70491

Просоциальное поведение личности: виды, механизмы, факторы формирования

Доклад

Психология и эзотерика

Исследование нравственного развития в рамках бихевиоризма значительной степени сводятся к развитию просоциального поведения формирования социальной компетентности. В качестве основной задачи нравственного развития выделяется задача социализации маленьких детей научить...

Русский

2014-10-21

43.5 KB

25 чел.

26. просоциальное поведение личности: виды, механизмы, факторы формирования

Просоциальная поведение человека может быть ситуативной, которая актуализируется в действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). Альтруизм может стать сознательной ценностной ориентацией, которая определяет поведение личности в целом, в этом случае он превращается в смысл жизни личности.

просоциального поведение выполняет некоторые важные функции как для общества, так и для индивида. Многочисленные исследования в социальной психологии показывают, что о социальных поступки осуществляет личность, чтобы:

улучшить собственное благополучие

повысить социальный статус и заслужить одобрение других

поддержать образ "я"

уравновесить собственное настроение и эмоции.

Исследование нравственного развития в рамках бихевиоризма значительной степени сводятся к развитию просоциального поведения, формирования социальной компетентности. В качестве основной задачи нравственного развития выделяется задача социализации маленьких детей - научить их направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к положительного социального поведения. Результаты экспериментальных исследований в этом направлении показали, что просоциальная поведение побуждает человека чем-то жертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния. Просоциальная поведение формируется под влиянием социальной среды и опосередковуеться дружескими отношениями, заботой, социальным пониманием или наоборот провоцирует проявления асоциального поведения.

В результате достижения определенных целей возникает самоудовлетворения, которое влечет за собой формирование мотива прикладывать максимум усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Самооценка определяется также прошлым поведением - ее влиянием на постановку целей. Другой фактор, влияющий на самооценку, регулирующего поведение - личная заинтересованность в деятельности. В тех сферах жизни, которые влияют на благополучие и самоуважение, самооценка производится постоянно. Значительной степени на самооценку влияет то, каким образом люди воспринимают причины своего поведения. Бандура утверждает, что реакции самооценки регулируют большой спектр поведения человека и, в первую очередь, поведение в соответствии с моральными требованиями, норм. Когда люди нарушают свои внутренние нормы поведения, они склонны осуждать себя и беспокоиться, потому что в ходе социализации ребенок неоднократно переживала последовательность событий: вина - внутренний дискомфорт - наказание - облегчение

. Учитывая эту схему, действия, не соответствующие внутренним нормам, вызывают самоосуждения, негативную самооценку, не проходят, пока не наступит наказание.

Исследования показали, что просоциальная поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружена у детей уже в раннем возрасте. Так, некоторые исследователи предполагают, что нравственное чувство возникает на втором году жизни ребенка. Ряд исследований, проведенных в последнее время, позволяет нам предположить, что дети раннего возраста демонстрируют эмпатийные отношения как первичное осмысление стандартов просоциального поведения, как фактор, определяющий дальнейшее развитие морального сознания.

Занимаясь изучением альтруизма, исследователи обычно обращают внимание на мотивационную сферу личности. Вместе с тем поведенческие проявления в пользу другого, реализуемых социальными ожиданиями или даже увеличением самоуважения субъекта, не могут относиться к альтруистическим; соответственно, в альтруизме важная идея полной бескорыстия, которая в явном или скрытом виде подразумевается исследователями, но наличие которой психологически уловить и доказать очень сложно. Какие же методы воспитания "бескорыстной поведения"

Дж.Аронфред (J.Aronfred, 1970) [9], что совершил, с нашей точки зрения, плодотворную попытку исследования условий формирования альтруистического поведения, указывал, что фактическое морализаторства взрослого имеет значительно меньший, а иногда и обратный эффект для проявления детских пособий, сочувствие, щедрости, чем техника научение, основанное на выявлении последствий альтруистического поступка. Подобное поведение вытекает из положительного опыта семейных отношений ребенка. Эту идею дополнил Е. Стауб (E.Staub, 1974), доказав, что ролевая игра, в которой ребенок становится то в позицию требующего помощи, то в позицию, которую осуществляет, способствует следующем проявления просоциального поведения.

Сторонники теории социальных норм интерпретируют альтруистическое поведение исходя из двух общественных норм. Они считают, что альтруистическое поведение мотивируется или нормой взаимности, или нормой социальной ответственности. Норма взаимности свойственна преимущественно отношениям равных с равными. Дети оказывают помощь тому, кто предоставляет ее им, ожидая взаимной ответ. Во втором случае помощь мотивируется нормой социальной ответственности - зависимое положение не позволяет дать столько же, сколько получаешь.

В связи с этим можно констатировать, что проявления альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга (МО) и морального сочувствия (МС) [5, с. 221]. Человек с МО осуществляет альтруистические поступки ради морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избегание или устранение искажения нравственных аспектов Я-концепции представление о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному. Помощи присущ жертвенный характер ("отрывает от себя"). Люди с МО (а это обычно люди авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью.

Человек с МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно-эмпатийным слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Ее помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответственности.

Установлено, что 15% людей вообще не имеют этих мотивов, остальные примерно поровну делится на тех, кто имеет одинаковую силу обоих мотивов, и тех, у кого один из мотивов доминирует.

С.Шварц (S.Schwartz, 1977) [11] разработал процессуальное модель альтруистического действия, включает в себя 4 стадии и 9 этапов.

Стадия актуализации - восприятие нужды и ответственности

-осознание того, что человек находится в состоянии нужды

понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение

признания своей способности содействовать такому облегчению

восприятия себя в определенной степени ответственным за изменение ситуации.

Стадия обязанности связи - конструирование норм и зарождение переживания морального долга

активизация существующих ранее или заданных ситуацией личностных норм.

Стадия защиты - рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка:

определения затрат и оценка возможных последствий

переопределения ситуации и ее переоценка путем отрицания: состояния потребности (ее реальности или серьезности), ответственности за свои действия, уместности актуализированных перед этим норм

повторения предыдущих этапов с учетом произведенных переоценок.

Стадия реакции:действие или не действие.

К сожалению, С.Шварц не указывает, в какой стадии или этапа относятся выделенные им три причины осуществления помощи: эмоциональное или эмпатического возбуждения, актуализация социальных ожиданий (положительные или отрицательные оценки со стороны других) и привлекательность самооценок (сохранение своего "Я "в глазах, избегание ограничения чувство собственного достоинства), он не указывает также, насколько описанные им стадии соответствуют альтруистические поведении (очевидно, что определение расходов и оценка со стороны других противоречат пониманию альтруизма).

В исследованиях С.В.Субботського [10] сделана попытка определить периодизацию развития морального поведения на основании трех основных векторов становления моральной регуляции:

операционно-техническая сфера (умение, знания, навыки и условия реализации задач)

уровень произвольности поведения

особенности мотивационной сферы.

На первом этапе (4-5 лет) формируются интеллектуально-волевые предпосылки нравственного поведения, отрабатывается программа нравственного поведения в вербальном плане и операционно-технические возможности реализации. Соблюдение моральной регуляции контролируется со стороны взрослых.

На втором этапе ребенок становится активным "создателем и защитником" моральных норм и правил поведения. Контроль со стороны сверстников является одним из основных факторов регуляции поведения старших дошкольников. Этот период характеризуется наличием ярко выявленной противоречия вербального и реального плана поведения. Вербальный план преимущественно демонстрирует подчинение нравственным требованиям, в то время как в реальном плане часто нарушаются.

На третьем этапе происходит дальнейшее опосредования морального контроля. Оно заключается в формировании произвольных умений планировать и предвидеть свои действия. У ребенка развивается чувствительность до предполагаемого внешнего контроля. Как результат, на этом этапе составляется форма "прагматической мотивации", которая регулирует эту деятельность. На этом этапе у ребенка, благодаря реализации в отношении нее альтруистического стиля общения, формируется еще одна форма морального мотива, которая проявляется в моральной самооценке. Она возникает в результате слияния усвоенных ребенком на вербальном уровне моральных норм и альтруистического типа общения, которое переживает ребенок. Так, И.Д.Бех развил положение о прагматическое и альтруистическое общения: "Альтруистический тип общения возникает тогда, когда одна сторона или обе реализуют бескорыстную поведение" [2, с. 25].

Важным свойством личности, способствует альтруистические поведении, является склонность к сопереживанию человеку, который нуждается в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае (Дж.Кок и другие [J.Coke, С.Batson, K.McDevis, 1978]) [4].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23853. Житие Сергия Радонежского 21.96 KB
  Преподобный Сергий родился в Тверской земле в годы княжения тверского князя Дмитрия при митрополите Петре. Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофанакоторый постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился и церковь при этом наполнилась благоуханием. Однажды когда Сергий в церкви пел заутреню стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов.
23854. Житие Феодосия Печерского 23.97 KB
  Мать хотела чтобы Феодосий одевался почище и играл со сверстниками. Услышав о святых местах Феодосий молился Богу о том чтобы посетить их. Феодосий снова стал ежедневно ходить в церковь. Феодосий так разумно отвечал ей о важности этого делачто мать на целый год оставила его в покое.
23855. Из Англии — в Россию 23.75 KB
  Мы знаем только что Англия была крайним пределом его путешествия там он сказал себе что пора возвратиться в отечество и сел в Лондоне на корабль идущий в Россию. Жива ли ты о Лила или в волнах окончила жизнь свою Герой хотел броситься к юноше утешить его но тут капитан взял его за руку и сказал что дует благоприятный ветер и надо отправляться. Был закат корабль летел на всех парусах вокруг на разном отдалении развевались разноцветные флаги а по правой стороне чернелось чтотонапоминающее землю. На вопрос героя капитан...
23856. Николай Михайлович Карамзин 34.5 KB
  В 1789 году в журнале Детское чтение появилась первая оригинальная повесть Карамзина Евгений и Юлия. К середине 1790х Карамзин становится признанным главой русского сентиментализма открывавшего новую страницу в русской литературе. В 180203 годах Карамзин издавал журнал Вестник Европы в котором преобладали литература и политика.
23857. Что нужно автору 14.11 KB
  Когда ты хочешь писать портрет свой то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства которое должно заниматься одним изящным изображать красоту гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления Если творческая натура произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен не безобразь художниковой кисти оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя наедине без свидетелей искренно: каков...
23858. Оды 16.41 KB
  Первая ода Ломоносова На взятие Хотина 1739 посвящена победе над турками. Полная мифология российской истории разворачивается в одах посвящённых императрице Елисавете Петровне. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гневно затем переменяет его на милость: Я в гневе Россам был ТворецНо ныне паки им Отец Ода 1742 г. Бог как и в прежних одахсокрушает злобу разрушая умыслы врагов России там же и в других местах.
23859. Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин 13.93 KB
  Молодец же пытается жить своим умом а объясняет автор это желание тем что молодец был в то время се мал и глуп не в полном разуме и несовершенен разумом.Хозяевам нравится что молодец ведёт себя по писанному учениюто есть так как и учили его родители.Но молодец кручинится а после признаётся при всех в том что ослушался родителей и спрашивает совета как жить на чужой стороне. Молодец слушается ГореЗлочастие пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника ГоряЗлочастия.
23860. Повесть о Петре и Февронии Муромских 15.5 KB
  Змий рассказал княгине что смерть его будет от Петрова плеча от Агрикова меча. У князя был брат по имени Петр. Однажды Петр пришел к брату.
23861. Повесть о разорении Рязани Батыем 14.34 KB
  Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца на Русь приходит безбожный царь Батый. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего земли людей богатств. Безбожный царь Батый был льстив и немилостив.Узнав от одного предателя рязанского вельможи что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена Батый обращается к нему с такимпредложением.