70580

Методологические основы государственного регулирования экономики

Лекция

Политология и государственное регулирование

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного исполнительного и контролирующего характера осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях...

Русский

2014-10-22

53.5 KB

3 чел.

Лекция 1. Методологические основы государственного регулирования экономики

1. Основные понятия ГРЭ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни.

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции - количественные соотношения между:

- различными подразделениями и сферами общественного производства;

- отраслями;

- территориальным распределением производительных сил.

Макроэкономические пропорции предполагают такое распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому пропорциональность национальной экономики проявляется в соответствии: между объемом и структурой общественных и личных потребностей, с одной стороны; объемом и структурой национального продукта - с другой.

Установление, поддержание и изменение сложившихся пропорций представляет собой сложный экономический процесс. Эта сложность обусловлена не только большим многообразием пропорций в народном хозяйстве, но и тем, что пропорции формируются под воздействием множества факторов.

Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций:

1) общеэкономические - между наиболее крупными сферами национальной экономики;

2) межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями национальной экономики;

3) внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;

4) территориальные - общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;

5) межгосударственные - между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме измерения на натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.

Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручкой и доходами в сфере производства товаров и услуг; доходами предприятий, государства и населения; обращением товаров и денег в национальной экономике.

Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Пропорции в национальной экономике объективны. Пропорции динамичны, в ходе развития экономики они меняются количественно и качественно. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Различают общие и частные диспропорции:

- общие связаны с нарушением пропорциональности во всем народном хозяйстве и носят, как правило, долгосрочный характер;

- частные имеют локальный характер, могут охватывать отдельные части общественного производства.

В устранении диспропорций большую роль играют текущие запасы и государственные резервы.

Несбалансированность экономики России проявляется в диспропорциях:

- материально-вещественных;

- стоимостных;

- структурных;

- трудовых ресурсов и рабочих мест;

- региональных и др.

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступает в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие частичное и общее.

Частичное равновесие достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам.

Общее равновесие требует согласования деятельности всех сфер экономики. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности широко применяется государственное регулирование.

Объектами государственного регулирования экономики являются  сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования экономики.

К основным объектам, на которые направлено воздействие государства, относятся:

1. секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структуры хозяйства;

2. экономический цикл;

3. занятость;

4. уровень жизни;

5. образование и подготовка кадров;

6. денежное обращение;

7. НИОКР и инвестиции;

8. платежный баланс;

9. социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;

10. окружающая среда;

11. цены, антиинфляционные процессы;

12. государственный сектор экономики;

13. финансовые ресурсы и межбюджетные отношения;

14. процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

15. формы собственности в разных отраслях экономики;

16. внешнеэкономическая деятельность и др.

Субъектами государственного регулирования являются законодательные,  исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации это:

- Президент РФ;

- Федеральное Собрание - парламент;

- Правительство РФ;

- федеральные суды.

В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и независящий от национальных государств транснациональный капитал, он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство. «Транснациональные корпорации» (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть в своих руках.  Нередко они диктуют свою волю другим странам. С позиций регулирования следует учитывать, что законы свободного рынка не полностью работают внутри  ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые не рынком, а стратегией корпорации.

2. Цели и задачи ГРЭ

Главная цель государственного регулирования экономики - достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам.

Выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический квадрат», за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:

- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабильность цен (устойчивость денег);

- внешнеэкономическое равновесие.

О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка (задачи государственного регулирования). К ним можно отнести:

1. создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;

2. стимулирование экономического роста;

3. сглаживание экономического цикла;

4. обеспечение социально приемлемого уровня занятости;

5. предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах;

6. поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

7. поддержание внешнеэкономического равновесия;

8. удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Число таких целей множество.

Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования — основная черта современной экономической системы.

3. Принципы ГРЭ

Принципы государственного регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы принципов государственного регулирования экономики:

1) социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность. Наиболее общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.

2) организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;

3) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Особое место среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности. Это означает, что суровое и неуклонное соблюдения законов и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение действующего законодательства тянет за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает от нее.

Важное место среди принципов государственного регулирования экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства относительно реализации тех или других управленческих решений. Этот принцип обнаруживается при формировании государственно-управленческого влияния. В соответствии с ним последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.

4. Функции ГРЭ

С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:

1) законотворческую - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;

2) административную - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;

3) информационную - информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;

4) регулирующую - регулирование экономической деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;

5) контрольную - контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37568. Разработка основных биотехнологических процессов производства и системы управления качеством липидных косметических препаратов (на примере тоников для проблемной кожи) 893 KB
  Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка биотехнологических процессов конструирования липидных тоников для ухода за воспаленной кожей и системы управления качеством их производства. Для достижения поставленной цели следовало решить следующие задачи: 1.На основе биомоделирования разработать рецептуру липидных тоников для ухода за кожей в домашних и профессиональных условиях...
37569. Методология управления финансами финансово-промышленных групп 1017 KB
  ФПГ как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности [2. Современные тенденции создания и функционирования ФПГ за рубежом [2. Анализ российского опыта создания ФПГ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ ФПГ [3.
37570. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 610.5 KB
  Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методологии применения статистических методов в управлении эффективностью функционирования финансово-промышленных групп в условиях переходной экономики.
37571. Управление деятельностью корпораций в россии 1.32 MB
  субъект 2 Управляющая компания Государство орпорация i Команда j Технологическая цепочка j Предприятие k Общекорпоративные подразделения Если у одной корпорации модуль отсутствует используется существующий модуль другой корпорации; Если у обеих корпораций присутствуют аналогичные модули то используется более эффективный а другой сокращается. Корпорация Портфель 1 Элемент Портфель 2 Элемент Портфель N Элемент 1 7 2 6 3 5 4 Анализ возможностей Планирование Организация Диспетчирование Мотивация Контроль Регулирование Определение потребностей...
37572. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА В КОРПОРАЦИЯХ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ 3.27 MB
  Корпорации оборонной промышленности в экономике России [2. Инструментарий формирования факторов производства корпорации оборонной промышленности [3.1] Разработка плана финансирования деятельности корпорации оборонной промышленности [3. Разработка и обоснование методики оценки прогнозирования оптимального состава факторов производства корпорации оборонной промышленности [3.
37573. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПОСРЕДНИКОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ – ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КОНТРАКТОВ В СФЕРЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 874 KB
  ПЛЕХАНОВА ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ На правах рукописи БЕЛЬЯНИНОВ Андрей Юрьевич ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПОСРЕДНИКОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ – ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КОНТРАКТОВ В СФЕРЕ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Специальность 08. Исследование основных инвестиционных аспектов военнотехнического сотрудничества россии [2. Современное состояние системы военнотехнического сотрудничества России [2. Инвестиционный процесс в системе военнотехнического сотрудничества России [2.
37574. ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ В НЕМЕЦКОЙ ДУХОВНОЙ ПРОЗЕ XIII ВЕКА (трактат «Geistlicher Herzen Bavngart» и его источники) 1.16 MB
  Главы 202 и 203 содержат почти полный текст трактата Давида “Die Sieben Vorregeln der Tugend†а глава 205 так называемые “монастырские проповед膓Sechs Klosterpredigten†Бертольда Регенсбургского. Прямое указание на авторство Давида встречается только один раз для трактата “Die sieben Vorregeln der Tugend†причем в самом Bvngrt гл. Она подтвердила авторство Давида для восьми трактатов: “Die Sieben Vorregeln der Tugend†“Der Spiegel der Tugend†“Von der Offenbrung und Erleuchtung des...
37575. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАСЛЕДСТВЕННОЙ КОМПОНЕНТЫ ПОДВЕРЖЕННОСТИ К БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ТУБЕРКУЛЕЗУ ПО ГЕНАМ ФЕРМЕНТОВ МЕТАБОЛИЗМА КСЕНОБИОТИКОВ 880.5 KB
  Полиморфизм генов глутатионовых Sтрансфераз GSTT1 GSTM1 GSTP1 и цитохромов Р450 CYP2E1 CYP2C19 у жителей г. Ассоциация полиморфных вариантов генов GSTT1 GSTM1 GSTP1 CYP2E1 и CYP2C19 с атопической бронхиальной астмой 65 3. Связь полиморфизма генов ферментов метаболизма ксенобиотиков с изменчивостью количественных признаков у больных бронхиальной астмой и туберкулезом 85 Заключение 101 Выводы 107 Литература 109 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 95 CI – 95 доверительный интервал; CYP – гены цитохрома Р450;...
37576. МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.05 MB
  Борьба за влияние внутри корпорации за контроль финансовых потоков в условиях общих целей и критериев оценки трансформировалась бы в сотрудничество и совместный рост благосостояния корпорации собственников и менеджеров. К наиболее важным результатам характеризующим научную новизну исследования относятся следующие: выявлены исторические тенденции и особенности формирования корпоративных отношений; определены предпосылки и условия для эффективного развития корпоративного управления; оценено влияние национальных особенностей на развитие...