70392

Деловое общение

Научная статья

Психология и эзотерика

Дисциплина «Социально-психологические основы общения», развивающая искусство делового общения, основанного на знании психологических особенностей и применении психологических методов, необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек— человек»...

Русский

2014-10-19

52 KB

1 чел.

Из книги Самыгина и Руденко. Деловое общение.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Социально-психологические основы общения», развивающая искусство делового общения, основанного на знании психологических особенностей и применении психологических методов, необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек— человек», в особенности психологам, юристам, бизнесменам, политикам, менеджерам, переводчикам, педагогам и др. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, располагать их к себе лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

Поскольку единой универсальной типологии общения в науке до сих пор не существует, представляется оптимальным сосредоточиться на наиболее часто встречающемся в жизни деловом межличностном общении.

Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

  1.  Иметь представление:
  •  об основных характеристиках делового общения;
  •  о роли личности в деловом общении;
  •  о невербальных аспектах делового общения;
  •  об основных формах делового общения;
  •  о психологических приемах и принципах делового общения;
  •  о культуре ведения споров;
  •  об управлении конфликтными ситуациями;
  •  об основных правилах делового этикета;
  •  об общих правилах оформления документов.
    1.  Знать:
  •  определение и функции общения;
  •  структуру общения;
  •  стили общения;
  •  виды общения;
  •  уровни и средства общения;
  •  основные стратегии общения;
  •  определение понятий «личность»; «архетип», «взаимодействие»,
  •  основные концепции личности;
  •  защитные механизмы личности;
  •  психологические типы, типы акцентуации характера;
  •  национально-психологические типы;
  •  особенности общения через переводчика;
  •  принципы делового общения;
  •  определение, цели, методы ведения деловых переговоров;
  •  определение понятия «спор», целей и подходов к ведению спора;
  •  особенности критики в споре;
  •  принципы ведения спора;
  •  определение понятия «конфликт», его структуру и типы;
  •  причины конфликтов;
  •  модель конфликтного процесса и его последствия;
  •  правила, методы и стратегии управления конфликтной ситуацией;
  •  основные понятия об этикете;
  •  правила приветствия;
  •  основные понятия дисциплины «Деловое общение».

Уметь:

  •  применять на практике синтоническую модель общения;
  •  использовать основные закономерности проксемики;
  •  использовать основные закономерности такесики;
  •  применять основные законы общения;
  •  преодолевать барьеры общения;
  •  применять правила раскрепощения в деловом общении;
  •  учитывать гендерные особенности деловых партнеров;
  •  применять основы графологии в деловом общении;
  •  использовать основы кинесики в деловом общении;
  •  вести деловую беседу;
  •  использовать рекомендации по приему подчиненных;
  •  вести деловые переговоры;
  •  вести деловые совещания и собрания;
  •  готовить и проводить публичные слушания;
  •  применять на практике основы документационного обеспечения;
  •  использовать психологические приемы влияния на партнера;
  •  слушать в процессе делового общения;
  •  использовать технику убеждения партнера;                             
  •  корректно вести телефонный разговор;
  •  учитывать специфику подготовки к деловому завтраку, обеду, ужину.

Деловое общение связано с такими дисциплинами, как философия, психиатрия, психология, педагогика, этика, социология, информатика, русский язык и культура речи, иностранный язык, маркетинг, менеджмент, связь с общественностью и др. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» (и «деловое общение» в частности) свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью; с другой — попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. Именно поэтому возникает необходимость выделения делового общения в самостоятельную дисциплину.

Введение в деловое общение. Основные характеристики общения 

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Американский миллиардер Дж. Рокфеллер (1839—1937), хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». А русский мыслитель П. Чаадаев (1794—1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».

Можно выделить восемь функций общения:

  1.  контактная, цель которой — установление контакта с собеседником;
  2.  информационная — прием-передача сведений, обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;
  3.  побудительная — стимуляция партнера, направляющая его на выполнение определенных действий;
  4.  координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  5.  перцептивная — адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
  6.  эмотивная — обмен эмоциями между партнерами и изменение эмоционального состояния с его помощью собственных переживаний и состояний;
  7.  статусная — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;

8) преобразовательная — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Таким образом, общение — многоаспектная деятельность человека. Данная многоаспектность, как показывает B.C. Кукушин, проявляется в следующих социальных функциях общения.

Во-первых, общение развивает речевую технику (культуру речи). Не каждый человек интересен в общении, потому что не всегда его речь красива и содержательна. «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний», — полагал Цицерон.

Во-вторых, общение служит основой познания друг друга и самосовершенствования. Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы и установки взаимодействующего с ним человека. В результате человек самосовершенствуется.

В-третьих, общение обеспечивает психологический комфорт личности. Оно спасает человека от одиночества и непонимания окружающими. Именно по этой причине люди в более зрелом возрасте держат дома кошек, собак (чего не делали в молодости) и в общении с ними, в заботе о них находят частичное удовлетворение. 

В-четвертых, общение творит человека. Испокон веков люди понимали, что человек не может существовать без общества. Самым большим наказанием считалось изгнание из общины. Отделяя человека от общества, мы разрушаем самого человека. Поэтому мера личности — это мера его участия в общественных коммуникациях.

В-пятых, оно развивает человека, дает ему возможность самореализации. «Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». 

В-шестых, общение обеспечивает взаимодействие людей. Общение всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности участвующих в нем людей.

В-седьмых, общение служит основой профессиональной деятельности. А некоторые профессии самым непосредственным образом связаны с общением, к примеру: психолога, юриста, политика, педагога, переводчика, менеджера, врача, социального работника, официанта, контролера и кондуктора на транспорте, продавца, актера, диктора радио и телевидения и других. От умения этих людей общаться, от их культуры общения зависит не только наше общее и  материальное благополучие, но и наше настроение и здоровье.

В-восьмых, общение дает человеку одухотворение и радость. Оно является надежным и эффективным средством от депрессии, печали и тоски. Особенно, если общение строится на доверии и выходит за рамки деловых вопросов и концентрируется на духовных, межличностных аспектах.

И наконец, общение служит основой искусства любить людей. Говорить красиво — это еще не значит любить людей. Любая деятельность человека, в том числе и общение, результативна только тогда, когда осуществляется с любовью. Любовь к людям должна пронизывать всю нашу деятельность, быть ее путеводной звездой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68380. Классическая немецкая философия. Философия диалектического материализма 73 KB
  Под влиянием скептическим взгялдом Юма Кант меняет представление о возможностях рационального познания метафизического познания философского познания умозрительное спекулятивное основанное на разуме познание мире. Как возможно научно познание как оно совершается Можно ли объяснить сенсуализм и рационализм...
68381. Особенности русской философии и Западноевропейская философия XX века (ее основные направления) 77.5 KB
  В чем заключается особенность русской философии. Если ее сравнивать с ЗЕ философией, она имеет ряд особенностей: во-первых, русская философия никогда не основывалась на рацио, она не представляет собой системы рационального познания, что мы встречаем, например, в деятельности Декарта, Канта или Гегеля.
68383. Основные этапы развития акушерства 813.17 KB
  Нарушается гормональное взаимоотношение в организме женщины психоэмоциональные переживания местные изменения в органе в шейке матки. Материнская смертность: Смерть от акушерский осложнений разрыв матки травматический шок кровотечение Смерть от экстрагенитальных заболеваний острая сердечная недостаточность...
68384. Специфика, проблемы и генезис философии 552.24 KB
  Философию нельзя определить общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не является предметом опыта. У философии нет определенного предмета, заранее известного метода; они всякий раз формируются в рамках конкретного философского направления.
68385. Управление персоналом 284 KB
  Выполняя функцию администратора менеджер использует свои полномочия для обеспечения движения системы в соответствии с заданными нормативными актами и с учетом экономической ситуации, не допуская при этом многоначалия, диффузии распорядительства и неисполнительности.
68386. История экологии 29 KB
  Геккель назвал термином экология новый раздел биологии изучающий совокупность всех взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды который по мере накопления новых знаний превратился в самостоятельную науку. Среди различных материальных домов где живёт человек экология имеет дело...
68387. Предмет экологии, ее структура, задачи экологии 90 KB
  Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу, используя и приспосабливая её для своих нужд. Сегодня, благодаря развитию науки и техники, человек способен вторгаться во все микро- и макромиры, во все процессы, протекающие в биосфере.
68388. Принципы построения систем отображения информации в авиационных геоинформационных комплексах 1.69 MB
  Классификация систем отображения информации. Как следует из представленной схемы канал вывода видеоинформации состоит из четырех представлений объектов: ПМ СДФ ЛДФ и экрана дисплея с тремя логическими процессорами последовательно преобразующих одно представление изображения в другое: КДФ ДП и ДК.