7063

Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Контрольная

Педагогика и дидактика

Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание 1 Понятие социального пространства Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки. Социальное пространство - это совокупность социальны...

Русский

2013-01-14

68.42 KB

45 чел.

Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

1 Понятие социального пространства

Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.

Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.

Слагаемые социального пространства: семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая или производственная группа и т.д.

Также слагаемые социального пространства можно разделить на: социальные группы и социальные институты (соответственно: микросреду и макросреду). При этом следует учитывать, что современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство человека.

Разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст социальных отношений. Современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, стремительно расширяет социальное пространство человека. Стираются границы между миром взрослых и детей: дети становятся полноценными участниками жизненных процессов.

Разнообразие социальных отношений содержит в себе:

- исторический опыт (традиции, материальные ценности, искусство, мораль, наука);

- достижения общечеловеческой культуры;

- прогноз новых отношений.

Всё это – социальная ситуация развития человека (в индивидуальном варианте).

В социальном пространстве человек

-   проявляет и утверждает своё «Я».

-   обретает свою социальную сущность.

Социальные институты осуществляют следующие функции: 1) организационная; 2) воспитывающая; 3) профессиональная; 5) стимулирующая. Реализация названных функций даёт возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на человека. На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения, на основе личных симпатий и привязанности – личные.

Что значит осуществлять воспитание в социальном пространстве?

        1. Признать все сферы жизни ребёнка. Разновариантные системы социальных отношений должны быть  объединены единой воспитательной идеей.

         2. Признать все группы в социальном пространстве ребёнка.

Самое существенное качество группы – уровень её социально-психологической зрелости.

1. Группа-конгломерат (люди ранее не были знакомы, они оказались (были собраны) на одном пространстве и в одно время. Здесь взаимодействия и взаимоотношения поверхностны и ситуативны.)

2. Номинальная группа ( ей приписываются определённые извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими и т.д.)

3. Группа- ассоциация (начало единой жизнедеятельности группы, первые ростки коллективообразовния).

4. Группа-кооперация (реальная и успешно действующая организационная структура, высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества. Общение и отношения носят деловой характер. Направленность и психологическая совместимость – вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия).

5. Группа-автономия (отличает высокое внутреннее единство, идентификация себя с группой («моя группа»), процессы обособления, эталонизация, внутренняя слитность). Данная группа может перейти в «групповой эгоизм», характеризующийся корпоративной направленностью, закрытостью группы от других. Это т. наз. Группа-корпорация, или «лжеколлектив».

6. Группа-коллектив (отличает высокий уровень развития, сплоченность, интегративная деятельность, коллективистская направленность). Данная группа – органичная часть более широкой общности.    

Круг общения современного европейца – это примерно 150 человек, лишь 5 из которых – хорошие друзья. Интернет-сайты, форумы, чаты создают ощущение невероятно широкого круга контактов и большой легкости общения. Однако число близких друзей в виртуальном мире такое же – в среднем не превышает пяти. Ученые связывают этот факт с логикой эволюционного развития: заводить друзей – затратное предприятие, в которое нужно вкладывать много энергии. Которая и без того нужна нам, чтобы выжить.

2 Семья в социальном пространстве, ее роль и функции в воспитании и социализации личности

Семья — сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, психологии, медицины, генетики, истории, этнографии и др. Семейная педагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей в семье. Она рассматривает семью в качестве важнейшего института воспитания и социализации растущей личности. Кроме того, семейная педагогика изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

В истории педагогики существовали различные точки зрения на соотношение семейного и общественного воспитания. Так, в педагогической практике советского периода развивались общественные формы воспитания, и принижалась роль семьи в воспитании детей. В настоящее время важнейшим принципом гуманистической педагогики признано утверждение о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, при этом родители признаются первыми и важнейшими воспитателями ребенка.

Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу

Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. В широком смысле семейное воспитание есть форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности. Исследователи выделяют разные функции семьи (см. схему 72).

Основные функции семьи

Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей)

Хозяйственно-экономическая функция

(ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бьповых условий, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных членах семьи)

Психотерапевтическая функция, организация отдыха (в семье можно отдохнуть, восстановить свои силы, поддерживать здоровье, удовлетворять духовные потребности и т. п.)

Функция первичной социализации

(первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному
опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)

Воспитательная функция семьи (создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей)

Схема 72

Родители, а затем и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Современная наука доказала, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Установлено, что у ребенка, оставленного родителями, снижается общий психический тонус, ухудшается эмоционально-познавательные взаимодействия, тормозится интеллектуальное развитие. Особая значимость семейного воспитания обусловлена:

□ глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;

□ постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;

□ наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Воспитательная функция семьи многоаспектна (см. схему 73, с. 169).

Семейное воспитание — сложная система, на которую оказывают влияние множество факторов. Выделяют четыре основные группы факторов, обусловливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.

□ Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей - степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами

□ Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания.

□ Технико-гигиенические факторы характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и т. д.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.

□ Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т. п.) также определяют особенности воспитания.

Воспитательная функция семьи

Первый аспект — это собственно воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей и т. д.

Второй аспект заключается в воспитательном воздействии семьи на каждого члена семьи в течение всей его жизни

Третий аспект состоит в постоянном влиянии детей на родителей или других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию

Схема 73

Все охарактеризованные выше факторы относятся к внутренним факторам семейного воспитания. Выделяют также и внешние факторы (В. В. Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов технизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. Например, в 90-е годы прошлого века в Беларуси вследствие нестабильности, социально-экономического кризиса в обществе наблюдался и кризис семьи, обострение объективных трудностей семейного воспитания. В настоящее время ситуация несколько стабилизировалась. Государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства.

Вышесказанное позволяет обосновать цели и задачи семейного воспитания (см. схему 74).

Обеспечение социально-экономической и психо-логической защиты ре-бенка

Цели и задачи семейного воспитания

Воспитание у детей основ базовой культуры, всех ее компонентов (нравственной, эстетической куль-туры и других)

Формирование  у  детей практических умений и навыков (самообслужи-вание, помощь старшим членам семьи и других)

Создание наиболее благоприятных условий для разностороннего развития (физического, интеллек-туального, социального, духовного)

Воспитание положительной «Я-концепции», чувства собственного достоинства, ценности «Я»

Схема 74

Исследователи проблем семейного воспитания (Т А. Куликова, В. В. Чечет и другие) выделили принципы семейного воспитания.

□ Гуманное отношение к ребенку.

□ Оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития.

□ Вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи.

□ Социальная направленность семейного воспитания.

□ Оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье.

□ Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку,

□ Запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

Содержанием семейного воспитания так же, как и содержанием воспитания в других воспитательных институтах, является базовая культура личности, ценности и ценностные отношения, принятые в обществе. Все известные методы и приемы воспитания могут быть применимы и в практике семейного воспитания. В качестве приоритетных можно выделить такие методы, как пример, приучение, игра, упражнение, беседа (обсуждение, убеждение, внушение), поощрение, похвала, порицание, создание воспитывающих ситуаций (выбора, авансирования доверием, творчества, успеха, соотнесения), семейные традиции и другие.

        Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

        Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек поучает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:

- в результате целенаправленного процесса воспитания;

- по механизму социального научения.

        В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение, связанное с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

      Семейное воспитание – это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

      Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным наукам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- оптимистичность взаимоотношений в семье;

- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

     Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

    Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возрасту к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают детям знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни

      В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.

    В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.). И во всем этом главное — пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь получится что-то хорошее. Парнишка, пока мал, будет курить тайком, а потом — и не боясь.

     Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится школьником, долг родителей — создать надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий детей в предметных и других кружках в школе или внешкольных учреждениях — с учетом их интересов, склонностей и состояния здоровья.

     Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

     Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде — все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

    Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое. Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателей пре­красного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах.

      У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

         Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

          Семейному воспитанию присущи свои методы, вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный номер, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор методов идёт сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуаций.

3 Виды и типы семей в современном обществе

В психолого-педагогической литературе выделяют различные типы семей (см. схему 75).

По количеству детей

Многодетные, малодетные, однодетные, бездетные семьи

По числу поколений

Однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и их дети), межпоколенные (дети, родители, родители родителей) семьи

По признаку полноты

Полные, неполные (один из родителей), а также внебрачные семьи

По характеру взаимоотношений

Идеальные, средние, негативные (скандально-раздражительные) семьи

По устойчивости семейных отношений

Гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные семьи

По уровню благополучия

Благополучные, псевдоблагополучные, неблагополучные семьи

По месту жительства

Городские, сельские семьи

Схема 75

У учителей принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Благополучие или неблагополучие семьи определяется обычно по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение семьи и т. п. В этом случае «благополучие» может носить только видимый характер, а на самом деле семья может быть противоречивой (псевдоблагополучной). Неблагополучными принято считать те семьи, в которых обнаруживаются дефекты воспитания (проявляется в психическом нездоровьи, эмоциональном напряжении ребенка и т. п.).

Особенности сельской семьи — размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы; нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве; прочные родственные связи, связи с соседями, социальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А. В. Мудрик и другие) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская. Городская семья не однородна (количество жителей, этническая структура, географическое положение города, занятость населения и т. п.). В малых городах уклад семейной жизни близок к сельскому. В крупных городах характер общения старшего и младшего поколений изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т. п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Функции воспитания и обучения детей такая семья обычно разделяет с другими учреждениями образования (детский сад, школа и др.). В такой семье, как правило, жена также занята на производстве, а потому хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.

Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них. Возраст супругов при этом не более 30 лет. Многие из молодых семей живут с родителями.

Неполная семья — семья с одним родителем — также довольно распространенное явление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также гражданского брака (ребенок рожден вне брака). Растет число несовершеннолетних мам. Такие семьи обычно нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

Практически в семье любого типа могут наблюдаться ошибки в воспитании детей. В семейной педагогике вслед за детским психиатром М. И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье (см. таблицу 23).

Таблица 23

№ п/п

Тип неправильного (ошибочного) воспитания

Краткая характеристика

1.

Безнадзорность, бесконтрольность (гипоопека)

Встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нарушениям личностного развитая и проявлениям девиантного поведения подростка

2.

Гиперопека

Вся жизнь ребенка находится под неустанным надзором. Ребенок ограничен многочисленными запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказания родителей. Результат такого воспитания — нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом возрасте это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Другим все дозволено, а мне?»). В этом случае подросток может специально нарушать запреты, убегать из дома и т. п.

3.

«Кумир семьи»

Разновидность гиперопеки. В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена ребенку (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая забота о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно выполняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Он не находит понимания и в группе сверстников. Переживание этих трудностей приводит к возникновению истероидной акцентуации характера. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует особое отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого

4.

«Золушка»

Реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Ребенок чувствует, что мать и отец не любят его, тяготятся им, хотя окружающим может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и прочее) достаются другим членам семьи, взрослым или детям. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности ребенка. Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым

5.

«Жесткое воспитание»

За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания. Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество, угодничество и другие личностные и поведенческие нарушения развития

6.

Воспитание
в условиях повышенной моральной ответственности

С малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких.

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений (см. схему 76).

Наибольшие издержки развития наблюдаются у детей из неполных семей и детей, лишенных по тем или иным причинам семьи. Явлением современной жизни является рост количества социальных сирот — детей, осиротевших при живых родителях. Причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, деградация личности взрослых; врожденные психические и физические аномалии детей и другие.

Мировая практика организации детских сиротских учреждений предложила идею воспитания таких детей в семье или в условиях, максимально приближенных к семейным. Идею австрийского педагога-гуманиста Германа Гмайнера (1919—1986) «SOS-Киндердорф» («SOS-детская деревня») стали воплощать в жизнь во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Детские дома семейного типа — это государственные учреждения, основой которых является семейная пара или одинокая женщина, принявшая на воспитание от пяти до восьми детей. На средства фонда Г. Гмайнера «SOS-Киндердорф-Интернациональ» построены, например, Кобринская и Боровлянская детские деревни, в которых воплощены основные идеи педагогической системы Г. Гмайнера.

Другими законодательно установленными формами устройства детей, лишенных родительского попечения, являются дом ребенка, детский дом, школа-интернат, усыновление, опека, попечительство, приемная семья, международное усыновление.

Стили семейных отношений

Авторитарный стиль отношений родителей
к детям характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные атрибуты этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования могут вызывать или протест и агрессивность, или апатию и пассивность. Разновидностями такого стиля отношений родителей к ребенку являются «авторитет подавления» и «авторитет расстояния и чванства» (А. С Макаренко). В первом случае — это деспотические отношения, основными чертами которого выступают жестокость и «террор». Во втором случае родители в результате сложившихся обстоятельств или «в целях воспитания» стараются быть подальше от детей, поручив воспитание другим людям (бабушкам, няням и др.)

Попустительский (либеральный) стиль предполагает всепрощение, терпимость в  отношениях с детьми. Источником  этого   стиля является   чрезмерная   родительская любовь.  Суть такого «авторитета любви» (А. С Макаренко) заключается в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. При этом воспитывается человек эгоистичный, лицемерный, расчетливый,   умеющий   подстраиваться к людям

Демократичный стиль характеризуется    гибкостью. Родители   мотивируют  свои требования и поступки, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мыслей и поступков. Это наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей и детей, при котором они испытывают потребность в общении друг с другом, проявляют доверие, откровенность. Важно, что родители умеют понять мир ребенка, его возрастные потребности и интересы

Схема 76

4 Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством семейный опыт воспитания детей. Педагогическая культура родителей служит основной педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании, находить верные решения в не стандартных ситуациях.

Детское развитие – зеркало практики воспитания ребёнка. Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а наибольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем воспитатель невозможен без авторитета

Сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди.

Есть много сортов такого ложного авторитета. Рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. После такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом ,которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у очень некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает.

Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передаёт через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа разумно организованной семьей.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они - самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, ©ни только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомфнр относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа - начальник, мой папа — писатель, мой папа - командир, мой папа - знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречаются такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт - всё это даёт им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребёнка, потом обнаружилось, что ребёнок не так виноват, как казалось сначала, - папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребёнка он видит нарушение порядка и законности и пристаёт к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зуденье и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок...»

Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циническим расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества.

Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа - самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, - куплю тебе лошадку; будешь слушаться, - пойдём в цирк.

Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстёгивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Кроме них, есть ещё много сортов. Есть авторитет весёлости, авторитет учёности, авторитет «рубахи-парня», авторитет красоты. Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель нагремел и за пустяк наказал мальчика, завтра он признаётся ему в любви, послезавтра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё* и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать - другого. Детям в таком случае приходится быть прежде всего дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой. Наконец, бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своём спокойствии.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и роди­тельский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72551. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ 91 KB
  В науке административного права административные процедуры рассматриваются как составная часть административного процесса. В связи с этим наиболее типично следующее определение административной процедуры: административная процедура это нормативно установленный порядок последовательно...
72552. ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА 106.5 KB
  Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации Федеральный арбитражный суд округа: в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции а также по вновь открывшимся обстоятельствам; является вышестоящей судебной...
72553. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИИ В ХХ ВЕКЕ 183 KB
  Декрет установил единый правовой статус всего населения России граждан Российской Республики. Кроме того Советское государство удовлетворило просьбу некоторых проживавших за границей бывших подданных Российской империи о принятии их в советское гражданство.
72554. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СТРАХОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ВИДЫ СТРАХОВЫХ РИСКОВ 132 KB
  Страхование как область знаний содержит обширный состав терминов имеет необходимую нормативно-правовую базу изучение которой необходимый этап в постижении форм видов и функций страхования. № 282 О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую...
72555. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ 103.5 KB
  Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья то лица приобретающие помещения в этом доме вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.
72556. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 155.5 KB
  В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших привлекающей к себе внимание широкой общественности. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей около 10 из них погибают...
72557. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 140.5 KB
  В соответствии с Наставлением о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений сотрудники милиции обязаны проводить профилактические мероприятия общего и специального характера в целях предупреждения нападения на граждан.
72558. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИПОТЕКЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 141 KB
  Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства в области ипотеки ключ к разработке основ концепции залогового кредитования в России. В Западной Европе и США традиционно существуют развитые и исторически отрегулированные системы ипотеки в основу которых положена четкая система...
72559. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 192 KB
  Популярность упрощенной системы налогообложения УСНО возрастает с каждым днем. Например если у налогоплательщика сумма остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов довольно большая в качестве объекта налогообложения выбирать доходы не выгодно так как организация...