70642

Пути совершенствования финансирования бюджетных учреждений

Дипломная

Финансы и кредитные отношения

Посредством формирования финансовых ресурсов бюджетное учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами достигает нормального уровня стабильности обеспечивает рентабельную работу.

Русский

2014-10-23

82.46 KB

77 чел.

Введение


В современных условиях планирование расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. С того, насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Посредством формирования финансовых ресурсов бюджетное учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности, обеспечивает рентабельную работу.

В процессе формирования и использования финансовых ресурсов учреждение проводит мероприятия, направленные на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.

В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса в Российской Федерации, основными направлениями которой являются: бюджетирование, ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организация бюджетной функциональной структуры расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Планирование становится одним из главных рычагов, применяемых в целях повышения результативности расходов и доходов бюджета, оценки его влияния на экономику.

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Он регламентирует отношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, главными распорядителями и распорядителями финансов, а также прочими субъектами бюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов.

Целью работы является разработка мер по совершенствованию процесса формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений на основе изучения теоретических аспектов и анализа формирования и использования финансовых ресурсов Средней Общеобразовательной Школы №53 города Омска.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты организации финансов бюджетных учреждений;

проанализировать процесс формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Средней Общеобразовательной Школы №53 города Омска.

определить основные направления совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов в бюджетной сфере.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений

1.1Финансирование бюджетного  учреждения

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия признаются бюджетными учреждениями.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Кроме того, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией № 148н.

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.

Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае - и другим заинтересованным пользователям).

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Так как получение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Все целевые средства подразделяются на следующие подгруппы:

Виды целевых средств

1) Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия

2) Средства родителей на содержание детского учреждения;

3) Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств

4) Целевые средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств

5) Прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности)

6) Заемные средства

7) Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов

К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия относятся:

средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;

средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;

средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;

средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;

средства, заработанные учащимися в организациях;

средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;

безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);

средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;

другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

В отличие от ранее действовавшего порядка, при котором поступающих от родителей на содержание детей в детских учреждений относились на восстановление проведенных расходов по бюджету, в настоящее время эти средства отнесены к числу целевых средств.

Учет доходов и фактических расходов покрываемых за счет средств родительской платы, ведется в соответствии с кодами экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Относительно средств от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, следует подчеркнуть, что бюджетное учреждение не имеет права на принятие решения о реализации излишествующего и неиспользуемого имущества, так как бюджетная организация не является собственником активов.

Для реализации необходимо разрешение того органа, который наделяет имуществом бюджетное учреждение. Как правило, этим органом является соответствующий распорядитель бюджетных ассигнований. По учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, - это главный распорядитель бюджетных ассигнований, по учреждениям, финансируемым за счет бюджетов субъектов РФ, - распорядитель ассигнований второй степени и т. д. Кроме того, принимаемое решение должно быть согласовано с Мингосимуществом России.

Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений (определяемые ранее как суммы по депозитам), подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах 40302.

Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению.

К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

Заемные средства бюджетных учреждений. Статьей 118 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц.

Однако в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Вследствие этого привлечение заемных средств учреждениями возможно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

Порядок получения, погашения заемных средств и оплаты процентов по ним регулируется действующим законодательством.

Средства, поступающие в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.), применяются на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Перечисление средств предприятиям и организациям, обеспечивающим выплату пенсий и пособий (выплатные центры, учреждения Сбербанка России, предприятия связи)

В медицинских учреждениях, получающих средства от федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также от страховых компаний, фактические расходы отражаются согласно инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.


1.2 Основные формы и методы планирования расходов бюджетных учреждений и исполнения

По определению смета бюджетного учреждения – это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании.

Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать следующими признаками:
– плановый документ;
– отражает свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;
– составляется на определенный временной период;
– не определяет источники погашения планируемых затрат.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление бюджетной сметы необходимо. Бюджетные средства не должны смешиваться с внебюджетными, поэтому для учета внебюджетных средств предусматривается составление сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности. Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год) в строгом соответствии с разрешением главного распорядителя средств федерального бюджета на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. В доходной части сметы указывается общая сумма источников внебюджетных средств, указанных в разрешении. В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов экономической классификации расходов бюджета РФ. При этом в смете привязка расходов, осуществляемых за счет внебюджетных средств к конкретным источникам образования этих средств не осуществляется.

Нельзя упускать из виду, что смета является и плановым документом для главного распорядителя бюджетных средств, который эту смету и утвердил. Это означает, что и финансирование должно осуществляться в соответствии со сметными назначениями в каждом квартале. Следовательно, утверждая смету, распорядитель берет на себя обязательства по обеспечению бюджетного учреждения средствами по определенному графику и в определенных объемах.

Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов и расходов на отчетный год.

Смета доходов и расходов – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

В смете указываются: реквизиты бюджетной организации и финансирующего бюджета, перечень и объемы расходов, перечень и объемы доходов, показатели деятельности учреждения, обоснование сумм расходов и расходов. В обязательном порядке к смете прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат.

Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств. На сегодняшний день какого-либо общего нормативного документа Минфина России, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует.

В настоящее время с точки зрения исполнения бюджетов значение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения существенно изменилось.

Дело в том, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Кассовое расходование (финансирование) бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия (отсутствия) сметных назначений. В то же время необходимость составления сметы диктуется наличием у бюджетного учреждения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.

Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при составлении смет самостоятельно рассчитываются бюджетными учреждениями с учетом местных цен и тарифов. К примеру, расходы на коммунальные услуги определялись на основе технологических норм для данного типа помещения, исходя из реально сложившегося уровня цен. Хотя существуют нормы обеспеченности работников площадью помещения, для расчета коммунальных расходов они не применяются из-за невозможности их соблюдения.

Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределения принимает Минфин РФ. Невысокая оперативность механизма перераспределения затрудняла эффективное управление краткосрочным планированием и расходованием средств на уровне учреждения.

При формировании бюджета проводился эксперимент по выделению ассигнований, подлежащих распределению между главными распорядителями, на конкурсной основе по результатам рассмотрения заявок и материалов, позволяющих определить результаты бюджетных расходов.
Можно предположить, что практически любое бюджетное учреждение может оказаться в ситуации, когда свою потребность в финансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, грамотное планирование может сыграть решающую роль в деятельности учреждения.

На первом этапе составления возникнет необходимость в группировке расходов (расходных обязательств) в зависимости от их характера на: действующие и принимаемые.

Практика показывает, что состав значительной части расходов учреждения предопределен ранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся фондом оплаты труда. Эти расходные обязательства (расходы) называют действующими. Такие расходы подлежат обязательному включению в планируемый бюджет и их легко обосновать с использованием достаточно простых правил  пересчета (прямой счет, индексация). Для существенной корректировки объема действующих обязательств необходимо внесение изменений в действующие нормативные акты.

В то же время существуют расходные обязательства, возникающие многократно или однократно, причем одновременно с принятием соответствующего нормативного акта. Примером может служить решение об увеличении пособий, денежного довольствия, заработной платы в бюджетной сфере, осуществление инвестиционных проектов. Такие расходные обязательства называются принимаемыми. Их обоснование требует тщательной проработки.

Исходя из этого, принятие плана действующих обязательств будет предельно упрощено и ускорено. Главное внимание уделяется рассмотрению плана принимаемых расходных обязательств, причем данный план будет рассматриваться после принятия плана действующих обязательств либо после заблаговременного их сокращения (при наличии экономии).

В обоснование для каждой подстатьи экономической классификации присутствует информация о методике планирования объема расходов в виде кода методики оценки объема расходов.

Предусмотрены следующие значения первого знака кода:

Нормативный метод, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется исходя из удельных нормативов и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств.

Метод индексации расходов, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции).

Формульный метод, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов. В письме Минфина отсутствует формулировка сути данного метода, но можно предположить, что он предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения.[12]

Иной метод, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.

1.3 Основные проблемы бюджетного финансирования

образования.

Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:

- оплата труда;

- стипендия;

- трансферты;

- оплата коммунальных услуг;

- остальные виды расходов.

Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:

- выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование - не менее 3% расходной части федерального бюджета;

- установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

- введение социальных доплат, надбавок для работников образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам.

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием - целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

2 Глава Анализ финансово-хозяйственной деятельности

2.1Общая характеристика БОУ СОШ №53

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовые планы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансового плана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

Конкретной задача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом по государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовых ресурсов государства.

Задачи финансового планирования:

определение объема денежных средств и их источников;

выявление результатов роста доходов;

определение основных направлений экономии расходов;

распределение денежных средств между фондами.

Методы финансового планирования:

экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;

нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;

математического моделирования, предполагает построение финансовых моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;

балансовый, используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов и источников их формирования.

План составляется учреждением (подразделением) в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, содержащей следующие части:

заголовочную;

содержательную;

оформляющую.

В заголовочной части Плана указываются:

гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;

наименование документа;

дата составления документа;

наименование учреждения;

наименование подразделения (в случае составления им Плана);

наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);

финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;

наименование единиц измерения показателей, включаемых в План1 и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).

Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части.

В текстовой (описательной) части Плана указываются:

цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);

виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);

перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В табличной части Плана указываются:

показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана) в следующем разрезе: Показатели финансового состояния учреждения.

Плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) в следующем разрезе: Показатели по поступлениям и выплатам учреждения

иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В целях формирования показателей Плана по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана, учреждение (подразделение) составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) План, исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств:

субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (далее - государственное (муниципальное задание);

субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей (далее - целевая субсидия);

бюджетных инвестиций;

публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления планируется передать в установленном порядке учреждению.

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением (подразделением) в разрезе:

субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций;

поступлений от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;

поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).

Справочно указываются суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления передаются в установленном порядке учреждению.

Суммы, указанные в абзацах втором, третьем, четвертом и седьмом настоящего пункта, формируются учреждением (подразделением) на основании информации, полученной от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в соответствии с пунктом 9 настоящих Требований.

Суммы, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, учреждение (подразделение) рассчитывает исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на:

оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

услуги связи;

транспортные услуги;

коммунальные услуги;

арендную плату за пользование имуществом;

услуги по содержанию имущества;

прочие услуги;

пособия по социальной помощи населению;

приобретение основных средств;

приобретение нематериальных активов;

приобретение материальных запасов;

приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);

прочие расходы;

иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.

Плановые объемы выплат, связанных с выполнением учреждением (подразделением) государственного (муниципального) задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При предоставлении учреждению целевой субсидии учреждение (подразделение) составляет и представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016), (далее - Сведения)4, по рекомендуемому образцу (приложение к настоящим Требованиям).

При составлении Сведений учреждением (подразделением) в них указываются:

в графе 1 - наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;

в графе 2 - аналитический код, присвоенный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для учета операций с целевой субсидией (далее - код субсидии);

в графе 3 - код классификации операций сектора государственного управления, исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат;

в графах 4, 5 - неиспользованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели в разрезе кодов субсидий по каждой субсидии, с отражением в графе 4 кода субсидии, в случае, если коды субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются, в графе 5 - суммы разрешенного к использованию остатка;

в графе 6 - сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;

в графе 7 - сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.

Плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.

В случае если учреждению (подразделению) предоставляется несколько целевых субсидий, показатели Сведений формируются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов.

Формирование объемов планируемых выплат, указанных в Сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.

Объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются поступления от оказания учреждениями (подразделениями) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, формируются учреждением (подразделением) в соответствии с порядком определения платы, установленным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг (работ).

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе утвердить единую форму Плана для государственного (муниципального) автономного и бюджетного учреждения либо две отдельные формы для государственного (муниципального) автономного и бюджетного учреждения соответственно, а также правила по их заполнению.

После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете План и Сведения при необходимости уточняются учреждением (подразделением) и направляются на утверждение с учетом положений раздела III "Требования к утверждению Плана и Сведений" настоящих Требований.

Уточнение показателей Плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Оформляющая часть Плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержащиеся в Плане данные - руководителя учреждения (подразделения) (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы учреждения (подразделения) или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа.

В целях внесения изменений в План и (или) Сведения в соответствии с настоящими Требованиями составляются новые План и (или) Сведения, показатели которых не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в План и (или) Сведения.

В случае изменения подведомственности учреждения План составляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), который после изменения подведомственности будет осуществлять в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53 г. Омска является учреждением среднего общего образования.

Учредителем Учреждения является Департамент образования Администрации города Омска.

Форма собственности Учреждения – государственная собственность.

Учреждение является созданной органами государственной власти города Омска некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета города Омска на основе утверждаемой сметы доходов и расходов.

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными и нормативными правовыми актами.

Цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативно правовыми актами и уставом учреждения: гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Целями деятельности являются осуществление образовательной деятельности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе.

Виды деятельности учреждения. Относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения: индивидуальное обучение больных детей на дому, подготовка детей к обучению в школе, реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организация свободного времени отдыха, досуга и питания.

В учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно – политических и религиозных движений и организаций.

Медицинское обслуживание обучающихся Учреждения обеспечивают медицинские работники, закрепленные за Учреждением органом здравоохранения.

Школа была открыта в 1936 году, была ведущей школой района по качеству знаний, по спортивным достижениям. 1-й выпуск – 1937-1938 учебный год имел 4 отличников учебы.

В 1940 году школа завоевала первое место по городу в лыжных соревнованиях, в музее до сих пор хранится этот приз. Вокруг школы был большой приусадебных участок, за счет которого дети питались. В годы войны она стала госпиталем. Защищая Родину, погибло 30 учеников и учителей, среди них директор школы Назаров Федор Николаевич. В память погибшим в Великой Отечественной войне и к 60-летию Победы на территории школы был воздвигнут памятник.

С 1945 по 1950 годы школа №53 была женской гимназией. В 1950- 1960 годы во главе со своим директором Савельевым Николаем Алексеевичем и директором школьного музея Риф Ларисой Иосифовной активно включилась в движение красных следопытов, заняла 1 место по России.

В 70-е годы одна из первых включилась в стройотрядовское движение. Проводились археологические экспедиции, туристические походы, собирали материал по истории Омской области, результатом которого стал комплексный краеведческий музей.

На базе школы функционируют 15 секций и кружков.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности школы позволяет судить о развитии учреждения в направлении роста эффективности:

Современная образовательная политика порождает определенные трудности в системе финансово-хозяйственной деятельности, с которыми приходится сталкиваться все чаще и чаще педагогическому коллективу, администрации школы. Некоторые из возникающих проблем вызваны внешними факторами. К их числу можно отнести:

•  Изменения в нормативно-правовом регулировании образования;

•  Резкое увеличение параметров отчетности перед Учредителем по финансово-хозяйственным вопросам, усложняющаяся система бухгалтерского учета и налоговой отчетности, рост бумажного и электронного документооборота в связи с переходом в казначейство.

Но и в этих жестких рамках системы финансирования администрация школы и педколлектив часто решают возникающие проблемы положительно.

Школа обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Общий бюджет составляет  260676495,93  тыс. рублей;

объем внебюджетных средств – 10000 тыс. рублей;

соотношение бюджетных и иных доходов –0,0038%;

соотношение объема фонда оплаты труда и других статей в общем бюджете – 78%;

средняя заработная плата учителя составляет  26361,3тыс.руб.

  Бюджетные средства  расходуются на выплату заработной платы учителям,   на уплату земельного налога, налога на имущество, налога на загрязнение окружающей среды, на оплату услуг связи,   работ и услуг по содержанию имущества.

   За прошедший учебный год потрачены средства на сумму 25750677,49 руб.

За 2013 - 2014 учебный год школой заключены следующие договора на обслуживание:

·        Технического обслуживания школьного автобуса,

·        Предоставление услуг связи,

·        Оказание образовательных услуг,

·        Обучение пожарно-техническому минимуму,

·        Информационное обслуживание,

·        Программирование охраннно-пожарной панели,

·        Услуги страхования,

·        Услуги охраны,

·        Услуги доставки грузов,

·        Энергоснабжение,

·        Информационно-технеологическое сопровождение,

·        Дератизации помещений  столовой.

За счет средств областного бюджета (субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансирование расходов на оплату труда педагогических работников и прочих расходов, связанных с обеспечением учебного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях) школой выплачивается заработная плата работникам, оплачиваются услуги связи (интернет), приобретается оборудование для организации учебного процесса:

Учебников – 22.500 руб.

Спортивный инвентарь – 12.273 руб.

Принтер МФУ - 7.500 руб.

Экран проекционный – 5800 руб.

Мультмедийный проектор – 24600 руб.

Интерактивная доска – 97100 руб.

ПК 2 шт. – 45.769 руб.

Швейная машинка 3 шт. – 11.400 руб.

Инструменты для мастерской – 11.400 руб.

Телевизор – 7200 руб.

Классных журналов и др. форм школьной документации – 1000 руб.

Программное обеспечение на ПК – 33.000 руб.

Стоимость обучения учащегося 1 ступени составила 244.900 руб., учащегося второй ступени – 244.900 руб.

Высокие затраты связаны с малочисленностью школы и с повышением тарифов на коммунальные и прочие услуги.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Школа полностью укомплектована кадрами.

Уровень образования педагогов: высшее образование  - 46 , в т.ч. педагогическое  - 46;среднее профессиональное  - 2 , в т.ч. педагогическое —  2;

Уровень квалификации:

Высшая квалификационная категория — 6 ,

I квалификационная категория – 17 ,

В том числе Заслуженный учитель  -  2;

Почетных работников Общего образования РФ — 1;

Распределение педагогов по возрасту:

От 20 до 30 лет-13 человек;

От 30 до 40 лет – 21 человек;

От 40 до 50 – 9 человек

Свыше 50 лет - 3 человека.

Из 46 педагогов пять педагогов - мужчины.

Обслуживающего и технического персонала- 16 человек  (бухгалтера, повара, уборщицы, водитель, охранники).

Соотношение ставок педагогических работников и работников административно-хозяйственного персонала – 75 х 25 соответственно.

Анализ полноты использования средств

Направление по смете

Утверждено по смете на 2013

Кассовые расходы

Результат использования средств финансирования

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда в том числе:

21828880

21828880

0

Заработная плата

16772649

16772649

0

Прочие выплаты

52570

52570

0

Начисления на выплаты по оплате труда

5003661

5003661

0

Приобретение работ и услуг в том числе

2830859

2804731

-6128

Услуги связи

35937

35937

0

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

1489715

1489715

0

Работы, услуги по содержанию имущества

79780

67338

-12442

Прочие работы, услуги

1225427

1211741

-13686

Пособия по социальной помощи населения

20000

20000

0

Прочие расходы

358994

352205

-6789

Расходы по приобретению нефинансовых активов в том числе

1665015

1665015

0

Основных средств

1464283

1464283

0

Материальных запасов

200732

200732

0

итого

53028502

52969457

-32917

В результате расчетов уточненная сумма сметных назначений составляет 53028502 руб., а кассовые расходы – 52969457 руб. Эти данные можно получить из отчетности об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета . Учреждение недоиспользовало 32917 руб.

Недоиспользование средств, выделенных по смете, нежелательно, если это приводит к ухудшению условий обслуживания учреждений; необоснованному снижению норм расходов на питание больных, стипендий студентов и учащихся, воспитанников; неудовлетворительному снабжению учреждений необходимыми материальными ресурсами и т.д.

Необходимо отметить, что недовыполнение сметных назначений может быть связано с инфляционными процессами и отсутствием бюджетных средств.

Важной задачей анализа финансирования бюджетных учреждений является выявление обеспеченности их финансовыми ресурсами. С этой целью суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются со сметными назначениями и устанавливаются факты недофинансирования Их наличие отрицательно влияет на деятельность учреждений по оказанию населению в необходимом объеме социально-культурных услуг и эффективность использования ресурсов.

В учреждении сумма недофинансирования составила 32917 руб. Недофинансирование наблюдается по всем рассматриваемым статьям за исключением расходов на транспортные услуги. В ходе финансирования бюджетные средства учреждению должны выделяться своевременно и непрерывно. Только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины. Средства на заработную плату необходимы ко дню ее выплаты рабочим и служащим, для расчетов с подрядчиком за работы по капитальному ремонту зданий и сооружений - к моменту сдачи объектов и предъявления к оплате расчетных документов и т.д. Поэтому при анализе финансирования сроки перечисления денежных средств учреждений сопоставляют со сроками производства отдельных расчетных операций, устанавливают количество, продолжительность и частоту несвоевременного выделения средств.

В содержательном плане анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую, во-первых, дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной жизни, как имевших место в прошлом, так и ожидаемых или планируемых к осуществлению в будущем, и, во-вторых, систематизировать возможные варианты действий.

Рассмотрим структуру баланса СОШ №53 г. Омска за 9 месяцев 20012-2013года в таблице  представлены данные о имеющихся средствах в распоряжении организации:

Сумма средств в распоряжении организации

Наименование

9мес. 2012г

9мес.2013г

I

Основные средства

        Материальные запасы

Расчеты по выданным авансам

Денежные средства

Расчеты по доходам

Дебиторская задолженность

3231134,94

1389804,31

197434,18

27253,65

-27252,94

-2108135,19

3273568,31

1449493,26

13468,14

12441,68

-12440,97

-2172917,74

ИТОГО ПО АКТИВУ

2710238,95

2563312,68

На примере следующей таблицы  рассмотрим сумму источников формирования средств учреждения.

Сумма источников формирования средств

Наименование

9мес. 2012г

9мес. 2013г

I

Расчеты по принятым обязательствам

Расчеты по платежам в бюджеты

Прочие расчеты с кредиторами

Финансовый результат хозяйствующего субъекта

36998,18

79854,53

-0,06

2593386,30

90225,99

101956,08

0

2371130,61

ИТОГО ПО ПАССИВУ

2710238,95

2563312,68

Проверкой достоверности данных финансовых показателей расхождений не установлено.

Произведем анализ финансово – экономических показателей, рассмотрим в таблице 3 динамику изменения за 3 года.

2.2 Анализ финансово-экономических показателей

№ п/п

Финансовые показатели (тыс. руб. с НДС)

9 мес. 2011 года

9 мес. 2012 года

9 мес. 2013 года

%

1

2

3

4

5

6

1

Объем выполненных работ и услуг собственными силами

65310,6

44526,4

42785,3

- 3,9

2

Прибыль балансовая (до налогообложения)

1040

198

363

+ 83,3

3

Оборотные активы

20646

15733

21439

+ 36,2

4

Дебиторская задолженность

12662

2819

5865

+ 108

5

Кредиторская задолженность

8512

4687

5561

+ 18,6

6

Общепроизводственные затраты

51183

35232

34354

-2,5

7

Среднесписочная численность (чел.)

62

62

62

---

8

Средняя заработная плата (руб.)

24961,8

25797

26361,3

+ 2,2

В результате сравнительного анализа финансово-экономических показателей, установлено: Объем выполненных работ и услуг собственными силами за 9 месяцев 2012 г. снизился на 3,9 % (1741,1 тыс. руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но балансовая прибыль увеличилась на 165 тыс. руб. (363 тыс. руб.). Соответственно на 2,5 % снизились общепроизводственные затраты.

На конец анализируемого периода по сравнению с уровнем на начало года стоимость основных фондов уменьшилась на 12,1% за счет амортизационных отчислений. Изношенность основных фондов на сегодняшний день составляет 60%. Выбытия основных фондов не было. Приобретено основных средств за счет собственных средств на 263 тыс. руб. Сумма средств в распоряжении предприятия по сравнению к уровню на начало года уменьшилась на 4%., в основном за счет износа основных средств, но оборотные активы возросли на 3,8 %. По сравнению с аналогичным периодом 2011 г. сумма средств в распоряжении учреждения увеличилась на 12,4%., а оборотные активы выросли на 1,3 раза, что положительно влияет на уровень платежеспособности учреждения.

Коэффициент автономии подтверждает недостаточность собственных оборотных средств, необходимых для бесперебойного производственного цикла в 2012 году, несмотря на их увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5706 тыс. руб. (36,2%).

Списочная численность на предприятии осталась неизменной, средняя заработная плата на предприятии увеличилась на 2,2 % и составила 26361,3 тыс. руб.

 

3 Глава. Рекомендации

3.1 Пути совершенствования финансирования бюджетных учреждений

Направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов омской средней общеобразовательной школы №53  видятся в двух аспектах - общие направления и частные.

Общие направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов относятся к системе финансирования бюджетных учреждений в целом, что непосредственным образом влияет на деятельность рассматриваемой школы. Частные направления относятся только к рассматриваемой школе исходя из особенностей ее функционирования и выявлены исходя из проведенного анализа. Рассмотрим их.

Общие направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений сводятся к следующему.

Во-первых, это решение проблемы неурегулированности вопросов полномочий бюджетных учреждений по распоряжению внебюджетными доходами, получаемыми от предоставления платных услуг.

Дело в том, что существующая организация финансирования сети бюджетных учреждений находится в серьезном противоречии не только с принципами эффективного распределения бюджетных средств, но и с демографическими и экономическими тенденциями в России.

Содержание бюджетных учреждений по факту их существования на основе сметы, а не по результатам деятельности, стимулирует иждивенчество за счет государства, ставит негосударственные организации в заведомо худшие условия. Как следствие, снижается уровень конкуренции, что в свою очередь, не позволяет развивать качество услуг, создаются предпосылки для нелегальных и полулегальных соплатежей.

В этой связи требуется осуществить целый ряд мер по изменению принципов функционирования сети бюджетных учреждений, механизмов их финансирования и контроля за качеством и объемами услуг.

Анализ законодательства по реформированию межбюджетных отношений и бюджетного процесса в России в целом показал, что основными целями реформирования сети бюджетных учреждений являются:

совершенствование управления действующей сетью получателей бюджетных средств;

передача части бюджетных учреждений, находящихся в федеральной собственности, на субфедеральный уровень в соответствии разграничением полномочий между уровнями власти;

внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг;

расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;

формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы, предполагающее в случае необходимости предоставление большей экономической самостоятельности при отказе от субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства;

изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.

Также анализ показал, что для достижения данных целей необходимо:

произвести переподчинение ряда бюджетных учреждений в соответствии с отраслевой направленностью основного вида деятельности;

ликвидировать или объединить бюджетные учреждения, деятельность которых дублируется;

передать федеральные бюджетные учреждения на субфедеральный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;

сократить количество уровней подчинения в сети бюджетных учреждений;

ликвидировать практику выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств организациями, не являющимися органами государственной власти или органами власти местного самоуправления;

установить соответствие объемов и качества предоставляемых услуг путем применения принципов нормативно-подушевого финансирования для организаций, предоставляющих услуги за бюджетные средства, внедрения конкурсного социального заказа, устанавливающего виды и объем услуг, контролируемых по результату их оказания;

повысить финансовое наполнение оплаты услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств;

установить возможность участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в автономных некоммерческих учреждениях;

смягчить законодательные ограничения на приватизацию государственных учреждений;

обеспечить формирование правовых механизмов, предоставляющих возможность преобразования государственных и муниципальных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, реализацию программ переподготовки управленческих кадров преобразуемых учреждений;

наделить государственные и муниципальные учреждения правом принимать на себя только те договорные обязательства, которые прямо предусмотрены утвержденной для них сметой доходов и расходов.

Во-вторых, это дальнейшее реформирование бюджетного процесса - а именно переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В отличие от преобладающего в настоящее время сметного планирования (на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации) программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

Расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования предлагается осуществить путем:

предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;

совершенствования методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ;

использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;

распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;

расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.

Реформирование бюджетной сети должно осуществляться в направлении разделения функций поставщиков и заказчиков социальных услуг, расширения круга потенциальных поставщиков услуг и механизмов их взаимодействия с государством.

В-третьих, это решение проблемы повышения эффективности управления государственными финансами.

Сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения, выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

В результате реформирование бюджетного процесса в данном направлении предлагается осуществить по следующим основным моментам:

реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

совершенствование среднесрочного финансового планирования;

совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности.

Мероприятия по повышению эффективности расходов в рамках комплексной реформы бюджетной системы включают в себя помимо реформирования бюджетного процесса также реформирование бюджетного сектора (которое складывается из мероприятий по реформированию бюджетных организаций и принципов их функционирования), переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, совершенствование процедур исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая элементы управления ликвидностью единых счетов этих бюджетов, реформу межбюджетных отношений.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

В рамках реформы бюджетного сектора необходимо провести системные преобразования, направленные на устранение существующих недостатков.

Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и ответственности по их обязательствам.

В-четвертых, необходимо решить проблему организации и осуществления ведомственного контроля и ведомственного финансового контроля, который является одной из основных составляющих общей проблемы совершенствования государственного финансового контроля.

Вопросы, стоящие перед ведомственным финансовым контролем как составной частью государственного финансового контроля, особенно актуальны в современных условиях - после реформирования федеральных органов исполнительной власти РФ, перераспределения и упорядочения их функций.

В настоящее время Правительство РФ активно реализует концепцию бюджетирования, ориентированного на результаты. В числе прочего она должна решить задачу разработки и внедрения в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения соответствующих программ и эффективности функционирования главных распорядителей бюджетных средств, а также обеспечить сбор, анализ и использование в бюджетном процессе информации о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных учреждений (организаций), объеме и качестве предоставления бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов. Эти требования должны в ближайшем будущем коснуться и осуществления ведомственного контроля и ведомственного финансового контроля.

Сегодня подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств имеют в своей структуре контрольно-ревизионные подразделения. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ эти подразделения осуществляют функции контроля над использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями и организациями. По сути же их деятельность основывается на проведении регулярных проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации). 
Как известно, ревизия финансово-хозяйственной деятельности - это достаточно трудоемкий и высокозатратный инструмент контрольной деятельности, который, безусловно, позволяет выявить большинство нарушений и недостатков при осуществлении учреждением финансово-хозяйственной деятельности. Однако мировая практика свидетельствует о возможности использования новых, менее затратных форм, методов и способов осуществления контрольной деятельности. 

Необходимость использования новых форм контроля связана в том числе с тем, что контрольным органам необходимо контролировать не только правомерность расходования и целевое назначение используемых бюджетных средств, но и основную деятельность учреждения (организации) с точки зрения эффективности затрат на ее осуществление. Для решения этой задачи в каждом учреждении или организации должен функционировать отлаженный механизм внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Организация действенной системы внутреннего контроля и аудита преследует достижение следующих целей:

обеспечение контроля над соблюдением бюджетным учреждением законодательных, нормативных и правовых актов РФ, внутриведомственных норм, правил и регламентов;

наиболее эффективное использование бюджетным учреждением финансовых и нефинансовых ресурсов для достижения намеченных результатов деятельности.

Достижение целей, поставленных перед системой внутреннего контроля и аудита, предполагает смещение акцента при проведении контрольных мероприятий с последующего на предварительный и текущий контроль. Дело в том, что после совершения операций, относящихся к функциональной или финансово-хозяйственной деятельности учреждения, практически невозможно повлиять на их эффективность или устранить выявленные нарушения без определенного рода неблагоприятных последствий. Контроль на наиболее ранних стадиях совершения операций, как правило, позволяет минимизировать возможные потери и затраты. Поэтому одним из основных направлений развития системы внутреннего контроля и аудита является ее переориентация от последующего к текущему и предварительному контролю. Чем раньше будет выявлено нарушение или недостаток, тем меньше негативных последствий они за собой повлекут. Это важное обстоятельство распространяется на любой управляемый процесс.

Здесь также необходимо обратить внимание на такой важное направление как управление рисками. Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует, что для решения этой задачи необходимо использовать процедуры управления рисками.

Под риском понимается возможность наступления негативного события при осуществлении бюджетным учреждением своей деятельности. Классификация рисков может быть достаточно разнообразной и в большой степени зависит от сферы деятельности бюджетного учреждения. По мнению авторов, можно классифицировать риски на операционные и аудиторские.

Под операционным риском понимается возможность возникновения нарушения установленных процессов и процедур при осуществлении операций по исполнению бюджетным учреждением государственных функций и предоставлению государственных услуг. В свою очередь под аудиторским риском понимается возможность выражения ошибочного или неправомерного утверждения при выявлении, идентификации и оценке нарушений и недостатков. Процедуры управления рисками включают идентификацию рисков, их количественную и качественную оценку, принятие мер, направленных на минимизацию рисков, и постоянный мониторинг рисков.

Для осуществления процедур управления рисками бюджетные учреждения могут использовать аналитические и практические методы. Аналитические методы служат инструментом упреждающего воздействия на риски и включают:

внедрение системы прогнозирования рисков;

внедрение превентивных механизмов предотвращения рисков (сценарный подход);

определение приоритетности рисков;

проведение постоянного мониторинга рисков.

В свою очередь практические методы предназначены для снижения негативных последствий, возникающих в ходе осуществления операций, связанных с риском, и включают: разработку механизмов оперативного устранения возможных негативных последствий; создание системы страхования рисков.

На основе вышеизложенного можно заключить, что в настоящее время ощущается острая необходимость в разработке единой концепции развития внутреннего контроля и аудита в государственных органах, в которой необходимо закрепить основные принципы и подходы к осуществлению внутреннего контроля и аудита. Необходимо законодательно закрепить осуществление внутреннего контроля и аудита путем внесения соответствующих изменений в статьи 158, 159, 161, раздел IX и понятийный аппарат Бюджетного кодекса РФ, разработать и утвердить соответствующие стандарты внутреннего аудита в государственных органах, разработать методические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля и многое другое. Мировой опыт свидетельствует, что налаживание системы внутреннего контроля и аудита - прямой путь к росту эффективности использования государственных ресурсов.

3.2 Модернизация финансовой работы БОУ СОШ № 53

Школе № 53, конечно, необходима финансовая помощь, которую, кроме родителей, по большому счету, никто оказывать не будет. На мой взгляд, для решения этой проблемы нужен совершенно другой подход, который позволит родителям добровольно делать необременительные для них взносы (для одних родителей необременительными окажутся 1000 руб. в месяц, а для других - 10 руб.). Возможно, целесообразно в начале каждого учебного года предлагать родителям заполнить анкету, в которой обязательным будет пункт «Готовы ли вы оказывать школе материальную помощь?». И в случае положительного ответа предлагать самим родителям указать сумму, которую они готовы ежемесячно уплачивать. Мне кажется, такой подход снимет многие вопросы, связанные с финансированием деятельности школы.

Родители, безусловно, не обязаны вносить взносы на общешкольные нужды. Финансирование школы осуществляется за счет государственного и городского бюджетов. Но, к сожалению, такое финансирование или не проводится совсем или проводится в недостаточном объеме. Но если не будет финансирования, то в школе сложится опасная для учащихся ситуация: туалет закрыт, отопление не работает, окна разбиты. Кто должен решать проблему финансирования, если бюджеты всех уровней этого не делают? Поэтому мы считаем, что вопрос не в том «сколько платить?», а «как проконтролировать?».

Для контроля над расходом денежных средств на общешкольные нужды, в фойе школы на стенде для родителей должна быть отведена рубрика, где размещена подробная информация о расходах.

Так же необходимо увеличить перечень оказываемых платных услуг. Например: курсы дошкольной подготовки для дошкольников, дополнительные занятия для учеников выпускных классов. Школа имеет право заниматься дополнительными платными образовательными услугами (за рамками школьной программы) это прописано в ФЗ «О школьном образовании»Подписывается договор с родителями, с учителями. Родители вносят сумму через банк по квитанции. С общей суммы идет налог,  отдельно начисляется зарплата учителям. Остатки суммы можно расходовать на развитие тех же услуг.

Налоги для бюджетного учреждения предлагаю снизить до минимума. Сейчас от оказания платных услуг школа платит в бюджет налог на прибыль Согласно статьи 284 НК РФ, налоговая ставка на прибыль устанавливается в размере 20 %.. При этом, 2% от суммы начисленной по налоговой ставке на прибыль идет в Федеральный Бюджет РФ, а 18% от данной суммы перечисляют в местные бюджеты субъектов РФ. Налоговую ставку на прибыль, средства от которой зачисляются в местные бюджеты субъектов РФ, местные органы самоуправления имеют право снизить для отдельных категорий налогоплательщиков. Но при этом, ставка на  прибыль не может быть ниже 13,5 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Общее образование направлено на духовное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование;

вторая ступень - основное общее образование;

третья ступень - среднее (полное) общее образование.

Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

Финансовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются [3, раздел 6]:

1.собственные средства учредителя;

2.бюджетные и внебюджетные средства;

3.имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);

4.средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

5.доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;

6.другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями, а также частными образовательными организациями осуществляются на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности определяются по каждому типу, виду и категории образовательной организации с учетом уровня и направленности образовательных программ, форм обучения, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями, а также частными образовательными организациями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В курсовой работе рассмотрено финансирование муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24». Финансовое обеспечение учреждения осуществляется на основе бюджетных смет.

Анализируя бюджетные сметы и отчеты об их исполнении во второй части данной работы, мы выявили что:

1.общая сумма расходов учреждения имеет неоднозначный характер. Это связано с проявлениями финансово-экономического кризиса (в 2008 и 2010 годах произошло увеличение затрат, в 2009 - сокращение);

2.основной статьей расходов является статья 210 (оплата труда и начисления на оплату труда), причем происходит ежегодное увеличение этого показателя (исключением является 2009 год, где были сокращены расходы по этой статье);

3.руководство МОУ «СОШ №24» точно планирует все статьи расходов учреждения;

4.в 2009 году из-за финансово-экономического кризиса были увеличены расходы на оплату работ и услуг, а остальные затраты сокращены. В 2010 году наоборот, становятся меньше затраты по статье 220, а остальные затраты растут, что свидетельствует об улучшении условий работы и обучения.

Таким образом, несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в 2010 году, главной проблемой МОУ «СОШ №24» является недостаточное финансирование, что мешает нормальному развитию и не обеспечивает нормального осуществления учебно-вспомогательного процесса.

Недостаточное финансирование является основной проблемой всех учреждений сферы общего образования. Также к проблемам можно отнести:

. проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (на данный момент носит эпизодический характер);

2. проблема несформированности системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;

. проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для решения этих проблем была создана Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

В результате выполнения федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в системе общего образования будут обеспечены:

 создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;

 развитие существующих аппаратно-программных средств;

 внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

 внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;

 создание ресурсов и программ для одаренных детей.

В результате реализации федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы:

 более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получат доступ к качественному общему образованию, включая возможность использования дистанционных технологий;

 около 90 процентов школьников получат возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях по программам, соответствующим всем современным требованиям;

 более 95 процентов детей школьного возраста будут иметь возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3 вариантов на выбор из различных областей знаний и сфер деятельности).

С принятием федерального закона 83-ФЗ от 8.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» возникла еще одна проблема.

Неготовность директоров школ к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности - один из основных рисков реализации нового закона. Для решения этой проблемы, в автономных учреждения введены управляющие советы, без ведома которых руководитель не сможет распоряжаться средствами школы. Однако директор бюджетного учреждения финансовую ответственность несет единолично, поэтому степень свободы в плане распоряжения средствами у таких организаций меньше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6709. Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм 21.39 KB
  Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: хорошая рифма, плохая рифма. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим ил...
6710. Понятие, классификация и особенности инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности 21.7 KB
  Понятие, классификация и особенности инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Одним из основополагающих элементом государственной экономической политики в современной экономике, является торговая политика, то есть пол...
6711. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Свобода торговли, протекционизм 24.36 KB
  Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Свобода торговли, протекционизм В современной экономике таможенное торговое регулирование ВЭД традиционно рассматривается как основной инструмент внешней торговой политики, посредством которой государство имеет ...
6712. Международные принципы ведения внешней торговли 23.98 KB
  Международные принципы ведения внешней торговли. На ряду с общепринятым и зарегистрированными в уставе ООН принципами международного права в практике международных экономических отношений выбраны и применяются специальные (отраслевые) принципы, на о...
6713. Понятие и виды таможенных тарифов 24.91 KB
  Понятие и виды таможенных тарифов. Меры таможенно-тарифного регулирования полностью (это относится к базовым таможенным пошлинам) либо частично (специальные, антидемпинговые и др. там. пошлины) основаны на использовании там. тарифа. Соответственно...
6714. Принципы формирования таможенных тарифов 25.62 KB
  Принципы формирования таможенных тарифов. Полностью универсальных принципов формирования там. тарифа не существует, т.к. задачи, которые перед ними ставятся могут быть противоречивыми, как и интересы участников процесса создания тарифа. Тариф может ...
6715. Таможенные пошлины, классификация таможенных пошлин 24.39 KB
  Таможенные пошлины, классификация таможенных пошлин. В роли непосредственного инструмента таможенно-тарифного регулирования выступает таможенная пошлина - государственный денежный сбор с ввозимых и вывозимых товаров, пропускаемых через границу ...
6716. Ставки таможенных пошлин. Эффективная ставка тарифной защиты 26.43 KB
  Ставки таможенных пошлин. Эффективная ставка тарифной защиты. Одним из элементов таможенного тарифа является ставка таможенной пошлины - величина там. пошлины, выраженная в определённых единицах (в % или стоимостных единицах). В зависимости о...
6717. Единый таможенный тариф Таможенного союза 26.99 KB
  Единый таможенный тариф Таможенного союза. С 1 января 2010 на единой таможенной территории государств участников ТС применяется ЕТТ, утвержденный решением Межгос Советом Евразэс от 27 ноября 2009 года №18. ЕТТ - это свод ставок таможенных пошлин...