70487

Социальная идентичность личности. Типы идентификации

Доклад

Психология и эзотерика

Эриксон выделяет в личности два уровня персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах: 1 эгоидентичность и 2 собственно социальная идентичность где есть групповая...

Русский

2014-10-21

36.5 KB

5 чел.

22. социальная идентичность личности. типы идентификации

Понятие идентификации (от лат. identi-ficareотождествлять) было введено 3. Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» (1914), где идентификация рассматривается как один из важных аспектов и механизмов взаимодействия между индивидом и социальной группой, предполагающий в том числе усваивание образцов поведения значимого «другого».

Трактовка социальной идентификации в рамках психоаналитической традиции (Э. Фромм) предполагает, что потребность в идентичности входит в число важнейших, универсальных человеческих потребностей. По Фромму, стремление к идентичности, с одной стороны, психобиологический принцип поведения, обусловленный необходимостью выжить, а с другой — потребность в обретении социального статуса. В интерпретациях символического интерак-ционизма (Дж. Мид и др.) идентификация рассматривается в первую очередь как результат социального взаимодействия (интеракции), когда в процессе социальной коммуникации, в частности в общении с другими людьми, человек сравнивает себя с ними и начинает видеть себя как бы со стороны, «отражаясь» в ответных реакциях и поступках других. В этом случае он смотрит на себя уже как на социальный объект, обладающий определенными признаками и свойствами.

Усилиями социальной психологии, в основном благодаря работам Э. Эриксона, исследования идентичности заняли одно из центральных мест в современных социальных науках. Им в определенной мере разграничиваются понятия «идентичность» и «идентификация». Эрик-сон выделяет в личности два уровня — персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах: 1) эго-идентичность и 2) собственно социальная идентичность, где есть групповая и психосоциальная составляющие. Процесс формирования социальной идентичности можно представить как состоящий, по крайней мере, из трех этапов. На первом этапе индивид самоопределяется как член некоторой социальной группы (групп), на втором — включает в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп, усваивает характерные для них нормы и стереотипы поведения, а на третьем — усвоенные нормы и стереотипы социальной группы становятся уже внутренними регуляторами личности.

Обобщая накопленную информацию, можно сказать, что социальная идентификация этопроцесс формирования социальной идентичности посредством соотнесения и отождествления с социальными образцами, группами, ролями, типами, признаками, качествами и свойствами.Социальная идентичность  результат социальной идентификации. Разделение этих понятий сопряжено с определенными сложностями, поскольку они взаимообусловлены и одно невозможно без другого: идентичность определяется качеством идентификаций, идентификации в свою очередь зависят от состояния и свойств идентичности.

Социальная идентификация и социальная идентичность личности соотнесение индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои, по отношению к которым он в наибольшей степени способен (или хотел бы!) сказать и почувствовать «мы» (гендер,. семья, религия, этнос, профессия и т.п.). В такого рода общностях реализуются основные человеческие потребности (от самых примитивных до творческих и духовных). Хотя в обоих понятиях налицо признаки амбивалентности, идентификации можно присвоить больше динамических характеристик, идентичности — статических. Отождествление себя с кем-либо или чем-либо может осуществляться через поиск и распознавание общих признаков, посредством классификации и обобщения этих признаков до целостных образов и социальных типов (в том числе через анализ знаковых и символических систем, присущих соответствующей общности) и последующее их воспроизводство. Но идентификация может рассматриваться и как своего рода копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить на этого человека. Подобная идентификация базируется не столько на наличии общих признаков, сколько на желании их иметь, и носит достижитель-ный характер.

В сложном социуме XXI в. присутствует множество достигаемых идентификаций. Радикальным примером такого поиска и конструирования идентичности может служить изменение пола. Идентификация со «своими» группами и общностями одновременно предполагает определенное дистанцирование от «других» или «чужих», выбор соответствующих моделей поведения и взаимодействия (толерантных, конфликтных, построенных на солидарности или противостоянии и т.п.), а также осуществление соответствующих социальных практик. Социальная идентичность зависит не только от межгрупповых различий, но и от степени гомогенности собственно группы. Социальная идентичность личности включает иерархизированный набор различных социальных положений, среди которых есть главные и второстепенные, центральные и периферийные, место в иерархии которых определяется как социальными, так и индивидуально-личностными факторами. В частности, актуализация той или иной идентификации может быть ситуативной, вызванной соответствующими ей обстоятельствами. Социальная идентичность личности стремится к целостности и позитивности и безусловно базируется на основаниях социокультурного контекста общества. В определенном понимании такая идентичность есть смысл и непрерывность Я.

В процессе социальной идентификации личности происходит своего рода ква-лифицирование индивидом групп и их признаков, когда посредством социального сравнения им присваивается определенный статус, позитивно или негативно окрашенный. «Своя» группа, с которой добровольно идентифицирует себя индивид, должна давать ему возможность для позитивной самореализации, поскольку индивид стремится к поддержанию стабильной личной идентичности. Поэтому в «своей» группе социальное сравнение может быть не вполне адекватным и осуществляться в таких измерениях и по таким основаниям, которые придают ей позитивную отличительность от других, а значит, допускают позитивную идентификацию, которая необходима для психологического комфорта личности и поддержания целостности личности. Подобная идентификация может носить характер своеобразного ингруп-пового фаворитизма, обратной стороной которого может являться аутгрупповая враждебность (например, по отношению к другим этническим группам), которая может возникать и без выраженного противостояния, но лишь на базе существующих стереотипных представлений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37065. Личностно-ориентированный классный час 74.5 KB
  Классный час это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Час классного руководителя это форма воспитательной работы при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру Г. Основные компоненты...
37066. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО 23.93 KB
  ЧУКОВСКОГО Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. ЧУКОВСКОГО Цели: 1. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
37067. В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души! 55.5 KB
  Сформировать в сознании детей понятие доброта; 2. Говорят что если есть в человеке доброта значит он как человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта милосердие доброжелательность внимание друг к другу.
37070. Ценности и ценностные ориентации (Ценности жизни) 28 KB
  Рокича Ценности и ценностные ориентации Дать определение слов счастье успех цель и установить логическую связь между этими словами. Команды должны нарисовать важные по убывающей ценности Пирамиду счастья Дети: Крепкая семья преданные друзья любовь и уважение окружающих любимое дело и цель в жизни и кончено же успех.мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цельуспехсчастье.И только третий будет понастоящему счастливым: он видит большую красивую цель ради которой работает и живет.
37071. Гимн профессии! Классный час 57.5 KB
  Маяковский 1й слайд из презентации Л. Слово Бухр возникло в Германии 2й слайд Основоположник бухучета Лука Пачоли Корейко УБРАТЬ 3й слайд Л. 4й слайд Бухгалтерия это наука дающая мир душе сохраняющая богатства и продвигающая к счастью Пьер Пурр французский бухгалтер 1676 г. 5й слайд Вы бывали в бухгалтерии.
37072. Знакомство с детьми. Классный час 13.96 KB
  1 урок Например 1 апреля День смеха День дурака 1 апреля с давних времен считается праздником розыгрышей. По традиции этот день называют Днем дурака ведь в дурацкой ситуации может оказаться в этот день любой из нас.д 2 апреля День детской книги.
37073. Безопасность дорожного движения 76.5 KB
  Конкурсы викторины праздники по ПДД для школьников 2008 г. Праздник в школе: сценарии конкурсы викторины 2009 г. 1 конкурс Вопросы Вы видите 3 квадрата в которых находится буквы обозначающая область знаний из которой будут заданы вопросы командам. Подсчитывание баллов за 1 конкурс.