70339

Средневековая музыка

Книга

Музыка

Alternatim - техника «альтернативного» исполнения псалмов и (псалмоподобных) песней библейских (Benedictus, магнификат), а также строфических форм григорианского хорала. Начиная с позднего Средневековья, а особенно в эпоху Ренессанса и в барочной музыке один стих таких молитв...

Русский

2014-10-19

651.8 KB

1 чел.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Словарь терминов

по курсу

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.

СРЕДНИЕ ВЕКА

на тему: «Средневековая музыка»

Выполнил:

Бакалавр -го1 года обучения

Рыбин Александр Алексеевич

Руководитель –

 Доцент, к.и.н. Ртищева Галина Анатольевна

Ave Mariaмузыкальные произведения на текст одноименной католической молитвы или на свободный текст, включающий обращение к деве Марии. Ренессанснымн мастерами создано значительное число полифонических сочинений на григорианское песнопение А. М. Позднее создавались и носящие назв. "А. М." соч. на неканонические тексты. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/a/87.html)

Alternatim - техника «альтернативного» исполнения псалмов и (псалмоподобных) песней библейских (Benedictusмагнификат), а также строфических форм григорианского хорала. Начиная с позднего Средневековья, а особенно в эпоху Ренессанса и в барочной музыке один стих таких молитв распевался, как обычно, монодически, а другой — в виде многоголосной обработки хорала или стандартного псалмового тона — вокально (хором или ансамблем) либо инструментально (как правило, на органе). Из практики органной импровизации на хорал развились специфические формы органной музыки — версеты и органная месса. Техника alternatim развилась из традиции антифонного распева псалмов. (ru.wikipedia.org)

Ars nova – способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291—1361) в трактате «Ars Nova» и давший композиторам новые возможности записи длительности нот и ритма, неизвестные в прежней технике многоголосной композиции. Главные новации  — сочетание двоичного и троичного деления нот и системы записи длительности каждой ноты. (ru.wikipedia.org)


Антифонное пение -  хоровое (ансамблевое) пение, в котором попеременно звучат два хора (или два вокальных ансамбля). В богослужении христиан западной Европы (у католиков, позже и у протестантов) антифонное пение дало толчок к развитию многоголосной музыки. (ru.wikipedia.org)


Арфа - щипковый струнный музыкальный инструмент. Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика во-вторых, из верхней части (в виду больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса  в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны. (ru.wikipedia.org)

Арфа. Источник: http://medmus.ru/photo/1/srednevekovaja_arfa/1-0-10


Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Баллада возникла во Франции в результате распада канцоны в конце XIII века. (ru.wikipedia.org)

Баллата -  поэтическая и музыкальная форма в Италии XIII - начала XV веков, один из наиболее характерных жанров периода Ars nova лирического содержания (нередко с шутливым и наивно-морализующим оттенком).
В XIII и первой половине XIV веков баллата — одноголосная, со 2-й половины XIV века (в эпоху итальянского Ars nova) — многоголосная танцевальная песня. (ru.wikipedia.org)


Виола - семейство струнных смычковых инструментов. Различаются по размерам (31 -120 см), тесситуре, строю, пропорциям, количеству струн (5-7), наличию или отсутствию резонирующих струн и навязных ладов, по форме дек, колковой коробки и резонаторных отверстий, высоте обечаек, размерам шейки и грифа, а также по способу держания во время игры. Общее для всех видов виол: форма, напоминающая маленький контрабас, - тупые углы, покатые плечи, плоская задняя дека со скосом вверху, широкий гриф с ладами. Настройка - по квартам с терцией посредине. Основные разновидности виол: сопрановая, высокая сопрановая, малая альтовая, альтовая, малая басовая, или теноровая, известная под названием виола да гамба , большая басовая в результате её эволюции возникла т.н. виола-бастарда, контрабасовая. Виолы всех видов при игре держали вертикально, опирая на левое колено или между колен.

(http://www.music-dic.ru/html-music-keld/v/1442.html)

Виолы. Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Viola_da_gamba.png?uselang=ru


Виреле -  старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. Одна из типичнейших твёрдых форм в поэзии и музыке Ars nova. Сложилась в творчестве трубадуров, родственна рондо и балладе. Известна с XII в. Истоки  - в народной песенно-танцевальной музыке. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/v/1447.html; ru.wikipedia.org)


Волынка - традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии. Представляет собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия. (ru.wikipedia.org)

Волынка. Источник: http://medmus.ru/photo/1/bagpipe/1-0-5

Вилланелла - форма итальянской лирической (пасторальной, часто с комическим оттенком) поэзии и многоголосная песенная форма. Вилланелла зародилась, вероятно, в Неаполе во второй половине XV века. С 30-х годов XVI века получила стабильный вид куплетно-строфической формы на 3 или 4 голоса (с конца XVI века также на 5 голосов). (ru.wikipedia.org)


Гимны - торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально божество). Гимн встречается в сакральной поэзии многих народов и генетически восходит к молитве. Элементарные компоненты гимна — эпиклеза, то есть священное имя, и просьба. Третьим элементом структуры гимна обычно считают  эпическую часть. (ru.wikipedia.org)

Гокет -  техника многоголосной композиции в музыке XIII—XIV веков. Суть техники состоит в том, что мелодическая линия рассекается на отдельные звуки или группы звуков, которые распределяются по разным голосам или инструментам, отчего исполнение становится прерывистым, как бы заикающимся. (ru.wikipedia.org)


Градуал - в богослужении католиков 1) обиходная книга с песнопениями и текстами для мессы; 2) жанр и текстомузыкальная форма респонсорного типа.

Градуал (респонсорий мессы) состоит из хорового рефрена (A) и сольной части (B), именуемой «верс» ,которые чередуются по схеме ABA (повторное проведение A обычно сокращено). Текст верса, как правило, заимствуется из Псалтири. Древнейшие мелодии градуалов написаны во втором (гиподорийском) и пятом (лидийском) ладах. Градуал зачастую богато украшен протяжёнными мелизмами , что предполагает высокое исполнительское мастерство певчих. (ru.wikipedia.org)


Григорианское пение - григорианский хорал— традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки: от органума   до мессы высокого Возрождения. (ru.wikipedia.org)


Диатоника - семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам. Служит основой диатонического звукоряда (гаммы) со специфическим чередованием идущих подряд 2-3 целых тонов и полутона.

Дискант -  вид многоголосия 12-15 вв. От органума отличался главным образом точной метрической выверенностью (мензурацией) всех голосов и созвучий. Первоначально термин обозначал двухголосие в синхронном ритме ("нота против ноты") и преимущественно с противоположным движением голосов. В 14 в. дискант соприкасается с понятием контрапункт. (Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)


Жиг – западноевропейский, средневековый струнный смычковый музыкальный инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока. Жиг был лишен чётко обособленных типовых признаков. Hаибольшим разнообразием отличались формы головки и резонаторных отверстий; некоторые инструменты не имели струнодержателя - в этих случаях струны крепились непосредственно к корпусу. Жиг пользовался большой популярностью, особенно y жонглёров. Упоминания o жиге часто встречаются в песнях, письменные сведения o нем сохранились начиная c XII в. (http://www.belcanto.ru/zhiga.html)

Жиг. Источник: http://medmus.ru/photo/1/jig/1-0-3


Жонглер - странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто — песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.

Старофранцузский жонглёр соответствует кастильскому хуглару, немецкому шпильману,  английскому менестрелю. (ru.wikipedia.org)


 Канцона - первоначально вид лирической поэзии трубадуров Прованса. В 13-17 вв. канцона получила распространение в Италии и Сев. Франции. Тексты канцоны в 16 в. использовались в  мадригалах. Канцоной называли также инструментальные переложения вокальных сочинений. По форме инструментальные канцоны были аналогичны ричеркарам. (Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990).

Качча -  поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV - начала XV веков. Рисует сцены охоты, рыбалки, ярмарки. Для каччи типична звукоизобразительность (передача лая собак, крика охотников и т.п. через музыку). Поэтическая форма строится как чередование рифмованных строк разной длины. Каноничные формы типа качча и шас применялись в 14 в. в итальянских мадригалах, французских балладах, ле. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/3093.html)

Клавесин -  клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам и при нажатии клавиш через передаточный механизм защипываются плектром. Известен с 15 в., использовался соло и в ансамбле. Характер тембра, отрывистый и мало певучий звук привели к тому, что в конце 18 в. стал выходить из употребления. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/3199.html)

Клавесин. Источник: http://medmus.ru/photo/1/starinnyj_klavesin/1-0-13


Кондукт - средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную  тему. Термин впервые появился ок. 1140 как обозначение тропов к литургическим чтениям. Позднее также относился к духовным нелитургическим и светским, преимущественно многоголосным, композициям на латинские, главным образом строфические, тексты. Предполагается, что кондукты могли звучать в ходе литургических процессий, могли входить в структуру литургической драмы. Для кондуктов в целом характерны многоголосие "нота-против-ноты", простой ритм. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/3380.html)

Лад - приятная для слуха согласованность звуков по высоте (то же, что гармония в муз.-эстетич. смысле); системность высотных связей, объединённых центральным звуком (или созвучием), а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще в виде звукоряда). (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/3724.html)

Лауда - итальянская духовная внелитургическая песня. Была распространена в 13-16 вв. Тексты Л. - стихи, как правило, на итальянском языке, реже - на латыни; они нередко пелись на светские нар. мелодии. По строению лауда близка французской виреле и италянской баллате: она начинается рефреном, который повторяется после каждой строфы (исполнялся хором). В 13-14 вв. лауды были одноголосны: в 15 в. появились 2-, 3-голосные, в начале 16 в. - 4-голосные, близкие фроттолам. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/3778.html)


Ле - французская музыкально-поэтическая форма, характерная для творчества труверов (XII-XIV вв.). Текст религиозный или светский (любовного, пасторального характера) строфического строения, включает 60-100 и более стихов. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/3787.html)


Лира струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. (ru.wikipedia.org)

Литавра -  древний ударный инструмент. Состоит из котлообразного корпуса с резонаторным отверстием в днище, сверху обтянутого кожаной мембраной. В Европе известна с XV в, с XVII в. входит в состав оркестра. Обычно используются 2 и более. Корпус металлический, натяжение мембраны регулируется 6-8 винтами, расположенными на равных расстояниях друг от друга по её окружности, одним винтом или специальным механизмом с педалью, позволяющим осуществлять перестройку инструмента в процессе игры. Звук гулкий, раскатистый, извлекается 2 палочками с головками разной степени твёрдости - в зависимости от характера исполняемой музыки.

(http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/3926.html)

Литавра. Источник: http://medmus.ru/photo/1/starinnye_litavry/1-0-11

Лютня - струнный щипковый инструмент ближневосточного происхождения. В Зап. Европе лютня появилась в позднем средневековье. Имеет полусферический, вытянутый в длину (овальный или миндалевидный) корпус, склеенный из деревянных сегментов и закрытый спереди плоской декой (с резонансным отверстием в виде резной розетки и подставкой), а также короткую широкую шейку с навязными ладками на грифе и полковую коробку, отогнутую назад под прямым углом. Струны группируются в ряды: одинарные (крайние справа - дополнительные басовые, слева - самая высокая мелодическая) и парные (настроенные в унисон или октаву). С XVI в. появились регистровые разновидности лютни, в т. ч. басовые с дополнительными рядами басовых струн, для которых была сконструирована дополнительная полковая коробка на удлинённой или второй шейке. Звукоизвлечение - плектром или пальцами.

(http://www.music-dic.ru/html-music-keld/l/4022.html)

Лютня. Источник: http://medmus.ru/photo/1/lute/1-0-1

Магнификат - церковное песнопение на текст из Евангелия (эпизод Благовещения). В практике средневековой григорианской монодии текст распевался на специальные мелодии, формулы восьми "тонов магнификата", отличающихся от речитативных псалмовых тонов большей распевностью и развитостью мелодии, оборотов. Наиболее ранние образцы многоголосных обработок мелодии магнификата относятся к XIV в. В XV-XVI вв. широко практиковалось альтернативное исполнение, при котором чётные стихи звучали у солиста, нечётные - у хора или наоборот. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4049.html)


Менестрель - в средние века профессиональный музыкант и поэт, иногда рассказчик, служивший у феодала, а также у трубадура во Франции, Англии и других странах, позднее странствующий музыкант (до XVII в.). С XIII в. труверов и трубадуров, позднее жонглёров также называли менестрелями. Городские менестрели с XIII в. объединялись в братства, образовывали школы. В XIV-XVIII вв. менестрелями также называли музыкантов, выступавших в сельской местности, в т. ч. на ярмарках, и являющихся носителями народных музыкальных традиций. Придворные менестрели исполняли песни в честь своего патрона, сопровождая пение игрой на инструменте, с XIV в. сочиняли музыку для танцев. В романтической литературе искусство менестрелей было идеализировано. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4327.html)

Месса - центральный обряд суточного богослужебного цикла католич. церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Состоит из ординария (разделы, текст которых должен звучать ежедневно) и проприя (разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника;). Текст обычно поется, но в некоторых случаях читается. Основные разновидности - реквием, краткая, "хоральная". В средневековой мессе представлены все виды григорианского хорала: речитатив и псалмодия, антифонное (интроит и коммунио) и респонсориальное (градуал, аллилуйя, офферторий) пение. С появлением многоголосия в Европе григорианские песнопения стали обрабатывать в виде органума, дисканта. К XIV в. относятся первые образцы полных хоровых многоголосых циклов ординария. С этого времени мессой называют хоровые циклы на текст ординария или проприя. Кроме хорового исполнения a cappella, мессы допускали участие инструментов, в нотах не указанных и дублировавших хоровые партии. Сложилась традиция замены в отдельных разделах мессы хорового звучания органным. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4350.html)


Миннезингер - в средневековой Австрии и Германии поэт-певец, автор-исполнитель произведений рыцарской лирики XII-XIV вв. - т. н. миннезанга. Песни, обычно строфические или в форме бар, исполнялись в сопровождении струнных инструментов; ритм определялся метрической структурой стихов. Произведения юго-восточных регионов с сер. XII в. включали элементы народной мелодики и танцевальной ритмики; творчество прирейнских регионов, воспевавшее культ "прекрасной дамы", носило изысканный отвлечённый характер. Расцвет миннезанга относится к XII-XII вв. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4421.html)


Многоголосие - принцип изложения в музыке, устанавливающий зависимость звуков как в последовательности, так и в одновременности. В отличие от одноголосия образуется сочетанием двух или более голосов. Объёмность, многомерность звучания  составляет важное свойство многоголосной музыки. Голоса соотносятся неодинаково, чем определяются различия в типах музыкального склада: полифонического, гомофонно-гармонического. Возникновение письменного многоголосия относится к 9 в. и открывает принципиально новый этап в истории музыки. К XV в.  становится господствующей формой изложения в европейском искусстве и остаётся таковой поныне. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4463.html)


Монодия - сольное лирическое пение в сопровождении  инструмента. Жанры - ария и сольный мадригал, речитатив в опере. В соответствии с новой эстетикой, связанной с зарождением оперы, предполагалось, что музыкальное содержание должно быть сконцентрировано в одной мелодии и определяться содержанием текста. С этим связан "говорящий" характер монодии. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4510.html)


Монокорд- 1) общее обозначение однострунного инструмента. 2) Музыкальный инструмент - акустический прибор, распространённый в Древней Греции и Риме. В Зап. Европе в эпоху средневековья и позднее вплоть до 19 в. Состоял из продолговатого (900-1200 мм) деревянного корпуса (планки), вдоль которого сверху натягивалась одна струна ограниченная с обоих концов фиксированными подставками (или порожками). Звук извлекался щипком или ударом (молоточками). Высота звука менялась при передвижении нефиксированной подставки. Использовался в основном при обучении пению и теории музыки (для определения интервалов и ладов), при настройке органных труб, в акустических экспериментах, реже  - в ансамблевом музицировании.

(http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4513.html)

Монокорд. Источник: http://medmus.ru/photo/1/monocorde/1-0-6


Мотет - род вокальной или вок.-инструментальной музыки. Исток мотета - в средневековой. практике тропирования. Ранние формы (кон. XII в.) возникли в результате подтекстовки верхнего голоса клаузулы, парафразирующей слова тенора. В теноре звучал литургический напев с литургическим текстом; с XIII в. проникают светские (песенные и танц.) мелодии и тексты. Важнейшее отличие мотета от других родов - многотекстовость. Новый тип - изоритмический - возник в эпоху Ars nova . У Й.Чикониа появляется мотет со свободно сочинённым тенором и имитациями в верхних голосах. В XV в. постепенно вырабатывается музыкальное и текстовое единство мотета. В XVI в. мотет развивается как в русле венецианской школы с типичной для неё многохорностью, так и в традициях римской школы, где расцветает классическая вокальная полифония. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4553.html)


Невмы -  в средневековой теории музыки невмами назывались: один звук ; нераспетая мелодия ; целое песнопение ; бытовавшие в IX-XVI вв. мелодические формулы, которые распевались на последнюю гласную текста антифона или респонсория, причём каждый церковный лад располагал своей группой версий невм. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/n/4728.html)


Нотоносец - 5 горизонтальных параллельных линий, на, над или под которыми помещаются нотные знаки. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/n/4841.html)


Одноголосие - принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодической. линией и противоположный многоголосию. Возможности обусловлены выразительностью мелодического рисунка; распространено в народной музыке. С периода одноголосия начинаются все профессиональные музыкальные культуры (григорианское пение, знаменный распев и прочие виды монодии); некоторые из них  исчерпывают себя в высокоразвитом одноголосии. В классической европейской музыке применяется в сольных произведениях для струнных, духовых, в традиционных вокальных жанрах (, как оттеняющее средство в многоголосной музыке, в стилизациях. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/o/4906.html)

Орган - клавишно-духовой инструмент. Состоит из труб, воздухонагнетательного механизма и аппарата управления. Трубы - металлические и деревянные, разные по форме (от неё зависит тембр) и размерам (от них зависит высота звука); различаются т. н. лабиальные  и язычковые трубы. Звучание лабиальных труб возникает в результате вибрации воздушного столба, включённого в корпусе трубы; у язычковых вибрацию металлического язычка вызывает воздушная струя, которая поступает под определенным давлением из мехов. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/o/4962.html)

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене. Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Organ_Frauenkirche_M%C3%BCnchen.jpg?uselang=ru


Органум - наименование ранних видов европейского многоголосия. Основные  виды: параллельный , где мелодия хорала дублируется в кварту или квинту; свободный  - с использованием противоположного и косвенного моноритмического движения голосов ; мелизматический , где на один звук хорала (слог текста) приходится несколько звуков контрапункта; метризованный  - 2-, 3- или 4- голосный с контрапунктирующими хоралу голосами, организованными в системе ритмических модусов.  (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/o/4964.html)

Песнь библейская (canticum, на профессиональном жаргоне — кантик) у католиков латинского обряда — богослужебный библейский текст, структурно и семантически подобный псалмам, но взятый не из Псалтири. В католическом богослужении молитва распевается на стандартный псалмовый тон с обрамляющим её антифоном в оффиции (службе часов); новозаветные кантики звучат в кульминационные моменты служб.  (ru.wikipedia.org)


Полифония - 1) вид многоголосия (многоголосного музыкального склада, отличного от гомофонно-гармонического), представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. Характерны: равноправие голосов, текучесть. 2) Основанная на этом виде многоголосия область музыкального искусства. В истории профессиональной европейской полифонии различают: полифонию средневековья (9-14 вв.), полифонию Возрождения (XV-XVI вв.), полифонию нового времени (с XVII в.). Первые образцы многоголосия, сохранившиеся в трактатах 9 в., представляют органум . Высшими достижениями полифонии XII-XIII вв. были мелизматический органум и мотет. Историческое значение в полифонии этого времени имеют освоение ритмического контраста голосов, опыты применения имитации, канона, возникновение остинатных форм.(http://www.music-dic.ru/html-music-keld/p/5317.html)

Псалмодия - 1) пение псалмов, а также тип мелодии, характерный для псалмов и основанных на них церковных песнопений. Ранние формы П. восходят к иудейскому богослужению. В древнейшем типе псалмодий сольное интонирование стихов чередовалось с хоровым ответом, выполнявшим функцию рефрена. Антифонная псалмодия - пение псалма поочерёдно двумя хорами. Мелодической моделью псалмодии служили псалмовые тоны. 2) Псалмодия в широком смысле - речитативное пение. 
(http://www.music-dic.ru/html-music-keld/p/5450.html)

Респонсо́рий  - песнопение католического обихода, при исполнении которого чередуются пение солиста и хоровой рефрен. Обычное место  в службе - после чтений в мессе и оффиции. В григорианском пении различают краткие респонсории для малых дневных часов, большие респонсории для 3 ночных часов, респонсории для градуала мессы. Текст состоит из хоровой части и одного или нескольких "стихов" либо заимствований из Псалтири, Нового завета, иногда небиблейского происхождения. Структуры напевов респонсория различны. "Стихи" исполняются в псалмодийной манере, рефрены распевны. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5641.html)

Рефрен - 1) в формах рондо и в рондо-сонате повторяющийся раздел с основной темой. В музыкально-поэтических формах XIII-XV вв. (балладе, виреле, рондо) означал точно повторяемые стихи текста, сопровождавшиеся одинаковой музыкой. Подобный смысл рефрена как припева известен с древности (антифон, респонсорий) и сохранился поныне.  (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5644.html)

Ритурнель - 1) инструментальная тема, служащая вступлением к песне или арии. Может повторяться между разделами, а также завершать произведение. 2) Название темы в концертной форме. 3) В танцевальной музыке вступительный отыгрыш, который может быть повторен в конце. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5684.html)


Рондо - музыкальная форма, в которой неоднократные (3 и более) проведения главной темы - рефрена - чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Песенно-танцевальное происхождение рондо сказывается в относительной простоте музыкального материала и жанровости тематизма. Старинное, или куплетное,  рондо многоцветно и малоконтрастно. Рефрен в форме периода проводится без изменений в основной тональности; эпизоды - развивающие или контрастные по тематизму - в родственных тональностях . Старинное рондо используется в инструментальных миниатюрах, в частях сюит. В классическом рондо частей меньше (5-7), они крупнее и контрастнее. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/r/5750.html)

Серпент - вышедший из употребления духовой мундштучный инструмент (басовый деревянный или медный цинк). Ствол с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, изогнут змееобразно, обтянут кожей. Звукоряд диатонический, диапазон свыше 2 октав; частично прикрывая отверстия, можно получить хроматический звукоряд. Звук сильный, грубый, интонационно неустойчивый. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6069.html)

Серпент. Хранится в музее Виктории и Альберта, Лондон.
Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Serpent_(musical_instrument).JPG


Скальды - норвежские и исландские поэты IX-XIII вв. Творчество мало изучено; оно существовало в устной традиции, сохранились лишь фрагменты их произведений, отличающиеся  сложностью стиха. Песни сочиняли, возможно, на собственные мелодии, чаще без сопровождения или аккомпанируя себе на струнных щипковых инструментах. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6147.html)


Скоморохи - русские странствующие актёры, музыканты XI -XVII вв. Выступали на улицах, площадях как певцы (иногда авторы текста и музыки) с исполнением эпических, сатирических, пародийных песен-сказов, как исполнители на музыкальных инструментах , как потешники-острословы, а также дрессировщики и акробаты. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6160.html)

Стихира - жанр византийской и древнерусской гимнографии. Возникла из хоровых припевов, сопровождавших сольное исполнение псалмовых стихов. Подчиняются системе осмогласия. Стихира с пометой "самоподобен" означает, что она имеет оригинальный напев, который может использоваться и для пения других стихирах.; помета "самогласен" означает оригинальный напев только для данной стихиры. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/s/6369.html)

Тропарь - жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое однострофное песнопение в честь святого либо празднуемого события. Первоначально тропарями  называли краткие припевы к определенным стихам литургических песнопений (псалмов, гимнов).( http://www.music-dic.ru/html-music-keld/t/6713.html)

Трубадур - провансальский поэт-певец XI - нач. XIV вв. В светских по происхождению и содержанию стихах, изысканных, усложнённых по образам и форме, воспевали рыцарскую куртуазную любовь, земные радости, героику крестовых походов и др. Трубадуры - первые представители искусства, не связанные с церковной музыкальной культурой, владевшие музыкальной грамотой. Мелодии песен близки народным; Трубадур часто был одновременно автором музыки и текста, а также исполнителем своих произведений.  (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/t/6719.html)
Трувер - французский средневековый придворный певец-поэт (XII-XIII вв.). Часто автор слов и музыки; некоторые создавали произведения на заказ. Творчество труверов сложилось под влиянием поэзии трубадуров, но было более демократичным, в то же время более рассудочным, отличалось близостью к фольклору (в период расцвета).( http://www.music-dic.ru/html-music-keld/t/6721.html)

 Флейта 1) деревянный духовой инструмент. Звук извлекается с помощью вдувания струи воздуха по касательной к дульцу. Звукоряд хроматический. Обладает высокими звуковыми и техническими возможностями, отличается относительной лёгкостью звукоизвлечения. Известна с древности у разных народов, в разных видах, начиная от простейших свистулек, манков и др. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/f/6953.html)

Флейта. Источник: http://medmus.ru/photo/1/flute/1-0-2

Фольклор(Народная музыка)  - вокальное (преимущественно песенное), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме. Традиционность - определяющий признак народной музыки как музыки устной традиции. Каждому типу культуры соответствуют свои музыкальные формы. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/n/4695.html)

Фроттола - жанр итальянской светской песни народного происхождения, популярный в кон. XV-XVI вв. Название получил от соответствующей поэтической формы, состоящей из 4-строчной репризы и нескольких строф. К фроттоле относится обширная группа светских песен, сходных по музыкальной стилистике, но различающихся по структуре поэтического текста и по музыкальному строению. Предназначались для карнавалов, гор. празднеств, театральных представлений и исполнялись на улице, в домашней обстановке, а также при дворах. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/f/7037.html)


Цимбал - струнный ударный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, плоский. Струны 2 - 5-хорные металлические; передвижная подставка делит их на 2 неравных отрезка (в пропорции 2:3). Строй диатонический. Играют двумя деревянными, палочками, крючками, молоточками. Иногда звук извлекается щипком. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/c/7285.html)

Цимбал. Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cimbalom_small_001.jpg?uselang=ru


Шпильман - средневековый странствующий актёр и музыкант в немецкоязычных странах. То же, что жонглёр во Франции, скоморох в Др. Руси. Исполняли собственные песни при дворах феодалов, а также на ярмарках, сельских и городских празднествах. В XIII - XIV вв.  осели в городах, вошли в певческие цехи и гильдии. (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/q/7602.html)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51448. Силові перетворювачі автоматизованих електроприводів. Методичні вказівки 44 KB
  Мета роботи: закріплення знань про принципи дії однофазних однополуперіодних схем випрямлення, розрахунок, моделювання та дослідження часових діаграмм. Теоретичні відомості Випрямлячем називається статичний перетворювач електричної енергії змінного струму в постійний струм. Перетворювач являє собою електричний агрегат, силова частина якого складається в загальному випадку, з наступних основних вузлів
51449. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМИНЕНИЕМ СТРУКТУРИРОВАННОЙ КАБЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 3.01 MB
  В курсовом проекте предлагается спроектировать ЛВС организации с применением структурированной кабельной системы. Назначение проектируемой ЛВС – обеспечение возможности информационного обмена между рабочими станциями организации.
51450. Понятие государства и права 459.76 KB
  Государство- основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.
51451. ОХРАНА ТРУДА И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.И. Николин 2.64 MB
  Нам ранее неоднократно приходилось на самых различных научно-методических уровнях: Всеукраинском, Всероссийском и Международном доказывать, что предмет «Безопасность жизнедеятельности» как самостоятельный не имеет право на существование в вузе. У этого предмета нет границ, ибо сама по себе безопасность жизнедеятельности простирается от обучения умению безопасно действовать еще в детских яслях до знания того, как предотвратить аварию на атомной электростанции. Под безопасностью жизнедеятельности вполне можно и нужно понимать преподавание только цикла дисциплин.
51452. VISUAL BASIC 6.0. Обчислювальна техніка і програмування 2.27 MB
  Навчальний посібник присвячений оволодінню найпопулярнішою системою швидкої розробки програм. У методичному матеріалі описуються інструментальні засоби середовища Visual Basic.6 і розглядаються компоненти, властивості, методи та події, необхідні для розроблення широкого спектру базових програм, за допомогою яких студенти навчаються програмуванню.
51453. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 881.83 KB
  Экспериментальная работа по формированию представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами художественной литературы. Теоретические основы формирования представления о домашних животных средствами художественной литературы
51454. Шаншуға арналған ерітінділерді тұрақтандыру 39.11 KB
  Шаншуға арналған ерітінділерді стрильдеу процесінде және сақтаған кезде, кейбір дәрілік заттар ыдырап,оларды тұрақтандыру қажеттілігін тудырады. Ерітінділердегі дәрілік заттардың ыдырау себебі-гидролиз және тотығу-тотықсыздану реакциялары есебінен жүреді.
51455. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 7.18 MB
  В учебном пособии рассмотрены термодинамические основы холодильных машин, действительный рабочий процесс в поршневом компрессоре, конструкции и методика теплового расчета испарителей и конденсаторов, рекомендации по подбору элементов. Для курсового проектирования по дисциплине «Тепломассообменное оборудование предприятий» студентами специальности «Промышленная теплоэнергетика» и бакалаврами направления «Теплоэнергетика и теплотехника».
51456. Совершенствование налогового контроля бюджетных организаций 218 KB
  Налоговая система Республики Беларусь является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны...