70361

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Н.Н. ФЕДОСЕЕВА

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Правовой статус ЭАР закрепляется обычным административным регламентом утверждаемым нормативным правовым актом соответствующего уровня. О государственной автоматизированной системе РФ Выборы ЭАР состоят во-первых из автоматизированных с применением единой информационно-программной...

Русский

2014-10-19

43.66 KB

9 чел.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ

СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Н.Н. ФЕДОСЕЕВА

Федосеева Н.Н., старший преподаватель кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России, юрисконсульт.

В статье рассматривается одно из важнейших направлений современной административной реформы Российского государства - разработка и внедрение в деятельность органов власти административных регламентов на бумажном носителе и в электронной форме, подробно описывающих каждую процедуру и процесс, выполняемые государственными служащими.

Одним из главных направлений административной реформы, проводимой в современном Российском государстве, является разработка и внедрение в деятельность государственных органов административных регламентов с целью улучшения административного регулирования исполнения государственных функций.

Необходимость появления такого института административного права стала особенно очевидной после реформы исполнительной власти 2004 г., когда была введена трехчленная структура федеральных органов - министерства, агентства и службы <1>. Уже в 2004 г. Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" предписывал осуществлять разработку должностных регламентов государственных гражданских служащих на основе административных регламентов, однако само понятие "административный регламент" в Законе не было сформулировано, не определенно было и понятие "регламентация" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Велетминский И. Регламент для реформы // Государство и право. 2007. N 6. С. 23.

<2> См.: Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 18.

В проекте Закона "Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в РФ" под административным регламентом понимается система требований к административным процессам, к составляющим их действиям и решениям, их последовательности. Содержание административных регламентов определяется отношениями и сферой управления, которые регламент призван систематизировать.

В России активная работа по внедрению административных регламентов начала проводиться в рамках Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2010 гг. <3>. В целях реализации данной Концепции Правительство РФ 11 ноября 2005 г. приняло Постановление "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" <4>, устанавливающее требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).

--------------------------------

<3> См.: распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О концепции административной реформы в РФ на 2006 - 2010 годы".

<4> Собрание законодательства РФ. 2005. N 47. Ст. 4933.

В настоящее время многие федеральные органы исполнительной власти разработали и приняли соответствующие административные регламенты, описывающие порядок выполнения определенных государственных функций <5>.

--------------------------------

<5> См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2006 г. N 362 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по предоставлению в установленном порядке информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях" // Российская газета. 2007. 12 января. N 4; Приказ Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2006 г. N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 41; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 3 июля 2006 г. N 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 39; Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 июля 2007 г. N 235 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Ведение государственного земельного кадастра" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 39; и др.

Как показывает практика, в связи с развитием информационных систем в российской действительности происходит активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему государственного управления и повседневную деятельность органов государственной власти. Многие исследователи отстаивают необходимость активного внедрения и использования электронных административных регламентов (далее - ЭАР), по которым чиновники будут взаимодействовать между собой и гражданами в виртуальном пространстве <6>.

--------------------------------

<6> См.: Борисов С. Административная реформа в электронном формате // Российская газета. 2004. N 2.

Под электронным административным регламентом понимается электронная форма административного регламента (форма реализации административных регламентов с помощью информационно-коммуникационных технологий), используемая для выполнения, анализа и контроля управленческих действий и процедур, обеспечивающих принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения или оказание государственной услуги в электронной форме <7>.

--------------------------------

<7> См.: Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Государство и право. 2008. N 3. С. 10.

Правовой статус ЭАР закрепляется обычным административным регламентом, утверждаемым нормативным правовым актом соответствующего уровня. Например, использование ГАС "Выборы" регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г. "О государственной автоматизированной системе РФ "Выборы" ЭАР состоят, во-первых, из автоматизированных с применением единой информационно-программной базы регламентов отдельных деловых процессов (основных, вспомогательных и управленческих). Во-вторых, из электронных должностных регламентов, являющихся автоматизированными рабочими местами. В-третьих, из институциональных электронных регламентов, включающих информационную и нормативно-правовую базу, стандарты услуг и взаимодействий, порядок координации отдельных деловых процессов и подразделений ведомства, систем управления, модернизации и контроля этих процессов <8>. ЭАР деловых процессов представляют собой своды автоматизированных "решающих правил" (внутренних полномочий, маршрутов согласований, процедур и правил выполнения функций и их элементов). Их составной частью являются стандарты услуг и взаимодействий органов исполнительной власти с внешними клиентами (гражданами, бизнесом, другими институтами общества и государства) по каждой из установленных для этих органов функций. Эти стандарты "зашиты" в автоматизированные технологии и включают требования относительно времени исполнения транзакций, объема и качества государственных услуг, форматов входящих и исходящих документов, критериев принятия решений, определения положения клиентов в очереди и т.д. Перечни и стандарты взаимодействий и услуг основаны на законодательно установленных требованиях к исполнению функций органов исполнительной власти и фиксируют их внешние обязательства <9>.

--------------------------------

<8> См.: Клименко А.В. Электронные административные регламенты // Теория и практика государственного управления / Институт проблем государственного и муниципального управления. Государственный университет - Высшая школа экономики. Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М.: Эпифания, 2004.

<9> См.: Яковлева Е.А. Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия Российского государства: Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. М.: РГБ, 2006.

Электронные должностные регламенты представляют собой реализованные в виде программных продуктов алгоритмы исполнения должностных обязанностей. Они включают критерии принятия решений, определяют уровень полномочий и ответственности, должностные требования. Должностные регламенты должны разрабатываться на основе ЭАР и являться их элементами. Должностные регламенты позволяют создать "аттестационные истории" отдельных служащих, включающие регулярные индикаторы результатов работы, исполнения документов. Так же как и в случае с регламентами деловых процессов, должностные регламенты могут охватывать далеко не все категории должностей. Однако нужно стремиться к более полной регламентации, поскольку наличие персонифицированной ответственности позволяет построить систему оплаты по результатам, повысить объективность процедуры аттестации, не говоря уже о том, что электронные должностные регламенты являются инструментом повышения производительности управленческого труда.

Поскольку исполнение отдельных функций может обеспечиваться рядом деловых процессов и подразделений органа исполнительной власти, необходима их координация на основе институционального регламента. Институциональный регламент обеспечивает деятельность органа исполнительной власти как целостной организации, способствует уменьшению внутренних транзакционных издержек. Институциональный регламент призван установить правила внутриведомственных взаимодействий, полномочия, соподчиненность подразделений, задать язык внутриведомственного и межведомственного общения (стандарты внутренних и внешних информационных потоков). Элементом институционального регламента служит система управления деловыми процессами и их изменениями, контроля их исполнения. Кроме того, институциональный регламент включает информационные базы (правовую, статистической отчетности, систему оперативной оценки исполнения обязанностей и отдельных поручений и др.).

Комплексное внедрение регламентов в электронной форме позволит отслеживать и фиксировать решения органа власти и отдельных служащих, персонифицировать ответственность за неисполнение процедур, накапливать информацию по отдельным деловым процессам в целях их контроля и дальнейшей оптимизации. ЭАР позволят в автоматическом режиме реализовать процедуры принятия регулярных решений, обеспечить постоянный вертикальный контроль в пределах установленной компетенции, осуществить текущий мониторинг деятельности органа власти, его подразделений и служащих.

То есть электронный административный регламент является не просто копией административного регламента, представленной в электронной форме. Если административный регламент представляет собой алгоритм исполнения органом административной власти возложенных на него полномочий, то электронный административный регламент является автоматизированной информационной системой, реализующей этот алгоритм на основе программных средств и информационных технологий. Причем принципиально важным является то, что, после того как порядок действий пользователя этой системы, набор необходимых данных для формирования внутренних и выходных документов, маршрут документооборота и прочее зафиксированы в программном коде, изменить их в процессе реализации правоприменительной деятельность невозможно - это не позволяет должностным лицам уклониться от исполнения требований законодательства <10>.

--------------------------------

<10> См.: Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Автоматизированная информационная система как источник права // Информационное право. 2008. N 2. С. 24.

Однако, несмотря на то что внедрение ЭАР является одним из приоритетов в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия", используются лишь отдельные элементы ЭАР в виде внешних сервисов, внутреннего электронного документооборота, частичной автоматизации рабочих процессов. Как правило, эти элементы недостаточно согласованы между собой. Практически ни в одном органе исполнительной власти не было комплексного внедрения информационно-коммуникационных технологий на основе оптимизированных деловых процессов. Отдельные деловые процессы внутри ведомств автоматизируются зачастую на разных платформах и в разных режимах. Это в значительной степени обесценивает вложения в компьютерную технику и телекоммуникационные сети <11>.

--------------------------------

<11> См.: Клименко А.В. Указ. соч.

Необходимо отметить то, что формирование института регламента в РФ осуществляется на основе учета и заимствования зарубежного опыта. Хотя прямого аналога термина "административный регламент" в других странах не существует, многие государства рассматривают вопросы упорядочения и формализации процедур взаимодействия и оказания государственных услуг в совокупности с их четкой регламентацией как один из основных элементов создания эффективного государства. Например, термин "administrative regulations" в практике госорганов США скорее носит характер описания правил взаимодействия внутри ведомства и ведомства с его клиентами, напоминая по своему содержанию российский административный регламент. В Великобритании такая система носит название "стандарты работы с гражданами". Она включает определение для государственных служащих показателей работы с населением. Во Франции в соответствии с Законом о регулировании государственной службы от 12 апреля 2000 г. каждому государственному учреждению определены их обязательства по отношению к гражданам в соответствующих документах в электронном формате.

Административные регламенты должны содержать информацию, необходимую и достаточную как для получателя государственной услуги гражданином или организацией, так и для исполнения государственных функций или предоставляемой государственной услуги должностными лицами органа исполнительной власти. Для гражданина принятие административных регламентов должно обеспечить упрощение указанной процедуры, повысить открытость и прозрачность деятельности государственных служащих и органов.

Главным итогом применения административных регламентов должны стать: сокращение сроков предоставления гражданам и организациям государственных услуг; уменьшение количества документов, подаваемых гражданином для получения услуги; установление исчерпывающего и четкого перечня оснований для отказа в предоставлении услуги; четкая регламентация процессов, включенных в административную процедуру; широкое использование современных информационных и коммуникационных технологий; создание механизмов досудебного обжалования решений, действия и бездействия работников органов исполнительной власти, участвующих в оказании государственной услуги; повышение персональной ответственности должностных лиц за соблюдение административных процедур <12>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Т.Я. Хабриевой "Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2006, N 11.

<12> См.: Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // СПС "Гарант".

В научной литературе давно обсуждается идея введения ЭАР как перспективная <13>. Однако только в последнее время учеными и практическими работниками стало заостряться внимание на проблемах, связанных с использованием ЭАР. Например, Р.В. Амелин и С.Е. Чаннов <14> подчеркивают, что ЭАР является не просто копией административного регламента, представленной в электронной форме. Если административный регламент представляет собой алгоритм исполнения органом власти возложенных на него полномочий, то ЭАР является автоматизированной информационной системой, реализующей этот алгоритм на основе программных средств и ИТ. Причем принципиально важным является то, что, после того как порядок действия пользователя этой системы (государственного или муниципального служащего), набор необходимых данных для формирования внутренних и выходных документов, маршрут документооборота (порядок прохождения, согласования и утверждения решений) и пр. зафиксированы в программном коде, изменить их в процессе реализации правоприменительной деятельности практически невозможно.

--------------------------------

<13> См., например: Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. N 5. С. 14 - 21; Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 29 - 35; Яшин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 18 - 29; Нарышкин С.Е., Хабриева Т.А. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. N 11. С. 3 - 14; Устинович Е.С., Барбашин Е.А. Информационная компетентность государственных служащих как фактор оптимизации административных процессов // Информационное право. 2008. N 2. С. 3 - 5; Поварова Е.А. Проблемы "управления" информацией в государственных органах исполнительной власти // Информационное право. 2008. N 2. С. 33 - 34; и др.

<14> См.: Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 23 - 27.

С одной стороны, это обстоятельство может рассматриваться как несомненно положительное, так как оно уменьшает объем дискреционных полномочий соответствующих должностных лиц, не позволяя им уклониться от исполнения требований действующего законодательства, что способствует понижению уровня коррупциогенности в государственном и муниципальном управлении <15>. Однако здесь следует вспомнить, что всякая государственная деятельность невозможна без определенного пространства свободного усмотрения должностных лиц <16>. А ЭАР эту свободу принятия решений сводят к минимуму, так как в регламенте не могут (и не должны) быть прописаны все многочисленные детали сложного процесса принятия управленческого решения <17>. В частности, в ЭАР не содержатся технические требования к формату хранения данных, к структуре базы данных и т.д. В процессе создания ЭАР их разработчики (как правило, не имеющие юридического образования и незнакомые со всеми тонкостями законодательства) вынуждены самостоятельно принимать множество решений. Полученная в результате система может содержать неочевидные, проявляющиеся в весьма специфических случаях, расхождения с регламентом, который автоматизируется. Между тем, когда в системе ЭАР обнаруживаются ошибки, они неизбежно ведут к нарушению прав и законных интересов граждан. Р.В. Амелин и С.Е. Чаннов приводят в пример ситуацию, описную Д. Горелишвили <18>.

--------------------------------

<15> См. подробнее: Наумов С.Ю. Методика оценки и анализ законов на коррупциогенность // Вестник Приволжского фонда по реализации антикоррупционных программ и программ экономической безопасности. 2007. N 1.

<16> См.: Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупционность // Журнал российского права. 2005. N 2.

<17> С точки зрения степени формализуемости государственные процессы и регламенты могут быть классифицированы на 4 категории: 1. Рутинные и хорошо структурированные стандартные процессы. Они характеризуются высокой степенью повторяемости и формализованности (например, выдача паспорта). Некоторые из них могут быть полностью автоматизированы, и участие в них человека сведено к минимуму. 2. Индивидуализированные процессы. Они соответствуют ситуациям, для которых характерна определенная исключительность. Например, заключение брака ранее официально разрешенного возраста. Такие процессы требуют гораздо большего интерактивного взаимодействия с пользователями (гражданами) и большего внимания со стороны ответственных государственных служащих. 3. Переговорные процессы. Эти процессы характеризуются высокой степенью информационного обмена между вовлеченными сторонами (гражданами, государственными служащими, ведомствами), позиции которых на вопрос, проблему могут различаться. Для этих процессов характерен сложный, глубокий анализ обстоятельств и интерпретация результатов. Примерами являются процессы предоставления гражданства или выдача разрешения на строительство здания. 4. Слабо структурированные процессы. Примерами таких процессов являются процесс выработки законов и другие демократические процедуры. Категоризация на четыре базовых типа государственных процессов демонстрирует, что далеко не всегда можно разработать полные модели процессов и потоков работ (workflow) (особенно это касается последних трех типов процессов). Для слабо структурированных процессов в большей степени важны такие технологии, как технологии коллективной работы, технологии управления знаниями, технологии поиска информации и т.д.

<18> Гражданин, занимавший жилую площадь в течение 15 лет на законных основаниях, но без оформления соответствующих документов, добился судебного решения о признании за ним права на занимаемую площадь. Однако процедура исполнения указанного судебного решения натолкнулась на следующее препятствие: внести в ЭАР (предназначенный для регистрации соответствующих жилищных прав) данные не удалось, поскольку компьютер, сверив вносимые данные, "пришел к выводу", что человеку не может быть предоставлено жилое помещение, которое уже занято. То, что это жилое помещение занято самим этим человеком, для компьютера не имеет значения. См.: Горелишвили Д. Три проблемы одного окна // URL: http://www.hro.org/ngo/2004/11/window.php.

При наличии в ЭАР серьезных ошибок в работе возникает серьезная правовая проблема. Она связана с тем, что четко определенных механизмов отказа от ЭАР не существует, даже если ошибка установлена. Дело состоит в том, что в отличие от административного регламента, который является нормативным документом, в отношении которого существует проработанная система его принятия, утверждения, изменения и отмены, ЭАР такого статуса не имеет. Поэтому если в работе ЭАР будут выявлены ошибки, то необходимо отменять нормативный акт, утвердивший данный ЭАР, и заменять его новым.

Данный способ, на взгляд Р.В. Амелина и С.Е. Чаннова, характеризуется несколькими серьезными недостатками. 1. Низкое качество законодательства в области регулирования правового режима ЭАР, поскольку нормативные акты в данной сфере принимаются различными органами при отсутствии единой системы, единых требований и единой юридической технологии. При этом, как показывает практика, низкое качество нормативной базы по внедрению автоматизированной информационной системы или даже ее полное отсутствие не является препятствием для ее внедрения <19>. 2. Разрыв между реальным состоянием ЭАР и определяющим его режим нормативным актом, так как последний может не в полной мере отражать все особенности ЭАР. 3. Усложненная процедура оспаривания <20>. 4. Отсутствие эффективных механизмов общественного контроля за процессом реализации государственных полномочий с использованием ЭАР (при том, что обеспечение такого контроля является одной их главных целей административной реформы вообще и разработки административных регламентов в частности). Дело в том, что анализ нормативных правовых актов, утверждающих административный регламент, должностные регламенты и правовой режим системы, автоматизирующей эти регламенты и процессы, не позволяет сделать вывод о том, что система полностью соответствует этим регламентам, корректно работает и не нарушает ничьих прав и законных интересов. Причина в том, что сама система, ее проектная документация и исходный код не являются открытыми, а следовательно, не могут быть проанализированы общественностью и заинтересованными лицами. Важнейший механизм обеспечения надлежащего качества правового регулирования - открытость законодательства - при этом не работает <21>. Затруднено также доказывание случаев нарушения законных прав и интересов вследствие некорректной работы программы.

--------------------------------

<19> Яркий пример такого рода - система ЕГАИС, предназначенная для декларирования производства и оборота спиртосодержащей продукции, благодаря которой, по мнению некоторых аналитиков, в июне 2006 г. "прилавки магазинов быстро очистились от спиртного". Разработчикам данной системы вообще не было выдано техническое задание. См. подробнее: Протасов П. Разобраться без бутылки: спиртное на прилавки вернулось, а осадочек остался // Компьютерра. 2006. N 35; Парфентьева И. ЕГАИС разберут на модули, если налоговики не заплатят разработчику системы // Коммерсантъ. 2007. N 16 (3736).

<20> В принципе при обнаружении существенных ошибок в работе ЭАР суд может вынести решение о признании сопровождающего его нормативного акта недействующим. Однако добиться такого решения будет достаточно сложно, если противоречия действующему законодательству имеются в самом ЭАР, но отсутствуют в регулирующем его нормативном акте, так как у суда в таком случае не будет формальных оснований для признания недействительности данного акта.

<21> В связи с этим авторы предлагают распространить принцип открытости законодательства на исходный код, проектную документацию и другие составляющие ЭАР.

Как способ избежать всех отмеченных проблем можно предложить ввести обязательное тестирование в государственных органах вводимых ЭАР с целью выявления возможных недочетов и ошибок в работе.

Также существуют проблемы в понимании сущности административных регламентов и регламентации в целом. Так, в отличие от понимания объекта регламентации в США и ФРГ, в Российской Федерации под объектом регламентации понимают в большей степени не взаимодействия, структуры и ответственности структур и отдельных лиц, а административные процедуры, т.е. в целом для российской практики предлагается большая степень детализации регламента <22>.

--------------------------------

<22> См.: Старилов О. О сущности и новой системе административного права // Государство и право. 2000. N 5.

Другая группа проблем, выявленных при разработке административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления услуг), связана именно с требованиями к детальному описанию отдельных действий служащих. В качестве оснований для критики такого уровня детализации используется тезис о высоком качестве описания и регламентации административных процедур, однако все это не дает возможности установления ответственности при реализации административных процедур.

Еще одной проблемой разработки административных регламентов исполнения государственных функций является обозначение, кто выполняет каждое действие. Действительно, если указывается должность, то регламент получается излишне жестким. Так как административные регламенты исполнения государственных функций утверждаются федеральным органом исполнительной власти в виде нормативного правового акта, то любое изменение должности в процессе потребует соответствующего изменения регламента, что нерационально и ограничивает процедуры оптимизации. Поэтому при работе над проектами административных регламентов целесообразно использовать так называемые роли, что предполагает выделение устойчивых наборов работ и обозначения ответственности за них. Так, например, можно выделить роль "ответственный за корреспонденцию", "ответственный за выбор исполнителя", "ответственный за утверждение документа" и т.д. Очевидно, что в большом количестве случаев это будет специалист отдела, начальник отдела, руководитель структурного подразделения или органа, однако целесообразно устанавливать такое соответствие в дальнейшем <23>.

--------------------------------

<23> См.: Яцкин А.В. Указ. соч. С. 21 - 23.

Следующая проблема тесно связана с разработкой регламентов, требующих межведомственного взаимодействия, причем на различных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном). Следует предусмотреть и закрепить необходимость разработки единого регламента в ситуации, когда процесс предоставления услуги носит межведомственный характер, особенно в случае взаимодействия федеральных органов власти, находящихся в ведении разных министерств, а также при взаимодействии федеральных и региональных органов исполнительной власти. Недопустимо, когда регламентации подвергается только небольшая часть единого процесса, оптимизация проводится частично, только в рамках одного органа, а при этом для получения результата заявитель должен зачастую пройти по цепочке из нескольких органов и организаций <24>.

--------------------------------

<24> См.: Там же. С. 24.

Применение электронных форм представления и исполнения регламентов может дать колоссальные конкурентные преимущества и привести к резкому повышению эффективности деятельности государств. Россия в силу объективных причин отстает как по темпам, так и по уровню электронизации от стран с развитой экономикой. Проблема и в том, что в отличие от административного регламента, который является нормативным документом и в отношении которого существует проработанная процедура его принятия, утверждения, изменения и отмены, электронный административный регламент в области государственного и муниципального управления такого статуса не имеет. Наблюдается низкое качество законодательства в области регулирования правового режима использования государственных и муниципальных автоматизированных информационных систем, которые представлены в виде электронных административных регламентов, поскольку нормативные акты в этой области принимаются различными органами при отсутствии единой системы, единых требований и единой юридической технологии.

Обобщая проблемы, возникающие при реализации административных регламентов и ЭАР в РФ, следует отметить, что эффективное и качественное решение данных проблем возможно лишь с учетом и заимствованием положительного опыта зарубежных государств. Ускорить формирование целостной системы регламентов в России как специфических инструментов регулирования деятельности органов исполнительной власти позволит скорейшее завершение разработки законопроектов как о стандартах государственных услуг, так и об административных регламентах и принятие соответствующих законов. В перспективе это даст возможность с большей степенью уверенности говорить о фактическом формировании подотрасли российского административного права - права административных регламентов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58902. Складнопідрядні речення з кількома підрядними 43 KB
  Мета: створити умови для ознайомлення із складнопідрядними реченнями з кількома підрядними; дати поняття про послідовну однорідну і неоднорідну підрядність; формувати вміння визначати вид підрядно сті; сприяти розвитку логічного мислення уваги...
58903. Оценка привлекательности новых сегментов смежной деятельности компании «Строймеханизация» и разработка стратегии конкурентоспособного выхода на них 836.5 KB
  Целью данного исследовательского проекта является создание диверсификационной стратегии развития компании «Строймеханизация» через поиск, изучение и оценку новых или смежных сегментов рынка, которые могли бы позволить Компании, оптимально используя имеющиеся административные
58904. ВИХОВНА ГОДИНА. СИМВОЛИ РІДНОЇ БАТЬКІВЩИНИ 199.5 KB
  Юнак Тризуб можна зустріти і на цеглинах підмурків Десятинної церкви у Києві і на плитах Успенської церкви у Володимир-Волинському що збудована в другій половині XI століття.
58905. Собори душ своїх бережіть, друзі 46.5 KB
  Мета уроку: допомогти учням осмислити роль і місце собору у долі людей; ствердити думку про те що собор у романі символ духовної краси людини її особистої причетності до історичного буття народу і людства в цілому; розкрити філософське значення роману...
58906. Поспішай творити добро 64 KB
  Обладнання: записи висловів видатних людей про добро приказок та приповідок учнівські твори та вірші картки із запитаннями для підсумкової розповіді. Тренінг Риси хорошої людини; технологія Мікрофон Народний золотослів про добро вислови видатних людей про добро і доброту;...
58907. Знайомство з собою. Година спілкування 86 KB
  Мета: познайомитись з учнями надати їм можливість поринути у власний внутрішній світ вчити бачити в оточуючих людях позитив формувати соціальну компетентність засобами ігрового спілкування. З чим ви згодні а з чим ні Чи цікаво вам побачити себе з іншого боку...
58908. Урок-гра. Гімнастика 50 KB
  Ходьба: звичайна підняти руки через сторони вгору вдих опустити руки видох 1хв Переходимо на крок Дихаємо як вітерок. руки на поясі. руки до плечей. руки перед грудьми зігнуті у ліктях.
58909. Дзвони Великодня 58.5 KB
  На дошці висить килим а на ньому образ Ісуса Христа українська хата піч писанки кошики паска іграшковий коник квіти. 1учень Ойвесна веснаднем красна Що ж ти весно принесла Весна Принесла я вам світле свято довгождане Воскресіння...