70358

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ВУЗА

Научная статья

Педагогика и дидактика

Статья посвящена вопросам формирования и развития у студентов высшей профессиональной школы информационной компетентности определяемой в качестве базового компонента информационной культуры личности. В данной взаимосвязи представляется педагогически целесообразным научное обоснование...

Русский

2014-10-19

60.5 KB

4 чел.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ВУЗА

В.Л. Лозицкий,

Полесский государственный университет, Пинск

Статья посвящена вопросам формирования и развития у студентов высшей профессиональной школы информационной компетентности, определяемой в качестве базового компонента информационной культуры личности. Автором обосновываются положения, учет которых в педагогической практике будет способствовать реализации эффективной методики системного применения информационно-коммуникационных технологий и достижению целей вузовского образования.

Article is devoted to questions of formation and development in students of the higher vocational school of the information competence defined as a basic component of information culture. The author the provisions which account in student teaching will promote realization of an effective technique of system application of information and communication technologies and achievement of the objectives of high school education locate.

В рамках реализации положений стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь и национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы [1; 2], принятых Советом Министров Республики Беларусь, в качестве одной из ведущих целей определены существенное повышение качества образования и обеспечение его доступности за счет внедрения новых образовательных технологий. В данной взаимосвязи представляется педагогически целесообразным научное обоснование использования положений теории алгоритмизации обучения и управления учебно-познавательной деятельностью студентов с учетом проблематики формирования и развития их информационной компетентности как одной из ключевых в системе профессиональной подготовки специалиста – выпускника вуза.

Информационная культура является составной частью базисной культуры личности как системной характеристики, которая позволяет эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации и ее передаче, практическом использовании. Информационная культура сущностно включает в себя следующие компоненты: грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированная информационная ценностно-смысловая сфера (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитая информационная рефлексия; творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. Таким образом, в своем знаниево-деятельностном аспекте наличие информационной культуры предполагает владение определенными знаниями и умениями при использовании современных информационных технологий для решения познавательных, профессиональных и иных задач.

Следует отметить, что современной наукой накоплен определенный опыт в исследовании феномена информационной культуры личности и в этом аспекте – проблематики формирования информационной компетентности студентов высшей профессиональной школы. Это исследования В.П. Беспалько,  М.В. Богданова и Н.Б. Стрекаловой, Н.Г. Витковской, О.Л. Жук, О.Б. Зайцевой, А.Л. Семенова, О.Г. Смоляниновой, С.В. Тришиной, А.В. Хуторского [3–9]. Вместе с тем, целесообразно отметить, что и в науке и в педагогической практике в настоящее время остается объективно неразрешенным противоречие между необходимостью формирования у студентов вузов развитой информационной компетентности и неполной разработанностью педагогических условий, позволяющих сделать этот процесс наиболее эффективным.

Сравнительно-сопоставительный анализ существующих научных исследований позволяет делать вывод о наличии плюрализма мнений в понимании информационной компетентности. О.Г. Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «… универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание» [9, с. 12]. Данным автором информационная компетентность определяется в качестве основы информационной деятельности – главного вида деятельности в информационном обществе. В свою очередь С.В. Тришина трактует информационную компетентность как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [10, с. 38]. А.Л. Семенов определяет информационную компетентность как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств [8, с. 12]. О.Б. Зайцева характеризует информационную компетентность как «… сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [7, с. 8].

Общим для обозначенных подходов является определение в феномене информационной компетентности студентов неразрывной взаимосвязи со знаниево-деятельностной составляющей – знаниями и умениями работать с информацией на основе информационных педагогических технологий и решением повседневных учебно-познавательных задач с помощью компьютеров и электронных средств обучения (ЭСО). При этом информационную и коммуникативную компетентности студентов следует выделять в качестве наиболее значимых, так как они формируют социокультурную жизнь, служат основными средствами реализации межличностных отношений, что чрезвычайно важно в аспекте организации учебно-познавательной деятельности студентов по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, формирующих мировоззренческое начало.

Информационная компетентность студента – это его личностное образование, т. е. присвоенная система знаний, умений и навыков работы с информацией, а также способность и готовность осуществлять различные виды деятельности с применением этой системы. Исходя из этого, информационную компетентность студентов представляется целесообразным рассматривать как совокупность двух составляющих – информационной грамотности и информационного поведения. Первая составляющая определяется наличием у учащихся соответствующих компетенций – знаний, умений и навыков применения средств информационных технологий для работы с информацией (поиск, хранение, обработка, передача). Вторая составляющая – совокупность действий и деятельности обучаемых по использованию своей информационной грамотности в интересах решения учебных и прикладных задач в ходе осуществления учебно-познавательной деятельности при изучении социально-гуманитарных дисциплин. В результате этих действий и деятельности у студентов формируются личностные качества, ценностное отношение к информации, вырабатываются способы действий, способность и готовность адекватно реагировать на изменения, происходящие в информационном пространстве изучаемого предмета. Таким образом, в нашем понимании информационную компетентность студента в аспекте системного применения ЭСО и традиционных средств обучения целесообразно рассматривать не только как уровень знаний, умений и навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве знаниевой области, но и как значимый опыт в поиске, оценке, использовании и хранении информации, полученной с помощью компьютерных средств, как готовность к решению профессиональных учебных и практических задач.

Информационную компетентность студента представляется целесообразным рассматривать структурно на следующих уровнях:

– мотивационно-целевой (наличие мотивации к достижению цели, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации);

– когнитивный (наличие совокупности общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества, а также знаний, составляющих информативную основу поисковой познавательной деятельности);

– операционно-деятельностный (деятельность по получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, а также практическом использовании);

– оценочно-рефлексивный (опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов, обеспечение готовности к поиску решения предъявляемых профессиональных задач).

Сформированность информационной компетентности студентов представляется необходимым дифференцировать по ряду уровней – начальному, достаточному, нормативному.

Начальный уровень характеризуется отсутствием у обучаемого мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, а также потребности и готовности в получении и расширении знаний в этой области; знания поверхностные, формальные и бессистемные. С учетом предметной специфики студенты на данном уровне способны к решению наиболее простых, знакомых задач по заданному алгоритму, составленному преподавателем.

В свою очередь достаточный  уровень определяется проявлением мотивации и интереса к овладению информационными технологиями;  наличием знаний компьютерных методов обработки информации и основных ЭСО, используемых  в процессе организации учебно-познавательной деятельности, умений работать с информационными объектами,  потребности и готовности в получении и расширении знаний в области изучения предметов социально-гуманитарной направленности. К данному уровню сформированности информационной компетентности относятся адекватная самооценка значимости своего участия в информационной деятельности и само ценностное отношение к информации.

Нормативный уровень сформированности информационной компетентности студентов характеризуется наличием умений организовать собственную информационную деятельность в предметной области и спланировать ее результат, применять ЭСО в учебно-познавательной деятельности при достижении продуктивных уровней усвоения, а также выработкой способов действий и деятельности для решения учебных задач практикоориентированного характера.

Для достижения продуктивных уровней развития информационной компетентности студента представляется целесообразным выделить следующие педагогические условия:

– обеспечение мотивации учащихся к усвоению содержания учебных предметов в рамках создания ориентировочной основы их деятельности и выбора индивидуальной образовательной траектории;

– реализация технологического подхода к формированию информационной компетентности учащихся;

– системное применение традиционных и электронных компонентов предметных учебно-методических комплексов в ходе организации учебно-познавательной деятельности студентов;

– целенаправленное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на всех этапах процесса формирования информационной компетентности дидактическими средствами, а также путем осуществления мониторинга ее результативности;

– наличие технико-технологической инфраструктуры (базы данных и информационные ресурсы; компьютерные средства; средства технического обслуживания, электронные средства обучения; технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации), позволяющей реализовывать дидактические функции традиционных и электронных компонентов предметных учебно-методических комплексов;

– наличие научно обоснованной системы критериев оценки уровней сформированности информационной компетентности учащихся;

– стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов по моделированию электронных компонентов предметных УМК с учетом научно-методических основ их создания и системного применения;

– применение инструментов познания, базирующихся на интеллекте обучаемого, а не на искусственном интеллекте компьютера (ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль над процессом учебно-познавательной деятельности лежит на учащемся, а не на компьютере).

Реализация  обозначенных нами педагогических условий развития информационной компетентности студентов должна осуществляться в рамках избираемых эффективных технологий обучения. При этом системное применение традиционных и электронных компонентов учебно-методических комплексов в данном аспекте следует рассматривать как законосообразную педагогическую деятельность преподавателя, осуществляющего научно обоснованную организацию дидактического процесса и обладающую более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных технологиях обучения студентов.

Список использованных источников

1. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года: Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.08.2010 № 1174 // Национальный правовой портал Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001174.

2. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2011 г., № 384 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 38. – 5/33546.

3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 352 с.

4. Богданов, М.В. Информационная среда вуза как фактор формирования информационно-коммуникационной компетентности / М.В. Богданов, М.В. Богданов, Н.Б. Стрекалова // Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2007. – № 3. – C. 33–35.

5. Витковская, Н.Г. Информационная компетентность студента вуза : теория и практика формирования / Н.Г. Витковская. – Тольятти : Изд-во Волжского ун-та, 2005. – 135 с.

6. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов : компетентностный  подход / О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 336 с.

7. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Б. Зайцева ; Брянск. гос. пед. ин-т. – Брянск, 2002. – 19 с.

8. Семенов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семенов. – М. : Изд-во МИПКРО, 2000. – 126 с.

9. Смолянинова, О.Г. Компетентностный подход в системе высшего образования / О.Г. Смолянинова, О.А. Савельева, Е.В. Достовалова. – Красноярск : Изд-во Сибирск. федеральн. ун-та, 2008. – 80 с.

10. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. – 2005. – № 9. – С. 38–47.  // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. – Дата доступа : 18.07.2011.

11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.

Дата поступления статьи в редакцию:

04.02.2013 г.

Лозицкий В.Л.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44507. Ми сауыты негізінің сыртқы беткейі 16.56 KB
  Шүйде сүйегі-os occipitale, ми саутының артқы қапталында орн. сыртқа беті-дөңестеу, ішкі беті-ойыстау келген тақ сүйек. Шүйде сүйектің артқы жағында ми сауытын омыртқа өзекшесімен жалғастырушы шүйделік үлкен тесік-foramen magnum, бүйір қапталында сигма тәрізді қойнаудың жүлгесі-sulcus sinus sigmoideus, орналасқан.
44508. Ми сауыты негізінің ішкі беткейі, тесіктері, маңызы 16.32 KB
  Түрік ершігінің бүйір бөлігінде-нервтік өрім жүлгесі-sulcus coroticus, орн. алд немесе мұрын қуысына қараған бетінде-сына сүйек қырқасы-crista sphenoidalis, ол кеңсірік сүйегінің қанатымен-ala vomeris, беттесіп кеңсірік-ілмектік өзекшені-canalis vomeroorastralis, құрайды. Сына сүйек қойнауы-sinus sphenoidalis
44509. Биотехнические системы 5.73 MB
  Биотехнические системы – особый класс больших систем, в которых биологические и технические элементы связаны в едином контуре управления, причем роль управляющего звена в них могут играть как технические, так и биологические звенья. Создание таких систем является сложной задачей, использующей целый арсенал отдельных приемов, методов и подходов
44510. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1.58 MB
  Общество выступает как система разнообразных общественных связей и общественных отношений. Общество — это сложнейшая, естественным путем сложившаяся социальная система, которая, в свою очередь, состоит из социальных сообществ.
44511. Биотехнологические основы приготовления хлеба 1.22 MB
  В учебном пособии представлены основные положения биотехнологии хлебопекарного производства, рассмотрены свойства нишевых веществ зерна, описаны разнообразные типы брожения и микроорганизмы, их вызывающие, приведены практические разработки и теоретическое обоснование применения различных заквасок для переработки ржаной и пшеничной муки, биотехнологические методы интенсификации процесса приготовления теста и улучшения качества готовых изделий.
44512. ПОДАТОК НА ПРИБУТОК ПІДПРИЄМСТВ 89.65 KB
  Доходи звітного періоду: їх склад та порядок визнання. Витрати звітного періоду: їх склад та порядок визнання. Основні засоби: класифікація, порядок та методи нарахування амортизації. Ставки податку на прибуток. Звільнення від сплати податку на прибуток в Україні...
44513. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 99.21 KB
  Cформировать у студентов знание о мониторинге окружающей среды; о природных условиях и ресурсах; о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; о качестве окружающей среды; о качестве жизни; о роли экологической экспертизы и сертификации в реализации прав граждан на благоприятную среду
44514. Синхронные машины общего назначения 522.35 KB
  Синхронные машины общего назначения выпускают в виде ряда серий. Каждая серия включает в себя машины в определенном диапазоне мощностей и частот вращения, их выполняют на несколько нормализованных внешних диаметров статора, которые определяют габарит машины.
44515. Теория управления. Модели менеджмента 364.01 KB
  Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.