе реабсорбции различных веществ при образовании мочи; в печени происходит синтез гликогена жиров белков и многих других соединений; в миокарде постоянно совершается механическая работа необходимая для циркуляции крови; скелетные мышцы в...
81455. Образование токсических форм кислорода, механизм их повреждающего действия на клетки. Механизмы устранения токсичных форм кислорода 135.17 KB
  Механизмы устранения токсичных форм кислорода. В большинстве реакций с участием молекулярного кислорода его восстановление происходит поэтапно с переносом одного электрона на каждом этапе. При одноэлектронном переносе происходит образование промежуточных высокореактивных форм кислорода.
81456. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты. Последовательность реакций. Строение пируватдекарбоксилазного комплекса 123.64 KB
  Превращение пирувата в ацетилКоА описывают следующим суммарным уравнением: СН3СОСООН ND HSKo → CH3CO ∼SKo NDH H CO2 В ходе этой реакции происходит окислительное декарбоксилирование пирувата в результате которого карбоксильная группа удаляется в виде СО2 а ацетильная группа включается в состав ацетил КоА. FD ND и КоА. Окислительное декарбоксилирование пирувата Превращение пирувата в ацетилКоА включает 5 стадий Стадия I. На стадии III КоА взаимодействует с ацетильным производным Е2 в результате чего образуются ацетилКоА...
81457. Цикл лимонной кислоты: последовательность реакций и характеристика ферментов. Связь между общими путями катаболизма и цепью переноса электронов и протонов 319.89 KB
  Цикл лимонной кислоты цитратный цикл цикл Кребса цикл трикарбоновых кислот ЦТК заключительный этап катаболизма в котором углерод ацетильного остатка ацетилКоА окисляется до 2 молекул СО2. Связь между атомами углерода в ацетилКоА устойчива к окислению. В условиях организма окисление ацетильного остатка происходит в несколько этапов образующих циклический процесс из 8 реакций: Последовательность реакций цитратного цикла Образование цитрата В реакции образования цитрата углеродный атом метильной труппы ацетилКоА связывается с...
81458. Механизмы регуляции цитратного цикла. Анаболические функции цикла лимонной кислоты. Реакции, пополняющие цитратный цикл 153.56 KB
  Регуляция цитратного цикла. В большинстве случаев скорость реакций в метаболических циклах определяется их начальными реакциями. В ЦТК важнейшая регуляторная реакция - образование цитрата из оксалоацетата и ацетил-КоА, катализируемая цитратсинтазой.