70385

Совместимы ли русский национальный характер и модернизация?

Научная статья

Обществознание

Показано что детерминированные модели общественного развития базирующиеся на особенностях природной среды и историческом опыте народа имеют крайне ограниченное применение и объясняющую способность. Успенского до современных писателей подталкивают читателя к мысли что менталитет...

Русский

2014-10-19

1.54 MB

0 чел.

В статье обсуждается популярный тезис о влиянии национального характера на динамику социально-экономического развития. Показано, что детерминированные модели общественного развития, базирующиеся на особенностях природной среды и историческом опыте народа, имеют крайне ограниченное применение и объясняющую способность.

Ключевые слова: национальный характер, культурное разнообразие, географический детерминизм, исторический опыт, экономическая политика, модернизация.

ЭКО. - 2011. N. 11. С. 182-189.  В.И. КЛИСТОРИН

Совместимы ли русский национальный характер и модернизация?

В.И. КЛИСТОРИН, доктор экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Провозглашенный курс на модернизацию, инновации и преодоление сырьевой ориентации экономики России вызывает все больший скептицизм в обществе и у специалистов. Среди объяснений торможения инициатив президента и правительства РФ все чаще мелькает тезис об исключительно сильном влиянии русского национального характера на экономико-политические процессы в нашей стране и исторической предопределенности либо вечной отсталости России, либо неизбежности ее модернизации только «сверху», либо того и другого вместе. Обильные цитирования различных авторов, от В.О. Ключевского и Г.И. Успенского до современных писателей, подталкивают читателя к мысли, что менталитет русского народа не меняется или меняется крайне медленно. Трудовая пассивность, долготерпение, неприхотливость, нерациональность при выборе занятости, иждивенчество, ненависть к богатым и успешным и т.п. якобы являются чертами национального характера, и в этом смысле русские противопоставляются американцам. Причины авторы подобных пассажей видят во влиянии географического фактора, поздней отмене крепостного права, советском опыте или всего вместе2. Выводы обычно сводятся к тому, что в политике надо использовать особенности национального характера, а модернизация не может быть быстрой. В переводе на русский язык это означает, что с этим народом что-то толковое сделать трудно. Его нужно заново социализировать, т.е. воспитать нового человека, а назревшие (и непопулярные) реформы следует проводить только «сверху», поскольку так было всегда. Оплачивать эти реформы должно «население», особых выгод для которого, как обычно, не предполагается.

Национальный характер

и географический детерминизм

Почему же тезис об особенностях национального характера как основного тормоза модернизации столь популярен? Заметьте, как тесно он переплетается с утверждениями о том, что армия (милиция, прокуратура и вообще любая бюрократическая структура) являются частью народа, и каков народ - такова и армия (милиция, прокуратура и далее по списку). Это означает, что сделать ничего нельзя, а если что-то сделать, то будет только хуже. Все преобразования, в том числе и перезревшие, надо растянуть на как можно более длительное время и проводить под неустанным контролем бюрократии, которая ежедневно доказывает свою неэффективность. Именно для этого понадобились понятия «особенности» русского народа: уникальности его менталитета и особой исторической судьбы.

Справедливости ради следует согласиться с тем, что великие писатели и мыслители прошлого, включая историков, социологов и социальных философов, действительно объясняли особенностями национального характера скотское положение русского народа и эмпирически наблюдаемый разрыв в ценностях, разделяемых большей частью крестьянского населения, в общественном устройстве и общественной жизни, а также в развитии производительных сил в сравнении с «передовыми странами». Вот если бы русские приняли не восточное православие, а католицизм, если бы не жили так долго под татаро-монгольским игом, если бы центром консолидации нации стала не Москва, а Киев, Новгород Великий или какой-нибудь город Галицийской Руси, то все было бы иначе. Конечно, было бы иначе. Но теперь уже иначе не будет.

Все это - рассуждения о случайности исторического процесса. Но многим хотелось бы видеть в этой череде случайностей какую-то закономерность, и в результате появляется концепция географического детерминизма в разных видах и формах. Объясняющими факторами становятся короткий вегетационный период и низкие температуры зимой, неудачное направление русла рек, низкая плотность населения, наличие девственных лесов или их отсутствие, низкое естественное плодородие почв и наличие уникальных черноземов. Перечислять можно до бесконечности. Короче, благодаря холодному климату редкое население среднерусских равнин пришло в движение и постоянно захватывало близ- и дальнележащие земли, поскольку обладало особой ментальностью и негативной трудовой этикой.

Две тысячи лет назад Плиний Старший считал, что Египту природой гарантировано быть житницей Средиземноморья, в отличие от холодной, каменистой и неплодородной Италии, не говоря уже о заросших непроходимыми лесами Галлии и Германии или дикой, заснеженной и негостеприимной Скифии, располагавшейся на северном побережье Черного моря. Если все пойдет своим чередом, то Италия, не говоря уже о более северных странах, всегда будет бедной, а Египет - богатым.

         Наверняка не последней в длинной череде подобных работ окажется и известная книга «Почему Россия не Америка».

В древние времена зависимость общества от природы и влияние последней на скорость эволюции технологии, государственного устройства и особенности национального характера, возможно, была высокой. Но это уже давно не так. По крайней мере, лет 500. Если исходить из гипотезы географического детерминизма, то европейцы, приехавшие в Северную Америку или Австралию, должны были перенять образ жизни и менталитет аборигенов, не говоря уже о цыганах, столетиями живущих бок о бок с другими народами. Именно общественные институты становятся основными факторами прогресса или деградации человеческих обществ, и главным из них является государство.

Насколько устойчив национальный характер

Если исходить из гипотезы географического детерминизма и исторической памяти, то национальный характер должен меняться очень медленно. Например, малый ледниковый период должен был сильно повлиять на характер населения Северной Европы, Великая французская революция и наполеоновские войны - возможно, а мирное развитие последних десятилетий XX века - определенно нет, если не принимать в расчет глобальное потепление. Но можно вполне обоснованно утверждать, по крайней мере, применительно к Европе, что это не так.

Действительно, значительные изменения в структуре ценностей и поведении больших масс населения, в раскрепощении творческой активности, расцвете наук, искусства и формировании новых институтов мы обнаруживаем в Северной Италии в XV веке. Революции в торговле и финансах привели не только к росту богатства (не для всех), но и к достижениям в области архитектуры и техники, сравнимым и даже превосходящим достижения античности.

Показателен пример Германии. В начале XIX века немецкоязычные государства были относительно бедными и, что еще более важно, инертными, сонными и медленно развивающимися странами. Но после начала процесса объединения, еще до создания Германского рейха, но особенно после франко-прусской войны, развитие шло столь стремительно, что Германия обогнала Великобританию.

Англия в свое время сильно отставала от Франции в экономическом развитии, а сами англичане были неплохими моряками и солдатами, хотя, с точки зрения предпринимательской активности, сильно уступали голландцам. Потом, в результате промышленной революции, а скорее еще до нее, по предприимчивости обогнали всех, и Англия развивалась невиданными темпами. Еще позднее, уже в конце XIX века, выяснилось, что англичане гораздо менее любопытны и предприимчивы, чем немцы и американцы, а также их соотечественники из заморских владений. В конце концов, во второй половине XX века Великобританию поразили стагфляция и социальный склероз. Казалось, навсегда. Но потом выяснилось, что не навсегда.

Немного следует сказать о национальном характере и трудовой этике китайцев. В 1970-е годы специалисты по Китаю отмечали невероятный феномен - упадок трудовой этики в Китае. Но в конце XX века уже трудно было встретить статью, в которой не говорилось бы о невероятном трудолюбии и упорстве китайцев. Сейчас почти все коллеги, с которыми удается поговорить на эту тему, утверждают, что китайцы (речь обычно идет об ученых и бизнесменах) вовсе не так уж трудолюбивы, а упорны в основном при ведении переговоров, очень любят путешествовать, отдыхать, вкусно и обильно пить и есть, наслаждаться жизнью. Вот такой национальный характер. Можно говорить о классовом или сословном менталитете, сознании и поведении, но тогда концепция национального характера рассыпается, поскольку нация по определению состоит из классов, сословий и социальных групп.

Немного о русском национальном характере

В 1913 г. праздновалось 300-летие дома Романовых. В праздничном календаре было опубликовано множество статистических данных, в том числе национальная и конфессиональная структура населения. Так вот, в России, согласно этим данным, проживало 83 млн. великоросов, 20 млн. малоросов, 18 млн. монголов, 16 млн. поляков, по 9 млн. финнов и белоросов, 6 млн.  евреев3. На 1000 жителей приходилось 699 православных, 108 магометан, 89 католиков, 48 протестантов, 40 иудеев и т.д. С учетом того, что армяне, грузины, греки, осетины, а также многие немцы и финны были православными, этническое и конфессиональное, а, следовательно, культурное разнообразие населения империи было исключительно велико. Желающим ознакомиться с этим разнообразием рекомендуем многотомное издание «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении», вышедшее в конце XIX века под общей редакцией вице-председателя Императорского русского географического общества П.П. Семенова.

Люди общались, особенно в городах, перенимали стереотипы поведения друг у друга, меняли структуру потребления и т.д. В начале XX века А.В. Чаянов описал изменения в структуре потребления крестьянских хозяйств под влиянием отхожего промысла и извоза. Он же объяснил экономическое поведение трудового крестьянского хозяйства, включая его якобы нерациональность.

А сами великороссы? Есть ли основания для разговоров о едином национальном характере? Сибиряки славились свободолюбием и предприимчивостью. Ярославцы за свою деловую хватку назывались русскими янки: они держали значительную долю мелких магазинов, лавок и кабаков в обеих столицах. Псковичей выделяли и называли скобарями. Об особенностях казаков, которые были русскими и православными, уже и говорить не стоит: почитайте М. Шолохова или Л. Толстого. Старообрядцы, сектанты разного рода, например жидовствующие или скопцы - у них был тот же национальный характер и та же трудовая этика, о которых пишут уважаемые историки? А еще были поморы, волжане, москвичи, уральцы... А семейские в Забайкалье или молокане в Закавказье... Это все «простые» люди. Но были еще и европейски образованные специалисты, которые также являлись частью народа и оказывали влияние на эволюцию «национального характера».

Русские и выходцы из России в XX веке проявили удивительные адаптационные способности и, как правило, добивались успеха в самых разных странах, от США и Канады до Боливии и Норвегии. Представление о дореволюционной России как о дикой и отсталой стране является мифом, восходящим к революционерам, в частности к В.И. Ленину, считавшему Россию слабым звеном и активно работавшему на ее развал. А после этого эмигранты из России создали американский балет, развивали изобразительное искусство и литературу во Франции и не только, внесли выдающийся вклад в развитие различных областей науки и техники в самых разных странах.

Разумеется, национальные особенности имеют место, но примитивное их описание и использование детерминированных конструкций для объяснения исторических процессов столь же малопригодно, как классовые или технократические теории.

Кое-что об отечественной исторической науке

Труды наших историков очень часто вызывают изумление не столько натянутостью аргументов и явной тенденциозностью выводов, сколько полным пренебрежением к фактам и элементарной логике. Видимо, изучение исторического материализма и любовь к простым доктринам не прошли даром. Сколько было опубликовано макулатуры про великие свершения советского народа! То есть полагалось, что духовные свойства этого народа превосходили все известное в истории. И вот нам говорят, что мы ленивы и нелюбопытны, поскольку таковы наши исторические корни. Как объяснить, что после вытеснения или уничтожения значительной части человеческого и социального капитала в послереволюционный период моральные, деловые и прочие качества народа неизмеримо возросли? Страну постоянно охватывал то трудовой энтузиазм, то патриотический подъем.

Для целей индустриализации определенную роль могли сыграть расширение системы образования и привлечение иностранных специалистов, но когда речь заходит о подвигах народа, то по официальной версии речь идет о раскрепощении невиданных возможностей освобожденных от эксплуатации трудящихся, а по другим сведениям - о невиданной эксплуатации и растрате человеческих ресурсов.

Мы до сих пор не имеем полноценной истории России в XX веке. Но этого мало. Квазинаучное словоблудие захватывает и более древние слои истории. Вне зависимости от того, какой концепцией, материалистической или идеалистической, руководствуются «светила» исторической мысли, они в больших объемах производят мусор, обильно оснащенный перекрестными ссылками. И уже невозможно понять, кто, когда и по какому поводу высказал ту или иную мысль и что именно она означает в контексте его произведения. В упоминавшейся книге JI.B. Милова в очередной раз обосновывается тезис об аграрном кризисе как причине русских революций, но Пол Грегори показал, что в конце XIX - начале XX веков аграрного кризиса в России не было, как и не было принуждения сельского населения к «голодному экспорту»4. Вообще создается впечатление, что экономисты сейчас вносят больший позитивный вклад в понимание прошлого страны, нежели профессиональные историки. Причина видится в том, что экономисты больше внимания уделяют верификации фактов и проверке гипотез.

Особый вред наносят те историки, которые переквалифицировались в политологов. Вздорные идеи из курсов истории партии и научного коммунизма, сомнительные концепции и факты из трудов предшественников они переводят на язык современной политики, сдабривают все это цинизмом и демагогией, немало способствуя оглуплению как «элиты», так и широких «народных масс». Вот такие у нас «бои за историю».

Вместо заключения

В 2010 г. Институт социологии РАН опубликовал аналитический доклад под названием «Готово ли российское общество к модернизации». Обсуждение содержания этого доклада не входит в наши планы и возможности. Поэтому ограничимся цитатой: «Россиянам по-прежнему присущ внутренний динамизм, готовность к переменам. Есть в России и тот двигатель, тот внутренний импульс, который при правильном его понимании и использовании способен придать невиданную динамичность развитию России, так как он носит внутренний, а не внешний по отношению к деятельности людей характер. Этот импульс - интерес к содержанию выполняемой работы».

2 См, например, Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/milov/ (дата обращения 14.05.2011).

3 Так в тексте. (Прим. авт.)

4 Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX в.): Новые подсчеты и оценки. - М.: РОСПЭН, 2003. - 256 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74950. Розв’язування задач на знаходження швидкості, часу та відстані 92 KB
  Мета: Ознайомити учнів зі способами визначення відстані, швидкості та часу; за допомогою пилки» формувати вміння розв’язувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислюванні навички.
74951. Повторення вивченого «Нумерація чисел від 21 до 100» 45 KB
  Кожен герой мультика приготував для вас своє завдання. Увага відгадайте герої якого мультфільму пропонують вам перше завдання звучить пісня Ю. Щоб нікого не образити ми виконаємо і те і те завдання. Фрагмент пісні з Бременських музикантів готові малюнки кожної тварини яка буде пропонувати завдання.
74952. Розв’язування задач на зведення до одиниці. Вправи на засвоєння таблиці множення числа 8. Розпізнання многокутників 32.5 KB
  Удосконалювати вміння учнів розв’язувати задачі на зведення до одиниці; домогтися засвоєння таблиці множення числа 8 напам’ять; закріплювати знання правил порядку дій; розвивати обчислювальні навички та вміння розв’язувати рівняння...
74953. Письменное вычитание трёхзначных чисел. Сложные задачи – цена, количество, стоимость. Геометрический материал 188.5 KB
  Цель: Учить детей письменному вычитанию трехзначных чисел столбиком; закрепить умение делать правильный мотивированный выбор действия в задаче; выбирать арифметическое действие для решения задачи; составлять равенства на умножение деление; классифицировать и обобщать.
74954. Усвоение таблицы умножения и деления. Составление задачи по выражению 56 KB
  Цель. Совершенствовать умение решать выражения на основе знаний таблицы умножения и деления; развивать умение решать уравнения на нахождение неизвестного делителя; закреплять умение составлять и решать задачи по выражению, задачи на приведение к единице...
74955. Повторение табличного деления и умножения чисел 58.5 KB
  Цели и задачи: Образовательные: усвоение полученных знаний, умений и навыков при табличном делении и умножении; Развивающие: развивать наблюдательность и умение рассуждать; развивать математические способности, логическое мышление, внимание и интерес к предмету через игру...
74956. Додавання й віднімання виду 430 + 500, 430 + 50, 760 – 400, 760 – 40. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці. Складена задача, яка включає суму двох або трьох доданків 54 KB
  Мета. Закріплювати вміння учнів додавати круглі трицифрові числа різними способами. Працювати над розв’язуванням задач. Розкриватимемо таємниці єгипетських пірамід. Розвивати обчислювальні навички, логічне мислення, пам’ять.
74957. Множення на 0, 1 35.5 KB
  МЕТА: Сформувати вміння та навички учнів при обчисленні прикладів на множення 0, 1; розвивати обчислювальні навички, розвивати пізнавальний інтерес до вивчення математики, виховувати уважність.
74958. Сравнение задач на пропорциональное деление. Деление с остатком трехзначных чисел на круглые десятки 43 KB
  Задачи: Развивать умение решать задачи на пропорциональное деление. Развивать навыки деления трехзначных чисел на круглые с остатком. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать дружеские отношения в соревновании.