70358

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ВУЗА

Научная статья

Педагогика и дидактика

Статья посвящена вопросам формирования и развития у студентов высшей профессиональной школы информационной компетентности определяемой в качестве базового компонента информационной культуры личности. В данной взаимосвязи представляется педагогически целесообразным научное обоснование...

Русский

2014-10-19

60.5 KB

6 чел.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ВУЗА

В.Л. Лозицкий,

Полесский государственный университет, Пинск

Статья посвящена вопросам формирования и развития у студентов высшей профессиональной школы информационной компетентности, определяемой в качестве базового компонента информационной культуры личности. Автором обосновываются положения, учет которых в педагогической практике будет способствовать реализации эффективной методики системного применения информационно-коммуникационных технологий и достижению целей вузовского образования.

Article is devoted to questions of formation and development in students of the higher vocational school of the information competence defined as a basic component of information culture. The author the provisions which account in student teaching will promote realization of an effective technique of system application of information and communication technologies and achievement of the objectives of high school education locate.

В рамках реализации положений стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь и национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы [1; 2], принятых Советом Министров Республики Беларусь, в качестве одной из ведущих целей определены существенное повышение качества образования и обеспечение его доступности за счет внедрения новых образовательных технологий. В данной взаимосвязи представляется педагогически целесообразным научное обоснование использования положений теории алгоритмизации обучения и управления учебно-познавательной деятельностью студентов с учетом проблематики формирования и развития их информационной компетентности как одной из ключевых в системе профессиональной подготовки специалиста – выпускника вуза.

Информационная культура является составной частью базисной культуры личности как системной характеристики, которая позволяет эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации и ее передаче, практическом использовании. Информационная культура сущностно включает в себя следующие компоненты: грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированная информационная ценностно-смысловая сфера (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитая информационная рефлексия; творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. Таким образом, в своем знаниево-деятельностном аспекте наличие информационной культуры предполагает владение определенными знаниями и умениями при использовании современных информационных технологий для решения познавательных, профессиональных и иных задач.

Следует отметить, что современной наукой накоплен определенный опыт в исследовании феномена информационной культуры личности и в этом аспекте – проблематики формирования информационной компетентности студентов высшей профессиональной школы. Это исследования В.П. Беспалько,  М.В. Богданова и Н.Б. Стрекаловой, Н.Г. Витковской, О.Л. Жук, О.Б. Зайцевой, А.Л. Семенова, О.Г. Смоляниновой, С.В. Тришиной, А.В. Хуторского [3–9]. Вместе с тем, целесообразно отметить, что и в науке и в педагогической практике в настоящее время остается объективно неразрешенным противоречие между необходимостью формирования у студентов вузов развитой информационной компетентности и неполной разработанностью педагогических условий, позволяющих сделать этот процесс наиболее эффективным.

Сравнительно-сопоставительный анализ существующих научных исследований позволяет делать вывод о наличии плюрализма мнений в понимании информационной компетентности. О.Г. Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «… универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание» [9, с. 12]. Данным автором информационная компетентность определяется в качестве основы информационной деятельности – главного вида деятельности в информационном обществе. В свою очередь С.В. Тришина трактует информационную компетентность как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [10, с. 38]. А.Л. Семенов определяет информационную компетентность как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств [8, с. 12]. О.Б. Зайцева характеризует информационную компетентность как «… сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [7, с. 8].

Общим для обозначенных подходов является определение в феномене информационной компетентности студентов неразрывной взаимосвязи со знаниево-деятельностной составляющей – знаниями и умениями работать с информацией на основе информационных педагогических технологий и решением повседневных учебно-познавательных задач с помощью компьютеров и электронных средств обучения (ЭСО). При этом информационную и коммуникативную компетентности студентов следует выделять в качестве наиболее значимых, так как они формируют социокультурную жизнь, служат основными средствами реализации межличностных отношений, что чрезвычайно важно в аспекте организации учебно-познавательной деятельности студентов по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, формирующих мировоззренческое начало.

Информационная компетентность студента – это его личностное образование, т. е. присвоенная система знаний, умений и навыков работы с информацией, а также способность и готовность осуществлять различные виды деятельности с применением этой системы. Исходя из этого, информационную компетентность студентов представляется целесообразным рассматривать как совокупность двух составляющих – информационной грамотности и информационного поведения. Первая составляющая определяется наличием у учащихся соответствующих компетенций – знаний, умений и навыков применения средств информационных технологий для работы с информацией (поиск, хранение, обработка, передача). Вторая составляющая – совокупность действий и деятельности обучаемых по использованию своей информационной грамотности в интересах решения учебных и прикладных задач в ходе осуществления учебно-познавательной деятельности при изучении социально-гуманитарных дисциплин. В результате этих действий и деятельности у студентов формируются личностные качества, ценностное отношение к информации, вырабатываются способы действий, способность и готовность адекватно реагировать на изменения, происходящие в информационном пространстве изучаемого предмета. Таким образом, в нашем понимании информационную компетентность студента в аспекте системного применения ЭСО и традиционных средств обучения целесообразно рассматривать не только как уровень знаний, умений и навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве знаниевой области, но и как значимый опыт в поиске, оценке, использовании и хранении информации, полученной с помощью компьютерных средств, как готовность к решению профессиональных учебных и практических задач.

Информационную компетентность студента представляется целесообразным рассматривать структурно на следующих уровнях:

– мотивационно-целевой (наличие мотивации к достижению цели, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации);

– когнитивный (наличие совокупности общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества, а также знаний, составляющих информативную основу поисковой познавательной деятельности);

– операционно-деятельностный (деятельность по получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, а также практическом использовании);

– оценочно-рефлексивный (опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов, обеспечение готовности к поиску решения предъявляемых профессиональных задач).

Сформированность информационной компетентности студентов представляется необходимым дифференцировать по ряду уровней – начальному, достаточному, нормативному.

Начальный уровень характеризуется отсутствием у обучаемого мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, а также потребности и готовности в получении и расширении знаний в этой области; знания поверхностные, формальные и бессистемные. С учетом предметной специфики студенты на данном уровне способны к решению наиболее простых, знакомых задач по заданному алгоритму, составленному преподавателем.

В свою очередь достаточный  уровень определяется проявлением мотивации и интереса к овладению информационными технологиями;  наличием знаний компьютерных методов обработки информации и основных ЭСО, используемых  в процессе организации учебно-познавательной деятельности, умений работать с информационными объектами,  потребности и готовности в получении и расширении знаний в области изучения предметов социально-гуманитарной направленности. К данному уровню сформированности информационной компетентности относятся адекватная самооценка значимости своего участия в информационной деятельности и само ценностное отношение к информации.

Нормативный уровень сформированности информационной компетентности студентов характеризуется наличием умений организовать собственную информационную деятельность в предметной области и спланировать ее результат, применять ЭСО в учебно-познавательной деятельности при достижении продуктивных уровней усвоения, а также выработкой способов действий и деятельности для решения учебных задач практикоориентированного характера.

Для достижения продуктивных уровней развития информационной компетентности студента представляется целесообразным выделить следующие педагогические условия:

– обеспечение мотивации учащихся к усвоению содержания учебных предметов в рамках создания ориентировочной основы их деятельности и выбора индивидуальной образовательной траектории;

– реализация технологического подхода к формированию информационной компетентности учащихся;

– системное применение традиционных и электронных компонентов предметных учебно-методических комплексов в ходе организации учебно-познавательной деятельности студентов;

– целенаправленное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на всех этапах процесса формирования информационной компетентности дидактическими средствами, а также путем осуществления мониторинга ее результативности;

– наличие технико-технологической инфраструктуры (базы данных и информационные ресурсы; компьютерные средства; средства технического обслуживания, электронные средства обучения; технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации), позволяющей реализовывать дидактические функции традиционных и электронных компонентов предметных учебно-методических комплексов;

– наличие научно обоснованной системы критериев оценки уровней сформированности информационной компетентности учащихся;

– стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов по моделированию электронных компонентов предметных УМК с учетом научно-методических основ их создания и системного применения;

– применение инструментов познания, базирующихся на интеллекте обучаемого, а не на искусственном интеллекте компьютера (ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль над процессом учебно-познавательной деятельности лежит на учащемся, а не на компьютере).

Реализация  обозначенных нами педагогических условий развития информационной компетентности студентов должна осуществляться в рамках избираемых эффективных технологий обучения. При этом системное применение традиционных и электронных компонентов учебно-методических комплексов в данном аспекте следует рассматривать как законосообразную педагогическую деятельность преподавателя, осуществляющего научно обоснованную организацию дидактического процесса и обладающую более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных технологиях обучения студентов.

Список использованных источников

1. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года: Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.08.2010 № 1174 // Национальный правовой портал Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001174.

2. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2011 г., № 384 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 38. – 5/33546.

3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 352 с.

4. Богданов, М.В. Информационная среда вуза как фактор формирования информационно-коммуникационной компетентности / М.В. Богданов, М.В. Богданов, Н.Б. Стрекалова // Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2007. – № 3. – C. 33–35.

5. Витковская, Н.Г. Информационная компетентность студента вуза : теория и практика формирования / Н.Г. Витковская. – Тольятти : Изд-во Волжского ун-та, 2005. – 135 с.

6. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов : компетентностный  подход / О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 336 с.

7. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Б. Зайцева ; Брянск. гос. пед. ин-т. – Брянск, 2002. – 19 с.

8. Семенов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семенов. – М. : Изд-во МИПКРО, 2000. – 126 с.

9. Смолянинова, О.Г. Компетентностный подход в системе высшего образования / О.Г. Смолянинова, О.А. Савельева, Е.В. Достовалова. – Красноярск : Изд-во Сибирск. федеральн. ун-та, 2008. – 80 с.

10. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. – 2005. – № 9. – С. 38–47.  // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. – Дата доступа : 18.07.2011.

11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.

Дата поступления статьи в редакцию:

04.02.2013 г.

Лозицкий В.Л.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48221. ОРГАНІЗАЦІЯ ТА ПЛАНУВАННЯ ВИРОБНИЦТВА 667.5 KB
  Системи договірних відносин на оптовому ринку електроенергії. У загальному розумінні поняття енергетичний ринок можна трактувати як місце зустрічі продавця енергії та її покупця. Таким чином енергетичний ринок у широкому розумінні містить таких учасників ринку як підприємства видобувачі паливноенергетичних ресурсів організації що переробляють ці ресурси постачальники кінцевої енергії споживачі енергії а також підприємства що виготовляють товари та надають послуги які забезпечують процес виробництва енергії наприклад основні фонди...
48222. Технічна механіка 8.62 MB
  Технічна механіка є фундаментальною загальнотехнічною дисципліною, невід’ємною складовою системи підготовки інженерно-технічних працівників. Під час вивчення курсу студенти оволодівають знаннями законів рівноваги та руху матеріальних тіл, методів розрахунку елементів конструкцій, машин та споруд на міцність, жорсткість, стійкість, основами проектування деталей, вузлів машин. Знання дисципліни необхідні спеціалістам, які повинні організовувати належну експлуатацію й обслуговування сучасної залізничної техніки, удосконалювати її конструкцію та технології застосування.
48223. ТЕРМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ ВОД 81.5 KB
  Установки термического обезвреживания минерализованных сточных вод должны соответствовать следующим основным требованиям: I обеспечивать снижение концентрации вредных веществ в очищаемой воде до значений меньших ПДК; 2 иметь незначительную чувствительность к составу стоков; 3 обеспечивать надежность и экономичность в работе; 4. Концентрирование сточных вод Многокорпусные выпарные установки. На практике используют однокорпусные и многокорпусные выпарные установки включающие аппараты с естественной и принудительной циркуляцией. Наибольшее...
48224. Основні підходи до визначення поняття парламентаризму 56 KB
  : Поняття П = відображає з одно боку місце парламенту в мехзмі поділу влади і в цьому значенні наближене до політичного режиму а з іншого принципи устрою парламенту. влади: У вузькому розумінні: оргція і функціонування органу законодавчої влади що хться верховенством парламенту наявністю в нього виключних прерогатив і повноважень Журавський В. влади з особливою активною 1998 роллю парламенту. влади з вагомою і значною роллю парламенту передбаченими Кцією можливостями його активного впливу на сусп.
48225. Бізнес план виноробного заводу «INKERMAN International» 135 KB
  Щорічно вина Inkerman виграють тендер Міністерства закордонних справ України, присутні на заходах державного рівня — поставляються до закордонних представництв і посольств України, подаються на всіх офіційних дипломатичних прийомах.
48226. Теорія та методика обраного виду спорту 155 KB
  До таких показників ставляться: час рухової реакції час виконання одиночного руху величина й характер зусиль що розвивають дані про біоелектричну активність м'язів частота скорочень серця частота подиху вентиляція легенів серцевий викид споживання кисню швидкість нагромадження й кількість лактата в крові. При визначенні ступеня специфічності вправ потрібно орієнтуватися не тільки на зовнішню форму рухів але й на характер їхньої координаційної структури особливості функціонування м'язів вегетативні реакції. До вправ загального...
48227. Релігієзнавство. Курс лекцій 486 KB
  Це зумовлено тією роллю яку відіграє релігія в житті сучасного суспільства та окремої людини впливом релігії на політику культуру тощо. Інтерес до закономірностей розвитку релігії її історії інших проблем пов'язаних з взаємовідносинами церкви і держави міжконфесійними стосунками постійно зростає. Таким чином слід наголосити що об'єкт і предмет релігієзнавства співпадають: це закономірності становлення та розвитку релігії її роль у житті суспільства та індивіда. До структури релігієзнавства насамперед входять такі науки:  Філософія...
48228. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ МЕТРОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВИТРАТОВИМІРЮВАННЯ 3.65 MB
  ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ МЕТРОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВИТРАТОВИМІРЮВАННЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ Для студентів спеціальності Метрологія та інформаційновимірювальна техніка Рекомендовано методичною радою університету ІваноФранківськ 2011 ІваноФранківський національний технічний університет нафти і газу С. Лекційне заняття №3 Класифікація засобів відтворення і вимірювання одиниць обєму та обємної витрати газу. Газова промисловість України як окрема галузь паливноенергетичного напряму економіки держави складає сьогодні чи не...
48229. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 542.5 KB
  Фокина ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Курс лекций для студентов специальности Менеджмент организации ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Теория организации: Курс лекций для студ. Менеджмент организации.В курсе лекций рассмотрены основные вопросы теории организации предусмотренные образовательным стандартом а также некоторые новые проблемы и точки роста.