70588

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ. ВИДЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государственную собственность на землю составляет собственность Российской Федерации и ее субъектов. В государственной собственности находятся земли не являющиеся собственностью граждан юридических лиц или муниципальных образований.

Русский

2014-10-22

32 KB

1 чел.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ. ЧАСТНАЯ

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ. ВИДЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ

НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Государственную собственность на землю составляет собственность Российской Федерации и ее субъектов. В государственной собственности находятся земли, не являющиеся собственностью граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника на землю осуществляются органами государственной власти в пределах их компетенции.

Государственная собственность на землю включает:

- земельные участки, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности;

- земельные участки, принадлежащие субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам на правах собственности.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться:

-гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду;

- юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ;

- гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Согласно ГК РФ муниципальная собственность на землю — это имущество, принадлежащее муниципальным образованиям, а также городским и сельским поселениям на правах собственности.

Муниципальная собственность на землю не является государственной.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Состав территорий муниципальных образований, городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и т.д. устанавливается в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

Территорию муниципального образования составляют городские и сельские поселения, а также прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Российская Федерация или ее субъекты наделены правом передавать находящиеся в их собственности земельные участки в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития, в том числе из числа земель, находящихся за пределами границ муниципальных образований.

Средства местного бюджета или иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, входят в состав муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных законом.

Земельные участки из муниципальной собственности предоставляются двумя путями:

без предварительного согласования мест размещения объектов;

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Для жилищного строительства земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Частная собственность на землю — это любое земельное имущество граждан и юридических лиц, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (земли, изъятые из гражданского оборота).

Право частной собственности на землю имеет отличительные особенности:

- количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничены, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных гражданским законодательством;

- коммерческие и некоммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного этими лицами на иных основаниях;

-общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды могут быть собственниками приобретенного имущества и использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность другим собственникам. При ликвидации такой организации ее имущество используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Земельные участки могут быть переданы в собственность какого-либо юридического лица (хозяйственного общества, товарищества, производственного кооператива) в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами) или приобретены этим юридическим лицом на иных основаниях.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не имеют права обладать только земельными участками, находящимися на приграничных территориях. Перечень таких участков устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также лица без гражданства могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды.

Особенности приобретения и прекращения прав собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения определяются в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Они могут устанавливаться лишь в законодательном порядке.

Права всех собственников защищены законом в равной мере.

Собственник вправе передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Такая передача не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который в свою очередь обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.