7052

Когда и почему возникла логика и что она собою представляет

Реферат

Логика и философия

Когда и почему возникла логика и что она собою представляет? Исторические предпосылки и условия возникновения логики Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия,...

Русский

2013-01-14

50 KB

5 чел.

Когда и почему возникла логика и что она собою представляет?

Исторические предпосылки и условия возникновения логики

Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия, которые породили человеческую, общественную, культурную потребность в данной системе знания.

YIII-III вв. до нашей эры. Совершенно удивительное время в истории человечества. В этот период почти одновременно и независимо друг от друга в ряде регионов планеты (Греция, Индия, Китай) происходят своего рода интеллектуальные революции, в ходе которых возникают масштабные и яркие философские системы, во многом определившие характер развития ведущих культур современности.

Существует немало версий относительно причин такого яркого интеллектуального всплеска.

В курсе философии или культурологии Вы можете познакомиться с концепцией «осевого времени» Карла Ясперса, с теорией «вызовов-ответов» Арнольда Тойнби, с пассионарной моделью истории Льва Николаевича Гумилёва, с формационным учением Карла Маркса, в которых даются различные оригинальные объяснения данного периода.

Одним из ярких последствий интеллектуальных революций рассматриваемого нами периода было создание в Китае, Индии и Греции стройных систем логического знания. Наиболее совершенной из них оказалась логика, разработанная эллинами.

Обратимся теперь к истории Древней Греции или Эллады. При изучении самых разных дисциплин Вы часто будете обращаться к культуре этого региона, который принято считать «колыбелью современной цивилизации».

Итак, общепризнанно, что логика как наука появилась примерно 2300 лет назад в древней Греции. Отцом её является Аристотель.

Для народов Древней Греции это был сложный период перехода от одного типа культуры и форм общественной и государственной жизни в рамках Микенской монархии к качественно иному способу их социально-культурного, политического и духовного бытия.

Монархия рухнула. Старые формы регламентации общественной жизни больше не удовлетворяли людей. Традиционная мифология, авторитетом олимпийских богов освящавшая социальные формы земной жизни людей, не соответствовала интересам развития Эллады.

Новые, очень динамичные социальные группы населения (купцы, ремесленники, земледельцы, мореплаватели) всё больше испытывали потребность в научных знаниях, в новой системе образования, в новой философии и идеологии, в новых политической и правовой системах, в новой морали. Образ жизни тех новых слоёв населения, от деятельности которых зависело в полной мере будущее греческих городов-полисов и всей греческой цивилизации, нуждался в оправдании, объяснении, освящении, понимании.

Духовное и интеллектуальное поле для новых знаний и ценностей «расчистили» греческие софисты - учителя «мудрости», всеми возможными способами разрушавшие господствовавшие в то время системы ценностей. Историческая миссия софистов заключалась в максимальном раскрепощении творческого потенциала греческого общества. Они её выполнили, насколько им позволяли уровень культуры, науки и экономики того периода.

Но софисты очень преуспели и в своей разрушительной работе. Их скептицизм и релятивизм всё больше вырождался в крайне неприятный и опасный для существования общества голый субъективизм и цинизм. Вы это прекрасно можете почувствовать по тем исходным принципам, которыми руководствовались многие софисты: «всё истинно, что ты считаешь истинным», «всё ложно, что ты считаешь ложным», «всё дозволено».

Когда греческое общество начало осознавать, что уничтожается не только то в его культуре, что мешает дальнейшему поступательному развитию, но и сами глубинные основы нравственного и интеллектуального бытия, оно выдвинуло из своих недр выдающихся мыслителей, которые не только смогли защитить эллинскую культуру и науку, но и обеспечить ей динамичное развитие на многие века, а также всемирно-историческое признание в будущем.

В первом ряду этих мыслителей стоят, безусловно, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Именно им принадлежит огромная заслуга в изучении языка и мышления, в определении основ, законов и основных приемлемых правил нормального мышления и языковых средств его выражения, в выявлении и критике многочисленных ошибок и сознательных нарушений правил грамотного человеческого мышления.

Разумеется, потребность в борьбе с софистами, весьма произвольно использовавшими речевые средства для достижения своих целей, была пусть и важной, но далеко не единственной предпосылкой создания логики как науки о правильном мышлении.

Второй такой предпосылкой была, безусловно, объективная и субъективная потребность многих эллинов в овладении «божественным даром» - красноречием, настоящим ораторским искусством, крайне необходимым для открытой и активной политической и парламентской деятельности свободных граждан. Тем искусством, о владельце которого величайший римский оратор и учёный Цицерон (106-43 гг. до н.э.) скажет впоследствии: «Он может безопасно пребывать даже среди вооружённых врагов, ограждённый не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».

Третья предпосылка: помимо политических и торжественных речей развитию красноречия способствовало множество, разнообразие и значительность судебных дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы. Логика и возникла как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей, понять, в чём заключается её источник, на чём она основывается.

Четвёртой такой предпосылкой было бурное развитие различных наук и прежде всего математических дисциплин. Научное познание предполагает наличие строгого, максимально формализованного языка, построенного по устоявшимся, проверенным, испытанным правилам.

Логика возникла и как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Пятой (а по значимости, может быть, и главной) предпосылкой была острая потребность в выработке новых норм нравственности и права, посредством которых можно было бы организовать на новых принципах жизнь населения как внутри греческих полисов (городов-государств), так и на межгосударственном уровне.

Осуществляется это обычно так: разрабатываются и обосновываются высшие или основополагающие ценности, а затем из них по определённым правилам выводятся иерархически построенные системы норм, предписаний, запретов.

Разработку фундаментальных идей и ценностей осуществляет философия. А разработку и шлифовку правил вывода призвана была выполнить новая наука - логика.

Логика, по существу, и является наукой о выводном знании или, точнее, наукой о формах и правилах выведения нового знания.

1.2.2 Что представляет собою логика?

Логика прошла длительный путь своего развития. Её выводы (формы, законы и правила мышления) многократно проверены на материале самых различных наук, в разнообразных национальных культурах и религиях, в различной языковой среде.

Логика продемонстрировала за две тысячи лет всеобщность и универсальность выработанных ею норм мышления.

Поэтому так важно каждому, желающему получить настоящее высшее образование, освоить курс логики. Что он собою представляет?

Наш курс называется классической логикой.

Почему?

Потому, что над созданием системы научного знания о правилах мышления трудились выдающиеся мыслители, учёные, мудрецы античности: Демокрит, Парменид, Зенон, десятки представителей легендарной пифагорейской школы, Сократ, Платон и Аристотель.

Потому, что в течение почти 2 с половиной тысяч лет над разработкой и утверждением в мировой культуре законов и правил строгого и корректного мышления работали титаны мысли сирийцы Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, армянин Давид Непобедимый и таджик Авиценна (ибн-Сина), азербайджанец Бахманяр и испанец Аверроэс (ибн-Рошд), французы и англичане Росцеллин, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Томас Аквинат, Дунс Скотт, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Рене Декарт и многие философы, богословы, учёные, логики, каждый из которых являет собою целую эпоху в истории мировой культуры.

Наш курс называется формальной логикой.

Почему?

Потому, что это наука о формах мышления. Об устоявшихся, многократно проверенных, отшлифованных формах правильного мышления. Пусть Вас не пугает слово «формальный». За ним, конечно, закрепилось немало негативных оттенков, выраженных такими словами и выражениями, как «формально правильно, а по сути неверно», «формалист» и другими.

Вы должны прекрасно понимать, что развитие всей человеческой культуры в значительной мере обусловливается тем, насколько человечество успешно создаёт лаконичные, ёмкие, продуктивные формы для выражения своих мыслей, ценностей, норм поведения.

Нравственная культура не может быть осуществлена без усвоения людьми общих ценностей и стандартных форм нравственного поведения.

Правовая культура предполагает наличие в обществе устойчивых форм права или форм гражданского поведения.

Политическая культура отсутствует в обществе, где нет устойчивых форм организации людей: партий, общественно-политических движений, профессиональных и экономических организаций и т.д. Политическая культура предполагает также наличие цивилизованных форм отношений между различными слоями населения и их политическими организациями.

Без оформления в соответствующие институты не существует государства, как одного из основных способов консолидации и выражения общественных, территориальных, национальных или классовых потребностей и интересов больших групп населения.

Без формализации знаний не могла возникнуть ни одна наука.

Наконец, всё современное производство насквозь технологично, то есть «упаковано» в организационно - экономические, технические, производственные формы.

Без формализации языка невозможно было бы программирование, не было бы компьютерной техники и её программного обеспечения.

Далеко не случайно Аристотель, выстраивая свою философскую картину мира и объясняя всё сущее действием четырёх основных и необходимых причин: материальной, целевой, формальной, действующей; - всё же главной считал причину формальную. А бог, по Аристотелю, есть не что иное, как форма всех форм.

Наш курс называется традиционной логикой.

Почему?

Потому, что выработанные ею формы правильного мышления освящены многовековым опытом и закреплены прочно тысячелетними традициями многих европейских народов.

Наш курс называется аристотелевской логикой.

Потому, что общепризнанным считается именно выдающийся вклад Аристотеля в создание этой одной из древнейших систем знания.

Данный курс предполагает изучение только основ современной логики, так сказать её арифметики. Но сама логика не сводится только к классической. В XYIII веке родилась неклассическая логика, которая впоследствии получит разные названия: математическая, символическая. Это будет уже своего рода алгебра логики. От традиционной она отличается ещё более глубоким постижением языка и форм мышления, а также широким применением математического языка и методов математического анализа.

В ХХ веке логика получит новый импульс к развитию. На основе математической логики возникнут интуиционистская логика, модальная логика, логика трехзначная и многозначная, конструктивистская логика, комплексная логика, топологическая логика и ряд других научных дисциплин.

Высшим достижением в развитии наших представлений о мышлении является разработанная немецкими философами И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, К. Марксом в XYIII-XIX веке диалектическая логика. Если формальная логика исследует формы мышления как фиксированные, постоянные в своей основе и поэтому поддающиеся формализации, то диалектическая изучает процесс развития мышления, процесс образования знаний и раскрывает его законы.

Тот из Вас, кто пожелает овладеть самыми современными науками о мышлении, должен иметь всё же ввиду, что в их основе лежит богатство знаний о мышлении, выработанных традиционной или классической логикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79108. Личность и ее социальные роли 86 KB
  Личность и ее социальные роли. Человек индивид и личность. Человек индивид и личность. В разговорном языке мы часто употребляем понятия человек индивид и личность как синонимы.
79109. Социология конфликта 68 KB
  Определение социального конфликта. Структура и этапы конфликта. Жизнь людей в обществе представляет собой бесконечную цепь конфликтов, которые сопровождаются психологическими стрессами, значительным ущербом – материальным, человеческим.
79111. Предмет социологии, ее основные категории и законы 94.5 KB
  Поэтому буквально социология означает учение об обществе. Что является предметом социологии Или какую сторону в обществе выделяет для изучения именно социология На этот вопрос можно ответить так: предметом социологии является социальная жизнь как особая реальность. Социология таким образом изучает отношения между всеми этими общностями – пролетариями и предпринимателями между различными нациями и религиозными...
79112. Общество как система 395.5 KB
  В связи социальные связи и отношения С – единое целое общество в целом Расшифруем что значит социальные явления. Это во-первых социальные группы и общности во-вторых личности и их социальные роли в-третьих социальные нормы и ценности. Социальные связи и отношения мы в дальнейшем рассмотрим специально. В зависимости от того какими будут эти связи и отношения и от того какие социальные группы и общности этими связями и отношениями объединяются мы получаем тот или иной исторический тип...
79113. Социальная структура общества, социальные группы и слои 999 KB
  Социальная группа есть совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
79114. Методика социологического исследования 92.5 KB
  Методика социологического исследования. Программа социологического исследования. Методы социологического исследования наблюдение опрос анализ документов эксперимент. Программа социологического исследования.
79115. Понятие социального института, его характерные признаки 91 KB
  Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации. Это учреждения и организации связанные с осуществлением и распределением политической власти: государство партии армия правоохранительные учреждения профсоюзы политические движения в том числе различные женские молодежные расовые и национальные движения – за равноправие женщин за права молодежи национально-освободительные организации. Понятие социальной организации.
79116. Баптистское движение 15.32 KB
  Основные положения вероучения были разработаны бывшим католическим священником Ульрихом Цвингли. В сотериологии Цвингли придерживался учения о спасении через веру в заместительную жертву Христа. Разногласие Цвингли и Лютера Цвингли первым из всех протестантов выступил против благодатных таинств. Цвингли первый богословски обосновал что Евхаристия это знак символ что субстанционально Христос в Евхаристии не присутствует.