70348

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Научная статья

Педагогика и дидактика

Проблема формирования коммуникативной компетентности студентов не является совершенно новой. Представляется целесообразным целостно на междисциплинарном уровне исследовать проблему формирования коммуникативной компетентности студентов посредством выявления дидактического...

Русский

2014-10-19

95.5 KB

5 чел.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

О.В. Веремейчик

БНТУ, г. Минск

Проблема формирования коммуникативной компетентности студентов не является совершенно новой. В отечественной педагогике обозначенный феномен изучается в контексте непрерывной профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста, а также педагогической компетентности. Коммуникативная компетентность студентов технического вуза, опосредованная развитием коммуникативных умений, не являлась сферой научных интересов в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов. Представляется целесообразным целостно, на междисциплинарном уровне исследовать проблему формирования коммуникативной компетентности студентов посредством выявления дидактического потенциала социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых в техническом вузе. В данной статье представлена методика формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза, разработанная в ходе работы над диссертационным исследованием.

The problem of the formation of technical university students' communicative competence is not entirely new. In the domestic pedagogy indicated phenomenon is studied in the framework of a continuous professionally educational training of future specialists and pedagogical competence. The technical university students' communicative competence mediated by the development of communicative skills, hasn't been the sphere of scientific interest in the studies of domestic and foreign experts. It seems reasonable to study holistically at the interdisciplinary level the problem of the formation of technical university students' communicative competence through the identification of the didactic potential of social sciences and the humanities taught at technical university. In this paper the methods of the formation of technical university students' communicative competence, developed while working on the thesis, is presented.

В современном отечественном образовании при осмыслении целей, задач, содержания и его результатов приоритетная роль отводится компетентностному подходу, базовыми понятиями которого выступают «компетенция» и «компетентность». Компетенция специалиста выступает в качестве требования к профессионалу действовать самостоятельно и ответственно, руководствуясь своими правами, обязанностями и той областью профессиональных задач, на которую распространяются все необходимые полномочия. Компетенция – это компетентность в действии (С.Е. Шишов).

Сущность компетенции определяется Дж. Равеном, В. Хутмахером через умения. При этом «сущность» чего-либо, согласно толковому словарю русского языка, трактуется как ядро.

Понятие «компетентность» связывается с определенным видом деятельности. Специфика выполняемой деятельности предполагает наличие у человека определенных видов компетентностей. А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская рассматривают умения в качестве обязательного компонента любого вида компетентностей.

Исследования Э.Ф. Зеера, А.М. Павловой, Э.Э. Сыманюк показали, что доминантным признаком в структуре коммуникативной компетентности выступают умения. А.К. Ерофеев и С.А. Липатов отмечают универсальность коммуникативной компетентности, определяют ее как сквозную, ядерную, не только входящую в состав различных видов компетентностей (профессиональная, социальная, межличностная и др.), но и связывающую их.

Исходя из этого, считаем правомерным заключить, что ядром коммуникативной компетентности выступают коммуникативные умения. Данная позиция имеет особое значение, так как только умения поддаются наблюдению, фиксации и оценке (В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков). Это дает основание рассматривать процесс формирования коммуникативной компетентности через управление развитием коммуникативных умений.

В контексте современной образовательной политики Республики Беларусь выпускник технического университета должен быть готов к инновационной инженерной деятельности – разработке и созданию новых технологий, товарной продукции, обеспечивающих новый социальный и экономический эффект, а, следовательно, и конкурентоспособность всех создаваемых продуктов. Представители профессий «человек–техника» (по Е.А. Климову) производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают различные условия и предметы среды обитания людей, средства их существования и развития.

Инженерная деятельность заключается в решении возникающих производственных задач и состоит из действий, операций, взаимодействия специалистов различных уровней и профилей. Такие виды инженерно-технической деятельности как проектная, конструкторская, производственно-технологическая и др. осуществляются в непосредственном контакте с людьми. Поэтому важным требованием к осуществлению инженерной деятельности выступает умение организовать продуктивное взаимодействие, которое будет способствовать достижению социально ценного результата.

Коммуникативная компетентность студента технического вуза понимается нами как интегральная характеристика профессионально и личностно значимых качеств студента технического вуза, отражающая уровень его знаний, умений и опыта организации продуктивного взаимодействия по достижению оптимального результата в конкретных условиях учебной деятельности, по разработке и созданию в будущей профессиональной деятельности конкурентоспособной продукции, инновационных проектов и технологий, в совокупности своей обусловливающих социально-экономический прогресс общества [1, 2, 3].

Наше понимание структуры коммуникативной компетентности студентов технического вуза базируется на том, что ядром коммуникативной компетентности выступают коммуникативные умения, развитие которых является обязательным условием подготовки специалистов. Помимо ядра в качестве структурных компонентов коммуникативной компетентности студентов технического вуза выделяем: личностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный [3].

Сравнительный анализ результатов пилотажного исследования [4], анализ типовых учебных планов по ряду инженерных специальностей технического вуза и рассмотрение коммуникативных умений в качестве ядра коммуникативной компетентности позволили выявить особенности ее формирования в условиях технического вуза: уровень развития коммуникативных умений первокурсников технического вуза ниже, чем у их сверстников, выбравших гуманитарную сферу деятельности; закономерное преобладание в образовательном процессе технического вуза дисциплин инженерного профиля, при изучении которых развитие коммуникативной компетентности не является основной задачей обучения; недостаток путей и средств формирования коммуникативной компетентности будущих инженеров в сложившейся практике профессиональной подготовки технического вуза [3].

Адекватно структуре коммуникативной компетентности студентов технического вуза нами выделены критерии и показатели изучаемого феномена: личностный (эмпатия, направленность, коммуникабельность); когнитивный (знания студентов, опыт оперирования этими знаниями в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия); практико-ориентированный (коммуника-тивные умения: умение активно слушать и проявлять интереc к информации, исходящей от партнера; владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение осуществлять конструктивный диалог; умение создать атмосферу сотрудничества, сотворчества).

Становление коммуникативной компетентности студентов технического вуза происходит в пределах начального, нормативного и оптимального уровней. Обобщенные характеристики каждого уровня определены на основе выделенных критериев коммуникативной компетентности. При этом переход на новый, более высокий уровень коммуникативной компетентности невозможен без освоения предыдущих.

Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза в контексте приведенных сущностных характеристик может быть обеспечено в образовательном процессе посредством создания соответствующих дидактических условий: целенаправленное создание коммуникативного пространства; обеспечение интериоризации социального опыта взаимодействия в личностный опыт субъекта познания; осуществление комплексного развития коммуникативных умений как ядра коммуникативной компетентности. Управление развитием коммуникативных умений студентов технического вуза рассматривается и как обязательная составляющая, обусловливающая становление коммуникативной компетентности студентов технического вуза, и как деятельность по рациональному использованию дидактического потенциала социально-гуманитарных дисциплин, всех способов, видов и форм организации учебной работы, обеспечивающая формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза.

Структура и содержание коммуникативной компетентности, особенности и условия ее формирования в техническом вузе в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин позволили перейти к разработке методики формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза.

Для разработки методики формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза нами было спланировано и проведено педагогическое исследование на базе БНТУ при непосредственном участии автора диссертационного исследования, 350 студентов 1–3-го курсов факультетов АТФ, МСФ, ЭФ, ПСФ, ФТУГ. Для организации исследования были сформированы экспериментальная группа (ЭГ) – 180 человек и контрольная группа (КГ) – 170 человек.

Согласно образовательному стандарту [7], типовым учебным планам в техническом вузе всего изучаются 12 социально-гуманитарных дисциплин. Перечень социально-гуманитарных дисциплин, обеспечивающих требуемый уровень коммуникативной компетентности студентов технического вуза, был определен на основании опроса студентов четвертых курсов БНТУ, закончивших изучать данные дисциплины, анализа учебных планов и содержания учебных программ по социально-гуманитарным дисциплинам на предмет выявления их возможностей по формированию коммуникативной компетентности и с учетом мнения преподавателей этих дисциплин. В качестве социально-гуманитарных дисциплин, обладающих наибольшими возможностями по формированию коммуникативной компетентности студентов технического вуза, выделены: основы психологии и педагогики, культурология, иностранный язык, философия, история Беларуси [4].

Для обеспечения внутренней и внешней валидности проводимого исследования была организована специальная работа по подготовке преподавателей социально-гуманитарных дисциплин (семь человек, стаж работы от 13 до 25 лет), участвующих в исследовании, к деятельности по целенаправ-ленному развитию коммуникативных умений студентов, формированию у них коммуникативной компетентности. Такая работа включала определение критериев и показателей готовности преподавателя социально-гуманитарных дисциплин к деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов технического вуза и разработку соответствующих диагностических процедур (анкета, опросник). Готовность преподавателей оценивалась по таким критериям, как позитивное восприятие личности студента, поддержка его инициативы и самостоятельности; межсубъектность отношений между преподавателем и студентом; желание преподавателя сформировать у обучающихся собственную профессиональную позицию, инициативу, самостоятельность, умение работать в команде; знание процесса выявления и постановки целей и задач по формированию коммуникативной компетентности студентов технического вуза; умение осуществить совместное целеполагание предстоящей деятельности; умение мотивировать деятельность по формированию изучаемого феномена; умение организовывать рефлексию учебного занятия; владение способами, методами, средствами и технологиями организации процесса обучения, обеспечивающих становление коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

С учетом полученных результатов преподавателям–участникам эксперимента были предложены междисциплинарные семинары-тренинги, консультации, открытые учебные занятия с использованием наиболее продуктивных методов формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза.

Инвариантная методика формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин представлена пятью последовательными этапами (рисунок). Каждый этап содержит многоаспектную деятельность, направленную на становление коммуникативной компетентности будущего специалиста. Суть пропедевтического этапа заключается в целенаправленной подготовке преподавателей социально-гуманитарных дисциплин с целью интенсификации

ККСТВ – коммуникативная компетентность студентов технического вуза

Рисунок – Методика формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин

деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов технического вуза. На этапе диагностического целеполагания осуществляется выявление исходного состояния сформированности личностных свойств и качеств, опосредованных знанием основ коммуникативного взаимодействия, коммуникативными умениями и составляющими сущность коммуникативной компетентности студентов технического вуза; определение целей и задач деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе освоения социально-гуманитарных дисциплин в контексте изучаемых разделов, тем, конкретных учебных занятий. Содержательно-процессуальный этап включает широкий спектр знаний в области коммуникации, взаимодействия; конструирование через содержание социально-гуманитарных дисциплин дидактических условий; систематическое использование групповых, коллективных форм и технологий организации учебной деятельности, активных, интерактивных методов организации учебного взаимодействия; управление развитием коммуникативных умений студентов технического вуза. Оценочно-результативный этап предполагает выявление динамики становления коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин и оценку эффективности проделанной работы. В задачи рефлексивно-коррекционного этапа входит анализ, обобщение полученных результатов, формулировка выводов, рекомендаций, помощь студентам в разработке индивидуальной программы самосовершенствования личностных и профессиональных качеств, лежащих в основе коммуникативной компетентности будущего специалиста.

Эффективность разработанной автором исследования методики подтверждается не только количественными (начальный уровень коммуникативной компетентности в экспериментальной группе имеют 3,3% студентов, в контрольной группе – 17,1%, нормативный уровень – 23,9% в ЭГ и 52,3% в КГ, оптимальный – 72,8% в ЭГ и 30,6% в КГ), но и качественными изменениями всех структурных компонентов коммуникативной компетентности студентов технического вуза в ходе реализации методики формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин (таблица).

Таблица – Анализ динамики становления показателей коммуникативной компетентности у студентов экспериментальной группы

Кри-терии

Показатели

Степень проявления

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Личностный

Эмпатия

Демонстрируют неумение постичь причины и след-ствия самопроявлений дру-гого человека, спрогно-зировать его поведение и адекватно среагировать в сложившейся ситуации взаимодействия

Умеют поставить себя на место собеседника, при этом прогнозируя и адекватно воздействуя на его поведение; чувствительны к нуждам и проблемам окружающих; эмоционально отзывчивы; хорошо переносят критику в свой адрес; в оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам

Направленность

Преобладает стремление к личному первенству и престижу, склонны к соперничеству, импуль-сивны, раздражительны

Ориентированы на совместную деятель-ность, деловое сотрудничество, работу в команде (группе), способны самостоя-тельно принимать решения и нести от-ветственность за их последствия; реф-лексируют осуществленную деятельность и личный вклад в разрешение задачи

Коммуникабельность

Общительны, но с новыми людьми сходятся с огляд-кой, в спорах, диспутах участвуют неохотно, не хватает усидчивости, тер-пения, смелости при стол-кновении с серьезными проблемами

Стремятся к установлению новых деловых и товарищеских контактов, не ограни-чивают круг своих знакомств, характерна непринужденность поведения в новом коллективе, соотносят собственное мне-ние с мнением других, сочетают личные планы с планами коллектива

Когнитивный

Знания о коммуника-тивном взаимодействии, опыт оперирования дан-ными знаниями

Знания в области меж-личностного взаимодей-ствия используют на уровне репродукции и интуиции

Выполняют задания на конструктивном, а в отдельных случаях на творческом уровне; коммуникативные действия осу-ществляют с опорой на широкий спектр знаний структуры коммуникативного про-цесса, этапов решения коммуникативной задачи, основ управления взаимодей-ствием, алгоритмов поведения в кон-кретной ситуации; знание стилей общения

Практико-ориентированный

Умение активно слушать и проявлять интереc к ин-формации, исходящей от партнера; владение невер-бальными средствами ком-муникации; умение создать атмосферу сотрудничества

Склонны делать поспеш-ные выводы, заостряют внимание на манере гово-рить, притворяются, ищут скрытый смысл сказанного, монополизируют разговор. Преобладающие способы урегулирования конфлик-тов: избегание, приспо-собление, соперничество

Активно стремятся к коммуникативной деятельности; характерна быстрая ориен-тация в трудных ситуациях; четко и аргу-ментированно отстаивают свою позицию; умеют находить рациональное решение поставленной проблемы; спорные вопросы решают на основе компромисса, творчески подходят к выполнению заданий; умеют по внешним проявлениям понять эмоциональное состояние другого человека

Методика формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин является инвариантной. Она позволяет оптимизировать процесс подготовки будущих инженеров за счет эффективного использования дидактического потенциала социально-гуманитарных дисциплин технического вуза и не требует дополнительного финансирования.

Список использованных источников

1. Веремейчик, О.В. Коммуникативная компетентность как педагогиче-ский феномен / О.В. Веремейчик // Вест. Минск. гос. лингв. ун-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков. – 2009. – № 1 (15). – С. 7–12.

2. Веремейчик, О.В. Коммуникативные умения: сущность понятия в контексте обобщенных умений / О.В. Веремейчик // Вест. Минск. гос. лингв. ун-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков. – 2007. – № 1 (11). – С. 7–12.

3. Веремейчик, О.В. Коммуникативная компетентность студента технического вуза: сущность, структура и особенности / О.В. Веремейчик // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст.: в 2 ч.; под ред. В.Ф. Беркова. – Минск: РИВШ, 2009. – Ч. 1. Вып. 8 (13). – С. 223–228.

4. Веремейчик, О.В. Коммуникативная компетентность будущих специа-листов и ее диагностика / О.В. Веремейчик // Управление инновационной деятельностью в образовании и производстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21–23 мая 2008 г. / Белорус. нац. техн. ун-т; редкол.: Э.Я. Ивашин, Н.Я. Новик. – Минск, 2008. – С. 48–51.

5. Веремейчик, О.В. Дидактические условия развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин / О.В. Веремейчик // Кiраванне ў адукацыi. – 2010. – № 5. – С. 25–30.

6. Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин: РД РБ 02100.5.227–2006. – Введ. 01.09.2008. – Минск: Метод. центр науч.-метод. УО «Нац. ин-т образования» М-ва образования Респ. Беларусь, 2006. – 26 с.


I.
Пропедевтический

I. Диагностического целеполагания

III. Содержательно-процессуальный: условия, методы, средства, технологии

Этапы формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин

Разработка индивидуальной программы самосовершенствования коммуникативной компетентности будущего специалиста

Анализ, обобщение результатов, формулировка рекомендаций по

формированию ККСТВ

V. Рефлексивно-коррекционный

оптимальный

нормативный

начальный

Уровни сформированности ККСТВ

Динамика становления ККСТВ

IV. Оценочно-результативный

комплекс диагностирующих процедур

умение создать ат-мосферу сотрудни-чества, сотворчества

владение невербаль-ными средствами коммуникации

умение активно слу-шать и проявлять ин-терес к информации

знание структуры ком-муникативного про-цесса, способов орга-низации коммуника-тивного взаимодей-ствия, этапов решения коммуникативной за-дачи, основ управления взаимодействием, стра-тегий поведения и др.

направлен-ность

коммуника-бельность

эмпатия

практико-ориентированный

когнитивный

личностный

Критерии и показатели ККСТВ

Диагностика исходного состояния ККСТВ

Методика формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин