70353

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье представлен экспериментально подтвержденный опыт подготовки старшеклассников к созданию креативных продуктов посредством взаимосвязи соответствующих ситуаций и педагогических технологий. Предлагаемый опыт педагогического руководства созданием...

Русский

2014-10-19

64.5 KB

0 чел.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОДУКТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В.В. Гринкевич

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

В статье представлен экспериментально подтвержденный опыт подготовки старшеклассников к созданию креативных продуктов, посредством взаимосвязи соответствующих ситуаций и педагогических технологий. Выявлено свойственное креативным ситуациям функциональное назначение, структура, существенная и значимая часть их содержания. Предлагается авторский вариант проектирования и конструирования технологии развития импровизированной, образно-эмоциональной речи.

The article presents experimentally confirmed experience of preparing senior pupils to developing of creative products by means of interrelation of corresponding situations and pedagogical technologies. The function, structure and significant part of contents typical of creative situations are revealed. The author’s variant of designing pedagogical technology is offered.

Вызовы нашего времени, усложняющаяся жизнедеятельность человека ориентируют мир образования на постановку и поиск решения проблемы становления и развития продуктивного типа мышления и созидательного стиля деятельности. Продуктивный уровень побуждает самостоятельно определять и осуществлять конкретные цели, приучает к поиску и обоснованию вариативности, многообразного воплощения собственного замысла. Талантливые школьники, подготовленные в процессе познания на созидательном, продуктивном уровне – это надежда на резерв и преемственность в подготовке будущих инноваторов. Предлагаемый опыт педагогического руководства созданием старшеклассниками образовательных продуктов выведен и не однократно подтвержден    как    тенденция   в  течение

15 лет авторской экспериментальной практики по проектированию педагогических технологий, научным руководством их внедрением в общеобразовательные учреждения Гродно.

В педагогических инновациях, личностное приобщение к созданию деятельностных продуктов определяется как креативность (от англ. create – создавать, творить). В обобщенном значении, креативность – многообразные по своему содержанию, аргументированные проявления личностно-ориентированного авторства в продуцировании идей, целесообразном решении обстоятельств, проблем, в преобразовании исходных   данных   до   нового вида

[1] - [9]. Взаимосвязь и различие креативности и целостного творческого акта состоит в уровне процесса и результата продуктивных достижений. Креативная составляющая – ключевой компонент опыта созидательной активности в начале своего пути, особенно в период ученичества. Творчество – процесс и результат создания качественно новых продуктов, которые обладают социальной значимостью и прогрессивностью [8].

В поиске структуры креативности, автор обратился к ретроспективной памяти и к опыту созидательного развития известных миру ученых, деятелей культуры. В течение длительного времени, с применением системного анализа, осуществлялось изучение их мемуаров, уникального издания – свод научных и общественных трудов лауреатов Нобелевской премии. Всемирный совет с множеством выдающихся людей позволил определить и конкретизировать основные, организационно-образовательные формы воплощения и содержания креативности. Исходной формой организации личностно-ориентированного продуцирования является креативная ситуация. Креативная ситуация – совокупность спонтанно возникающих, или целесообразно созданных проблем, условий направленных на моделирование мысленного или реального образовательного продукта в процессе осуществления определенной содержательной задачи и способов ее решения. В контексте креативности, педагогическая технология – это обусловленная конкретно поставленными целевыми ориентирами совокупность и последовательность креативных ситуаций, способов и средств преобразования исходного материала, позволяющая создавать личностно-ориентированные продукты. Креативный продукт представляет собой индивидуальный образ социальных и культурных форм познания и бытия, выполненный на уровне личных возможностей требующих интеллектуальной, волевой и образно-эмоциональной напряженности поиска.

Основанием отбора содержательных компонентов для создания креативных ситуаций является подтвержденная опытом выдающихся людей, закономерно повторяющаяся идея – подлинное креативное развитие осуществляется в процессе вариативного по содержанию, формам и средствам выражения, качественного привнесения авторской индивидуальности и способности в выполнение сложных заданий, дел, проектов несколько превосходящих наличные возможности, рефлексии и оценки достижений значимым окружением. В годы ранней юности, к такого рода авторскому продуцированию относятся виды и акты реального проявления духовно-нравственной, гражданской позиции, а также созданные на основе областей знания, к которым проявляется устойчивый интерес и способности: искание смысла собственного назначения в разнообразном выражении любви и благодарности, добротворчества, осознания истоков уважения к себе самому, поиска и выбора путей реализации главных приоритетов в жизненных ситуациях и в образовании; осознание последствий своих поступков и действий; развитие культуры постижения жанров литературы и искусства от смысла слов, полноты обозначенных ими мыслей, чувств и душевного движения к соразмышлению над подтекстом целого в контексте позиции автора; упражнения, в точном выражении понятных, образно-эмоциональных мыслей; осмысливание идеала женщины, мужчины, гражданина в составляющих ума, порядочности, воли, таланта;  размышление над ключевым вопросом воплощения гражданственности «Для чего нужна личность в истории культуры, в истории общества?»; инициатива и сотрудничество, ответственность за принятое решение в индивидуальных и групповых делах; отклоненные альтернативы, ведущие к разрушению личности; критичность достигнутого, знание своего незнания; освоение реальной действительности методами изучаемых наук; видение и осознание новизны, необычного, удивительного и прекрасного, великого в типичном и характерном; воображаемое и реальное экспериментирование с объектами познания; предложение нового решения ситуации или задачи, аргументация, доказательство выдвинутых положений; изначальное проектирование определенного знания, формул, идей, опираясь на совокупность эвристических методов; самостоятельная постановка и формулирование актуальных проблем, которые взяты из своей, либо доступной жизнедеятельности, предметного раздела, поиск их вариативного решения; самостоятельный подбор, либо составление задач, упражнений к изученному теоретическому материалу; возможное реальное преобразование и толкование (трансформация, модификация) определенного решения обстоятельств, исходных данных в новое качество; выделение и доказательство, на основе фактов, основных идей раздела, предмета в целом; определение границ, применимости фундаментальных объектов предметного содержания образования.

Внутренняя структура креативных ситуаций ориентирует процесс создания конкретных вариантов продукта от проектирования к конструированию, т. е. от замысла к воплощению. Взаимодействует объединяющая их совокупность составляющих, применение которых является показателями развития личностной креативности: постановка, выбор преобразующих и поисковых способов возможного решения проблемы (одни из них сочетают эвристику и импровизацию, в других – преобладает вероятностное решение парадокса, далее доступное исследование и возможное применение на практике); интегрирование на межпредметной основе, которая объясняет условия взаимосвязей составляющих компонентов, вызывающих появление новых свойств и смыслов, не сводимых к исходным образующим, каждого из них; формулирование выводов, самоанализ полученных результатов в сочетании с оценкой близкого и значимого окружения, достраивание до нового, более совершенного вида.

В авторской, опытно-экспериментальной практике выявлена определенная последовательность креативного продуцирования старшеклассников. Фундаментальным основанием и ключевым условием перехода к созданию продуктов, включенных в содержание предметных разделов, является качество личного образования, соответствующее требованиям стандартов. Первичный успех в учебно-познавательной деятельности создают три взаимосвязанных компонента: понимание, усвоение, применение. Понимание включает в себя осознание, осмысление, обобщение ключевых понятий, основных идей, соответствующих им фактов и доказательств, в том числе с использованием графических средств. Усвоение ориентировано на текущее, тематическое (систематизирующее) и итоговое повторение. Применение означает формирование и совершенствование умений по решению задач, упражнений, практических работ, опору на ранее усвоенные действия. Опытные учителя утверждают: взаимосвязать теоретические положения и практическую реализацию – значит показать, создать в сотрудничестве с учениками шесть–восемь вариантов их применения.

Первый уровень образовательной продуктивности – овладение различными способами решения креативных ситуаций. Первоначальный ввод учащихся в креативные ситуации обусловлен необходимостью освоить познавательные способы их реализации, в процессе привнесения авторства в создаваемые продукты. По мере осмысливания креативного задания, выясняется личностно-смысловое отношение учащихся к его содержанию и преобразованию, осуществляется выбор формы, соответствующих способов и методов его воплощения в продукт. Значимый по объему тематический материал   можно   представить   как   концепт,   предпочтительно в нескольких вариантах. Концепты передают общие и существенные признаки объекта проектирования – типизированные фрагменты содержания, образы, ценностные характеристики, полученные в результате внутрипредметного интегрирования, функциональные проявления как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Форма выражения – схематичная, знаковая, тезисная.

Второй уровень развития креативности – применение продуктивных педагогических технологий различного назначения. В направленности на создание личностно-ориентированных продуктов предлагаем авторскую, экспериментально подтвержденную педагогическую технологию с соответствующими креативными ситуациями – развитие импровизированной, образно-эмоциональной речи. Целевое назначение: последовательное, устное и письменное сочинительство авторских лингвистических продуктов на занятиях литературой и иностранным языком. Возможные креативные продукты: импровизированное выражение различных проявлений сущности своей индивидуальности; авторская проза, изображающая собственное размышление о прочитанном, о значимых взаимосвязях с окружающим миром.

Исходные положения. Свободная импровизированная речь – это проявляемая сообразительность, мгновенная реакция на непредвиденные суждения и обстоятельства на основе разнообразных связей и отношений с окружающим миром. Импровизации несут в себе индивидуально-авторский подтекст, оценочный вариант осознания и решения своих проблем. Внутренние и внешние диалоги учеников, обращенные к конкретному адресату, возникшие образы необходимо проговаривать и записывать. Все записи интонационно и выразительно перечитываются вслух и корректируются. Отмечаются те из них, которые являются оригинальными и выразительными. Так создается возможность сохранить и совершенствовать мгновения своей мысли, развивается способность к рефлексии на основе авторского материала.

Первый этап технологии – выделение и объяснение смысловых, образно-эмоциональных аспектов текста. Подбирается текст с использованием изобразительно–выразительных средств: афоризм, пословица, сказка, притча, миф, легенда, жизненная или литературная ситуация. Осмысливается многозначность особого рода эстетического взгляда на различные проявления мира: человека, социум, окружающую природу.

Второй этап – подбор к текстам выделенных, либо созданных учащимися изобразительно–выразительных средств. В начале, в качестве образца анализируется ранее изученный текст, либо коммуникативные ситуации. Затем учащиеся, в группах или индивидуально, подбирают по смыслу аналогичные изобразительно–выразительные средства к новому тексту и дают обоснование своего выбора.

Третий этап – авторское, образно–эмоциональное сочинительство. Предлагаются различные импровизированные упражнения типа: рефлексия эмоциональных состояний дня, ассоциированные образы в сюрреалистическом стиле, авторская проза.

Рефлексия эмоциональных состояний дня. Попытаемся определить и выразить свои, наиболее яркие эмоциональные состояния за прошедший день. Обращение к их палитре предполагает размышление «Почему именно так я воспринимаю определенные впечатления?».

Ассоциированные образы. Упражнение выполняется в сюрреалистическом стиле. Сюрреализм (фр. сверхреальность) – направление в искусстве, основным методом которого является ориентация на субъективные ассоциации. Смысл сюрреалистического эффекта состоит в том, что ученик воспринимает ассоциированные образы как своеобразное окно, открытое в субъективный мир. Вслушиваясь в собственное отражение сущего, он постигает мир своей души знакомый и загадочный, быть может, прогнозирует свое подлинно человеческое, родовое предназначение, направленное на добродетели. В комнате приглушается свет. Группа участников из семи–восьми человек садится по кругу, закрывают глаза. Кто-то начинает говорить о возникающем у него образе. Например, это может быть суждение о близких людях, описание предмета, мелодии, пейзажа. Остальные участники, закрыв глаза, стараются вообразить этот образ, вслед за рассказчиком, войти в него, продолжить ситуацию «Мне видится…». В какой-то момент собеседник передает слово рядом сидящему, коснувшись его рукой. В такой эстафете образ по кругу развивается всеми участниками, наполняется событиями, деталями, иногда связанными по смыслу с тем, что говорилось ранее, иногда нет. Сотворчество впечатлений от импровизированных образов обеспечивается разнообразием смысловых изобразительновыразительных посылок и ассоциаций, так как у каждого свой индивидуальный опыт восприятия мира. Кроме того, создавать образы в группе веселее, Как следствие, возникает осознание смысловой глубины происходящего, чувство встречной небезучастности и понимания друг друга.

Авторская проза (стихотворение в прозе, этюд, эссе). Стихотворение в прозе – это синтез художественных элементов: слова, предметности бытия, чувств, метафор, образных ассоциаций. Под предметностью бытия понимается труд, природная среда, определенная культура. Авторский экспромт (три–пять строк) создается на двух началах прозаической устной речи: фантазии и реальности. Самопорождение и развитие поэтического творчества направляется от значимых впечатлений жизни к умению выразить необычное в обычном, великое в малом, предельно многое в кратком, текущем. Важен художественный образ, намек, тайна, естественность душевных переживаний, ощущение родства с природой и друг с другом.

Этюд или сочинение–миниатюра. Этюд – это небольшое по объему, красочное размышление, отзвук на близкое и родное, на происходящее. Темы этюда могут быть посвящены отдельным аспектам восприятия явлений природы, музыкального произведения, любимым людям. Оценивается образность и точность выражения своих мыслей.

Эссе свободного выбора. Эссе – прозаическое произведение сравнительно небольшого объема и свободной композиции, персонифицированное реагирование на заявленную проблему, заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку. Основное внимание уделяется не воспроизведению факта, а изображению собственного размышления о взаимосвязи человеческого существования и различных граней бытия. Эссе может быть посвящено философско–этическим, историческим, искусствоведческим, литературоведческим проблемам, автобиографическим фактам.

Включение учащихся в содержательно–процессуальные этапы развития импровизированной образно–эмоциональной речи, соответствующие им креативные ситуации проявляется в ряде продуктивных новообразований. Обычно они осознают, что думают свободнее, эмоционально ближе друг с другом и с учителем, им легче рассказывать о себе, референтном окружении, о впечатлениях жизни и прочитанном. В креативные продукты включается литературный материал (фрагменты прозаического, поэтического текста, любимые мысли, афоризмы), собственное сочинительство с ярко выраженными личностными суждениями.

Креативные продукты, созданные на основе педагогических технологий, соответствующих им ситуаций оформляются и с рецензиями одноклассников, учителей представляются на презентацию. Лучшие из созданных вариантов, в которых проявляются индивидуально выраженные способности рекомендуется сохранить. Выпускается общешкольный рукописный журнал, тематические газеты, оформляются портфолио – индивидуальная подборка креативных достижений учащихся. Создается возможность, использовать в преподавании их оригинальные идеи и достижения. Обычно делается ссылка как в определенном разделе создавался вариант продукта, называется автор. Бережное отношение к успехам ученика повышает его самооценку, побуждает к дальнейшим созидательным проявлениям, а в процесс обучения привносится личностно значимое отношение.

Таким образом, взаимосвязь усвоения и применения фундаментальных основ предметного содержания образования, продолженного в создании креативных образовательных продуктов, привносит в достижения старшеклассников созидательное, личностно значимое начало, понимание, что они способны на открытие. Организация креативного продуцирования включает в себя последовательность основных составляющих: моделирование и разрешение креативных ситуаций, конкретных способов их осуществления; отбор целостных, соответствующих содержанию тематического раздела педагогических технологий. Педагогическая поддержка создания креативных продуктов состоит в оказании помощи ученикам по поиску воплощения своих вариативных взглядов, формированию способности к проектированию и конструированию привносимого авторства в постановку и решение проблем в процессе многогранного осознания мира.

Список использованных источников

  1.  Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности / О.С. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2002. – 94с.
  2.  Гринкевич, В. В.  Педагогические   технологии   в  современном   лицее  /  В.В.  Гринкевич // Народная асвета. – 2005. – №7. – С.34–37.
  3.  Гринкевич, В. В.  Педагогические   технологии   в   практике преподавателя литературы   / В.В. Гринкевич // Народная асвета. – 2006. – №6. – С. 18–24.
  4.  Гринкевич, В. В.   Педагогические   технологии    в    инновационной    практике    школы  / В.В. Гринкевич. – М.: Новая школа, 2007. – 374с.
  5.  Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин – Рига: Эксперимент, 1999. – 180с.
  6.  Нижнёва, Н. Н. Вопросы. Проблемы. Парадоксы / Н.Н. Нижнёва. – Минск: ДЦНТИ, 1997. – 120с.
  7.  Сергеева, Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика / Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 284с.
  8.  Хуторской,  А. В.  Педагогическая     инноватика:      методология,        теория,        практика  / А.В. Хуторской. – М.: УНЦДО, 2005. – 222с.
  9.  Csikszentmihlyi, M.   Creativity:  Flow  and  the  Psychology  of  Discovery   and   Invention / M. Csikszentmihlyi. – New York: Harper Collins Publishers, 1996. – 443p.

PAGE   \* MERGEFORMAT 10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84245. ИММУНОГЛОБУЛИНЫ. КОМПЛЕМЕНТ 23.82 KB
  Производство антител начинается после активации Вклеток антигеном. Непрерывное присутствие свободного антигена поддерживает ответ до тех пор пока увеличение уровня антител не приведет к усиленному удалению антигена и таким образом прекращению стимуляции Вклеток. Огромное количество Тклеток распознает огромное количество разнообразных антигенов. Тлимфоциты также имеют рецепторы для антигенов и популяции Тклеток имеют подобную степень разнообразия.
84246. Характеристики иммунного ответа. Толерантность к собственным антигенам. Антигены. Типы иммунного ответа 30.58 KB
  Механизмы распознавания недостаточно изучены они зависят от характера типа антигена пути проникновения его в организм и т. Выделяется четыре различных типа гиперчувствительности. Гиперчувствительность I немедленного типа.
84247. ОТТОРЖЕНИЕ ТРАНСПЛАНТАНТА 24.04 KB
  При пересадке бессосудистых трансплантантов реакция иммунологического отторжения не появляется так как отсутствие кровообращения в трансплантанте предотвращает контакт иммунных клеток с антигенами а для развития иммунного ответа необходимо соприкосновение антигена с клетками иммунной системы Трансплантационные антигены антигены гистосовместимости. Иммунологическая реактивность против пересаженных клеток может быть направлена против большого количества антигенов на поверхностной мембране клеток. Антигены на поверхности клеток тканей: ...
84248. АУТОИММУННЫЕ БОЛЕЗНИ 22.55 KB
  Механизмы вовлеченные в процессы повреждения клеток при аутоиммунных болезнях включают II III и IV типы гиперчувствительности. II тип цитотоксический гиперчувствительности механизм ответственный за большое количество органоспецифических болезней типа аутоиммунной гемолитической анемии и простой пузырчатки. Тклеточная прямая цитотоксичность является доминирующим механизмом повреждения клеток даже при наличии антител против фолликулярных клеток в крови которые вероятно способствуют некрозу клеток путем активации II типа...
84249. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИММУННОГО ОТВЕТА 24.98 KB
  Диагноз может подтверждаться соответствующими иммунологическими тестами которые включают в себя: определение уровней иммуноглобулинов сыворотки и уровня комплемента; изучение периферических лимфоцитов крови; изучение биопсийного материала лимфатических узлов. При аплазии агенезии тимус отсутствует полностью при гипоплазии размеры его уменьшены деление на кору и мозговое вещество нарушено число лимфоцитов резко снижено. Тяжелый комбинированный иммунодефицит ТКИ характеризуется дефектом стволовых лимфоидных клеток что приводит к...
84250. Микроскопические грибы, их особенности 34.9 KB
  Ранее считали что грибы занимают промежуточное положение между царствами растений и животных так как ряд признаков сближает их как с растениями так и с животными. В настоящее время грибы выделены в отдельное царство Mycot которое насчитывает около 100 тыс. Грибы широко распространены в природе.
84251. Размножение грибов 113.72 KB
  Строение высших грибов: а оидии; б хламидоспоры. В этом случае на определенном этапе вегетативного размножения грибов образуются специальные плодоносящие гифы воздушного мицелия. У низших грибов споры формируются внутри шаровидных мешочков – спорангиев внутри которых формируются внутренние споры эндоспоры.
84252. Классификация грибов. Характеристика наиболее важных представителей различных классов 121.81 KB
  Характеристика наиболее важных представителей различных классов Грибы относятся к царству Mycot которое делится на два отдела в зависимости от наличия жесткой клеточной стенки: отдел Myxomycot слизевики и отдел Eumycot истинные грибы. К этому классу относятся низшие грибы имеющие несептированный многоядерный мицелий. К фикомицетам относятся мукоровые грибы которые широко распространены в природе. Грибы рода Мисоr рис.
84253. Дрожжи. Их формы, размеры. Размножение дрожжей. Принципы классификации дрожжей 109.75 KB
  Принципы классификации дрожжей Дрожжи – высшие грибы утратившие способность образовывать мицелий и превратившиеся в результате этого в одноклеточные организмы. Несколько реже встречаются цилиндрические палочковидные грушевидные и лимоновидные дрожжи. Почкованием обычно размножаются дрожжи овальной формы. Делением размножаются дрожжи цилиндрической формы.