70349

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Статья посвящена актуальной проблеме - системному анализу документальной источниковедческой базы материалов учет которых чрезвычайно важен при изучении процесса развития системы высшего образования в нашей стране.

Русский

2014-10-19

67 KB

1 чел.

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

А.А. Войтович,

Полесский государственный университет, Пинск

 

Статья посвящена актуальной проблеме – системному анализу документальной источниковедческой базы материалов, учет которых чрезвычайно важен при  изучении процесса развития системы высшего образования в нашей стране. Автором анализируются состав и содержание нормативно-правовых и иных актов, определяющих основу развития высшей профессиональной школы в условиях осуществляемые социально-экономических преобразований в Республике Беларусь.

Article is devoted to an actual problem – the system analysis of documentary base of the materials which account is extremely important when studying development of system of the higher education in our country. The author analyzes structure and contents of the standard and legal and other acts defining a basis of development of the higher vocational school in conditions carried out of social and economic transformations in Republic of Belarus.

Образование является одной из ключевых сфер жизни общества, важнейшим источником и ресурсом его устойчивого и поступательного развития. Именно качеством образования определяется уровень науки и культуры, интеллекта и духовности науки, состояние экономики и гражданского общества. Они, в свою очередь, обеспечивают мощь, суверенитет и независимость стран, их место и роль в мировом сообществе. Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа, других национальных общностей республики. Республика обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. Осуществляемые социально-экономические преобразования в Республике Беларусь обуславливают необходимость системного анализа и глубокого осмысления опыта развития образовательной сферы в стране, а также роли, места и значения образования в развитии человека и общества. При этом важную основу исследования при изучении процесса развития системы высшего профессионального образования в Республике Беларусь составляет комплекс источников, включающих следующие документы:

– Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.;

– акты и указы Президента Республики Беларусь;

– Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» от 11 июля 2007 г. № 252-3 (изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 413-3, Закон Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. № 37-3);

– постановления Совета Министров Республики Беларусь об утверждении Положений о Министерстве образования;

– Концепция развития высшего образования, утвержденная постановлением от 27 сентября 1998 г. № 1637;

– положения о ступенях высшего образования, утвержденное постановлением Совета Министров от 14 октября 2002 г. № 1419;

– Концепция внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием, утвержденная постановлением Совета Министров от 24 мая 2004 г.;

– постановление Совета Министров «О порядке организации и регулирования  деятельности негосударственных учебных заведений» (1997 г.), иные акты Законодательства;

– Кодекс Республики Беларусь об образовании: постановление Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, 22 декабря 2010 г. № . 388-№.4/V;

– нормативная документация Министерства образования: приказы, протоколы заседаний коллегии, программы развития высшего образования в регионах, развития последипломного образования на базе высших учебных заведений, основные направления развития национальной системы образования, планы-мероприятия, отраслевые программы по совершенствованию регионального и педагогического образования, система стандартов, инструкции о проведении аттестации и аккредитация вузов, о курсовых работах, экзаменах и зачетах, иные регламентационные и нормативные документы;

– делопроизводственные материалы Главного управления высшего образования Министерства образования (до 31 августа 1998 г.), Главного управления высшего и среднего образования Министерства образования (до 1 января 2005 г.), Управления высшего и среднего образования Министерства образования (с 1 января 2005 г.).

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство – Верховный Совет республики, исполнение законов – Кабинет Министров), а также местные органы управления. Целесообразно отметить, что система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении – Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи. Деятельность властных и управленческих органов в аспекте их компетенций и взаимодействий в сфере высшего профессионального образования отображена в соответствующих документальных материалах, являющимися значимыми источниками, использование которых целесообразно при изучении процесса развития и совершенствования вузовского образования.

Существующая документальная источниковедческая база отображает этапность складывания системы высшего профессионального образования в нашей стране. Новые социально-политические условия суверенной Республики Беларусь в значительной степени обусловили необходимость разработки собственной национальной образовательной модели, практическую реализацию которой должны были обеспечить соответствующие нормативно-правовые акты. Реформа началась с принятия 29 октября 1991 г. Закона Республики Беларусь «Об образовании», остававшегося до 2008 г. основным правовым актом, регулировавшим высшее образование в стране [1]. Основные регулятивные принципы организации системы образования законодательно закреплены в Конституции Республики Беларусь. В частности, статья 49 гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях» [2].

В 1997 году Правительством было принято постановление «О порядке организации и регулировании деятельности негосударственных учебных заведений», во исполнении которого Министерство образования усовершенствовало действующую нормативную базу. С этой целью был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов: Положение о порядке выдачи и отмены субъектам хозяйствования лицензии на организацию заведений; Положение об инспектировании, аттестации и аккредитации негосударственных учебных заведений; Инструкция о порядке изготовления, хранения, учета, заполнения, списания и выдачи документов специального образца об образовании выпускникам негосударственных учебных заведений.

В названных актах конкретизированы требования, предъявляемые к негосударственным учебным заведениям. В частности, с этого времени лицензии на ведении образовательной деятельности по программам высшего образования выдаются только Министерством образования на основании Заключения экспертной комиссии.

Вместе с тем конкретные реалии развития высшей школы, накопленный положительный опыт, выявшиеся негативные моменты потребовали внесения определенных коррективов в принципы и динамику реформирования высшего образования в республике.

В этих целях Министерством образования была разработана Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь, принятая постановлением Совета Министров 27 октября 1998 г. № 1637 [3]. В Концепции была дана оценка состояния высшей школы, определены цели и задачи ее развития, конкретизированы принципы совершенствования содержания обучения, намечены мероприятия по материально-техническому и организационно-кадровому обеспечению ее реализации. Определялись основные направления развития высшего образования:

– совершенствование структуры высшей школы;

– регионализацию высшего образования;

– совершенствование структуры подготовки специалистов;

– совершенствование порядка приема;

– развитие форм обучения;

– совершенствование организации учебного процесса;

– развитие научно-исследовательской деятельности;

– решение проблем обеспечения высшей школы научно-педагогическими кадрами;

– расширение международной деятельности;

– обновление законодательной базы.

Целесообразно отметить нормативные акты, определяющие содержание структурно-организационных изменений, которые направлены на совершенствование структуры высшего образования в нашей стране. Начиная с 2001 г. в Республике Беларусь был принят целый ряд документов по переходу на двухступенчатую систему высшего образования: «Положение о подготовке специалистов с высшим образованием» (принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 758 24 мая 2001 г.) [4]; «Положение о ступенях высшего образования» (принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1419 14 октября 2002 г.) [5]; «Концепция внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 605 24 мая 2004 г.) [6]; «Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 755 06 июля 2005 г.) [7]. Однако в ходе подготовки нормативного, правового, учебно-методического обеспечения первоначальный замысел претерпел значительные изменения.

Новым этапом в развитии системы высшего образования в нашей стране стал Закон Республике Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-3 «О высшем образовании» [8]. В соответствии с данным законодательным актом основными типами высших учебных заведений определены классический и профильный университеты, институты, высшие колледжи. Еще одной особенностью белорусской институциональной структуры, закрепленной нормативно и отличающей ее от социалистического эгалитаризма, является законодательное выделение вузов, которые получают статус «ведущего высшего учебного заведения в национальной системе образования» [8, ст. 10]. Наиболее авторитетными учебными заведениями ныне считаются Белорусский государственный университет, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет.

Одним из важных событий в образовательной сфере стало принятие Кодекса Республики Беларусь об образовании. 13 января 2011 года Президент Республики Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 года Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании [9]. Создание данного документа позволило завершить процесс формирования национального законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, обеспечить стабильность системы образования и определить перспективы её дальнейшего развития.

Нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений. Кодекс об образовании состоит из Общей и Особенной частей, включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Особенная часть охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.

Принципами правового регулирования общественных отношений в сфере образования являются:

– соответствие Конституции Республики Беларусь;

– соответствие общепризнанным принципам международного права;

– обеспечение реализации права граждан на образование;

– предоставление гражданину (законному представителю несовершеннолетнего) права выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;

– обеспечение доступности образования;

– обеспечение качества образования;

– установление ответственности за несоблюдение законодательства Республики Беларусь об образовании [10].

Таким образом, выделенные нами документы составляют чрезвычайно важное методологическое основание при их использовании в исследовании процесса развития системы высшего профессионального образования в Республике Беларусь. Представляя собой мощный источниковедческий комплекс, данные материалы являются ярким свидетельством процесса практического реформирования белорусской высшей школы. В качестве нормативно-правовой основы они закрепляют основные принципы государственной политики в сфере образования в Республики Беларусь и направлены на улучшение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней, повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства молодых специалистов на рынке труда, укрепление международного сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования  и расширение возможности его получения.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании». Режим доступа: http://www.spravka-jurist.com/base/part-vz/tx_wszntu.htm. – Дата доступа : 11. 03. 2012.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.

3. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. № 123 «Об утверждении Программы реализации Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь». Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org 348/basic/text0525.htm. – Дата доступа : 11. 03.2012.

4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1 июня 2001 г., № 5/6062.

5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 17 октября 2002 г., № 5/11303.

6. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 31 мая 2004 г., № 5/14301.

7. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 11 июля 2005 г., № 5/16244.

8. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-З «О высшем образовании». Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/ zakb0026.htm. – Дата доступа : 12. 03.2012.

9. Кодекс Республики Беларусь об образовании: постановление Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, 22 декабря 2010 г. № . 388-№.4/V // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 1, 4/6637.

10. Зданович, В.М. Кодекс об образовании: изменения и дополнения: обеспечить стабильность системы образования и повысить статус белорусского учителя / В.М. Зданович // Народная асвета. – 2011. – №8. – С. 4–8.

Дата поступления статьи в редакцию:

04.02.2013 г.

Войтович А.А.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25678. Спинной мозг 40 KB
  На периферии спинного мозга располагается более светлое белое вещество. В процессе развития спинного мозга из нервной трубки образуются нейроны группирующиеся в 10 слоях или в пластинах пластины Рекседа. Такое деление на пластины дополняет организацию структуры серого вещества спинного мозга основывающейся на локализации ядер. Серое вещество спинного мозга состоит из тел нейронов безмиелиновых и тонких миелиновых волокон и нейроглии.
25679. центральный орган лимфо. 45.5 KB
  Из костномозговых предшественников Тлимфоцитов в нем происходит антигеннезависимая дифференцировка их в Тлимфоциты разновидности которых осуществляют реакции клеточного иммунитета и регулируют реакции гуморального иммунитета. Удаление тимуса тимэктомия у новорожденных животных вызывает резкое угнетение пролиферации лимфоцитов во всех лимфатических узелках кроветворных органов исчезновение малых лимфоцитов из крови резкое уменьшение количества лейкоцитов и другие характерные признаки атрофия органов кровоизлияния и пр. На 1112...
25680. Ткань 34 KB
  Эпителиальная ткань образует кожные покровы и выстилает изнутри полые внутренние органы выполняя защитную функцию функцию обмена веществ между организмом и внешней средой. Соединительная ткань состоит из клеток и неклеточного вещества с преобладанием последнего. В эту группу входят: собственно соединительная ткань костная жировая а также хрящ сухожилия связки кровь и лимфа. Хрящ состоит из разнообразных плотных волокон и клеток вместе с костной тканью придает прочность позвоночнику и другим частям скелета.
25681. Толстая кишка 38.5 KB
  Одной из функций толстой кишки является выделительная. Через слизистую оболочку этой кишки выделяется ряд веществ например кальций магний фосфаты соли тяжелых металлов и т. Эпителий ободочной кишки и тазовой части прямой кишки развивается из энтодермы. В кожной и промежуточной зонах анальной части прямой кишки эпителий имеет эктодермальное происхождение.
25682. Тонкая кишка 57.5 KB
  Клетки кишечного эпителия у 4недельного эмбриона не дифференцированы и характеризуются высокой пролиферативной активностью. В это время среди эндокриноцитов преобладают переходные клетки с недифференцированными гранулами выявляются ЕСклетки Gклетки и Sклетки. В плодном периоде преобладают ЕСклетки большинство из которых не сообщается с просветом крипт закрытый тип; в более позднем плодном периоде появляется открытый тип клеток. Крипты содержат камбиальные элементы эпителия и дифференцирующиеся из них клетки.
25683. солевом обмене веществ. 44.5 KB
  Кроме того эти ткани принимают участие в водносолевом обмене веществ. Хрящевые ткани входят в состав органов дыхательной системы суставов межпозвоночных дисков и др. В свежей хрящевой ткани содержится около 7080 воды 1015 органических веществ и 47 солей.
25684. Эмбриогенез 239.5 KB
  Вместе с тем появляются особенности отличающие развитие человека от развития других представителей позвоночных. Процесс внутриутробного развития зародыша человека продолжается в среднем 280сут 10 лунных месяцев. Эмбриональное развитие человека принято делить на 3 периода: начальный 1я неделя зародышевый 2 8я неделя плодный с 9й недели развития до рождения ребенка.
25685. Эпителиальные ткани. Поверхностные эпителии 36 KB
  Питание эпителиоцитов осуществляется диффузно через базальную мембрану со стороны подлежащей соединительной ткани с которой эпителий находится в тесном взаимодействии. В соответствии с формой клеток составляющих однослойный эпителий последние подразделяются на плоские сквамозные кубические и призматические столбчатые. 1Однослойный эпителий может быть однорядным и многорядным. Такой эпителий называют еще изоморфным.
25686. Яички 60 KB
  В постнатальном периоде в семенных канальцах гоноциты размножаются а эпителий половых шнуров сохраняется в качестве поддерживающих клеток. Базальный слой внутренний волокнистый слой расположенный между двумя базальными мембранами сперматогенного эпителия и миоидных клеток состоит из сети коллагеновых волокон. Непосредственно к миоидному слою примыкает неклеточный слой образованный базальной мембраной миоидных клеток и коллагеновыми волокнами. За ними расположен слой состоящий из фибробластоподобных клеток прилежащий к базальной...