70580

Методологические основы государственного регулирования экономики

Лекция

Политология и государственное регулирование

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного исполнительного и контролирующего характера осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях...

Русский

2014-10-22

53.5 KB

4 чел.

Лекция 1. Методологические основы государственного регулирования экономики

1. Основные понятия ГРЭ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни.

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции - количественные соотношения между:

- различными подразделениями и сферами общественного производства;

- отраслями;

- территориальным распределением производительных сил.

Макроэкономические пропорции предполагают такое распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому пропорциональность национальной экономики проявляется в соответствии: между объемом и структурой общественных и личных потребностей, с одной стороны; объемом и структурой национального продукта - с другой.

Установление, поддержание и изменение сложившихся пропорций представляет собой сложный экономический процесс. Эта сложность обусловлена не только большим многообразием пропорций в народном хозяйстве, но и тем, что пропорции формируются под воздействием множества факторов.

Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций:

1) общеэкономические - между наиболее крупными сферами национальной экономики;

2) межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями национальной экономики;

3) внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;

4) территориальные - общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;

5) межгосударственные - между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме измерения на натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.

Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручкой и доходами в сфере производства товаров и услуг; доходами предприятий, государства и населения; обращением товаров и денег в национальной экономике.

Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Пропорции в национальной экономике объективны. Пропорции динамичны, в ходе развития экономики они меняются количественно и качественно. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Различают общие и частные диспропорции:

- общие связаны с нарушением пропорциональности во всем народном хозяйстве и носят, как правило, долгосрочный характер;

- частные имеют локальный характер, могут охватывать отдельные части общественного производства.

В устранении диспропорций большую роль играют текущие запасы и государственные резервы.

Несбалансированность экономики России проявляется в диспропорциях:

- материально-вещественных;

- стоимостных;

- структурных;

- трудовых ресурсов и рабочих мест;

- региональных и др.

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступает в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие частичное и общее.

Частичное равновесие достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам.

Общее равновесие требует согласования деятельности всех сфер экономики. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности широко применяется государственное регулирование.

Объектами государственного регулирования экономики являются  сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования экономики.

К основным объектам, на которые направлено воздействие государства, относятся:

1. секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структуры хозяйства;

2. экономический цикл;

3. занятость;

4. уровень жизни;

5. образование и подготовка кадров;

6. денежное обращение;

7. НИОКР и инвестиции;

8. платежный баланс;

9. социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;

10. окружающая среда;

11. цены, антиинфляционные процессы;

12. государственный сектор экономики;

13. финансовые ресурсы и межбюджетные отношения;

14. процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

15. формы собственности в разных отраслях экономики;

16. внешнеэкономическая деятельность и др.

Субъектами государственного регулирования являются законодательные,  исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации это:

- Президент РФ;

- Федеральное Собрание - парламент;

- Правительство РФ;

- федеральные суды.

В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и независящий от национальных государств транснациональный капитал, он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство. «Транснациональные корпорации» (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть в своих руках.  Нередко они диктуют свою волю другим странам. С позиций регулирования следует учитывать, что законы свободного рынка не полностью работают внутри  ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые не рынком, а стратегией корпорации.

2. Цели и задачи ГРЭ

Главная цель государственного регулирования экономики - достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам.

Выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический квадрат», за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:

- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабильность цен (устойчивость денег);

- внешнеэкономическое равновесие.

О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка (задачи государственного регулирования). К ним можно отнести:

1. создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;

2. стимулирование экономического роста;

3. сглаживание экономического цикла;

4. обеспечение социально приемлемого уровня занятости;

5. предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах;

6. поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

7. поддержание внешнеэкономического равновесия;

8. удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Число таких целей множество.

Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования — основная черта современной экономической системы.

3. Принципы ГРЭ

Принципы государственного регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы принципов государственного регулирования экономики:

1) социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность. Наиболее общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.

2) организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;

3) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Особое место среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности. Это означает, что суровое и неуклонное соблюдения законов и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение действующего законодательства тянет за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает от нее.

Важное место среди принципов государственного регулирования экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства относительно реализации тех или других управленческих решений. Этот принцип обнаруживается при формировании государственно-управленческого влияния. В соответствии с ним последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.

4. Функции ГРЭ

С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:

1) законотворческую - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;

2) административную - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;

3) информационную - информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;

4) регулирующую - регулирование экономической деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;

5) контрольную - контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33190. Понятие инвестиционного портфеля. Типы портфеля, принципы и этапы формирования, стратегия управления 14.84 KB
  90 Инвестиционный портфель совокупность ценных бумаг приобретенных инвесторами. Существует три типа портфеля ценных бумаг: рискованный портфель консервативный портфель и комбинированный портфель. Рискованный портфель формируется из рискованных ценных бумаг доля которых в портфеле составляет 70. Комбинированный портфель формируется из надежных ценных бумаг приобретаемых на отностительно большой период времени и из рискованных с повышенным доходом состав которых все время обновляется.
33191. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА 790.1 KB
  Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил созданием мирового рынка углублением международного разделения труда МРТ формированием мировой системы хозяйства интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей. Различаются национальная мировая международная региональная валютные системы. Исторически вначале возникли национальные валютные системы закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной...
33192. Сущность страхования. Классификация видов страхования. Формы страхования 13.43 KB
  41 Страхование это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий страховых случаев за счет денежных фондов формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов страховых премий. К таким имущественным интересам относятся интересы связанные: с жизнью здоровьем трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица личное страхование; с владением пользованием распоряжением имуществом имущественное страхование;...
33193. Рынок ценных бумаг и его роль в современной экономике. Виды рынков ценных бумаг и их функции 15.34 KB
  Виды рынков ценных бумаг и их функции.47 В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Однако товары продаваемые на рынке ценных бумаг являются товаром особого рода поскольку ценные бумаги это лишь титул собственности документы дающие право на доход но не реальный капитал.
33194. Участники рынка ценных бумаг: эмитенты, инвесторы, фондовые посредники 12.95 KB
  48 Участники рынка ценных бумаг это физические лица или организации которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники; организации обслуживающие рынок ценных бумаг; государственные органы регулирование и контроля. Эмитент это...
33195. Медицинская классификация Л.В.Неймана 13.88 KB
  Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания в частности для определения типа учреждения в котором должен учиться ребенок имеет классификация таких детей. Проблема дифференциации лиц имеющих нарушения слуха интересовала как врачей так и сурдопедагогов. В нашей стране наибольшее распространение получила медицинская классификация нарушений слуха у детей предложенная Л. Если нарушение слуха распространяется на...
33196. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 14.42 KB
  Отсутствие речи влечет за собой различные отклонения психического развития. Словесноречевую систему глухого в основном формируют экспрессивные и импрессивные виды письменной речи. Потребность в общении реализуется с помощью предметов действий рисунков и жестовой речи. Наиболее трудной задачей учебновоспитательного процесса является формирование словесной речи и речевого мышления.
33197. Характеристика слабослышащих детей 14.71 KB
  Возникновение тугоухости после сформирования речи не ограничивает дальнейшего достаточно интенсивного ее развития не смотря на её недостатки: относительная бедность словарного запаса сочетается с неправильным усвоением и употреблением понятий. Характерные отклонения в устной речи отражаются и на письменной. На степень сохранности речи влияют время наступления глухоты условия развития и роста ребенка уровень остаточного слуха и качество работы по развитию речи ребенка. Без специального воспитания дети потерявшие слух в 45 лет к поступлению...
33198. ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ 14.85 KB
  Компенсация это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Второй тип межсистемная компенсация которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур выполнения ими несвойственных ранее функций....