70349

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Статья посвящена актуальной проблеме - системному анализу документальной источниковедческой базы материалов учет которых чрезвычайно важен при изучении процесса развития системы высшего образования в нашей стране.

Русский

2014-10-19

67 KB

1 чел.

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

А.А. Войтович,

Полесский государственный университет, Пинск

 

Статья посвящена актуальной проблеме – системному анализу документальной источниковедческой базы материалов, учет которых чрезвычайно важен при  изучении процесса развития системы высшего образования в нашей стране. Автором анализируются состав и содержание нормативно-правовых и иных актов, определяющих основу развития высшей профессиональной школы в условиях осуществляемые социально-экономических преобразований в Республике Беларусь.

Article is devoted to an actual problem – the system analysis of documentary base of the materials which account is extremely important when studying development of system of the higher education in our country. The author analyzes structure and contents of the standard and legal and other acts defining a basis of development of the higher vocational school in conditions carried out of social and economic transformations in Republic of Belarus.

Образование является одной из ключевых сфер жизни общества, важнейшим источником и ресурсом его устойчивого и поступательного развития. Именно качеством образования определяется уровень науки и культуры, интеллекта и духовности науки, состояние экономики и гражданского общества. Они, в свою очередь, обеспечивают мощь, суверенитет и независимость стран, их место и роль в мировом сообществе. Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа, других национальных общностей республики. Республика обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. Осуществляемые социально-экономические преобразования в Республике Беларусь обуславливают необходимость системного анализа и глубокого осмысления опыта развития образовательной сферы в стране, а также роли, места и значения образования в развитии человека и общества. При этом важную основу исследования при изучении процесса развития системы высшего профессионального образования в Республике Беларусь составляет комплекс источников, включающих следующие документы:

– Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.;

– акты и указы Президента Республики Беларусь;

– Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» от 11 июля 2007 г. № 252-3 (изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 413-3, Закон Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. № 37-3);

– постановления Совета Министров Республики Беларусь об утверждении Положений о Министерстве образования;

– Концепция развития высшего образования, утвержденная постановлением от 27 сентября 1998 г. № 1637;

– положения о ступенях высшего образования, утвержденное постановлением Совета Министров от 14 октября 2002 г. № 1419;

– Концепция внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием, утвержденная постановлением Совета Министров от 24 мая 2004 г.;

– постановление Совета Министров «О порядке организации и регулирования  деятельности негосударственных учебных заведений» (1997 г.), иные акты Законодательства;

– Кодекс Республики Беларусь об образовании: постановление Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, 22 декабря 2010 г. № . 388-№.4/V;

– нормативная документация Министерства образования: приказы, протоколы заседаний коллегии, программы развития высшего образования в регионах, развития последипломного образования на базе высших учебных заведений, основные направления развития национальной системы образования, планы-мероприятия, отраслевые программы по совершенствованию регионального и педагогического образования, система стандартов, инструкции о проведении аттестации и аккредитация вузов, о курсовых работах, экзаменах и зачетах, иные регламентационные и нормативные документы;

– делопроизводственные материалы Главного управления высшего образования Министерства образования (до 31 августа 1998 г.), Главного управления высшего и среднего образования Министерства образования (до 1 января 2005 г.), Управления высшего и среднего образования Министерства образования (с 1 января 2005 г.).

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство – Верховный Совет республики, исполнение законов – Кабинет Министров), а также местные органы управления. Целесообразно отметить, что система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении – Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи. Деятельность властных и управленческих органов в аспекте их компетенций и взаимодействий в сфере высшего профессионального образования отображена в соответствующих документальных материалах, являющимися значимыми источниками, использование которых целесообразно при изучении процесса развития и совершенствования вузовского образования.

Существующая документальная источниковедческая база отображает этапность складывания системы высшего профессионального образования в нашей стране. Новые социально-политические условия суверенной Республики Беларусь в значительной степени обусловили необходимость разработки собственной национальной образовательной модели, практическую реализацию которой должны были обеспечить соответствующие нормативно-правовые акты. Реформа началась с принятия 29 октября 1991 г. Закона Республики Беларусь «Об образовании», остававшегося до 2008 г. основным правовым актом, регулировавшим высшее образование в стране [1]. Основные регулятивные принципы организации системы образования законодательно закреплены в Конституции Республики Беларусь. В частности, статья 49 гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях» [2].

В 1997 году Правительством было принято постановление «О порядке организации и регулировании деятельности негосударственных учебных заведений», во исполнении которого Министерство образования усовершенствовало действующую нормативную базу. С этой целью был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов: Положение о порядке выдачи и отмены субъектам хозяйствования лицензии на организацию заведений; Положение об инспектировании, аттестации и аккредитации негосударственных учебных заведений; Инструкция о порядке изготовления, хранения, учета, заполнения, списания и выдачи документов специального образца об образовании выпускникам негосударственных учебных заведений.

В названных актах конкретизированы требования, предъявляемые к негосударственным учебным заведениям. В частности, с этого времени лицензии на ведении образовательной деятельности по программам высшего образования выдаются только Министерством образования на основании Заключения экспертной комиссии.

Вместе с тем конкретные реалии развития высшей школы, накопленный положительный опыт, выявшиеся негативные моменты потребовали внесения определенных коррективов в принципы и динамику реформирования высшего образования в республике.

В этих целях Министерством образования была разработана Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь, принятая постановлением Совета Министров 27 октября 1998 г. № 1637 [3]. В Концепции была дана оценка состояния высшей школы, определены цели и задачи ее развития, конкретизированы принципы совершенствования содержания обучения, намечены мероприятия по материально-техническому и организационно-кадровому обеспечению ее реализации. Определялись основные направления развития высшего образования:

– совершенствование структуры высшей школы;

– регионализацию высшего образования;

– совершенствование структуры подготовки специалистов;

– совершенствование порядка приема;

– развитие форм обучения;

– совершенствование организации учебного процесса;

– развитие научно-исследовательской деятельности;

– решение проблем обеспечения высшей школы научно-педагогическими кадрами;

– расширение международной деятельности;

– обновление законодательной базы.

Целесообразно отметить нормативные акты, определяющие содержание структурно-организационных изменений, которые направлены на совершенствование структуры высшего образования в нашей стране. Начиная с 2001 г. в Республике Беларусь был принят целый ряд документов по переходу на двухступенчатую систему высшего образования: «Положение о подготовке специалистов с высшим образованием» (принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 758 24 мая 2001 г.) [4]; «Положение о ступенях высшего образования» (принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1419 14 октября 2002 г.) [5]; «Концепция внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 605 24 мая 2004 г.) [6]; «Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 755 06 июля 2005 г.) [7]. Однако в ходе подготовки нормативного, правового, учебно-методического обеспечения первоначальный замысел претерпел значительные изменения.

Новым этапом в развитии системы высшего образования в нашей стране стал Закон Республике Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-3 «О высшем образовании» [8]. В соответствии с данным законодательным актом основными типами высших учебных заведений определены классический и профильный университеты, институты, высшие колледжи. Еще одной особенностью белорусской институциональной структуры, закрепленной нормативно и отличающей ее от социалистического эгалитаризма, является законодательное выделение вузов, которые получают статус «ведущего высшего учебного заведения в национальной системе образования» [8, ст. 10]. Наиболее авторитетными учебными заведениями ныне считаются Белорусский государственный университет, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет.

Одним из важных событий в образовательной сфере стало принятие Кодекса Республики Беларусь об образовании. 13 января 2011 года Президент Республики Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 года Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании [9]. Создание данного документа позволило завершить процесс формирования национального законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, обеспечить стабильность системы образования и определить перспективы её дальнейшего развития.

Нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений. Кодекс об образовании состоит из Общей и Особенной частей, включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Особенная часть охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.

Принципами правового регулирования общественных отношений в сфере образования являются:

– соответствие Конституции Республики Беларусь;

– соответствие общепризнанным принципам международного права;

– обеспечение реализации права граждан на образование;

– предоставление гражданину (законному представителю несовершеннолетнего) права выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;

– обеспечение доступности образования;

– обеспечение качества образования;

– установление ответственности за несоблюдение законодательства Республики Беларусь об образовании [10].

Таким образом, выделенные нами документы составляют чрезвычайно важное методологическое основание при их использовании в исследовании процесса развития системы высшего профессионального образования в Республике Беларусь. Представляя собой мощный источниковедческий комплекс, данные материалы являются ярким свидетельством процесса практического реформирования белорусской высшей школы. В качестве нормативно-правовой основы они закрепляют основные принципы государственной политики в сфере образования в Республики Беларусь и направлены на улучшение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней, повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства молодых специалистов на рынке труда, укрепление международного сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования  и расширение возможности его получения.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании». Режим доступа: http://www.spravka-jurist.com/base/part-vz/tx_wszntu.htm. – Дата доступа : 11. 03. 2012.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.

3. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. № 123 «Об утверждении Программы реализации Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь». Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org 348/basic/text0525.htm. – Дата доступа : 11. 03.2012.

4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1 июня 2001 г., № 5/6062.

5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 17 октября 2002 г., № 5/11303.

6. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 31 мая 2004 г., № 5/14301.

7. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 11 июля 2005 г., № 5/16244.

8. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-З «О высшем образовании». Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/ zakb0026.htm. – Дата доступа : 12. 03.2012.

9. Кодекс Республики Беларусь об образовании: постановление Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, 22 декабря 2010 г. № . 388-№.4/V // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 1, 4/6637.

10. Зданович, В.М. Кодекс об образовании: изменения и дополнения: обеспечить стабильность системы образования и повысить статус белорусского учителя / В.М. Зданович // Народная асвета. – 2011. – №8. – С. 4–8.

Дата поступления статьи в редакцию:

04.02.2013 г.

Войтович А.А.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21495. ВЕДЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 54.5 KB
  Это потенциально опасно, т.к. вызывает избыточную вазоконстрикцию и приводит к ишемии. Агрессивная гипервентиляция может стать неэффективной спустя несколько часов и должна использоваться только на короткий срок в абсолютно неотложных ситуациях. В этих ситуациях с целью снижения ВЧД пациента часто используется отсоединение от респиратора и ручная вентиляция
21496. ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫЙ ОБМЕН. НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ ФОРМЫ ЕГО НАРУШЕНИЙ 25 KB
  Как правило, все больные с тяжёлой травмой должны быть релаксированны на первые 24 часа, так как неконтролируемые подъёмы внутригрудного давления (в сочетании с подъёмами ЦВД и ВЧД) должны быть предупреждены. После 24 часов миорелаксация часто прекращается. Если на этой стадии пациент остаётся хорошо седатированным, без возбуждения, которое приводит к подъёму ВЧД
21497. СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 66.5 KB
  Аргументация 1 оксигенация: Анестезиолог несет ответственность за адекватность концентрации кислорода в газовой дыхательной смеси и артериальной крови больного во время всего периода операции. Нейтральная позиция головы Предупреждает нарушение оттока крови по венам шеи. Использование лейкопластыря для фиксации эндотрахеальной трубки Фиксация трубки бинтом может вызвать нарушение оттока крови по венам шеи. Подтвердить адекватность оксигенации пульсоксиметрия газовый анализ крови  Обеспечить нормальную температуру тела  Проверить...
21498. ИСКУССТВЕННАЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ 77 KB
  В частности содержание газов в крови не определяли в 5863 случаев во время интенсивной терапии мониторинг вентиляции и оксигенации не применяли в 5874 случаев. Если исследовали содержание газов в крови то часто не было интерпретации их и соответствующей коррекции респираторной терапии: при тяжелой гипокапнии РаСО2 снижалось иногда до 16 мм рт. аппарата ИВЛ Vi и выдыхаемого больным Ve л мин; частота дыхания аппарата больного Fi Fe мин1; давление в системе аппаратбольной Ppeк Pmen PEEP; отношение продолжительность...
21500. Интенсивная терапия травматического и ожогового шока 146 KB
  Определение патогенез шока. Но он всегда проявляется расстройствами кровообращения на тканевом уровне в виде кризиса микроциркуляции и эти нарушения косвенно отражаются на клинических проявлениях шока. Характерным для шока является возрастание активности симпатоадреналовой системы что проявляется тахикардией но иногда высокая симпатоадреналовая активность может быть завуалирована действием основного фактора гистамина при анафилактическом шоке сердечной блокады в результате повреждения проводящей системы тампонады перикарда.
21501. ИНФЕКЦИОННЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ У ПОСТРАДАВШИХ С ТЯЖЕЛОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ И БОЛЬНЫХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (Антибактериальная профилактика и химиотерапия) 116.5 KB
  Успехи достигнутые современной хирургией и в частности хирургией повреждений позволили существенно снизить вероятность развития инфекционных осложнений связанных с первичной контаминацией раны. Этиологическая структура возбудителей инфекционных осложнений Структура возбудителей инфекционных осложнений определяется следующими основными факторами: эволюцией микроорганизмов и приобретением ими резистентности к антибактериальным препаратам; путями передачи возбудителя Изменения структуры возбудителей инфекционных осложнений у пострадавших с...
21502. ИНФУЗИОННО-ТРАНСФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ КРИТИЧЕС 24.5 KB
  Влияние инфузионной терапии на организм. Методы и техника проведения инфузионной терапии. Техническое обеспечение инфузионной терапии. Осложнения инфузионной терапии.
21503. Инфузионно-трансфузионная терапия при критических состояниях 136 KB
  Ее развитие определялось прежде всего уровнем научных разработок по изучению электролитного состава крови для поддержания ионного равновесия плазмы придания ей коллоидных и питательных свойств и создания в конечном итоге оптимальных по составу кровезамещающих растворов пригодных для терапии тех или иных заболеваний. Поэтому в это время появляются ряд новых препаратов созданных на основе солевых растворов с добавлением гомогенной или обработанной физическими или химическими методами гетерогенной плазмы крови жидкость Петрова сыворотка...