70462

Основные модели конфликта

Доклад

Психология и эзотерика

Любые организационные изменения противоречивые ситуации деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Русский

2014-10-20

44.5 KB

0 чел.

16.Основные модели конфликта.

Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  •  конфликт ускоряет процесс самосознания;
  •  под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  •  способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  •  приводит к объединению единомышленников;
  •  способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  •  способствует расстановке приоритетов;
  •  играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  •  благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  •  приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  •  благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  •  конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  •  он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  •  препятствует быстрому осуществлению перемен;
  •  приводит к потере поддержки;
  •  ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  •  вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  •  вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  •  вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  •  в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  •  конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  •  конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов  конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  •  «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  •  «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  •  «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  •  «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  •  «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  •  «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  •  развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25774. Анализ состояния расчетов с дебиторами и кредиторами 33 KB
  Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту задолженности как дебиторской так и кредиторской к нестабильности финансового состояния. Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в...
25775. Звук: основные характеристики, свойства, распространение в среде 15.97 KB
  Сила звука зависит от величины амплитуды колебаний. чем шире размах колебаний тем звук сильнее и наоборот чем меньше размах тем меньше сила звука Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела и измеряется числом полных колебаний в секунду. Тембр звука. Тембром или окраской звука называют то его свойство благодаря которому можно отличить друг от друга одинаковые по интенсивности и по высоте звуки издаваемые разными источниками.
25776. Звукопроводящий отдел слухового анализатора. Понятие о воздушном и костном звукопроведении 14.35 KB
  Звукопроведение может осуществляться 2 путями: воздушный путь; костный путь. В норме основной путь звукопроведения воздушный. Его поступление во внутреннее ухо осуществляется через ушную раковину и наружный слуховой проход барабанную полость и систему слуховых косточек воздушный путь звукопроведения где происходит усиление энергии звуковой волны. Звук также может проходить непосредственно через костные образования височной кости к кортиевому органу костный путь звукопроведения.
25777. Звуковосприятие теории слуха: резонансная, гидродинамическая, микрофонного эффекта улитки, цитохимическая 14.93 KB
  Звуковосприятие теории слуха: резонансная гидродинамическая микрофонного эффекта улитки цитохимическая. На верхнем завитке улитки натянуты длинные струны которые резонируют на низкие звуки. Гидродинамическая теория автор Бекеши её суть: При звуковосприятии на основной мембране улитки происходят сложные гидродинамические процессы. Микрофонный эффект улитки автор Уивер Брэй её суть: Улитка работает по принципу микрофона т.
25778. Методы исследования слуховой функции 12.72 KB
  Методы исследования слуховой функции Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха т. Методы исследования слуха: 1. субъективные предполагают активное участие ребенка: исследование слуха камертонами. Результат исследования слуха аудиометром представляется обычно в виде аудиограммы На специальную аудиометрическую сетку на которой по горизонтали откладываются звуковые частоты Гц по вертикали уровни громкости соответствующих звуков в децибелах наносятся в виде точек показания аудиометра для каждого уха...
25779. Слуховое утомление и слуховая адаптация 14.58 KB
  Минимальная сила звука называется порогом слухового ощущения. Сила звука при которой нарастание громкости звука прекращается и появляется ощущение давления или даже боли в ухе называется болевым порогом.
25780. Причины стойких нарушений слуха: врождённые и приобретенные 14.96 KB
  Причины стойких нарушений слуха: врождённые и приобретенные. Во всех случаях к значительному и стойкому понижению слуха ведет лишь полное заращение наружного слухового прохода. При атрезии наружного слухового прохода понижение слуха носит характер поражения звукопроводящего аппарата т. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается Приобретенные нарушения слуха возникают от разнообразных причин.
25781. Причины звукопроводящей (кондуктивной) тугоухости 16.07 KB
  Причины звукопроводящей кондуктивной тугоухости. При кондуктивной тугоухости проведение звуковой волны блокируется ещё до того как она достигнет сенсорноэпителиальных волосковых клеток кортиева органа связанных с окончаниями слухового нерва. У одного и того же пациента возможно сочетание кондуктивной басовой и нейросенсорной дискантовой тугоухости тугоухость смешанного характера. Причины кондуктивной тугоухости Наружное ухо Серная пробка Наружный отит воспаление ушной раковины и наружного слухового прохода Атрезия ...
25782. Причины звуковоспринимающей (нейросенсорной) тугоухости 13.92 KB
  Нейросенсорная тугоухость это потеря слуха вызванная поражением структур внутреннего уха преддверноулиткового нерва VIII или центральных отделов слухового анализатора в стволе и слуховой коре головного мозга. Нейросенсорная тугоухость обусловлена дефектами сенсорноэпителиальных волосковых клеток спирального кортиева органа улитки внутреннего уха. Нейросенсорная потеря слуха может возникать как результат аномалии VIII черепного слухового нерва.