70488

Гендерные роли: факторы формирования

Доклад

Психология и эзотерика

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Теория социального научения и ее разновидность теория моделирования опираясь на бихевиористский принцип обусловливания утверждают что все зависит от родительских моделей которым ребенок...

Русский

2014-10-21

35.5 KB

4 чел.

23. Гендерные роли: факторы формирования.

Личность как биопсихосоциальная сущность детерминирована биологическими, социальными и трансперсональными факторами. При обсуждении формирования гендерной идентичности человека гендерная психология акцентируется на соотношении биологического и социального [7, 11, 22, 27, 32, 44]. Рассмотрим существующие теории формирования гендерной роли.

Биосоциальный взгляд полагает, что в основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол. Половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Генетика поведения изучает влияние наследственности и окружающих людей на социализацию ребенка. Результаты исследований близнецов свидетельствуют о том, что сходство близких родственников, скорее всего, обусловлено не одинаковыми условиями существования, а генетическими факторами. То же самое можно сказать о поведении, связанном с гендерными различими.

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность развертывания стадий в неизменном порядке, присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Структура личности каждого индивидуума характеризуется категориями соответствующей стадии, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.

Теория социального научения и ее разновидность – теория моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждают, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают его поведению родители. К тому же, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основе своих наблюдений за поведением взрослых.

Теория половой типизации опирается на теорию социального научения и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное, а девочек за фемининное поведение, и осуждают их за обратное.

Теория социального научения является также предшественницей конструктивистской модели гендерного развития, согласно которой гендерная идентичность формируется под влиянием факторов социальной среды. Считается, что физиологический пол ребенка не оказывает решающего влияния на выбор манеры поведения. Традиционные общественные представления о женской гендерной роли пагубно влияют на гендерное развитие женщин, поскольку именно эти представления являются источником предрассудков, стереотипов и дискриминации, с которыми женщинам приходится сталкиваться в процессе социализации. Эта теория игнорирует проблемы, связанные с потенциальным влиянием биологических факторов на формирование гендерной роли.

Теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации, главным считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с этим представлением.

Теория гендерной схемы представляет собой совмещенный вариант теорий социального научения и когнитивного развития. Основная часть жизни ребенка посвящается усвоению информации об окружающем мире. Чтобы облегчить для себя этот процесс, дети прибегают к категоризации. Гендер выступает в роли важного критерия категоризации. В детстве мы в первую очередь классифицируем людей, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к «мужской» или «женской» категории, то есть создаем схему своей и чужой группы. Классификация людей на мужчин и женщин вносит свой вклад в развитие схемы собственного пола, состоящей из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру. Гендерные схемы обладают эффектом устойчивости. Они сохраняют свою прочность при столкновении с доказательствами, их опровергающими. Когнитивные схемы также ведут к иллюзорной корреляции. В случае гендера мнимая или преувеличенная связь часто видится между гендером и определенными качествами, навыками или поведением. В конечном итоге, осуществляются самоорганизующиеся пророчества, когда один человек, пытаясь подогнать другого под стереотип, начинает вести себя по отношению к нему таким образом, что действительно добивается бихевиорального подтверждения стереотипа.

Согласно новой психологии пола, основное значение в формировании психического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей.

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин.

В гендерной психологии в основном преобладает подход к личностной идентичности и гендеру как к функции социализации, что ведет за собой призыв перейти к гендерно-нейтральному языку и воспитанию. Тереза де Лауретис ввела в оборот термин «Queer Theory», и понятие «квир», свидетельствующее о незафиксированности сексуальной идентичности, получило быстрое и обширное распространение. Быть «квир» значит отрицать как нормативную гетеросексуальность, так и гомосексуальность, «квир» можно становиться по выбору. Квир-исследования базируются на критике самих предположений о смысле сексуальности и гендера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30084. Теория и методика воспитания. Конспект лекций 879 KB
  Теория и методика воспитания. Конспект лекций Издательство: Эксмо год выпуска 2008ISBN: 9785699255900 Серия: Экзамен в кармане Описание: Основополагающими темами предложенными к изучению в данном учебном пособии являются история и сущность воспитания его закономерности и принципы система методов воспитания и личность воспитателя. В книге рассмотрены теория и методика воспитания в зарубежных странах а также недостатки и достоинства теории воспитания в России. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного...
30085. Специальная психология. Шпаргалка 1.04 MB
  Принципы психологического изучения аномальных детей. Методы психологического изучения аномальных детей. Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России. Психологопедагогическая характеристика детей с олигофренией.
30086. Материальное обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» 38 KB
  Материальную базу обучения естествознанию составляют: кабинет естествознания с учебным оборудованием; уголок живой природы; пришкольный участок с экологической тропой; географическая площадка. Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных подготовки опытов с ними проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Требования к уголку живой природы.
30087. Исторический экскурс в развитие отечественной методики преподавания естествознания 41 KB
  Естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. он опубликовал план построения школьного курса естествознания.
30088. Принципы и критерии отбора содержания 30 KB
  Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.
30089. Методические особенности вариативных курсов «Окружающий мир» 62 KB
  Методические особенности вариативных курсов Окружающий мир Учебная программа – документ определяющий цели задачи и основное содержание обучения по конкретному предмету уровень его предъявления учащимся и требования к результатам усвоения. В связи с углублением процесса дифференциации начального образования разработаны различные варианты учебных программ по предметам Окружающий мир и Естествознание Природоведение. Плешаков Система учебных курсов Зеленый дом обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром их...
30090. Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир» 37.5 KB
  Понятия отражают существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Как понятия так и представления которыми овладеют дети при изучении естествознания делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Единичные понятия это понятия о конкретных объектах и явлениях например река Волга Кавказские горы озеро Байкал дождь гроза и т.
30091. Олигофрения 18.9 KB
  а также с резуснесовместимостью крови матери и плода травмой и асфиксией плода в родах перенесёнными менингитомэнцефалитом и т. Имбецильность средняя степень олигофрении слабоумия интеллектуального недоразвития обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: Легкая IQ 5070 Умеренная IQ 3550 Тяжелая IQ 2035 Глубокая IQ менее 20 Причинами олигофрении могут служить: наследственные факторы в том числе патология генеративных клеток...
30092. Заде́ржка психи́ческого разви́тия 19.51 KB
  ЗПР нарушение нормального темпа психического развития когда отдельные психические функции память вниманиемышление эмоциональноволевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психологопедагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций то речь идёт уже оконституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Синдром психического инфантилизма Церебрастенический...