70334

Терминология средневековой литературы

Книга

Литература и библиотековедение

Канцона буквально песня лирическая форма средневековой поэзии возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями.

Русский

2014-10-19

22.65 KB

0 чел.

Терминология средневековой литературы.(Громова Н.В.)

Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — святой; γράφω — пишу) — изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении  и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества.

Альманахи и сборники [арабск. — «al mana» — время, мера]. Альманахами в конце средних веков назывались заимствованные у арабов таблицы, наподобие календарных, к к-рым обычно прибавлялись астрономические и др. примечания. С XVI в. они начали издаваться ежегодно, причем к календарным сведениям прибавляли разные предсказания и официальные известия справочного характера: о ярмарках, рынках, монетных дворах, движении почт, придворных балах и т. п.

Анапестографические книги — так назывались книги, отпечатанные на одной стороне листа. В книге таким образом одна страница была с текстом, а другая — чистая. Иногда страницы склеивались между собой чистыми сторонами.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Бард (от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому *gwerh — провозглашать, петь) — певцы и поэты у кельтских народов, одна из категорий друидов. В середине XV века слово бард из гэльского языка вошло в шотландский диалект английского в значении «бродячий музыкант».

Ваганты - это бродячие школяры (студенты, иногда клирики) способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. Пик развития движения вагантов приходился на XII - первую половину XIII вв, хотя началось все раньше - в XI в с созданием и развитием университетов.

Ди [Dit, Dict — буквально «сказ»] — в старофранцузской литературной терминологии — обозначение относительно короткого стихотворного произведения преимущественно дидактического характера, тематически совершенно неопределенного.

Друиды [галльское druidae, древне-ирландское druid] — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью. У галлов Друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, которые они передавали молодежи изустно. Школы Друидов существовали и у островных кельтов.

Жонглеры [старофранцузское — «jougleor», «jongleur», из латинского «joculator» — «потешник»] — интернациональное явление феодального средневековья, бродячие сказители и певцы, часто также музыканты, фокусники и т. п., — социально пестрая группа, обслуживавшая — в противоположность куртуазным поэтам — не только владетельного сеньора и рыцаря, но и горожанина и даже крестьянина.

Завещание (как литературный жанр) — использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания для разработки дидактической или сатирической тематики.

Зерцало [латинское speculum, немецкое Spiegel] —название дидактических трактатов самого разнообразного содержания: богословского, юридического, политического. Правила поведения, поучительные рассказы тоже образуют содержание отдельных зерцал. Иногда зерцалом называются энциклопедии.

Канцона — буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями.

Лэ — во французской литературе XII—XIV веков стихотворное повествовательное произведение лирического или лирико-эпического характера. Лэ очень близко рыцарскому роману (два жанра развиваются параллельно) и отличается от него преимущественно объёмом.

Менестрель (франц. ménéstrel, от средневек. лат. ministerialis) — ныне употребительное обозначение средневекового певца и поэта.

Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы.

Новелла [итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории литературы одну из форм повествовательного художественного творчества.

Пастуре́ль (фр. pastourelle) — разновидность канцоны, повествовательная песня о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure) и его заигрываниях, часто прерываемых агрессивным вмешательством друга пастушки.

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

Рондо [франц. rondeau, старо-франц. rondel, старо-провансальское redondel] — форма строфы, возникшая во французской лирике XIII—XIV вв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом.

Рыцарский роман (фр. romanz) — повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный. Называется также «куртуазный роман». Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы.

Са́га (др.-сканд. saga) — понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг».

Сирвентес, или Сирвента [старопрованс, «sirventes»] — жанр лирики трубадуров, строфическая песня, разрабатывающая актуальные темы политической и общественной жизни, а порой и темы обще дидактические, но исключающая темы любовные и религиозные.

Скальды — старо скандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории литературы оно применяется только к поэтам придворным.

Трубадуры [от провансальского trobar — «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни»] — средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старо провансальском языке. Обычно трубадуры были и певцами-исполнителями своих произведений, и только некоторые из них ограничивались составлением лишь поэтического текста и музыкальной мелодии, поручая исполнение их жонглеру. Творчество трубадуров развивалось главным образом в Провансе, но культивировалось также в Северной Франции, в Италии и Испании. Во многих областях Испании и Италии язык провансальских поэтов был в те времена единственным литературным языком.

Труверы[ед. ч. troveres, trouveres, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять] — так назывались в средневековой Франции, с конца XI до начала XIV в., поэты, слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо).

Фаблио - (фабльо) (франц. fabliau - побасенка) - во французской средневековой литературе 12-14 вв. короткая комическая повесть в стихах. Отражала идеологию городского люда; грубоватый юмор соседствует с моральным поучением.

Фарс [франц. farce, латин. farsa] — один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте, позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в.

Exempla (ед. ч. exemplum, буквально «пример») — жанр средневековой латинской литературы с ярко выраженной дидактической функцией; возник как украшение в проповедях или рассуждениях и восходит к ораторской практике античности.

Dansa — один из подражающих формам фольклора жанров поэзии трубадуров. Принадлежит к синкретическим жанрам, т. е. сочетающим три рода искусства — поэзию, музыку и танец. По построению близка к средневековой балладе.

Gesta Romandorum [«Деяния Римские»] — знаменитый средневековый сборник поучительных рассказов, изложенных латинской прозой; составлен в XIV в. неизвестным автором или авторами; пользовался огромной популярностью и неоднократно пересказывался и на народных яз.

Источники:

  1.  Энциклопедия Аванта +. Том 15. Всемирная литература: От зарождения словесности до Гёте и Шиллера. М, 2001 год.
  2.  http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-1141.htm 

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28451. Гостиничная услуга, ее специфика и составные элементы. Особенности работы гостиничного предприятия 74.5 KB
  Зависимость гостиничных услуг от целей путешествия объясняется тем что решения гостя посетить определенное место основывается как правило не на факторе наличия в этом месте конкретной гостиницы. Колебания спроса непосредственным образом связаны с социальноэкономической и политической обстановкой месторасположения гостиницы. работа персонала гостиницы особенно тех кто непосредственно контактирует с клиентами требует умения и желания находить общий язык с самыми разными людьми поскольку среди постояльцев гостиницы бывают богатые и...
28452. Понятие и содержание инновационных процессов. Сущность и виды инноваций. Модель инновационной деятельности 63.5 KB
  В мировой практике и экономической литературе инновации интерпретируются как превращение потенциального научно технического прогресса в реальный воплощающийся в новых продуктах технологиях и услугах. Инновационная деятельность это деятельность направленная на практическое использование научнотехнических результатов с целью получения нового продукта для удовлетворения потребностей общества. Инновации нововведение это конечный результат инновационной деятельности получивший применение в виде нового или усовершенствованного продукта...
28453. Инфраструктура предприятий сервиса. Технические средства предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма 39 KB
  Многие туристские фирмы уделяют большое внимание компьютеризации системы бронирования в режим реального времени. Первые системы резервирования появились на рынке в середине 60х годов. Это были системы апполо и сабре. Создание глобальных распределительных сетей в дополнение к возможностям электронного сервиса при бронировании мест для транспортирования авиапассажиров эти системы позволяют резервировать места в гостиницах брать на прокат автомобили.
28454. Организация подтверждения соответствия в сфере туристских услуг в РФ. Характеристика госуд стандартов, используемых в сфере туристских услуг 66.5 KB
  Сертификация форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов положениям стандартов или условиям договора. Система сертификации совокупность правил выполнения работ по сертификации ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Сертификация форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов...
28455. Правовое обеспечение воздушных перевозок в международном и внутреннем сообщениях 107.5 KB
  И этому есть ряд причин: вопервых авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния; вовторых сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид; втретьих авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки. Основными документами регулирующими международные воздушные перевозки являются международные...
28456. Осмысление потребности в сущности бытия и сущности человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека 51.5 KB
  Осмысление потребности в сущности бытия и сущности человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Потребность отражение в сознании человека необходимости получения чегото жизненно важного побуждающего его к активной целенаправленности деятельности. Удовлетворение потребностей цель любой деятельности человека.
28457. Сутність та задачі психологічної підготовки 105.5 KB
  Зміст морально-психологічного забезпечення та його особливості при виконанні службово-бойових завдань у повсякденній діяльності військ. Особливості при виконанні службово-бойових завдань у повсякденній діяльності військ...
28458. Понятие и сущность сервисной деятельности. Отличительные особенности услуг от товаров 108.5 KB
  В соответствии с Российским ГОСТ 564694 Услуги населению. По функциональному назначению услуги оказываемые населению подразделяются на материальные по удовлетворению материальнобытовых потребностей потребителя бытовых услуг и социальнокультурные услуги удовлетворение духовных интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. лиц оказывающих услуги населению. Обслуживание это деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.