70347

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Проанализированы различные теоретические подходы к определению сущности общения и коммуникации; определены группы наиболее значимых для дошкольников коммуникативных умений; обоснованы исходные теоретические предпосылки констатирующего эксперимента.

Русский

2014-10-19

82 KB

7 чел.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

З.Б. Вахобжонова

БГПУ, г. Минск

Научная статья посвящена проблеме изучения и формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции. Проанализированы различные теоретические подходы к определению сущности общения и коммуникации; определены группы наиболее значимых для дошкольников коммуникативных умений; обоснованы исходные теоретические предпосылки констатирующего эксперимента. В статье показано значение речевой коммуникации для активной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции.

Scientific research deals with the communicative skills formation among children with the severe speech underdevelopment, which is in the field of special preschool pedagogy. The purpose of the investigation has been to clarify the concept of «communication skills of preschool children». The urgency of this problem is determined by current trends of the logopedic theory and practice development which define new approaches to the speech disorders prevention.

На современном этапе развития логопедической теории и практики одной из центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, является проблема коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) как фактора их социальной адаптации и интеграции в общество. Особую значимость данной проблеме придает тот факт, что современное общество испытывает потребность в языковой личности, способной не пассивно воспринимать информацию, а активно на нее реагировать, обсуждать, выдвигать свое мнение и умело его аргументировать.

Одним из условий активной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в социуме является сформированность коммуникативных умений, поскольку от уровня речевой коммуникации во многом зависит объем и качество образования, активность приобретения социального опыта для становления жизненной компетенции.

Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с тяжелыми нарушениями речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Собатович, Л.Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, Е.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), в проблеме преодоления тяжелого нарушения речи остается много нерешенных вопросов. Одним из них является вопрос преодоления речевых расстройств у детей в условиях образовательной интеграции.

Анализ философской, психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования позволил выявить и обосновать основные тенденции и принципы интегрированного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях.

Интеграция (лат. integer — целый) является процессом создания единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально приближенных к обычной среде, с наименьшими ограничениями (А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская).

В психолого-педагогической литературе интеграция рассматривается как объединение частей в целое (А. Андреева, А.В. Батова и др.); процесс взаимного приспособления частей при подчинении одной цели (С.Е. Гайдукевич и др.); степень принадлежности индивидуума к социальной группе (Е.С. Зенович, В.В. Иванов и др.); связанность отдельных функций системы в целое (Ф. Шредер и др.).

Согласно исследованиям Б.Г. Пузанова, С.С.Степанова, А.Н.Коноплевой, Т.Л.Лещинской интегрированное обучение и воспитание является формой организации образовательного процесса, при которой процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития осуществляется совместно с нормально развивающимися детьми в общеобразовательных учреждениях образования, создавших для совместного обучения надлежащие условия.

Интегрированное обучение (образовательная интеграция) детей с тяжелыми нарушениями речи следует рассматривать как двусторонний процесс: ребенок с ТНР готовится к совместному обучению и воспитанию с нормально говорящими сверстниками, адаптируется к образовательному пространству обычного детского сада и одновременно учреждение образования создает благоприятные условия для детей, принимая меры к удовлетворению их особых потребностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, что заметно ограничивает возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и аудирования (Л.А. Зайцева, Н. Г. Еленский и другие). Ряд научных исследований позволил определить особенности в формировании процесса общения у детей данной категории, которые проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.К .Усольцева и другие), снижении речевой активности (Н.В. Дроздова и другие), смешении иерархии цели общения (О.Е. Грибова и другие), снижении потребности в нем (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и другие). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия между детьми, становится препятствием в формировании игры, как ведущего вида деятельности (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова и другие).

Недостаточное развитие речевых средств, несформированность основных форм коммуникации, низкий уровень становления общесоциальных и конкретно-личностных отношений детей с ТНР приводят к их социальной дезадаптации, что затрудняет процесс взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками в условиях интегрированного обучения и воспитания. Таким образом, сформированность коммуникативных умений является одним из условий успешной адаптации и интеграции детей с ТНР.

Анализ психолого-педагогической литературы показал понятийные и терминологические разногласия в использовании понятий «общение» и «коммуникация».

В настоящее время проблема общения находится в центре внимания многих ученых и практиков. В исследованиях рассматриваются вопросы, связанные с генезисом общения, механизмом протекания, его возрастными и индивидуальными особенностями у детей с речевыми нарушениями.

В современной научной литературе выделяют несколько подходов к определению понятия «общение». Так, Б.Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, несводимую к деятельности. А.А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д.Б. Эльконин и М.И. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним позиция целого ряда ученых. С.Л. Рубенштейн считает, что общение является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. А.Н. Леонтьев включает общение в любую деятельность, как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения. Широкое распространение получила точка зрения на общение как деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я.Л. Коломинский).

Несмотря на расхождение взглядов в теоретическом плане, общим для всех позиций, с точки зрения Г.М. Андреевой, является признание единства общения и деятельности.

Опираясь на исследования А.А. Леонтьева и М. И. Лисиной можно выделить следующие положения, согласно которым  общение определяется как вид деятельности:

  •  определяя деятельность как форму активности (А.А. Леонтьев), целесообразно рассматривать общение как форму активности субъекта;
  •  интерпретируя общение как деятельность, а именно как коммуникативную деятельность, исходя из субъект-субъектной парадигмы  данные понятия определяются как «взаимодействие двух (или более) людей направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М. И. Лисина);
  •  компонентами структуры общения являются цель, мотив, предмет, средства, результативность, нормативность, что является условием любой деятельности (А.А. Леонтьев).

В психолого-педагогической литературе, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является составной частью процесса общения (А.А. Бодалев).

С другой стороны, «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводиться только к процессу передачи информации, носит деятельный, диалогический характер (А.А.Леонтьев, М.И.Лисина) [3; 4].

С иной точки зрения, понятие «коммуникация» и «общение» разделяются. Коммуникация рассматривается как субъект - объектная связь, как  однонаправленный процесс (М.С. Коган).

Иной подход связан с рассмотрением общения как одной из форм коммуникационной деятельности (А.Н.Соколов). В основе этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации.

Несмотря на различные теоретические подходы к определению сущности общения, в психологии признанной является идея единства общения, коммуникации и деятельности. Однако отождествление данных понятий  недостаточно продуктивно, так как это три объективных феномена, не являются рядоположенными (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, Т.Парсонс, В.И.Курбатов). Общение  является необходимым условием формирования и совершенствования коммуникативных умений личности ребенка.

Анализ литературных данных показал, что умения предполагают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Д.Б. Эльконин рассматривал умения как способность к целенаправленной и результативной деятельности, как возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями.

Таким образом, умение – это сложное социально-психологическое образование, составляющее освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью знаний и навыков. Умения базируются на усвоенных ранее знаниях, навыках и опыте. Результатом формирования умений является готовность индивида к деятельности.

Можно сделать вывод о том, что коммуникативные умения – это умения понимать воспринимаемую речь, организовывать и поддерживать общение и создавать с помощью адекватных языковых средств связнное, целостное высказывание для выражения своего коммуникативного намерения.

При определении содержания коммуникативных умений у дошкольников необходимо учитывать следующие компоненты:

  1.  Структура и звенья акта общения (А. А. Леонтьев,
    М. И. Лисина).

Значительный интерес представляют коммуникативные умения, выделенные А.А. Леонтьевым [3], которые носят обобщенный характер и точно соотносятся с четырьмя основными этапами речевой деятельности.

  1.  Преобладающая цель общения (Г.М. Андреева).

Автором [1] были выделены коммуникативный, перцептивный и интерактивный блоки общения, в зависимости от характера, и преобладающая цель общения.

  1.  Функции общения как деятельности (Б.Ф. Ломов [5]).

Функции, выделенные Б.Ф. Ломовым: передача и прием информации; регуляции и коррекции поведения;  изменение эмоционально-аффективного состояния коммуникаторов.

Теоретический анализ позволил объединить наиболее значимые для дошкольников коммуникативные умения в группы по функциям коммуникативной деятельности.

Группа информационно-коммуникативных умений (информационно-содержательный аспект общения):

  •  умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать, поддержать и завершить общение со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с другими людьми, понять ситуацию, намерения и  мотивы общения);
  •  умение планировать содержание акта общения;
  •  умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
  •  умение раскрывать основную мысль, подчинять ей свое высказывание.

Группа регуляционно-коммуникативных умений (деятельностно-поведенческий аспект общения):

  •  умение высказываться целостно, логично и связно;
  •  умение согласовывать действия, мнения, установки с потребностями партнеров и корректировать их;
  •  умение помогать партнеру и самому принимать помощь;
  •  умение пользоваться приемами достижения понимания: уточнить, задать вопрос;
  •  умение решать конфликты адекватными способами.

Группа аффективно-коммуникативных умений (эмоциональный аспект общения):

  •  умение эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, пантомимику.
  •  умение оценить эмоциональное поведение партнера и адекватно реагировать на него;
  •  умение делиться своими чувствами, интересами, настроениями с партнерами по общению;
  •  умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Исследования ряда авторов (С.В. Артамонова, С.В. Проняева) позволили определить особенности в отношении отдельных собственно коммуникативных умений у детей с ТНР  – это снижение мотивационной потребности в общении, что проявляется в неумении поддерживать разговор, симулировать собеседника на его продолжение; несоответствие связного высказывания коммуникативной задаче; трудности учета взаимодействия интонации и смысловых и синтаксических отношений между репликами; употребление отдельных ситуативных односложных речевых высказываний; ограниченность и неадекватность реализуемых коммуникативных тактик; однообразие коммуникативных типов высказываний и др.

В условиях образовательной интеграции особенности в формировании коммуникативных умений у дошкольников с ТНР затрудняют процесс адаптации и социализации, а также процесс установления межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.

В связи с тем, что образовательная интеграция лиц с тяжелыми нарушениями речи – это  совместное обучение и воспитание дошкольников с ТНР со здоровыми сверстниками, где за каждым признается право на саморазвитие, самовыражение в доступных ему формах (А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская [2]), можно сделать вывод о необходимости системной целенаправленной работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с ТНР в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Список использованных источников

  1.  Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
  2.  Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: моногр. / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская; Нац. ин-т образования. – Минск : НИО, 2003. – 232  с.
  3.  Леонтьев,  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. –
    2
    -е изд., стереотип.  – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
  4.  Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /
    М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
  5.  Ломов,  Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22714. Доктрина Джонсона 19 KB
  Доктрина Джонсона.Джонсон все ж 1965 року проголосив нову доктрину названу його ім'ям Доктрина Джонсона яка передбачала право США на військові дії на латиноамериканському континенті з метою захисту своїх громадян . Более подробно о внешней политике Джонсона см.
22715. Доктрина Ніксона 24.5 KB
  Согласно этой доктрине США обязывались и в дальнейшем участвовать в обеспечении обороны своих союзников и заявляли о своем праве определять масштабы формы и сферы своего вмешательства в региональные события руководствуясь своими национальными интересами. В послании президента Никсона Конгрессу 18 февраля 1970 эта доктрина прежде всего относившаяся к угрозе коммунистической экспансии в странах Азии получила дальнейшее развитие как руководящий принцип политики США и в других регионах. Но насущной проблемой нового президента была война во...
22716. Політика адміністрації Дж. Картера на Близькому та Середньому Сході 28.5 KB
  Картера на Близькому та Середньому Сході. Картер достаточно рано дал понять что готов искать новые возможности для решения ближневосточного конфликта. Эти сначала неловко начатые усилия развились в диалог между Израилем и Египтом который Картер решительно ускорил пригласив израильского премьерминистра Бегина и египетского президента Садата в свою загородную резиденцию КемпДевид. После тринадцатидневных переговоров в которых Картер как посредник играл решающую роль в сентябре 1978 года было заключено мирное соглашение.
22717. Політика США щодо СРСР у 1972 - 1974 рр 24.5 KB
  І лише 1973 року Сполучені Штати відмовилися від загальної військової повинності і перейшли до створення професійної армії на добровільній основі. В грудні 1969 року США зняли деяке обмеження у торговельній сфері з СРСР через місяць конгрес ратифікував підписаний 1968 року Сполученими Штатами Великобританією та Радянським Союзом Договір про непоширення ядерної зброї згодом розпочалися американорадянські попередні переговори в Гельсінкі а потім у Відні про обмеження систем протиракетної оборони та страіегічних озброєнь. 30 вересня 1971...
22718. Латиноамериканський курс адміністрації Дж. Буша (мол.) 26.5 KB
  Целью его второй поездки за пределы США будет запланированный на конец апреля в Квебеке Саммит Америк где главным вопросом значится экономическая интеграция в рамках Западного полушария. То что в случае прихода к власти Буша одним из основных направлений внешней политики США станет именно латиноамериканское не вызывало у серьезных аналитиков никаких сомнений. Уж слишком тесно переплелись в этом регионе стратегические интересы США и интересы семейства Бушей в том числе лично Джорджа Бушамладшего. С другой стороны фундаментальным...
22719. Нова ядерна стратегія адміністрації Дж. Картера 25.5 KB
  Зовнішньополітична діяльність адміністрації 39го президента США здобула суперечливі та неоднозначні оцінки. 1 нарешті за наполяганням США керівництво НАТО на Брюсельській нараді в грудні 1979 року прийняло рішення про розміщення в країнах Західної Європи починаючи з 1983 року ракет середнього радіусу Дії. 1977 року президент Джиммі Картер запропонував Міністерству оборони зменшити американські і радянські стратегічні носії на 200250 з кожної сторони внаслідок чого в США та Росії залишилося б приблизно по 2000 боєголовок.15 Цифра ця майже...
22720. Латиноамериканська політика США у період адміністрації Р. Рейгана 24 KB
  Латиноамериканська політика США у період адміністрації Р. Рейган был сторонником активизации внешней политики США и такая возможность вскоре представилась благодаря событиям в Центральной Америке. Одновременно США поддерживали демократические силы Сальвадора выступавшие против насилия и других нарушений прав человека эскадронами смерти карательными отрядами правых и способствовали приходу к власти правительства избранного демократическим путем. США помогали стабилизировать обстановку но разгул насилия в стране не прекращался и даже...
22721. Політика США щодо Японії у 90-х роках 43.5 KB
  Політика США щодо Японії у 90х роках. Все эти особенности существенно осложняют политику США в отношении Японии хотя мало влияют на сложившийся консенсус по вопросу о ее фактической безальтернативности. Сторонники сближения с Китаем в свою очередь также не ставят под сомнение необходимость наращивания сотрудничества с Японией отчасти в целях усиления американских позиций в Китае отчасти для сохранения самой Японии в орбите США. Немало американских политиков продолжают относиться к Японии с настороженностью не исключают ее эвентуальный...
22722. Політика США на Близькому та Середньому Сході у період адміністрації Дж. Буша (ст.) 30.5 KB
  Політика США на Близькому та Середньому Сході у період адміністрації Дж. Бюджетные проблемы о которых в основном и говорили средства массовой информации США освещая работу правительства и конгресса 2 августа 1990 г. Президент США отдал приказ о прекращении всех видов торговли с Ираком и о замораживании иракских и кувейтских активов в американских банках. Политика США в данном вопросе базируется на четырех принципах: требование вывода иракских войск из Кувейта; восстановление законного правительства этой страны; приверженность к миру и...