70462

Основные модели конфликта

Доклад

Психология и эзотерика

Любые организационные изменения противоречивые ситуации деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Русский

2014-10-20

44.5 KB

0 чел.

16.Основные модели конфликта.

Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  •  конфликт ускоряет процесс самосознания;
  •  под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  •  способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  •  приводит к объединению единомышленников;
  •  способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  •  способствует расстановке приоритетов;
  •  играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  •  благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  •  приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  •  благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  •  конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  •  он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  •  препятствует быстрому осуществлению перемен;
  •  приводит к потере поддержки;
  •  ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  •  вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  •  вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  •  вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  •  в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  •  конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  •  конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов  конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  •  «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  •  «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  •  «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  •  «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  •  «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  •  «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  •  развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77994. Процедуры. Формальные и фактические параметры 35.5 KB
  Задачу вызова процедуры обработки при возникновении соответствующего событие берет на себя Delphi. Различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Отличие функции от процедуры заключается в том что с именем функции связано значение поэтому имя Функции можно использовать выражениях. Структура процедуры Процедура начинается заголовком за которыми следуют: раздел объявления констант; раздел объявления типов; раздел объявления переменных; раздел инструкций.
77995. Создание вычисляемых полей и полей выбора 52.5 KB
  Сделать двойной щелчок на компоненте Tble1 вызвать редактор полей; В редакторе полей правой кнопкой мыши в всплывающем меню выбрать раздел dd ll fields CtrlF добавление всех полей базы данных или dd Field Ctrl добавление определенных полей базы данных; В редакторе полей правой кнопкой мыши в всплывающем меню выбрать раздел New добавление нового поля; В разделе Fields Properties свойство поля указать имя поля тип данных компоненту и размер...
77996. Функционально-речевой аспект антропонимов в немецком языке 170.08 KB
  Цель настоящей работы состоит в рассмотрении лингвистических особенностей антропонимов, встречающихся в немецком тексте, и выявлении их функциональной значимости. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: определить состав ономастического пространства немецкого газетного дискурса и художественного текста...
77997. Автоматизоване робоче місце диспетчера автогосподарства при УМВС України м. Чернівці 2.15 MB
  Метою розробки є створення програмного продукту автоматизації робочого місця диспетчера гаража в автогосподарстві. Розроблений проект реалізує функції процесу обслуговування диспетчера в автогосподарстві. Програмний засіб забезпечує швидку та ефективну роботу працівників автогосподарства.
77999. Исследование направлений совершенствования системы налогового администрирования земельного налога 137.82 KB
  Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Обострившаяся ситуация требует глубокого изучения земельного налога его становления изменения определения...
78000. Использование средств рекламного воздействия в разработке маркетинговых программ продвижения (на примере издательства «Альфа») 1021.31 KB
  Исходной позицией или первоначальным этапом безусловно являются длительные изучения возможных преимуществ своего продукта существующих конкурентов целевой аудиторий изучение также психологического воздействия рекламы на потенциальных клиентов и других внешних и внутренних факторов.
78001. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 466.41 KB
  Предмет исследования система подготовки повышения квалификации и переподготовки кадров органа власти Цель дипломного проекта - совершенствование системы подготовки повышения квалификации и переподготовки кадров органа власти Задачи исследования: изучить методику подготовки...
78002. Разработка проекта по увеличению объема реализации продукции компании и его финансово-экономическая оценка (на примере ООО «Фермер») 140.95 KB
  Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров; Организация оказания торговых услуг покупателям. В интерьерах магазина предусматривается использование рекламы информирующей о наличии товаров расположении отделов дополнительных услугах а также...