70487

Социальная идентичность личности. Типы идентификации

Доклад

Психология и эзотерика

Эриксон выделяет в личности два уровня персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах: 1 эгоидентичность и 2 собственно социальная идентичность где есть групповая...

Русский

2014-10-21

36.5 KB

3 чел.

22. социальная идентичность личности. типы идентификации

Понятие идентификации (от лат. identi-ficareотождествлять) было введено 3. Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» (1914), где идентификация рассматривается как один из важных аспектов и механизмов взаимодействия между индивидом и социальной группой, предполагающий в том числе усваивание образцов поведения значимого «другого».

Трактовка социальной идентификации в рамках психоаналитической традиции (Э. Фромм) предполагает, что потребность в идентичности входит в число важнейших, универсальных человеческих потребностей. По Фромму, стремление к идентичности, с одной стороны, психобиологический принцип поведения, обусловленный необходимостью выжить, а с другой — потребность в обретении социального статуса. В интерпретациях символического интерак-ционизма (Дж. Мид и др.) идентификация рассматривается в первую очередь как результат социального взаимодействия (интеракции), когда в процессе социальной коммуникации, в частности в общении с другими людьми, человек сравнивает себя с ними и начинает видеть себя как бы со стороны, «отражаясь» в ответных реакциях и поступках других. В этом случае он смотрит на себя уже как на социальный объект, обладающий определенными признаками и свойствами.

Усилиями социальной психологии, в основном благодаря работам Э. Эриксона, исследования идентичности заняли одно из центральных мест в современных социальных науках. Им в определенной мере разграничиваются понятия «идентичность» и «идентификация». Эрик-сон выделяет в личности два уровня — персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах: 1) эго-идентичность и 2) собственно социальная идентичность, где есть групповая и психосоциальная составляющие. Процесс формирования социальной идентичности можно представить как состоящий, по крайней мере, из трех этапов. На первом этапе индивид самоопределяется как член некоторой социальной группы (групп), на втором — включает в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп, усваивает характерные для них нормы и стереотипы поведения, а на третьем — усвоенные нормы и стереотипы социальной группы становятся уже внутренними регуляторами личности.

Обобщая накопленную информацию, можно сказать, что социальная идентификация этопроцесс формирования социальной идентичности посредством соотнесения и отождествления с социальными образцами, группами, ролями, типами, признаками, качествами и свойствами.Социальная идентичность  результат социальной идентификации. Разделение этих понятий сопряжено с определенными сложностями, поскольку они взаимообусловлены и одно невозможно без другого: идентичность определяется качеством идентификаций, идентификации в свою очередь зависят от состояния и свойств идентичности.

Социальная идентификация и социальная идентичность личности соотнесение индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои, по отношению к которым он в наибольшей степени способен (или хотел бы!) сказать и почувствовать «мы» (гендер,. семья, религия, этнос, профессия и т.п.). В такого рода общностях реализуются основные человеческие потребности (от самых примитивных до творческих и духовных). Хотя в обоих понятиях налицо признаки амбивалентности, идентификации можно присвоить больше динамических характеристик, идентичности — статических. Отождествление себя с кем-либо или чем-либо может осуществляться через поиск и распознавание общих признаков, посредством классификации и обобщения этих признаков до целостных образов и социальных типов (в том числе через анализ знаковых и символических систем, присущих соответствующей общности) и последующее их воспроизводство. Но идентификация может рассматриваться и как своего рода копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить на этого человека. Подобная идентификация базируется не столько на наличии общих признаков, сколько на желании их иметь, и носит достижитель-ный характер.

В сложном социуме XXI в. присутствует множество достигаемых идентификаций. Радикальным примером такого поиска и конструирования идентичности может служить изменение пола. Идентификация со «своими» группами и общностями одновременно предполагает определенное дистанцирование от «других» или «чужих», выбор соответствующих моделей поведения и взаимодействия (толерантных, конфликтных, построенных на солидарности или противостоянии и т.п.), а также осуществление соответствующих социальных практик. Социальная идентичность зависит не только от межгрупповых различий, но и от степени гомогенности собственно группы. Социальная идентичность личности включает иерархизированный набор различных социальных положений, среди которых есть главные и второстепенные, центральные и периферийные, место в иерархии которых определяется как социальными, так и индивидуально-личностными факторами. В частности, актуализация той или иной идентификации может быть ситуативной, вызванной соответствующими ей обстоятельствами. Социальная идентичность личности стремится к целостности и позитивности и безусловно базируется на основаниях социокультурного контекста общества. В определенном понимании такая идентичность есть смысл и непрерывность Я.

В процессе социальной идентификации личности происходит своего рода ква-лифицирование индивидом групп и их признаков, когда посредством социального сравнения им присваивается определенный статус, позитивно или негативно окрашенный. «Своя» группа, с которой добровольно идентифицирует себя индивид, должна давать ему возможность для позитивной самореализации, поскольку индивид стремится к поддержанию стабильной личной идентичности. Поэтому в «своей» группе социальное сравнение может быть не вполне адекватным и осуществляться в таких измерениях и по таким основаниям, которые придают ей позитивную отличительность от других, а значит, допускают позитивную идентификацию, которая необходима для психологического комфорта личности и поддержания целостности личности. Подобная идентификация может носить характер своеобразного ингруп-пового фаворитизма, обратной стороной которого может являться аутгрупповая враждебность (например, по отношению к другим этническим группам), которая может возникать и без выраженного противостояния, но лишь на базе существующих стереотипных представлений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13570. Сухомлинский. В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимых людей 30.5 KB
  В семейной жизни надо считаться с мыслями убеждениями чувствами стремлениями любимых людей В.А. Сухомлинский Выбранное мною высказывание касается формирования семейного уклада значимости семьи для человека. Данный вопрос крайне важен в современном мире так ...
13571. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности 30 KB
  Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Б. М. Теплов Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и отно
13572. Жизнь – процесс решения бесконечного числа конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим 17.44 KB
  Жизнь – процесс решения бесконечного числа конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить участвовать в выработке решений или оставить это другим. Б. Вул В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему сущности социального конфликта дел...
13573. Особенности развития предпринимательства в России 275.5 KB
  Виды предпринимательва зависят от векторности и содержания бизнеса, точек приложения капитала и получения конкретных результатов, связи процесса воспроизводства с основными стадиями предпринимательской деятельности, по последним данным
13574. Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности 28.5 KB
  Свобода это в первую очередь не привилегии а обязанности. Альбер Камю Выбранное мною высказывание затрагивает проблему сущности человеческой свободы. Как часто люди слышат о свободе говорят о ней прославляют ее считают ее самой главной в жизни Но знают ли они...
13575. Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности 16.2 KB
  Свобода – это в первую очередь не привилегии а обязанности А. Камю Избранная мною тема связана с пониманием сущности свободы. Как часто люди слышат о ней прославляют ее считают ее наличие самым главным в жизни Но знают ли они что такое свобода Об этом люди спори
13576. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого 32 KB
  Общество – свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого Сенека Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о системе социального взаимодействия о том что в обществе должно быть все тесно взаимосвязано между собой. На протяжении веко
13577. Семья всегда будет основой общества 17.87 KB
  Семья всегда будет основой общества. Оноре де Бальзак Выбранное мною высказывание рассматривает роль семьи в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Возможно именно благодаря ней сформировались и успешно функционируют государство и право. Проб
13578. Создает человека природа, но развивает и образует его общество 16.06 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество В. Г. Белинский Выбранное мною высказывание связано с проблемой формированием человеческой личности ролью и значением природных и биологических качеств а также воздействием общества на личность. Значи...