70354

ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье рассматривается проблема содержания образования определяется сущность ценностного компонента содержания исторического образования в школе и предлагаются пути его реализации в практике обучения учащихся на уроках истории. Изменения происходящие в обществе определяют...

Русский

2014-10-19

92 KB

3 чел.

ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Емельянова И.B.

РИВШ, г. Минск

В статье рассматривается проблема содержания образования, определяется сущность ценностного компонента содержания исторического образования в школе и предлагаются пути его реализации в практике обучения учащихся на уроках истории.

In this article the problem of the content of education is examined, the nature of the value component of history education content in schools is determined and the means of its implementation at the process of education at the history classes are proposed.

 Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе являются важнейшими задачами современной школы. Определение и структурирование содержания школьных предметов зависят от концепции образования в целом. В.В. Краевский выделил три основные концепции содержания образования, существующие сегодня, каждая из которых по-своему определяет место и функции человека в обществе. В первой концепции содержание образования трактуется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, во второй – как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Третья концепция рассматривает содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный человеческой культуре во всей ее структурной полноте [1]. Первые две концепции рассматривают цель образования как формирование у учащихся механизмов адаптации к жизни в обществе. Третья концепция, в основе которой лежат принципы личностно-ориентированного образования, направлена на учет в содержании образования его духовного потенциала и предполагает мировоззренческое самоопределение старшеклассника, обращение к нему как к субъекту, главный смысл деятельности которого осмысление своей сущности и своего места в мире. Реализация третьей концепции в практике обучения возможна лишь при изменении парадигмы образования в целом путем конкретизации в его содержании ценностного компонента. На необходимость выделения ценностного компонента в содержании образования указывали многие исследователи различных областей науки.

Философы предлагают теоретико-методологические основы разработки операционной модели ценностного подхода в образовании. Л.А. Микешина, разрабатывая модель аксиологического подхода к образованию, считает целесообразным учитывать:

1) cоциокультурные факторы – нравственные, эстетические, религиозные;

2) отношение субъекта к знанию - эмоции, установки, интересы;

3) ценностные ориентации внутри познания;

4) ценность форм и способов познавательной деятельности как ориентаций в действительности;

5) ценность самого истинного предметного знания (фактов, законов, теорий) для общества;

6) влияние ценностного фактора на выбор содержания и формы деятельности индивида, т.е. его социализация;

7) регламентация поисковой деятельности индивида через систему познавательных, мировоззренческих, эстетических ценностей;

8) связь ценностного отношения с оценкой объекта (положительная или отрицательная) и нормативно-оценочная деятельность [2, с. 104 -108].

Схема 1.1 Модель аксиологического подхода к конструированию учебных исторических знаний (по Микешиной Л.А.)

На основе учета ценностных факторов Л.В. Баевой разработана динамическая структура когнитивного процесса, которая предполагает следующие познавательные действия:

1) выделение ведущих и вспомогательных ценностей (общества, эпохи, группы, личности);

2) анализ самих ценностей (консервативные – прогрессивные; духовные – утилитарные; всеобщие – частные; внутренние – привнесенные; конструктивные – энтропийные; устойчивые – временные);

3) изучение структуры ценностной иерархии (характер взаимосвязи отдельных ценностей);

4) поиск субъектов ценностей общественного бытия;

5) cравнение ценностей различных исторических периодов и характера их развития;

6) создание картины ценностей изучаемого периода или типа общества;

7) выяснение влияния ценностей на экономические, социальные и культурные отношения [3, с.  245].

Схема 1.2. Динамическая структура когнитивного процесса на основе учёта ценностных факторов (Баева П. В.)

Выделение системы ценностей (цели/нормы)

Анализ ценностей

Иерархия ценностей

Субъекты ценностей

Сравнение ценностей различных эпох и их эволюция

Ценности изучаемого периода или типа общества

Влияние ценностей на социально-культурные отношения

Для обоснования психологических механизмов реализации ценностного содержания знаний весьма актуальна концепция Б.Ф. Ломова, который сформулировал принцип системного подхода к анализу психических явлений, утверждая, что система психических явлений обладает многоуровневым и иерархическим характером. Она включает в себя ряд взаимосвязанных подсистем, обладающих различными функциональными свойствами: когнитивно – реализующую функцию познания; регулятивную – обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную – формирующуюся и реализующуюся в процессе общения; креативную – проявляющуюся в творческом самоопределении и самовыражении личности. Благодаря этому удалось вскрыть диалектическое единство процессов обучения и воспитания, обеспечивающее перевод знаний из области «объективно интересного» в область «личностно значимого» и перевод учителя и ученика из объективной в субъективную позицию: индивид «вбирает» в себя общие ценности посредством общения со «значимыми другими», в результате чего эти ценности становятся его потребностью, частью его мотивационной структуры [4, с 114, 209].

Исходя из теории целостности содержания образования, предложенной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, содержание образования предполагает реализацию четырех компонентов:

– совокупность знаний о природе, обществе, технике, человеке, о способах деятельности;

– опыт осуществления известных способов деятельности;

– опыт творческой деятельности, представленного действиями заранее не алгоритмизированными;

– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе [5, с. 44-57].

Каждый из составных компонентов имеет содержательное наполнение, выполняет свою функцию в личностном росте старшекласcника, и реализуется определенным способом в процессе обучения. В то же время эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. И.Я. Лернер указывает на то, что устранение хотя бы одного из компонентов содержания образования нарушает целостное функционирование всего процесса обучения, что сказывается на его результатах.

Поэтому только реализация всех четырех компонентов содержания образования способствует формированию личности, подготовленной к сохранению и развитию культуры, к активному участию в жизни общества.

А.М. Новиков считает главным основанием содержания образования структуру направленности личности, которая рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Каждый человек имеет свой уровень сформированности направленности. Эти уровни различаются по содержанию, по выполняемым функциям, группировки и субординации признаков, компонентов. Формами направленности личности являются влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, ценности, ценностные ориентации. На основе таких атрибутов психики, как сознательность и активность А.М. Новиков классифицирует их на воззренческие и побудительные. К побудительным формам он относит влечения, желания, интересы, склонности, порывы, стремления. К воззренческим – мировоззрение и его компоненты (ценности, идеалы, жизненные принципы, ценностные ориентации) [6]. Ориентация содержания образования на формирование направленности личности кардинально меняет цели обучения. Ранее основная цель обучения сводилась к освоению опыта предшествующих поколений человечества. Построение учебного материала при таком подходе не предполагало опосредованного участия личности в освоении знаний. Поэтому у обучающихся не формировалось целостное научное мировоззрение, а оставались отрывочные сведения из различных предметов, которые не связаны с их личностными интересами. Построение системы знаний должно способствовать, с одной стороны, овладению обучающимися основами деятельности, а с другой – формированию теоретических знаний учащихся с учетом их личных потребностей и ценностных ориентаций. Выделение и определение ценностного компонента содержания образования при изучении каждого учебного предмета позволит перевести учение школьников из плоскости формального, инициируемого извне усвоения знаний в плоскость осмысленного, основанного на самооценке.

Рассмотрим, как может реализовываться ценностный компонент содержания исторического образования в практике школьного обучения.

Ценностный компонент содержания исторического образования определяется ценностным подходом к исследованию событий истории. Изучение, анализ исторических фактов, явлений, процессов предполагает такие способы освоения, как научно – познавательный (логический) и ценностно – ориентированный. Первый имеет целью открытие законов функционирования объектов, подведение различных явлений под общие понятия, Оценка исторических фактов, явлений, процессов связана с разделяемой исследователем системой ценностей, что накладывает отпечаток на трактовку научных знаний. Регулятором ценностных оценок исследователей при изучении истории выступает система базовых национальных ценностей, которые имеют ключевое значение для организации жизни страны и общества. Они же выступают в качестве аксиологических критериев отбора и конструирования содержания исторического образования. К базовым национальным ценностям в Республике Беларусь А.Н Данилов и Д.Г. Ротман относят: семью, друзей и знакомых, досуг, политику, работу, религию. Анализируя динамику изменений базовых ценностей населения Беларуси в период с 1990 года по 2008 год, они отмечают возрастание позитивного отношения к семье, снижение негативных оценок такой ценности, как «политика», изменение оценки важности религии и значительное возрастание понимания важности работы [7]. Ценностный компонент содержания исторического образования предполагает освоение способов ориентации в прошлом, формирование способностей школьников анализировать и оценивать закономерности и особенности современного развития белорусской нации как нации политической, определяющим признаком которой является наличие суверенной государственности, что необходимо для самоопределения личности в процессе прогнозирования и организации жизнедеятельности как гражданина Республики Беларусь.

Реализация ценностного компонента учебного исторического знания эффективна, если изучение и осмысление учебного материала осуществлять по следующим содержательным линиям:

1) историческое время;

2) историческое пространство;

3) историческое развитие;

4) человек в истории.

Определение содержательных линий в историческом образовании предполагает постановку перед учащимися личностно значимых проблем, требующих собственных выводов. Почему произошла та или иная трагедия? В чем истоки того или иного преступления? Как выжить в непростое историческое время, сохранив человеческое достоинство? На каких примерах учиться? Так, например, при изучении тем, посвященных Великой Отечественной войне (11 класс) ценностный аспект событий помогут осмыслить такие вопросы «Откуда берутся герои и предатели? Как пережила войну моя семья?» и т.д. При изучении темы «Политика перестройки и ее осуществление в Беларуси» (11 класс) более личностному освоению содержания учебного материала будет способствовать такой вопрос: «Как повлияли шокирующие факты из истории нашего государства на сознание людей?».

Вовлечь учащихся в учебный процесс, перевести их обучение на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности позволяют такие методы обучения, как метод портфолио, метод социального проектирования,  которые позволяют учебную деятельность школьника нацелить на реализацию социально – значимых проектов. Например, “Великая Отечественная война. Люди. Судьбы.”, “Ветеран, живущий рядом.”, “Мое генеалогическое древо”, “Летопись семьи”. Ориентация на подобные виды деятельности способствует формированию чувств, мнений, убеждений, позиций учащихся, а так же их готовности к активным действиям на благо Отечества.

К эффективным методам реализации ценностного компонента учебного исторического знания можно отнести методы развития критического мышления учащихся. К ним относят: инсерт, мозговую атаку, групповую дискуссию, вопросы Блума, кластеры, скинвейн, взаимоопрос, эссе и т.д. Рассмотрим, как могут использоваться некоторые из них в процессе организации деятельности школьников на уроках истории.  Так, например, при изучении темы «Октябрьская революция в Беларуси» (9 класс) используется прием графической организации материала – кластеры. Учащиеся должны ознакомиться с содержанием каждого подраздела параграфа, выделить ключевые слова или предложения, которые будут отражать главную идею подраздела, а затем и всего параграфа. Затем вокруг каждого ключевого слова

(предложения) написать слова, выражающие идеи, факты, подтверждающие, раскрывающие его смысл. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления учащегося, определяет объем его информационных представлений по данной теме. Вот как будет выглядеть кластер по первому подразделу вышеуказанной темы.

Название подраздела «Нарастание противоречий в обществе».

Несостоятельность Временного правительства

Политический кризис    Экономический кризис

Вопросы войны и мира    Вопросы о земле

Кризис  

   

Военная диктатура Корнилова Деятельность Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов

    Поддержка солдат политики большевиков

Преимущество работы над кластерами заключается в том, что учащиеся стараются построить, как можно больше связей, чтобы представить информацию во всей ее целостности. Система кластеров позволяет охватить достаточно большой объем информации и сохранить ее в памяти.

Не менее эффективен такой метод, как инсерт. Он предполагает интерактивную систему записи для эффективного чтения, размышления и воспроизведения, Учащимся предлагается система маркировки текста. Так, например, V «галочкой» помечается то, что уже известно, знаком – «минус» помечается то, что противоречит представлению учащегося, знаком + «плюс» помечается то, что является интересным, знаком ? «вопросительный знак» - то, что непонятно. Пометив таким образом текст, учащимся предлагается систематизировать информацию и расположить ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

«V»это мне известно

«-» - это противоречит моим представлениям

«+» - это интересно

«?» - это непонятно

Так, например, при изучении темы «Основные направления государственно – политического развития Беларуси осенью 1917 – 1920 г.» (9 класс) маркировка текста параграфа была представлена следующим образом:

«V»это мне известно

«-» - это противоречит моим представлениям

«+» - это интересно

«?» - это непонятно

Пути построения общества

Позиция большевистского руководства по поводу провозглашения Белорусской Народной Республики

Позиции эсеров

Направления оформления белорусской государственности осенью 1917-1920г.

Позиции большевиков

Требования основных политических партий летом 1917г.

Условия оформления белорусской государственности осенью 1917-1920г.

Позиции меньшевиков

Программа партии Белорусской социалистической громады

II Всероссийский съезд Советов

Использование методов реализации развития критического мышления способствует формированию умений учащихся самостоятельно, более осмысленно работать с учебным текстом, неформально осваивать его содержание, соотносить со своими представлениями об изучаемом вопросе, а, следовательно, повышает качество знаний и эффективность урока и учебного процесса в целом.

Таким образом, ценностный компонент содержания образования фиксирует на основе базовых национальных ценностей учебный материал, способствующий развитию самосознания личности, ее отношений к государству, обществу, труду, семье, жизни. Ценностный компонент содержания исторического образования предполагает осмысление и выработку духовно - нравственных, гражданских, социальных и других ценностей, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, определяющие ее деятельность и поведение. Реализация ценностного компонента учебного  исторического знания предполагает внедрение в практику обучения активных методов преподавания, нацеленных на организацию самостоятельной исследовательско–творческой работы учащихся, способствующей формированию научного мировоззрения и ценностной сферы личности.

Список использованных источников

1. Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В.В. Краевский. – М.: Изд-во Педагогического общества России, 2001. – 124 c.

2. Микешина,  Л.А. Эпистемология и когнитивная наука: базовые категории и принципы взаимодействия / Л.А. Микешина // Когнитивный подход : научная монография / отв. ред. В.А. Лекторский . – М.: Канон + РООН «Реабилитация», 2008. – 464 с.

3. Баева, Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. – Астрахань, 2004. – 277 c.

4. Ломов,  Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Педагогика, 1980. – 226 c.

5. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.

6. Новиков, А.М. Культура как основание содержания образования. / А.М. Новиков // Адукацыя i выхаванне. – 2012. – № 7. – C. 40-50.

7. Данилов, А.Н. Составляющие стабильности. Динамика перемен и эволюция ценностей в обществе / А.Н Данилов, Д.Г. Ротман // Беларуская думка. – 2010. – № 11. – C. 69-75.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79694. Історична панорама розвитку математики 82.22 KB
  Паралельно розвивалися уявлення про число Число́ одне з найголовніших понять математики яке в багатьох випадках може виступати як міра кількості чогось. Математика найдавніших цивілізацій Найдавніші відомості про використання математики господарські задачі в Стародавньому Єгипті Старода́вній Єги́пет одна з найдавніших держав на Землі і колиска цивілізації Середземноморя. Папірус Рінда Московський папірус Шкіряний сувій єгипетської математики та Вавилонії Вавило́нія давня держава в південній частині Месопотамії територія...
79695. Математика Християнського середньовіччя та епохи Відродження 485.53 KB
  Опанувавши елементарні знання, кращі учні монастирських і соборних шкіл вивчали «сім вільних мистецтв», які поділялися на дві частини: тривіум (граматика, риторика, діалектика) і квадривіум (арифметика, геометрія, астрономія, музика)
79696. Математика в Стародавньому Китаї 245.75 KB
  Періоди розвитку математики в Китаї Древнє математичне Десятікніжье Математика Китаю Висновок Список літератури Введення Математика в Китаї розвивалася з глибокої давнини і досягла свого найбільшого розвитку до XIV ст. Наша увага буде приділена математики стародавнього Китаю в період з II ст. Історія математики стародавнього Китаю розглядається в роботі у вигляді декількох глав кожна з яких є по суті незалежної один від одного про найбільш характерні проблеми математики стародавнього...
79697. Основні етапи розвитку математики 70.41 KB
  Основні етапи розвитку математики. Основні етапи становлення сучасної математики. Основні етапи розвитку математики. Історію математики не можна розглядати у відриві від історії розвитку філософії і науки в цілому бо усі ці три інтелектуальні пізнання тісно повязані між собою і роблять вплив один на одного як за часів Стародавнього світу так і в Новий час.
79698. Развитие математики 37.52 KB
  История развития математики – это не только история развития математических идей понятий и направлений но это и история взаимосвязи математики с человеческой деятельностью социально-экономическими условиями различных эпох.Становление и развитие математики как науки возникновение ее новых разделов тесно связано с развитием потребностей общества в измерениях контроле особенно в областях аграрной промышленной и налогообложения. Первые области применения математики были связаны с созерцанием звезд и земледелием.
79699. Андрей Николаевич Колмогоров - историк математики 29.4 KB
  В случае с историей математики это выглядит даже более естественно чем с физикой: напомню что свою научную карьеру в самом начале 20х гг. Статья начинается с определения математики данного Ф. Согласно Колмогорову история эта распадается на четыре этапа: 1 период зарождения математики на протяжении которого был накоплен достаточно большой фактический материал 2 период элементарной математики начинающийся в VIV вв.
79700. Нормативно-правовой акт и его виды 41.5 KB
  Обозначенные отличия нормативно-правового акта от иных источников права являются и выражением основных признаков нормативно-правового акта. Что касается видов, тот требуется более четкого рассмотрения каждого в по отдельности, как закона так и подзаконного акта.
79701. Правотворчество и систематизация законодательства 61 KB
  К способам правотворчества относят: Принятие нормативноправовых актов органами государства Принятие нормативных актов народом путем референдума Заключение различного рода нормативных договоров Признание юридических прецедентов Санкционирование обычаев или норм выработанных негосударственными организациями. В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества выражающихся в следующих закрепленных принципах: Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве а его мнение учитываться при разработке и...
79702. ТИПЫ ПРАВА 42.5 KB
  В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.