70333

Словарь терминов по средневековым школам и университетам

Доклад

Культурология и искусствоведение

Диспут (лат. disputatio) – в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки устоявшиеся...

Русский

2014-10-19

95 KB

2 чел.

Словарь терминов по средневековым школам и университетам.

А

Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств.

Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось любое помещение, включая даже дом преподавателя.

Б

Бакалавр (лат. baccalaurus – увенчанный лавром) – низшее звание в академии, первая учёная степень, помощник магистра.

Большой ординарный учебный период (лат. magnus оrdinarius) – период обучения в университете, длился с середины сентября или октября до Пасхи, согласно учебному плану.

В

Вагант (от лат. clerici vagantes — странствующие клирики) – бродячий школяр, переходящий из города в город в поисках нужных ему преподавателей или возможности подзаработать (впрочем, одно другому не мешает).

Д

Декан (от греч. δέκα — десять; буквально — «десятник») – в римской армии старший над десятью воинами. Значение сохранилось и позже, варьировалась лишь категория подчинённых (дворцовые прислужники; священники). В университете декан стал выборным представителем факультета.

Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист или документ) – в римской армии официальный документ, при предъявлении которого солдат мог требовать от гражданских лиц размещения и питания (выдавался в поход или командировку). Позже так назывались документы вообще (папские буллы; хартии). В университете так стал называться документ об окончании  данного учебного заведения.

Диспут (лат. disputatio) – в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения. 

Диссертация (от лат. dissertatio — сочинение, рассуждение, доклад) – сочинение, написанное для получения учёной степени.

К

Кафедра (греч. καθέδρα - седалище; сиденье) – первоначально место, где учреждён епископский престол или место в церквах, с которых проповедовали. В университетах - возвышение для лектора, оратора или предмет преподавания.

 Квадривиум (лат. quadrivium) – повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах. Квадривий состоял из 4 дисциплин: арифметики (считалась базовой дисциплиной), геометрии, астрономии и музыки (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и т.п.).

Коллегия, колледж (лат. collegium – от con с, вместе, и lego читаю, выбираю) – студенческие общежития XIV-XV вв. Со временем в коллегиях стали проводиться лекции и диспуты.

Куратор (лат. curator, от cura попечение) – попечитель университета.

Л

Лекция (лат. lectio – слушаю) – чтение преподавателем книги, с пояснениями. Учащийся должен был иметь текст лекции. Лекции делились на ординарные (обязательные; обычно проводилось с утра) и экстраординарные (дополнительные; проводились обычно вечером).

Лиценциат (лат. licentiatus от слова licet - дозволено) – бакалавр, получивший право на преподавание (licentio docendi). Давалось спустя два года после получения звания бакалавра.

М

Магистр (лат. magister - учитель) – первая учёная степень. Присуждалась через полгода после получения лиценциата и защиты диссертации.

Малый ординарный учебный период (лат. ordinarius parvus) – период обучения в университете, длился с Пасхи до конца июня, согласно учебному плану.

Р

Ректор (лат. rector управитель) – выборный руководитель университета.

С

Семестр (лат. semestris - шестимесячный) – учебный период в шесть месяцев.. Разделение появилось лишь к концу Средневековья, в германских университетах.

Семь свободных искусств (лат. septem artes liberales) – предметы, изучаемые на артистическом факультете. В него входили: грамматика, риторика, диалектика (искусство мыслить, логика) – входили в первый уровень;  арифметика, геометрия, астрономия и музыка – входили во второй уровень.

Стипендия (лат. stipendium  - оклад, жалование) – солдатское жалованье в римской армии. Позже стало обозначать жалование в университетах.

Тривиум (лат. Trivium перекрёсток трёх дорог ) – первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения.

Университет, высшая школа (лат. universities – целостность, объединение) – союз преподавателей и студентов, а так же книготорговцев, переписчиков, аптекарей, изготовителей пергамента, чернил, перьев и т. д.. Университеты появились в конце XII – начале XIII вв. Возникали они либо на основе бывших кафедральных школ (например, Парижский университет образовался на основе школы при соборе Парижской Богоматери), либо благодаря последователям учителя (например, Болонский университет возник из кружка учеников Ирнерия, знатока римского права). Университеты вскоре добились самоуправления, что было закреплено буллами Папы Римского (эти буллы не только отделяли университет от светской и духовной власти, но и признавали существование университета). Пока ещё не было разделения на среднее и высшее образования.

Ф

Факультет (лат. facultas – «возможность, способность») – объединение по предметам. В средневековой высшей школе было четыре факультета: артистический, юридический, философский и медицинский.

Городская школа. Средневековый рисунок. 

Урок в средневековой монастырской школе. Миниатюра. Начало XIV в.

Используемый  материал.

http://www.countries.ru

http://www.duat.asia Звезда Назарета???????

http://murzim.ru Логистика?????????????????

http://drevnost.info Русская армия???????

http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0  Реферат на тему Первые европейские университеты и наука????????????

Подготовил Куц С.А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74590. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества кожно-нарывного действия. Клиника, диагностика и лечение 99 KB
  Клиника поражения и особенности её проявления при различных путях поступления в организм. Эти ОВ являются клеточными органическими ядами вызывают язвенно-некротические поражения тех органов и систем с которыми имеют контакт и кроме того оказывают общерезорбтивное действие на организм. В связи с этим они на большие сроки выводят личный состав из строя затрудняется лечение поражения ими так как отсутствует за исключением унитиола при поражении люизитом антидотная терапия. Местное действие проявляется в развитии воспалительного и...
74591. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ 114.5 KB
  Значительная часть американских химических боевых средств размещена и за пределами национальной территории: в Южной части Тихого океана (атолл Джонсоне) и в Германии. Общий объём ОВ, находящихся только на территории Германии
74592. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика и лечение 126 KB
  Это объясняется следующими свойствами ФОВ: а высокой токсичностью в десятки раз и сотни превышающая токсичность старых ОВ ультраяды один вдох смертелен при концентрации 01 мг л. На тактическое использование ФОВ существенное влияние оказывают их физико-химические и токсические свойства. После возникновения клинической картины отравления смертельный исход наступает обычно быстрее чем при поражении другими ФОВ. Способы доставки ФОВ: авиабомбы артиллерийские химические снаряды мины фугасы специальные распылители...
74593. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества общеядовитого действия. Клиника 29.97 KB
  Физикохимические и токсические свойства синильной кислоты цианидов оксида углерода нитробензола серо водорода акрилнитрила динитроортокрезола и др. Некоторые органические соедине ния синильной кислоты употребляются в сельском хозяйстве в добывающей промышленности могут встречаться поражения людей этими соединениями. снарядами снаряженными смесью синильной кислоты и треххлористого мышьяка. синильной кислоты и хлорциана опасность синильной кислоты в полевых условиях оказалась не существенной изза низкой устойчивости ее паров в...
74594. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества удушающего действия. Клиника. Диагностика и лечение 35.16 KB
  Для клинической картины интоксикации этими ОВ типично развитие острого отека легких который и является основной причиной гибели пораженных. Газобаллонные пуски хлора предпринятые немецкими милитаристами 22 апреля 1915 года вызвали массовое поражение токсическим отеком легких. Военному врачу нужно быть готовым к оказанию помощи больным с токсическим отеком легких и в мирное время. ОВ удушающего действия фосген и дифосген вызывают развитие токсического отека легких без выраженных резорбтивных признаков.
74595. Отравляющие вещества раздражающего действия 23.47 KB
  Изучить патологию клинику и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Рассмотреть медицинские средства профилактики оказания помощи и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Бадюгина Материальное обеспечение: Таблицы по ОВ раздражающего действия.
74596. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества психотомиметического действия. Клиника, диагностика и лечение 71.5 KB
  Изучить патологию, клинику и лечение поражений ОВ психотомиметического действия. Изучить медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ОВ психотомиметического действия.
74597. Ядовитые технические жидкости 78 KB
  Знать токсикологическую характеристику ядовитых технических жидкостей. Знать медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ядовитыми техническими жидкостями.