70357

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье рассматривается вопрос гуманитаризации образования и ее связи с развитием научно-технического прогресса. О гуманитаризации как об одной из основных тенденций современного образования на территории постсоветского пространства заговорили еще в начале 1990-х годов.

Русский

2014-10-19

66 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 9

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Краснова М.А.

Минский областной институт развития образования, г. Минск

В статье рассматривается вопрос гуманитаризации образования и ее связи с развитием научно-технического прогресса. Показана специфика гуманитарного и естественнонаучного мышления. Особое внимание уделено рассмотрению технологического аспекта гуманитарного знания.

In the article are covered the issues of humanitarization of the education and its connection with the development of scientific-technological progress. The article also covers the peculiarities of humanitarian and natural science thinking. Special attention is focused on the presentation of humanitarian knowledge as knowledge of technological type.

О гуманитаризации как об одной из основных тенденций современного образования на территории постсоветского пространства заговорили еще в начале 1990-х годов. На этой волне в Беларуси было увеличено количество часов на изучение предметов гуманитарного цикла, вводились новые учебные предметы гуманитарной направленности. Однако, на наш взгляд, истинный смысл гуманитаризации не был до конца осознан, что привело к тому, что этот процесс фактически свернут. Сокращено количество часов на изучение предметов социально-гуманитарного блока, как на уровне общего среднего, так и на уровне высшего образования. Мировая и отечественная художественная культура как отдельный предмет исключен из учебного плана учреждений общего среднего образования. Гуманитарные технологии в школе, да и в вузе практически не используются. Вновь предпочтение отдается предметам естественно-математического цикла, как предметам, которые непосредственно влияют на развитие техники и производства, содействуют научно-техническому прогрессу.

Тем не менее, опыт развитых в экономическом отношении стран показывает, что в них традиционно значительное внимание уделяется изучению гуманитарных предметов, широко используются гуманитарные технологии. (В зарубежной высшей школе объем гуманитарных дисциплин при подготовке инженерных кадров составляет около 40%, а в процессе повышения квалификации учителя Японии изучают философию, искусство, литературу). При этом ни компьютерная, ни информационная революция не оказали существенного влияния на этот процесс. Считается, что именно гуманитаризация содействует развитию научно-технического прогресса и прорывам в науке. В Российской Федерации предпочтение отдается естественно-математическому образованию. Тем не менее, Б.Г. Юдин, характеризуя ситуацию в России, отмечает, что «в целом невостребованность характерна для технологий, базирующихся на естественных науках» [1, 136]. И в Беларуси, имеющей общие исторические и культурные корни с Россией, происходят те же процессы. Таким образом, дальнейшее развитие научно-технического прогресса невозможно без развития гуманитарной составляющей образования, науки и научного мышления. Так какова же функция гуманитарного образования?

Большой энциклопедический словарь определяет гуманитарное образования как совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений, как средство формирования мировоззрения, общего развития человека, его умственное, нравственное и идейно-политическое воспитание [2]. Философы, анализируя значение гуманитарного образования, отмечают его особую роль в формировании образного способа освоения мира, мыслительной креативности, системы жизненных ценностей, духовного мира и понимания человека. Именно гуманитарное образование помогает человеку «найти» себя, создает его культурное пространство. Гуманитаризация направлена на то, чтобы закладывать основы мировоззрения, не ограниченного естественнонаучной картиной мира.

Попытки преодоления информационно-знаниевой модели образования отразились в разработке различных развивающих моделей обучения, которые наряду с формирующей, значительное внимание уделяют развивающей составляющей образовательного процесса, т.е. базируются на принципе целостности, который требует не только единого концептуального подхода, объединяющего все компоненты образования (цели, содержание, формы и методы обучения, результаты), но и направлен на полноценное развитие личности.

Формирование информационного общества повлияло на пересмотр целей, содержания и методов обучения, складывания новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении отношения к знанию, изменении позиции учителя и учащегося в учебном процессе. В новой образовательной парадигме учащийся становится активным субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические методы обучения определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится преобразующая, творческая деятельность обучающегося.

Новая образовательная парадигма предполагает решение противоречия между динамично развивающимся миром и традиционным способом обучения, основанном на передаче готового знания, самоценного и неоспоримого. Процесс развития информационного общества обострил также противоречие, связанное с необходимостью развития учащегося как целостной личности, и представлением образования через множество предметных областей, каждая из которых преследует свои узконаправленные цели. Хотя на уровне философского осмысления тенденций образования в настоящее время основной целью обучения является развитие человека через образование, обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности, а результатом изучения отдельных учебных предметов является не сколько усвоение предметного содержания, сколько развитие общеучебных умений и навыков, метапредметных компетентностей, личностных качеств учащихся.

Становление информационного общества породило и еще одну парадоксальную ситуацию. Объемы информации постоянно растут, сроки ее удвоения постоянно сокращаются. По подсчетам ученых в 2015 г. информация будет удваиваться каждые 72 дня. Это явление получило название «информационный взрыв». Однако люди не могут ее полноценно использовать в силу своей неподготовленности.

В информационном обществе виртуальное пространство становится новой реальностью, в которой существует человек. Виртуальный мир средств массовой информации погружает человека в мир катастроф, кризисов, сенсаций, навязывает мнения, заставляя ни о чем не думать. Философы стали говорить о кризисе индентичности личности, отмечая, что «впервые для человека стало актуальной не идентификация с группой, государством или обществом, а стремление уйти от общественных связей» [3, с. 203]. Процесс развития учащегося в этих условиях должен быть направлен на развитие его личностных качеств с тем, чтобы он мог в полной мере реализоваться в личной жизни и профессии. Поэтому процессы обучения должны быть направлены на создание таких условий, при которых полученная информация превращается в знание, т.е. происходят процессы осознания информации, ее понимания, придания ей личностного смысла. Следует отметить, что усиление личностного аспекта в процессе обучения является сильным мотивирующим фактором.

Учитывая объект, предмет и методологию изучения, гуманитарные науки обычно противопоставляют естественно-математическим. Гуманитарные науки изучают человеческое общество, человека и его культуру, обращены к человеческой личности. Еще М. Фуко отмечал, что «исторически возникновение каждой гуманитарной науки связано с какой-то проблемой, какой-то потребностью, каким-то теоретическим или практическим препятствием» [4]. Это и объясняет введение различных учебных предметов гуманитарного цикла в систему образования. Так, например, основная функция истории – это формирование мировоззрения, осознания себя как части общества; художественной литературы – познание себя как личности и воспитание эмпатии; искусства – формирование эстетического отношения к действительности. Однако успехи естественных наук, научно-техническая и компьютерная революции, экспансия массовой культуры и средств массовой информации привели к росту сциентистских тенденций, технократического мышления, узкопрагматических ориентаций, уходу в виртуальное пространство. И как следствие этого – формирование технократического мышления, обеднение эмоционального мира человека.

Определяя методологические основания формирования инновационного потенциала личности учащегося, академик Е.М. Бабосов выделил такой методологический принцип как креативность, в основе которого лежит дивергентное мышление, визуализация и метафоризация [5, с. 5–6]. Это компоненты, которые формируются и развиваются, главным образом, в процессе изучения гуманитарных наук, без которых, тем не менее, невозможно полноценное изучение и дальнейшая научная и производственная деятельность в естественно-математической области.

О специфике естественнонаучного и гуманитарного мышления написано достаточно. Однако не всегда и не всеми осознается тот факт, что как у гуманитария, также как и у представителя естественно-математических наук, должны быть развиты оба типа мышления. В силу того, что основным объектом изучения естественно-математических наук, являются факты и явления природы, естественнонаучное мышление дает возможность постижения формализованных сторон изучаемых объектов (выявление причинно-следственных связей и закономерностей, выведение законов, приведение знаний в некую систему, однозначные оценки и один вариант развития событий) и является, по своей сути, объективным.

Гуманитарное мышление, гибкое и субъективное по своей природе, допускает различные подходы к изучению и интерпретации явлений, основывается на технологиях понимания, заставляя гуманитария нести ответственность за высказанные мнения и принятые решения. Ключевым элементом гуманитарного образования является работа с текстами, под которыми понимаются не только литературные, но также художественные, музыкальные, кинематографические, поведенческие и др. тексты. Гуманитарные науки учат извлекать из них информацию. Далее необходимо эту информацию интерпретировать, т.е. раскрыть ее содержание, смысл. Интерпретируемый материал всегда истолковывается по-разному, что служит основой множественности интерпретаций. (Хочется заметить, что это одна из причин, почему в США постоянно делают римейки фильмов. Римейк наполняет его новым и актуальным содержанием, интерпретирует сюжет с современных позиций, находит аспекты, интересующие новое поколение зрителей). Л.А. Микешина рассматривает интерпретацию как одну из «фундаментальных операций познавательной деятельности субъекта, общенаучный метод с правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания» [6, с. 98]. Как метод научного познания метод интерпретации используется не только в гуманитарных, но и в естественно-математических науках. Однако, как замечает Л.А. Микешина «всегда возможно предложить новые смыслы, «перспективы» и способы «разместить феномены по определенным категориям», т. е. не только тексты, но сама действительность открыта для бесконечных интерпретаций, а «разумное мышление есть интерпретирование по схеме, от которой мы не можем освободиться» [6, с. 418]. Гуманитарное мышление позволяет освободиться от этой схемы и увидеть непривычные стороны предметов и явлений.

Таким образом, обучая работе с текстами, у учащихся формируются такие компетентности как умение извлекать информацию, умение ее интерпретировать, понять, придать извлеченной информации личностный смысл. Умение работать с текстом лежит в основе формирования информационной грамотности и в целом информационной культуры учащихся. Однако исследования свидетельствуют о низком уровне информационной культуры выпускников общеобразовательных школ. Учащиеся оказываются не только беспомощными в решении информационных задач, но не осознают своего уровня грамотности в осуществлении самостоятельной работы с информацией, не представляют необходимости и ценности специальных знаний и умений в области информационного обслуживания [7].

Именно умение работать с текстом, информацией лежит в основе способов интенсивного самостоятельного приобретения знаний, развития интеллектуального потенциала личности. И в этом заложен технологический аспект гуманитарных знаний. Гуманитарные методы познания могут быть использованы при изучении и познании естественно-математических наук. На наш взгляд, проблема состоит, главным образом, в том, что изучение гуманитарных предметов построено по принципу изучения предметов естественнонаучного цикла и не выполняет свою функцию. Следовательно, решение проблемы гуманитаризации следует искать, главным образом, не в том, что изучать, а в том, как изучать.

Гуманитарность можно рассматривать как системообразующий компонент образования, так как все в большей степени обучение выступает не просто как процесс усвоения определенного объема знаний, а как процесс самостоятельного получения новых знаний. Как отмечал Г.П. Щедровицкий «научно-техническая революция ... поставила … задачу синтеза в инженерии технических, естественных и социально-гуманитарных знаний, а вместе с тем и этих наук. Дальнейшее развитие всех этих областей, и в первую очередь самой инженерии, без ориентации на гуманитарные науки, на мой взгляд, просто невозможно. Но синтез такого рода сегодня упирается, как мне кажется, в неадекватность самих гуманитарных знаний» [8, с. 439].

Необходимо отметить еще и то, что в настоящее время наиболее перспективной является научная деятельность в условиях междисциплинарности, которая ведет к пересмотру вопроса о границах возможного использования различных исследовательских методов, что позволяет существенно расширить арсенал используемых средств.

Таким образом, гуманитарное мышление, гуманитарные технологии определяют особый подход к изучению объектов, дают новые способы понимания, интерпретации знаний, формируют новое мышление, новое сознание. Технологический подход к гуманитарным знаниям дал основание Б.Г. Юдину сделать вывод о том, что гуманитарное знание все чаще направлено не сколько для объяснения, «сколько на изменение реальности» [9, с. 109]. Или говоря другими словами, гуманитаризация выступает как особая технология познания, дающая возможность выйти за пределы известного, увидеть новые грани привычного и решить проблему нестандартным способом.

Список использованных источников

  1.  Юдин, Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям / Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 3. – С. 129–138.
  2.  Горшенёв, А.Н. Гуманитарное образование / А.Н. Горшенёв, В.Г. Панов [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Гуманитарное образование. Дата доступа: 27 11.2012.
  3.  Василенко, И. Человек в информационном обществе / И. Василенко // Наш современник. – 2004. – № 5. – С. 201–208.
  4.  Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [Электронный ресурс] // http://www.archipelag.ru/authors/foucault/?library=2491. Дата доступа: 15.10.2012.
  5.  Бабосов, Е.М. Теоретико-методологическое обоснование повышения эффективности процесса формирования инновационного потенциала личности учащегося / Е.М. Бабосов // Веснік адукацыі – 2012. – № 6. – С. 3–9.
  6.  Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МСПИ: Флинта, 2005. – 464 с.
  7.  Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И Колкова, И.ЛСкилор; под ред Н.И. Гендиной. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.; Чудинова, В.П. Ребенок. Книга. Компьютер / В.П. Чудинова // Читающий ребенок в современной информационной среде: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Ярославль, 2002.
  8.  Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. – М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.
  9.  Юдин, Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям / Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 4. – С. 104–110.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32716. Сердечные гликозиды, Механизм кардиотонического действия 94 KB
  Сердечные гликозиды вещества растительного происхождения которые оказывают высокоизбирательное кардиотоническое действие. Исследования зависимости между структурой и действием этих средств показали что лактонное кольцо и стероидное ядро в равной мере необходимы для проявления активности. Действие на сердце. Систолическое действие инотропное Усиление и укорочение систолы.
32717. АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 123 KB
  Антиаритмический эффект проявляют так же вещества действие которых направлено на эфферентную иннервацию сердца. Поэтому в механизме действия ААС ведущую роль играет их действие на клеточные мембраны транспорт ионов N K C и взаимосвязанные с этим изменения мембранного потенциала кардиомиоцитов. Препараты могут угнетать сократимость обладать умеренным Мхолинолитическим действием устранение влияния вагуса может способствовать распространению предсердной аритмии на желудочки. Влияет на все отделы проводящей системы сердца угнетает...
32718. АНТИАНГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 118.5 KB
  ngin pectoris грудная жаба лекарственные средства применяемые для купирования и предупреждения приступов стенокардии и лечения других проявлений коронарной недостаточности при ишемической болезни сердца включая безболевую форму. При всех видах стенокардии возникает несоответствие между кровоснабжением миокарда и его потребностью в кислороде. Средства понижающие потребность миокарда в кислороде и повышающие доставку кислорода а нитраты Препараты нитроглицерина Для применения в медицинской практике нитроглицерин выпускают в виде готовых...
32719. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АТЕРОСКЛЕРОЗА (ГИПОЛИПИДЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА) 105.5 KB
  Ведущая роль отводится высокому содержанию холестерина в липопротеинах низкой плотности участвующих в образовании дестабилизации атеросклеротических бляшек и тромбогенезе. Цель их использования заключается в понижении концентрации в крови атерогенных липопротеидов липопротеидов низкой плотности ЛПНП липопротеидов очень низкой плотности ЛПОНП и холестерина ХС а также повышении концентрации антиатерогенных липопротеидов высокой плотности ЛПВП. Лекарственные средства как правило имеют несколько механизмов действия один из которых...
32720. АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА 130.5 KB
  Их антигипертензивное действие связано со стимуляцией центральных α2адренорецепторов расположенных в нейронах продолговатого мозга и вазомоторных центрах ствола мозга. Оказывает быстрое и выраженное гипотензивное действие. Кроме влияния на ССС клофелин оказывает значительное седативное действие обладает анальгезирующим действием может уменьшать выраженность абстинентного синдрома. Побочное действие: сонливость вялость усталость диспепсия запоры сухость во рту головные боли брадикардия нарушение сна тремор кожные реакции.
32721. Вивчення універсального вимірювача Е7-11 при вимірюваннях індуктивності, ємності, опору, тангенса кута втрат й добротності елементів 404.5 KB
  Вивчення універсального вимірювача Е7-11 при вимірюваннях індуктивності, ємності, опору, тангенса кута втрат й добротності елементів.
32722. Реальные газы. Силы и потенциальная энергия межмолекулярного взаимодействия. Уравнение Ван-дер-Ваальса 44.5 KB
  Реальные газы Как известно уравнение состояния устанавливает функциональную связь между давлением Р объемом V температурой T и числом молей газа в состоянии равновесия. Самым простым и известным уравнением состояния является уравнение состояния идеального газа: 7.1 Реальные газы описываются уравнением состояния идеального газа только приближенно и отклонения от идеального поведения становятся заметными при высоких давлениях и низких температурах особенно когда газ близок к конденсации. Предпринималось много попыток для...
32723. Изотермы Ван-дер-Ваальса и их сопоставление с реальными изотермами. Критическая температура. Внутренняя энергия газа Ван-дер-Ваальса 81 KB
  Изотермы ВандерВаальса и их сопоставление с реальными изотермами. Внутренняя энергия газа ВандерВаальса. Изотермы ВандерВаальса Проанализируем изотермы уравнения ВандерВаальса зависимости Р от V для реального газа при постоянной температуре. Умножив уравнение ВандерВаальса на V 2 и раскрыв скобки получаем PV 3 RT bP vV 2 v2V bv3 = 0.
32724. Тепловые явления при низких температурах. Третье начало термодинамики 40.5 KB
  Расчет абсолютной энтропии Рассчитаем изменение энтропии некоторой системы при нагревании её от абсолютного нуля до температуры T при постоянном давлении. При нагревании вещества возможен его переход в жидкое и затем в газообразное состояние; для фазовых переходов происходящих в изобарноизотермических условиях изменение энтропии равно приведенной теплоте фазового перехода: I.65 Таким образом нагревание вещества без фазовых переходов сопровождается непрерывным ростом энтропии; при фазовом переходе происходит...