70355

МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства на основе герменевтического подхода. Модель эстетического воспитания студентов педагогических специальностей средствами искусства на основе...

Русский

2014-10-19

64 KB

1 чел.

МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

С.Н. Зеленевская

Барановичский государственный университет, г. Барановичи

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства на основе герменевтического подхода. Одним из путей решения данной проблемы выступает проектирование научно обоснованной модели обозначенного процесса.

Модель эстетического воспитания студентов педагогических специальностей средствами искусства на основе герменевтического подхода включает целевой, методологический, организационный, содержательный, технологический, оценочно-результативный блоки, каждый из которых имеет свою содержательную характеристику.

In article the problem of esthetic education of future experts in the field of world and domestic culture by means of art on the basis of germenevtichesky approach is considered. As one of ways of the decision of the given problem designing of scientifically well-founded model of the designated process acts.

The model of esthetic education of students of pedagogical specialties means of art on the basis of germenevtichesky approach turns on target, methodological, organizational, substantial, technological, estimated and productive blocks, each of which has the substantial characteristic.

В настоящее время приоритетом в подготовке педагогических кадров выступает не только подготовка компетентного в профессиональном отношении специалиста, но и высококультурного, творчески решаемого профессиональные задачи педагога. В связи с этим в педагогической теории и практике особое внимание следует обратить на организацию эстетического воспитания и художественного развития студентов педагогических УВО (учреждений высшего образования). При этом важно учитывать динамичность образовательной системы, вызванную современными информационными процессами. В условиях происходящих преобразований в педагогической образовательной системе эстетическое воспитание и художественное педагогическое образование утратили свою прежнюю актуальность, возникла необходимость пересмотра и внесения коррективов в организацию самого образовательного процесса УВО с целью подготовки будущих специалистов как гармонично развитых, творческих личностей, отвечающих потребностям социума. Одним из путей решения возникшей проблемы в образовательном процессе УВО выступает проектирование научно обоснованной модели эстетического воспитания.

В педагогической науке для достижения целей профессиональной подготовки будущих специалистов в различных областях знания педагогами- исследователями используется метод моделирования, который позволяет проникнуть в сущность объекта исследования, наглядно представить и проанализировать связи между структурными компонентами рассматриваемого явления, предвидеть ожидаемые результаты, тем самым избежать ошибок в практике обучения и воспитания. Модель эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства, в частности, архитектуры и изобразительного искусства, отражает особенности организации и осуществления эстетического воспитания студентов УВО; методы, принципы, формы, средства, направленные на повышение уровня их эстетической воспитанности, включающей ценностно-мотивационный, когнитивно-чувственный, деятельностно-адаптивный компоненты. Модель эстетического воспитания студентов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами архитектуры и изобразительного искусства отличается профессиональной направленностью и представляет собой систему, составляющими блоками которой выступают: целевой, методологический, организационный, содержательный, технологический, оценочно-результативный.

Целевой блок. В качестве системообразующего элемента педагогической модели эстетического воспитания будущих педагогов средствами архитектуры и изобразительного искусства выступает цель, которая определяет результат, структуру и функции всей системы и каждого отдельного элемента. В данном случае целью является эстетическая воспитанность студентов. Обозначенная цель конкретизирована в частные задачи в соответствии с этапами формирования и развития эстетической воспитанности личности. Задачей пропедевтического этапа формирования и развития эстетической воспитанности будущего специалиста в области мировой и отечественной культуры является актуализация его прежнего эстетического опыта и мотивов общения с произведениями архитектуры и изобразительного искусства, формирование и развитие эстетического интереса и потребности в приобретении знаний, умений, навыков в области обозначенных видов искусства, формирование художественно-эстетических предпочтений в отмеченной области. Задачей основного этапа является формирование и развитие когнитивно-чувственного компонента эстетической воспитанности личности средствами искусства в эстетической деятельности, осуществляемой во время изучения дисциплин художественно-эстетической направленности, во внеаудиторной воспитательной работе УВО. На данном этапе развития эстетической воспитанности личности средствами произведений архитектуры и изобразительного искусства студенты получают наравне с искусствоведческими, эстетическими знаниями, специальные знания, умения, навыки по организации эстетического воспитания учащихся, которые в дальнейшем предполагается использовать в профессиональной деятельности. Задачей рефлексивного этапа формирования и развития эстетической воспитанности будущего специалиста средствами архитектуры и изобразительного искусства является формирование опыта рефлексивного поведения, проявляющегося в оценке и самооценке уровня обозначенного интегрированного качества личности.

Методологический блок. Основанием построения модели эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами архитектуры и изобразительного искусства выступает система методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, деятельностного, герменевтического. Однако, на наш взгляд, особое внимание следует обратить на возможности герменевтического подхода в осуществлении процесса эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами архитектуры и изобразительного искусства. Данный подход представляет собой совокупность методологических положений и принципов, получивших обоснование с позиции герменевтики, которая в педагогическом словаре трактуется как «наука о понимании, истолковании и интерпретации текстов, искусство точного и образного представления мысли, методология познания феноменов гуманитарной культуры» [1, с. 35]. В рамках данного исследования под герменевтическим подходом нами понимается определение оптимальных путей организации педагогического процесса с целью достижения высокого уровня эстетической воспитанности личности на основе учета особенностей языка архитектуры и изобразительного искусства, его трактовки; герменевтических форм интерпретации произведений обозначенных видов искусства (языковой, стилевой, исторической, психологической).

Герменевтический подход к построению модели эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры позволил сформулировать ряд регулятивных принципов: принцип единства рационально-логического и иррационального, принцип диалога, принцип симметричности гносеологии и герменевтики, принцип рефлексии, принцип открытости в рассмотрении произведения искусства или памятника зодчества, принцип герменевтического круга. Например, принцип единства рационально-логического и иррационального означает, что процесс познания и понимания эстетического смысла произведения изобразительного искусства или памятника архитектуры осуществляется с опорой на эстетические чувства личности, эстетические переживания и рациональное начало, проявляющееся в знаниях, суждениях, взглядах личности в контексте искусствоведения и эстетики. Принцип диалога предполагает взаимодействие будущего педагога с произведениями изобразительного искусства и архитектуры средствами языка обозначенных видов искусства на различных уровнях познания и понимания их эстетической ценности. В тоже время обозначенный принцип подразумевает осуществление общения и между будущими педагогами, и с преподавателем, проявляющееся не только в обмене знаниями, умениями, навыками, но и личностными смыслами, что, безусловно, способствует сотворчеству студентов в образовательном процессе. Еще одним вариантом реализации рассматриваемого принципа диалогичности выступает диалог личности с определенной эпохой, через понимание произведений архитектуры и изобразительного искусства в контексте того времени.

Не менее важным в организации и построении эстетического воспитания студентов средствами искусства выступает учет совокупности педагогических принципов: принцип целостности, принцип структурности, принцип коммуникативности, принцип управляемости и целенаправленности, принцип развития. Например, принцип управляемости и целенаправленности, в организации системы эстетического воспитания будущих педагогов средствами архитектуры и изобразительного искусства предполагает определение цели педагогом, стратегии ее достижения, тактики поведения, а также реализацию контроля и оценки результативности, свидетельствующей о степени эффективности функционирования данной воспитательной системы [2, с. 92]. Каждому этапу становления и преобразования воспитательной системы свойственны свои особенности в организации ее составляющих.

Организационный блок. При построении и организации системы эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры педагогу необходимо учесть влияние существующих социально-педагогических факторов на эффективность реализации обозначенного процесса. Одним из них выступает имеющийся эстетический опыт студентов, который проявляется в общем уровне художественно-эстетической подготовки личности, наличии у нее дополнительного образования в области искусства, в частности, архитектуры, живописи, графики, скульптуры. При этом большое значение имеет влияние семьи на эстетическое воспитание студента, среды, в которой он находился до поступления в УВО и во время обучения в нем. Не менее важным фактором в эстетическом воспитании будущего педагога является проявление его личностных особенностей, таких как способность к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию в области искусства, сформированность познавательных способностей, мотивированность и наличие эстетического интереса к художественно-эстетической деятельности, эстетического идеала. Значительным фактором в повышении уровня эстетической воспитанности будущего педагога – специалиста в области мировой и отечественной культуры выступает воспитательный потенциал содержания учебных дисциплин художественно-эстетической направленности, а также создание условий для эстетической самореализации и раскрытия творческого потенциала личности во время их изучения.

Содержательный блок. В данной модели обозначенный блок представлен педагогически адаптированным содержанием предметов художественно-эстетической направленности, организованное усвоение которого студентами, обеспечивает повышение уровня их эстетической воспитанности. К определению системы дисциплин художественно-эстетической направленности с целью использования их содержания в контексте данного исследования отмечается поуровневый подход. Первый уровень опосредован реализацией межпредметных связей и позволяет рассматривать явление эстетической воспитанности как интегрированный показатель знаний, умений, навыков в области эстетики (познание основных эстетических категорий), культурологии (изучение мировой культуры в различные исторические эпохи), искусства. Второй уровень определяется содержанием таких учебных дисциплин, как «Мировая художественная культура» (приобретение знаний об эстетических, художественных ценностях для восприятия искусства, понимания его художественно-образного языка), «Художественная культура Беларуси» (направленность на познание национальной культуры и искусства), «Музееведение и краеведение» (изучение истории развития и современного состояния крупнейших музеев мира, Беларуси) и другие, в содержании которых заложен значительный воспитательный потенциал, отмечается углубленное изучение художественно-эстетических ценностей человечества, отраженных в искусстве, в частности, в произведениях архитектуры и изобразительного искусства. Третий уровень предполагает профессиональную подготовку будущего специалиста в области мировой и отечественной культуры в осуществлении эстетического воспитания учащихся. Значительные возможности в повышении уровня эстетической воспитанности студента средствами произведений архитектуры и изобразительного искусства представляет изучение содержания учебной дисциплины «Методика преподавания культурологических дисциплин» («Методика преподавания мировой художественной культуры», «Методика преподавания истории культуры»), причем, изучение содержания которой, направлено не только на получение искусствоведческих знаний, но и знаний в области педагогики, психологии, овладев которыми, будущий специалист имеет возможность повысить не только свой уровень эстетической воспитанности, но и с помощью грамотной организации педагогического процесса содействовать эстетическому воспитанию учащихся. Теоретические знания, полученные студентом в процессе изучения дисциплин искусствоведческого характера, психолого-педагогические основы могут быть использованы им при прохождении педагогической практики, в организации и проведении будущими учителями учебных занятий, классных часов, тематических занятий по проблемам художественно-эстетического воспитания, внеаудиторной работы с учащимися. Музейная практика также имеет огромный эстетический воспитательный потенциал, отличается осуществлением практического подтверждения теоретических знаний студентов, полученных на лекциях. Все составляющие содержательного блока модели эстетического воспитания студентов – будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры взаимосвязаны друг с другом и выступают в роли определенного дополнения, содействуют решению поставленных воспитательных задач.

Технологический блок. Обозначенный блок модели представляет собой систему методов, приемов, направленных на достижение поставленной цели эстетического воспитания студентов посредством использования различных форм в организации учебного процесса УВО, средств реализации эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры.

В педагогическом процессе в обозначенном контексте используются как общепедагогические методы, так и специфический – интерпретация произведений искусства, которая имеет виды: стилевая интерпретация произведения архитектуры и изобразительного искусства, историческая, психологическая и языковая интерпретации (основанные на герменевтическом подходе). Языковая интерпретация произведений искусства предполагает постижение их вне исторического контекста, вне выявления художественной цели автора. В основе данной интерпретации лежит изучение языка искусства, который включает анализ средств выражения, изображения, создания определенного художественного образа. При стилевой интерпретации рассматривается соотношение конкретного художественного произведения с устоявшимися нормами данного вида искусства. На основе средств выражения главной идеи произведения, выявления специфики способов выражения, связанных с национальными, индивидуальными особенностями стиля автора, определении традиционного и новаторского в нем создается представление о данном произведении искусства как о «едином смысловом целом». Историческая герменевтическая интерпретация памятника архитектуры либо произведения изобразительного искусства учитывает конкретные обстоятельства создания данного художественного произведения, дух эпохи, в котором оно создано, причем обозначенный вид интерпретации может выражать как субъективную позицию автора, так и объективную, основанную на конкретных исторических документах. Психологическая герменевтическая интерпретация представляет собой субъективное постижение личностью индивидуальности автора произведения, определение своего эмоционального отношения к произведению искусства или памятнику архитектуры.

Немаловажное значение в осуществлении эстетического воспитания личности имеет и выбор форм, в рамках которых реализуется диалог личности с произведениями искусства. В зависимости от поставленной цели по повышению уровня эстетической воспитанности личности они имеют диалогическую, игровую, творческую, рефлексивную направленность.

Оценочно-результативный блок. Данный блок предполагает анализ и оценку степени соответствия полученных результатов намеченным задачам, что возможно осуществить посредством выделения критериев эстетической воспитанности личности (сформированность ценностно-мотивационной сферы в области искусства, сформированность эстетической компетентности в области архитектуры и изобразительного искусства, сформированность эстетико-профессиональной деятельности) и соответствующих им показателей.

Таким образом, разработанная модель эстетического воспитания студентов средствами искусства на основе герменевтического подхода имеет значительные преимущества в сравнении с традиционной, отличается профессионально ориентированной направленностью, при этом учитываются особенности формирования личностного потенциала студентов, и представляет собой систему, состоящую из шести блоков: целевого, методологического, организационного, содержательного, технологического, оценочно-результативного, взаимосвязанных между собой и подчиненных общей цели – повышению уровня эстетической воспитанности будущего педагога –специалиста в области мировой и отечественной культуры.

Список использованных источников

  1.  Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
  2.  Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.] – М.: Академия, 2008. – 352 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79571. WHAT IS AN ELECTRIC CURRENT 29.21 KB
  WHT IS N ELECTRIC CURRENT The question is often sked: Wht is n electric current No one hs ever seen it. We only know of the existence of current owing to its effects. current cn het conductor it cn hve chemicl ction when pssing through solution or it cn produce mgnetic effect. We cn mesure currents by observing their heting chemicl or mgnetic effects.
79572. PEACEFUL ATOMS 31.36 KB
  Achievements in studying atom structure have opened up new, practically unlimited possibilities to humanity for further mastering natures forces. The discovery of atomic energy provides as profound effect for the benefit of civilization as the discovery of fire and electricity.
79573. TODAYS ASTONISHING COMPUTERS 28.55 KB
  Not long go computers were not very relible nd comprtively slow in opertion. Both the digitl nd the nlogue computers must be progrmmed. The Internet hs revolutionized the computers nd communictions world. The invention of telegrph telephone rdio nd computers set the stge for this unprecedented integrtion of cpbilities nd medium for collbortion nd interction between individuls nd their computers without regrd for geogrphicl loction.
79574. ALBERT EINSTEIN 192.53 KB
  LBERT EINSTEIN lbert Einstein wellknown Germn physicist nd mthemticin ws born in Germny on Mrch 14 1879. t the ge of 21 fter four yers of university study lbert Einstein got job s clerk in n office. Einstein expressed his theory in the eqution E = mc2 roughly tht energy equls mss times the squre of the speed of light. Which institute did he tech in Wht lbortory did he do his reserch in Einstein\'s fme mong scientists grew slowly but surely.
79575. MACHINE TOOLS — A MEASURE OF MANS PROGRESS 293.76 KB
  MCHINE TOOLS MESURE OF MN\'S PROGRESS The vriety nd combintions of mchine tools tody re unlimited. The min mchine tool of such workshop is the multipurpose lthe. Wht is lthe It is powerdriven mchine with specil tools which cn cut or form metl prts. Technologicl progress improves ccurcy of mchine tools.
79576. IN THE CHEMICAL LABORATORY 606.12 KB
  Nerly in the middle there stnds Bunsen burner with flsk over it. During n experiment the Bunsen burner is connected with the min gs line by rubber tube. The flme of the burner is being regulted by mens of tp. From time to time Brbr looks up t the solution which is boiling on the Bunsen burner.
79577. RADIO AND TV MARCH AHEAD 301.2 KB
  RDIO ND TV MRCH HED More thn 100 yers pssed since the dy when the Russin scientist lexnder Popov demonstrted his storm indictor which ws the prototype of modern rdio receivers. Gret progress hs been mde in rdio engineering rdio communictions rdio brodcstings nd television since tht time. In the modern world rdio nd television ply n importnt role s mss medi of informtion nd s mens of...
79578. BETTER METALS ARE VITAL TO TECHNOLOGICAL PROGRESS 27.15 KB
  Since the erliest dys the preprtion of metls for mechnicl use ws vitl to the dvnce of civiliztion. Tody we know more thn sixtyfive metls vilble in lrge enough quntities to be used in industry. Metls re mostly solids t ordinry tempertures nd possess comprtively high melting points with the exception of mercury. The Erth contins lrge number of metls useful to mn.
79579. SOURCES OF POWER 28.42 KB
  SOURCES OF POWER The industril progress of mnkind is bsed on power: power for industril plnts mchines heting nd lighting systems trnsport communiction. In fct one cn hrdly find sphere where power is not required. t present most of the power required is obtined minly from two sources. The second wy of producing electricity is by mens of genertors tht get their power from stem or wter turbines.