7044

Цель в системе управления

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема 5 Цель в системе управления Настоящая тема раскроет для изучающих менеджмент следующие вопросы: определение цели аспекты цели типы целей цель как рабочая категория различных наук взаимосвязь средства и цели носители цели цел...

Русский

2013-01-12

539.5 KB

31 чел.

Тема 5

Цель в системе управления

Настоящая тема раскроет для изучающих менеджмент следующие вопросы:

• определение цели;

• аспекты цели;

• типы целей;

• цель как рабочая категория различных наук;

• взаимосвязь средства и цели;

• носители цели;

• цели организаций;

• цели управления;

• место цели в процессе управления;

• иерархия целей (дерево целей);

• «луковица целей»;

• стратегия устранения «узких мест»;

• управление по целям;

• цели субъекта и объекта управления;

• стратегические цели.

Труд – это целесообразная деятельность человека, осуществляемая ради удовлетворения его потребностей. Любое действие человека начинается с постановки цели: создать частное предприятие (открыть магазин, ресторан, минипекарню), поступить в институт, освоить менеджмент, овладеть английским языком, купить костюм, написать книгу, купить дачу.

Великий мыслитель древности Аристотель писал в своё время, что, «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания -это здоровье, у судостроения – судно, у военоначалия – победа, у хозяйствования – богатство». Цель деятельности ставит отдельный человек в своей каждодневной жизни, коллектив работников участка (бригады), цеха, предприятия в целом, социально-экономическая система, политическая партия, государство. Попробуем разобраться, что же такое цель и насколько она необходима в системе управления производством.

5.1. Понятие цели

Цельодна из самых сложных и вместе с тем древнейших категорий. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переносится им на многие естественные (природные) и искусственные системы.

Говорят о цели или целевом назначении:

• окружающих предметов (стул сделан, чтобы сидеть, нож – чтобы резать);

• технических систем (радиоприёмник сделан, чтобы принимать передачи, промышленный робот – чтобы заменить человека при выполнении технологических операций);

• социально-экономических систем (предприятие создано, чтобы выпускать определённую продукцию) и т. д.

Познания цели помогают понять сущность исследуемых систем и именно поэтому интерес к содержанию этого понятия непрерывно растёт. Категория «цель» прошла длительный путь развития от простейших форм до сложных структурно-функциональных представлений. Эволюцию понятия «цели» можно проследить по таблице 5.1.1, где приведены её определения, отражающие процесс изменения представления о цели в философии.

Таблица 5.1.1

Автор

Определение цели

1

2

Аристотель

1. Всегда должна быть последняя конечная цель, которая не существует для другого, но для которой и всё – другое.

2. Цель есть то, ради чего нечто существует

Демокрит

Цель – благое состояние духа.

Гольбах

Цель – устойчивое целое, сохраняющееся в беспрерывном изменении частей

Фихте

Невозможно, чтобы человек действовал, не имея в виду некоторой цели, в то время как он определяет себя к действию, у него возникает понятие будущего, которое должно последовать из его действий, и это и есть именно понятие цели

К. Маркс,

Ф. Энгельс

Цель – обозначение предвосхищения в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта, носителя этой цели

БСЭ

Цель – это категория, обозначающая заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей, партии или класса

Последнее определение цели (БСЭ) может до известной степени претендовать на универсальность, но содержание цели настолько многозначительно и многовариантно, что вряд ли можно предположить для такой категории какое-то одно, пусть самое мудрое, определение.

Другие определения цели. К ним относятся:

• цели – это будущие состояния, желательные для индивида или социально-экономической системы;

• цели как осознаваемые ограничения, наложенные на нынешнее и будущее поведение и основаны на анализе прошлых и будущих потребностей, желаний, устремлений (отказ от вредной пищи и вредных привычек ради здоровой и долгой жизни);

• цели – это не только желательные ориентиры для будущих достижений, они предполагают определённое поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей в жизнь.

5.2. Аспекты цели

Основоположники марксизма-ленинизма отмечали, что цель имеет сложную отражательную природу, проявляющуюся в двух отношениях:

  1.  цель есть потребность человека, которая возникает из-за противоречия последнего со средой;
  2.  цели человека порождены объективным миром и предполагают его.

Потребность приводит к «собственно» цели – образу предмета («мысленно представляемый предмет»), который должен возникнуть в результате предстоящих действий.

Цель – основная форма предвосхищающего отражения, которое охватывает собственно познавательные и проектирующие аспекты (антиципации – предвосхищения, опережение событий).

В цели отражается ожидаемый результат сознательной деятельности людей.

Взаимосвязь формы и содержания цели показана на рис. 5.2.1.

Рис. 5.2.1

Познавательный аспект цели соответствует прогнозу будущего.

Проектирующий аспект цели соответствует способам перехода к желаемому будущему или плану.

Представляя образ того, что человек или некоторая система хочет достичь, цель характеризуется и выражает себя во множестве аспектов, которые можно увидеть на рис. 5.2.2.

Рис. 5.2.2.

Цель как рабочая категория различных наук. Цель служит рабочей категорией не только в философии, но и в ряде других наук, таких как теория управления, механика, физика, биология, экономика, кибернетика, психология. Каждая из этих наук конкретизирует понятие «цель» с позиции используемого аппарата исследования.

В экономике цель связывают с конкретными конечными результатами, на достижение которых направлена производственная деятельность. Такое понимание цели открывает широкие возможности повышения эффективности экономических систем на основе управления по конечным результатам.

5.3. Типы целей

По наличию информации о способах достижения можно выделить три типа целей:

• функциональная;

• цель – аналог;

• цель развития.

1. Функциональная цель. Это цель, способ достижения которой известен данной системе (или человеку), которая уже достигала данную цель. Функциональные цели повторяются во времени и пространстве.

Примеры:

  •  результаты выполнения производственных операций, многократно повторяющихся из смены в смену;
  •  стандартные функции управления и т.д.

Все системы, созданные человеком, есть достигнутые функциональные цели.

2. Цель-аналог. Это образ, который был получен в результате действий другой системы (человека), но ни разу не был достигнут данной системой (человеком) или, если и достигался, то при другом состоянии внешней среды.

Примеры:

  •  выпуск цветных телевизоров для завода, производящего телевизоры с черно-белым изображением;
  •  переход от опытного производства к серийному на одном и том же предприятии.

3. Цель развития или новая цель. Такой будем считать цель, которая никогда и никем ранее не достигалась. Эта цель, как правило, связана с образованием новых систем.

Примеры:

  •  создание первого искусственного спутника Земли;
  •  формирование рыночных отношений на конкретном предприятии в российской экономике.

Все три типа целей связаны между собой. Цель развития при условии её успешного достижения одной из систем превращается в цель – аналог для всех остальных систем, а для данной системы становится функциональной целью при неизменных внешних условиях и целью аналогом, если условия изменились (рис. 5.3.1.).

Рис. 5.3.1.

При рассмотрении многообразных вопросов темы мы встретимся с разновидностями и модификациями целей, интерпретацией их определения и другими моментами, что включает процесс познания цели. Приобретённые знания помогут менеджеру правильно ориентироваться в целях при управлении системами.


5.4. Средства и цели, их взаимосвязь

Каждое средство можно рассматривать одновременно и как цель, а каждую цель – как средство. Каждую промежуточную цель можно рассматривать как средство для достижения последующих целей.

Примеры:

  •  приобретение денег для создания фирмы – цель (первоначальная);
  •  на деньги закупаются материалы, оборудование, рабочая сила, т. е. цель служит средством;
  •  приобретение оборудования – цель, а приобретенное и установленное оборудование – средство для производства благ – достижение цели.

Ценность средств. Эффективность того или иного средства представляет вероятность достижения желаемой цели. Чем выше эта вероятность, тем эффективнее средство. Таким образом, эффективность средства является мерой его внешней ценности.

Внутренняя ценность средств связана непосредственно с получаемым удовлетворением, а внешняя – с ожидаемыми результатами. Удовлетворение – понятие весьма субъективное, это эстетическая цель, её трудно оценить с помощью показателей целевой или экономической эффективности.

Если цели не рассматриваются как средства для достижения других целей (т. е. не рассматривается их внешняя ценность) и, следовательно, не учитываются возможные последствия их достижения, то это может само по себе иметь серьёзные последствия.

Стремление к идеалу. Результат решения проблемы всегда можно рассматривать как средство для достижения более отдалённого результата -конечной цели. Поэтому для определения внешней ценности любого промежуточного результата, необходимо знать, какой исход в конечном счете необходим и насколько приближает к нему промежуточный исход

Возможность приближения к конечным исходам делает степень продвижения к ним важным показателем внешней ценности любого промежуточного результата (рис 5.4.1.).

Рис 5.4.1.

Идеал желательный конечный исход. Ощущение продвижения к идеалам придает смысл жизни и делает выбор осмысленным.

Цели строятся как результат учета средств, и наоборот, средства подбираются в соответствии с целью. Цель становится средством, средство до овладения им само служит целью. Приобретение оборудования – цель (средство служит целью), а приобретенное и установленное оборудование – средство (цель становится средством).

5.5. Цели применительно к организациям

Организацию (предприятие, фирму) можно рассматривать как средство достижения для целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы выполнить индивидуально. Какова глобальная (генеральная) цель организации. Одни такой целью называют прибыль другие – удовлетворение потребностей потребителя, третьи – служение обществу. Остановимся на цели организации (фирмы) и попытаемся разобраться (рис. 5.5.1).

Рис. 5.5.1.

Прибыль не цель, это условие для достижения цели, индикатор успешности деятельности. Прибыль сегодня в большей мере зависит не столько от умения продать созданный товар, сколько от способности произвести то, что нужно в данный момент людям, пользуется спросом, удовлетворяет общественные потребности. Кто справляется с такой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль. Поэтому прибыль в качестве непосредственной цели коммерческой организации фигурирует сегодня всё реже.

«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех». Эти слова крупнейшего японского предпринимателя и теоретика бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на которой в современных условиях основывается формулировка цели коммерческой организации.

Приведённый тезис Татеиси по-восточному образно обосновывает следующими словами: «Взаимосвязь предприятия, прибыли и служения обществу имеет своё подобие в живой природе: пчёлы, мёд и опыление. Перелетая с цветка на цветок, пчела стремится собрать нектар ради производства мёда. Цветы же представляют пчёлам свой нектар, чтобы добиться опыления. Подобным же образом предприятия используют общество для получения прибыли. Общество обеспечивает предприятию получение такой прибыли и, в свою очередь, толкает предприятие на путь служения своим интересам.

Предприятие, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества. Такое утверждение лишь констатирует реальность: предприятие само по себе олицетворяет служение обществу». В противном случае, как считает К. Татеиси, предприятие не имеет будущего – его ждёт гибель.

Кто формирует цели? На первый взгляд может показаться, что цели определяются, владельцами или руководителями организаций произвольно, но на самом деле они представляют собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, таких как её роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала.

В то же время на формулировку целей существенное влияние оказывают интересы многочисленных субъектов, связанных с её деятельностью. К ним относятся:

  •  владельцы или руководители организации;
  •  сотрудники организации, которым последняя даёт средства к существованию, положение, статус и т.п.;
  •  деловые партнёры, чьё благополучие также в немалой степени зависит от организации;
  •  местные власти, которым организация помогает решать многие проблемы;
  •  наконец, общество в целом.

Так, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие трудности даже для самых крупных государств.

Типы целей в организациях. В производственных организациях одновременно проявляются три основных типа целей:

  1.  цели-задания, исходящие от вышестоящих органов и отражающие внешнюю функцию организации (госзаказ, поручения и т. д.);
  2.  цели-ориентации, выражающие потребности работников (получение вознаграждения, престижа и т. д.);
  3.  цели системы, т. е. объективная необходимость поддержания целостности организации, её стабильности и равновесия (относительное постоянство связей, требований, личного состава).

Перечисленные цели организаций являются базовыми, исходными, их достижение связано с определением множества вторичных целей:

  •  повышение качества продукции;
  •  улучшение условий труда;
  •  укрепление дисциплины труда и др.


5.6. Цели в управляемой и управляющей системах

Прежде обратим внимание на структуру цели и методологию её разработки применительно к системе управления (рис. 5.6.1.).

Рис. 5.6.1.

Цель – сочетание необходимого, возможного и желаемого в состоянии управляемой системы в будущем (рис. 5.6.2.).

Рис. 5.6.2

Наличие цели – отличительный признак исключительно человеческой деятельности. По своему происхождению цель есть определённый мотив деятельности, т. е. в отличие от вообще мотива (психическое явление, побуждающее и направляющее деятельность человека) имеет большую предметную определённость (конкретные форму и содержание достигаемого результата).

В хозяйственной практике часто уместно такое определение цели:

Цель – планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Носители цели. Ими могут быть:

  •  индивиды;
  •  группы;
  •  организации.

Как видим, наряду с индивидуальными существуют и общие цели.

Общие цели. Они возникают двояким путём:

  1.  как «тактическая коалиция», т. е. взаимосогласование индивидуальных целей в группе, при котором каждый что-то уступает, чего-то достигает и в итоге образуется некая результирующая;
  2.  как «многократный субъект», т. е. совпадение некоторых индивидуальных целей членов группы.

Функции целей. В системе управления производством цели выполняют ряд важных функций, на которых необходимо остановиться.

1. Цели отражают философию организации, концепцию её деятельности и развития. Философия организации – образ существования и функционирования, выбор ценностей и приверженность к ним (отношение к персоналу, потребителям, государству, инвесторам и др.).

Концепция совершенствования производстваповышение производительности и снижение издержек.

Концепция совершенствования товара – повышение качества продукции.

Концепция совершенствования сбыта – расширение рынков сбыта и рекламы продукции.

Концепция удовлетворения потребителей – искать товар, обеспечивая повышение удовлетворённости потребителей.

2. Цели уменьшают неопределённость текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов.

3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

4. Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они, или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелёгкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения (построение коммунизма, новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа).

Цели по блокам системы управления. Раскрывая внутреннюю среду организации и выявляя её параметры, мы представили систему управления (или предприятие) в виде совокупности блоков, которые могут быть носителями целей (см. тему 4, п. 4.2.). Каждый работник предприятия независимо от того, в каком подразделении (звене) он работает, всегда имеет два направления целей:

  1.  индивидуальная или личная цель;
  2.  общая (коллективная) цель, к реализации которой работник причастен.

Концепция двух направлений целей работника является основополагающей в управлении трудом и обеспечении успешной жизнедеятельности организации.

Теперь важно остановится на ориентирах при формулировке целей, о чём уже упоминалось в предыдущей подтеме, когда речь шла о зависимости целей от обстоятельств, окружающих её носителей. Но сначала посмотрим на носителей цели в системе управления (рис. 5.6.3).

Рис. 5.6.3.

Как видно из рис. 5.6.3, носителями цели в системе управления являются:

  •  отдельные работники (рабочие всех видов производства, руководители, специалисты и технические носители);
  •  коллективы подразделений (производственных и управленческих);
  •  социально-экономические системы (предприятие, система управления и её подсистемы, виды или сферы её деятельности).

Такая классификация носителей цели в системе управления оправдана потребностями практики, она обязывает менеджеров постоянно держать в поле зрения одновременно индивидуальные и общие (групповые) цели. Хотя под углом зрения кибернетики все перечисленные носители цели есть системы (социальные и социально-экономические), ибо управляют, как мы уже знаем, только системами. Последнее – теоретический аспект, не противоречащий построению инструментария для повышения эффективности менеджмента.

Для учёта ориентиров при формулировке целей проведём ранжирование носителей цели, которое представит собой уровневую пирамиду с перечнем возможных ориентиров (рис. 5.6.4).

Рис. 5.6.4.

Так, отдельный работник может ставить перед собой следующие цели:

  •  иметь индивидуальный доход в таком-то размере;
  •  повысить разряд, квалификацию, должностной статус;
  •  окончить курсы, колледж, университет;
  •  получить работу в престижном коллективе;
  •  добиться признания своего труда и соответствующего вознаграждения;
  •  выполнить индивидуальное задание в установленные сроки и на профессиональном уровне;
  •  содействовать успеху фирмы и др.

Целями производственных подразделений могут быть следующие:

  •  повысить качество выпускаемой продукции и добиться ее конкурентоспособности;
  •  повысить производительность труда;
  •  создать благоприятный психологический климат в коллективе;
  •  выполнить подразделенческое задание в полном объёме в установленные сроки и др.

Управляющая система является носителем целей организации. Это общие цели и среди них – генеральная цель, которая по-другому называется миссией. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей.

Главная цель управляющей системысохранение устойчивого состояния управляемой (производственной) системы и обеспечение выпуска в заданном объёме конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Кроме того, перед управляющей системой стоят многообразные цели по видам деятельности: технические, технологические, экономические, производственные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

Общеорганизационные цели могут быть ориентированы на:

  •  достижение финансовой устойчивости;
  •  обеспечение необходимого уровня рентабельности;
  •  завоевание тех или иных рынков.

В современных условиях общие цели формируются, как правило, в совместном диалоге высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзной организации.

В разрезе общих разрабатываются специфические цели в каждом подразделении, которые определяют основные направления его деятельности. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. Специфические цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.

5.7. Целеполагание (построение цели)

Поскольку управление является целенаправленным воздействием, то прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Здесь и нужен инструментарий в виде определённых правил.

Целеполагание – процесс создания и формирования цели, один из важнейших элементов процесса управления. В управлении производством целеполагание выступает в двух аспектах:

  1.  как предвосхищение результатов управленческой деятельности;
  2.  как конечный этап многочисленных управленческих операций, процедур, осуществляемых аппаратом управления конкретного предприятия.

Целеполагание происходит в единстве со средствами и в сопоставлении с достигнутыми результатами, что необходимо для переформулировки цели, её уточнения, выдвижения новых целей.

Правила целеполагания. Ими являются:

  1.  описание ситуации, требующей вмешательства (действий) органа управления по наиболее существенным параметрам управляемого объекта;
  2.  выбор в качестве общей, базовой (исходной) или глобальной целиглавного направления деятельности;
  3.  формулирование цели как желаемого результата, а не процесса (например, цель – проект здания, а не разработка проекта);
  4.  декомпозиция, т. е. разбиение цели на составляющие подцели;
  5.  рассмотрение подцели (наряду с другими подцелями) как средства достижения цели;
  6.  постановка подцелей как задач или заданий перед подчинёнными звеньями;
  7.  исключение постановки альтернативных или противоречивых целей;
  8.  переформулирование подцелей, если в первоначальной формулировке они адекватно не воспринимаются (подчинёнными);
  9.  установление для каждой цели (подцели) критериев её достижения;
  10.  установление для каждого органа управления одной главной цели, за достижение которой он ответственен перед руководством организации.

Иерархия целей («дерево целей»). В силу закона иерархии (или пирамиды) системы способны расчленяться на составляющие по уровням (ступеням) от самого сложного до элементарного простого. Это относится и к социально-экономической системе, какой является предприятие с его известными уровневыми составляющими (собственно предприятие, цехи, производственные участки, рабочие места).

На каждом уровне предприятия, образованном по производственному признаку, создаётся орган управления, который устанавливает цели-задания для нижестоящего уровня (руководство предприятия ставит цели перед цехами, цели – перед производственными участками, а последние – перед отдельными рабочими). Так возникает иерархия целей, или «дерево целей» (по сходству картины-рисунка разветвления с деревом).

«Дерево целей»это графическое представление взаимосвязей и соподчинённости целей и задач одной или нескольких систем. При этом сложные и комплексные цели расчленяются по выбранным критериям на ряд менее сложных, которые также расчленяются на подцели и задачи (подзадачи).

Покажем иерархию целей на примере системы-предприятия (рис. 5.7.1.):

Рис. 5.7.1.

Установленная цеху цель как часть генеральной распределяется между его участками, которые выполняют установленную им цель как часть цеховой цели. Производственные участки распределяют свою цель между отдельными рабочими, выполняющими установленную им цель как часть участковой цели. Иерархия целей, подобно ветвям, поддерживающим жизнь дерева, обеспечивает участие всех звеньев в реализации генеральной цели предприятия, в его успехе и развитии.

5.8. Концентрация целей на главном направлении

Цели должны быть сконцентрированы на самом важном. Что же самое важное? В этом нам поможет изображение «луковицы целей» (рис. 5.8.1.).

Рис. 5.8.1.

УП – удовлетворение потребностей, ЛУМ – ликвидация узких мест.

Внешний слой «луковицы целей» – предприятие независимо от того, относится ли оно к материальному или духовному производству, определяется рынком. Это может быть мировой или локальный рынок. Главное, чтобы на этом рынке могла быть удовлетворена неудовлетворённая другими потребность в той продукции, которую производит предприятие.

Если такой потребности нет, то это означает, что продавец лишён условий существования на данном рынке. В этом случае за счёт специфических форм предложения следует пытаться разбудить интерес, т. е. спрос, и тем самым вновь открыть для себя рынок.

Таким образом, первая и высшая цель любого предприятия – удовлетворение потребностей рынка.

Узкие места. Предпринимая усилия по производству отвечающей рыночным потребностям продукции, предприятие наталкивается на узкие места. Эти узкие места в рамках самой системы – предприятие (см. второй слой).

К узким местам могут относится:

  •  слишком высокие издержки;
  •  недостаточные мощности;
  •  неквалифицированный персонал;
  •  слабая маркетинговая служба;
  •  нехватка финансовых средств;
  •  слабое управление.

Поэтому каждое предприятие заинтересовано в скорейшем обнаружении самого узкого места, приносящего наибольший ущерб. Цели как раз относятся к устранению узких мест.

Сердцевину «луковицы целей» составляет работник. На рабочем месте нужен способный и профессиональный работник. Если его квалификация недостаточна, легко сформулировать цель её повышения. Если квалификация работника переросла те требования, которые предъявляются к нему на данном рабочем месте, то могут возникнуть проблемы, потому что «избыток знания порождает недостаток желания».

Рассмотрим в «луковице целей» систему – подразделение и подсистему – рабочее место. Подразделению нужна продукция рабочего места. Крупнейшая потребность определяет и цель рабочего места. Какие здесь могут возникнуть узкие места: оснащение?, образование?, порядок?, планирование работ?, получение информации? Узкое место должно быть чётко определено и названо.

Стратегия устранения узких мест. В качестве инструментария для решения такой проблемы В. Мевес предложил спираль, названную его именем (рис. 5.8.2.).

Рис. 5.8.2.

Благодаря преодолению узкого места растёт выпуск продукции. Новая стратегия – предпосылка новейшей.


5.9. Управление по целям

Управление по целям (УПЦ)это способ, подход, позволяющий улучшить результативность управленческой деятельности. Чаще всего УПЦ находит применение в сфере управления на высших уровнях. Однако этот метод можно распространить (и это делается) также на всю организацию, включая самый низший уровень управления, особенно там, где высшее руководство одобряет и поддерживает своей деятельностью его применение.

Управление по целям позволяет решить несколько ключевых проблем, связанных с управлением производством:

  •  сосредотачивает внимание работников на ожиданиях, формируемых как цели деятельности;
  •  поощряет взаимодействие работников путём постановки общих целей;
  •  задаёт программу выполнения работы путём определения сроков решения отдельных задач;
  •  определяет сам процесс достижения цели посредством диалога по поводу постановки целей и их достижения;
  •  облегчает управление системой заработной платы, обеспечивая разумную основу для вознаграждения за хорошую работу и достижения;
  •  помогает оценить основания для продвижения по службе, позволяя
  •  выявить возможности работника.

Процесс управления по целям. Метод широко используется менеджерами для придания постановке цели операционального вида (рис. 5.9.1.).

Основные элементы: Основные шаги:

Рис. 5.9.1.

5.10. Стратегические цели

Исходной точкой разработки индивидуальных целей является определение стратегических целей. Хорошо начать со следующих стратегических и других вопросов, касающихся уникальных особенностей организации:

1. Ориентация на рынок: ориентируемся ли мы на рынок или на технологию? Изготавливаем ли мы продукцию для того, чтобы служба сбыта продавала её, или же мы изыскиваем возможности продажи и в соответствии с этим организуем ход вещей?

2. Услуга: в какой мере хотели бы мы обслуживать нашу продукцию? «Сверху вниз» или «снизу вверх»? Устанавливаются ли цифры объёмов продаж и роста высшим руководством, советом директоров и т. п. с дальнейшей разбивкой на низших уровнях? Или же мы собираем сведения о целях отдельных подразделений, чтобы путём их обобщения определить цели организации?

3. Показатели: каков лучший показатель (показатели) общего успеха организации? величина прибыли в рублях? величина прибыли в %? доходы на акции? доходы на совокупные активы? доходы на рынке?

4. Ценообразование: хотим ли мы сорвать куш на рынке? Снижаем ли мы цены? Участвуем ли в ценовой конкуренции?

5. Этика взаимоотношений: идём ли мы прямым и ясным путём или действуем «с позиции грубой силы» в том, что касается отношений с конкурентами, поставщиками, работниками, покупателями?

6. Метод: полагаемся ли мы на опыт и «ноу-хау» каждого управляющего больше, чем на такие средства, как компьютеры или аналитическая работа?

7. Стимулы: стремимся ли мы к тому, чтобы широко делить полученные прибыль и успех между сотрудниками или между отдельными управляющими или не делить их вообще?

8. Продвижение работников: тратим ли мы средства, чтобы вырастить собственных специалистов или представляем сотрудникам возможность заботиться о себе самостоятельно, нанимая людей «со стороны» при внезапно возникшем спросе на специалистов?

9Технология: делаются ли в нашей компании крупные изобретения и использует ли она результаты собственных научных исследований или же мы ожидаем, когда этим займутся другие, предпочитая получать новую технологию «из вторых рук»?

10. Продукция: каковы цены нашей продукции – самые высокие, средние или низкие (а может быть, всё сразу?).

11. Расстановка сил: как бы мы хотели располагаться на рынке среди конкурирующих фирм – быть сильнее, слабее или оставаться вровень с ними?

12. Отношения с обществом: являемся ли мы лидерами в обществе, ходим «в середнячках» или мы недостаточно активны и не имеем собственного лица?

13. Отношения с правительством: откликаемся ли мы в случае необходимости, предпринимаем ли желательные для правительства меры или предпочитаем проявлять инициативу в этих отношениях, стремясь оказать на правительство влияние?

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50499. Создание типизованных файлов с использование элементов управления Edit, Button, GroupBox, RadioButton, CheckBox, ListBox 72 KB
  Цель работы Приобретение навыков работы с типизованными файлами использование в работе элементов управления Edit Button GroupBox RdioButton CheckBox ListBox и других для создания форм. Методические указания по самостоятельной работе студентов Типизованный файл – это последовательность данных одинакового типа которая предназначена для долгосрочного хранения на внешних носителях. В C создание типизованных файлов осуществляется путём записи в файл блоков информации одинаковой длины.
50500. Моделирование работы программ в виртуальной памяти и исследование эффективности их выполнения 86.5 KB
  Имитационная модель страничных прерываний Программа моделирует процесс обработки страничных прерываний и выполнение алгоритмов замещения страниц при их отсутствии в физической памяти. Модель реализована в классе VM который сохраняет последовательность обращений к памяти исследуемого алгоритма трассировка и моделирует по ней страничные прерывания и алгоритмы замещения собирая при этом статистику. Для моделирования обращения к памяти используется метод VM::ccessint ddr int write который получает адрес обращения обычно это индекс в...
50501. Дослідження текстового та графічного режимів роботи EPSON-сумісних матричних принтерів 67.5 KB
  Висновок: у даній лабораторній роботі було розглянуто різні шрифти, які використовуються при друку, а також різні режими друку. Було створено програму, яка генерує коди, які розуміє принтер. На симуляторі принтера підтвердилася робочість програми і було роздруковано текст, зображення, а також візитку, яка містила 2 попередні пункти одночасно.
50502. Исследование функций и построение графиков в полярной системе координат 471 KB
  Обычно функции исследуются в декартовой системе координат, а графики функций, заданных в полярной системе координат, строят по точкам, не приводя полного исследования, подобное тому которое проводится в декартовой системе координат. Но построение графика по точкам не является математически строгим, так как например оно не позволяет определить интервалы возрастания и убывания функции, ее выпуклость и вогнутость или найти асимптоты.
50505. Створення фреймових web-сторінок 299 KB
  Тема: Створення фреймових webсторінок Мата: Навчитися за допомогою Microsoft Office ShrePoint Designer 2007 створювати фреймові webсторінки розібратися із параметрами webвузла. У даному вузлі створила фреймову webсторінку. Скопіювала цю папку в створений webвузол. За допомогою параметрів webвузла та переходів у створеній фреймовій сторінці у лівому фреймі розмістила webкомпоненти таким чином щоб у правому фреймі відкривався кожен із підручників.
50506. ПРИБОРЫ АНАЛОГОВЫЕ А542М 1.81 MB
  Перечень вложенных схем Приложение Г Схема электрическая принципиальная смонтированной платы прибора Приложение Е Схемы электрические соединений прибора: рисунок Схема электрическая соединений одноканального прибора; рисунок Схема электрическая соединений двухканального прибора Приложение Л – Расположение элементов на плате канала измерения В связи с постоянной работой по совершенствованию изделий повышающей их надежность и улучшающей условия эксплуатации в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения не...