70484

Проблема социально-психологической периодизации в развитии личности

Доклад

Психология и эзотерика

Существует ряд взглядов на периодизацию личностного развития человека. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития: сенсомоторного интеллекта до 2 лет; дооперационального мышления от 2 до 7 лет...

Русский

2014-10-21

33.5 KB

1 чел.

19.Проблема социально-психологической периодизации в развитии личности

Существует ряд взглядов на периодизацию личностного развития человека.

Ж. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет); дооперационального мышления (от 2 до 7 лет); конкретных операций (от 7 до И лет); формальных отношений (до 14-15 лет). По его мнению, мировоззренческая, нравственная, поведенческая стороны человека обусловлены уровнем его способности мыслить.

3. Фрейд объяснял периодизацию личностного рмвития психосексуальными процессами. Он считал, ЧТО индивид приобретает ту или иную черту личности именно в те периоды, когда врожденная энергия Человека (либидо) оказывается реализованной не в полной мере. В соответствии с этим критерием Фрейд выделяет несколько стадий. Так, если либидо не удовлетворено в возрасте:

- до года (оральная стадия) из-за преждевременного «отлучения» ребенка от материнской груди, то личность обречена на конформность, пассивность, нерешительность;

- от 1 до 2 лет (анальная стадия) из-за чрезмерных или недостаточных усилий родителей по привитию ребенку чистоплотности, то к чертам личности прибавляются либо крайняя степень пунктуальности, либо устойчивая манера идти наперекор всему, что ожидает от индивида его окружение;

- от 2 до 5 лет (фаллистическая стадия) из-за неадекватного поведения родителей при появлении у ребенка характерных для этого возраста комплексов Эдипа и Электры, то возникает опасность гомосексуальных тенденций;

- от б до 11 лет (латентная стадия) из-за ошибок в привитии полоролевого поведения мальчикам и девочкам, то это грозит личности психическим инфантилизмом (поведением, характерным для более младшего возраста);

- от 12 лет (генитальная стадия) из-за крайних позиций в ориентации на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола, то личность лишается возможности познать чувство любви, дружбы.

Критики упрекали Фрейда за сосредоточенность по позиции на психосексуальном факторе и лишении человека возможности совершенствовать свою личность на основе собственных усилий.

Э. Эриксон был уверен, что развитие личности охватывает всю жизнь человека и обусловлено взаимодействием психосексуальных и социальных начал. Последнее представлено важнейшей составляющей личности - «Я». Процесс развития отмечен рядом возрастных кризисов.

Первые четыре возрастных кризиса по содержанию и причинам, их вызывающим, во многом напоминают аналогичные стадии развития личности по 3. Фрейду. Отличия состоят в том, что существенную роль в преодолении кризисных состояний, ведущих к появлению негативных свойств личности, играют усилия родителей по развитию у ребенка инициативности и уверенности в своих силах. Дальнейшее развитие личности проходит через:

- кризис подросткового и юношеского возраста, обусловленный исходами предыдущих кризисов и имеющий своим результатом тот или иной уровень осознания своего «Я» и, как следствие, либо следование намеченной цели, либо непредсказуемое существование;

- кризис ранней зрелости (20-40 лет), обусловленный способностью любить, дружить и завершающийся либо чувством отчужденности, одиночества, либо стремлением к контактам с людьми;

- кризис среднего возраста (40-60 лет), развивающийся по шкале «общечеловечность - самопоглощенность» и воплощающийся либо в полной ориентации на свои собственные нужды и потребности, либо в способности беспокоиться о своих детях, друзьях, коллегах, будущих поколениях и т.д.;

- кризис поздней зрелости (после 60 лет), выражающийся в критическом анализе прожитых лет и соответствующих переживаниях.

Таким образом, смещение акцентов развития личности со сферы бессознательных инстинктов в область самосознания («Я») сделало процесс развития личности в определенной мере управляемым со стороны самого индивида.

Д. Эльконин (1904-1984) представил процесс периодизации личностного развития в системе отношений двух тесно связанных и чередующихся линий: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый». Чередование обусловлено тем, что в определенные периоды жизни для индивида в качестве ведущей выступает:

- либо практическая деятельность с вещами (например, деятельность ребенка с предметами, учебная деятельность и др.);

- либо деятельность в рамках взаимодействия с людьми (например, чувственный контакт младенца с матерью, игра, общение со старшими и др.).

В чередующиеся периоды своего доминирования каждая из деятельностей оставляет след в мотивационной или познавательной сферах личности. Если в моменты смены видов ведущих деятельностей обнаруживается несоответствие между знаниями, умениями и навыками смежных между собой двух видов деятельностей, то это квалифицируется автором как возрастной кризис. Кризис преодолевается усилиями: в той деятельности, которая дала низкие результаты.

Слабым моментом авторской позиции является то, что в ней все сведено к внешней практической деятельности и не оказалось места для природных факторов индивида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49474. Создание компьютерной программы «Формирование статистики звонков аппарата Градиент» 49.19 KB
  Компьютерные продукты являются объектами нематериальных активов – это часть активов предприятия, которые обладают стоимостью, но не имеют материального содержания. Они используются в хозяйственном обороте и способны приносить доход. Расчет оплаты специалистов производиться исходя из дневной тарифной ставки каждого.
49475. Проектирование железнодорожной линии в Читинской области 447.5 KB
  В соответствии с заданным соотношением вагонного состава определяется количество вагонов соответствующего типа и длина поезда: 1 где: Ln длина поезда м; ni количество вагонов iго типа; li длина вагонов iго типа м; lл длина локомотива м; Количество вагонов определяется: 2 где: Q – масса поезда т; Длина приёмо-отправочных путей принимается равной 1050 м. 40001200 800 600 Наименьшая длина прямой: а Нормативные условия: между кривыми направленными в одну сторону между кривыми направленными в...
49476. Моделирование тренажера для тенисистов 97.38 KB
  Тренажер представляет собой комнату с тремя стенами ,у входа теннисист. Он может подавать мячи в произвольном направлении. Мячи отражаются от стен .Теннисист может отражать мячи двигаясь поперек входа. В процессе игры фиксируется число мячей ,поданных теннисистом и число пропущенных мячей.