70420

Модель технологии образования педагогов в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Личностно-ориентированный подход к повышению профессионализма педагогов осуществляется через следующие принципы. Реализация данного принципа предусматривает: изучение профессиональных проблем интересов потребностей педагогов их классификацию и определение наиболее распространенных...

Русский

2014-10-20

436.5 KB

8 чел.

Модель технологии образования педагогов в школе.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать  других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

                                                                                                              А. Дистервег

         Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть  готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего,  залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Социальные ожидания ориентируют на новый тип учителя, обладающего потребностью и готовностью решать сложные образовательные проблемы в условиях педагогического творчества и вариативности образования.

Но, к сожалению, социально-педагогические ориентации многих учителей мало изменяются, поэтому существенное значение приобретает систематическая и настойчивая работа по совершенствованию, развитию творческого потенциала и профессионального мастерства педагогических кадров в ОУ.

Изменение требований к современным педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В это содержание входят не только профессиональные знания и умения, но и профессионально важные качества личности: как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение непрерывно учиться, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность и т.п. Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования. Как указывает Э.Ф.Зеер, «Центральным звеном личностно-ориентированного образования является профессиональное развитие - развитие личности в процессе освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности».

Личностно - ориентированный подход к повышению профессионализма педагогов осуществляется через следующие  принципы.

Принцип "зоны ближайшего развития", обоснованный Л.С. Выготским для обучения детей, вполне может рассматриваться в качестве принципа методического обеспечения педагогической деятельности. В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег,  изучаемой литературы, может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна. Реализация данного принципа предполагает:

  •  изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога;
  •  актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
  •  определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
  •  составление программы профессионального роста педагога;
  •  систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий предполагает, что каждый педагог, выбирая свою форму изучения новых педагогических технологий, может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп по изучению педагогической теории и практики. Реализация данного принципа предусматривает:

изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;

определение востребованной тематики методической работы и соответственно различных групповых форм повышения квалификации;

предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;

возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Субъектом стимулирования профессионального совершенствования выступают руководители образовательного учреждения, коллеги, родители,  а также ученики, оценка и признание которых являются наиболее ярким подтверждением профессионализма педагогов. Реализация данного принципа предполагает:

- систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;

- оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;

- определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;

- разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;

- поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.

Принцип непрерывности и преемственности в методическом обеспечении образовательного процесса предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовленности к педагогической деятельности.

Этот принцип означает:

- обеспечение целостности, систематичности деятельности методической службы в школе;

- координацию, согласованность деятельности всех учреждений, участвующих в повышении квалификации педагогов ( районный методический кабинет, районное методобъединение и т.д.);

- сохранение традиций ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства, а также внедрение новых, личностно ориентированных, активных форм методической работы;

- учет опыта, уровня подготовленности, предыдущих форм повышения квалификации педагога, а также определение перспектив его профессионального роста, выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.

         Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

               Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед

головой, повернутой назад, а потому

недопустимо в  школе  XXI века использовать

неэффективные, устаревшие технологии

обучения, изматывающие ученика и учителя,

требующие больших временных затрат и не

гарантирующих качество образования.

М.Поташник.

Согласно Закона Украины об образовании, система образования в нашей стране провозглашена непрерывной. Соответственно, и при разработке модели  профессионального образования педагогов нашей школы мы также рассматривали её как систему непрерывного профессионального образования,  и в числе форм получения педагогического образования рассматриваем внутри- и межшкольное образование (все формы системы повышения квалификации), и самообразование.

Цель модели образования педагогов в школе - создание условий для непрерывного совершенствования  уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в вопросах образования. Для организации системы повышения квалификации педагогов в нашей школе используются различные формы (представлены в схеме):

 

Эта андрагогическая модель профессионального образования педагогов охватывает тех педагогов, которые претендуют на новый уровень профессиональных отношений и новое качество профессиональной деятельности. Особенности этой модели следующие:

1. Педагогу  принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения.

2. Педагог  стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Педагог обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.

4. Педагог  обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Педагог  рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность педагога в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения педагога организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Основными путями повышения квалификации  в школе являются:

1.           Обучение в ВУЗах (заочное ) для тех учителей, у которых нет высшего педагогического образования .

2.           Участие в научно- методической работе школы .

3.           Курсы повышения квалификации всех видов в Запорожском областном институте последипломного педагогического.

4.           Аттестация педагогических работников.

5.           Творческие семинары в городском информационно – аналитическом центре.

6.            Областные, городские, творческие семинары.

7.           Всевозможные платные курсы.

Повышение квалификации педагогов  проводится  по единой научно - методической  проблеме, которая является стержневой в организации методической работы. Методическая тема, над которой работает наш коллектив - «Профессиональная компетентность учителя как необходимое условие эффективности процесса обучения».

Разработанная комплексно - целевая программа организации непрерывного образования  включает следующие этапы:

  •  Диагностический.
  •  Теоретический.
  •  Практический.
  •  Контрольно- оценочный.

Большую роль в обучении педагогов играет организация  методической работы в школе.

Традиционная методическая работа предполагает повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы          в нашей школе определяются  исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В   связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается  нами не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя.

Всю работу в нашей школе  планируем так, чтобы   были созданы условия, при которых происходит   формирование и развитие личности учителя, его профессиональный рост. Для организации непрерывного образования учителя используем разнообразные формы работы:

  •  самообразование учителей и воспитателей ГПД;
  •  предметные методические комиссии, секции учителей, классных руководителей и воспитателей ГПД;
  •  районные  методические объединения учителей;
  •  школы передового опыта, творческие группы;
  •  семинары-практикумы для учителей, директоров, заместителей директоров школ;
  •  различные конкурсы профессионального мастерства;
  •  педагогические чтения;
  •  тренинги;
  •  педагогические выставки.

В процессе внутришкольного обучения для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей педагогов в школе  используются различные методы и подходы.

1.           Постоянно действующий режим консультирования.

Консультирование осуществляют лучшие педагоги школы. Оно осуществляется в индивидуальном режиме, а также проводится в связи с затруднениями, возникающими у ряда учителей.

2.             Проблемно- ситуационное обучение.

Это обучение является перспективным видом обучения. Обучение проводится путём использования реальных, живых, только что возникших ситуаций.

3.              Проектное или программное обучение.

Группа педагогов определяет для себя направление деятельности, разрабатывает программу, реализацию которой осуществляет совместно или каждый в отдельности, но при совместном обсуждении достигнутого и неудавшегося.

           На данный момент в школе   активно внедряется работа малой группы, объединённой единой темой и интересом  (творческие группы учителей). Это:

  •  Развитие информационной грамотности обучающихся и педагогов. (руководитель Карпова Н.Н.)
  •  Профориентационная работа как одно из условий профессионального самоопределения обучающихся. (руководитель Кушнаренко В.А.)
  •  Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. (руководитель Иванова М.Я.)
  •  Группа «Поиск» в образовательном процессе. (руководитель Репетун Т.В.) – данная творческая группа организована по патриотическому воспитанию.
  •  Гуманизация образования и воспитания в условиях функционирования общеобразовательного учереждения с внедрением инклюзивного (интегрированного) обучения. (руководитель Ветрова Т.И.)

Работа в режиме малых творческо - исследовательских групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов, т.к. в состав каждой группы входят те педагоги, кому интересно вместе. Увлечённость одной проблемой, занятия  исследовательской деятельностью  активизируют деятельность педагогов по переводу их методической   деятельности в поисково- исследовательскую, способствуют повышению квалификации учителей, создают условия для качественного скачка в развитии профессионального роста педагогов.

           Особую роль в организации методической работы в школе играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых учителей. Работа с ними в значительной степени отличается от организации работы с педагогами, долгое время успешно работающими в школе. Это специалисты, теоретический запас знаний которых больше, но нет практических навыков. Поэтому необходимо обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя, формирование мотиваций самосовершенствования у начинающего учителя. В школе  работает «Школа молодого учителя», в работе  которой вместе с молодыми специалистами участвуют наставники, психолог, учителя – предметники и представители творческих групп. Семинары – практикумы, недели молодого специалиста, взаимопосещение уроков, практические занятия, консультации, тренинги, ролевые игры помогают организовать непрерывное образования молодых специалистов. Работа с молодыми и начинающими специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого учителя владельцем секретов мастерства, накопленного педагогами нашей школы.

Особое внимание в своей внутришкольной модели мы уделяем формированию у педагога профессиональной компетентности.

Согласно Международным профессиональным стандартам педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых компетенций и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.  Базовые технологические компетенции отражаются в Государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они имеют свою специфику, объединяют знания и навыки, требуемые для реализации профессиональной деятельности  и должностных обязанностей. Сопутствующие компетенции - это те, которые являются дополнительными и индивидуальными для каждого педагога. Это потенциал личности, прошлый опыт человека, который позволяет ему быть успешным в профессиональной деятельности.
          Данный подход позволил нам смоделировать образ современного педагога с определенным набором ключевых (базовых) и сопутствующих профессиональных компетенций.

В качестве основных компетенций были выделены следующие.

  •  Образовательно-воспитательная компетенция, включает следующие показатели ее сформированности :

- способен реализовывать целостный подход в педагогическом процессе, т.е. реализует комплексно образовательную и воспитательную функцию;
- способен создать гуманистическую педагогическую среду, т.е. владеет личностно-ориентированными образовательными технологиями; умеет выстраивать и осуществлять педагогическое взаимодействие на диалогической основе);

- способен организовать внеучебную воспитательную работу, т.е.владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий);
- способен реализовывать личностно-ориентированный подход в работе с обучающимися , т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности младшего школьника; владеет технологиями отбора критериев обученности и воспитанности учащихся;
- способен проектировать направления развития личности обучающегося, т.е., определяет основные тенденции и направления траектории личностного развития ребенка, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- способен оказать содействие в области коррекционной педагогики, владеет диагностическими и методическими приемами работы с детьми.

Учебно-методическая компетенция:

- способен планировать образовательно - воспитательную работу (может составить план урока; внеклассного мероприятия; спланировать контрольно- проверочную работу);

- способен отобрать содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы в области образования и школы /государственный образовательный стандарт, учебный план, учебную программу);

Социально-педагогическая компетенция:

- способен разъяснить родителям основные положения школьной и семейной педагогики (устанавливает профессиональный и личностный контакт с родителями ребенка; мотивирует родителей на взаимодействие с педагогами школы; аргументировано и доступно раскрывает специфику развития и обучения школьника).

Имея ввиду, что сопутствующие профессиональные компетенции, отражают личностные, индивидуальные характеристики педагога, мы в качестве базы для их определения берём общие (ключевые) компетенции, руководствуясь тем, что личностная компонента в педагогическим труде подчас приобретает ярко выраженную профессиональную направленность.
Каждая "ключевая (общая) компетенция" предопределяет сформированность следующих показателей овладения ею педагогом: так,
политические и социальные компетенции обуславливают наличие:

- способности деятельно содействовать урегулированию межличностных и конфликтов;
. способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;

Компетенции, касающиеся жизни в обществе:

- способности выстраивать толерантные межличностные отношения, т.е. наличие терпимости к инакомыслию;

- способности к восприятию иноязычных культур.

Компетенции, касающиеся владением устным и письменным общением:
- способности осуществлять устное и письменное общение (коммуникативность);
- способности к установлению "диалога культур".

Компетенции, связанные с возникновением общества информации:
-
способности к работе в единой информационной среде;
- способности использовать информационные технологии и применять их в учебном процессе.

Компетенции способности учиться:

- способности овладеть широким кругозором в сочетании с глубокими познаниями в области предмета образования;
- готовности и потребности к постоянному профессиональному росту.

Мы уверены, что овладение профессиональными педагогическими компетенциями придаёт процессу профессионального становления личности педагога более целостный, способствующий большей ее самореализации и конкурентоспособности характер.

          Проблема формирования профессионального опыта педагога имеет не только теоретический, но и прикладной аспект рассмотрения. В этом контексте типичные ситуации профессиональной жизни педагога-практика представляют для нас особый интерес, ибо именно на их разрешение и направлена вся модель образования педагога. В этих ситуациях сконцентрирован опыт, который педагог воспринимает именно как профессиональный опыт.

Ежегодно анализируя деятельность школы, мы неоднократно обращали внимание на такой факт: одно из самых нелюбимых занятий для педагога-практика – это задание обобщить свой педагогический опыт. И, если это от педагога всё же требовалось, то  он делал все возможное, чтобы либо все-таки избежать этой ситуации, либо решить эту профессиональную задачу достаточно формально, например, переписывая из книг, журналов, «скачивая» из интернета. Способов множество.

Но мы убеждены, что обращение к собственному педагогическому опыту в форме ли его обобщения, либо в другой какой-либо форме – это шанс самостоятельно и осознанно определить пути своего дальнейшего профессионального становления.

Анализируя данную ситуацию, мы искали ответ на вопрос - что мешает педагогу  успешно справляться с этой задачей?

Вот некоторые проблемы, которые мы выделили и  под влиянием которых, на наш взгляд, значительно снижается эффективность и действенность такого задания - исследование своего опыта с целью обобщения:

•  Смысла и цели.  Зачем это нужно? Как это может быть использовано? Кем?

•  Мотивации. Кому это нужно?

Чаще всего педагог убежден, что это нужно администрации образовательного учреждения, или связывает эту проблему с необходимостью прохождения аттестации. В любом случае побудительный стимул мотивации исходит извне. Важно то, что он не является внутренней потребностью автора опыта.

•  Языка описания. 

Многие педагоги воспринимают свой опыт как совокупность «гештальтов» (своеобразных продуктов интуиции, чувствований, переживаний, ощущений). В этом случае весь процесс взаимодействия с учеником выступает как очевидный и достоверный.

•  Выбора объекта обобщения. Чем богаче, ярче, самостоятельнее опыт педагога, тем сложнее, как правило, ему выбрать объект, достойный обобщения.

•  Формы обобщения. Закономерность, которую мы указали выше, проявляется и в этой проблеме, когда педагог испытывает затруднения в выборе формы обобщения с точки зрения точности и адекватности формы накопленному опыту.

•  Научно-методического сопровождения процесса обобщения педагогом своего опыта. Мы полагаем, что эта проблема имеет особое значение в условиях опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения. В этой ситуации обобщение опыта является частью процесса инновационных преобразований и его зеркалом. Поэтому педагог нуждается в консультационной или какой-либо другой помощи. В любом случае, обобщение опыта, его оформление не должно быть, образно говоря, «личной проблемой» того, кому это поручили.

•  Недоверие к педагогической теории, а у некоторых педагогов почти отвращение к ней, возникшее еще на этапе получения базового профессионального образования, а потому практически полное отсутствие интереса к современной педагогической теории, ее методологии.

Мы считаем, что обобщение педагогического опыта – это способ профессиональной рефлексии. Качество такой рефлексии во многом зависит от наличия у педагога представлений методологического уровня о сущности тех явлений, с которыми он как профессионал имеет дело.

Каковы наши предложения по этому вопросу?

Педагогу мы предлагаем, прежде чем приступить к изучению своего опыта с целью его обобщения, ответить себе на следующие вопросы:

1. Зачем я приступаю к обобщению своего опыта?

2. Какую пользу и для кого я хочу извлечь из «погружения» в свой опыт?

3. Какова цель обобщения?

4. Что именно из своего педагогического опыта я хочу обобщить и почему?  

5. Чем эта грань моего педагогического опыта выигрышно отличается от аналогичного опыта моих коллег?

7. Что я об этом опыте знаю и знаю ли вообще?

8. Возможные способы оформления?

9. Какая форма позволяет наиболее полно и точно раскрыть суть моего педагогического опыта?

Педагогу мы также предлагаем различные возможные формы обобщения педагогического опыта:

1. Учебная программа. Она позволит продемонстрировать результаты творчества педагога в области содержания образования.

2. Педагогическая технология. Она позволит продемонстрировать результаты творчества педагога в области методов обучения и воспитания.

3. Теоретическое обоснование педагогического опыта .

Например, для разноуровневого и разнотемпового обучения.

4. Концепция урока. 

5. Система уроков по теме.

6. Мониторинг обучения учащихся.

7. Учебно-методический комплекс. Совокупность демонстрационного и раздаточного материала, который обеспечивает реализацию идей автора данного опыта.

8. Программа деятельности кружка в школе.

9. Подготовка материалов к публикации (своих и ученических): тезисы, статьи, уроки.

10. Оформление кабинета.

11. Система воспитательной работы с классом.

12. Проведение мастер-класса.

13. Разработка электронного портфолио педагога.

         Предлагая  формы обобщения педагогического опыта, мы стремимся не только предложить научно-методическую помощь педагогу в оформлении его педагогических находок с целью презентации опыта в педагогическом сообществе. Каждая форма является, в определенном смысле, условиями, которые может создать себе педагог, проектируя горизонты своего профессионального будущего: кем он хочет себя видеть? где источник его самоуважения? какими идеалами наполняет он свое пространство взаимодействия с детьми? чем он питает их будущее?

Литература:

  •  Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  •  Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала//Человек. 1996. № 4.
  •  Завьялов В.Е., Петров А. В., Тихомиров М.М. Системы информационно-аналитической поддержки кадровых решений. М., 1999.
  •  Кадровый менеджмент: Научно-методическое пособие к пилотному семинару по программе «Законодательство о государственной службе — кадровый менеджмент». М., 1997.
  •  Кноринг В.И. Искусство управления. М., 1997.
  •  Королев М.Ф., Полле А.Б., Романькова Н.В. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность. М., 1996.
  •  Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999.
  •  Красовский Ю.Д. Управление поведением персонала в фирме. М.,1997.
  •  Круден Г.Дж., Шерман А.У. Зарубежный опыт управления персоналом. Ч. III: Обеспечение кадрового потенциала организации. М., 2001.
  •  Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. Т. II. М., 1989.
  •  Менеджмент организации: Учебное методическое пособие. М., 1994.
  •  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
  •  Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.


Изучение передовых технологий

  •  Самообразование
  •  Обучение на курсах повышения квалификации
  •  Изучение психолого-педагогической литературы
  •  Посещение уроков коллег
  •  Тематические педсоветы
  •  Методические дни
  •  Создание собственных методических технологий
  •  Семинары
  •  Конференции
  •  Консультации
  •  

Прежде всего, это творческое сотрудничество ученик-учитель, использование  нетрадиционных методик обучения, повышающих мотивацию обучения и интерес детей к школе. Мотивация умений учить самого себя.

Личностно-  

Самообразование    ориентированный                              подход

Повышение

профессионального

уровня учителя               Компетентность

Формирование и развитие педагога

  •  Изучение новинок педагогической литературы, дополнительного научного материала по преподаваемому предмету;
  •  Изучение новых программ и учебников, уяснение их требований и особенностей;
  •  Использование навыков работы на компьютере, ТСО на уроках;
  •  Работа над научно-исследовательской темой

  •  Духовно-нравственная компетентность;
  •  Правовая компетентность;
  •  Интеллектуальная компетентность;
  •  Коммуникативная компетентность;
  •  Социально-культурная компетентность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53814. Музичні шедеври Родіона Щедріна 161 KB
  Мета: Познайомити студентів з творчістю Р. Щедріна показати особливості його музичної мови. Щедріна. Хід лекції 16 грудня 2012 року виповнилось 80 років з дня народження Родіона Костянтиновича Щедріна одного з найвідоміших композиторів другої половини XX століття.
53815. Святковий концерт до 8 Березня «Зустріч з зірками» 46 KB
  8-ий ученьСвята і грішна Ніжна і жагуча Цнотлива й пристрасна І сильна і слабка Ви жінка неповторна і чарівна Ви жінка вічно мудра й молода. Ви жінка жінка мати і дружина Безмежне море доброти й тепла. 10-ий учень Пянка і чуйна Ліки і отрута Земна й небесна Горда і проста Ви жінка королева берегиня Мінлива непізнанна дорога. Для вас імена вчителів художній номер 3тя учениця Воістину небесна і земна Заквітчана і терном і барвінком Свята і грішна рідна й чарівна Повіки будь благословенна жінка.
53816. КООРДИНАТНА ПРЯМА. ЦІЛІ І РАЦІОНАЛЬНІ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА 206 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля; відпрацювати навички застосування означення та властивостей модуля для розв’язування рівнянь; розвивати самостійність творчість; виховувати активність увагу наполегливість інтерес до математики; взаємозв'язок з історією математики....
53817. Прямокутна система координат. Координатна площина 1.31 MB
  Мета та задачі уроку: сформувати поняття координатної площини координат точки на площині абсциси та ординати точки; сформувати вміння виконувати вправи що передбачають знаходження координат точки на координатній площині та побудову точки за її координатами; сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття; підвищувати інтерес до математики. Відстань від початку відліку до точки на координатній прямій 15. Фронтальне опитування Що називається координатною прямою Що називається координатою точки...
53818. Чарівна координатна площина. 6 клас 1.89 MB
  Мета: Відпрацьовування навичок побудови точок на координатній площині і вміння знаходити координати точок побудованих на площині; розвивати пізнавальну активність творчі здібності навички самостійної роботи роботи на комп’ютері; виховувати інтерес до математики усвідомленість своїх дій і їх використання в реальному житті.Вироблення навичок побудови точок на координатній площині Гра Улучення в ціль зберемо гроно винограду. Учні називають координати зазначених точок і поруч на прозорій плівці малюють виноградне лоно...
53819. Координатна площина 6.62 MB
  На екрані з’являється слайд Кожна команда формулює питаннящоб відповіддю було це поняття. Якщо команда ставить правильно запитання і знаходить буквувона більше не бере участь. Кожна команда повинна знайти одну з букв. В залежності від того яку букву одержить команда вчитель регулює подальші дії.
53820. Определение географических координат (6 класс) 51 KB
  Далее объясняю как определить географическую широту места на карте или глобусе что такое географическая долгота. Обозначить на карте местонахождение базы точкой а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками. На карте или глобусе определите какой это остров Мадагаскар. На контурной карте полушарий подписать его название.
53821. Загальна характеристика рудних та нерудних корисних копалин України 115.5 KB
  Найбільший за площею вугільний басейн Дніпровський буровугільний Найбільший за запасами вугілля Донецький Найменша глибина залягання пластів Дніпровський буровугільний Найменший за площею ЛьвівськоВолинський Найбільша глибина залягання Донецький Найпотужніші пласти кам’яного вугілля Донецький Значний відсоток коксівного вугілля ЛьвівськоВолинський Гра Увага тест на уважність я називаю корисні копалини учні родовища Нафта Кам’яне вугілля Торф Природний газ Буре вугілля Горючі сланці. Дайте...
53822. Производственный и финансовый риски, их взаимосвязь с производственным и финансовым левереджем 27.5 KB
  Производственный риск обусловлен структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Этот риск определяется многими факторами: отраслевыми и региональными особенностями бизнеса, конъюнктурой рынка, национальными традиции