70368

Педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации спортсменов на выездных учебно-тренировочных сборах

Научная статья

Физкультура и спорт

В условиях выездных учебно-тренировочных сборов особенно при значительных отличиях природно-климатических условий организм спортсменов испытывает значительные физиологические нагрузки что может быть причиной дезадаптации и негативного воздействия на здоровье и результаты спортсменов.

Русский

2014-10-19

29.05 KB

1 чел.

Педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации спортсменов на выездных учебно-тренировочных сборах  

Хашем Ю. Хассан

докторант

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161

Аннотация.  В условиях выездных учебно-тренировочных сборов, особенно при значительных отличиях природно-климатических условий организм спортсменов испытывает значительные физиологические нагрузки, что может быть причиной дезадаптации и негативного воздействия на здоровье и результаты спортсменов. У обычных людей, при резкой смене природно-климатических условий, организм реагирует реакциями, носящими  приспособительный характер. Сдвиги физиологических механизмов носят адаптационный характер и способствуют развитию процессов саморегуляции. Однако, специфика деятельности спортсменов, при которой организм постоянно находится в экстремальных условиях, способствует тому, что под воздействием климатических факторов, существует риск нарушения нормальных процессов адаптации и физиологические реакции переходят в разряд предпатологических и патологических, предопределяя начало болезни. В связи с этим, необходимо педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации на выездных учебно-тренировочных сборах.

Ключевые слова. Физические нагрузки футболистов; напряжение функциональных систем организма спортсменов; акклиматизация футболистов; дозирование физических нагрузок.

HASHIM Y. HASSAN

Pedagogical rationale optimization exercise of professional footballers in acclimatization athletes on-site training camp

Abstract. In the visiting training camps, especially when significant differences between the climatic conditions of athletes experiencing significant physiological stress, which may be the cause of exclusion and negative impacts on health and the results of athletes. In ordinary people, with a sharp change of climatic conditions, the body reacts by reactions wearing adaptive nature. Changes physiological mechanisms are adaptive in nature and contribute to the development of self-control processes. However, the specifics of the athletes, in which the body is constantly under extreme conditions, contributes to the fact that due to climatic factors, there is a risk of a breach of normal processes of adaptation and physiological responses into being prepathological and pathological prejudice onset. In this connection, it is necessary to optimize pedagogical justification exercise of professional footballers in acclimation to exit the training camp.

Keywords. Physical activity players, voltage functional systems of athletes, footballers acclimatization; dosing exercise.

Актуальность. Специфика тренировочных циклов профессиональных спортсменов заключается в том, что в годичном цикле им приходится менять тренировочные базы и часто перемещаться в различные природно-климатические пояса. При этом при резкой смене климатических условий все функциональные системы организма могут испытывают напряжение и могут наблюдаться работы мозга, сердца, периферической нервной системы, обмена веществ. Особенно остро эти реакции проявляются в начале акклиматизации и могут приобретать острый клинический характер. При этом специфика нарушений определяется местом пребывания спортсмена [2, 3]. Физико-географическая среда действует на организм человека всей совокупностью сложных сочетаний метеорологических факторов, их непрерывной динамикой, изменениями погоды. Так в частности, в условиях холодного климата у игроков развивается комплекс нарушений высшей нервной деятельности, функции дыхания, кровообращения. Развитие этих симптомов обусловлено переохлаждением организма, дефицитом ультрафиолетового излучения, а также влиянием магнитных бурь, характерных для высоких широт.  В.П. Казначеева В жарких климатических поясах, характеризующихся высокой влажностью, где высокая температура воздуха и предельно высокая относительная влажность достигает 80 % перегревание тела может вызвать тепловой удар и водно-солевое изнурение.  

Климат горных местностей отличается пониженным атмосферным давлением, высокой инсоляцией, повышенной ионизацией. Уменьшение парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе вызывает гипервентиляцию лёгких и возрастание минутного объёма сердца; раздражение кроветворного аппарата приводит к увеличению числа эритроцитов и содержания гемоглобина в крови [1] .

Цель исследований: обоснование научных подходов к оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсменов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

Задачи исследований:

1. Изучить методологическую основу по теме исследования.

2. Разработать алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

3. Определить оптимальные методы тренировки, направленные на развитие определенных двигательных качеств в соответствии с величиной нагрузки.

4. В соответствии с разработанными алгоритмами и методами провести педагогический эксперимент для подтверждения их эффективности.

 

Обсуждение результатов исследования. Нами был разработан алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

Оптимизация учебно-тренировочного процесса осуществлялась путем избирательного воздействия в зонах относительной мощности на каждом этапе подготовки (рис. 1).

На каждом этапе подготовки мы делали акцент на поддержание специфических качеств. На подготовительном этапе - на развитие общей и  специальной выносливости, при этом преимущество отдавалось максимальной аэробной производительности, характеризующей работу на выносливость.

На основном этапе преимущество имела нагрузка аэробно-анаэробной направленности, способствующая развитию общей и специальной выносливости.

На соревновательном этапе преимущество имела нагрузка,

способствующая развитию скоростной выносливости и скорости.

Педагогический контроль

Исходное функциональное состояние футболиста (врачебный контроль)

Подготовительный (Нагрузка, направленная на аэробную производительность)

Этапы  подготовки в микроцикле

Тренировочная нагрузка

Основной (Нагрузка, направленная на  аэробно-анаэробную производительность)

Специальные физические упражнения

Соревновательный

(Нагрузка, направленная на  анаэробно-лактатную производительность)

Педагогические средства восстановления

Оптимизация методов тренировки

Рис. 1. Алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов

Нами были с учетом целей на каждом этапе тренировки определены оптимальные методы тренировки, направленные на развитие определенных двигательных качеств в соответствии с величиной нагрузки. В аэробно-компенсаторной зоне при низкой величине нагрузки оптимальным является непрерывный метод тренировки. В аэробной зоне при средней величине нагрузки в зависимости от поставленных задач - однократный, равномерный и повторный. В смешанной аэробно-анаэробной зоне при большой величине нагрузки - однократный, равномерный, переменный, интервальный. В анаэробно-лактатной зоне при высокой величине нагрузки и в зависимости от поставленных задач - повторно - интервальный и соревновательный. В анаэробно-алактатной зоне при максимальной величине нагрузки -  однократный, максимальный, повторный.

Такая последовательность дозирования нагрузки позволила оптимизировать тренировочный процесс и способствовала повышению адаптивных возможностей организма футболистов.

Для подтверждения эффективности разработанного нами алгоритма  были созданы две группы футболистов: контрольная и экспериментальная. Во всех группах игроки были схожи как по уровню физической подготовленности, так и по количественному составу. Формирование групп осуществлялось на основе результатов врачебного контроля и педагогического тестирования.

Результаты педагогического тестирования и динамика их изменений в ходе учебно-тренировочного процесса представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка уровня физической подготовленности 

Контрольные,

педагогические тесты

В начале УТС

В конце УТС

Экспериментальные группы.

М ± m, p<0,05

Контрольная группа

М ± m, p<0,05

Бег 800 м, мин

2,22±0,32

2,29±0,39

Бег 30 м, с

4, 8±0,25

5,1±0,25

Приседание (количество раз)

20 ± 0,15

18 ± 1,19

К окончанию учебно-тренировочных сборов в обеих группах произошло улучшение результатов, но уровень прироста оказался не одинаковым. В экспериментальной группе в беговых упражнениях и в упражнении «приседание с партнёром» уровень прироста результатов был максимальным, что указывало на приобретение спортсменами хорошей общей и скоростно-силовой выносливости. Надёжность теста подтверждена достаточной корреляционной зависимостью (r = 0,86, при p < 0,05) с уровнем специальной выносливости. Результаты тестирования позволили выявить индивидуальный уровень специальной выносливости. В дальнейшем тест служил не только в качестве контроля над развитием специфических качеств, но одновременно и средством тренировочной нагрузки анаэробного характера. К концу сбора преимущество в экспериментальной группе было очевидным, что подтверждалось не только тестами, но и результатами матчей.

 Выводы:

1. На предварительных этапах исследования было выявлено, что при  смене климатических условий ухудшается физическое состояние игроков команды, что приводит к снижению спортивных результатов, для решения данной проблемы были проведены исследования с целью оптимизации учебно-тренировочного процесса в условиях выездных учебно-тренировочных сборов.

2. В ходе исследований разработан алгоритм оптимизации учебно-тренировочного процесса футболистов в условиях выездных учебно-тренировочных сборов с учетом избирательности воздействия на организм спорсменов на различных этапах тренировки.

3. Были определены оптимальные методы тренировки, направленные на развитие определенных двигательных качеств в соответствии с величиной нагрузки и последовательностью ее дозирования.

4. Для подтверждения эффективности разработанного нами алгоритма  и методов тренировки была проведена опытно-экспериментальная работа, результаты которой показали, что  к окончанию учебно-тренировочных сборов в обеих группах произошло улучшение результатов, но уровень прироста положительной динамики был более высоким в экспериментальной группе.

Литература

  1.  Гакаме, Рауф Заурович. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет : диссертация ... кандидата биологических наук : 03.00.13 Краснодар, 1995. - 124 c.
  2.  Казначеев В.П. Адаптация человека (социальный и медико-биологический аспект). – Новосибирск, 1980. – С. 5-17.
  3.  Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. /Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974, C.3-13.
  4.  Московенко О. Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий): авторефера ….доктора пед. наук. – Москва, 2008. – 30 с.
  5.  Налчаджян  А.А.  Социально-психическая  адаптация  личности:  формы, механизмы и стратегии. – Ереван: Наука, 1988. – 246 с.
  6.  Солопов И.Н., Шамардин А.И., Шамардин А.А. Функциональная подготовка в спорте // Современные проблемы в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 185-194.
  7.  Шамардин А.А., Чёмов В.В., Солопов И.Н., Шамардин А.И. Проблема оптимизации восстановительных процессов при спортивной деятельности // Вопросы функциональной подготовки в спорте и физическом воспитании. – Волгоград, 2008. – С. 100-120.
  8.  Шестаков, М.П. Динамика показателей физической и технической подготовленности как основа управления тренировочным процессом в годичном цикле прыгунов в длину: автореф. дис. . канд. пед. наук / М.П. Шестаков. Омск, 1997. - 25 с.

Literature
1. Gakame Rauf Zaurovich. Functional status and physical development of players 9-22 years: the dissertation ... candidate biological sciences: 03.00.13 Krasnodar, 1995. - 124 c.
2. Treasurers VP Human adaptation (social, medical and biological aspects). - Novosibirsk, 1980. - S. 5-17.
3. Treasurers VP, VP Lozowy Some biomedical issues of human adaptation. / Medical-Biological Problems of adaptation of the population in the Far North. Novosibirsk, 1974, C.3-13.
4. Moskovenko O. Optimization of physical activity based on individual diagnosis adaptive state in dealing with physical education and sport (with the use of computer technology) .... avtorefera candidate ped. Science. - Moscow, 2008. - 30.
5. Nalchajyan AA Social and psychological adaptation of personality: forms, mechanisms and strategies. - Yerevan: Nauka, 1988. - 246 p.
6. Solopov IN, Shamardin AI Shamardin AA Functional training in sports / / Modern problems of physical culture, sport and healthy living. - Volgograd: Change, 2004. - S. 185-194.
7. Shamardin AA Chemov VV Solopov IN, Shamardin AI The problem of optimizing the recovery processes for sports activities / / Problems of functional training in sport and physical education. - Volgograd, 2008. - S. 100-120.
8. Shestakov, MP Dynamics of indicators of physical and technical preparedness as a base management training process in the annual cycle of long jumper: Author. dis. . Candidate. ped. Science / Seal Shestakov. Omsk, 1997. - 25 s.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53131. Федеративна Республіка Німеччина 70.5 KB
  Частина світу сторона світу країни карлики 25 держав колонізатори країни Західної Європи. Число Андрій Шевченко чудеса світу країни великий Велика сімка. Мотивація навчальної діяльності При знайомстві з регіоном Західної Європи ми з’ясували що країни цього регіону входять до числа розвинених країн світу а чотири з них – Німеччина Італія Франція Великобританія – члени Великої сімки. Інструктивна картка №1 Політологи фізико географи Загальні відомості про країну: назва; площа; форма правління; ...
53132. Свята в Німеччині та в Украіні 220.5 KB
  Guten Tag, liebe Kinder und liebe G?ste! Ich freue mich sehr, euch alle zu sehen und ich hoffe, dass ihr gute Zeit haben werdet. Feste und Br?uche spielen eine wichtige Rolle im Leben des Volkes. Und Deutsche haben Feiertage auch sehr gern. Der deutsche Dichter Joseph von Eichendorff hat?ber Feiertage ein Gedicht geschrieben...
53133. Leseverstehen. Das Märchen „Das Salz“ 52 KB
  Die dritte Tochter weinte und verließ ihren Vater. Aber bald sah man keine fröhlichen Menschen mehr. Brot ohne Salz, Fleisch ohne Salz, Gemüse ohne Salz -- das alles schmeckte den Menschen nicht. Sie hatten keinen Appetit mehr, sie wollten nicht mehr essen. Auch die Arbeit bereitete ihnen keine Freude mehr. Der König sah das alles. Das Essen schmeckte ihm auch nicht. Es gab kein Salz im Land mehr.
53135. Йоганн Вольфганг фон Гете – виразник ідей Просвітництва. Творчий і життєвий шлях письменника. Образ Фауста у літературі, музиці, малярстві 82.5 KB
  Liebe Freunde! Ich wünsche euch einen wunderschönen Guten Morgen und freue mich euch wiederzusehen. Wir werden heute über die Gestalt des Faust und den Unterstied dieser Gestalt im Werken von Goethe und Puschkin sprechen und wie diese Gestalt des Faust sich in der Musik und Malerei widergespiegelt hat.
53136. Гетьманщина наприкінці ХVІІ - у першій половині ХVІІІ ст 124.5 KB
  Підручники таблиця Іван Мазепа роздатковий матеріал. Мазепа біографія Дискусійний клуб Обери позицію: дати оцінку діяльності І. Мазепа історична постать неоднозначна таємничо загадкова і до цього часу. В літературних творах оспівано його образ...
53137. Гідросфера. Позакласний захід (КВК) з географії для 6 класу 40.5 KB
  ХІД ГРИ Ведучий: Сьогодні ми проводимо географічний КВК під час вивчення теми Гідросфера. Одиниця вимірювання солоності води проміле. На Дніпрі споруджено 6 великих водосховищ які створюють величезний запас води для більш посушливих південних і східних областей України. Значна кількість дніпровської води подається каналами і трубопроводами в південні і східні регіони України з постійним дефіцитом прісної води.
53138. РОЗРОБКА УРОКУ – ГРИ «СВИСТАТИ ВСІХ НАГОРУ!» (УЗАГАЛЬНЮЮЧИЙ УРОК З ГЕОГРАФІЇ У 7 КЛАСІ) 249 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Гідросфера»; вдосконалювати навички та вміння використовувати набуті знання на практиці у нестандартних ситуаціях; підвищити інтерес до вивчення географії за допомогою ігрової форми,
53139. Гідросфера. Узагальнення (урок – гра у 6 класі) 89.5 KB
  Якщо тему добре знаєш То мене ти відгадаєш Запитання: Про що йде мова У яких станах може перебувати вода на Землі Твердому рідкому газоподібному. Запитання: Яке явище описано у вірші Що є основною причиною утворення кругообігу води в природі Енергія Сонця. Запитання: Про які кольорові моря йде мова Жовте Чорне Червоне Біле . Запитання: Яка основна причина океанічних течій ...