70356

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ»

Научная статья

Педагогика и дидактика

Автором рассматриваются дидактические возможности формирования исторической памяти у учащихся через конструирование и изучение содержания учебно-исторического материала. Значение исторической памяти как феномена который способствует формированию национальной и гражданской идентичности общеизвестно.

Русский

2014-10-19

65.5 KB

2 чел.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ»

М.В. Колмакова

РИВШ, г. Минск

Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести.

Эти три предмета, которые необходимы в любой школе ...

(Ю.М. Лотман)

Автором рассматриваются дидактические возможности формирования исторической памяти у учащихся через конструирование и изучение содержания учебно-исторического материала. В статье предпринята попытка определить основные компоненты  вероятностной содержательной линии образовательного стандарта «История и память».

The author discusses the possibility of the formation of didactic historical memory of the students through the study of the design and content of teaching and the historical material. The paper attempts to identify the main components of a probabilistic content line educational standard "History and Memory."

Значение исторической памяти как феномена, который способствует формированию национальной и гражданской идентичности, общеизвестно. Созданием и трансляцией данного феномена занимаются разные институты: СМИ, политические и общественные организации, государство и само общество,  но важнейшим – по-прежнему остается институт образования. В данной ситуации «историческая память» вновь расширяет свои междисциплинарные рамки и приобретает  характер социально-педагогической категории, которую можно охарактеризовать как совокупность представлений о социальном прошлом, существующих в обществе, как на массовом, так и на индивидуальном уровне, включая их когнитивный, образный, эмоционально-ценностный и деятельностный аспекты.

Формирование исторической памяти в процессе обучения истории позволит:

- осознать учащимся значимость индивидуального исторического знания лично для себя и преодолеть разрыв между транслируемым через учебную литературу коллективным и индивидуально формируемым в процессе освоения содержания личностным знанием;

- осмыслить социально-нравственный опыт поколений и сформировать умение определять свое отношение на эмоционально-ценностном уровне к событиям прошлого и их участникам;

- развить умения реконструкции исторических событий и характеристики их участников;

- воспитать уважительное отношение к историко-культурному наследию малой родины, страны, государства через изучение и участие в сохранении (реконструкции) мест памяти. 

Создать условия для формирования исторической памяти в процессе обучения  возможно через содержание учебно-исторического знания, которое определенном образом организовано в учебной литературе. Российский исследователь Е.Е. Вяземский обращает внимание на необходимость придерживаться при конструировании содержания содержательных линий образовательного стандарта («Историческое время», «Историческое пространство» и др.), которые представляют собой «комплекс принципов отбора, конструирования и изучения содержания в соответствии с особенностями учебного предмета и составляющих его курсов» [1, с.29].  Необходимость  выбора той или иной содержательной линии   обусловлена  государственным  и  (или)  социальным заказом,  определенного с учетом тех задач, решением которых должно и может заняться историческое образование.  

Положение, сложившаяся в современном белорусском обществе с исторической памятью, а именно проблема «беспамятства», поиск идентификационных рамок (маркеров), необходимость активизации процессов самоидентификации белорусов как представителей нации-государства требует отражения учебного исторического знания через содержательную линию «История и память». История в данном случае должна быть передана  определенным образом через такие факты, события, явления и процессы, которые  позволили  бы  ей стать основой для коллективной памяти, через которую можно было бы реализовать  главное социально-педагогическое предназначение истории как учебного предмета, а именно передачу ценностей, накопленных предыдущими поколениями и значимыми для потомков.

Отбор  исторического материала для учебной литературы  предполагает ответ на вопрос: «Что нам нельзя забыть?». При этом определение  фактов, связанных с ними явлений и процессов, должно происходить с учетом  их роли  в рамках развития и трансформации общества,  их значения как  фактора консолидации и примирения, их ценности для ныне живущих. Исторический факт в данной ситуации будет резюмировать определенный период в жизни определенной социальной группы, а их сочетание создаст образ события, которое имеет социальные последствия. Кроме того, необходимо обратить внимание и включить в содержание учебного материала  биографические данные  выдающихся личностей, проиллюстрировать мотивы их деятельности, которые позволят понять их характер.

При конструировании материала в рамках содержательной линии «История и память» необходимо учитывать ряд свойств исторической памяти. Во-первых, история есть то, что развивается во времени. Сегментами времени является прошлое, настоящее и будущее. Реально человеком воспринимается только сегмент настоящего, прошлое и будущее человек представляет только в виде образов, которые «локализуются в определенном пространстве и актуализируются во времени» [2, с.39]. Поэтому конструкция содержания учебного материала должна создать условия для обеспечения связи с настоящим, которое  является реальностью, и  презентации исторического факта в  формате многомерности, обеспечив максимальное количество пространственно-временных связей.

Временные ориентиры  будут формироваться, если модель содержания учебного исторического материала будет включать структурные элементы связанные с высказываниями, мыслями, рассуждениями по поводу  определенного события, факта, явления  не только его участников и очевидцев, но и наших современников: как это воспринимали тогда и как мы воспринимаем это сейчас, как это было в то время  и как это могло быть сейчас. Кроме того, важно, чтобы была четко обозначена значимость события для нас на данный момент, именно от настоящего можно идти к прошлому: «7 ноября – государственный праздник в Республике Беларусь.  Что же произошло в этот день 96 лет назад?» и т.д.

Создание условий для формирования пространственных ориентиров предполагает не только географическую локализацию фактов и событий, но и рассмотрение их в нескольких ракурсах, например: предметы и особенности быта, условия жизни и т.д.

Во вторых, историческая память образна. Образ – «представление о ком-либо или о чем-либо, которое …  включает в себя, как правило, личный опыт, т.к. возникает в индивидуальном порядке, а не передается в готовом виде» [3, с. 64].  Образы не могут быть кем-либо навязаны, но их формирование в определенном направлении может регулироваться: это свойство давно и успешно используется рекламой, создающей определенные образы «успешного человека», «дружной семьи» и др., которые являются счастливыми обладателями  рекламируемого  продукта.

«Общность памяти», которая является одним из условий идентичности определенной группы, представляет собой и общность образов, которые должны органично вписываться в контекст содержания учебно-исторического знания. Образ и все то, что его сопровождает, что его образует, представляют собой определенную картинку, части которой держат и поддерживают друг друга. Поскольку  образ в нашей памяти возникает в виде картинки (это касается не только конкретных исторических фактов, но и абстрактных явлений),  при конструировании содержания материала необходимо обеспечить кроме вербального способа  его представления и визуальный.

В третьих, историческая память, связанная с определенным моментом нашей истории, кристаллизуется и концентрируется в «местах памяти» [4, с. 17]. «Места памяти» − могут быть как чем-то абсолютно абстрактным, существующим  только в памяти человека или группы людей, так и  материальным объектом, в виде памятников, зданий, улиц, мемориальных комплексов.  Они, безусловно, должны найти отражение в содержании учебной литературы, но считать, что  «представление» только «мест памяти» в учебно-историческом материале позволит в полной мере реализовать содержательную линию «История и память», не верно. Роль «мест памяти» прежде всего  символическая,  т.е. напоминание  о прошлом, наполняющее смыслом жизнь в настоящем [3, с. 66]. Их создание зависит  от позиции государства  либо социума,  поэтому знакомство  учащихся через содержание учебного материала только с материальными и абстрактными объектами памяти, в большей степени позволит  сформировать представление о том, чем является  политика памяти: какие события, личности имеют право на то, чтобы их помнили сейчас, а какие нет.

В четвертых, формирование исторической памяти предполагает формирование определенных идей, связанных с национальными чувствами, образами Родины, Беларуси, родной земли, определенными нравственными установками  и т.д. «Идеи должны получить чувственный облик, прежде, чем будут – в качестве предметов – допущены в память. При  этом понятие и образ неразрывно сливаются. Та или иная истина, чтобы закрепиться в памяти группы, должна предстать в конкретной форме какого-либо события, лица или места. И наоборот, чтобы событие продолжило жить в памяти группы, оно  должно обогатиться полнотой смысла и существенной истины» [2, с. 38-39].  Исторический факт либо личность, которые стали частью исторической памяти, приобретают определенный смысл и становятся частью идейной системы определенного общества.

Таким образом, при конструировании учебного исторического материала с учетом реализации содержательной линии «История и память» необходимо обозначить максимальное количество пространственно-временных связей, что в дальнейшем позволит более успешно локализовать исторический факт или явление во времени и пространстве; через визуальное представление материала создать условия для формирования определенных образов, которые в сумме позволят обозначить идеи, смыслы и истины, наиболее актуальные для нас как белорусов, а также нельзя забывать о «местах памяти», существование которых в материальном или абстрактном виде, наличие их либо отсутствие позволит определить отношение социума и государства к определенным историческим событиям, деятельности исторических личностей.

Изучение учебно-исторического материала, сконструированного с учетом содержательной линии «История и память» имеет ряд особенностей.

1.Формирование исторической памяти в процессе изучения истории предполагает собой не только обращение от настоящего к прошлому − аналитический подход, но  и обращение к будущему, т.е. использование вероятностного подхода, попытки предположить, какой резонанс, какое значение то или иные событие, факт, явление будут иметь уже для наших потомков.  Историческая память в данном случае выступает тем, что позволяет обеспечить связь сегментов времени. Использование аналитического и вероятностного подходов позволит задействовать не только мышление учащихся, но и воображение.

2. Работа над созданием и сохранением образов прошлого должна вестись с учетом того, что они в дальнейшем будут «включены в стратегию индивидуальной и групповой деятельности в соответствующем социуме»    [5, с. 5], а для этого они должны быть пережиты учащимися и восприняты как знания. Добиться этого возможно посредством организации деятельности учащихся и преподавателя в рамках четырех аспектов исторической памяти: когнитивного (восприятие содержания учебно-исторического материала и создание условий для его понимания), образного (формирование образов исторических событий, явлений под воздействием определенных внешних стимулов-сигналов),  эмоционально-ценностного (возможность  выразить собственное отношение по поводу тех или иных событий, явлений, деятельности определенных исторических персон) и деятельностного (выполнение определенных способов деятельности: анализа и синтеза, систематизации и обобщения, сравнения, конкретизации, аргументации и т.д.).

Последовательность  компонентов  может  варьироваться по линиям: «образ-слово-действие»  или  «слово-образ-действие».  Важно, что при формировании образов должны быть созданы условия, которые позволили бы максимально его прочувствовать, т.е.  пережить  эмоции,  ощущения,  запахи,  звуки,  ожидания,  надежды,  которые  дадут возможность «зацепиться»  ему в памяти и остаться там посредством выполнения определенных заданий, позволяющих сформировать понимание значения и смысла этих образов.

3. При организации работы над образами необходимо помнить, что они должны «работать» на ряд идей, нравственных установок, которые и позволят приобрести истории как учебному предмету практико-ориентированное значение, а именно обеспечение исторического воспитания, которое, по мнению В.О. Ключевского, является одним из условий бытия народа, руководства для  его  практической деятельности.

Таким образом, основными компонентами конструирования и изучения учебного исторического материала в предлагаемой нами в образовательный стандарт содержательной линии «История и память» будут: создание пространственно-временных связей, формирование образов исторических событий, которые станут базой коллективной исторической памяти и в своей сумме позволят выйти на ряд идей-значений-смыслов, заключающих в себе определенные национальные и нравственные ценности.

Список использованных источников

  1.  Вяземский, Е.Е. Год российской истории и историческое образование / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 2 – С.25–35.
  2.  Ассман, Ян Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассаман; Пер. с нем. М.М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
  3.  Вяземский, Е.Е. Словарь понятий и терминов исторического образования / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 6 – С. 64–66.
  4.  Нора, П. Франция – память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок; Пер. с фр. Д. Хапаевой. – СПб: Изд. С.-Петерб. ун-та, 1999. – 328 с.
  5.  Репина, Л.П. Образы прошлого в памяти и истории / Л.П. Репина  // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / под ред. Л.П. Репиной. –  М.: Круг,  2003.  –  С. 5−18.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76983. Юридический состав административного правонарушения. Виды составов. Под составом административного правонарушения 29.42 KB
  Юридический состав административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков элементов при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Элементами состава административного правонарушения являются: объект субъект объективная сторона субъективная сторона. Объект административного правонарушения общественные отношения возникающие в сфере государственного управления регулируемые нормами права и охраняемые мерами...
76984. Административное наказание как средство реализации административной ответственности: понятие, цели, система административных наказаний 25.62 KB
  Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем так и другими лицами. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания...
76985. Краткая правовая характеристика каждого вида наказания 25.52 KB
  Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации а в случаях предусмотренных законодательством...
76986. Общие правила наложения административных наказаний, учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств 27.21 KB
  Общие правила наложения административного наказания. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения личность виновного его имущественное положение обстоятельства смягчающие административную ответственность и обстоятельства отягчающие...
76987. Назначение административных наказаний. Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки действия административных наказаний 27.49 KB
  Сроки давности привлечения к административной ответственности. Если срок давности привлечения к административной ответственности истек то дело об АПН не м. После вынесения постановления сроком давности мы не связаны т. обжаловать можно без привязки к сроку давности.
76988. Административный процесс: понятие, сущность, признаки в широком и узком понятии. Структура административного процесса 28.72 KB
  Структура административного процесса. Административный процесс урегулированный нормами административного права порядок правоприменительной деятельности органов государственной власти органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации полномочии соответствующих органов. административную юрисдикцию в сфере административной ответственности; в порядок осуществления правосудия по публичноправовым административным спорам между органами публичной власти с одной стороны и гражданами и организациями юридическими лицами с...
76989. Понятие административно-процессуального права. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения 27.7 KB
  Административное процессуальное право представляет собой систему административно-процессуальных норм, регулирующих порядок (процедуры) осуществления управленческих отношений, возникающих в процессе: -построения и функционирования исполнительных органов государственной власти
76990. Административные производства и административные процедуры как составные части административного процесса 28.63 KB
  Об административных процедурах говорится как о системе административнопроцедурных правоотношений складывающихся в различных административноправовых институтах. Основная цель формирования административных процедурных правоотношений установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения...
76991. Производство по обращениям граждан: правовые основы, виды обращений, процессуальные права, обязанности, гарантии, ответственность участников производства 28.35 KB
  В известном смысле данный вид производства связан также с реализацией конституционного права граждан свободно искать получать передавать производить и распространять информацию любым законным способом за исключением сведений составляющий государственную тайну Обеспечение реализации этого конституционного права российских граждан составляет важную обязанность органов государственной власти Российской Федерации их специальных подразделений аппарата и должностных лиц. Так в аппарате Администрации Президента Российской Федерации существует...