70491

Просоциальное поведение личности: виды, механизмы, факторы формирования

Доклад

Психология и эзотерика

Исследование нравственного развития в рамках бихевиоризма значительной степени сводятся к развитию просоциального поведения формирования социальной компетентности. В качестве основной задачи нравственного развития выделяется задача социализации маленьких детей научить...

Русский

2014-10-21

43.5 KB

18 чел.

26. просоциальное поведение личности: виды, механизмы, факторы формирования

Просоциальная поведение человека может быть ситуативной, которая актуализируется в действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). Альтруизм может стать сознательной ценностной ориентацией, которая определяет поведение личности в целом, в этом случае он превращается в смысл жизни личности.

просоциального поведение выполняет некоторые важные функции как для общества, так и для индивида. Многочисленные исследования в социальной психологии показывают, что о социальных поступки осуществляет личность, чтобы:

улучшить собственное благополучие

повысить социальный статус и заслужить одобрение других

поддержать образ "я"

уравновесить собственное настроение и эмоции.

Исследование нравственного развития в рамках бихевиоризма значительной степени сводятся к развитию просоциального поведения, формирования социальной компетентности. В качестве основной задачи нравственного развития выделяется задача социализации маленьких детей - научить их направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к положительного социального поведения. Результаты экспериментальных исследований в этом направлении показали, что просоциальная поведение побуждает человека чем-то жертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния. Просоциальная поведение формируется под влиянием социальной среды и опосередковуеться дружескими отношениями, заботой, социальным пониманием или наоборот провоцирует проявления асоциального поведения.

В результате достижения определенных целей возникает самоудовлетворения, которое влечет за собой формирование мотива прикладывать максимум усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Самооценка определяется также прошлым поведением - ее влиянием на постановку целей. Другой фактор, влияющий на самооценку, регулирующего поведение - личная заинтересованность в деятельности. В тех сферах жизни, которые влияют на благополучие и самоуважение, самооценка производится постоянно. Значительной степени на самооценку влияет то, каким образом люди воспринимают причины своего поведения. Бандура утверждает, что реакции самооценки регулируют большой спектр поведения человека и, в первую очередь, поведение в соответствии с моральными требованиями, норм. Когда люди нарушают свои внутренние нормы поведения, они склонны осуждать себя и беспокоиться, потому что в ходе социализации ребенок неоднократно переживала последовательность событий: вина - внутренний дискомфорт - наказание - облегчение

. Учитывая эту схему, действия, не соответствующие внутренним нормам, вызывают самоосуждения, негативную самооценку, не проходят, пока не наступит наказание.

Исследования показали, что просоциальная поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружена у детей уже в раннем возрасте. Так, некоторые исследователи предполагают, что нравственное чувство возникает на втором году жизни ребенка. Ряд исследований, проведенных в последнее время, позволяет нам предположить, что дети раннего возраста демонстрируют эмпатийные отношения как первичное осмысление стандартов просоциального поведения, как фактор, определяющий дальнейшее развитие морального сознания.

Занимаясь изучением альтруизма, исследователи обычно обращают внимание на мотивационную сферу личности. Вместе с тем поведенческие проявления в пользу другого, реализуемых социальными ожиданиями или даже увеличением самоуважения субъекта, не могут относиться к альтруистическим; соответственно, в альтруизме важная идея полной бескорыстия, которая в явном или скрытом виде подразумевается исследователями, но наличие которой психологически уловить и доказать очень сложно. Какие же методы воспитания "бескорыстной поведения"

Дж.Аронфред (J.Aronfred, 1970) [9], что совершил, с нашей точки зрения, плодотворную попытку исследования условий формирования альтруистического поведения, указывал, что фактическое морализаторства взрослого имеет значительно меньший, а иногда и обратный эффект для проявления детских пособий, сочувствие, щедрости, чем техника научение, основанное на выявлении последствий альтруистического поступка. Подобное поведение вытекает из положительного опыта семейных отношений ребенка. Эту идею дополнил Е. Стауб (E.Staub, 1974), доказав, что ролевая игра, в которой ребенок становится то в позицию требующего помощи, то в позицию, которую осуществляет, способствует следующем проявления просоциального поведения.

Сторонники теории социальных норм интерпретируют альтруистическое поведение исходя из двух общественных норм. Они считают, что альтруистическое поведение мотивируется или нормой взаимности, или нормой социальной ответственности. Норма взаимности свойственна преимущественно отношениям равных с равными. Дети оказывают помощь тому, кто предоставляет ее им, ожидая взаимной ответ. Во втором случае помощь мотивируется нормой социальной ответственности - зависимое положение не позволяет дать столько же, сколько получаешь.

В связи с этим можно констатировать, что проявления альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга (МО) и морального сочувствия (МС) [5, с. 221]. Человек с МО осуществляет альтруистические поступки ради морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избегание или устранение искажения нравственных аспектов Я-концепции представление о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному. Помощи присущ жертвенный характер ("отрывает от себя"). Люди с МО (а это обычно люди авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью.

Человек с МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно-эмпатийным слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Ее помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответственности.

Установлено, что 15% людей вообще не имеют этих мотивов, остальные примерно поровну делится на тех, кто имеет одинаковую силу обоих мотивов, и тех, у кого один из мотивов доминирует.

С.Шварц (S.Schwartz, 1977) [11] разработал процессуальное модель альтруистического действия, включает в себя 4 стадии и 9 этапов.

Стадия актуализации - восприятие нужды и ответственности

-осознание того, что человек находится в состоянии нужды

понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение

признания своей способности содействовать такому облегчению

восприятия себя в определенной степени ответственным за изменение ситуации.

Стадия обязанности связи - конструирование норм и зарождение переживания морального долга

активизация существующих ранее или заданных ситуацией личностных норм.

Стадия защиты - рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка:

определения затрат и оценка возможных последствий

переопределения ситуации и ее переоценка путем отрицания: состояния потребности (ее реальности или серьезности), ответственности за свои действия, уместности актуализированных перед этим норм

повторения предыдущих этапов с учетом произведенных переоценок.

Стадия реакции:действие или не действие.

К сожалению, С.Шварц не указывает, в какой стадии или этапа относятся выделенные им три причины осуществления помощи: эмоциональное или эмпатического возбуждения, актуализация социальных ожиданий (положительные или отрицательные оценки со стороны других) и привлекательность самооценок (сохранение своего "Я "в глазах, избегание ограничения чувство собственного достоинства), он не указывает также, насколько описанные им стадии соответствуют альтруистические поведении (очевидно, что определение расходов и оценка со стороны других противоречат пониманию альтруизма).

В исследованиях С.В.Субботського [10] сделана попытка определить периодизацию развития морального поведения на основании трех основных векторов становления моральной регуляции:

операционно-техническая сфера (умение, знания, навыки и условия реализации задач)

уровень произвольности поведения

особенности мотивационной сферы.

На первом этапе (4-5 лет) формируются интеллектуально-волевые предпосылки нравственного поведения, отрабатывается программа нравственного поведения в вербальном плане и операционно-технические возможности реализации. Соблюдение моральной регуляции контролируется со стороны взрослых.

На втором этапе ребенок становится активным "создателем и защитником" моральных норм и правил поведения. Контроль со стороны сверстников является одним из основных факторов регуляции поведения старших дошкольников. Этот период характеризуется наличием ярко выявленной противоречия вербального и реального плана поведения. Вербальный план преимущественно демонстрирует подчинение нравственным требованиям, в то время как в реальном плане часто нарушаются.

На третьем этапе происходит дальнейшее опосредования морального контроля. Оно заключается в формировании произвольных умений планировать и предвидеть свои действия. У ребенка развивается чувствительность до предполагаемого внешнего контроля. Как результат, на этом этапе составляется форма "прагматической мотивации", которая регулирует эту деятельность. На этом этапе у ребенка, благодаря реализации в отношении нее альтруистического стиля общения, формируется еще одна форма морального мотива, которая проявляется в моральной самооценке. Она возникает в результате слияния усвоенных ребенком на вербальном уровне моральных норм и альтруистического типа общения, которое переживает ребенок. Так, И.Д.Бех развил положение о прагматическое и альтруистическое общения: "Альтруистический тип общения возникает тогда, когда одна сторона или обе реализуют бескорыстную поведение" [2, с. 25].

Важным свойством личности, способствует альтруистические поведении, является склонность к сопереживанию человеку, который нуждается в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае (Дж.Кок и другие [J.Coke, С.Batson, K.McDevis, 1978]) [4].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54883. Веселий світ Грицька Бойка 59.5 KB
  Мета: Познайомити учнів з життям і творчістю поета земляка Г. Бойка по казати багатогранність його творчості. Бойка та відомих гумористів виставка книжок з творами Г. Бойка виставка ілюстрацій під назвою Поезія Г.
54885. Основы безопасности питания. Практическая работа «Моделирование ситуации и выполнение алгоритма оказания первой помощи при отравлении и кишечных инфекциях» 208 KB
  Учащиеся самостоятельно задают своим одноклассникам заранее подготовленные вопросы. Учащиеся делают вывод: Основой безопасного питания является умение оценивать качество пищи соблюдать правила ее приготовления хранения. Как вы оцените эту ситуацию Учащиеся высказывают свое мнение по данной ситуации. Формирование понятия несбалансированное питание б Болезни к которым приводит некачественное несбалансированное питание: гастриты язвенная болезнь желудка кариес зубов Учащиеся поочередно рассказывают об этих болезнях и их последствиях.
54886. Півник гарний є у мене 29.5 KB
  Вихователь пропонує дітям відгадати загадку: Що за красень на світанку Кукурікає на ганку В кого гарний гребінець Хто цей славний молодець півник Вихователь. Вихователь. Вихователь. Вихователь.
54887. Організація керування пізнавальною діяльністю студентів засобами інформаційно – комунікаційних технологій 43 KB
  При цьому він буде розміщений на одному лазерному компактдиску містити багатоваріантні завдання для перевірки знань в інтерактивному режимі для кожного рівня. Зміст визначається як відображення фрагменту навчальної дисципліни в тестовій формі форма як засіб звязку упорядкування елементів завдання. По формі всі відомі в теорії і практиці тестові завдання можна розділити на чотири основні групи. Якщо до завдань додаються готові відповіді на вибірзвичайноодин правильний а інші неправильні то такі завдання називаються завданнями з...
54888. ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МИСТЕЦТВА 83.5 KB
  Творчість це не окрема сторона педагогічної праці а найсуттєвіша і найнеобхідніша її характеристика. Планування уроків мистецтва розкривають сутність саме творчого вчителя. У календарному плані вчителів зазначено дату тему та тип уроку передбачено усі види діяльності: сприймання інтерпретація творів музичного та...
54889. Дешифратори 355 KB
  Навчальна: ознайомити студентів з основними поняттями, призначенням та класифікацією дешифраторів, а також принципом побудови схем та їх умовним позначенням. Розвивальна: розвивати творчий підхід, логічне мислення, прагнення до активного засвоєння знань, вміння працювати в колективі, аналізувати та виділяти головне.
54890. Теории прибыли. Прибыль как доход от фактора предпринимательства 18.82 KB
  Доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции. Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами.
54891. Инвестиции: понятие и виды. Дисконтированная стоимость 22.55 KB
  Инвестиции - это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность