70469

Социально-психологические механизмы и факторы формирования убеждений

Доклад

Психология и эзотерика

Во-первых образуя упорядоченную систему взглядов и представлений человека совокупность убеждений выступает как его мировоззрение; во-вторых под убеждением понимают процесс усвоения человеком внешнего мира что предполагает качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного...

Русский

2014-10-20

32 KB

0 чел.

39. Социально-психологические механизмы и факторы формирования убездений (не факт, что оно, но лучшего не нашел – прим. Д.К.)

Понятие «убеждение» имеет ряд смысловых значений, которые отличаются друг от друга. Во-первых, образуя упорядоченную систему взглядов и представлений человека, совокупность убеждений, выступает как его мировоззрение; во-вторых, под убеждением понимают процесс усвоения человеком внешнего мира, что предполагает качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и внешних факторов; в-третьих, о убеждениях говорят как о способе сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне, метод воздействия на сознание человека через обращение к его собственному критическому суждению, используемый в коммуникации и взаимодействии.

Еще Платон в свое время доказывал, что убеждать людей можно не только путем логических доказательств истинности нового знания, но и путем внушения. Считается, что наиболее благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор. Мнение, что сложилось в таких условиях, гораздо глубже, чем то, которое возникло в результате пассивного восприятия информации.

Поэтому можно утверждать, что убеждения, влияя не только на разум, но и на чувства человека, относятся к такому способу психологического воздействия одного человека на другого или группу людей, который действует на рациональное и эмоциональное начало индивида, формируя при этом новые взгляды, отношения, отвечающие общественным требованиям и межличностным нормам.

Обычно различают прямой и косвенный (опосредованный) способы убеждения.

Прямой способ убеждения имеет место тогда, когда тот, кто слушает (или слушают), заинтересован в информации и сосредоточил все свое внимание на логических, благоприятных, правдивых, очевидных аргументах.

Косвенный способ убеждения характеризуется тем, что люди, которые подвергаются воздействию средствами убеждения, подвержены случайным факторам, в частности, таким как привлекательность коммуникатора.

Считается, что прямой способ убеждения является аналитическим, прочнее и менее этапным. Он также с большей вероятностью способен повлиять на установки и поведение индивида.

В социальной психологии совокупность определенных мероприятий, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убедительная коммуникация».

В свое время американский журналист Г. Лассуел предложил модель коммуникативного процесса для изучения убедительного влияния, которое включает пять элементов:

кто передает сообщение (коммуникатор);

что передается (сообщение, текст);

как осуществляется передача (канал);

кому направлено сообщение (аудитория);

с каким результатом отправлено сообщение (эффективность воздействия).

Выделены ряд требований, которые указывают на эффективность убеждения как метода воздействия, приведем следующие:

содержание и форма убеждения должны соответствовать возрастным особенностям личности (в частности, исследователи обнаружили, что установки молодых людей менее стабильны);

убедительная коммуникация должна учитывать индивидуальные особенности человека;

убеждению следует быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным;

убеждая других, необходимо использовать как общие теоретические сведения, так и конкретные факты, примеры;

пытаясь убедить других, коммуникатор сам должен верить в то, о чем говорит. Вместе с тем, если человек не желает, чтобы его убеждали, то тут не помогут ни логика, ни привлекательность коммуникатора, ни аргументы, которые он применяет.

Эффекта влияния невозможно достичь, если тот, кто убеждает, пренебрежительно относится к аудитории, или, наоборот, снисходительно, стремится лишь самоутвердиться и не более.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54516. Історія Першої струни. Струнні інструменти 266.5 KB
  Довгий шлях пройшли струнні від тятиви мисливського лука до сучасних музичних інструментів. І зараз це - найважливіша і найчисельніша інструментальна група. Не випадково емблемою музичного мистецтва з давніх пір вважають ліру - стародавній струнний інструмент.
54517. Де дружба і кмітливість, там і перемога. Німецька народна казка. Бременські музиканти 107.5 KB
  МЕТА: Ознайомити учнів з німецькою народною казкою, вчити визначати послідовність подій у творі. Розвивати навички швидкого правильного читання,увагу, мовлення учнів, читацьку память, поповнювати словниковий запас. Працювати над діалогічним мовленням, вчити інсценізації, перевтіленню, стислому переказу.
54518. Понятие альтернативных издержек 16.78 KB
  Альтернативные издержки различают на единицу продукта и совокупные альтернативные издержки. Альтернативные издержки очень трудно представить, как определенное количество денег
54519. Экономические блага и их классификация 18.69 KB
  Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо — это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране.
54520. Расскажи сказку 48 KB
  Кто их сочиняет Какие имена композиторов вы знаете А какие музыкальные сказки вы знаете Вы знаете что Пушкин написал Сказка о царе Султане а Римский Корсаков написал музыкальную сказку о Царе Султане Но сегодня мы будем говорить о С. Беседа Начнём сегодня сказочный урок с того что послушаем сказку Прокофьева. Внимательно слушаем а потом вы расскажете какую же сказку нарисовала музыка А весёлая это сказка или грустная Кто главные герои Няня стала рассказывать с самого начала или позже Так добрая это...
54521. Від симфонії до скульптури 2.43 MB
  Чи можна стверджувати що окремий вид мистецтва живопис музика література скульптура є кращим ніж інші бесіда з використанням ілюстрацій з різних видів мистецтва висновок: Ні не можна тому що: Живопис скульптура достовірно зображує предметні явища Література розкриває зміст певних понять Музика передає душевний стан людини його настрій Всі види мистецтва доповнюють один одного підсилюючи сприйняття...
54523. My favourite film 272 KB
  What do we usually do in our free time? Well, yes, we read books and magazines, listen to music, walk with our friends and watch TV. So, out lesson will be connected with TV programs, especially with films. We’ll speak about types of films, work over some texts, do different tasks, speak about your favourite films and present your project works.
54524. Meet My Friend 96 KB
  Brother Rabbit took the two carrots to Brother Goat’s house. Brother Goat was not at home. Brother Rabbit put the carrots on the table and went away. Brother Goat saw the carrots on the table and thought; “Oh, what good friend I have. I should be a good friend too. It’s winter now. Brother Rabbit has not got any food to eat. I must help him.” So he ate one carrot, took the other and ran to Brother Rabbit’s house.