70355

МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства на основе герменевтического подхода. Модель эстетического воспитания студентов педагогических специальностей средствами искусства на основе...

Русский

2014-10-19

64 KB

1 чел.

МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

С.Н. Зеленевская

Барановичский государственный университет, г. Барановичи

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства на основе герменевтического подхода. Одним из путей решения данной проблемы выступает проектирование научно обоснованной модели обозначенного процесса.

Модель эстетического воспитания студентов педагогических специальностей средствами искусства на основе герменевтического подхода включает целевой, методологический, организационный, содержательный, технологический, оценочно-результативный блоки, каждый из которых имеет свою содержательную характеристику.

In article the problem of esthetic education of future experts in the field of world and domestic culture by means of art on the basis of germenevtichesky approach is considered. As one of ways of the decision of the given problem designing of scientifically well-founded model of the designated process acts.

The model of esthetic education of students of pedagogical specialties means of art on the basis of germenevtichesky approach turns on target, methodological, organizational, substantial, technological, estimated and productive blocks, each of which has the substantial characteristic.

В настоящее время приоритетом в подготовке педагогических кадров выступает не только подготовка компетентного в профессиональном отношении специалиста, но и высококультурного, творчески решаемого профессиональные задачи педагога. В связи с этим в педагогической теории и практике особое внимание следует обратить на организацию эстетического воспитания и художественного развития студентов педагогических УВО (учреждений высшего образования). При этом важно учитывать динамичность образовательной системы, вызванную современными информационными процессами. В условиях происходящих преобразований в педагогической образовательной системе эстетическое воспитание и художественное педагогическое образование утратили свою прежнюю актуальность, возникла необходимость пересмотра и внесения коррективов в организацию самого образовательного процесса УВО с целью подготовки будущих специалистов как гармонично развитых, творческих личностей, отвечающих потребностям социума. Одним из путей решения возникшей проблемы в образовательном процессе УВО выступает проектирование научно обоснованной модели эстетического воспитания.

В педагогической науке для достижения целей профессиональной подготовки будущих специалистов в различных областях знания педагогами- исследователями используется метод моделирования, который позволяет проникнуть в сущность объекта исследования, наглядно представить и проанализировать связи между структурными компонентами рассматриваемого явления, предвидеть ожидаемые результаты, тем самым избежать ошибок в практике обучения и воспитания. Модель эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства, в частности, архитектуры и изобразительного искусства, отражает особенности организации и осуществления эстетического воспитания студентов УВО; методы, принципы, формы, средства, направленные на повышение уровня их эстетической воспитанности, включающей ценностно-мотивационный, когнитивно-чувственный, деятельностно-адаптивный компоненты. Модель эстетического воспитания студентов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами архитектуры и изобразительного искусства отличается профессиональной направленностью и представляет собой систему, составляющими блоками которой выступают: целевой, методологический, организационный, содержательный, технологический, оценочно-результативный.

Целевой блок. В качестве системообразующего элемента педагогической модели эстетического воспитания будущих педагогов средствами архитектуры и изобразительного искусства выступает цель, которая определяет результат, структуру и функции всей системы и каждого отдельного элемента. В данном случае целью является эстетическая воспитанность студентов. Обозначенная цель конкретизирована в частные задачи в соответствии с этапами формирования и развития эстетической воспитанности личности. Задачей пропедевтического этапа формирования и развития эстетической воспитанности будущего специалиста в области мировой и отечественной культуры является актуализация его прежнего эстетического опыта и мотивов общения с произведениями архитектуры и изобразительного искусства, формирование и развитие эстетического интереса и потребности в приобретении знаний, умений, навыков в области обозначенных видов искусства, формирование художественно-эстетических предпочтений в отмеченной области. Задачей основного этапа является формирование и развитие когнитивно-чувственного компонента эстетической воспитанности личности средствами искусства в эстетической деятельности, осуществляемой во время изучения дисциплин художественно-эстетической направленности, во внеаудиторной воспитательной работе УВО. На данном этапе развития эстетической воспитанности личности средствами произведений архитектуры и изобразительного искусства студенты получают наравне с искусствоведческими, эстетическими знаниями, специальные знания, умения, навыки по организации эстетического воспитания учащихся, которые в дальнейшем предполагается использовать в профессиональной деятельности. Задачей рефлексивного этапа формирования и развития эстетической воспитанности будущего специалиста средствами архитектуры и изобразительного искусства является формирование опыта рефлексивного поведения, проявляющегося в оценке и самооценке уровня обозначенного интегрированного качества личности.

Методологический блок. Основанием построения модели эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами архитектуры и изобразительного искусства выступает система методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, деятельностного, герменевтического. Однако, на наш взгляд, особое внимание следует обратить на возможности герменевтического подхода в осуществлении процесса эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами архитектуры и изобразительного искусства. Данный подход представляет собой совокупность методологических положений и принципов, получивших обоснование с позиции герменевтики, которая в педагогическом словаре трактуется как «наука о понимании, истолковании и интерпретации текстов, искусство точного и образного представления мысли, методология познания феноменов гуманитарной культуры» [1, с. 35]. В рамках данного исследования под герменевтическим подходом нами понимается определение оптимальных путей организации педагогического процесса с целью достижения высокого уровня эстетической воспитанности личности на основе учета особенностей языка архитектуры и изобразительного искусства, его трактовки; герменевтических форм интерпретации произведений обозначенных видов искусства (языковой, стилевой, исторической, психологической).

Герменевтический подход к построению модели эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры позволил сформулировать ряд регулятивных принципов: принцип единства рационально-логического и иррационального, принцип диалога, принцип симметричности гносеологии и герменевтики, принцип рефлексии, принцип открытости в рассмотрении произведения искусства или памятника зодчества, принцип герменевтического круга. Например, принцип единства рационально-логического и иррационального означает, что процесс познания и понимания эстетического смысла произведения изобразительного искусства или памятника архитектуры осуществляется с опорой на эстетические чувства личности, эстетические переживания и рациональное начало, проявляющееся в знаниях, суждениях, взглядах личности в контексте искусствоведения и эстетики. Принцип диалога предполагает взаимодействие будущего педагога с произведениями изобразительного искусства и архитектуры средствами языка обозначенных видов искусства на различных уровнях познания и понимания их эстетической ценности. В тоже время обозначенный принцип подразумевает осуществление общения и между будущими педагогами, и с преподавателем, проявляющееся не только в обмене знаниями, умениями, навыками, но и личностными смыслами, что, безусловно, способствует сотворчеству студентов в образовательном процессе. Еще одним вариантом реализации рассматриваемого принципа диалогичности выступает диалог личности с определенной эпохой, через понимание произведений архитектуры и изобразительного искусства в контексте того времени.

Не менее важным в организации и построении эстетического воспитания студентов средствами искусства выступает учет совокупности педагогических принципов: принцип целостности, принцип структурности, принцип коммуникативности, принцип управляемости и целенаправленности, принцип развития. Например, принцип управляемости и целенаправленности, в организации системы эстетического воспитания будущих педагогов средствами архитектуры и изобразительного искусства предполагает определение цели педагогом, стратегии ее достижения, тактики поведения, а также реализацию контроля и оценки результативности, свидетельствующей о степени эффективности функционирования данной воспитательной системы [2, с. 92]. Каждому этапу становления и преобразования воспитательной системы свойственны свои особенности в организации ее составляющих.

Организационный блок. При построении и организации системы эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры педагогу необходимо учесть влияние существующих социально-педагогических факторов на эффективность реализации обозначенного процесса. Одним из них выступает имеющийся эстетический опыт студентов, который проявляется в общем уровне художественно-эстетической подготовки личности, наличии у нее дополнительного образования в области искусства, в частности, архитектуры, живописи, графики, скульптуры. При этом большое значение имеет влияние семьи на эстетическое воспитание студента, среды, в которой он находился до поступления в УВО и во время обучения в нем. Не менее важным фактором в эстетическом воспитании будущего педагога является проявление его личностных особенностей, таких как способность к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию в области искусства, сформированность познавательных способностей, мотивированность и наличие эстетического интереса к художественно-эстетической деятельности, эстетического идеала. Значительным фактором в повышении уровня эстетической воспитанности будущего педагога – специалиста в области мировой и отечественной культуры выступает воспитательный потенциал содержания учебных дисциплин художественно-эстетической направленности, а также создание условий для эстетической самореализации и раскрытия творческого потенциала личности во время их изучения.

Содержательный блок. В данной модели обозначенный блок представлен педагогически адаптированным содержанием предметов художественно-эстетической направленности, организованное усвоение которого студентами, обеспечивает повышение уровня их эстетической воспитанности. К определению системы дисциплин художественно-эстетической направленности с целью использования их содержания в контексте данного исследования отмечается поуровневый подход. Первый уровень опосредован реализацией межпредметных связей и позволяет рассматривать явление эстетической воспитанности как интегрированный показатель знаний, умений, навыков в области эстетики (познание основных эстетических категорий), культурологии (изучение мировой культуры в различные исторические эпохи), искусства. Второй уровень определяется содержанием таких учебных дисциплин, как «Мировая художественная культура» (приобретение знаний об эстетических, художественных ценностях для восприятия искусства, понимания его художественно-образного языка), «Художественная культура Беларуси» (направленность на познание национальной культуры и искусства), «Музееведение и краеведение» (изучение истории развития и современного состояния крупнейших музеев мира, Беларуси) и другие, в содержании которых заложен значительный воспитательный потенциал, отмечается углубленное изучение художественно-эстетических ценностей человечества, отраженных в искусстве, в частности, в произведениях архитектуры и изобразительного искусства. Третий уровень предполагает профессиональную подготовку будущего специалиста в области мировой и отечественной культуры в осуществлении эстетического воспитания учащихся. Значительные возможности в повышении уровня эстетической воспитанности студента средствами произведений архитектуры и изобразительного искусства представляет изучение содержания учебной дисциплины «Методика преподавания культурологических дисциплин» («Методика преподавания мировой художественной культуры», «Методика преподавания истории культуры»), причем, изучение содержания которой, направлено не только на получение искусствоведческих знаний, но и знаний в области педагогики, психологии, овладев которыми, будущий специалист имеет возможность повысить не только свой уровень эстетической воспитанности, но и с помощью грамотной организации педагогического процесса содействовать эстетическому воспитанию учащихся. Теоретические знания, полученные студентом в процессе изучения дисциплин искусствоведческого характера, психолого-педагогические основы могут быть использованы им при прохождении педагогической практики, в организации и проведении будущими учителями учебных занятий, классных часов, тематических занятий по проблемам художественно-эстетического воспитания, внеаудиторной работы с учащимися. Музейная практика также имеет огромный эстетический воспитательный потенциал, отличается осуществлением практического подтверждения теоретических знаний студентов, полученных на лекциях. Все составляющие содержательного блока модели эстетического воспитания студентов – будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры взаимосвязаны друг с другом и выступают в роли определенного дополнения, содействуют решению поставленных воспитательных задач.

Технологический блок. Обозначенный блок модели представляет собой систему методов, приемов, направленных на достижение поставленной цели эстетического воспитания студентов посредством использования различных форм в организации учебного процесса УВО, средств реализации эстетического воспитания будущих педагогов – специалистов в области мировой и отечественной культуры.

В педагогическом процессе в обозначенном контексте используются как общепедагогические методы, так и специфический – интерпретация произведений искусства, которая имеет виды: стилевая интерпретация произведения архитектуры и изобразительного искусства, историческая, психологическая и языковая интерпретации (основанные на герменевтическом подходе). Языковая интерпретация произведений искусства предполагает постижение их вне исторического контекста, вне выявления художественной цели автора. В основе данной интерпретации лежит изучение языка искусства, который включает анализ средств выражения, изображения, создания определенного художественного образа. При стилевой интерпретации рассматривается соотношение конкретного художественного произведения с устоявшимися нормами данного вида искусства. На основе средств выражения главной идеи произведения, выявления специфики способов выражения, связанных с национальными, индивидуальными особенностями стиля автора, определении традиционного и новаторского в нем создается представление о данном произведении искусства как о «едином смысловом целом». Историческая герменевтическая интерпретация памятника архитектуры либо произведения изобразительного искусства учитывает конкретные обстоятельства создания данного художественного произведения, дух эпохи, в котором оно создано, причем обозначенный вид интерпретации может выражать как субъективную позицию автора, так и объективную, основанную на конкретных исторических документах. Психологическая герменевтическая интерпретация представляет собой субъективное постижение личностью индивидуальности автора произведения, определение своего эмоционального отношения к произведению искусства или памятнику архитектуры.

Немаловажное значение в осуществлении эстетического воспитания личности имеет и выбор форм, в рамках которых реализуется диалог личности с произведениями искусства. В зависимости от поставленной цели по повышению уровня эстетической воспитанности личности они имеют диалогическую, игровую, творческую, рефлексивную направленность.

Оценочно-результативный блок. Данный блок предполагает анализ и оценку степени соответствия полученных результатов намеченным задачам, что возможно осуществить посредством выделения критериев эстетической воспитанности личности (сформированность ценностно-мотивационной сферы в области искусства, сформированность эстетической компетентности в области архитектуры и изобразительного искусства, сформированность эстетико-профессиональной деятельности) и соответствующих им показателей.

Таким образом, разработанная модель эстетического воспитания студентов средствами искусства на основе герменевтического подхода имеет значительные преимущества в сравнении с традиционной, отличается профессионально ориентированной направленностью, при этом учитываются особенности формирования личностного потенциала студентов, и представляет собой систему, состоящую из шести блоков: целевого, методологического, организационного, содержательного, технологического, оценочно-результативного, взаимосвязанных между собой и подчиненных общей цели – повышению уровня эстетической воспитанности будущего педагога –специалиста в области мировой и отечественной культуры.

Список использованных источников

  1.  Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
  2.  Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.] – М.: Академия, 2008. – 352 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38936. Структурная схема канала записи сигналов яркости. Структурная схема записи канала сигнала цветности 279 KB
  Структурная схема записи канала сигнала цветности. Канал яркости Частотномагнитная ЧМ запись полного цветового телевизионного сигнала на магнитную ленту осуществляется посредством ЧМ модуляции несущей непосредственно этим сигналом. Несмотря на то что частота несущей выбирается так чтобы она лишь незначительно превышала верхнюю частоту передаваемого сигнала ширина полосы записываемых частот все же почти в два раза превышает полосу частот видеосигнала.
38937. Преобразование данных при цифровой обработке видеосигнала. Необходимость сжатия информации 77 KB
  Для преобразования любого аналогового сигнала звука изображения в цифровую форму необходимо выполнить три основные операции: дискретизацию квантование и кодирование. Дискретизация представление непрерывного аналогового сигнала последовательностью его значений отсчетов. Ступенчатая структура дискретизированного сигнала может быть сглажена с помощью фильтра нижних частот.
38938. Компрессия без потери информации. Групповое кодирование и метод Хаффмана 24.5 KB
  Компрессия сжатие без потерь метод сжатия информации при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. Компрессия без потерь: Обнаружение и кодирование повторяющейся информации Часто повторяющаяся информация кодируется словом меньшей длины чем редко повторяющаяся информация Методы сжатия без потерь разделяют на 2 категории: методы сжатия источников данных без памяти т. не учитывающих последовательность символов методы сжатия источников с памятью Групповое кодирование. Метод...
38939. Лидар для контроля частоты атмосферы 770.5 KB
  СКЗ этих ошибок связаны: δк= δу Физическая ошибка δу прежде всего обусловлена шумами на выходе предварительного усилителя со СКЗ Uш. В частности при δу≈ δш относительное СКЗ погрешности измерений обусловленной шумами имеет значение: δкш= δк = δу Uу≈ δш Uу=1 ρу= δуш – относительное СКЗ погрешности фиксации Uу обусловленное шумами. ρу= Uу δш – отношение сигнал шум на выходе предварительного усилителя δкш= δуш = 1 ρу ρу= Uу δш= Помимо шумов на фиксации Uу влияет погрешность регистрирующего устройства со СКЗ δр В частности при δу≈ δр...
38941. Применение лидаров для исследования загрязнения вод 226.5 KB
  Пробы любой воды за исключением воды наивысшей чистоты флуоресцируют. Так называемая синяя флуоресценция воды является источником значительных трудностей при флуоресцентных исследованиях но такая флуоресценция полезна для изучения качества воды с использованием лазерного дистанционного зондирования ЛДЗ. Очищенные сточные воды предприятий целлюлозно–бумажной промышленности можно контролировать с помощью флуоресцентного метода т. эти воды содержат сульфонат лигнина высокой концентрации.
38942. Лидар для исследования состава атмосферы 59.5 KB
  Лидар для исследования состава атмосферы Литвинов Действие лидаров Л этого типа чаще всего основано на неупругом обратном комбинационном рассеянии ОКР зондирующего лазерного излучения ЛИ молекулами газовых компонент ГК имеющих вынужденные колебательновращательные энергетические переходы при взаимодействии с зондирующим ЛИ. При этом с помощью Л по смещению спектральных линий принимаемого излучения ОКР устанавливается наличие в исследуемом участке атмосферы атм определенных ГК а по интенсивности этих линий – концентрация...
38943. Лидар для измерения концентрации озона в атмосфере 34 KB
  Действие лидаров для исследования атмосферы основано на том что лазерное излучение распространяясь в реальной атмосфере оставляет в ней свет вызванный взаимодействием квантов излучения с неоднородностями в атмосфере. Это взаимодействие проявляются в упругими неупругом рассеянии лазерного излучения в атмосфере при котором обрся эхосигналы лаз. рассеяния – они несут информацию о сввах и параметрах атмосферы что следует из формулы для пиковой мощности принимаемого эхосигнала: Pи – пиковая мощность зандирующего импульса лаз. Зрачка...
38944. Применение лидаров для обнаружения и идентификации нефтяного поверхностного загрязнения вод 564 KB
  Если ЗЛИ имеет соответсвующую длину волны УФ то возникает флюоресценция свечение нефтяного пятна: стрелки 22 а также комбинационное рассеяние КР ЛИ стрелки 33 и на молекулах воды стрелки 44. Жизнеспособность фитопланктона свидетельствует о чистоте воды. Эффект флюоресценции воды можно использовать для индикации сильных органических загрязнений и т. О наличии на поверхности воды нефтяной пленки можно судить и по интенсивности отраженного ЛИ 11.