70488

Гендерные роли: факторы формирования

Доклад

Психология и эзотерика

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Теория социального научения и ее разновидность теория моделирования опираясь на бихевиористский принцип обусловливания утверждают что все зависит от родительских моделей которым ребенок...

Русский

2014-10-21

35.5 KB

4 чел.

23. Гендерные роли: факторы формирования.

Личность как биопсихосоциальная сущность детерминирована биологическими, социальными и трансперсональными факторами. При обсуждении формирования гендерной идентичности человека гендерная психология акцентируется на соотношении биологического и социального [7, 11, 22, 27, 32, 44]. Рассмотрим существующие теории формирования гендерной роли.

Биосоциальный взгляд полагает, что в основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол. Половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Генетика поведения изучает влияние наследственности и окружающих людей на социализацию ребенка. Результаты исследований близнецов свидетельствуют о том, что сходство близких родственников, скорее всего, обусловлено не одинаковыми условиями существования, а генетическими факторами. То же самое можно сказать о поведении, связанном с гендерными различими.

Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность развертывания стадий в неизменном порядке, присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Структура личности каждого индивидуума характеризуется категориями соответствующей стадии, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.

Теория социального научения и ее разновидность – теория моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждают, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают его поведению родители. К тому же, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основе своих наблюдений за поведением взрослых.

Теория половой типизации опирается на теорию социального научения и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное, а девочек за фемининное поведение, и осуждают их за обратное.

Теория социального научения является также предшественницей конструктивистской модели гендерного развития, согласно которой гендерная идентичность формируется под влиянием факторов социальной среды. Считается, что физиологический пол ребенка не оказывает решающего влияния на выбор манеры поведения. Традиционные общественные представления о женской гендерной роли пагубно влияют на гендерное развитие женщин, поскольку именно эти представления являются источником предрассудков, стереотипов и дискриминации, с которыми женщинам приходится сталкиваться в процессе социализации. Эта теория игнорирует проблемы, связанные с потенциальным влиянием биологических факторов на формирование гендерной роли.

Теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации, главным считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с этим представлением.

Теория гендерной схемы представляет собой совмещенный вариант теорий социального научения и когнитивного развития. Основная часть жизни ребенка посвящается усвоению информации об окружающем мире. Чтобы облегчить для себя этот процесс, дети прибегают к категоризации. Гендер выступает в роли важного критерия категоризации. В детстве мы в первую очередь классифицируем людей, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к «мужской» или «женской» категории, то есть создаем схему своей и чужой группы. Классификация людей на мужчин и женщин вносит свой вклад в развитие схемы собственного пола, состоящей из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру. Гендерные схемы обладают эффектом устойчивости. Они сохраняют свою прочность при столкновении с доказательствами, их опровергающими. Когнитивные схемы также ведут к иллюзорной корреляции. В случае гендера мнимая или преувеличенная связь часто видится между гендером и определенными качествами, навыками или поведением. В конечном итоге, осуществляются самоорганизующиеся пророчества, когда один человек, пытаясь подогнать другого под стереотип, начинает вести себя по отношению к нему таким образом, что действительно добивается бихевиорального подтверждения стереотипа.

Согласно новой психологии пола, основное значение в формировании психического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей.

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин.

В гендерной психологии в основном преобладает подход к личностной идентичности и гендеру как к функции социализации, что ведет за собой призыв перейти к гендерно-нейтральному языку и воспитанию. Тереза де Лауретис ввела в оборот термин «Queer Theory», и понятие «квир», свидетельствующее о незафиксированности сексуальной идентичности, получило быстрое и обширное распространение. Быть «квир» значит отрицать как нормативную гетеросексуальность, так и гомосексуальность, «квир» можно становиться по выбору. Квир-исследования базируются на критике самих предположений о смысле сексуальности и гендера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34060. История правового регулирования земельных отношений в России 51.5 KB
  до возврата многообразия форм собственности на землю в наше время как единую цепь государственных преобразовательных усилий и противоречивых результатов. одной из наиболее крупных вех в истории земельного права России крестьяне как одно из сословий не обладали практически никакими самостоятельными правами на землю закрепленными в законодательстве. В том что касалось прав крестьян на землю его роль заключалась в некотором упрощении получения приобретения земельных участков крестьянами на праве личной собственности не...
34061. Земельная реформа в Российской Федерации: этапы, сроки, содержание (с 1990 года) 28 KB
  В определенной степени следуя происходящим социальным переменам законодательство Российской Федерации этого времени признало право собственности граждан на землю. Конституцией было закреплено что земля может находиться в частной муниципальной государственной и иных формах собственности. О собственности было установлено что имущество может находиться в частной государственной муниципальной собственности и собственности общественных объединений организаций. Этим же Законом было установлено что объектами права собственности...
34062. Мониторинг земель в Российской Федерации: задачи, содержание и порядок ведения мониторинга земель 25 KB
  Мониторинг земель в Российской Федерации: задачи содержание и порядок ведения мониторинга земель Мониторинг земель это система наблюдений за состоянием земельного фонда.Задачи мониторинга и порядок его ведения установлены Положением об осуществлении государственного мониторинга земель утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г.Задачами мониторинга земель являются: своевременное выявление изменений состояния земель оценка этих изменений прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий...
34063. Контроль за использованием и охраной земель: понятие, виды 35.5 KB
  Контроль за использованием и охраной земель: понятие виды Новый Земельный кодекс значительно расширил понятие контроля за использованием и охраной земель и дал классификацию его видов посвятив этому самостоятельную главу главу XII. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. хотя соответствующие отношения в нем и были выделены в отдельный раздел раздел X говорилось лишь о государственном контроле за использованием и охраной земель. В Земельном же кодексе Российской Федерации сказано также об иных его видах и кроме того используется обобщенное...
34064. Государственный земельный контроль: понятие, функции органов 33 KB
  Государственное регулирование земельных отношений является частью государственного управления в целом. Государственное регулирование земельных отношений это целенаправленная деятельность государственных органов по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономикоправовых мер. Тем более что в настоящее время центр тяжести должен быть перемещен от командноадминистративного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России когда субъектами этих...
34065. Сравнение физических свойств и химического состава морской воды 834.27 KB
  Изучение литературных и интернет-источников по данной теме. Освоение методик ведения физических и химических исследований по изучению свойств и химического состава морской воды. Определение физических свойств морской воды: плотности, мутности, электропроводности. Определение химических компонентов воды: гидрокарбонат -ионов, сульфат- ионов, нитрат- ионов, хлорид ионов, бромид-ионов, уровень рН.
34066. Переоформление прав на земельные участки: основания, порядок 101 KB
  Любое из перечисленных прав подлежит государственной регистрации осуществляемой уполномоченным государственным органом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним . Именно с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. 8 ГК РФ права на имущество подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него если иное не установлено законом.
34067. Оборотоспособность земельных участков 41 KB
  Земельные участки изъятые из оборота не могут предоставляться в частную собственность а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:1 государственными природными заповедниками и национальными парками;2 зданиями строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации другие войска воинские формирования и органы;3 зданиями строениями и...
34068. Классификация, основания возникновения и прекращения земельных правоотношений 30 KB
  Классификация основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Существенные различия природных свойств земли и неодинаковость хозяйственного ее использования могут обусловливать самые разнообразные земельные отношения. Это позволяет говорить о классификации земельных отношений по основному хозяйственному назначению земель. Классификацию земельных правоотношений можно строить и по другим признакам в зависимости от того какую особенность земельных правоотношений мы намерены выделить...