70488

Гендерные роли: факторы формирования

Доклад

Психология и эзотерика

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Теория социального научения и ее разновидность теория моделирования опираясь на бихевиористский принцип обусловливания утверждают что все зависит от родительских моделей которым ребенок...

Русский

2014-10-21

35.5 KB

4 чел.

23. Гендерные роли: факторы формирования.

Личность как биопсихосоциальная сущность детерминирована биологическими, социальными и трансперсональными факторами. При обсуждении формирования гендерной идентичности человека гендерная психология акцентируется на соотношении биологического и социального [7, 11, 22, 27, 32, 44]. Рассмотрим существующие теории формирования гендерной роли.

Биосоциальный взгляд полагает, что в основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол. Половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Генетика поведения изучает влияние наследственности и окружающих людей на социализацию ребенка. Результаты исследований близнецов свидетельствуют о том, что сходство близких родственников, скорее всего, обусловлено не одинаковыми условиями существования, а генетическими факторами. То же самое можно сказать о поведении, связанном с гендерными различими.

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность развертывания стадий в неизменном порядке, присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Структура личности каждого индивидуума характеризуется категориями соответствующей стадии, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.

Теория социального научения и ее разновидность – теория моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждают, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают его поведению родители. К тому же, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основе своих наблюдений за поведением взрослых.

Теория половой типизации опирается на теорию социального научения и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное, а девочек за фемининное поведение, и осуждают их за обратное.

Теория социального научения является также предшественницей конструктивистской модели гендерного развития, согласно которой гендерная идентичность формируется под влиянием факторов социальной среды. Считается, что физиологический пол ребенка не оказывает решающего влияния на выбор манеры поведения. Традиционные общественные представления о женской гендерной роли пагубно влияют на гендерное развитие женщин, поскольку именно эти представления являются источником предрассудков, стереотипов и дискриминации, с которыми женщинам приходится сталкиваться в процессе социализации. Эта теория игнорирует проблемы, связанные с потенциальным влиянием биологических факторов на формирование гендерной роли.

Теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации, главным считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с этим представлением.

Теория гендерной схемы представляет собой совмещенный вариант теорий социального научения и когнитивного развития. Основная часть жизни ребенка посвящается усвоению информации об окружающем мире. Чтобы облегчить для себя этот процесс, дети прибегают к категоризации. Гендер выступает в роли важного критерия категоризации. В детстве мы в первую очередь классифицируем людей, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к «мужской» или «женской» категории, то есть создаем схему своей и чужой группы. Классификация людей на мужчин и женщин вносит свой вклад в развитие схемы собственного пола, состоящей из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру. Гендерные схемы обладают эффектом устойчивости. Они сохраняют свою прочность при столкновении с доказательствами, их опровергающими. Когнитивные схемы также ведут к иллюзорной корреляции. В случае гендера мнимая или преувеличенная связь часто видится между гендером и определенными качествами, навыками или поведением. В конечном итоге, осуществляются самоорганизующиеся пророчества, когда один человек, пытаясь подогнать другого под стереотип, начинает вести себя по отношению к нему таким образом, что действительно добивается бихевиорального подтверждения стереотипа.

Согласно новой психологии пола, основное значение в формировании психического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей.

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин.

В гендерной психологии в основном преобладает подход к личностной идентичности и гендеру как к функции социализации, что ведет за собой призыв перейти к гендерно-нейтральному языку и воспитанию. Тереза де Лауретис ввела в оборот термин «Queer Theory», и понятие «квир», свидетельствующее о незафиксированности сексуальной идентичности, получило быстрое и обширное распространение. Быть «квир» значит отрицать как нормативную гетеросексуальность, так и гомосексуальность, «квир» можно становиться по выбору. Квир-исследования базируются на критике самих предположений о смысле сексуальности и гендера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80088. Добро спішіть творити, люди... 58 KB
  Виховати у дітей людяність, гуманізм у стосунках, доброзичливість, повагу до людей, великодушність, скромність та самопожертву. Навчити оволодівати мистецтвом спілкування та навичками взаємодопомоги, пробуджувати у дітей щирий інтерес до всього корисного, морального; бажання назавжди зберегти людську гідність.
80089. Спостереження за вимовою слів з ненаголошеними (е), (и). Правило написання слів з цими звуками 59.5 KB
  Ознайомити учнів з вимовою слів із звуками е и в ненаголошених складах; вчити перевіряти наголоси написання слів з ненаголошеними е и знаходити перевірне слово шляхом зміни форми слова або підбором спільнокореневого слова розвивати мовленнєві здібності учнів лексичний запас вміння аналізувати...
80090. Людина без книги, як криниця без води 44.5 KB
  Удосконалювати вміння правильного свідомого читання; складати план і переказувати за ним текст; знаходити і пояснювати образні вислови; розвивати мовлення та вміння правильно інтонувати речення; виховувати допитливість інтерес до книжки; бережне ставлення до неї.
80091. Форми давального і місцевого відмінків однини прикметників жіночого роду 45.21 KB
  Мета: Вчити учнів утворювати форми давального і місцевого відмінків прикметників жіночого роду в однині розрізняти їх правильно писати й вимовляти ці форми; закріплювати навички визначати відмінок прикметників; розвивати мовленнєві вміння дітей навички каліграфічного письма...
80092. Места посещения. На улице. Как пройти? Правила безопасности дорожного движения 36.5 KB
  Цели: повторить и обобщить усвоение лексического грамматического материала; учить использовать свои знания в создаваемых парасредах Развивать навыки презинтаций своего проекта; Воспитывать положительное отношение к изучению английского языка.
80093. PROFESSIONS IN OUR LIFE 70.5 KB
  We have known some new professions from this tongue – twister. You have already known a lot of professions. Look, I have some letters from different people. I want to read these letters, and you’ll say what these people are.
80094. Які бувають рослини (дерева, кущі, трав’янисті рослини) 47 KB
  Мета: ознайомити учнів із різноманітним світом рослин; вчити порівнювати дерева, кущі, трав’янисті рослини; розвивати мовленнєві вміння, мислення; виховувати допитливість, інтерес до вивчення рідної природи.
80095. Вис на зігнутих руках. Стрибок у довжину з місця 51.5 KB
  Стройові вправи: праворуч ліворуч кругом. Вправи для корекції плоскостопості: Ходьба на носочках; Ходьба на пятках; Ходьба на внутрішній стороні стопи; Ходьба на зовнішній стороні стопи. Вправи для відновлення дихання: Очищаюче дихання: зробити повільний повний вдих ненадовго затримати повітря...
80096. Types of morphemes 25.49 KB
  Thus words cn be divided into smller units which referred to s morphemes. Morphemes re the smllest indivisible twofced lnguge units. There re different types of morphemes in English.