70488

Гендерные роли: факторы формирования

Доклад

Психология и эзотерика

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Теория социального научения и ее разновидность теория моделирования опираясь на бихевиористский принцип обусловливания утверждают что все зависит от родительских моделей которым ребенок...

Русский

2014-10-21

35.5 KB

6 чел.

23. Гендерные роли: факторы формирования.

Личность как биопсихосоциальная сущность детерминирована биологическими, социальными и трансперсональными факторами. При обсуждении формирования гендерной идентичности человека гендерная психология акцентируется на соотношении биологического и социального [7, 11, 22, 27, 32, 44]. Рассмотрим существующие теории формирования гендерной роли.

Биосоциальный взгляд полагает, что в основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол. Половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Генетика поведения изучает влияние наследственности и окружающих людей на социализацию ребенка. Результаты исследований близнецов свидетельствуют о том, что сходство близких родственников, скорее всего, обусловлено не одинаковыми условиями существования, а генетическими факторами. То же самое можно сказать о поведении, связанном с гендерными различими.

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность развертывания стадий в неизменном порядке, присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Структура личности каждого индивидуума характеризуется категориями соответствующей стадии, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.

Теория социального научения и ее разновидность – теория моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждают, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают его поведению родители. К тому же, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основе своих наблюдений за поведением взрослых.

Теория половой типизации опирается на теорию социального научения и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное, а девочек за фемининное поведение, и осуждают их за обратное.

Теория социального научения является также предшественницей конструктивистской модели гендерного развития, согласно которой гендерная идентичность формируется под влиянием факторов социальной среды. Считается, что физиологический пол ребенка не оказывает решающего влияния на выбор манеры поведения. Традиционные общественные представления о женской гендерной роли пагубно влияют на гендерное развитие женщин, поскольку именно эти представления являются источником предрассудков, стереотипов и дискриминации, с которыми женщинам приходится сталкиваться в процессе социализации. Эта теория игнорирует проблемы, связанные с потенциальным влиянием биологических факторов на формирование гендерной роли.

Теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации, главным считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с этим представлением.

Теория гендерной схемы представляет собой совмещенный вариант теорий социального научения и когнитивного развития. Основная часть жизни ребенка посвящается усвоению информации об окружающем мире. Чтобы облегчить для себя этот процесс, дети прибегают к категоризации. Гендер выступает в роли важного критерия категоризации. В детстве мы в первую очередь классифицируем людей, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к «мужской» или «женской» категории, то есть создаем схему своей и чужой группы. Классификация людей на мужчин и женщин вносит свой вклад в развитие схемы собственного пола, состоящей из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру. Гендерные схемы обладают эффектом устойчивости. Они сохраняют свою прочность при столкновении с доказательствами, их опровергающими. Когнитивные схемы также ведут к иллюзорной корреляции. В случае гендера мнимая или преувеличенная связь часто видится между гендером и определенными качествами, навыками или поведением. В конечном итоге, осуществляются самоорганизующиеся пророчества, когда один человек, пытаясь подогнать другого под стереотип, начинает вести себя по отношению к нему таким образом, что действительно добивается бихевиорального подтверждения стереотипа.

Согласно новой психологии пола, основное значение в формировании психического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей.

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин.

В гендерной психологии в основном преобладает подход к личностной идентичности и гендеру как к функции социализации, что ведет за собой призыв перейти к гендерно-нейтральному языку и воспитанию. Тереза де Лауретис ввела в оборот термин «Queer Theory», и понятие «квир», свидетельствующее о незафиксированности сексуальной идентичности, получило быстрое и обширное распространение. Быть «квир» значит отрицать как нормативную гетеросексуальность, так и гомосексуальность, «квир» можно становиться по выбору. Квир-исследования базируются на критике самих предположений о смысле сексуальности и гендера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20656. Основные принципы диалектики 62.5 KB
  Сложные связи разнообразных явлений пронизывают абсолютно всё мироздание и неразрывны в своей основе хотя материя и разнородна. Можно дать следующее определение связи это атрибут материи являющийся общим выражением зависимости между явлениями отражением взаимообусловленности их существования и развития. Под отношением следует понимать одну из форм момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов раскрывающей существование объекта не только самого по себе но и для других речь идёт о том что отношения всегда устанавливаются между...
20657. Мировоззрение – понятие, структура и формы. Мировоззрение и философия 82 KB
  В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды образы оценки принципы чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном природном общественном и субъективном индивидуальном состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности. Основной проблемой мировоззрения выступает вопрос о специфики отношений связующих человека и мир. Раскрытие...
20658. Предмет, структура, функции философии. Философия и культура. Философия и наука 100 KB
  Определение философии. Подобное понимание лишает философское знание научной специфики создаёт ложное представление о философии как чистом мышлении способном существовать вне связей с объективной реальностью размывает уникальность её предмета целей задач и методов исследования а также ограничивает рамками личностного субъективного видения мира. Поэтому для определения философии можно использовать такой этимологический перевод как любовь к истине.
20659. Философия Древней Индии и Китая 88 KB
  Небо выступает в роли судьбы рока Дао дословно путь в данном случае божественный небесный путь или правильный жизненный путь человека и народа полностью соответствующий небесной воле. Как таковой культ прошлого поклонение предкам и древней мудрости является характерной чертой всей древнекитайской культуры что находит своё отражение и в конфуцианстве считавшем прошлые поколения более нравственным наполненными благоговением перед небесным владыкой и стремящимися максимально соответствовать Дао. Даосизм. В качестве основной...
20660. Происхождение античной философии. Первые досократические философские школы 160.5 KB
  Закономерность приравнивалась к законности а упорядоченность мира представлялась как легитимность. То есть уже на ранних шагах античной мысли представление о картине мира выстраивалась на взглядах содержащих первые рациональные представления пытающиеся преодолеть ограниченность мифологических вымыслов и рассмотреть человека общество в качестве центра Вселенной что и приводило к определённому антропоморфизму в понимании процессов объективной реальности. Eidos образ вид; подразумевалось идея понятие или метафизическая сущность...
20661. Философские идеи Сократа 41.5 KB
  Философ считал что письмена делают знания отстранёнными внешними для человека и мешают глубокому пониманию истины и воспитанию личности. Поэтому считая что истина содержится внутри самого человека предпочитал живой диалог спор как единственно правильное средство получения достоверных знаний о мире. Второй зрелый этап сосредоточен на раскрытие природы человека. Философия должна открывать человека исследовать его так как именно в нас заключено то познавательное начало которое способно изучать и аккумулировать знания как о себе...
20662. Философское учение Платона 70.5 KB
  Платон настоящее имя Аристокл Платон от греческого platys широкоплечий полный 427 347 год до н. Платон был основателем собственной философской школы занятия слушателей которой проходили в роще посвящённой античному герою Академу что непосредственно повлияло на её название Академия. Философская Академия Платона просуществовала 915 лет.
20663. Философия Аристотеля, Критика платоновского учения об идеях 72.5 KB
  Аристотель 384 322 год до н. Аристотель проучившись в платоновской академии 20 лет вплоть до смерти Платона развивал философские положения своего учителя придерживаясь объективного идеализма и смог привнести в это течение новые неоспоримо значимые идеи. Аристотель предпочитал проводить занятия со своими учениками прогуливаясь по саду вблизи школы. Для обозначения философской школы Аристотеля используется и такое название как перипатетика от греческого peripatio крытая галерея занятия Аристотель проводил не только прогуливаясь...
20664. Философские школы поздней античности (эллинистическая эпоха) 186.5 KB
  Если ранее у греков существовало представление о своём духовном превосходстве над варварами не способных к культуре и к свободной деятельности что запечатлевалось даже в работах Платона и Аристотеля то в новую эпоху взаимовлияния культур формируется представление о едином бытие человека. Под влиянием восточных культур например астрологических и мистических течений Вавилона происходит эклектическое соединение рационального и сверхъестественного в понимание мира что пагубно отражается и на морали где вера в судьбу в определённость...