70586

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право собственности принадлежит к числу таких правовых институтов интерес к которым не ослабевает и не увядает на протяжение столетий. Это особенно относится к собственности на землю поскольку земля являет собой самое ценное богатство.

Русский

2014-10-22

84 KB

0 чел.

. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Понятие права собственности на землю

Право собственности принадлежит к числу таких правовых институтов, интерес к которым не ослабевает и не увядает на протяжение столетий. Это особенно относится к собственности на землю, поскольку земля являет собой самое ценное богатство. В житейском понимании представление о собственности зиждется на различии своего ц чужого. В таком простейшем подходе, безусловно, есть рациональное начало. Собственность теряет всякий смысл, если другие лица, т.е. несобственники, не относятся к соответствующей веши как к чужой. Это означает, что хотя связь лица с вещью является изначальным признаком права собственности, сущность собственности не сводится к отношению собственника к вещи. Собственность возможна только там и постольку, где и поскольку есть другие лица, т.е. несобственники.

Собственность немыслима без лежащего в ее основе материального объекта (вещи), который должен быть индивидуализирован и присвоен собственником с исключением от обладания им всех других. Собственности присуще и волевое начало, ибо собственник своей властью и по своей воле определяет судьбу принадлежащей ему веши. Но в конечном счете собственность—это общественное отношение. Без отношения других лиц к принадлежащей собственнику вещи как к чужой не было бы и отношения к ней самого собственника как к своей.

По существу, собственник находится в правоотношении со всеми гражданами и юридическими лицами, которые должны воздерживаться от какого бы то ни было нарушения права собственности, не препятствовать собственнику свободно осуществлять свое право.

Анализ права собственности показывает, что это понятие относится к числу весьма сложных общественных явлений. Не случайно нигде в законе не дается определение собственности. Указываются только правомочия собственника.

Собственность первоначально зарождается  в виде фактического присвоения предметов материального мира, знаменуя собой начало   всестороннего  развития   человеческой   личности.   Собственность—спутник прогресса, проявление свободы личности. Как писал А. С. Пушкин: «Наш век торгаш —в сей век железный без денег и свободы нет». Уже первобытному человеку было присуще понимание того, что сделанное им оружие и добытая дичь принадлежат ему. А за этим следует осознание экономической независимости. Возможность создания запасов нужных человеку предметов у отдельных людей послужила предпосылкой для обмена и последующего материального неравенства, которое способствовало развитию первоначальной экономики. Но фактическое владение вещами, в том числе земельными участками, еще ничего общего с правом собственности не имеет. Немецкий философ И. Кант отмечал, что «было бы противоречием иметь нечто внешнее своим, если бы понятие владения не допускало различного значения, а именно чувственного и умопостигаемого владения, и если бы под первым мы не понимали физическое, а под вторым —чисто правовое владение одним и тем же предметом». Далее он подчеркивал, что право собственности «есть чисто правовая связь воли субъекта с предметом —независимо от отношения к этому предмету в пространстве и времени —согласно понятию умопостигаемого владения. Юридическая связь субъекта с предметом является идеальной (по выражению И. Канта, умопостигаемой), и эта связь выражается в виде субъективного права. Право собственности сохраняется, если соответствующий субъект физически никак не связан с объектом собственности. Собственник может постоянно проживать в Париже, но иметь на праве собственности земельный участок в Риме. Субъективное право вытекает из закона, из правовых норм. В нормах права определяется порядок индивидуализации соответствующих земельных участков, закрепления их за отдельными субъектами, обеспечивается зашита прав собственников.

Итак, собственность изначально характеризуется присвоением, принадлежностью тех или иных вещей человеку или организованному определенным образом коллективу. Такая принадлежность определенному субъекту, облеченная в юридическую форму субъективных прав, позволяет собственнику установить экономическое господство над вещью, самостоятельно использовать ее, устранять или допускать других к использованию вещи (имущества). Эти возможности определяются тем, что отношения собственности регулируются правовыми нормами, которые воздействуют не на вещь, а на поведение человека, на его волю.

Право собственности следует поставить на первое место среди гражданских прав как основополагающее, так или иначе оказывающее влияние на другие права. Оно является основной всех других вещных прав, ибо они зависимы от права собственности и существуют пока  сохраняется право собственности.

Право собственности имеет огромное не только экономическое, но и социальное значение. Человеку без имущества, без дома, без хозяйства, пусть и небольшого, нечего терять, он равнодушен к экономическому развитию производства, но при определенных ситуациях он пополняет ряды разрушительных сил общества, становясь агрессивным1. Не случайно П. А. Столыпин, обосновывая необходимость осуществления земельных реформ, указывал, что лишь создание многочисленного класса мелких земельных собственников, лишь развитие среди крестьянства инстинкта собственности, предоставление крестьянам возможности стать полноправными самостоятельными собственниками наравне с прочими гражданами Российской империи могут поднять наконец деревню и упрочить ее благосостояние. Он также подчеркивал, что личный собственник властен распоряжаться своею землей, что весь запас его разума, его воли находятся в полном его распоряжении; он в полном смысле кузнец своего счастья. Но вместе с тем ни закон, ни государство не могут гарантировать его от известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности, и ни одно государство не может обещать обывателю такого рода страховку, погашающую его самодеятельность.

Здесь следует выделить две абсолютно правильных мысли: огромная роль частной собственности в стимулировании личной инициативы, энергии, предприимчивости и ответственность собственника, т.е. бремя содержания имущества и риск его случайной гибели (сейчас это предусмотрено в ст. 210, 211 ГК РФ). Право собственности носит исключительный, или, как иначе говорят, абсолютный характер, в том смысле, что оно исключает всех других лиц от осуществления принадлежащих собственнику правомочий. Титул собственности представляет собой высший уровень прав владения землей. Право собственности обладает особой «живучестью», ибо оно существует до тех пор, пока сохраняется объект собственности. Поэтому не может быть срочного или временного права собственности, в отличие от других вещных прав. Еще одна особенность права собственности состоит в том, что субъективные права собственника вытекают прямо из закона, т.е. между законом и собственником нет никаких опосредствующих звеньев, нет каких-либо субъектов права.

Правовое регулирование отношений собственности обеспечивается наличием соответствующих правил поведения, правовых норм. Право собственности нужно рассматривать не только как субъективное право, но и как правовой институт, т.е. как совокупность норм права, регулирующих отношения собственности. Отношения права собственности на землю составляют ядро всех земельных отношений. определяют их сущность и основное содержание. Правовые нормы. регулирующие право собственности, очень разнообразны и не исчерпываются нормами одной отрасли права. Исходные положения о собственности закрепляются в Конституции РФ (формы собственности, провозглашение права частной собственности на землю и т.д.). Правовые нормы предусматривают прежде всего саму возможность вхождения того или иного имущества (в данном случае земельных участков) в собственности отдельных граждан и юридических лиц.

В нормативных правовых актах устанавливаются основания возникновения и прекращения прав на имущество, а также границы осуществления права собственности, т.е. правомочия собственника, характеризующие конкретные возможности хозяйственного господства над имуществом, определяющие правовой режим собственности. Нормы права предусматривают способы защиты собственников от посягательств других лиц на их имущество. Такое многообразие норм, относящихся к институту права собственности, не может быть объединено в рамках одной отрасли права, хотя бы и такой основополагающей, как гражданское право. Так, защита права собственности осуществляется не только нормами гражданского права, но и административного, уголовного права. Специфика права собственности на землю, особенно в части распоряжения, определения пределов включения земли в гражданский оборот, отражается в земельном законодательстве.

Содержание права собственности на землю

Содержание  права  собственности  составляет объем  (совокупностью) субъективных прав собственника, определяющих меру его власти над принадлежащим ему имуществом. Субъективные права собственника принято характеризовать через его правомочия. Как в законодательстве, так и в юридической литературе выделяются три правомочия: владение, пользование и распоряжение (ст. 209 ГК РФ).

В законе не дается определение этих правомочий, не раскрывается содержание. В юридической литературе их трактовка не вызывает расхождений во взглядах.

Под владением понимается основанное на законе право собственника обладать своим имуществом, т.е. иметь его у себя, содержать в своем хозяйстве (числить на балансе). Правомочие владения может выражаться в праве на огораживание земельного участка, в определении доступа на него третьих лиц. Естественно, что фактическое обладание тем или иным имуществом, в данном случае земельным участком, вовсе не предполагает физическое пребывание собственника у своего имущества. Не обязательно собственнику постоянно нахо-диться при своем земельном участке. Владение может быть и чисто правовым, идеальным («умопостигаемым», по выражению И. Канта). Важно другое, нельзя использовать земельный участок, не имея хозяйственного, физического или иною господства над ним. Под пользованием понимается основанное на законе право собственника на эксплуатацию имущества, извлечение и присвоение доходов и других его полезных свойств. Распоряжение -это основанное на законе право определять юридическую судьбу вещи путем изменения ее состояния, принадлежности или назначения (продажа, сдача в аренду, использование самим собственником и т.д.).

Перечисленные правомочия характеризуют возможность по реализации собственником предоставленных ему прав, а не фактические действия по осуществлению права собственности. При этом споры о том, исчерпывается ли содержание права собственности только тремя перечисленными правомочиями, имеют многовековой стаж. Иногда несобственники обладают правами на имущество, схожими с правомочиями собственника. Например, наниматель государственного иди муниципального жилья не только владеет и пользуется им, но и в определенных пределах распоряжается (обмен, раздел, сдача в поднаем).

Поэтому многие авторы искали тот специфический признак в характеристике собственности, который отличал бы собственника от несобственника. Еще Сперанский М. М., вводя в 1832г. в российское законодательство (ст. 420, т. 10, ч. 1 Свода законов) указанную триаду, определил право собственности на имущество как право «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомственно». Тем самым данное определение содержания права собственности не ограничивается указанием на три правомочия, а вводит важные дополнительные элементы — «исключительно и независимо от лица постороннего», к тому же «вечно и потомственно».

Многие ученые-цивилисты при характеристике содержания права собственности не ограничивались тремя правомочиями и указывали на осуществление права собственности «своей властью и в своем интересе» (А. В. Венедиктов); «по своему усмотрению» (Д. М. Генкин): «независимо от всех других лиц» (С. М. Корнеев). В союзном Законе «О собственности в СССР» от 3 марта 1990г., а позднее и в Законе «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. также были введены слова перед перечислением правомочий «по своему усмотрению». В ст. 209 ГК РФ содержится похожая, но несколько иная конструкция. В п. 1 этой статьи указывается, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а в пи. 2 и 4 раскрываются способы и виды осуществления указанных правомочий, прежде всего распоряжения, которые носят примерный, а не исчерпывающий характер. В п. 2 ст. 209 ГК РФ подчеркивается прежде всего право собственника осуществлять принадлежащие ему права по своему усмотрению. Это означает, что совершая в отношении своего имущества те или иные действия, как и определяя их выбор, он не связан волей третьих лиц. Важно лишь то, чтобы он не выходил в осуществлении своих действий за рамки закона или иного нормативно правового акта, не нарушал права и охраняемые законом интересы других лиц. В этом пункте перечисляются отдельные виды действий, которые вправе совершать собственник. Это: отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, сдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В п. 4 этой же статьи особо подчеркивается право собственника передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу. Специальное выделение такой категории действий собственника объясняется, видимо, тем, что закон впервые если не считать действовавший до принятия ГК РФ Указ Президента РФ, который вкладывал иное содержание в доверительное управление вводит в гражданский оборот данное понятие.

Формы собственности на землю

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная и муниципальная собственность на землю.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации—республикам, краям, областям, городам федеральною значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Правда, ст. 5 Конституции РФ в качестве государственного образования называет только республику. И, строго говоря, только она, как государственное образование, может иметь имущество на праве государственной собственности.

Применительно к собственности на землю в ГК РФ формулируется исключительно важное положение. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214). Тем самым на эти объекты провозглашается презумпция государственной собственности. Отсутствие надлежащих доказательств принадлежности участка к частной или муниципальной собственности автоматически предполагает государственную собственность на него.

Поскольку государственная собственность на землю выражается в двух разновидностях (формах): федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, соответственно возникает вопрос о ее разграничении. Разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов Федерации отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «г» ч. 1 ст. 72). Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. На эту тему принимался специальный акт, который на момент его принятия, по существу, имел силу закона, — постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Принимались и другие нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы разграничения государственной собственности на землю. Так, согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» объектами федеральной собст- йнности признаются земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на территории Москвы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный Фонд РФ (ст. 8).

Частная собственность на землю

В связи с проведением экономической реформы возник вопрос о включении земли в гражданский оборот, ибо без этого немыслимо создание полноценного рынка. Для вовлечения земли в гражданский оборот необходимо было разрушить монополию государственной собственности на землю, возродить частную собственность. Частная собственность является наиболее оптимальным правовым титулом для включения земли в гражданский оборот. Однако идея частной собственности на землю пробивала себе дорогу с огромными трудностями.  В качестве компромисса сначала появилось такое основание владения и пользования землей, как пожизненное наследуемое владение. Оно,  естественно, распространялось только на граждан и не влекло включение земли в гражданский оборот. Данный титул прав на землю был введен Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми Верховным Советом СССР 28 февраля  1990г. В том же году появились первые законы Российской Федерации, которые предусматривали право частной собственности на землю.

Частная собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц на землю, возникла в результате осуществляемой в стране Приватизации земли. Понятие «приватизация» дается в ст. 217 ГК РФ и в ст. I Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Последний закон касается и приватизации земли. Приватизация земли —это ее денационализация, т.е. переход государственной собственности на землю в собственность отдельных граждан и юридических лиц. Переход земли в частную собственность осуществлялся по общему правилу в ином порядке, чем приватизация другого государственного и муниципального имущества.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы такого перехода: 1) передача в собственность граждан и сельскохозяйственных организаций земельных участков для целей Сельскохозяйственного производства и индивидуального жилищного строительства бесплатно или за плату; 2) приватизация земли в случае приватизации государственного и муниципального имущества; 3) продажа государственных и муниципальных земель гражданам и юридическим лицам для предпринимательской деятельности и иных нужд. Перечисленные случаи относятся к первичным основаниям возникновения права частной собственности на землю. Последующие сделки, связанные с отчуждением находящихся в собственности Граждан и юридических лиц земельных участков, относятся к вторичным основаниям возникновения права собственности Рассматривая первый случай, необходимо обратить внимание на то, что изначально нормы о частной собственности на землю распространялись в первую очередь на граждан и в отношении тех земель, которые фактически находились в их пользовании.

Первые акты по осуществлению земельной реформы, прежде всего Законы «О земельной реформе» от 23 ноября 1990г., «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990г. и включивший основные положения этих Законов Земельный кодекс РСФСР, принятый 25 апреля 1991 г., исходили из следующих позиций, положивших начало приватизации земли. Статья 7 Земельного кодекса РСФСР предоставила гражданам право выбрать один из трех титулов прав на землю: собственность, пожизненное наследуемое владение, аренда. При этом право собственности, как на имеющийся в постоянном пользовании участок, так и при предоставлении вновь, можно было оформить только для следующих видов целевого использования земли: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Процесс реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий вызвал целую серию специальных нормативных актов. Среди них, в частности, Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РСФСР: от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»; от 4 сентября 19921. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций Агропромышленного комплекса»; от 15 апреля 1994г. «О практике аграрных преобразований в Нижнегородской области»; от 1 апреля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».

Общий смысл этих актов сводился к следующему. Реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 29 декабря 1991г. №86. Работники реорганизуемых колхозов, совхозов и других приватизируемых предприятий, а также лица, занятые в социальной сфере на селе, получили право на индивидуальную земельную долю, которая устанавливалась независимо от трудового вклада и стажа работы. Права собственников долей предусматривались в ряде нормативных актов, но наиболее полно они были определены в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г «О реализации конституционных прав граждан на землю». Собственникам земельных долей без согласия других участников долевой собственности разрешалось, в частности, передать земельную долю наследству, использовать ее (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, продать, подарить, обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве, внести земельную долю или право пользования этой долей в уставной капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Земельный кодекс РСФСР 1991 г. не предусматривал передачу земельных участков в собственность граждан и юридических лиц для сельскохозяйственных целей. Этот вопрос был решен Указами Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков "гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 г. «Об утверждении |порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».

С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации были созданы все условия для коренного изменения земельного законодательства, и прежде всего в области закрепления права частной собственности на землю. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в мастной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование, и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если, это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 35 не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случаях, если они принадлежат одному лицу. Отчуждение зданий и сооружений, в свою очередь, не допускается без земельного участка. Из этого правила сделано лишь два исключения: 1) участок изъят из оборота; 2) отчуждается часть здания или сооружения, которая не может быть выделена вместе с частью участка в натуре. Если же право собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, переходит к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и втом же объеме, что и прежний собственник (п. 1 ст. 35). В Законе о введении в действие Земельного кодекса имеется оговорка. При продаже зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ) на праве постоянного (бессрочного) пользования, данное право подлежит переоформлению на право аренды или земельный участок должен быть приобретен в собственность (п. 2 ст. 3 Закона). Кодекс не отвечает на вопрос, как быть, если земельный участок находится у гражданина на праве пожизненного наследуемою владения или постоянного (бессрочного) пользования. Ведь на нового собственника строений и сооружений по смыслу Кодекса данные титулы нельзя переоформлять.

Более конкретно урегулированы отношения, касающиеся приватизации земель при приватизации предприятий и других объектов недвижимости. Согласно п. 7 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Кодекса приватизация зданий, строений, сооружений промышленного) назначения без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены В обороте. Раньше, как известно, приватизация предприятий, зданий, сооружений осуществлялась отдельно от приватизации земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости. Гражданам и юридическим лицам —собственникам зданий, строений,  сооружений  предоставляется  исключительное  право  на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на соответствующий участок (п. 1 ст. 36). Данное правило по смыслу Закона относится не только к случаям, когда объекты недвижимости были приватизированы, но и ко всем другим случаям, если объекты недвижимости находятся в собственности граждан или юридических ниц. Статья 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса опре-шеляет для таких случаев порядок установления цены земли. Она определяется на основе кратного увеличения размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Вопросы приватизации земельных участков нашли отражение и в ■Федеральном законе от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». В ст. 28 Закона установлено общее правило о том, что приватизация зданий, строений, сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему та-■сое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом | и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Точно так же приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий производится одновременно с ■Отчуждением покупателю земельных участков.

С принятием ЗК РФ и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» возникли дополнительные осложнения, связанные с приватизацией сельскохозяйственных земель, Пто не способствует развитию оборота земельных участков. Законом Установлено, что приватизация соответствующих земельных участков, «расположенных на территории субъектов Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской

Федерации» (п. 4 ст. 1). Это означает, что в ряде субъектов РФ приватизация земель сельскохозяйственного назначения проводиться не будет. Непосредственно данным законом запрещена приватизация земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами, а Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещается отчуждение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся пол приватизированными зданиями, строениями и сооружениями.

В субъектах РФ, где не будут приняты законы, разрешающие приватизацию, не могут приобрести в собственность из указанных земель земельные участки не только юридические лица, но и граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством и т.д. Земельный кодекс РФ запрещает предоставлять гражданам земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования. И лишь некоторым видам юридических лиц (п. 1 ст. 20 ЗК РФ), которые, как правило, не занимаются сельскохозяйственным производством, разрешается предоставлять земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствующих субъектах РФ сохранится только возможность аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности

.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60429. Будова і функції шлунка. Травлення в шлунку 147.5 KB
  Цілі: вивчити будову та особливості травлення у шлунку; розвивати логічне мислення учнів, установлюючи взаємозв’язки будови і функцій шлунка; здійснювати валеологічне виховання школярів.
60431. Рыночный механизм формирования цен 1.82 MB
  Цена является сложной экономической категорией, так как в ней пересекаются многие основные проблемы развития общества и экономики в целом. Различают две основные теории цены. По мнению сторонников первой из них, цена показывает стоимость товаров.
60432. Умовність, узагальнення. Стилізація. «Зима і весна. Стрітення» 265.5 KB
  Основні поняття: стилізація зображення. Актуалізація опорних знань і вмінь Прийом Мозковий штурм Учитель пропонує учням пригадати відомості про декор орнамент та прийоми створення декоративного зображення.
60433. ЗИМОВІ СВЯТА В НАРОДНОМУ КАЛЕНДАРІ 66.5 KB
  А зима висіває сніжок з рукава І сріблом обсипає ялинки. Здрастуй білий пухнастий веселий сніжок Здрастуй гостя зима-чарівниця Викликай же на гірку малят на лужок А мороз хай румянить їм лиця.
60434. Зимові свята в Україні: традиції, звичаї, обряди 82 KB
  Шановні гості Дорогі діти Вітаємо Вас з наступаючими новорічними святами. Діти кожна людина має свою Батьківщину яку любить над усе на світі. Саме Вам дорогі діти зберігати любити і продовжувати народні звичаї і обряди українського народу.
60436. Обрядові пісні зимового циклу 78 KB
  Вступне слово вчителя української літератури: Християнський звичай величати Різдво Христове Щедрий вечір і Водохреща пісенним словомколядками має історичне коріння що сягає ще давніх цивілізацій Землі.