70390

А что вы будете делать, когда сотрудник перестанет вам нравиться?

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

А что вы будете делать когда сотрудник перестанет вам нравиться Начнем с фильтров которые ставит на момент собеседования специалист по персоналу. И наоборот: слишком строгий отсев может привести к тому что вы не увидите в массе песка золотую песчинку.

Русский

2014-10-19

76.76 KB

0 чел.

Управление персоналом. 2011. -23.С. 18-21.

Павел Воробьев-Обухов.

А что вы будете делать, когда сотрудник перестанет вам нравиться?

Начнем с фильтров, которые ставит на момент собеседования специалист по персоналу. Слишком легкий пропуск потока желающих устроиться к вам на работу негативным образом скажется на качестве работы компании. Когда на интервью приходит много человек, внимание специалиста снижается, а риск нанять неквалифицированного сотрудника повышается. И наоборот: слишком строгий отсев может привести к тому, что вы не увидите в массе песка золотую песчинку. Специалист по персоналу, безусловно, является профи в своем деле, но он не может быть знаком со спецификой должностей, на которые набирает людей. Второй момент: в настоящее время работник службы персонала на первом собеседовании при оценке потенциального работника обращает внимание на его опыт. Я достаточно скептично смотрю на то, что называется опытом. Опыт складывается из того, что работник раньше делал. Но важнее ведь не то, что он делал, а то, что он сделал. Я бы акцентировался на результате. Вместо того чтобы перечислять должностную инструкцию, расскажи лучше три достижения, которыми ты лично гордишься. Но есть люди, которые умеют хорошо и гладко о себе рассказывать. Когда они начинают рассказывать о своих достижениях на предыдущих местах работы, важно копнуть глубже: как это делалось, какие цели люди перед собой ставили,

достигнуты ли цели и в какие сроки, в чем это измерялось. Если человек, описывая результат, легко ориентируется в цифрахэто уже суперпоказатель. А если начинает вести подсчет эффективности своих действий только сейчас, значит человек не понимал их смысла. Нужно еще на собеседовании отделить людей, которые как роботы формально исполняли функции, от людей, которые делали свою работу осмысленно и тут же оценивали свои усилия и результат.

СОЗДАНИЕ ЧУВСТВА ВИНЫ У «ПРОБЛЕМНОГО СОТРУДНИКА» — ЭТО ХОРОШИЙ ХОД КОНЕМ

Что касается увольнения сотрудника. С одной стороны, документально правильно, чтобы человек перед увольнением отработал две недели и уволился, не оставляя после себя косяков. Такой подход, как правило, практикуется не специалистом по персоналу, а руководством компании. Я противник того, чтобы собирающийся увольняться сотрудник отрабатывал две недели. Если человек принял решение расстаться с компанией, не надо отрезать любимой собаке ногу по частямнужно рубить сразу. Он за эти две недели отработки может таких дров наломать, что мало не покажется. Необходимо заранее поговорить с человеком, подготовить документы и за один день все решить. Здесь важен щепетильный вопрос денег. Если при увольнении обидеть рублем, человек будет ненавидеть эту организацию всю жизнь. Нельзя говорить, что увольнение и расчет с бывшим сотрудникомэто задача работодателя. Эйчар должен взять на себя общение с руководством, если работодатель не хочет выплачивать увольняющемуся деньги. Должен доказать на примерах, что если не урегулировать финансовые вопросы, репутация компании будет серьезно подмочена.

Задача эйчараотлавливание тонких сигналов типа: выявление тайного и явного лидера, отслеживание морального климата, работа с формальными и неформальными аутсайдерами. Эти моменты должны мониториться. Если такая работа в поле налажена, эйчар может принести максимальную пользу менеджеру.

Я считаю, что если отбор ведется с точки зрения симпатии и антипатии руководства по отношению к кандидату, подобрать подходящего человека по определению будет очень сложно. Во время собеседования я стараюсь не проявлять эмоции. В идеале эйчар должен серьезно подготовиться к собеседованию, чтобы подстраховать руководителя. Процесс нужно нормализовать: к каждой позиции составить план интервью. Это уже избавляет от каких- то субъективных факторовэмоциональных, психологических и т. д. В самой схеме отбора уже заложен косяк. На мой взгляд, нужно заранее сделать все, чтобы не допустить подобной ситуации, когда нанимают человека по принципу «он нравится руководителю». А что будет, когда этот человек перестанет нравиться? И вообще, что значит «нравится»? Опять непонятно, опять субъективизм. У меня были случаи, когда люди мне лично не нравились, но я ценил результат их работы. Вопросы по результату возникают, когда в коллективе нет нацеленности на результат. Это косяк управленца. Если он точно знает, чего хочет, если прописаны четкие критерии, показатели качества работы, целей, то у него не будет возможности подбирать людей по принципу «нравитсяне нравится». Есть такая поговорка: «Все зло от безделья».

Когда возникает вопрос, взять сотрудника или нет, надо понять для себядобьется данный сотрудник цели либо нет. Если ответственность за конечный результат сотрудника лежит на менеджере, то нужно дать четкую мотивируемую оценку, что человек не является удачным выбором. А дальше уже идет работа менеджера и проявляется его ответственность.

Мне непонятно, как конфликтные ситуации с «проблемным сотрудником» могут продолжаться больше месяца. Это явная недоработка эйчара: нужно постоянно мониторить такие вещи. Если сотруднику удается в течение нескольких недель вести подпольную разрушающую деятельностьэто недоработки в организации бизнес- процессов. Если он начинает настраивать коллектив против руководства, против компании, говорить: «Как здесь все плохо, в других компаниях, где я работал, в тысячу раз круче» — сотрудника следует моментально уволить. От этого человека много вредаон разрушающе воздействует на коллектив. Если в компании регулярно нарушается дисциплина, значит ее не наладил менеджер. Когда руководитель не может взять ситуацию под контроль, значит у «проблемного сотрудника» отсутствует мотивация. Почему его надо контролировать? Он что, сидит у вас на окладе и финансово не заинтересован?

Один из важных моментов в бизнесечтобы коллектив, руководство, менеджер не вели себя как герои из известной басни «Лебедь, рак и щука». Все люди должны работать над одной идеей. Проще всего это достигается с помощью материальных мотиваций. Задача менеджераполучить от собственника четкие задачи, разработать свои тактические ходы. И к этой тактике присовокупить мотивацию. Почему менеджер не может взять ситуацию под контроль, если в коллективе есть неэффективный сотрудник? Неэффективному сотруднику просто будет нечего есть, если он не станет эффективным. Если у сотрудника основная составляющаяоклад, такого человека тяжело уволить. Это вопрос не специалиста по персоналу. Менеджер должен получить стратегическую задачу, разработать тактические ходы по ее достижению, применить эти ходы в бизнес-процессе, решить тактические промежуточные цели. Идеальный менеджер может ничего не делать, потому что на всех уровнях уже все организовано. Значит, есть четкое понимание стратегической задачи, все саморегулируемо. А если что-то пошло не такзначит этот момент не был учтен в бизнес-процессах.

Эйчар в описанной в статье ситуации с «проблемным сотрудником» отстранился от ответственности. Сотрудник темнит, не хочет объяснять причины своего поведения, перестает быть эффективнымэто уже является браком в работе эйчара. Обезвредить «проблемного сотрудника» иногда гораздо сложнее, нежели делать мониторинг, вводить систему оценки мотивации. А какова мотивация данного «проблемного сотрудника»? Почему он себя так ведет? Ведь есть сознание рабочего коллектива, нацеленность на достижение общих целей.

Создание чувства вины у «проблемного сотрудника» — это хороший ход конем. Я не считаю такое поведение со стороны эйчара манипуляцией. Я согласен на 100 % с описанной в статье схемой. Самое главное, что, проводя с «проблемным сотрудником» подобную беседу, специалист по персоналу делает для него благое дело, приносит пользу. Да, создавая у сотрудника чувство вины, эйчар приносит пользу. Сотрудник начинает наконец-то задумываться над тем, что он причина ВСЕГО, что с ним происходит. Знаете, есть принцип бомжа. Если спросить бомжа, почему он остался без жилья, без семьи, без средств к существованию, он вам скажет, что его обворовала жена, что из дома его выгнали дети, а с работы уволило злобное руководство, которое не оценило его, как тонкого человека и великолепного сотрудника. Человек ищет причины своих неудач в ком-то, а ведь причина всех бед на самом деле в нем. Что отличает нормального человека от бомжа? Понимание и следование принципу причинно-следственной связи. Когда понимаешь, что причина всего, что происходит с тобой, это ты сам,то осознаешь, как ты необыкновенно свободен! В случае с «проблемным сотрудником» специалист по персоналу должен задать ему вопрос: «Как Вы думаете, кто должен быть ответственным за то, чтобы у вас сложились хорошие отношения с руководителем? Поймите, что именно Вы должны найти контакт, подход к руководителю, понять, в чем причина разлада, и устранить ее». В этом случае эйчар выступает как психолог, корректор кармы. Автор статьи советует сразу после разговора дать человеку готовые документы на подпись, что абсолютно верно. Если увольняешь человека, надо дожать его, показать, что именно он является причиной этого, что для него самого, для его дальнейшей судьбы будет лучше, если он уволится. Так как перспектив в данной компании у него нет. Ну проработает он еще месяц, но это зря потраченное время, так как сотрудник не будет развиваться, ни как личность, ни как профессионал. Лучше провести этот месяц в поиске новой работы. Эйчар не должен чувствовать себя виноватым в данной ситуации. Ведь он заставляет человека задуматься, может быть, первый раз в жизни, почему такие ситуации с ним происходят. Главное, чтобы человек согласился с тем, что именно он причина всех несчастий. А если он не согласен, то и не уйдет с чувством вины. Это значит, что с ним некачественно побеседовали. В беседе важно перенестись с конкретного примера на общечеловеческие темы. Главное жеденьгами не обидеть и расстаться красиво.

* Павел Воробьев-Обухов, исполнительный директор компании «Марка НН» (во время интервьюзаместитель генерального директора «Марине Групп» в Нижнем Новгороде).

Журнал УП.23.

декабрь 2011 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79433. Методологии проектирования. Каноническое проектирование 41.03 KB
  Формирование требований к ИС формирование модели объекта автоматизации и формирование верхнеуровневых требований; Разработка концепта ИС детальное исследование бизнеспроекта выбор вариантов создания ИС формулирование требований заказчика; Создание Технического Задания оно же ТЗ – описание функций связей etc.; Эскизный проект реализация проекта проработка на системном уровне концепции; Технический проект; стадия создания...
79434. Методологии проектирования. Типовое проектирование 37.76 KB
  Содержит следующие пункты: Формулирование требований к ИС осталось без изменений; Поиск платформы прототипа на чем будем реализовывать нужно постараться минимизировать изменения прототипа; Техническое задание описание ТЗ прототипа и наших изменений в нём или изменений в объекте автоматизации чаще и то и другое; Эскизный проект схлопывается с ТЗ ибо задается прототипом; Технический проект – программируем наши изменения в прототипе; Рабочая документация упрощается ибо в прототипе есть своя документация фиксируем свои...
79435. Процессы жизненного цикла информационной системы 45.88 KB
  Процессы планирования; Процессы разработки; Интегральные процессы. Процессы планирования определяют и координируют действия процессов разработки и интегральных процессов. В ходе выполнения процессов разработки создаются программные средства для ИС. Виды процессов: Определений требований к ИС; Проектирование;...
79436. Процессы жизненного цикла информационной системы. Процессы планирования 48.33 KB
  Цели процесса планирования ПО: Определить конкретные виды работ процессов разработки и интегральных процессов жизненного цикла которые позволят реализовать системные требования и создать ПО требуемого уровня; Определить модели жизненного цикла ПО включающие в себя описание взаимосвязей между процессами последовательность их выполнения механизмы обратной связи и критерии перехода; Выбрать среду поддержки жизненного цикла включающую в себя методы и инструментальные средства которые нужно использовать для выполнения работ в каждом...
79437. Процессы жизненного цикла информационной системы. Процессы определений требований к ИС 48.08 KB
  Цели данного процесса состоят в том чтобы: Разработать требования верхнего уровня; Оценить производные требования верхнего уровня с точки зрения безопасности системы. Процесс определения требований к ПО должен обеспечить следующее: Анализ функциональных системных требований и требований к интерфейсам которые предназначены для программной реализации на отсутствие противоречий несоответствий и неопределенностей; Регистрацию для последующего уточнения или исправления и передачи в качестве входной информации...
79438. Процессы жизненного цикла информационной системы. Процессы проектирования 47.74 KB
  Процессы проектирования. Процесс проектирования ПО должен обеспечивать следующее: Архитектура ПО и требования нижнего уровня разработанные в процессе проектирования ПО должны соответствовать стандартам на процесс проектирования ПО и быть прослеживаемыми верифицируемыми и непротиворечивыми; Производные требования должны быть определены и проанализированы для гарантии того что они не противоречат требованиям верхнего уровня; Работы процесса проектирования ПО могут привести к появлению возможных отказов в ПО или наоборот предотвратить...
79439. Процессы кодирования 42.34 KB
  Цели процесса кодирования ПО состоят в том чтобы разработать исходный код который должен быть прослеживаемым верифицируемым непротиворечивым и корректно реализующим требования нижнего уровня. Требования для этого процесса следующие: Исходный код должен реализовывать требования нижнего уровня и соответствовать архитектуре ПО; Исходный код должен соответствовать стандартам кодирования ПО; Исходный код должен быть трассируемым к описанию проекта; Для неадекватных или некорректных входных данных обнаруженных...
79440. Процессы интеграции 44.67 KB
  Процессы интеграции. рассмотрено по госту 51 904 Цели процесса интеграции состоят в получении интегрированной системы. Требования для этого процесса: Исполняемый объектный код должен быть генерирован на основе исходного кода и информации о редактировании связей и загрузке; ПО должно быть загружено в объектный компьютер для интеграции аппаратных средств и ПО; Для неадекватных или некорректных входных данных обнаруженных в процессе интеграции необходимо обеспечить обратную связь с процессами определения требований к ПО проектирования ПО...
79441. Процессы планирования. Планирование инфраструктуры проекта 47.87 KB
  Планирование инфраструктуры проекта. Цели и наборы компонентов инфраструктуры проекта по созданию ИС: Средства коммуникации между участниками ИС; Средства разработки; Обеспечивающий персонал бухгалтеры уборщицы; Лингвистическое обеспечение; Единое информационное пространство – СУБД БД.207 2010 год: Элементами инфраструктуры могут быть технические средства программные средства методы инструментарий технические приемы стандарты а также средства для разработки применения по назначению или сопровождения. Эти планы должны...