7041

Регистрационное, лицензионно-разрешительное и контрольно-надзорное производства

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема 6. Регистрационное, лицензионно-разрешительное и контрольно-надзорное производства Основные вопросы: Регистрационное производство. Лицензионно-разрешительное производство. Контрольно-надзорное производство. Литература: Федеральный закон О лице...

Русский

2013-01-12

139.5 KB

63 чел.

Тема 6. Регистрационное, лицензионно-разрешительное и контрольно-надзорное производства

Основные вопросы:

Регистрационное производство.

Лицензионно-разрешительное производство.

Контрольно-надзорное производство.

Литература:

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.

Федеральный закон от 8.08.2001 года №129 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Федеральный закон от 15.11.1997 года №143 “Об актах гражданского состояния.

Федеральный Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

1. Регистрационное производство

В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.46), а защита прав и свобод является обязанностью государства (ст.2). Эти положения Конституции Российской Федерации имеют разнообразные формы закрепления этих гарантий. Одной из них является государственная регистрация  как подтверждение государством зарегистрированного права, а также одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле. Регистрационный режим способствует обеспечению охраны общественного и государственного порядка, а также  реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Регистрационная деятельность призвана служить официальным легальным признанием правоспособности юридических и физических лиц, законности их действий, а также способствовать учету, полной и достоверной информации об участниках деятельности.

Целью регистрационного производства является обеспечение государственного учета субъектов и объектов государственной регистрации, создание необходимых условий для реализации и  обеспечения защиты  гражданами и юридическими лицами своих прав, свобод и законных интересов, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, обеспечение их безопасности, охрана имущественных и личных неимущественных прав.

Задачами регистрационного производства являются:

- соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

-ведение унифицированного учета субъектов и объектов государственной регистрации;

-обеспечение и охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц;

-легализация предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования;

-признание законности или незаконности действий физического или юридического лица;

- осуществление мер по борьбе с преступностью;

Принципами регистрационного производства являются:

- принцип законности;

- принцип единства государственной регистрации;

 - принцип добровольности и (или) обязательности государственной регистрации;

 - принцип открытости и доступности сведений, содержащихся в государственных реестрах;

 - принцип публичной достоверности и документальной обоснованности государственной регистрации;

 - принцип непрерывности учета сведений о субъектах и объектах государственной регистрации.

Регистрационное производство аккумулирует в себе широкую группу отношений регистрационного характера, которым присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида процессуальной деятельности.

Во–первых, регистрационное производство есть во всех случаях процедура принятия юридического акта.

Юридическая природа актов государственной регистрации проявляется в том, что иногда только с момента государственной регистрации, например, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественный объединений, возникает их правоспособность.

Государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.

Правила проведения государственной регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Во-вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, хотя в отдельных случаях, например, в случае с актами гражданского состояния, эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления.

Основную работу в этой области проводят Федеральная регистрационная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы.

В–третьих, порядок осуществления государственной регистрации регулируется нормами административно – процессуального права, которое одновременно выполняет и функцию реализации соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности.

В–четвертых, решение о государственной регистрации вносится в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение об их государственной регистрации, внесении изменений, содержащихся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.

В–пятых, выдача регистрирующим органом документа, подтверждающего зарегистрированное право либо решение об отказе в государственной регистрации.

Этим документом, как правило, является свидетельство о государственной регистрации. Свидетельство о государственной регистрации, к примеру, выдается всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, однако их формы могут быть различными (например, удостоверение адвоката, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката).

Таким образом, государственная регистрация осуществляется определенными процессуальными действиями, которые составляют содержание регистрационного производства.

Регистрационное производство это система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).

Этот вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой стороны – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Соответственно этому многообразию отношений строится и система нормативных правовых актов, регулирующих “регистрационные процессуальные правоотношения”, а следовательно, и соответствующее административное производство.

К числу таких актов, например, относятся: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации;  федеральные законы: от 8.08.2001 года №129 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”; от 11.07.2001 года №95 № “О политических партиях”; от 21.07.1997 года №122 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”; от 15.11.1997 года №143 “Об актах гражданского состояния; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года №713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию”; Приказ МВД РФ от 24.11.2008 года №1001 “О порядке регистрации транспортных средств”.

Широкий спектр отношений, складывающихся в регистрационном производстве как элементе административно-процессуальной деятельности, обусловливает существование и ряда его разновидностей, которые при сохранении единства в своих главных и основных чертах, тем не менее, характеризуются и определенными особенностями, что находит свое отражение в действующем российском законодательстве, регулирующем регистрационные отношения.

В зависимости от объектов регистрации можно выделить такие виды  регистрационного производства, как:

а) производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

б) производство по государственной регистрации общественных объединений;

в) производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

д) производство по регистрации иностранных граждан в Российской Федерации;

е) производство по государственной регистрации транспортных средств;

ж) производство по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Анализ действующего регистрационного законодательства свидетельствует о том, что органы исполнительной власти, в том числе и органы внутренних дел, реализуя свои задачи и функции, осуществляют различные виды регистрации, одни из которых носят процессуальный, а другие внепроцессуальный характер. При этом процессуальные производства в деятельности указанных органов направлены на реализацию материальных норм права и достижение юридического результата посредством принятия управленческого акта. Это означает, что с момента государственной регистрации субъект приобретает какие – либо права или на него возлагаются  определенные обязанности. В то же время внепроцессуальные регистрационные процедуры направлены на обеспечение достижения целей управленческой деятельности. Примером таких процедур являются: процедуры по государственной регистрации оружия и патронов к нему; по государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации; по ведению реестра дисквалифицированных лиц.

Основу общей процедуры регистрационного производства составляют следующие ее стадии:

Возбуждение регистрационного производства – первая стадия регистрационного производства. Она включает действия участников по приему документов, требуемых для государственной регистрации, однако основным действием является подача и прием заявления о государственной регистрации. Заявление правообладателя – это основной юридический факт, со сложным фактическим составом, ведущий к возникновению регистрационного производства.

Регистрационные действия начинаются с момента приема заявления и документов на государственную регистрацию, когда должностное лицо регистрационной службы вносит соответствующую запись в книгу учета документов, а лицу, обратившемуся с заявлением о регистрации, выдается расписка в получении документов. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию. Все эти действия ведут к возбуждению регистрационного производства и являются его первой стадией.

Следующей стадией является рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии субъекты регистрационного производства осуществляют действия, направленные на проверку подлинности документов, представленных для осуществления государственной регистрации, проведение в случае необходимости их правовой экспертизы, уяснение существа вопроса, наличие основания для государственной регистрации, определение компетенции органа по его рассмотрению, проверку самих заявителей, регистрируемых ими граждан и объектов по различного рода информационным учётам (к примеру, центрального адресно-справочного бюро, главного информационного центра МВД РФ, справочно-информационной базы данных ГИБДД и т.д.) на наличие компрометирующих материалов и других ограничений.

Основаниями совершения регистрационных действий в отношении объектов  регистрационного учета являются:

- акты, указанные в ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- приказ о назначении на должность;

- решение призывной комиссии о призыве на военную службу;

- заявление физического или юридического лица;

- другие юридические факты и события.

Третьей стадией регистрационного производства является принятие решения. На данной стадии государственный регистратор принимает следующие решения:

- о государственной регистрации;

- об отказе в государственной регистрации;

- о приостановлении государственной регистрации.

Решение государственного регистратора оформляется штампом или соответствующей записью (надписью) на заявлении о государственной регистрации по установленной форме.

Кроме того, действующее регистрационное законодательство предусматривает в некоторых случаях возможность приостановления государственной регистрации. Она возникает, когда у государственного регистратора появляется сомнение в наличии оснований, к примеру, для государственной  регистрации прав и в подлинности представленных документов, либо достоверности указанных в них сведений. В этой связи,  государственный регистратор в соответствии с п.1 ст.19 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязан в день принятия такого решения в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

В зависимости от различных оснований, указанных в законе, срок приостановления государственной регистрации не может превышать в одних случаях  более одного  месяца, а в других – не более 3-х месяцев. Однако, если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав. 

Четвертая стадия регистрационного производства – исполнение вынесенного по делу решения. На этой стадии осуществляется  административная процедура внесения записей о принятом решении в  государственный реестр объектов государственной регистрации (к примеру, единый государственный реестр прав, государственный реестр юридических лиц, реестр туристских организаций, реестр дисквалифицированных лиц), а также в другие учеты (например, в компьютерную сеть центрального адресного бюро, справочно-информационный центр ГИБДД), оформления свидетельства о государственной регистрации и их выдача, то есть происходит исполнение вынесенного по регистрационному делу решения.

Свидетельство оформляется на бланке установленной формы в одном экземпляре, кроме случаев государственной регистрации права общей долевой собственности.

Действующим законодательством предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) и решений, принятых в ходе исполнения государственной функции по государственной регистрации объектов. Указанное право возникает у заинтересованного лица тогда, когда процедура государственной регистрации может окончиться для него отказом регистрационного органа в регистрации по основаниям, предусмотренным  в законе. В этом случае, подобная  жалоба будет рассмотрена в рамках другого производства  по правилам ГПК РФ или АПК РФ на основании Федерального закона РФ от 14.12.1995 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

2. Лицензионно-разрешительное производство

Лицензионно-разрешительное производство является самостоятельной формой процессуальной деятельности и обладает  следующими чертами:

а) носит государственно-властный характер;

б) опосредовано нормами административно-процессуального права;

в) имеет свои  цели и задачи;

г) направлено на достижение юридического результата – решение вопроса о правовом статусе субъекта лицензионной деятельности.

Для лицензионно-разрешительного производства характерна своя специфика правоотношений. Во-первых, рассматриваемые   правоотношения является властеотношениями, т.е. их субъекты изначально неравноправны.

Лицензионный орган занимает позицию не только контролирующей, т.е. вышестоящей инстанции, но и имеет право вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие с нормативно установленными лицензионными требованиями и условиями.

Данный признак является общим для правоотношений, являющихся предметом регулирования всей отрасли административного права, а также специфической чертой финансовых правоотношений. Однако в лицензионном правоотношении данный признак выделяется особенно ярко. Это связано с тем, что вся система лицензионно-разрешительных правоотношений, существующая в рамках правового режима лицензирования, направлена на обеспечение реализации функции государства по управлению экономической сферой жизнедеятельности общества.

При этом неизменно одним из субъектов лицензионно-разрешительного производства является уполномоченный орган государственной власти либо уполномоченная им организация. Лицензионных отношений между хозяйствующими субъектами не существует. При рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами, связанных с разбирательством претензий одного юридического (физического) лица к другому, в ходе которого стороны ссылаются на отсутствие лицензий, суд не принимает указанное обстоятельство в качестве доказательства в связи с тем, что лицензионные отношения лежат вне плоскости гражданского законодательства.

Лицензирующий орган обладает всей полнотой прав в отношении хозяйственной деятельности лицензиата, указанной в лицензии. Лицензиар вправе не только непосредственно проводить проверки соблюдения лицензионных требований и условий, но и своим волевым решением приостановить или полностью прекратить осуществление лицензионного вида деятельности, т.е. имеет право непосредственного вмешательства в оперативную деятельность хозяйствующего субъекта.

Во-вторых, лицензионно-разрешительные правоотношения являются одной из существенных предпосылок и необходимым условием осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является исчерпывающим и исключает применение лицензионной процедуры в отношении других видов деятельности.

Хозяйствующий субъект, желающий заниматься тем или иным лицензируемым видом деятельности, обязан вступить в лицензионно- разрешительные правоотношения для приобретения специальной правоспособности.

В-третьих, лицензионно-разрешительные правоотношения отличаются процессуальным характером. Лицензирование — это разрешительная процедура, которая имеет свои обязательные и факультативные стадии. Как и всякая правовая процедура (включая гражданский и уголовный процессы), лицензирование четко регламентировано нормами лицензионного законодательства, поскольку только детальная регламентация обеспечивает законность в ходе осуществления управленческой деятельности.

Лицензирующие органы связаны нормами лицензионного законодательства в своих действиях. Этим же объясняется и наличие большого количества правоприменительных документов, принимаемых лицензирующими органами в ходе лицензирования, в целом обширный лицензионный документооборот.

В структуре административного процесса данный вид производства стали выделять сравнительно недавно, и именовать его «лицензионным», «разрешительно-лицензионным» производством.

Лицензионно-разрешительное производство в рамках административного процесса относится к числу правонаделительных производств и обладает следующими особенностями:

1. Может быть возбуждено только по инициативе невластного субъекта, обращающегося за приобретением специального правового статуса (лицензиата) к органу исполнительской власти.

2. Является правовой формой государственной контрольной деятельности и соединяет два производства: правонаделительное (производство по выдаче лицензий) и контрольное в узком смысле слова – за соблюдением лицензиатом административно-обязывающих лицензионных требований и условий.

3. Его результатом всегда является конструктивный, правоформирующий акт управления.

4. На основании такого акта предоставляется специальная правосубъектность или права-исключения.

5. Юридические последствия такого акта распространяются не только на обладателя лицензии, но и на органы управления, которые обязаны установить условия его реализации, осуществлять контроль за их исполнением и применять принудительные меры при их нарушении.

6. Это производство характеризуется множеством властных и невластных субъектов, в нем участвующих и состоит из двух производств: по выдаче лицензий и осуществлению лицензионного контроля.

Участников лицензионно-разрешительного производства в зависимости от выполняемых ими функций можно разделить на властные и невластные.

Органы исполнительной власти выступают основными субъектами в лицензионно-разрешительном производстве:

решают дело по существу;

выступают в качестве специалистов при исследовании и оценке доказательств.

Лицензирующий субъект лицензионно-разрешительного производства называется лицензиар. Законодательство именует такого субъекта уже как лицензирующий орган. Помимо этого властным субъектом лицензионного правоотношения могут быть правоохранительные органы в правоотношениях, возникающих в связи с грубым нарушением норм лицензионного законодательства. Кроме собственно лицензирующих органов, в качестве лицензиаров могут выступать соответствующие общественные организации.

Вторым субъектом лицензионно-разрешительного производства является либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке. Не может быть субъектом лицензионно-разрешительного производства физическое лицо, международная организация или иной субъект, не отвечающий требованиям соответствующего нормативного правового акта о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда, для того чтобы стать субъектом лицензионно-разрешительного производства, юридическое лицо должно обладать специальной правоспособностью, например, иметь квалификационный аттестат и т.п.

Подвластные субъекты заинтересованы в осуществлении лицензируемого вида деятельности и в связи с этим потенциально обязаны получить лицензию на ее осуществление. Как правило, такими субъектами выступают физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Право юридического лица на осуществление лицензируемой деятельности сопряжено с получением лицензии. С момента ее получения юридическое лицо наделяется искомыми правами и обязанностями лицензиата, важнейшее среди которых соблюдение требований и условий лицензии. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата, изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

В лицензионно-разрешительное производство субъекты могут вступать в двух основных качествах: в качестве соискателя лицензии на стадии подачи документов на получение лицензии, обжалования отказа в выдаче лицензии, а также в качестве лицензиата на всех последующих стадиях.

Для властных субъектов лицензионно-разрешительного производства является характерным то, что они либо являются органами государственной власти, либо наделены определенными властными полномочиями со стороны таких органов. Полномочия различаются по своему характеру. Выделяют субъекты, обладающие нормотворческими полномочиями в сфере лицензирования. Среди них: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. Правоохранительные органы являются субъектами лицензионно-разрешительного производства лишь опосредованно через применение в отношении субъектов лицензионных правоотношений норм административного и уголовного права, а также через осуществление контрольно-надзорных функций. Это, прежде всего, органы Прокуратуры Российской Федерации и др.

Негосударственные субъекты, наделенные властными полномочиями, это специфическая разновидность властных субъектов, наделенных лицензионными правомочиями, за исключением собственно полномочий по лицензированию конкретного вида деятельности. Наличие в лицензионно-разрешительном производстве такого рода субъектов также следствие присутствия совокупности норм, выходящих за рамки общего законодательства о лицензировании.

Органы местного самоуправления в настоящее время не являются субъектами лицензионно-разрешительного производства.

В лицензионно-разрешительном производстве особо регулируется институт представительства. От имени соискателей на получение лицензии организационные вопросы (подача заявления, представление доказательств и т.п.) могут выполнять лица,  оказывающие профессиональную юридическую помощь (адвокаты, лица, имеющие лицензии на оказание платных юридических услуг и т.д.), видимо в связи с бурным развитием лицензирования роль последних значительно повысится. Однако участие представителя ограничено той сферой, где требуется личное участие соискателя, проявление его знаний.

К числу участников лицензионно-разрешительного производства также следует отнести лиц, выполняющих вспомогательные функции: предприятия, учреждения различных форм собственности и граждан, от которых лицензирующий орган вправе требовать предоставление сведений и документов.

Лицензионно-разрешительное  производство имеет самостоятельную структуру и включает в себя два самостоятельных производства.

1. Производство по выдаче лицензий состоит из следующих стадий:

а) возбуждение производства по делу, которое подразделяется на следующие этапы:

регистрация поступившего заявления;

проверка достаточности представленных материалов и правоспособности заявителя;

принятие заявления к рассмотрению и заведение лицензионного дела;

б) рассмотрение дела по существу, состоящего из этапов:

прохождение аттестации соискателем (проверка документов с точки зрения их содержания и оценка знаний соискателя);

вынесение решения;

исполнение принятого решения.

Факультативной стадией производства по выдаче лицензий является пересмотр принятых решений, она состоит из:

а) возбуждения ревизионного производства;

б) вынесение решения по результатам пересмотра принятого решения;

в) исполнение ревизионного акта.

2. Контрольное производство:

а) проведение контрольной проверки;

б) вынесение контрольного акта;

в) исполнение предписаний контрольного акта.

Стадия возбуждения производства по выдаче лицензий важное значение, так как в ходе её должен быть решен вопрос о дальнейшем движении дела. Целями этой стадии являются:

подготовка достаточных материалов для качественного рассмотрения вопроса о выдаче лицензии;

недопущения необоснованного возбуждения производства по делу при подаче заявления неправоспособным лицом.

Для возбуждения производства по делу заявитель обязан представить допускаемые согласно законодательства документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридических лиц – наименование и организационно-правовой формы юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка;

для физических лиц – фамилии, имена, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

вида деятельности;

срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом – с предъявлением оригинала;

в) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

г) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации предпринимателя со штампом налогового органа.

Итогом первой стадии является возбуждение производства по делу или вынесение решения об отказе в возбуждении производства по делу. Производство по делу считается возбужденным, с даты подачи заявления.

Принятие решений по результатам данной стадии должно оформляться самостоятельным процессуальным актом.

Следует иметь в виду, что течение основных процессуальных сроков, с том числе срока рассмотрения дела по существу, начинает исчисляться с даты регистрации заявления, а не с момента возбуждения производства по делу.

После регистрации могут быть направлены на дооформление представленные документы, и затраченное на устранение недостатков время может быть равным сроку рассмотрения дела, следовательно, лицензирующий орган автоматически вынесет решение об отказе выдаче лицензии без возбуждения производства по делу, что противоречит принципам юридического процесса.

В возбуждении производства по делу может быть отказано по следующим основаниям:

а) заявление подано неправоспособным лицом;

б) указанная в заявлении деятельность не подлежит лицензированию;

в) нарушены правила подведомственности.

Наиболее содержательной является стадия рассмотрения дела, где осуществляется проверка соответствия соискателя предъявляемым квалификационным требованиям.  Ее основу составляет процесс доказывания.

Как правило, предметом процессуального доказывания признаются все факты и обстоятельства, имеющие значение для объективного и всестороннего разрешения дела. Это обстоятельство и факты прошлого и настоящего, доказательственные и юридически значимые, способствующие достижению объективной истины по определенному делу в административном процессе.

Соискатель должен подтвердить соответствующими документами наличие у него квалификационной подготовки, материально-технической базы и т.д., позволяющей ему безопасно вести лицензируемую деятельность, выполнять в соответствии с требованиями правовых актов нормативно-технические требования, применять должным образом специальные познания, соблюдать экономические нормативы и организационные административные правила при выполнении лицензиатом некоторых управленческих функций.

Так, Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 12 августа 2008г. закреплено, что у лицензиата должно быть наличие технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, соответствующих требованиям промышленной безопасности, а также наличие договора страхования ответственности  за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц  и окружающей природной среде в случае оварии на опасном производственном объекте.

В случае обращения с заявлением о выдаче лицензии, позволяющей осуществлять профессиональную экономическую деятельность соискатель обязан:

подтвердить финансовую состоятельность;

предоставить данные о квалификационном уровне кадрового состава.

При совершении внешнеэкономических операций с объектами, представляющими угрозу государственной безопасности и ограниченными к обращению мировым сообществом, соискатель обязан:

подтвердить его подготовленность к   безопасному совершению операции, обеспечению сохранности передаваемых (получаемых) товаров, наличие опыта в разработке и изготовлении военной техники;

предоставить обязательства (гарантии) иностранного контрагента и государственного органа страны-импортера о непередаче вооружений третьим лицам, неиспользовании предметов экспорта в незаявленных целях;

подтвердить знание норм международного права и Российского законодательства, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность со специфическими предметами.

Наиболее сложным является процесс доказывания в сфере  лицензионно-разрешительной деятельности, связанной с оказанием услуг и применением специальных познаний ввиду того, что интеллектуальный уровень соискателя до начала процесса не известен, и ему предстоит аргументировать правильность известной ему позиции на основе имеющихся  знаний перед значительным числом специалистов лицензирующего органа (аттестационной комиссии).

Предметом доказывания являются такие факты, которые продолжают действовать в момент рассмотрения дела, сохраняются и изменяются после вынесения решения. К данным фактам относится профессиональная компетенция, которая обеспечивает лицензируемую деятельность.

Соискатель в получении лицензии на стадии рассмотрения дела  выполняет функцию  предоставления доказательственных фактов и только логически аргументирует представленные им доводы, а процессом  доказывания в широком смысле слова занят лишь орган лицензирования.

В лицензионно-разрешительном производстве все субъекты являются не только субъектами доказывания, но и субъектами обязанности доказывания, которая выражена для соискателя в необходимости доказывания положительных фактов, на основании которых ему может быть предоставлена лицензия, а для органа исполнительной власти в процессуальном оформлении представленных доказательственных фактов, их исследовании, оценке с позиций относимости, допустимости и достоверности.

Познание в рассматриваемой стадии не ограничено лишь установлением фактов надлежащего материального обеспечения и знание условий  лицензируемой деятельности. Оно связано с проверкой практических навыков работы соискателя. Так, для лиц, претендующих на получение лицензии для занятия нотариальной деятельностью, требуется прохождение стажировки.

В сфере профессиональной экономической деятельности прохождение стажировки затруднено из-за большого числа соискателей и необходимости продолжительного времени приобретения практических навыков работы. Вместе с тем может быть организована специальная подготовка в учебных центрах, что, в частности, практикуется при подготовке  аудиторов.

По итогам производства по выдаче лицензий возможно принятие одного из двух основных решений:

а) о выдаче лицензии;

б) об отказе в выдаче лицензии в связи с тем, что соискатель представил недопустимые, недостаточные или недостоверные доказательства;

в) прекращение производства по делу.

Решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии являются основными видами актов управления, завершающих производство по выдаче лицензий.

Прекращение производства по делу может последовать ввиду:

отзыва заявления соискателем;

обнаружения в ходе рассмотрения дела не подведомственности его лицензирующему органу;

лицензия на занятие данного вида деятельности ранее была выдана лицензиату;

принятия нормативного акта, отменяющего лицензирование в определенной сфере, либо существенно изменяющего условия и порядок лицензирования;

заявление подано лицом, которое не может выступать соискателем, то есть неправоспособным субъектом.

Вынесенное по делу решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем.

Специальными нормативными актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Особый порядок обжалования установлен в аттестационном производстве по выдаче квалификационных аттестатов аудиторам. Обжалование решения экзаменационной комиссии производится в апелляционном порядке. Апелляционная комиссия рассматривает вопрос о выдаче лицензии по существу, вновь исследуя и оценивая представленные доказательства.

Контрольное производство – это особое административное производство в рамках лицензионно-разрешительного производства, которое характеризуется следующими чертами:

а) множественностью контролирующих органов, большинство из которых не относится к лицензирующим, они выступают субъектами общего административного надзора;

б) его признаком является оперативность реагирования, самостоятельность контрольного органа в выборе методики проведения проверок;

в) контроль осуществляется на протяжении всего действия лицензии и после ее прекращения до выполнения обязательств лицензиата перед государством и третьим лицами;

г) контроль может носить и последующий, и предварительный характер;

д) основной объем контрольной работы выполняют низовые звенья органов исполнительной власти;

е) оно завершается предписывающим актом об исполнении лицензионных условий надлежащим образом.

Цель контрольного производства заключается в том, что в ходе его выявляются результаты воздействия субъекта, допущенные отклонения от требований управленческих решений, от принятых принципах организации и регулирования, причины этих отклонений, а также определяются пути преодолении имеющихся препятствий для эффективного функционирования лицензионной деятельности.

Проверка может осуществляться специальной комиссией, в состав которой входят не только работники лицензиата, но и независимые специалисты (например, аудиторы). Указанная проверка проводится по инициативе лицензиата и осуществляется в течении месяца. При отказе или уклонении руководителей и работников лицензиата от предоставления необходимых документов (не являющихся коммерческой тайной), дачей объяснений и т.д., возможно продление проверки до трех месяцев.

Рассматриваемое контрольное производство не следует отожествлять с общим контрольно-надзорным производством, являющимся самостоятельным видом административного производства в структуре административного процесса, ибо объектом первого являются лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Результаты проверки должны быть закреплены в контрольном акте, состоящем из трех частей:

вводная (указывается наименование акта, место и время вынесения акта, в отношении кого проводится контроль, наименование контролирующего органа, круг вопросов, которые выяснялись в ходе контроля);

констатирующая (содержит анализ фактических обстоятельств дела, состояние дел на подконтрольном объекте, указание на юридические нормы, которые положены в основание акта);

резолютивная (содержит конечные выводы из установленных фактических обстоятельств).

Контроль ограничивается проверкой выполнения лицензионных условий. После прекращения действия лицензии, орган исполнительной власти контролирует выполнение всех обязательств, указанных в лицензии, в частности, при досрочном отказе от лицензии, предоставляющей право пользования недрами, от бывшего лицензиата требуется консервация участка недропользования, приведения его в пригодное для дальнейшего использования состояние, обеспечения сохранности хозяйственных сооружений и т.д.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности в случаях выявления нарушений, связанных с условиями лицензионной деятельности имеют право приостанавливать действие лицензии. Приостановление подразумевает временное прекращение деятельности до исправления в течении установленного срока правонарушений (если эти правонарушения могут быть устранены).

Эффективность контрольного производства зависит от  системы гарантий, которую можно представить в следующем виде:

а) установление четкого правового статуса участников контрольной деятельности;

б) достаточная степень урегулированности процедуры проведения контроля;

в) подконтрольность, подотчетность и поднадзорность самих контролирующих органов;

г) установление административной ответственности за ненадлежащее осуществление контрольной деятельности;

д) материально-техническое обеспечение контрольной деятельности.

Основной задачей органов, осуществляющих контроль в лицензионной сфере, является не только выявление нарушений условий и порядка лицензирования, но и профилактика данных нарушений.

В целях профилактики нарушений лицензионно-разрешительного законодательства необходимо разработать систему более полного информирования лицензиатов и соискателей лицензии о требованиях, предъявляемых к ним и изменениях, происходящих в системе лицензирования.

3. Контрольно-надзорное производство

Контроль представляет собой специфическую деятельность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, направленную на постоянное и целенаправленное наблюдение за реализацией субъектами административно-правовых отношений управленческих решений. Этому виду деятельности присущ внешний (надведомственный) и внутриведомственный характер. В научной литературе надзор характеризуют в качестве неотъемлемой составной части контроля; как разновидности государственного контроля; как специфическую форму надведомственного контроля. 

Характеризуя контрольно-надзорное производство как особый вид исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, целесообразно выделить его специфические черты. Во-первых, оно характеризуется своими задачами и целевым назначением. В результате производства решаются такие вопросы, как установление фактического исполнения, объективная юридическая оценка ситуации, всестороннее изучение управленческой и хозяйственной деятельности объекта с точки зрения ее целесообразности, принятие эффективного управленческого решения, а в случае обнаружения нарушений – использование имеющихся административно-правовых средств с целью пресечения нарушений. Во-вторых,  отличается побудительными обстоятельства, заключающимися в необходимости восстановления нарушенных правил, норм и административно-правовых предписаний. В-третьих, характеризуется содержанием получаемых материально-правовых результатов. Объективированным последствием такого производства является властный индивидуально-правовой акт обязательного значения, в котором наряду с оценкой деятельности подконтрольного объекта конкретизируются его полномочия по устранению ошибок и просчетов в управленческой либо хозяйственной деятельности, по внесению организационных начал в эту деятельность, по определению превентивных мероприятий.

Контрольно-надзорное производство складывается из действий ряда уполномоченных органов, должностных лиц. Кроме этого, в рассматриваемом производстве действуют и другие участники. Всех участников контрольно-надзорного производства можно разделить на следующие группы:

1.  компетентные органы и должностные лица, наделенные правом осуществления контроля и надзора, составления правовых документов и принятия решения по результатам контрольно-надзорной деятельности;

2. участники, имеющие личные интерес: юридические лица, индивидуальные предприниматели;

3. участники, осуществляющие содействие контрольно-надзорной деятельности: эксперты, специалисты.

Права и обязанности государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор, закреплены в положениях об этих органах.

Контрольно-надзорное производство имеет определенную последовательность, закрепленную в нормативных правовых актах и состоящую из определенных стадий. В данном случае стадия – это совокупность последовательно осуществляемых действий, совершаемых в интересах эффективного достижения задач контроля и надзора.

В качестве стадий контрольно-надзорного производства выделяются: возбуждение производства; подготовка мероприятия; проведение мероприятия; принятие решения (оформление результатов); обжалование (факультативная стадия); исполнение принятого решения. Содержание указанных стадий целесообразно рассмотреть в отношении контрольно-надзорного производства, носящего надведомственный характер, так как именно в нем раскрывается вся полнота контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти и реализуются цели контрольно-надзорной деятельности.

Возбуждение производства. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого проведения производства, установления результатов проводимых контрольных и надзорных мероприятий. Как в производстве по делам об административных правонарушениях, так и для контрольно-надзорного производства свойственны два вида оснований возбуждения – материальное и процессуальное. Материальным основанием является совершение лицом деяния, содержащего признаки нарушения хозяйственной деятельности. Процессуальное основание – наличие информации о деянии, имеющим признаки нарушения хозяйственной деятельности. Кроме того, контрольно-надзорное производство может быть возбуждено и при отсутствии вышеуказанных оснований, в плановом порядке, в рамках закрепленной в нормативных правовых актах компетенции соответствующих государственных органов.

Возбуждению контрольно-надзорного производства предшествует планирование, включающее:

сбор документально подтвержденной информации о нарушениях требований законодательства Российской Федерации в подведомственной области деятельности;

рассмотрение и учет обращений полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общественных организаций, средств массовой информации, граждан о случаях нарушения подконтрольной деятельности;

сбор, обобщение и анализ данных о состоянии хозяйственной и иной деятельности на подконтрольной территории;

учет предложений структурных подразделений контролирующего органа;

рассмотрение и учет предложений по участию в мероприятиях по контролю, проводимых территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области надзора и контроля, в соответствии со своей компетенцией;

составление перечней юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которых мероприятия по контролю (надзору) проводились двадцать четыре и более месяцев назад до срока проведения планируемых мероприятий.

Подготовка мероприятия.

Каждое мероприятие по контролю (надзору) проводится на основании соответствующего приказа (распоряжения) о проведении проверки.

Структурное подразделение центрального аппарата уполномоченного органа (должностное лицо территориального органа) обеспечивает разработку:

предложений по составу должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в подконтрольной области деятельности;

проекта плана проверки, включающего цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;

других предложений по проведению проверки.

Проект плана проверки и предложения в него оформляются в виде проекта приказа (распоряжения) который представляется руководству контролирующего органа.

Проведение мероприятия.

Уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение проверки, предъявляется служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки либо его копия руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю.

При проведении мероприятия по контролю и надзору проверяется:

исполнение только тех требований, которые установлены законодательством Российской Федерации в контролируемой области;

соблюдение правил и иных требований охраны атмосферного воздуха;

проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

состояние ведения учета в контролируемой области хозяйственной деятельности по установленным формам;

своевременность, достоверность и полнота предоставления государственной статистической отчетности по установленным формам;

наличие и сроки действия выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие используемой продукции установленным требованиям и стандартам;

исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в контролируемой области хозяйственной деятельности и др.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на пятнадцать часов в отношении микропредприятий.

Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Принятие решения (оформление результатов).

По результатам мероприятия по контролю (надзору) составляется акт проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в контролируемой области хозяйственной деятельности в двух экземплярах. Акт проверки составляется на месте проведения проверки в день ее окончания на соответствующем бланке, либо не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю в случае необходимости получения заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз.

К акту прилагаются протоколы отбора проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (или его заместителю) либо индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое хранится совместно с актом проверки в деле контролирующего органа.

По результатам проверки должностные лица контрольно-надзорных органов в пределах предоставленной им компетенции выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные действующим законодательством предписания. Если в результате контрольно-надзорного мероприятия будут выявлены административные правонарушения, то уполномоченными должностными лицами составляются протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и даются предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Кроме этого, информация о выявленных нарушениях может быть направлена в органы исполнительной власти, правоохранительные органы, а также общественные организации.

По результатам контрольно-надзорного мероприятия уполномоченным органом (должностным лицом) принимается одно из следующих решений:

о выдаче предписания об устранении выявленных при проведении проверки и/или предотвращении возможных нарушений законодательства Российской Федерации;

о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

о завершении проверки в связи с отсутствием факта нарушения законодательства Российской Федерации.

Срок, в течение которого решение направляется объекту контроля (надзора) не всегда указан в подзаконных нормативных правовых актах, а лишь говорится, что такие решения направляются после их принятия. Но в отношении участников внешнеэкономической деятельности срок четко установлен – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Обжалование(факультативная стадия).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или не получено ответа в течение месяца со дня ее подачи, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалобы на действия государственных инспекторов Государственной метрологической службы подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Нормативным правовым актом, регулирующим порядок судебного обжалования является Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Правовую основу внесудебного обжалования составляет Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим законом установлено, что обращение гражданина – направленные  в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Предложение –рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба –просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Исполнение принятого решения.

В случае направления контрольно-надзорным органом соответствующему объекту предписания об устранении выявленных нарушений последний обязан исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в контрольно-надзорный орган (его территориальный орган) отчет об исполнении. К отчету могут быть приложены надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Для контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований и своевременным выполнением выданных предписаний проводятся повторные проверки. Если при повторной проверке нарушений не выявлено, руководитель проверки на основании представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов об устранении выявленных нарушений принимает решение о достаточности принятых ими мер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54260. Видатні українські математики. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 619.5 KB
  1 учень: Остроградський Михайло Васильович народився у вересні 1801 року на Полтавщині. 2 учень: Походив з родини збіднілих дворян які мали глибоке козацьке коріння. 3 учень: У 8 років його віддали до гімназії у Полтаві але хлопчик жвавої та веселої вдачі звикший до роздольного життя у рідному селі особливою старанністю не відзначався. Учень: Блискуче закінчивши університет Михайло рік живе у батька а потім вирішивши присвятити себе математиці знову повертається до Харкова для вдосконалення своїх знань.
54261. Творчий підхід до вивчення математики 155.5 KB
  Школа покликана якомога раніше виявити якості творчої особистості в учнів і розвивати їх у всіх школярів зважаючи звичайно на те що діти народжуються з різними задатками творчості. Водночас більшою мірою потрібно дбати про розвиток творчої особистості у здібних та обдарованих учнів. Можна розглянути інтелектуальноеврестичні здібності особистості які включають: Здібності генерувати ідеї висувати гіпотези що характеризує інтелектуальноеврестичні властивості особистості в...
54262. Активізація пізнавальної діяльності на уроках математики 168 KB
  Знайти середню лінію. Знайти основи трапеції. Знайти основи. Знайти меншу основу трапеції якщо її периметр 54см.
54263. Множення звичайних дробів. Знаходження дробу від числа 361.5 KB
  На сьогоднішньому уроці ми продовжимо вдосконалювати ваші вміння у множенні дробів знаходженні дробу від числа. Що є добутком двох дробів Як записати мішане число у вигляді неправильного дробу Як помножити два мішаних числа Як знайти дріб від числа Як знайти відсоток від числа Вчитель: Ви добре вивчили правила вправно зібрали рюкзак знань а отже готові до...
54264. Основные особенности китайской культуры 16.64 KB
  Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная...
54266. Моральний світ сучасної дівчини 106 KB
  Зовнішність і поведінка дівчини Так якою ж повинна бути сучасна дівчина Першу сторінку нашого усного журналу присвятимо зовнішності. Кожна дівчина прагне бути привабливою і бути в центрі уваги це бажання є цілком природнім. Іноді в своєму бажанні бути привабливою дівчина часто може переборщити з макіяжем вибором одягу прикрасами.
54267. Культура Древней Греции: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры 16.06 KB
  Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой
54268. Тверді та м’які приголосні 151.5 KB
  Подивіться знак м’який Дуже дуже мовчазний Та його всі добре знають За роботу поважають Зміни слова за зразком. Слова: рис рись син синь Склади слова і знайди серед них зайве. Встав слова замість крапок.