70357

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье рассматривается вопрос гуманитаризации образования и ее связи с развитием научно-технического прогресса. О гуманитаризации как об одной из основных тенденций современного образования на территории постсоветского пространства заговорили еще в начале 1990-х годов.

Русский

2014-10-19

66 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 9

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Краснова М.А.

Минский областной институт развития образования, г. Минск

В статье рассматривается вопрос гуманитаризации образования и ее связи с развитием научно-технического прогресса. Показана специфика гуманитарного и естественнонаучного мышления. Особое внимание уделено рассмотрению технологического аспекта гуманитарного знания.

In the article are covered the issues of humanitarization of the education and its connection with the development of scientific-technological progress. The article also covers the peculiarities of humanitarian and natural science thinking. Special attention is focused on the presentation of humanitarian knowledge as knowledge of technological type.

О гуманитаризации как об одной из основных тенденций современного образования на территории постсоветского пространства заговорили еще в начале 1990-х годов. На этой волне в Беларуси было увеличено количество часов на изучение предметов гуманитарного цикла, вводились новые учебные предметы гуманитарной направленности. Однако, на наш взгляд, истинный смысл гуманитаризации не был до конца осознан, что привело к тому, что этот процесс фактически свернут. Сокращено количество часов на изучение предметов социально-гуманитарного блока, как на уровне общего среднего, так и на уровне высшего образования. Мировая и отечественная художественная культура как отдельный предмет исключен из учебного плана учреждений общего среднего образования. Гуманитарные технологии в школе, да и в вузе практически не используются. Вновь предпочтение отдается предметам естественно-математического цикла, как предметам, которые непосредственно влияют на развитие техники и производства, содействуют научно-техническому прогрессу.

Тем не менее, опыт развитых в экономическом отношении стран показывает, что в них традиционно значительное внимание уделяется изучению гуманитарных предметов, широко используются гуманитарные технологии. (В зарубежной высшей школе объем гуманитарных дисциплин при подготовке инженерных кадров составляет около 40%, а в процессе повышения квалификации учителя Японии изучают философию, искусство, литературу). При этом ни компьютерная, ни информационная революция не оказали существенного влияния на этот процесс. Считается, что именно гуманитаризация содействует развитию научно-технического прогресса и прорывам в науке. В Российской Федерации предпочтение отдается естественно-математическому образованию. Тем не менее, Б.Г. Юдин, характеризуя ситуацию в России, отмечает, что «в целом невостребованность характерна для технологий, базирующихся на естественных науках» [1, 136]. И в Беларуси, имеющей общие исторические и культурные корни с Россией, происходят те же процессы. Таким образом, дальнейшее развитие научно-технического прогресса невозможно без развития гуманитарной составляющей образования, науки и научного мышления. Так какова же функция гуманитарного образования?

Большой энциклопедический словарь определяет гуманитарное образования как совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений, как средство формирования мировоззрения, общего развития человека, его умственное, нравственное и идейно-политическое воспитание [2]. Философы, анализируя значение гуманитарного образования, отмечают его особую роль в формировании образного способа освоения мира, мыслительной креативности, системы жизненных ценностей, духовного мира и понимания человека. Именно гуманитарное образование помогает человеку «найти» себя, создает его культурное пространство. Гуманитаризация направлена на то, чтобы закладывать основы мировоззрения, не ограниченного естественнонаучной картиной мира.

Попытки преодоления информационно-знаниевой модели образования отразились в разработке различных развивающих моделей обучения, которые наряду с формирующей, значительное внимание уделяют развивающей составляющей образовательного процесса, т.е. базируются на принципе целостности, который требует не только единого концептуального подхода, объединяющего все компоненты образования (цели, содержание, формы и методы обучения, результаты), но и направлен на полноценное развитие личности.

Формирование информационного общества повлияло на пересмотр целей, содержания и методов обучения, складывания новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении отношения к знанию, изменении позиции учителя и учащегося в учебном процессе. В новой образовательной парадигме учащийся становится активным субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические методы обучения определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится преобразующая, творческая деятельность обучающегося.

Новая образовательная парадигма предполагает решение противоречия между динамично развивающимся миром и традиционным способом обучения, основанном на передаче готового знания, самоценного и неоспоримого. Процесс развития информационного общества обострил также противоречие, связанное с необходимостью развития учащегося как целостной личности, и представлением образования через множество предметных областей, каждая из которых преследует свои узконаправленные цели. Хотя на уровне философского осмысления тенденций образования в настоящее время основной целью обучения является развитие человека через образование, обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности, а результатом изучения отдельных учебных предметов является не сколько усвоение предметного содержания, сколько развитие общеучебных умений и навыков, метапредметных компетентностей, личностных качеств учащихся.

Становление информационного общества породило и еще одну парадоксальную ситуацию. Объемы информации постоянно растут, сроки ее удвоения постоянно сокращаются. По подсчетам ученых в 2015 г. информация будет удваиваться каждые 72 дня. Это явление получило название «информационный взрыв». Однако люди не могут ее полноценно использовать в силу своей неподготовленности.

В информационном обществе виртуальное пространство становится новой реальностью, в которой существует человек. Виртуальный мир средств массовой информации погружает человека в мир катастроф, кризисов, сенсаций, навязывает мнения, заставляя ни о чем не думать. Философы стали говорить о кризисе индентичности личности, отмечая, что «впервые для человека стало актуальной не идентификация с группой, государством или обществом, а стремление уйти от общественных связей» [3, с. 203]. Процесс развития учащегося в этих условиях должен быть направлен на развитие его личностных качеств с тем, чтобы он мог в полной мере реализоваться в личной жизни и профессии. Поэтому процессы обучения должны быть направлены на создание таких условий, при которых полученная информация превращается в знание, т.е. происходят процессы осознания информации, ее понимания, придания ей личностного смысла. Следует отметить, что усиление личностного аспекта в процессе обучения является сильным мотивирующим фактором.

Учитывая объект, предмет и методологию изучения, гуманитарные науки обычно противопоставляют естественно-математическим. Гуманитарные науки изучают человеческое общество, человека и его культуру, обращены к человеческой личности. Еще М. Фуко отмечал, что «исторически возникновение каждой гуманитарной науки связано с какой-то проблемой, какой-то потребностью, каким-то теоретическим или практическим препятствием» [4]. Это и объясняет введение различных учебных предметов гуманитарного цикла в систему образования. Так, например, основная функция истории – это формирование мировоззрения, осознания себя как части общества; художественной литературы – познание себя как личности и воспитание эмпатии; искусства – формирование эстетического отношения к действительности. Однако успехи естественных наук, научно-техническая и компьютерная революции, экспансия массовой культуры и средств массовой информации привели к росту сциентистских тенденций, технократического мышления, узкопрагматических ориентаций, уходу в виртуальное пространство. И как следствие этого – формирование технократического мышления, обеднение эмоционального мира человека.

Определяя методологические основания формирования инновационного потенциала личности учащегося, академик Е.М. Бабосов выделил такой методологический принцип как креативность, в основе которого лежит дивергентное мышление, визуализация и метафоризация [5, с. 5–6]. Это компоненты, которые формируются и развиваются, главным образом, в процессе изучения гуманитарных наук, без которых, тем не менее, невозможно полноценное изучение и дальнейшая научная и производственная деятельность в естественно-математической области.

О специфике естественнонаучного и гуманитарного мышления написано достаточно. Однако не всегда и не всеми осознается тот факт, что как у гуманитария, также как и у представителя естественно-математических наук, должны быть развиты оба типа мышления. В силу того, что основным объектом изучения естественно-математических наук, являются факты и явления природы, естественнонаучное мышление дает возможность постижения формализованных сторон изучаемых объектов (выявление причинно-следственных связей и закономерностей, выведение законов, приведение знаний в некую систему, однозначные оценки и один вариант развития событий) и является, по своей сути, объективным.

Гуманитарное мышление, гибкое и субъективное по своей природе, допускает различные подходы к изучению и интерпретации явлений, основывается на технологиях понимания, заставляя гуманитария нести ответственность за высказанные мнения и принятые решения. Ключевым элементом гуманитарного образования является работа с текстами, под которыми понимаются не только литературные, но также художественные, музыкальные, кинематографические, поведенческие и др. тексты. Гуманитарные науки учат извлекать из них информацию. Далее необходимо эту информацию интерпретировать, т.е. раскрыть ее содержание, смысл. Интерпретируемый материал всегда истолковывается по-разному, что служит основой множественности интерпретаций. (Хочется заметить, что это одна из причин, почему в США постоянно делают римейки фильмов. Римейк наполняет его новым и актуальным содержанием, интерпретирует сюжет с современных позиций, находит аспекты, интересующие новое поколение зрителей). Л.А. Микешина рассматривает интерпретацию как одну из «фундаментальных операций познавательной деятельности субъекта, общенаучный метод с правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания» [6, с. 98]. Как метод научного познания метод интерпретации используется не только в гуманитарных, но и в естественно-математических науках. Однако, как замечает Л.А. Микешина «всегда возможно предложить новые смыслы, «перспективы» и способы «разместить феномены по определенным категориям», т. е. не только тексты, но сама действительность открыта для бесконечных интерпретаций, а «разумное мышление есть интерпретирование по схеме, от которой мы не можем освободиться» [6, с. 418]. Гуманитарное мышление позволяет освободиться от этой схемы и увидеть непривычные стороны предметов и явлений.

Таким образом, обучая работе с текстами, у учащихся формируются такие компетентности как умение извлекать информацию, умение ее интерпретировать, понять, придать извлеченной информации личностный смысл. Умение работать с текстом лежит в основе формирования информационной грамотности и в целом информационной культуры учащихся. Однако исследования свидетельствуют о низком уровне информационной культуры выпускников общеобразовательных школ. Учащиеся оказываются не только беспомощными в решении информационных задач, но не осознают своего уровня грамотности в осуществлении самостоятельной работы с информацией, не представляют необходимости и ценности специальных знаний и умений в области информационного обслуживания [7].

Именно умение работать с текстом, информацией лежит в основе способов интенсивного самостоятельного приобретения знаний, развития интеллектуального потенциала личности. И в этом заложен технологический аспект гуманитарных знаний. Гуманитарные методы познания могут быть использованы при изучении и познании естественно-математических наук. На наш взгляд, проблема состоит, главным образом, в том, что изучение гуманитарных предметов построено по принципу изучения предметов естественнонаучного цикла и не выполняет свою функцию. Следовательно, решение проблемы гуманитаризации следует искать, главным образом, не в том, что изучать, а в том, как изучать.

Гуманитарность можно рассматривать как системообразующий компонент образования, так как все в большей степени обучение выступает не просто как процесс усвоения определенного объема знаний, а как процесс самостоятельного получения новых знаний. Как отмечал Г.П. Щедровицкий «научно-техническая революция ... поставила … задачу синтеза в инженерии технических, естественных и социально-гуманитарных знаний, а вместе с тем и этих наук. Дальнейшее развитие всех этих областей, и в первую очередь самой инженерии, без ориентации на гуманитарные науки, на мой взгляд, просто невозможно. Но синтез такого рода сегодня упирается, как мне кажется, в неадекватность самих гуманитарных знаний» [8, с. 439].

Необходимо отметить еще и то, что в настоящее время наиболее перспективной является научная деятельность в условиях междисциплинарности, которая ведет к пересмотру вопроса о границах возможного использования различных исследовательских методов, что позволяет существенно расширить арсенал используемых средств.

Таким образом, гуманитарное мышление, гуманитарные технологии определяют особый подход к изучению объектов, дают новые способы понимания, интерпретации знаний, формируют новое мышление, новое сознание. Технологический подход к гуманитарным знаниям дал основание Б.Г. Юдину сделать вывод о том, что гуманитарное знание все чаще направлено не сколько для объяснения, «сколько на изменение реальности» [9, с. 109]. Или говоря другими словами, гуманитаризация выступает как особая технология познания, дающая возможность выйти за пределы известного, увидеть новые грани привычного и решить проблему нестандартным способом.

Список использованных источников

  1.  Юдин, Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям / Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 3. – С. 129–138.
  2.  Горшенёв, А.Н. Гуманитарное образование / А.Н. Горшенёв, В.Г. Панов [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Гуманитарное образование. Дата доступа: 27 11.2012.
  3.  Василенко, И. Человек в информационном обществе / И. Василенко // Наш современник. – 2004. – № 5. – С. 201–208.
  4.  Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [Электронный ресурс] // http://www.archipelag.ru/authors/foucault/?library=2491. Дата доступа: 15.10.2012.
  5.  Бабосов, Е.М. Теоретико-методологическое обоснование повышения эффективности процесса формирования инновационного потенциала личности учащегося / Е.М. Бабосов // Веснік адукацыі – 2012. – № 6. – С. 3–9.
  6.  Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МСПИ: Флинта, 2005. – 464 с.
  7.  Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И Колкова, И.ЛСкилор; под ред Н.И. Гендиной. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.; Чудинова, В.П. Ребенок. Книга. Компьютер / В.П. Чудинова // Читающий ребенок в современной информационной среде: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Ярославль, 2002.
  8.  Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. – М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.
  9.  Юдин, Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям / Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 4. – С. 104–110.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32984. ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 20.88 KB
  ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В СОЦ.ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Понимание психологическое состояние верное восприятие или интерпретация к. В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как result смыслового восприятия речевого сообщения. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук.
32985. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 18.97 KB
  В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика теория самоорганизации изучающая поведение открытых неравновесных систем. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.
32986. ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ) 18.2 KB
  ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ Ф. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деятти задача философии науки – гуманизация науки и преодоление разрыва м у ее гуманитарными и естественнонаучными областями 2. Философия науки – связующее звено способное обеспечить единое научное понимание мира и...
32987. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ (Т.КУН. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ) 14.44 KB
  Развитие науки процесс поочередной смены 2х периодов: 1 нормальная наука безраздельно господствует парадигма 2 научная революция : распад парадигмы конкуренция м у альтернативными парадигмами победа одной из них переход к новому периоду нормальной науки . Свва парадигмы: 1 принята научным сообщвом как основа для дальнейшей работы; 2 содержит переменные вопросы т. Переход одной парадигмы к др. 2 Период нормальной науки : начинается с признания парадигмы формулируются и широко применяются самые многообразные и...
32988. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 23.48 KB
  Макс Планк – старое поколение ученых не приживается к новым идеям однако они отходят от науки и умирают. компонентов науки. Есть микрореволюции – в рамках той или иной науки физика биология экология; глобальные революции появление науки религии. философии проблема роста развития знания является центральной в философии науки.
32989. Общественное сознание и его структура 17.1 KB
  Конец формы Общественное сознание и его структура. Если сознание есть во многом продут социальный есть порождение общественных отношений то что такое общественные отношения общественное сознание Какова их структура Механизм работы И здесь наблюдаются определенные отличия индивидуального сознания и общественного сознания. Вопервых индивидуальное сознание имеет границы жизни обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может охватывать жизнь множества поколений.
32990. Структура общественного сознания и его основные формы 15.45 KB
  Обыденное и теоретическое сознание.Общественное сознание – это совокупность идей взглядов и оценок свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.Индивидуальное сознание – это совокупность идей взглядов чувств свойственных конкретному человеку.ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей но не является их простой суммой.
32991. Философия истории 29.45 KB
  заключается ли он в самой ткани исторического события или он следствие нашей позднейшей его интерпретации Имеет ли история направление Кто является творцом истории Как возможно историческое событие Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том что если историю интересует причины определенных конкретных событий то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом. в таких работах как “Экономическофилософские рукописи 1844 года†“Святое семействНемецкая идеология†а в...
32992. Марксистская концепция общественного развития 22.24 KB
  Подобно Гегелю марксисты рассматривают мировую историю как единый закономерный процесс а исторический материализм призван изучать наиболее общие законы развития человеческого общества. Естественно что вначале эти идеи выступали как гипотезы а затем по мере развития социальной науки сами основоположники и их последователи в первую очередь советские обществоведы превратили ее в хорошо структурированную и аргументированную социальную теорию. В своем основном труде Капитал Маркс осуществил детальный анализ капиталистического общества...