70583

Воспитание и образования эпохи Средневековья

Лекция

Культурология и искусствоведение

Объектом её изучение стал человек в его обычной жизни. Античность присутствовала в культуре на протяжении всего Средневековья: Средневековое богословие развивалось авторами имевшими высокий уровень античной образованности на них большое влияние оказали идеи Платона Аристотеля стоиков...

Русский

2014-10-22

67.47 KB

6 чел.

Тема «Воспитание и образования эпохи Средневековья».- V-XVI -

I.   Периодизация

1. Раннее Средневековье - V- Xвв.,

2. Зрелое или высокое (классическое) Средневековье – XI-XIIIв.в.(XIV-первая половина).

3. Кризис христианского мира - Возрождение  ( с середины )XIV-XV Iв.в.

Хронология. Отдельные даты, которые  нужно иметь ввиду.

395г-разделение римской империи на западную и восточную.

476г-падение западной римской империи.

1054г-разделение  христианской церкви на католическую и православную.

IX- Каролингское возрождение. 800г. - вручение Карлу папой Львом III императорской короны

События накануне Возрождения IV века

1315-голод

1348- Великая чума.

Столетняя война 1337-1453-между Францией и Англией.

Эпоха Реформации-  XVI- начало XVII века  

Основные социальные группы.

 I.Монашество.

V-VI- расцвет монашеской жизни

IX-X-упадок монашеской жизни

XI- XII- возрождение монашеской жизни и формирование монашеских орденов

II.Рыцарство.

XI-XII  – расцвет рыцарской   куртуазной культуры. Развитие  рыцарской литературы.

XI-XIII- восемь крестовых походов

. III.Бюргерства, пополани(Италия), купцы

X-XII- развитие городов (Сев. Италия, Сев. Германия, Сев. Восточная Франция Фландрия)

IV.Интеллектуалы

XIII- распространение   университетов. Развитие  социальной группы интеллектуалов.

V. крестьяне Средневековья –простецы, деревенские прихожане

II. Исследователи. Изучение средневекового мира представлено в самостоятельном направлении истории- медиевистики.

Марк Блок, Ле Февр Жак ле Гофф, Дюби, А.Я.Гуревич, Л.Баткин, Л.Карсавин, Ю. Бессмертный, В. Рабинович, С.Неретина, В.Безрогов, О.Л.Кошелева.

На Западе во Франции сложилась известная школа- «Школа Анналов», названная  по заголовку издаваемого журнала  «Анналы»(историческая хроника, летопись).

В  Европе и затем у нас сложилось новое направление –историческая антропология. Объектом её изучение стал человек в его обычной жизни. Поэтому в исторической антропологии возникло два новых направления: история повседневности и микроистория.

III. Три составляющих средневековой культуры.

Формирование средневековой культуры, а соответственно и средневекового воспитания, определялось тремя культурными составляющими: культурой варваров, античной культурой и христианством.

 Варварская культура принесла в христианский средневековый мир: идеал героя, культ  силы, жестокость, которые лежали в основе воспитания.

«Убийство человека- проявление геройства, которому нет достойной хвалы.. Обнаженный меч, вонзенный в землю, становится символом Марса, и они набожно поклоняются ему как владыке тех земель, по которым проходят».

У некоторых варварских народов (германцев) был высокий статус женщины и матери.

Античность присутствовала  в культуре  на протяжении всего Средневековья:

- Средневековое богословие развивалось авторами, имевшими высокий уровень античной образованности, на них большое влияние оказали идеи Платона, Аристотеля, стоиков;

- Античность принесла латынь-язык  религиозной и культурной жизни;

- Образование средневекового общества  начало развиваться на базе римских источников (учебных пособий, античных авторов) в них преобладала культура цитат, избранных мест. Первое время сохранялся позднеримский тип грамматической школы;

- Римское право легло в основу национальных правовых систем

нтичные идеалы - героизма, благородного воина, умственной жизни, аристократичности, стоического понимания долга повлияли на формирование рыцарской культуры. Первая волна рыцарской литературы воспевала Александра Македонского и античных героев.

Однако, античные идеалы соперничества, славы, рациональности, гражданственности, культура стыда перед согражданами, ориентация на публичный характер жизни, преобладание устного слова (ораторское искусство) были противоположны идеалам христианства.

 Христианство, сложившееся в поздней античности,  определило мировоззренческую основу  жизни  средневекового общества.

Христианская направленность воспитания: любовь к Богу и к человеку(Ближнему, другому), всепрощение: «возлюби врага»,  «прощайте \и прощены будете», «не судите», смирение, осуждение  горд ыни, милосердие.

Христианские ценности –основополагающие этой эпохи как эпохи христианского мира, где во главе институт церкви, вступали в противоречие с идеалами варварского мира и античной традиции.

Замысел эпохи- утвердить царство Божие на Земле , ведомое церковью, не имел условий для реализации.

Христианство требовало  самоуглубления, ухода личности в себя, одинокого общения с Богом. Население было неграмотно, не знало  латыни, на которой были изложены евангельские тексты, это приводило к необходимости толкований текстов в проповедях, создания сборников цитат, примеров, комментариев, то есть  создавалось определенное упрощение вероучения через примеры («экзампл»). Не все были готовы к индивидуальному личному самоуглублению, у населения  западной Европы был сильный родовой, племенной дух.  Был очень сильный групповой контроль, чтобы поведение не выделялось.  Движение от мира к небу, лежащее в основе требований христианства  смогло охватить лишь часть  людей, вовлеченных в монашескую аскетическую жизнь, в отшельничество, в состав монашеских орденов. Религиозное сознание значительной части населения развивалось многообразно,  было распространено обрядо верие, вера в магическую силу обряда. Но было и наивное  детское сильное чувство веры. Общие нормы социальной жизни, воспитания и индивидуального поведения строились на основе христианского учения.

Постепенно  рост городов и оживление экономической жизни в направлении капиталистического развития вызвало процессы обмирщения, что  привело к Реформации-реформе католической церкви.

IV. Мир западного Средневековья.  Человек западного Средневековья. Особенности мышления.

Общие положения.

1.Мир западного Средневековья –мир, поставивший человека  перед Богом и определивший соприсутствие  Бога и постоянный диалог с ним.  Если в Античности доминирующим моментом воспитания была гражданственность, то в эпоху Средневековья - стремление к подобию Бога.  Бог  выше интересов отдельных государств.  Для античного человека  главное –стыд перед согражданами. Для христианина –личная вина перед Богом.. Античное воспитание- акцентировало телесно-скульптурное совершенство, Средневековье –духовно-нравственное отношение к телу.

Каждый человек уповал на ангела Хранителя.

2.Мир  предстал как школа. Идея всеобщей учительности.  Учителем выступал священник. Учительной называлась церковная литература. Человеку были указаны  ценности добра и   грехи, которых он должен был избегать, олицетворяющие зло. Понятия добра, зла , греха были предъявлены для усвоения.

3. Жизненный путь человека по жизни – был его личным, индивидуальным. За свои грехи  он отвечал перед Богом только  сам. Отвечал в молитве. Молитва - личный разговор с Богом.  Отвечал  в исповеди и покаянии. В начале XIII в. ежегодная исповедь была вменена каждому верующему в качестве обязательной. Каждый был  поставлен перед необходимостью самоанализа, углубления в свой внутренний мир, в свои помыслы, поступки, слова.  Каждый  поставлен  в  ситуацию самоконтроля и  самостроения (преодоления своей слабости, влечений плоти, похоти).

4. Фактором, определяющим  поддержание в человеке трудной  работы по самоконтролю и самоизменению, было представление о загробной жизни. Идеи ада, рая, вера в спасение  ежедневно во всех делах корректировали поведение человека. Существовали константные концепции человека: «человека-странника» в прямом и в переносном смыслах. Земное существование осознавалось как временное, как  путь, который в конечном итоге ведет к Богу; в реальной жизни образ странничества воплощался в паломничестве и крестоносном движении. Другая концепция- человека кающегося, испытывающего душевное сокрушение.  В католичестве в отличии от православия есть еще идея чистилища .

5. 6. Эти исходные основания положения человека перед Богом и с Богом, боявшегося Страшного Суда и верящего в Спасения, живущего на земле, но готовящегося к другой жизни, постоянно контролирующего себя и контролируемого со стороны группы, определило и особый тип мышления  и ряд психологических особенностей.

7. Мышление  средневекового человека было символичным. Видимые вещи   представали как образы, символы  вещей невидимых. Тайна по самому своему существу никогда не могла  быть раскрыта.  Символы - именно такие явления тайны. Они заставляют подолгу, часто мучительно и напряженно в них всматриваться, что  давало не только интеллектуальное удовлетворение, но и ощущение священного и мистического.

Христианское искусство символично. Готический собор, устремленный ввысь, к небу, символизирует устремленность христианской души к Богу. Высота античного храма соизмерима с человеческим ростом, главное в нем — не размеры, а совершенство пропорций. Башни готического собора достигают высоты в несколько десятков метров, и человек рядом с ними так же мал, как мал он в сравнении с Богом (вспомним, что человек античности мог быть “богоравным” — этот эпитет часто встречается у Гомера). “Готика оперирует величинами, исключающими всякое сравнение с человеком”.

Спецификой средневекового  разума  являлось особое восприятие времени и пространства. Современный человек - "торопящийся человек", его сознание определяется отношением ко времени. Время порабощает человека. Время в средневековом обществе - медленно текущее, неторопливое, длительное время.. "Когда бог создавал время, - говорят ирландцы, - он сотворил его достаточно" (из Бёлля).

Средневековые люди узнавали время преимущественно не визуально, а по звуку.  Различали "колокол жатвы", "колокол тушения огней", "колокол выгона в луга". Вся жизнь населения регулировалась звоном колоколов, соразмеряясь с ритмом церковного времени. Поскольку темп жизни и основных занятий людей зависел от природного ритма, то постоянной потребности знать точно, который час, возникнуть не могло и привычного деления на части дня было вполне достаточно. Минута как отрезок времени и интегральная часть часа не воспринималась. Даже после изобретения и распространения в Европе механических часов они очень долго не имели минутной стрелки. Историческое время приобретает определенную структуру, и количественно и качественно четко разделяясь на две главные эпохи: до рождества Христова и после него. История движется от акта божественного творения к Страшному суду.

Человек не властен над временем, потому что оно - собственность бога. Этот аргумент использовался церковью как основание для осуждения ростовщической наживы. Богатые люди ссужают деньги под проценты на том только основании, что должники пользуются этими средствами в течение некоторого срока, - следовательно, прибыль ростовщика связана с накоплением времени. Торговля временем или "надеждой на время" незаконна, так как оно принадлежит всем существам и дано им богом. Ростовщик наносит своей деятельностью ущерб всем божьим творениям. Продавая время, то есть день и ночь, ростовщики продают тем самым свет и отдых, - ведь день это время света, а ночь - время отдыха. Поэтому было бы несправедливым, чтобы сами ростовщики пользовались вечным светом и отдыхом, они осуждены как грешники. Такие аргументы неоднократно приводились богословами в XIII и XIV веках. "Время купцов" оказывалось в конфликте с "библейским временем".

Черное и белое без середины- такова была действительность средневековых людей.  Дьвол являлся в подлинном виде или же в обманчивом образе. Человеку трудно было отличить подлинное от дурного, он боялся быть постоянно обманут. Святые умели распознавать ангелов. Средневековье изобиловало одержимыми, несчастными жертвами колдовских чар или вошедшего в их   тело дьявола..

V Воспитание в социальных

4.4.  Требования, предъявляемые  ко всем христианам,  принимались  в зависимости от духовной зрелости, готовности следовать им.  Высочайшей духовной  высоты достигали многие в эту эпоху.  Их число было несравнимо высоко в соотношении с другими эпохами.

Но для значительной части населения следование христианским нормам   требовало  определенной внешней поддержки. Ведь христианские ценности абсолютно расходились с представлениями о достойном и недостойном и античного и варварского мира.

Такими поддерживающими рамками выступали:

- групповая  регламентация;

- упорядоченность;

- иерархичность в организации жизни.

5.4. Каждая социальная  группа имела свою нишу. Каждый человек был не один, а вписан в группу(монастырь, приход, семья, цех, рыцарский орден и т.п_) был  на своем месте. Не имеющий ниши был изгой. К изгоям относились прокаженные и  в какие- то периоды евреи.

6.4. Жизнь каждой группы была подчинена строгим поведенческим нормам, регламентирующим любое проявление индивидуального, выделяющегося поведения.

Монашеское воспитание было подчинено  строгому монастырскому  уставу, определявшему все молитвы, труд, чтение, общение, труд, прием посетителей и т.д.

В католичестве у  белого и черного духовенства  был утвержден целибат-безбрачие. Поэтому в монастыри поступали или во взрослом возрасте преимущественно из семей рыцарей, или отдавали на воспитание в монастыри детей из рыцарских и крестьянских семей. То есть,  воспитание социальной группе  монашества  было в детстве «в миру», а затем в монастыре.

Определяющим понятием для атмосферы становления монашества был «аскетизм»

Монашество -  историческая форма осуществления аскетического идеала.   В основе этого идеала лежит стремление к совершенству  через отказ от зла.     

-Зло господствует  в самом человеке, в необузданных влечениях его плоти, поэтому необходимо   подавление плоти. Это требовало борьбы с собой, отказа:

- от стремления к богатству,

-от вожделений плоти,

-от расслабленности душевной (болтливости, чревоугодия, многоспанья и т.п.).    В Евангелие Христос  говорит о тех, «кому дано вместить». Всех же, кто чувствовал в себе силы, достаточные для того, чтобы поднять бремя неудобоносимое, Христос звал к совершенству, к высшему, что доступно было человеку.

До IV века было  анохоретство. Христиане уходили в пустыни, пещеры  (в Сирии, Египте, Палестине). В IV веке постепенно на Востоке (в Египте) произошел постепенный переход от анахоретства к монашеским колониям (лаврам).

С IV веке  - монашество . Василий Великого. (†379 г.). Василий был в Египте и Сирии и, вдохновлённый примером тамошних монахов, раздал, вернувшись на родину (в Каппадокию), всё своё имущество бедным и удалился в понтийскую пустыню. Около него собрались анахореты. Вступающий в монастырь проводит некоторое время послушником, благодаря чему постепенно входит в монастырскую жизнь, и только после этого становится монахом.   Большое значение придается  труду (земледелию и ремеслу). Монахи Василия принимали на себя заботы о бедных и больных, им приносили детей, чтобы их. воспитывали во всяческом благочестии, как детей братства..

На Западе в IV-Vв.в   происходило  усиление аскетического течения и  распространение монашества.

Ранее всего увлекались аскетизмом Востока образованные слои общества. Аскетизм захватил аристократические круги. Отличительною чертой монастырей IV-V и следующих веков можно считать аристократизм их состава и, во всяком случае, если не численное, то моральное преобладание высших классов общества. А вместе с магнатами проникла в монастыри и духовная культура эпохи, по существу, аристократическая..

Пример распространенности идеала аскетизма

«Некто Понтициан познакомился с жизнью восточных пустынников совершенно случайно. В бытность императора в Трире он вместе с товарищами отправился погулять за стены города. Двое из них забрели в какой-то дом и нашли там на столе книгу, содержащую житие святого Антония. Один из них стал читать её и, поражённый, увлёкся открывшимся перед ним новым миром настолько, что решил оставить императорскую службу и служить одному Христу. «Я оторвал себя, — сказал он товарищу, — от наших надежд и решил служить Богу. С этого часа я остаюсь здесь [в этом доме жили какие-то «Рабы Божии». Если тебе тяжело подражать мне, не думай, по крайней мере, мне мешать». Но товарищ присоединился к нему, и, несмотря на уговоры друзей, оба покинули мир.

Воспитание монахов.

Жизнь братства была подчинена уставу. Наиболее распространенный был Устав Бенедикта. Вся жизнь Братства стремящихся к Богу представлялась Бенедикту в виде военного отряда — schola. «Должны мы учредить отряд божественной службы» —Поэтому и деятельность монаха выражается словом «militare» — служить;

Монастырь не только братство, а и школа, воспитывающая воинов Христовых. Эта идея воспитательской миссии монастыря сказывалась и в системе кар за проступки. Непокорного монаха сначала увещевал декан, и только после двукратного бесплодного увещания виновный исключался из участия в общей еде и в общей молитве. В более серьёзных случаях он лишался права всякого общения с другими монахами. За этими карами следовало телесное наказание. За ним — общая молитва за виновного и, в случае крайней закоренелости, исключение из монастыря. Желательный состав монастыря обеспечивается институтом новициата. Новиция принимали  в монахи лишь после основательного испытания. По истечении года он приносил торжественные обеты. Только после этого становится новиций полноправным монахом.

Труд монахов должен был не только быть частью их религиозно-нравственной жизни, но и обеспечивать существование монастыря (мельницами, огородами, пашней и так далее). В монастырь приходили гости, хотя бы они были мирянами. В монастырь приносили миряне своих детей (oblati) — будущих монахов, а иногда просто отдавали их монахам на воспитание. И чем больше слава данного монастыря, тем чаще приходят в него религиозные люди. В годину же бедствий монастырь служит местом временного убежища.

В Британии и Ирландии очень сильным был аскетический порыв. Ирландские монахи  были —пламенные пустынники и самоотверженные миссионеры. Тысячи их гибли в пламени их же монастырей, сжигаемых северными варварами, или в пучине морской во время своих дальних странствий. Но на место погибших приходили новые и бестрепетно возобновляли трудную и долгую работу. Уже один внешний вид ирландцев — их суровая шерстяная одежда, их тонзура — останавливал на себе внимание, настраивая на ожидание исключительной святости. «В них была такая сила братской любви и такое терпение, такое стремление к кротости и дружественности, что нельзя было сомневаться: Бог жил среди них». И в монастырях Англии, Ирландии, а потом и Шотландии находит себе надёжный приют римская образованность. В них прилежно изучали греческий язык, читают и переписывали латинских прозаиков и поэтов, преподают арифметику и «музыку». По своему культурному уровню Ирландская Церковь IV-VIII веков занимает первое место в Европе, храня последнее достояние античности. Ирландские монахи преподвали в монастырских школах континента.

Монашество рассматривалось как совершеннейшая форма служения христианскому Богу. И Папа, и духовенство, и миряне наперерыв поддерживали монашество .

Пятый и шестой века были золотым временем монашества. Но долго на такой высоте аскеза держаться не могла, и главным образом аскеза в формах общежития.,. Много гибло, много отставало, но борьба разжигала увлечение идеалом, привлекала новые силы и новых героев. Когда победа была достигнута, положение изменилось. Вместе с распространением аскетического идеала, с признанием его совершеннейшим видом христианской жизни, увеличился приток в монастыри — эпидемия бегства от мира. Она захватывала всех, даже людей по существу к монашеской жизни негодных. Не всякий, надевавший рясу, мог носить её и сберечь в монотонной обстановке и жизни монастыря охвативший его искренний, но часто недолгий и непрочный порыв. Бенедикт предвидел это. Оттого он и рассматривал монастырь как школу, оттого и вводил год испытаний (новициат). Но года было мало. Для успешности воспитательской деятельности монастыря требовалось, чтобы приток подлежащей ассимиляции массы не превышал известного предела. Для успеха монашества нужно было, чтобы рост количества увлекающихся им находился в некотором соответствии с ростом числа испытанных аскетов. А этого как раз и не было, и не могло быть в силу популярности аскезы. Успех монашеского движения уже сам по себе должен был принизить высоту и ослабить напряжённость раннего монашества. Сочувствие мира обогатило монастыри.  Не все монастыри достигали хозяйственного процветания, но почти все шли к этому. Призывы к «довольству трудами рук своих» в большинстве случаев забывались. Увлечение аскезою широких слоёв общества, приводя в монастырь случайных и невольных монахов, ставило перед ним неосуществимую задачу ассимиляции чуждых по существу монашеству, но подавляющих своею численностью элементов. Ещё во время Карла Великого мы узнаем об охоте монахов на диких зверей, о их весёлых празднествах и пирушках. Нередко какой-нибудь граф-аббат селился около монастыря, иногда даже в нём самом, и вокруг развёртывалась пышная жизнь маленького двора.. Большинство монастырей держалось на уровне золотой середины. Устав в них исполнялся, и исполнение его было привычным моментом повседневной жизни. Смягчение жизни не уничтожало её религиозной ценности. По сравнению с нравами светского общества, даже сильно обмирщённые монастыри обладали ею.  (Пик падения VIIIIX в.в.).

X-XI века – новый подъём аскетического понимания христианства.

В XI-XII веках новое возрождение монашества связано с созданием монашеских орденов. Наибольшее влияние на возрождение идеалов апостольства и аскетизма имели нищенствующие ордена. Особое место принадлежало ордену францисканцев.

. В основе движений X-XI веков лежало то же аскетическо-христианское мирочувствование, которое создало раннее монашество

Сама идея единства монашества к XII веку выросла и укоренилась.  (См.  приложение материалы о Франциске Азисском.

Монастырское образование

Монастыри были центрами и сосредоточием культуры. Были женские монастыри.  При монастырях  существовали школы. По указу Карла Великого школы создавались при всех монастырях. Обучали чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счёту, элементарной астрономии с 10 до 16 лет. Основные начальные книги Абецедарий и Псалтырь. Абецедарий, изложенные на латыни основы христианской веры.

С 5- по 15 век школы при церквях и монастырях были в начале единственными, а затем преобладающими учебными заведениями.

Были внутренние школы и школы для мирян. Послушники должны были читать, писать и переписывать рукописи.

Скрипторий –место, где хранились и переписывались рукописи.

Были школы повышенного типа при кафедральных соборах.(епископальные) В них преподавали 7свободных искусств и богословие.

Позднее с XI века  стали создавать школы повышенного типа (соборные или кафедральные), где изучали: тривиум -грамматика, диалектика(формальная логика), риторика(произнесение речей, составление писем, юридические сведения, обучение чтению проповедей) и квадривиум-математика, геометрия ( с элементами церковной архитектуры), астрономия,  музыка(в 11 веке появляется нотная запись).   Риторику изучали по Квинтилиану. В арифметике  рассматривали мистическое толкование чисел.

Школы соборные и кафедральные  численно  не удовлетворяли спроса на образование.

Самым общим типом были школы при поминальных часовнях, так как церковная служба по умершим занимала небольшое время, вошло в обычай, что священники учили детей данной общины. Иногда это было самое элементарное обучение, иногда повышенное.

XIII веке возникает потребность в   повышении уровня образования священнослужителей.

Учились только мальчики и юноши. В малых школах дети 7-10 лет. в больших(кафедральных)  свыше 10 лет

Школьное обучение.

 В начале были грамматические и риторские школы, платные, открываемые учителями, выходцами из разных мест. Среди них и христиане, и язычники.  К VII в . школы античного типа полностью исчезли.

Всякий христианин должен был  быть членом христианской церкви. Так как крестили взрослых, для них организовывали школы, где устно  излагали христианскую догматику и этику. Они назывались школы катехуменов или оглашенных, так как в церкви оглашались имена тех, кто должен был принять крещение. Школы катехуменов стали гаснуть, когда стали крестить младенцев.

Государство франков. При Карле великом была создана дворцовая школа или Академия. Учились дети императора,  приближенных, церковная верхушка.. Изучали  латынь, теологию, труды Сенеки, Горация, Вергилия. Один из учителей в школе Карла  Алкуин (735-804) был автором учебников.

Если античная школа была направлена на рациональное знание, развивающее интеллект, то направленность средневековой школы была на иррациональное. Если античная школа была устная, то средневековая –формировала культуру писца и сакрального текста. Её направленность во многом была на внутреннее переживание, формирование духовной сущности. Ученик был включен в мир проповеди, молитвы, исповеди, причастия.  Многознание  расценивалось как суетность, истинное знание через Откровение. Педагогический процесс определяло отношение к Богу.

Возможны были два пути: познание Бога через познание мира и путь Откровения. Обучение включало то, что относилось к земному миру и то, что относилось к небесному миру.

Этот особый характер средневекового мышления и средневекового образования  был удачно передан  В. Рабиновичем в исторической реконструкции текста Пипина  и Алкуина.

Алкуин «Словопрения высокороднейшего юноши Пипина с Альбином схоластом.// Памятник средневековой латинской литературы  IV-IX  веков.

«Пипин «Что такое язык?

Алкуин «Бич воздуха.

Пипин   «Что такое воздух?

Алкуин  «Хранитель жизни.

Пипин «Что такое жизнь?

Алкуин «Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти.

Пипин «Что такое смерть?»

Алкуин «Неизбежный  исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.  

Пипин «Что такое человек?

Алкуин «Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме…»

Пусть  те же в точности вопросы задает  Пипин, как если бы он был экзаменатор на собеседовании, а отвечал бы Алкуин, как бы если он был абитурент –медалист. Что бы тогда получилось?. А вот что.

Пипин –экзаменатор. «Что такое язык?

Алкуин-абитурент.»Язык(анат.0, мышечный вырост на дне ротовой полости у наземных позвоночных животных и человека».

-«естественный язык, важнейшее средство человеческого общения»;

-«любая знаковая система…»

Пипин -экзаменатор. «Что такое воздух?»

Алкуин-абитурент.  «Воздух -есть смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли…»

Пипин – экзаменатор.  «Что такое жизнь?»

Алкуин-абитурент. «Жизнь -одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе её развития…»

Пипин- экзаменатор.  «Что такое смерть?

Алкуин -абитурент.  «Смерть-прекращение жизнедеятельности  организма, гибель его».

Пипин- экзаменатор. «Что такое человек?»

Алкуин- абитурент.  «Человек-высшая ступень живых организмов на Земле, субъект  общественно-исторической деятельности и культуры».

(Рабинович В.Л.   Образование и образ. Урок загадок Алкуина для школы  будущего.// Философия образования для  XXI века.)

Карл планировал обучение клириков и мирян при епископствах и монастырях. Первый этап средневековой педагогики до рождения  схоластики.

 

Воспитание рыцаря 

В X веке сложился класс крупных землевладельцев, и к XI  веку получила оформление рыцарская культура и рыцарская модель воспитания.

Превращение раннесредневекового воина в рыцаря «классического» Средневековья,  с  высоким  социальным достоинством  и соответствующим самосознанием, было вместе с тем процессом его поэтизации, героизации и даже мифологизации.

. Девиз «Бог, женщина и король»- определяли ценностное содержание воспитания. Оно не ориентировало на успех, материальную выгоду. Его определяли христианские ценности, служение королю, воспитание воинской чести и возвышенное служение даме, которое получит в 11 веке обозначение как куртуазность (от слова вежливый, учтивый, имевший хорошие манеры).  Если перевести на сегодняшний язык, то рыцарь должен был быть духовно- нравственным, сильным воином, вежливым и учтивым. Все эти три составляющие войдут в программу воспитания дворянина, а затем и интеллигента, в русском понимании ( то есть не как интеллектуала, а как духовно-нравственный идеал.).

В образе рыцаря присутствовали черты, которые содержат основы представления о мускулинности, продолжая развитие образа благородного воина.  Рыцарь характеризовался неустрашимостью, гордостью, самоуважением, соблюдением слова, высоким понятием чести.  Для рыцарства было характерно тщеславие, иногда граничащее с хвастовством и щедрость, иногда переходящая в расточительство. Девиз  «Всё заложи, но себя покажи». Рыцари были безразличны к труду, так как  богатство во многом зависело от успехов в войнах, на турнирах, на охоте.

Поведение рыцаря определялось (регламентировалось) кодексом чести или рыцарским уставом и сложными и точными предписаниями.  Рыцарство строилось иерархически на системе личных связей. Сеньор жаловал вассала бенефиций за верную службу.  Вассал давал сеньору клятву верности: «Сир! Я становлюсь вашим человеком». Сеньор обязывался оказывать покровительство вассалу. Таким образом, верность, честь, покровительство и готовность служить должны были стать главными добродетелями. Не было бесчестья  страшнее, чем разрушить долг чести или предать идеалы братства. Католическая церковь видела в рыцарях защитников веры, воинов, достойных небесной награды и осветила приём в рыцарство пышной обрядностью. Вежливость и почтительность являлась вынужденным результатом постоянной угрозы битвы. 7 совершенств рыцаря: верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, охота, игра в шахматы, стихотворство. Только родовой дворянин по отцу и матери,  достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. Маленького ребенка обучали военным играм. В 7 лет он переходил из женских рук в мужские и получал уроки военной подготовки дома. В 10 лет его отсылали на воспитание к главнейшим рыцарям, с которыми родители были в родстве или в дружбе.

Наставление родителя, отправляющего рыцаря на воспитание звучало примерно так:  «Всякий молодой дворянин покидает в твои годы родительский кров, чтобы получить надлежащее воспитание в чужой семье… Помни, что ты сын дворянина, и не обесчесть нашего рода. Будь храбр, но в тоже время скромен со всеми и везде, Будь обходителен с низшими и кроток с ними..»

Образование рыцарей

В начале образовательная  культура у рыцарей была невелика. Но постепенно рыцарская образованность становится важной характеристикой рыцарской субкультуры. Из рыцарской среды выходят богословы, общественные деятели, так как при условии целибата, рыцарство как социальный слой было основным источником образованного монашество.

Первый  этап подготовки рыцаря – паж. Это слуга. Но в этом не было ничего зазорного, так как служение и послушание были в основе воспитания. Паж сопровождал своего патрона и его супругу на охоту, в путешествиях, в гости и даже служил за столом. Он хранил постоянно глубокое молчание и говорил только тогда, когда к нему обращались с вопросом. (христианство было против празднословия) Паж должен был быть услужлив и если только требовалась его услуга, тотчас исполнял её. Паж помогал камергеру устилать зимой комнату патрона соломой, а летом тростником, держать в порядке его кольчуги, вооружение и конское убранство, убирал комнаты, старался услужить дамам.

Одна из самых благородных дам замка занималась преподаванием Закона Божьего. А так же занималась воспитанием кротости, благонравия, вежливости и любезности.

Основную подготовку составляли  физические и военные упражнения. Пажи бегали в тяжелых латах, усмиряли непокорных коней, перескакивали ограды, приучались владеть копьём и биться с деревянным рыцарем, учились дрессировать охотничьих собак, вынашивать птиц. Пажа учили шахматной игре, пению

Дамы и девицы изучали хирургию и обретали умения оказывать первую помощь.

Вторая ступень-оруженосец. Обычно 14 лет. При этом свершали религиозный обряд, и священник вручал меч и пояс. Оруженосцы делились на несколько классов, в соответствии с обязанностями оруженосцы при патроне и при его супруге, комнатные (камергеры), конюшие, кравчие, те, кто прислуживал на пирах и т.д.  Оруженосцы были и стражи замка, совершали ночные обходы, а с рассветом принимались за свои обыденные дела. Оруженосцы  сопровождали своего рыцаря в бою, подавал свежего коня, новое оружие.

Оруженосцы участвовали в замках в военных играх, скачках, турнирах. Это было суровое воспитание, которое вряд ли могли бы дать родители дома.

Если оруженосец, прослужив несколько лет у своего патрона, проявил себя как скромного, мужественного и храброго, он  обращался с просьбой назначить день посвящения (обычно это был канун каких либо праздников). В течение нескольких дней перед посвящением он соблюдал пост, каялся в грехах. После исповеди и причастия его    облекали в белую одежду, и он должен был провести в церкви всю ночь и молиться.

В XI веке на юге Франции в Провансе возникла лирика трубадуров( от слова находить, изобретать), что послужило началом куртуазной культуре. В период высокого средневековья усилилось  внимание к воспитанности рыцарей, изысканности их манер, галантности, щедрости, великодушию, умению куртуазно говорить с дамой.  Тема возвышенной любви стала знаком отличия рыцарской любви от чувственной, грубой любви крестьян. Так возникают лирика трубадуров. Она адресована не девушке, а знатной даме Рыцарский роман отражает идеалы воинской доблести.  Первые посвящены Македонскому, затем королю Артуру. — Каждый жанр на свой лад вырабатывал идеал рыцаря.. Однако между действительностью и ее поэтическим преображением пролегала огромная дистанция

Насилие, грабеж, безудержная жажда добычи, мстительность, необузданность нравов,— симптомы суровой действительности феодального общества.

Тем не менее понять феномен средневекового рыцаря можно только в том случае, если мы будем рассматривать эту социальную фигуру в поле напряжения между высокими идеалами и низменной бытовой реальностью, на которую эти идеалы оказывали определенное воздействие.

. Забвение разрыва между жизнью рыцаря и ее образом в литературе послужило источником безумия Дон Кихота;

..Одна из характерных черт рыцаря — повышенная эмоциональность, склонность к резким переходам от гнева и ярости к умилению и веселью, предрасположенность обильно проливать слезы или впадать в отчаянье. Жестокость и благочестие уживаются в его душе. Рыцарь (впрочем, кажется, это вообще свойственно людям той эпохи), на современный взгляд, — человек крайностей, эмоционально неуравновешенный. В средневековой же поэзии подобные психологические «излишества» служили художественной характеристикой индивида и его внутреннего мира. Определенные формы выражения эмоций, разумеется, были частью социального этикета и ритуала, предписывавших их демонстрацию.

Жизнь купца регламентировалась  уставом гильдии, крестьянина –нормами общины ит.д.

4.3. Внутри каждой группы устанавливалась жесткая иерархия. При этом включение в группу сопровождалось ритуалом, подчеркивающим значимости принадлежности к группе и получения в ней определенного статуса (обряды посвящения в рыцари, испытания ремесленных подмастерьев, которые служили условием их вступления в цех в качестве полноправных мастеров, или рукоположения в духовный сан).

Таким образом  мир Средневековья создавал противоречие между требованием   самоуглубления , самоанализа  при личном обращении  к Богу и жесткой  встрое нности в конкретную социальную ячейку, направляющую и контролирующую  поведение .

Рыцаря можно назвать индивидуальностью только с очень большими оговорками. Все стороны его социальной жизни строго регламентированы и предельно ритуализованы. Обряды посвящения в рыцарское достоинство и способы ведения войны или участия в турнире, формы лирической поэзии и моды, речевой и поведенческий этикет — все подчинено правилам, все глубоко се-миотично и общеобязательно. Рыцарь осознает и ощущает себя как полноценное существо только на людях, в обществе, прежде всего в кругу себе подобных, ибо для того, чтобы самоутвердиться, он должен исполнять свою социальную роль. Для рыцаря быть самим собой означало соответствовать тому набору качеств, какие считались обязательными для члена благородного ordo (социального слоя, сословия).

Выполняемая им общественная функция театрализована. Турнир, в частности, представлял собой спектакль. Рыцарь глубоко озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих, собратьев по корпорации, прекрасных дам. Трудно сказать, в какой мере ему присуща склонность к самоуглублению, но совершенно определенно можно утверждать: он ориентирован на зрителей.

XII век, исторический момент осознания рыцарством себя как обособленного ordo, выполняющего специфические социальные функции. Рыцарская этика выработала новые ценности: куртуазию и куртуазную любовь, возводящую индивидуальную страсть на доселе неведомые высоты, рыцарскую честь и благородство, понимаемые не как случайность происхождения, но как комплекс нравственных качеств личности.Дама,

воспеваемая трубадурами и миннезингерами, остается пока неин-дивидуализированным идеалом женской красоты, но углубление поэта-рыцаря в собственный внутренний мир и сосредоточенье на любовных переживаниях, хотя и ограниченных искусственностью и шаблонностью поэтических образов, тем не менее стало немаловажной вехой на пути развития рыцарского самосознания.

Средневековая лирика бесконечно далека от поэзии Нового времени. Лирическое Я рыцаря почти совершенно лишено конкретных биографических, «анекдотических», жизненных примет, оно вполне условно. «Я» в этой поэзии, по наблюдению Поля Зюм-тора, — чисто «грамматическое»

Бюргерское воспитание.                         

С развитием городов получает развитие новый тип воспитания –бюргерский, в соответствии с формированием новой социальной группы.

Появление бюргерство утверждает новые ценности,  во многом противоположные ценностям раннего средневековья.  Прежде всего,  это ценности богатства, труда и времени. Воспитание детей важно для приумножения богатства, поэтому важны дисциплина и труд. Время - деньги. Воспитание детей для семейного дела, для богатства семьи так важно, что появляется новый жанр «Семейные хроники», где формулируются правила земной жизни, далеко не совпадающие с христианскими добродетелями. Бюргерство почувствовало важность знания.

Семья зажиточного горожанина  в южноитальянском городе(X-XIII).

Самого термина семья не существовало. Человек не отграничивал себя, свою жену и детей от родителей ,близких или дальних родственников. Малая семья стала распространяться с11 века. На это повлияла и урбанизация. Родственники оставались в деревне. Идеальный вариант- семья, живущая отдельно и родственники, живущие рядом. В доме жили очень тесно. Родственники(до12 человек),слуги. Средние размеры дома -70 м. Теснота являлась фактором, определявшим менталитет и своеобразие частной жизни горожан - чувство солидарности, общности, душевной близости. В то же время исключалась интимность, приватность отношений и соответственно глубина эмоциональных переживаний. Обычаи и нравы были грубые. Муж и жена ели из одной чаши.

Муж. Отец. При создании семьи жених оформлял контракт у нотариуса с отцом невесты, по которому оговаривался размер приданного и с X века обязательство о передаче на утро после свадьбы подарка (утренний дар или  маргинкап),составляющего 1/4 имущества, а также письменное заверение  о том, что он будет жить с женой спокойной и мирной жизнью, хорошо обращаться, заботиться, не делать зла (за нарушение предусматривался штраф). Иногда в тексте контракта  пояснялось, что он будет содержать свою  жену хорошо и почётно.

Мальчики и девочки воспитывались вместе.  В 6-7 лет мальчики уходили в школу. (в богатых домах приходили учителя) Воспитанием мальчиков мать занималась до 14 лет.

Церковь  определяла основной контекст воспитания.  Не было часов и время принадлежало церкви. Потом, когда появятся часы,  их назовут время купца в отличии от времени колокола. О наступлении утра в 6  оповещал колокол,  затем другой колокол звонил на молитву, женщины с детьми  шли на утреннюю молитву в церковь каждый день. Если не могла мать с кормилецей, с кем- то из взрослых. Женщины и дети не пропускали ни одной службы. У каждого колокола был свой смысл. Кроме того колокола капелл и небольших церквей наперебой, непрестанно выводили над городом волнующую мелодию молитвы. Поэтому тщательно подбирали и ценили звонарей. Но воздействие мелодии молитвы постоянно звучащей не могло не оказывать влияния. Около захода солнца звонили к вечерней службе. После неё вечерняя трапеза, в городе тушили огни. Весь день был разбит на отрезки, соответствующие каноническим часам. Во второй половине субботы не работали, молились, делали уборку. Был воскресный отдых.

В семьях хозяйством занимались все взрослые женщины (взрослые дети). Кроме того были рабы и рабыни(по документам), наёмные слуги и служанки. Даже в семьях среднего достатка имелись за городом  сады, виноградники, оливковые рощи, иногда пахотные участки, которые обрабатывали слуги.

Обучение горожан.\

В 12 веке появляются городские светские  муниципальные школы.  Программа носила прикладной характер. Изучали латынь, делопроизводство, геометрию, технику , естественные науки. Были школы счета и городские латинские школы. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась Были добавлены древнегреческий и древнееврейский язык. В центр учебного процесса  поставлено изученик латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В старших классах были популярны диспуты на латыне. Были распространены театральные представления-мистерии, которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

В 13-14 веках появились цеховые школы на средства ремесленников на родном языке. Изучались чтение., счет, элементы геометрии, естествознания и делопроизводства

Схожая программа была у гильдийских школ у купцов.

 

Воспитание трудящихся. Крестьяне жили сельской общиной. Семьи строились на основе патриархальности. Большую роль в воспитании, кроме  христианских основ имели традиции.

В городе корпорация – братство, цеховая община. У ремесленников были свои цеховые правила, жестко регламентирующие их жизнь и деятельность.

Существовала литература, где на основе короткого примера утверждались основы христианской веры, литература для простецов. (см. АЯ Гуревич ).  Основные церковные книги были на латинском, которым народ не владел, поэтому проповеди, чтение  текстов, участие в таинствах, соблюдение обрядов и следование заповедям, в чем помогали рассказы о случаях из жизни, помогали обретению веры.   

В  XI-XIIIв.в.   Зрелое или высокое (классическое) Средневековье.

Обучение в школах. Появляются  гильдийские, городские школы, коммунальные школы. Такую школу окончил Данте, где постепенно переходили от преподавания на латыни к преподаванию на родном языке.

- Рост городов и увеличение запроса на услуги юристов вызвало необходимость специального юридического образования.

-Крестовые походы и торговля  привели к знакомству европейцев с культурой Востока. Когда в результате 4 крестового похода была захвачена Византия, где сохранился греческий язык, многие античные произведения открылись. Получили развитие медицина, математика, ботаника, зоология, астрономия. Византийские учёные после взятия Константинополя турками устремились в Западную Европу.

В результате всех этих процессов  появляются средневековые университеты. Слово университет в переводе с латинского  означает корпорация. Они собирают людей из разных государств и разных сословий. Университеты были независимы от городов.

Университеты имели факультет искусств (7 свободных искусств)-низший факультет, по окончании которого давали степень бакалавра. и богословский, юридический и медицинский факультеты. Во главе каждого стоял избранный декан. Главная задача факультета- организация лекций, устройство диспутов, испытаний и раздача степеней. Студенты разделялись на нации( по землячеству). Во главе университета стоял выборный ректор. В основе изучения были книги, имевшие каноническое значение. Поэтому речь шла больше о толковании текста и систематизации материала. На философском факультете изучали Аристотеля, на медицинском –Гиппократа. Профессор толковал текст книги, которая была в руках у студентов.. На диспуте магистр выдвигал тезис. Участники должны были доказать логическую несостоятельность или противоречия в тексте.

Необходимость укрепления положения церкви, развитие университетов  привели к развитию определенного типа мышления и метода диспута, которые получили название схоластика. Схоластика- школьная наука, то есть рассуждения, построенные на основе формальной логики, как оперирование текстами. Бэкон писал о схоластах, что  они почти не знали ни истории природы , ни истории человечества. Их ум из количественно ограниченного материала, но при непрерывном напряжении ума, начал ткать  ту научную паутину, которую мы находим в их произведениях.

Парижский университет , основанный в 12-13 веках был главным центром богослоия.

В 13 веке университет в Оксфорде, в Кембридже, Неаполе,Лиссабоне.

Интеллектуалы.

Развитие науки,  появление университетов привели к возникновению  новой социальной группы-интеллектуалов, которые иногда жили вместе с университетами, занимаясь преподаванием и написанием сочинений.  Таким ярким интеллектуалом был Пьер Абеляр(11 век)_-автор богословских произведений, осужденный церковью как еретик. Он славился и как поэт и как музыкант, и как герой трогательного романа с возлюбленной Элоизой. Этот роман лег в основу романа Руссо. Он происходил из рыцарской семьи, был для своего времени чрезвычайно образован, прекрасно знал античную философию, владел военными искусствами. Был приглашен архидьяконом Гильомом  преподавать в парижскую соборную  школу. На диспутах всегда оказывался победителем.  Он открыл свои богословские курсы, имел успех. Ученики оставляли профессоров и переходили к нему. Старейшая парижская школа нотр-дам достаётся Абеляру как учителю и руководителю. Абеляр привлекал тысячи учеников со всех концов Запада. Из его аудитории вышли 1-папа, 19 кардиналов и 50 епископов.   Смелые и интересные лекции его вызывали восторг учеников, зависть соперников, тревогу в церкви. Его обвиняли в ереси, заставили бросить в огонь его книгу «Введение в богословие».. Он  ушел в леса, построил хижину, тут же его окружили хижины учеников. Затем они воздвигли храм. Абеляр назвал его Параклет в честь духа утешителя. Одна из последних его книг называется «История моих бедствий». Он пишет диалог «Да и нет» как образец схоластического спора.

Средневековые люди, объединенные идеей христианства, обретшие в ней чувство идентичности, нуждались в каком- то живительном источнике, который укрепил бы их веру и их единство.

Единство и богатство внутренней жизни находят самое яркое отражение  в новых универсальных нищенствующих орденах( тамплиеров, доминиканцев, францисканцев). Началу появления ордена францисканцев было появление святого Франциска, как новый свет. Так об этом пишет Честертон.

«В самом конце долгой, суровой, почти беззвездной ночи маленький человечек внезапно и тихо взошел на холм и стал над городом, темный на темном фоне. Он поднял руки, как поднимал потом на стольких статуях и картинах, над ним запели птицы, а за его спиной занялся день».

Другое событие- страшное кровавое движение, которое будет столетиями отягощать совесть христианского Запада-8 крестовых походов. В их числе –поход детей.  Много написано о меркантильных причинах крестовых походов, но были среди них и психологические, отражающие мироощущение людей, ищущих сплачивающую идею, нуждающихся в оживлении чувства  идентичности, в мире, где упрочивались  жажда власти, стремление к наживе, роскоши.

Третье явление-развитие городской культуры, которое   утвердило приоритеты новых ценностей: труда и роскоши. Это время Данте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64195. Разработка веб-приложения, обладающего минимальным набором необходимых функций для электронной библиотеки 8.73 MB
  Электронные библиотеки - принципиально новая, многообещающая, перспективная форма бытования библиотеки в информационном обществе, основное назначение которой заключается в совершенствовании библиотечного обслуживания.
64196. Проект судна Сейнер СЧС-225, предназначенного для лова рыбы 9.3 MB
  Трубопровод забортной воды предназначен для подачи заборной воды во внешний контур охлаждения двигателя. Трубопровод пресной воды предназначен для охлаждения внутреннего контура главного дизеля и дизель генератора.
64197. Методы повышения эффективности использования источников финансирования в организации «Российского Университета кооперации» 7.8 MB
  Теоретические основы источников финансирования организации Классификация финансовых ресурсов организации. Анализ деятельности организации Российского Университета кооперации Структура и характеристика организации.
64198. Организация работ в агрегатном цехе общества с ограниченной ответственостью «СДРСУ» 5.65 MB
  Целью дипломного проекта является выполнение проектных разработок, направленных на совершенствование организации и технологии технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
64199. Участие медицинской сестры в подготовке пациентов с хирургическими заболеваниями живота к экстренным операциям 6.26 MB
  Достаточно установить что у больного имеется острое хирургическое заболевание органов брюшной полости и он нуждается в срочной госпитализации. У больного появляется тошнота рвота. Через несколько часов боли в животе могут на короткий срок утихнуть состояние больного несколько улучшается.
64200. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «ЯКУТОПТТОРГ» 624.24 KB
  Денежные средства – один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. Управления денежными потоками является тем инструментом, при помощи которого можно достичь желаемого результата деятельности предприятия – получения прибыли.
64201. Організація локальної обчислювальної мережі загальноосвітньої школи 4.01 MB
  Метою проектування є розрахунок топології і технічних характеристик локальної обчислювальної мережі, визначення апаратних і програмних засобів комплектації локальної обчислювальної мережі (ЛОМ) загальноосвітньої школи, розміщення вузлів мережі і каналів мережного зв'язку.
64202. Облік та аудит розрахунків з різними дебіторами 1.3 MB
  Метою дипломної роботи є встановлення достовірності ведення заборгованості за кожним дебітором термінами її виникнення й погашення; повноти та своєчасності відображення даних в зведених та облікових регістрах.