70581

Формы и методы государственного регулирования экономики

Лекция

Политология и государственное регулирование

Директивное планирование (ДП) - форма ГРЭ, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При ДП план экономического развития имеет силу закона и является обязательным для исполнения воли звеньями экономической системы: регионами, отдельными предприятиями.

Русский

2014-10-22

63.5 KB

1 чел.

Лекция 3. Формы и методы государственного регулирования экономики

1. Директивное планирование и государственный заказ.

Директивное планирование (ДП) - форма ГРЭ, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При ДП план экономического развития имеет силу закона и является обязательным для исполнения воли звеньями экономической системы: регионами, отдельными предприятиями. При ДП достигается максимальная степень вмешательства государства в экономические процессы, как следствие, ограничиваются свобода и инициатива субъектов хозяйственной деятельности. Функции государства охватывают:

- планирование материальных активов;

- планирование пропорций распределения материальных ресурсов;

- управление производством и потреблением.

В ДП особую роль играют централизованные директивные задания (планы 5-летки). Планы развития предприятий являются в большей степени производственно-техническими, нежели экономическими, то есть показатели работы определятся в натуральных единицах измерения. Экономические показатели только «обрамляют» этот план, придавая ему некоторую экономическую направленность, соответственно планом производства разрабатывается план материально-технического обеспечения производства и план распределения продукции, то есть за каждым производственным предприятием жестко закрепились поставщики ресурсов и потребители.

Государственный заказ (ГЗ) в практике ГРЭ стали активно применять при переходе от глобального ДП к ограниченному планированию (90-е гг.). Хотя в российской практике ГЗ применялись в 20-е гг. XX века. ГЗ - это директивный план, включающий контрольные цифры по производству продукции за счет государственных средств.

В 90-е гг. понятие ГЗ закрепилось в положении о порядке формирования государственных заказов. В это время ГЗ имел существенные недостатки - его выполнение не всегда обеспечивалось гарантиями сбыта произведенной продукции и получением предприятием финансовых ресурсов, отсюда следует, что ГЗ не выгоден предприятиям. В настоящее время товаропроизводители конкурируют между собой за право получения ГЗ. Так в области закупок организацией сельскохозяйственного сырья и продовольствия государство  предлагает существенные экономические стимулы, важнейшим из которых является гарантированная цена закупки. До размещения ГЗ обычно проводится конкурсный отбор предприятий подрядчиков. Это способствует объективной оценке возможностей предприятия и повышению эффективности использования средств государственного бюджета. По окончании конкурса соответствующие ведомства - заказчик подписывает с предприятием контракт  основной документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке продукции, проведению работ и оказанию услуг.

2. Индикативное планирование и прогнозирование.

ИП является основной формой ГРЭ, применяемой в рыночной экономике. ИП имеет рекомендательный характер, но при этом ориентирует и мобилизирует деятельность отдельных хозяйствующих субъектов на выполнение планов развития в общественных интересах.

ИП - механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов экономики, сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования. Основанный на разработке системы экономических показателей (индикаторов) социально-экономического развития индикативный план определяет приоритеты развития экономической системы. В качестве индикаторов используются показатели динамики, структуры, результативности и эффективности экономики. Раскрываются через показатели уровня жизни населения, объема ВВП, ВНП, развитие рынка потребительских товаров и т.д.

Программирование, как элемент ИП представляет собой разработку программ социально-экономического развития.

Программа социально-экономического развития - комплекс ценовых ориентиров социально-экономического развития, планируемый государством и определяющий эффективные пути и средства достижения указанных ориентиров. В этой программе отражаются:

- макроэкономические показатели развития экономики;

- институциональные преобразования (реформа рыночных институтов, институтов власти и т.д.);

- перечень федеральных ценовых программ на среднесрочный период, цели, задачи, основные этапы и сроки выполнения программ.

Программы социально-экономического развития разрабатываются и на региональных уровнях. Особое условие при этом - увязка региональных программ с общегосударственными целями. Посредством принятия и реализации региональных программ развития Правительство РФ и региональные органы власти:

- вырабатывают рекомендации по преодолению региональных кризисных ситуаций и решению крупных межотраслевых проблем;

- намечают меры по преодолению диспропорций развития и улучшению положения депрессивных регионов;

- формируют территориальные разделы концепции социально-экономического развития страны.

Прогнозирование как элемент ИП представляет собой начальный этап, предшествующий разработке программ, планов, основных направлений социально-экономического развития. Прогнозирование - механизм разработки прогнозов, прогнозных расчетов, которые используются государственными органами власти для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов развития страны.

Главная функция прогнозирования - формирование научно-обоснованных данных для принятия управленческих решений. ФЗ «О государственном прогнозировании» содержит следующее определение прогнозирования - это научные представления  о направлениях социально-экономического развития РФ, основанные на законах рыночного хозяйствования.

Цель прогнозирования - создание научных предпосылок развития включает: научный анализ тенденций развития экономики, вариативное предвидение предстоящего развития экономики, оценка возможных последствий принятия решений,  обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития.

3. Методы прямого и косвенного регулирования.

В условиях рынка ГРЭ - целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста  всей экономической системы. Все используемые правительством регуляторы можно отнести к способам прямого или косвенного воздействия.

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

4. Общие, частные и специфические методы ГРЭ.

При классификации методов условно различают два подхода. Согласно первой классификации целесообразно выделить общие методы, частные и специальные (специфические).

К общим методам (методологии) относятся: совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др.

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические, экономико-математические и другие методы.

Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют методы:

экстраполяции;

экономических группировок;

индексный;

бюджетный  (метод  выборочного  обследования  бюджетов  домашних  хозяйств);

другие.

Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.

Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют распределить сложные по своему составу совокупности на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно-динамических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких.

Бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) представляет собой метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ. Материалы обследования являются основой для получения данных о распределении и дифференциации населения по уровню материального благосостояния, потребления, денежных расходов, условий жизни населения.

К специальным (специфическим) методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся балансовый, программно-целевой, нормативный.

Балансовый метод имеет особое значение. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, поэтому проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными.

В российской экономике несбалансированность воспроизводства проявилась в материально-вещественной несбалансированности, стоимостных диспропорциях, структурных диспропорциях, несбалансированности трудовых ресурсов и рабочих мест, региональных диспропорциях и др. В рыночной экономике роль балансов изменилась: они трансформируются в инструмент анализа и прогнозирования равновесия на товарном рынке.

Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами или образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода.

Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений.

Норма - научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества. В условиях рыночной экономики акцент смещается с системы технико-экономических норм и нормативов на обоснование экономических, социальных, экологических нормативов.

Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т. д. Государство же вместо разработки и утверждения таких нормативов (как было ранее) занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития (экономией основных видов ресурсов). Это вызвано тем, что энергоемкость отечественного производства в 1,8 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Западной Европе.

Экономические нормативы являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов в частности. К ним относятся:

различного вида налоги на имущество, доходы, добычу полезных ископаемых, товары и услуги, а также таможенные пошлины;

финансовые нормативы: трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т. д.;

банковские  нормативы:   нормативы  обязательных резервных  отчислений, учетная ставка и др.

Важное место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы и нормативы. В финансовом планировании это показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета. Финансовые нормы и нормативы делятся на утверждаемые и расчетные.

Утверждаемые нормативы устанавливаются действующим законодательством - это ставки налогов, нормативы платежей в бюджет из прибыли, отчисления во внебюджетные фонды (единый социальный налог), ставки подоходного налога и др. К расчетным финансовым нормативам относятся нормативы оборотных средств.

Среди финансовых нормативов большое значение имеют нормативы межбюджетных отношений: распределение трансфертов, дотации, субвенции, субсидии и т. п.

В зависимости от назначения различают единые и дифференцированные финансовые нормы и нормативы. Так, нормы амортизации, дифференцированные по видам основных фондов, одновременно являются едиными для отраслей.

Социальные нормативы. Они должны разрабатываться на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, определенных методом минимального потребительского и рационального потребительского бюджетов.

Экологические нормативы. Под экологическими нормативами понимаются устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе (ее элементах, популяциях и т. д.), вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности.

Экологические нормативы многообразны. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ по ингредиентам, предельно допустимые шумовые загрязнения, расчетная лесосека (в лесопользовании), нормы отлова рыбы в водоемах, нормы отстрела дичи, объемы выбросов загрязняющих веществ, содержание (концентрация) в них вредных веществ, предельно допустимые выбросы в стоки и др.

Экологические нормативы применяются при расчетах эффективности природоохранных мероприятий, создании основных фондов природоохранного назначения и природоохранных объектов, разработке целевых природоохранных программ и территориальных комплексных схем охраны природы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19334. УСКОРЕНИЕ ЦЕЛОЧИСЛЕННОГО УМНОЖЕНИЯ 195 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 11 УСКОРЕНИЕ ЦЕЛОЧИСЛЕННОГО УМНОЖЕНИЯ Методы ускорения умножения можно условно разделить на аппаратные и логические. Те и другие требуют дополнительных затрат оборудования которые при использовании аппаратных методов возрастают с увеличением разряднос...
19335. УСКОРЕНИЕ ЦЕЛОЧИСЛЕННОГО ДЕЛЕНИЯ. АУ ДЛЯ ЧИСЕЛ С ПЛАВАЮЩЕЙ ЗАПЯТОЙ 82.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 12 УСКОРЕНИЕ ЦЕЛОЧИСЛЕННОГО ДЕЛЕНИЯ. АУ ДЛЯ ЧИСЕЛ С ПЛАВАЮЩЕЙ ЗАПЯТОЙ Ускорение целочисленного деления Следует отметить что операция деления предоставляет не слишком много путей для своей оптимизации по времени. Тем не менее определенные возможности ...
19336. УПРАВЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА С ПРОГРАММИРУЕМОЙ ЛОГИКОЙ 181 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 13 УПРАВЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА С ПРОГРАММИРУЕМОЙ ЛОГИКОЙ Функции центрального устройства управления Устройство управления УУ вычислительной машины реализует функции управления ходом вычислительного процесса обеспечивая автоматическое выполнение ком
19337. АДРЕСАЦИЯ МК. СТРУКТУРА УПРАВЛЯЮЩЕЙ ПАМЯТИ 177.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 14 АДРЕСАЦИЯ МК. СТРУКТУРА УПРАВЛЯЮЩЕЙ ПАМЯТИ Адресация микрокоманд При выполнении микропрограммы адрес очередной микрокоманды относится к одной из трех категорий: определяется кодом операции команды; является следующим по порядку адресом;
19338. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИМАШИННОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 177.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 15 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИМАШИННОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. Совокупность трактов объединяющих между собой основные устройства ВМ центральный процессор память и модули ввода/вывода образует структуру взаимосвязей вычислительной машины. Структур...
19339. АРБИТРАЖ ШИН 163.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 16 АРБИТРАЖ ШИН В реальных системах на роль ведущего вправе одновременно претендовать сразу несколько из подключенных к шине устройств однако управлять шиной в каждый момент времени может только одно из них. Чтобы исключить конфликты шина должна предус...
19340. СИСТЕМА ВВОДА-ВЫВОДА 222.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 17 СИСТЕМА ВВОДАВЫВОДА Помимо центрального процессора ЦП и памяти третьим ключевым элементом архитектуры ВМ является система ввода/вывода СВВ. Система ввода/вывода призвана обеспечить обмен информацией между ядром ВМ и разнообразными внешними устройс...
19341. МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПАМЯТИ 140.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 18 МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПАМЯТИ Блочная организация основной памяти Емкость основной памяти современных ВМ слишком велика чтобы ее можно было реализовать на базе единственной интегральной микросхемы ИМС. Необходимость объединения нес...
19342. КЭШ-ПАМЯТЬ 159 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 19 КЭШПАМЯТЬ Кэшпамять Как уже отмечалось в качестве элементной базы основной памяти в большинстве ВМ служат микросхемы динамических ОЗУ на порядок уступающие по быстродействию центральному процессору. В результате процессор вынужден простаивать не