7036

Производство по административно-правовым жалобам и спорам

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема 8. Производство по административно-правовым жалобам и спорам Основные вопросы: Общая характеристика производства по административно-правовым жалобам и спорам. Стадии производства по административно-правовым жалобам. Принципы производст...

Русский

2013-01-12

109.5 KB

66 чел.

Тема 8. Производство по административно-правовым жалобам и спорам

Основные вопросы:

1. Общая характеристика производства по административно-правовым жалобам и спорам.

2. Стадии производства по административно-правовым жалобам.

3. Принципы производства по административно-правовым жалобам.

 

Литература:

Основная:

1. Федеральный закон  от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 19. - Ст. 2060.

2. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1  «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 9. - Ст. 1011; 2008. - № 24. - Ст.2789.

3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 9. – Ст. 1011; 2006. - № 43. - Ст. 4411; 2008. - № 24. - Ст. 2788.

 

1. Общая характеристика производства по административно-правовым жалобам и спорам

Производство по жалобе и спорам как факультативное производство проводится в рамках административной юрисдикции, которая проявляется (как и судебная юрисдикция или административная юстиция) в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами (должностными лицами) спорных вопросов применения материально-правовых норм, в правовой оценке поведения участников административно-правовых споров, а также в применении в необходимых случаях к виновным при негативной оценке  их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения. Административная жалоба разрешается, как правило, во внесудебном порядке. В своем состязательном (спорном) выражении производство по административной жалобе может осуществляться и судебном порядке.

Производство по жалобам также как и в производстве по предложениям и заявлениям граждан опирается на  конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Граждане имеют право обращаться в суд, к администрациям государственных предприятий, учреждений, в общественные организации, к руководителям коммерческих структур. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 22.апреля 2004 № 213-О по своему конституционно-правовому смыслу жалоба предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

Основными задачами производства по жалобам являются: своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств каждой жалобы, разрешение её в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших нарушениям, воспитание граждан, служащих государственных и общественных организаций в духе строгого соблюдения законов, укрепления законности.

Важно понять, что цели, преследуемые жалобой, существенно отличны от целей, достигаемых за счет иных видов обращений — предложений и заявлений граждан. Поскольку для каждой формы обращений характерны отличные свойства, а также порядок их рассмотрения.

В статье 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» четко прописано, что если предложение —это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, а заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. То жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Кроме того, важно отметить, что предложения и заявления граждан направляются орган исполнительной власти, местного самоуправления,  должностному лицу в пределах сферы государственного управления т.е. непосредственно исполнителю, — жалобы граждан разрешаются как в административном так и судебном порядке. При этом имеются в виду «административно-правовые жалобы», отличаются от жалоб на решения или приговоры судебных органов. Административная жалоба может быть также подана в Администрацию Президента, Правительства Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека, Общественную Палату, правозащитные или иные общественные организации.

С учетом сложившихся в научной и учебной литературе взглядов на классификацию всех видов жалоб выделяются два основных типа —
а)
административные, направленные субъектам публичной исполнительной власти и рассматриваемые во внесудебном — административном порядке и
б)
судебные, которые направляются в суд и рассматриваются в порядке гражданского, арбитражного, административного или конституционного судопроизводства.

Административная и судебная жалобы различаются не только адресатом, но и порядком рассмотрения. 

Судебная жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебная жалоба юридического лица, связанная с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственна Арбитражному суду.

Следует оговориться, что вопросы, связанные с жалобами граждан в соответствии с КоАП РФ, иным законодательством на принятое решение должностным лицом органа публичной власти будут рассмотрены позднее в теме «Стадии производства по делам об административных правонарушениях» и они не являются предметом подробного рассмотрения в данной лекции.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что административная жалоба подается субъекту административной власти и рассматривается в соответствии с нормами административного права, по результатам его рассмотрения принимается административный акт или дается ответ. Необходимо также  отметить, что административная жалоба может быть подана в суд. Например, в Судебный департамент на неправильные действия работников суда в соответствии с приказом от 20 декабря 2006 г. № 141 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Административные жалобы можно условно поделить на общие и специальные.

Производство по рассмотрению общей административные жалобы регламентировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В статье 1 Закона четко закреплено, что право на обращение в органы государственной и муниципальной власти предоставлено не только гражданину России, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В особых случаях, когда нарушаются права граждан, предусмотрен специальный порядок рассмотрения административной жалобы. Статья 1 упомянутого Федеральный закона определяет, что установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а также международным договором Российской Федерации. Специальный порядок обращения предусмотрен Налоговым, Таможенным, Трудовым кодексами, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. 10 июня 2006 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. 30 декабря 2008 г.) «О государственной гражданской службе» и др. законодательством.

Законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Российской Федерации могут устанавливать нормы, определяющие право на защиту интересов граждан.

Законодательство, регулирующее производство по рассмотрению жалоб, включает в себя три вида правовых актов.

К первому виду относятся законодательные акты в соответствии с которыми жалобы подаются в общем порядке. Например, Федеральный закон  от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.».

Ко второму виду относятся законы, регламентирующие специальный порядок подачи жалобы, например, государственный служащий может подать жалобу о нарушении его прав в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. 30 декабря 2008 г.) «О государственной гражданской службе» и от 28 марта 1998 г. (в ред. 25 декабря 2008 г.) «О воинской обязанности и военной службе» и др.

К третьему виду относятся ведомственные нормативные правовые акты, принятые в последние годы и регулирующие порядок рассмотрения всех трех форм обращений — предложений, заявлений и жалоб граждан. К ним, например, как и в случаях подачи предложений и заявлений относятся: порядок обращения граждан в Администрацию Президента Российской Федерации, приказы от 20 декабря 2006 г. № 141 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», от 17 декабря 2007 г. № 200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», Федеральной службы охраны Российской Федерации от 26 сентября 2007 г. № 450 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в федеральных органах государственной охраны», Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 21 «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности», приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» и др.

Обжалованы, как уже отмечалось, могут быть любые действия или бездействия должностных лиц государственных или муниципальных органов, администрации организаций, которые можно расценить как незаконные. Гражданин не ограничен в своем праве свободно подать жалобу по любому значимому для него поводу.

Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и нецелесообразные, антисоциальные действия должностных лиц, ущемляющие интересы не только заинтересованной стороны, но и иных лиц,  также они могут обжаловать индивидуальные административные акты, незаконные с их точки зрения нормативные акты.

В соответствии с действующим законодательством гражданин, объединение граждан или юридическое лицо могут подавать жалобы лично или через законных представителей, используя Интернет или средства массовой информации, иные средства связи. Жалобы могут быть письменными и устными.

Заинтересованные лица могут подавать жалобу несколько раз в один или разные государственные или муниципальные органы и др. Однако следует знать, что в ст. 11 Федерального закона  от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено — «В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается, и если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Закон предусматривает и другие основания оставления без ответа жалобы граждан, иных лиц, если они содержат оскорбительные выражения, угрозы и т.п.

Специальные жалобы имеют свои особенности: наличие специальных норм; специальные основания для обжалования (например, приказ руководителя); специальные сроки подачи жалобы и т.д.

В случаях установленных законом, например, Федеральными законами от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. 30 декабря 2008 г.) «О государственной гражданской службе», Налоговым кодексом и др. правовыми актами подача и рассмотрение специальных административных жалоб является обязательным условием для последующей подачи такой же жалобы в суд, если гражданин не согласен с решением по административной жалобе.

Важная роль в защите прав граждан отводится Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, который рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. Он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Необходимо отметить, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации  не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Немаловажное значение, как в административном процессе, так и административном производстве по жалобе имеет основание и порядок рассмотрения административных споров. Они как уже ранее говорилось, как правило, проходят в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства, реже, в общем — в соответствии с Федеральным закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Стадии производства по административным жалобам

Как уже отмечалось Федеральным законом  от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирован общий порядок подачи и рассмотрения жалобы, а также требования, предъявляемые к оформлению жалобы.

Упомянутый закон  регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Определенный данным нормативным правовым актом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, кроме того, указанный закон распространяет установленный порядок рассмотрения обращений граждан на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

- принятие и обработка жалобы;

- рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;

- обжалование вынесенного решения;

- исполнение решения, вынесенного по жалобе.

Первая стадия — принятие и обработка жалобы. Эта стадия  состоит из трех этапов:

- подача и  регистрация письменного или устного обращения;

- проверка основных требований к содержанию и полноте документов и оснований жалобы;

- принимается решение о подведомственности жалобы, какой орган или должностное лицо будет ее рассматривать.

Жалоба подается физическими или юридическими  лицами в органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса. Гражданин вправе самостоятельно определить орган, в который он обращается. В случае письменного обращения она может быть направлена по почте или лично передано гражданином в канцелярию или приемную того органа, в который он обращается. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации, а также должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях и заявлениях, обязаны направить их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая при этом заявителей.

Закон содержит требования к письменному обращению. Например, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Вместе с тем необходимо отметить, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 упомянутого закона.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Следует также отметить, что законодательство запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если в соответствии с запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Вторая стадия — рассмотрение (проверка) жалобы, которая состоит из трех этапов: а) изучение и анализ всех имеющихся документов, а в случае необходимости запрос дополнительной информации; б) проверка информации; в) принятие решения.

Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

В соответствие с законом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Указанные субъекты запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих жалобу, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для ее рассмотрения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

В соответствии с действующим законодательством орган государственного или местного самоуправления, их должностные лица:

-  обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

-  запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

-  принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

-  представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

-  знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

-  получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

-  обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-  обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель тех , кто подписывал жалобу, либо любой из них.

В обычном порядке жалоба рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением случаев, когда характер предложения требует дополнительного изучения или истребования дополнительных документов, при таких обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона РФ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» руководитель органа исполнительной власти или местного самоуправления вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней. Об этом решении обязательно сообщается лицу, внесшему предложение. Жалоба, не требующая дополнительной проверки и изучения, рассматривается безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Ответ на жалобу подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Решение по жалобе в кратчайшие сроки высылается заявителю

По жалобам граждан должны приниматься обоснованные решения. Закон обязывает суды, органы исполнительной власти или местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений. О решениях, принятых по жалобам граждан, должно быть сообщено гражданам в письменной или устной форме, а в случаях их отклонения указываются мотивы отказа.

Решение по жалобе может быть следующим:

- об удовлетворении жалобы;

- об отказе в удовлетворении.

3. Стадия пересмотра принятого решения по жалобе.

Эта стадия факультативная и осуществляется, если заявитель не удовлетворен результатами рассмотрения и принятым решением по административной жалобе. В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявитель имеет право на обжалование принятого по обращению решения. Обжалование может быть осуществлено в административном или судебном порядке. Административный порядок подразумевает обращение с жалобой в вышестоящий по подчиненности орган государственной власти или направление жалобы в надзирающее ведомство, чаще всего в органы прокуратуры, Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека, которые осуществляют в широком плане надзор за законностью деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Жалобы, направленные в суд, рассматриваются, как уже отмечалось в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, а направленные государственным или муниципальным органам в общем порядке упомянутого федерального законодательства.

4. Стадия по исполнению принятого решения.

Сущность этой стадии заключается в том, что орган (должностное лицо), который принял решение, обязан обеспечить своевременное и правильное исполнение решения по делу. Органы исполнительной власти, местного самоуправления или должностное лицо, рассматривая жалобу, обязаны принять исчерпывающие меры, которые направлены на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Постановление по жалобе обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Специфика (особенности) административного производства по жалобам граждан состоит в том, что:

- меры по устранению допущенных нарушений могут приниматься органами государственной и муниципальной власти еще до принятия специального решения по жалобе;

- исполнение решений по жалобам граждан специальными нормами не регулируется. Оно производится по общим правилам исполнительной деятельности, которую осуществляют субъекты публичной администрации.

3. Принципы производства по административно-правовым жалобам.

Уполномоченные государственные органы и должностные лица должны осуществлять производство по жалобам в соответствии с правовыми принципами. Как известно, принципы – это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений. Естественно, что большинство из них закреплено Конституцией страны. Вместе с тем, если говорить о принципах института права граждан на обжалование, то они имеют свою специфику. Итак, основными принципами производства по жалобам являются:

- принцип законности. Он закреплён в Конституции Российской Федерации (статья 15), его сущность состоит в том, что применение норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Законность - это, прежде всего: а) наличие закона, как основной правовой формы института обжалования. Правительственные, ведомственные и локальные акты правового регулирования должны строго соответствовать закону и проводить в жизнь требования закона. Законодательство должно быть средством легализации права государством во имя интересов общества и граждан, выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех классов и социальных групп, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность; б демократический характер закона и всех предписаний, на нём основанных, которые должны способствовать обеспечению прав и свобод личности, её законных интересов; в) обеспечение государством строгого соблюдения и применения закона, предписаний, на нём основанных, всеми субъектами института. Законность предполагает охрану прав и законных интересов субъектов. В целях охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан установлена судебная защита, посредством которой незаконные действия, в частности должностных лиц могут обжаловаться. Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции закреплено в законе Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 июля 1993 года (в редакции закона от 14 декабря 1995 года). Специальные жалобы в арбитражные суды могут подаваться в соответствии со статьей 4 АПК РФ. С жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждане могут обращаться в Конституционный Суд согласно статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятого 21 июля 1994 года ( в ред. от 5 апреля 2005 года).

Кроме судебного существует административный порядок обжалования  неправомерных действии (решений) государственных органов исполнительной власти. Общая административная жалоба регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года в редакции от 4 марта 1980 года и от 2 февраля 1988 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Право на специальную административную жалобу закреплено в статье 23 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров, статье 30.1 КоАП РФ, статье 46 ТК РФ.

- принцип объективности (материальной истины) является общим принципом юридического познания и означает всестороннее, объективное исследование всех обстоятельств дела.

Принцип объективности представляет собой обязанность государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалобы, всесторонне и глубоко исследовать все обстоятельства дела. В случае необходимости субъект управленческой деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры в целях объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.

Для реализации данного принципа одних деклараций явно недостаточно. Этим и объясняются предложения ряда авторов о необходимости законодательного закрепления различного рода гарантий, обеспечивающих достижение истины по делу, к примеру, институты обжалования и опротестования внесенных решений, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса и другие. Данный принцип зиждется на конституционном общеотраслевом принципе равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело.  Статья   19  Конституции  России закрепляет равенство всех перед законом и судом, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и религии, убеждении, принадлежности к общественным объединениям;

- принцип равенства сторон - равный правовой статус сторон, как участников правовых отношений, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, национальности, пола и т.п. Также данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в этом нуждается, и одновременно предлагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны надлежащим образом использовали представленные им права и обязанности в целях достижения охраняемых законом интересов;

- принцип обеспечения охраны прав субъектов прямо вытекает из Конституционных норм. Так, согласно статье 45 Конституции России, государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Это правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ч.2 ст. 45 Конституции). Имеются разнообразные способы самозащиты: обжалование действий должностных лиц; защита гражданами с помощью оружия жизни, здоровья, собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости; обращение в средства массовой информации; использование различных правозащитных организаций и общественных объединений, в частности профсоюзных и других.

Российская Конституция гарантирует судебный способ защиты прав (ст. 46), а также предоставляет право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. З ст. 46). Жалоба может быть подана гражданином после отказа ему во всех судебных инстанциях РФ в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Конституция гарантирует не только восстановление нарушенных прав и обеспечение их реализации, но и возмещение материального и морального вреда, причинённого человеку. Статья 53 Конституции России закрепляет, что "каждый имеет право на возмещение государственного вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или должностных лиц";

- принцип гласности выводится из ст. 123 Основного Закона России, в которой предусмотрено открытое разбирательство дел во всех судах. Данный принцип, согласно статье 24.3 КоАП РФ, заключается в публичности процесса, его доступности гражданам. Все заинтересованные субъекты вправе знакомиться с материалами дела, документами, с решениями органов исполнительной власти по вопросам, входящим в их компетенцию;

- осуществление процесса на национальном языке - принцип, явствующий из статьи 68 Конституции, где записано, что государственным языком на территории России является русский язык, наряду с этим республики вправе устанавливать свои государственные языки. Статья 26 Конституции России предоставляет право каждому пользоваться родным языком. Следовательно, производство по рассмотрению жалобы может вестись на русском языке или на языке республики в составе Федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности, но лицо, не владеющее языком, на котором ведётся процесс, вправе давать пояснения, заявлять ходатайства, запросы и т.п. на своём родном языке, а также пользоваться услугами переводчика;

- принцип быстроты (оперативности, экономичности, эффективности) деятельности проявляется в установлении правовыми нормами сжатых сроков, определяющих прохождение дел. Решения по обращениям граждан принимаются органами власти города, должностными лицами, а по их поручению государственными и муниципальными служащими в срок до одного месяца со дня их поступления и регистрации. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно в сокращенные сроки, не позднее 15 дней;

- принцип двухступенности означает правило, в соответствии с которым субъекты института обжалования могут в принципе обжаловать любой акт (действие) должностного лица (органа исполнительной власти). Жаловаться субъект вправе в вертикальном порядке, то есть в вышестоящий орган исполнительной власти; в горизонтальном порядке - в соответствующий судебный орган пли в иной другой орган. Согласно ч.1 ст.30.1 КоАП РФ стороны могут обжаловать любое первичное действие органа или должностного лица.

- принцип ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение административно-процессуальной деятельности и за принятый акт (решение, постановление и т.п.). Так, согласно статье 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в ред. 2 февраля 1988 года) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", статьи 33 Закона города Москвы от 18 июня 1997 года № 25 "Об обращениях граждан" за нарушение установленного вышеназванными актами порядка рассмотрения обращении граждан; неправомерный отказ в их приёме, затягивание сроков рассмотрения обращений; их необъективное разбирательство; принятие необоснованных, нарушающих законодательство Российской Федерации и её субъектов решений; предоставление недостоверной информации; разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут дисциплинарную ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Подобные деяния, причинившие ущерб, влекут гражданско-правовую ответственность, а существенный вред – уголовную ответственность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63156. Я розкажу про Україну 22.62 KB
  У якій природній зоні найбільше лісів Лісова зона Яка природна зона більш розорана Зона степів Яка зона є перехідною між лісом і степом Зона лісостепу Яку територію охоплює зона субтропіків...