7052

Когда и почему возникла логика и что она собою представляет

Реферат

Логика и философия

Когда и почему возникла логика и что она собою представляет? Исторические предпосылки и условия возникновения логики Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия,...

Русский

2013-01-14

50 KB

6 чел.

Когда и почему возникла логика и что она собою представляет?

Исторические предпосылки и условия возникновения логики

Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия, которые породили человеческую, общественную, культурную потребность в данной системе знания.

YIII-III вв. до нашей эры. Совершенно удивительное время в истории человечества. В этот период почти одновременно и независимо друг от друга в ряде регионов планеты (Греция, Индия, Китай) происходят своего рода интеллектуальные революции, в ходе которых возникают масштабные и яркие философские системы, во многом определившие характер развития ведущих культур современности.

Существует немало версий относительно причин такого яркого интеллектуального всплеска.

В курсе философии или культурологии Вы можете познакомиться с концепцией «осевого времени» Карла Ясперса, с теорией «вызовов-ответов» Арнольда Тойнби, с пассионарной моделью истории Льва Николаевича Гумилёва, с формационным учением Карла Маркса, в которых даются различные оригинальные объяснения данного периода.

Одним из ярких последствий интеллектуальных революций рассматриваемого нами периода было создание в Китае, Индии и Греции стройных систем логического знания. Наиболее совершенной из них оказалась логика, разработанная эллинами.

Обратимся теперь к истории Древней Греции или Эллады. При изучении самых разных дисциплин Вы часто будете обращаться к культуре этого региона, который принято считать «колыбелью современной цивилизации».

Итак, общепризнанно, что логика как наука появилась примерно 2300 лет назад в древней Греции. Отцом её является Аристотель.

Для народов Древней Греции это был сложный период перехода от одного типа культуры и форм общественной и государственной жизни в рамках Микенской монархии к качественно иному способу их социально-культурного, политического и духовного бытия.

Монархия рухнула. Старые формы регламентации общественной жизни больше не удовлетворяли людей. Традиционная мифология, авторитетом олимпийских богов освящавшая социальные формы земной жизни людей, не соответствовала интересам развития Эллады.

Новые, очень динамичные социальные группы населения (купцы, ремесленники, земледельцы, мореплаватели) всё больше испытывали потребность в научных знаниях, в новой системе образования, в новой философии и идеологии, в новых политической и правовой системах, в новой морали. Образ жизни тех новых слоёв населения, от деятельности которых зависело в полной мере будущее греческих городов-полисов и всей греческой цивилизации, нуждался в оправдании, объяснении, освящении, понимании.

Духовное и интеллектуальное поле для новых знаний и ценностей «расчистили» греческие софисты - учителя «мудрости», всеми возможными способами разрушавшие господствовавшие в то время системы ценностей. Историческая миссия софистов заключалась в максимальном раскрепощении творческого потенциала греческого общества. Они её выполнили, насколько им позволяли уровень культуры, науки и экономики того периода.

Но софисты очень преуспели и в своей разрушительной работе. Их скептицизм и релятивизм всё больше вырождался в крайне неприятный и опасный для существования общества голый субъективизм и цинизм. Вы это прекрасно можете почувствовать по тем исходным принципам, которыми руководствовались многие софисты: «всё истинно, что ты считаешь истинным», «всё ложно, что ты считаешь ложным», «всё дозволено».

Когда греческое общество начало осознавать, что уничтожается не только то в его культуре, что мешает дальнейшему поступательному развитию, но и сами глубинные основы нравственного и интеллектуального бытия, оно выдвинуло из своих недр выдающихся мыслителей, которые не только смогли защитить эллинскую культуру и науку, но и обеспечить ей динамичное развитие на многие века, а также всемирно-историческое признание в будущем.

В первом ряду этих мыслителей стоят, безусловно, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Именно им принадлежит огромная заслуга в изучении языка и мышления, в определении основ, законов и основных приемлемых правил нормального мышления и языковых средств его выражения, в выявлении и критике многочисленных ошибок и сознательных нарушений правил грамотного человеческого мышления.

Разумеется, потребность в борьбе с софистами, весьма произвольно использовавшими речевые средства для достижения своих целей, была пусть и важной, но далеко не единственной предпосылкой создания логики как науки о правильном мышлении.

Второй такой предпосылкой была, безусловно, объективная и субъективная потребность многих эллинов в овладении «божественным даром» - красноречием, настоящим ораторским искусством, крайне необходимым для открытой и активной политической и парламентской деятельности свободных граждан. Тем искусством, о владельце которого величайший римский оратор и учёный Цицерон (106-43 гг. до н.э.) скажет впоследствии: «Он может безопасно пребывать даже среди вооружённых врагов, ограждённый не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».

Третья предпосылка: помимо политических и торжественных речей развитию красноречия способствовало множество, разнообразие и значительность судебных дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы. Логика и возникла как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей, понять, в чём заключается её источник, на чём она основывается.

Четвёртой такой предпосылкой было бурное развитие различных наук и прежде всего математических дисциплин. Научное познание предполагает наличие строгого, максимально формализованного языка, построенного по устоявшимся, проверенным, испытанным правилам.

Логика возникла и как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Пятой (а по значимости, может быть, и главной) предпосылкой была острая потребность в выработке новых норм нравственности и права, посредством которых можно было бы организовать на новых принципах жизнь населения как внутри греческих полисов (городов-государств), так и на межгосударственном уровне.

Осуществляется это обычно так: разрабатываются и обосновываются высшие или основополагающие ценности, а затем из них по определённым правилам выводятся иерархически построенные системы норм, предписаний, запретов.

Разработку фундаментальных идей и ценностей осуществляет философия. А разработку и шлифовку правил вывода призвана была выполнить новая наука - логика.

Логика, по существу, и является наукой о выводном знании или, точнее, наукой о формах и правилах выведения нового знания.

1.2.2 Что представляет собою логика?

Логика прошла длительный путь своего развития. Её выводы (формы, законы и правила мышления) многократно проверены на материале самых различных наук, в разнообразных национальных культурах и религиях, в различной языковой среде.

Логика продемонстрировала за две тысячи лет всеобщность и универсальность выработанных ею норм мышления.

Поэтому так важно каждому, желающему получить настоящее высшее образование, освоить курс логики. Что он собою представляет?

Наш курс называется классической логикой.

Почему?

Потому, что над созданием системы научного знания о правилах мышления трудились выдающиеся мыслители, учёные, мудрецы античности: Демокрит, Парменид, Зенон, десятки представителей легендарной пифагорейской школы, Сократ, Платон и Аристотель.

Потому, что в течение почти 2 с половиной тысяч лет над разработкой и утверждением в мировой культуре законов и правил строгого и корректного мышления работали титаны мысли сирийцы Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, армянин Давид Непобедимый и таджик Авиценна (ибн-Сина), азербайджанец Бахманяр и испанец Аверроэс (ибн-Рошд), французы и англичане Росцеллин, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Томас Аквинат, Дунс Скотт, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Рене Декарт и многие философы, богословы, учёные, логики, каждый из которых являет собою целую эпоху в истории мировой культуры.

Наш курс называется формальной логикой.

Почему?

Потому, что это наука о формах мышления. Об устоявшихся, многократно проверенных, отшлифованных формах правильного мышления. Пусть Вас не пугает слово «формальный». За ним, конечно, закрепилось немало негативных оттенков, выраженных такими словами и выражениями, как «формально правильно, а по сути неверно», «формалист» и другими.

Вы должны прекрасно понимать, что развитие всей человеческой культуры в значительной мере обусловливается тем, насколько человечество успешно создаёт лаконичные, ёмкие, продуктивные формы для выражения своих мыслей, ценностей, норм поведения.

Нравственная культура не может быть осуществлена без усвоения людьми общих ценностей и стандартных форм нравственного поведения.

Правовая культура предполагает наличие в обществе устойчивых форм права или форм гражданского поведения.

Политическая культура отсутствует в обществе, где нет устойчивых форм организации людей: партий, общественно-политических движений, профессиональных и экономических организаций и т.д. Политическая культура предполагает также наличие цивилизованных форм отношений между различными слоями населения и их политическими организациями.

Без оформления в соответствующие институты не существует государства, как одного из основных способов консолидации и выражения общественных, территориальных, национальных или классовых потребностей и интересов больших групп населения.

Без формализации знаний не могла возникнуть ни одна наука.

Наконец, всё современное производство насквозь технологично, то есть «упаковано» в организационно - экономические, технические, производственные формы.

Без формализации языка невозможно было бы программирование, не было бы компьютерной техники и её программного обеспечения.

Далеко не случайно Аристотель, выстраивая свою философскую картину мира и объясняя всё сущее действием четырёх основных и необходимых причин: материальной, целевой, формальной, действующей; - всё же главной считал причину формальную. А бог, по Аристотелю, есть не что иное, как форма всех форм.

Наш курс называется традиционной логикой.

Почему?

Потому, что выработанные ею формы правильного мышления освящены многовековым опытом и закреплены прочно тысячелетними традициями многих европейских народов.

Наш курс называется аристотелевской логикой.

Потому, что общепризнанным считается именно выдающийся вклад Аристотеля в создание этой одной из древнейших систем знания.

Данный курс предполагает изучение только основ современной логики, так сказать её арифметики. Но сама логика не сводится только к классической. В XYIII веке родилась неклассическая логика, которая впоследствии получит разные названия: математическая, символическая. Это будет уже своего рода алгебра логики. От традиционной она отличается ещё более глубоким постижением языка и форм мышления, а также широким применением математического языка и методов математического анализа.

В ХХ веке логика получит новый импульс к развитию. На основе математической логики возникнут интуиционистская логика, модальная логика, логика трехзначная и многозначная, конструктивистская логика, комплексная логика, топологическая логика и ряд других научных дисциплин.

Высшим достижением в развитии наших представлений о мышлении является разработанная немецкими философами И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, К. Марксом в XYIII-XIX веке диалектическая логика. Если формальная логика исследует формы мышления как фиксированные, постоянные в своей основе и поэтому поддающиеся формализации, то диалектическая изучает процесс развития мышления, процесс образования знаний и раскрывает его законы.

Тот из Вас, кто пожелает овладеть самыми современными науками о мышлении, должен иметь всё же ввиду, что в их основе лежит богатство знаний о мышлении, выработанных традиционной или классической логикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79293. Работа с кадровым резервом 17.89 KB
  Работа с кадровым резервом Принципы формирования и источники кадрового резерва Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах: актуальность резерва потребность в замещении должностей должна быть реальной; соответствие кандидата должности и типу резерва требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; перспективность кандидата ориентация на профессиональный рост требования к образованию возрастной ценз стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом состояние здоровья. Источниками...
79294. Теории мотивации трудовой деятельности 43.01 KB
  Различают первичные и вторичные потребности. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Маслоу существует пять основных типов потребностей: физиологические потребности уровень 1; потребность в безопасности уровень 2; социальные потребности уровень 3; потребность в уважении и самоутверждении уровень 4; потребность в самовыражении уровень 5. Маслоу Эти потребности образуют иерархическую структуру которая определяет поведение человека причем потребности высшего уровня не мотивируют человека пока хотя бы частично не...
79295. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала 45.96 KB
  Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала Система стимулирования труда персонала: общие положения и составные части. Система материального стиулирования труда и ее элементы. Основным компонентом материального стимулирования труда является система его оплаты которая осуществляется в двух формах повременной и сдельной рис. Формы оплаты труда Система оплаты труда комплекс взаимосвязанных принципов и методов определления уровня оплаты труда персонала на основе учета количественных и или качественных характеристик...
79296. Оценка результатов труда персонала организации 16.86 KB
  Оценка результатов труда персонала организации Оценка результатов труда одна из функций по управлению персоналом направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям запланированным показателям нормативным требованиям. Оценка труда мероприятия по определению соответствия количества и качества...
79297. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом 17.65 KB
  Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач. Показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом Показатели собственно экономической эффективности Показатели степени укомплектованности кадрового состава Показатели степени удовлетворенности работников Косвенные показатели эффективности Соотношение издержек необходимых для обеспечения организации квалифицированной рабочей силой...
79298. Оценка затрат на персонал 77.93 KB
  Они выступают в виде выплаты денежных вознаграждений дополнительных расходов на содержание персонала осуществляемых в соответствии с действующими законами и тарифными соглашениями или добровольных социальных услуг предприятия. В составе расходов на персонал можно выделить следующие группы: Общие расходы на рабочую силу складываются из прямых и косвенных затрат. Косвенные затраты обусловлены необходимостью возмещения дополнительных расходов по выплате страховых взносов в социальные фонды в том числе в фонды защиты от безработицы в связи...
79299. Оценка социальной и экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом 47 KB
  Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
79300. Аудит персонала 14.12 KB
  Аудит персонала Аудит персонала система консультационной поддержки аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации. Задачи аудита персонала: определить соответствие организационного и кадрового потенциала целям и стратегии развития организации; выявить соответствие деятельности персонала и структуру управления организации существующей нормативноправовой базе; определить эффективность работы с персоналом по решению задач стоящих перед персоналом организации ее руководством отдельными структурными...
79301. Теории управления о роли человека в организации 15.74 KB
  В связи с тем что теории управления персоналом человеческими ресурсами развивались вместе с различными школами управления последние наложили отпечаток на название первых. За более чем столетие период промышленной революции роль человека в организации существенно менялась поэтому развивались уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий: классические теории теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.