70333

Словарь терминов по средневековым школам и университетам

Доклад

Культурология и искусствоведение

Диспут (лат. disputatio) – в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки устоявшиеся...

Русский

2014-10-19

95 KB

2 чел.

Словарь терминов по средневековым школам и университетам.

А

Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств.

Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось любое помещение, включая даже дом преподавателя.

Б

Бакалавр (лат. baccalaurus – увенчанный лавром) – низшее звание в академии, первая учёная степень, помощник магистра.

Большой ординарный учебный период (лат. magnus оrdinarius) – период обучения в университете, длился с середины сентября или октября до Пасхи, согласно учебному плану.

В

Вагант (от лат. clerici vagantes — странствующие клирики) – бродячий школяр, переходящий из города в город в поисках нужных ему преподавателей или возможности подзаработать (впрочем, одно другому не мешает).

Д

Декан (от греч. δέκα — десять; буквально — «десятник») – в римской армии старший над десятью воинами. Значение сохранилось и позже, варьировалась лишь категория подчинённых (дворцовые прислужники; священники). В университете декан стал выборным представителем факультета.

Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист или документ) – в римской армии официальный документ, при предъявлении которого солдат мог требовать от гражданских лиц размещения и питания (выдавался в поход или командировку). Позже так назывались документы вообще (папские буллы; хартии). В университете так стал называться документ об окончании  данного учебного заведения.

Диспут (лат. disputatio) – в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения. 

Диссертация (от лат. dissertatio — сочинение, рассуждение, доклад) – сочинение, написанное для получения учёной степени.

К

Кафедра (греч. καθέδρα - седалище; сиденье) – первоначально место, где учреждён епископский престол или место в церквах, с которых проповедовали. В университетах - возвышение для лектора, оратора или предмет преподавания.

 Квадривиум (лат. quadrivium) – повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах. Квадривий состоял из 4 дисциплин: арифметики (считалась базовой дисциплиной), геометрии, астрономии и музыки (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и т.п.).

Коллегия, колледж (лат. collegium – от con с, вместе, и lego читаю, выбираю) – студенческие общежития XIV-XV вв. Со временем в коллегиях стали проводиться лекции и диспуты.

Куратор (лат. curator, от cura попечение) – попечитель университета.

Л

Лекция (лат. lectio – слушаю) – чтение преподавателем книги, с пояснениями. Учащийся должен был иметь текст лекции. Лекции делились на ординарные (обязательные; обычно проводилось с утра) и экстраординарные (дополнительные; проводились обычно вечером).

Лиценциат (лат. licentiatus от слова licet - дозволено) – бакалавр, получивший право на преподавание (licentio docendi). Давалось спустя два года после получения звания бакалавра.

М

Магистр (лат. magister - учитель) – первая учёная степень. Присуждалась через полгода после получения лиценциата и защиты диссертации.

Малый ординарный учебный период (лат. ordinarius parvus) – период обучения в университете, длился с Пасхи до конца июня, согласно учебному плану.

Р

Ректор (лат. rector управитель) – выборный руководитель университета.

С

Семестр (лат. semestris - шестимесячный) – учебный период в шесть месяцев.. Разделение появилось лишь к концу Средневековья, в германских университетах.

Семь свободных искусств (лат. septem artes liberales) – предметы, изучаемые на артистическом факультете. В него входили: грамматика, риторика, диалектика (искусство мыслить, логика) – входили в первый уровень;  арифметика, геометрия, астрономия и музыка – входили во второй уровень.

Стипендия (лат. stipendium  - оклад, жалование) – солдатское жалованье в римской армии. Позже стало обозначать жалование в университетах.

Тривиум (лат. Trivium перекрёсток трёх дорог ) – первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения.

Университет, высшая школа (лат. universities – целостность, объединение) – союз преподавателей и студентов, а так же книготорговцев, переписчиков, аптекарей, изготовителей пергамента, чернил, перьев и т. д.. Университеты появились в конце XII – начале XIII вв. Возникали они либо на основе бывших кафедральных школ (например, Парижский университет образовался на основе школы при соборе Парижской Богоматери), либо благодаря последователям учителя (например, Болонский университет возник из кружка учеников Ирнерия, знатока римского права). Университеты вскоре добились самоуправления, что было закреплено буллами Папы Римского (эти буллы не только отделяли университет от светской и духовной власти, но и признавали существование университета). Пока ещё не было разделения на среднее и высшее образования.

Ф

Факультет (лат. facultas – «возможность, способность») – объединение по предметам. В средневековой высшей школе было четыре факультета: артистический, юридический, философский и медицинский.

Городская школа. Средневековый рисунок. 

Урок в средневековой монастырской школе. Миниатюра. Начало XIV в.

Используемый  материал.

http://www.countries.ru

http://www.duat.asia Звезда Назарета???????

http://murzim.ru Логистика?????????????????

http://drevnost.info Русская армия???????

http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0  Реферат на тему Первые европейские университеты и наука????????????

Подготовил Куц С.А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28561. Открытое шифрование и электронная подпись 14.08 KB
  Пользователь А вырабатывает цифровую подпись предназначенного для пользователя В сообщения М с помощью следующего преобразования: SIGm=EebnbEdanaM При этом он использует: свое секретное преобразование; открытое преобразование Eebnb пользователя В. Edana Затем он передает пользователю В пару{MSIGM}. Пользователь В может верифицировать это подписанное сообщение сначала при помощи своего секретного преобразованияс целью получения Edbnb EdanaM=EdbnbSIGM=EdbnbEebnbEdanaM и затем открытого Eeana пользователя А для...
28562. Основные результаты статьи Диффи и Хеллмана 24.93 KB
  Первая публикация данного алгоритма открытого ключа появилась в статье Диффи и Хеллмана в которой вводились основные понятия криптографии с открытым ключом и в общих чертах упоминался алгоритм обмена ключа ДиффиХеллмана. Сам алгоритм ДиффиХеллмана может применяться только для обмена ключами. Безопасность обмена ключа в алгоритме ДиффиХеллмана вытекает из того факта что хотя относительно легко вычислить экспоненты по модулю простого числа очень трудно вычислить дискретные логарифмы.
28563. Однонаправленные функции, построение однонаправленных функций с секретами 14.43 KB
  Обозначим через QF сложность вычисления значения Fx для произвольного xX через QF1 сложность вычисления по произвольному yY значения x такого что Fx=y сложность вычисления понимается в стандартном смысле теории сложности. Сложность вычисления F такова что алгоритм ее вычисления реализуем на современной технике и выдает ответ за приемлемое время 2. Сложность вычисления F1 такова что алгоритм ее вычисления либо не реализуем на современной технике либо не дает ответ за приемлемое время. Что считать приемлемым...
28564. Система RSA. Использование алгоритма Евклида для расчета секретного ключа d 23.69 KB
  Подобный блок может быть интерпретирован как число из диапазона 0; 2i1;; для каждого такого числа назовем его mi вычисляется выражение ci=mie mod n 3.По теорема Эйлера если число n представимо в виде двух простых чисел p и q то для любого x имеет место равенство Xp1q1 mod n =1 Для дешифрования RSAсообщений воспользуемся этой формулой. Возведем обе ее части в степень y: Xyp1q1 mod n = 1 y=1 Теперь умножим обе ее части на x : xyp1q11 mod n =...
28565. Алгоритма цифровой подписи Эль Гамаля, преимущества по сравнению с методом RSA, недостатки 13.41 KB
  Алгоритма цифровой подписи Эль Гамаля преимущества по сравнению с методом RSA недостатки. В отличие от RSA метод ЭльГамаля основан на проблеме дискретного логарифма. По сравнению с методом RSA данный метод имеет целый ряд преимуществ: 1. Кроме того данный алгоритм подписи не допускает его использования в качестве алгоритма шифрования в отличии от RSA в котором шифрование и подпись суть одно и то же а следовательно не подпадает ни под какие экспортные ограничения из США.
28566. Проблема дискретного логарифмирования, аутентификация 86.42 KB
  Система строится из криптографических примитивов низкого уровня:групповой операции симметричного шифра функции хэширования и алгоритма вычисления кода аутентификации сообщенияимитовставки MAC. Код аутентификации сообщения позволяет пользователям обладающим общим секретным ключом выработать битовую строку для аутентификации и проверки целостности данных Пусть Msg = {01} пространство сообщений mKey = {01}mLen пространство ключей для вычисления MAC для некоторого mLen N Tag = {01}tLen включающее множество всех возможных...
28567. Система открытого шифрования RSA, атаки на RSA 15.87 KB
  В настоящее время наиболее развитым методом криптографической защиты информации с известным ключом является RSA названный так по начальным буквам фамилий ее изобретателей Rivest Shamir и Adleman и представляющую собой криптосистему стойкость которой основана на сложности решения задачи разложения числа на простые сомножители. Чтобы использовать алгоритм RSA надо сначала сгенерировать открытый и секретный ключи выполнив следующие шаги: выберем два очень больших простых числа p и q; определим n как результат умножения p на q n = p Ч...
28568. Система электронной подписи Эль Гамаля (EGSA - ElGamal Signature Algorithm) 16.07 KB
  Затем выбирается секретное число х и вычисляется открытый ключ для проверки подписи y=gxmod p Далее для подписи сообщения М вычисляется его хэшфункция т = hM. Выбирается случайное целое k:1 k p1 взаимно простое с р1 и вычисляется r=gkmod p. После этого с помощью расширенного алгоритма Евклида решается относительно s уравнение m=xrksmodp1. Получатель подписанного сообщения вычисляет хэшфункцию сообщения m=hM и проверяет выполнение равенства yrrs=gxrgks=gxrks=gmmod p.
28569. Система открытого шифрования Эль Гамаля 58 KB
  Для шифрования сообщения M проводится следующая процедура: Выбирается случайное число k kP1=1 Вычисляется G=AK mod P Вычисляется H=yK M mod P Пара G H является шифрованным сообщением M При расшифровании вычисляется: H GX mod P = yK M AXK mod P = M mod P Преимуществами системы ЭЦП и ОШ Эль Гамаля является простота генерации открытых и секретных ключей а так же то что параметры P и A могут быть общими для всех участников сети связи.