70352

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье с позиций философского психологического педагогического знания проанализирована сущность творчества; обоснована новизна социальная ценность и оригинальность продукта творчества; структура творческой личности рассмотрена как совокупность творческой направленности творческих...

Русский

2014-10-19

82.5 KB

0 чел.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Л.П. Гимпель

МГЛУ, г. Минск

В статье с позиций философского, психологического, педагогического знания проанализирована сущность творчества; обоснована новизна, социальная ценность и оригинальность «продукта» творчества; структура творческой личности рассмотрена как совокупность творческой направленности, творческих способностей, творческой активности и творческого потенциала; описана логика протекания творческого процесса; дана авторская интерпретация проблемы творческого развития студента.  

In the article the essence of creativity from the point of philosophical, psychological, pedagogical knowledge is analyzed; novelty, social value and originality of the "product" of creativity are justified; the structure of the creative personality is considered as a set of creative orientation, creative abilities, creativity, and creative potential; the logic of creative process is described; the author's understanding of the problem of creative development of the student is given.

На современном этапе развития человечества творчество является объектом постоянного внимания научного сообщества. Творчество исследуется науками, предметом изучения которых является человек и его деятельность (философия, социология, психология, педагогика и др.). Оно нашло отражение в работах В.И. Андреева, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, В.И. Вернадского, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Е.С. Рапацевича, А.И. Субетто, О.К. Тихомирова, В.П. Ушачева, М.Г. Ярошевского и др. Особую значимость имеет проблема творчества для системы образования, где закладываются основы будущих творческих свершений во всех сферах жизнедеятельности общества.

С позиции философского знания творчество трактуют как: необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества (М.М. Бахтин, А. Менегетти, Н.Н. Михайлов и др.); наивысшую форму проявления гуманизма и условие изменения жизни (B.C. Библер, Н.А. Бердяев, Н.Ю. Посталюк и др.). Творчество изучается в формате проблемы развития: творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему (Б.М. Кедров).

Психологи определяют творчество как продукт мыслительной деятельности (В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.), как механизм продуктивного развития человека (М.Г. Ярошевский).

В педагогической литературе творчество определяется как деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, имеющих общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кулюткин, Е.С. Рапацевич  и др.). «Т в о р ч е с т в о – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов» [1, с. 45].  И.П. Калошина, В.П. Пархоменко, Е.Л Яковлева и др. изучают творчество через личностные характеристики и через процессы, имеющие место в творческой деятельности.

С.В. Тейлор, рассматривая творчество как процесс решения задач, в результате которого происходит преодоление порога трудности и появляется новый результат, выделил несколько подходов к трактовке феномена творчества: 1) творчество как создание новой целостности; 2) творчество как продуцирование нового, как создание инновационного продукта; 3) творчество как самовыражение, как работа сознания в «чистой зоне», в неисследованной области, не ограниченной прошлым опытом; 4) творчество как процесс взаимодействия психических структур личности, определяемых в терминах «Я», «Оно», «Сверх-Я»; 5) творчество как акт мышления, ориентированный на решение, где творческим является собственно мыслительный процесс [2].

Основополагающими признаками творчества является новизна и оригинальность процесса и/или результата. A.M. Матюшкин определяя новизну, оригинальность, уникальность и прогрессивность в качестве базовых признаков творчества, особо подчеркивает социальную значимость, прогрессивность результата творческой деятельности (A.M. Матюшкин, 2003).

Творчество предполагает абстрагирование от существующих концепций, устоявшихся норм, стандартов. Там, где решение не может быть достигнуто путём установления причинно-следственных связей, логических выводов из имеющихся посылок, где исследователь находит решение благодаря догадкам, интуиции, «озарению» – начинается творчество.

В нашем понимании, творчество – это процесс и (или) результат создания объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих прогрессивностью,  социальной и личностной значимостью.

Творчество имеет личностный и процессуальный аспекты. Психолого-педагогическое обоснование проблемы творчества неразрывно связано с процессом формирования творческой личности. Изучение свойств личности, способствующих творчеству, выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, потребность в самоактуализации, в расширении своих созидательных возможностей.

«Т в о р ч е с к а я  л и ч н о с т ь – это такой тип личность, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность в единстве с высоким уровнем творческого потенциала и творческих способностей, позволяющих ей достигать прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [3, с. 58].

В структуру творческой личности исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Альтшуллер, Н. Р. Битянова, В.П. Пархоменко, Е.Л. Яковлева и др.) включают: творческую направленность, творческую активность, творческие способности, творческий потенциал.

Т в о р ч е с к а я   н а п р а в л е н н о с т ь  задает вектор движения личности при анализе сложившейся ситуации, в поиске наиболее продуктивного решения (в т. ч. нестандартного) возникшей проблемы. Она связывает воедино ценностно-нравственные представления личности, её мировоззренческие установки, внутренние резервы, уровень сформированности когнитивных структур личности – все то, что обеспечивает принятие оптимально возможных решений [4].

«Т в о р ч е с к и е  с п о с о б н о с т и – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности» [3, с. 67].  К творческим способностям личности А.Н. Лук относит: способность видеть проблему там, где её не видят другие; способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним; способность применить приобретённые умения и навыки при решении многих других задач; способность воспринимать действительность целостно, не дробя её на части; способность легко ассоциировать отдалённые понятия;  способность памяти выдавать нужную информацию сиюминутно;  гибкость мышления; способность выбрать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; способность включать новые сведения в уже имеющиеся системы знаний; способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; лёгкость генерирования идей; творческое воображение; способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [1].

В основу модели структуры  т в о р ч е с к о г о   п о т е н ц и а л а  в работах Е.В. Колесниковой положено единство потенциальных сил (творческие способности), побудительно-мотивационных сил (творческие потребности, ценностные ориентации) и деятельности как условия, цели, средства развития [5]. В данном контексте творчество представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности, так как именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество, таким образом, становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.

Мы склонны трактовать творческий потенциал как внутренний ресурс человека, обеспечивающий его готовность к осуществлению творческой преобразующей деятельности.

Развитие т в о р ч е с к о й  а к т и в н о с т и  является одной из ключевых проблем современной педагогики и психологии. Согласно исследований И. Пуфаль-Струзик, основным мотивационным механизмом творческой активности является творческая направленность личности. Творческая направленность не только отвечает за активизацию действия, но и влияет на расход энергии, координирует деятельность субъекта по эффективному использованию собственного потенциала, регулирует поведение согласно принятому намерению (выбору цели, иерархии ценностей). Способствует развитию творческой активности доминирование в направленности мотивации самопобуждающего характера, источник которой находится в самой личности. В основе этой мотивации лежат три потребности: потребность в творчестве (как  доминирующая), познавательная и потребность в самоутверждении (как главные). Эта мотивация обеспечивает поддержку личности на пути к цели, способствует реализации целей, позволяет быть независимым от внешних условий, а также получать удовлетворение от самого творческого процесса, а не только от его результатов. Кроме того, она поддерживает стремление личности к дальнейшему осуществлению творческих действий [6].

Главное в творчестве – не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта (В.Н. Дружинин, 1994). Творческая активность и ее внешние результаты приводят к внутриличностным изменениям: повышению чувства собственной значимости как неповторимой личности, как индивидуальности (рост собственной значимости), постоянному развитию (рост собственной компетентности), самосовершенствованию и самореализации в творчестве. Между социальным контекстом (составляющим внешние условия творческой активности) и творческой активностью личности возникают двусторонние связи. Творчески действующий субъект изменяет окружающую среду и остается под ее влиянием изменяется сам.

Развитие, формирование творческой личности – это сложный, длительный, зачастую противоречивый процесс. «Процесс (лат. рrocessus – продвижение) – это: 1) последовательная смена состояний, каких-либо явлений, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения результата»  [7, С. 499]. Творческий процесс мы определяем как совокупность последовательных действий субъекта деятельности, направленных на создание объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной значимостью и прогрессивностью, на изменение качественных показателей  развития чего(кого) – либо [8].

Особенность протекания творческого процесса состоит в том, что анализу поддаются только внешние фактические действия, в которых участвует субъект деятельности, в то время как глубина погружения, причастность, внутренние ощущения – глубоко субъективные его параметры и не поддаются обычному наблюдению и общепринятой логике.

Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, В.А. Болотина, Н.Н. Кирилловой, Я.А. Пономарева, Е.П. Торранса, Г. Уоллеса и др., логику протекания творческого процесса, как закономерное чередование его этапов-фаз, можно представить следующим образом (рисунок).

Рисунок – Логика протекания творческого процесса

Этапы 1, 2 и 4 – традиционно планируемые и прогнозируемые по времени, содержанию и организации этапы решения учебно-познавательных задач, в том числе с использованием проблемно-поисковых, исследовательских методов обучения. Для их успешного протекания, безусловно, необходимы знания, сильная мотивация, высокий уровень развития когнитивной сферы личности, её свойств и качеств.

Что и как происходит на этапе 3, его длительность и результат практически не предсказуемы. На данном этапе непосредственно осуществляется творческий акт, создается нечто новое (идея, продукт).  Выделяя признаки творческого акта, исследователи (В.Н. Дружинин) и сами творческие люди подчеркивают его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменчивость состояния сознания. Таинство творчества связано именно с третьим этапом, протекание которого напрямую зависит от нестандартности мышления субъекта творчества, наличия у него необычайно тонкого восприятия мира, его способности замечать гораздо больше обычных людей. 

Критерием творческого акта, по Я.А. Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на более низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен только на основе логического вывода [9].

В литературе описаны факты, когда к великим открытиям (рождению новой идеи, созданию произведения) творческого человека подталкивали ничем не примечательные события, явления окружающей действительности. Это объясняется более тонким восприятием и более сложным многоуровневым ассоциативным мышлением творческих людей. Суть творческого акта, по нашему мнению, заключается в том, что при достижении определенного порога достаточности/оптимальности ассоциаций в мышлении человека замыкается цепь и происходит озарение, «вспышка», рождение нового. При этом творческий человек, естественно, действует в рамках ограничений, которые накладываются развитием его способности замечать, а также количеством впечатлений, ассоциаций, которые он приобрёл из окружающего мира и хранит в своем сознании и подсознании. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью.

Очевидно, что непосредственно управлять творческим актом (3 этапом) практически невозможно. Науке пока не известны способы, позволяющие постоянно на уровне подсознания замыкать цепь ассоциаций, тем самым стимулируя появления новой идеи, озарения. Однако, исследователями [10] установлено, что интенсифицировать протекание творческого процесса возможно посредством создания определенной среды, условий.  

Творческий процесс завершается получением результата, который, в свою очередь, может стать источником новой проблемы. Совокупное прохождение всех фаз-этапов, обеспечивающее получение реального творческого результата, мы определяем как цикл творческого процесса.

Таким образом: а) процессуальный критерий творчества связан с особенностями протекания процесса в психике личности, порождающей её активность; б) акт творчества собственно происходит на третьем этапе творческого процесса, а все остальное (1, 2, 4 этапы) является заранее целенаправленно алгоритмизированной деятельностью; в) творческий процесс, как достижение единства формы и содержания, может быть алгоритмизирован практически полностью, но этому должна предшествовать специальная работа по созданию соответствующей среды, условий для творчества.

Этапы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества, в формате которого целесообразно говорить о многоплановом спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня содержащихся в этой задаче противоречий между Творцом (или заданной им областью неизвестного) и конкретной  проблемной ситуацией.

В отличие от творчества в других сферах деятельности творчество в учебно-познавательной деятельности не имеет своей целью явное создание нового, социально ценного и оригинального продукта, поскольку его целью и результатом всегда остается личность ученика. При этом считаем уместным отметить, что суть творчества, имеющего место в процессе обучения, состоит в создании образовательной среды, «провоцирующей» творческое развитие ученика: принятие его таким, какой он есть; ситуации успеха; сотрудничество и сотворчество; умение чувствовать состояние ребенка, помочь ему «найти себя»; доминирование методов проблемного обучения; мотивированность на уровень творческих учебных заданий. Новизна проявляется в свойствах и качествах формирующейся личности; в выборе средств и пути, который предстоит пройти для достижения цели; в нестандартности возникающих ситуаций, проявляющихся эмоций и чувств. Социальная ценность педагогической деятельности определяется её устремленностью в будущее, где у сегодняшнего творчески мыслящего студента будет шанс проявить себя как творческая личность в избранной им профессиональной деятельности. «Оригинальный продукт» – это индивидуальность и уникальность личности каждого ученика.

Сущность творческого развития психологи трактуют по-разному. Представители теории психоанализа (З. Фрейд  и др.) утверждают, что творчество есть результат внутриличностных конфликтов. При этом творческий процесс они рассматривают как «экстериоризацию продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления». Сторонники гуманистической психологии (К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) считают, что творчество возникает только тогда, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс, по их мнению, есть ни что иное как «реализация естественного творческого потенциала личности».

Мы не склонны абсолютизировать роль внутриличностных конфликтов, и считаем правомерным опору на принятый в качестве аксиомы в отечественной науке постулат о том, что движущей силой развития личности выступает противоречие; в случае творческого развития личности – это, в первую очередь, внутренние противоречия. Творческое развитие, будучи достаточно сложным и многомерным понятием включает в себя развитие потенциальных сил человека, его когнитивной сферы (воображения, мышления, восприятия), личностных качеств, процессы экстериоризации и интериоризации.

В нашем представлении творческое развитие студента это динамический процесс становления совокупности характеристик будущего специалиста как творческой личности. В составе такого рода характеристик  особое значение имеет овладение студентом логикой протекания творческого процесса как психологическим механизмом творческой деятельности. Педагогический смысл творческого развития нам видится в создании условий, соответствующей среды, обеспечивающих творческое развитие студента.

Творческое развитие будущего специалиста-профессионала будет обеспечено при условии, что в процессе его подготовки будет доминировать не только направленность на творчество, но и когда педагог знает логику протекания творческого процесса и организует учебные занятия как деятельность по анализу и решению системы творческих учебных задач.

Список использованных источников

  1.  Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук. –  М.: Наука, 1998. – 127с.
  2.  Taylor, C.W. Various approaches to and definitions of creativity // The nature of creativity. – Cambridge: Cambridge Press, 1988. – P. 99 – 126.
  3.  Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И.Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008. – 249 с.
  4.  Гимпель, Л.П. Творческая направленность личности как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Гимпель // Адукацыя і выхаванне. – Минск, 2005 г. – № 7. – С. 54–59.
  5.  Колесникова, Е.В. Развитие творческого потенциала будущего инженера: автореф. дисс. канд. филос. наук / Е.В. Колесникова. – Киев, 1989. – 19 с.
  6.  Пуфаль-Струзик, И.И. Структурно-иерархическая модель творческой активности личности: Дис.…д-ра психол. наук / И.И. Пуфаль-Струзик. – Москва, 2003. – 357 c.
  7.  Современный словарь иностранных слов / Гл. ред. Е.А. Гришина. – СПб. : Дуэт, 1994. – 752 с.
  8.  Гимпель, Л.П. Творческий аспект современного образования / Л.П. Гимпель // Кiраванне у адукацыi, 2012. – № 9. – С. 54–59.
  9.  Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
  10.  Посталюк, Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: дисс.: докт. пед. наук / Н.Ю. Посталюк. – Казань, 1993.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55880. Волновая оптика 1.91 MB
  По электромагнитной теории Максвелла свет –- это электромагнитные волны которые в вакууме распространяются со скоростью с = 3108 м с скорость света а в любой другой прозрачной среде их скорость меньше.
55881. Дифракция световых волн 686.5 KB
  Дифракция Френеля на круглом отверстии и диске Для описания дифракции в ближней зоне дифракция Френеля Френель предложил метод зон метод зон Френеля. Размер зон Френеля Пренебрегая величинами второго порядка малости получим...
55882. Поляризация световых волн 537 KB
  Степенью поляризации называется величина 31 где Imx и Imin – соответственно максимальная и минимальная интенсивности частично поляризованного света пропускаемого поляризатором. Для естественного света Imx=Imin и P = 0 для плоскополяризованного Imin= 0 и P = 1.
55883. Дисперсия света 171 KB
  Графически эта зависимость выглядит следующим образом: Зависимость показателя преломления вещества от частоты длины волны света или зависимость скорости световых волн от его частоты длины волны называется дисперсией света.