70650

ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ПОДАЧ В КЛАССИЧЕСКОМ ВОЛЕЙБОЛЕ

Дипломная

Физкультура и спорт

Цель исследования изучить и обосновать методику оценки качественно-количественных характеристик техники подач в соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации.

Русский

2014-10-23

454.5 KB

11 чел.

38

PAGE  39

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики спортивных игр

Заведующий кафедрой

______________ Родин А.В.

«____» ____________ 20___ г.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ПОДАЧ В КЛАССИЧЕСКОМ ВОЛЕЙБОЛЕ

Выпускная квалификационная работа по направлению

032100.62 «Физическая культура и спорт»

(по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт»)

Студент-исполнитель       Смирнов А.М.

Научный руководитель

к.п.н., доцент        Родин А.В.

Оценка за работу   __________________

     (прописью)

Председатель ГЭК

к.п.н., профессор         Перепекин В.А.

Смоленск 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 5

1.1. Разновидности подач в современном волейболе 5

1.2. Значение подач в современном волейболе 10

1.3. Педагогический контроль технической подготовленности в волейболе 13

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19

2.1. Задачи исследования 19

2.2. Методы исследования 19

2.3. Организация исследования 23

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 24

3.1. Количественные характеристики выполнения подач в соревновательной деятельности волейболистов 24

3.2. Качественные характеристики выполнения подач в соревновательной деятельности волейболистов 28

3.3. Пути повышения эффективности подач

в классическом волейболе 31

Выводы 35

Практические рекомендации 36

Литература 37


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На современном этапе развития волейбола наблюдается тенденция опережающего роста эффективности атакующих действий по сравнению с действиями в защите. Ведущее место среди технических приемов атаки волейбола в последнее время занимает подача мяча. Это обусловлено тем, что современные игроки стремятся не просто ввести мяч в игру, а пытаются непосредственно выиграть с подачи розыгрыш. Необходимо учитывать и тот факт, что в современном волейболе в зависимости от тактики игры команды в атаке и соперника в защите используется большое разнообразие подач по технике выполнения, которые вносят большой вклад в эффективность игры в нападении команды (С.С.Ермаков, 1991; Г.Я. Шипулин, 2001; И.В. Николаева, Н.В. Сивакова, 2006).

Основные причины низкой результативности действий спортсменов при выполнении подач мяча заключаются, по мнению ведущих специалистов, в отсутствии систематических мероприятий по контролю качественно-количественных характеристик техники подач в процессе соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации, что за частую не позволяет командам реализовывать свой атакующий потенциал в ходе игры (Ю.Н. Клещев, 1997; В.В. Рыцарев, 2005; В.А.Каширин, 2008).

В современном волейболе проблема оценки качественно-количественных характеристик техники подач мяча в процессе соревновательной деятельности изучена недостаточно, т.к. не выявлены основные критерии подвергаемые контролю, ограничивающие эффективность этих действий волейболистов, не установлены факторы, определяющие успешность выполнения подач.

Недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы и острая необходимость в научно обоснованных практических рекомендациях по применению системы оценки качественно-количественных характеристик техники подач в ходе соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации послужили основанием выбора цели и задач исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что в процессе анализа соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации определены основные качественно-количественные параметры техники выполнения подач в современном мужском волейболе, которые позволили повысить эффективность выполнения данного технического приема в процессе игры.

Полученные данные являются основой для дальнейшего совершенствования техники и тактики подач в современном мужском волейболе.

Объект исследования. Соревновательный процесс волейболистов различной квалификации.

Предмет исследования. Регистрация качественно-количественных характеристик техники подач в соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации.

Цель исследования изучить и обосновать методику оценки качественно-количественных характеристик техники подач в соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации.

Гипотеза исследования предполагалось, что оптимизация системы оценки качественно-количественных характеристик техники выполнения подач, существенно повысит эффективность и результативность рассматриваемого технического приема в процессе соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации.

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Разновидности подач в современном волейболе

Подача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру. По мнению многих авторов, постепенно они превратились в немаловажный нападающий приём, используемый командой, и значительно влияют на исход состязания. Подачи являются как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения. Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием подач (5, 13).

Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как противник быстро приспосабливается к их приему. Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на точность, сильными, тихими, обманными (15, 18).

Таким образом, подающий игрок должен владеть искусством разнообразной обработки мяча, хотя бы двумя способами, из которых один силовой, другой на точность. Команда, в целом выступая как единый игрок, может использовать любые подачи – длинные и короткие, закрученные и планирующие с изменяющейся траекторией мяча, создавая тем самым достаточно шансов для выигрыша победных очков (14, 29)

Подачи на силу это подачи в прыжке, верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Которую из них изберёт игрок, зависит от его индивидуальных особенностей.

Подача производится в соответствии с требованиями, указанными в правилах, а именно: подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на сторону противника.

Выполняя любую подачу игроку следует (35):

  1.  принять устойчивое положение;
  2.  плавно подбросить мяч;
  3.  следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована;
  4.  внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить мяч.

Ударять надо по той части мяча, которая расположена с противоположной стороны желаемого направления полёта мяча.

При подаче любым способом удар совершают ладонью руки, кисть при этом напряжена в лучезапястном суставе. Рука в момент удара по мячу выпрямлена. После удара рука свободно продолжает движение вперёд в том же направлении, как и желаемое направление мяча. Подбрасывание мяча вверх чаще производится одной рукой.

При подбрасывании мяча одной рукой, ударяющая рука может заранее занять положение замаха, тогда подача будет более точная, но не такая сильная. Значительно выгоднее и потому чаще используется случай, когда ударяющая рука не занимает заранее положение замаха, а перемещается вверх одновременно с полетом мяча наращивать скорость движения.

Подбрасывание мяча производится вертикально вверх. Высота полета мяча вверх и расстояние его от тела игрока зависят от способа подачи.

Некоторые авторы считают, что по способам выполнения ударов и придания вращения мяча подачи подразделяются следующим образом (26, 36).

По способу выполнения удара.

  1.  Подача ударом сверху (верхняя прямая).
  2.  Подача ударом снизу (нижняя прямая).
  3.  Подача теннисного типа.
  4.  Подача ударом над правым плечом.

По характеру движения тела в момент подачи и по его положению относительно сетки различают следующие подачи:

  1.  Нижняя прямая подача.
  2.  Нижняя боковая подача.
  3.  Верхняя прямая подача.
  4.  Верхняя боковая подача.

По словам А.Г. Фурмонова (1983) разновидностью верхней прямой поддачи является подача нацелённая, планирующая, в прыжке. Разновидностью верхней боковой подачи являются планирующая и силовая подачи.

Команды старших разрядов, нижнюю прямую подачу почти не применяют, так как при таком способе нельзя выполнить подачу ни “на силу”, ни “на точность” в том, что игрок в момент подачи не видит площадку, и, кроме того, сравнительно большая амплитуда движения затрудняет расчет (20, 33).

Подачи снизу, являясь наиболее легкими по технике выполнения, не являются трудными для приема их ввиду малой скорости и большой траектории полета мяча. Усложнённые варианты этих подач применяются иногда для эффективного использования метеорологических условий.

Верхняя прямая подача. Игрок стоит лицом к сетке на несколько согнутых ногах, расставленных на ширину плеч. Однако одна нога немного выставлена вперёд. Мяч находится на уровне груди на руке, согнутой в локте. Ударяющая рука, согнутая в локте, поднята вверх, локоть отведён в сторону. Подача начинается с переноса центра тяжести на сзади стоящую ногу, одновременного наклона туловища назад и подбрасывания мяча в направлении вверх перед собой (11).

Когда мяч достигает наивысшей точки взлёта, ударяющая рука с движением туловища вперёд производит удар по мячу  в возможно более высокой точке. Конечное положение после удара: туловище наклонено вперёд, рука свободно продолжает движение вперёд, в сторону впереди стоящей ноги.

Как считают многие авторы, этот способ подачи даёт возможность выполнять её с наибольшей точностью. Она имеет широкие возможности для использования скорости полёта мяча (11, 19).

Подача в прыжке. Эта подача выполняется после прыжка с разбега. Разбег выполняется по прямой, перпендикулярно к сетке. Он складывается, в основном, не более чем из двух шагов. Первый шаг приближает игрока к мячу, второй шаг-шаг для удара, он быстрый, глубокий и очень широкий. Этот шаг подводит игрока к прыжку. Ещё при выполнении первого шага обе вытянутые руки отводят рывком как можно дальше назад вверх;  при втором шаге они выносятся вперёд. При выполнении прыжка бьющая рука продолжает движение вперёд вверх; причем локоть заводят по возможности выше плечевого пояса. Не бьющая рука, вытянута вперёд почти горизонтально, обеспечивает равновесие тела в воздухе. Затем производится сам удар в наивысшей точке полёта мяча, как при прямой верхней подаче. Эта подача используется чаще в командах мастеров (22, 27).

Верхняя боковая подача. Игрок стоит в положении боком к сетке. Ноги на ширине плеч и чуть согнуты. Ступни ног параллельны лицевой линии площадки. Рука с мячом согнута в локте и держит его на уровне пояса или несколько ниже. Туловище слегка наклонено вперёд. С подбрасыванием мяча вверх на высоту метра и более туловище наклоняется в сторону ударяющей руки, а одноименная нога сгибается. Рука свободно опускается в сторону вниз в положение замаха. Обратным последовательным движением: разгибанием ноги, туловища и махом ударяющей руки в вертикальной плоскости производится удар по мячу. С конечным положением удара подающий поворачивается лицом в сторону полёта мяча (13, 20).

Высота подбрасывания мяча может быть уменьшена, что требует заранее выполнения наклона туловища, сгибание ноги и отведения руки в положение замаха. Подбрасывание мяча может производиться двумя руками, тогда все движения, связанные с принятием исходного положения для удара, должны быть выполнены значительно быстрее.

Верхние подачи являются сложными и требуют хорошей физической подготовки и длительного совершенствования. При этих подачах достигается почти горизонтальный полет мяча и скорость полёта его может равняться средней скорости нападающего удара (15).

Некоторые авторы выделяют и другие способы подач все они будут производными от выше описанных. Наибольший интерес представляют подачи с вращением мяча. Вращающийся в полете мяч описывает дугу в направлении, обратном вращению. Такая траектория полета затрудняет противнику прием мяча (1).

Вращение выполняется по горизонтальной, вертикальной и наклонной осям. Вращение по горизонтальной оси укорачивает траекторию полета мяча, как бы прижимая мяч вниз после перехода его через сетку.

Вращение по вертикальной оси отклоняет мяч в полете вправо или влево в зависимости от направления вращения.

Вращение по наклонной оси объединяет в себе возможности вращения по горизонтальной и вертикальной оси.

Для того, чтобы придать вращение мячу в полёте, следует положение кисти на мяче в момент удара несколько изменить с тем, чтобы она не приходилась против центра тяжести мяча.

При выполнении планирующей подачи не следует придавать мячу вращательное движение. Подающая рука при встрече с мячом, обладая максимальной кинетической энергией, стремится передать её мячу, производя отрывистый удар-толчок. При точном попадании мяч получает максимальный для данного усилия отскок и летит на площадку соперника не вращаясь. А по закону аэродинамики круглое тело (в том числе и мяч), летящее без вращения, при достижении критической скорости теряет свою устойчивость и начинает вибрировать. Такой мяч трудно принимать. Именно на этом и построен эффект планирующей подачи (3).

Анализируя технику подачи, С.Л. Фетисова (33) пришла к выводу, что координационная сложность решения двигательной задачи заключается в придании мячу определённой скорости и угла вылета. Для успешного выполнения подачи игроку необходимо овладеть:

  1.  Определёнными пространственно-временными и динамическими характеристиками предударного движения руки;
  2.  Определёнными пространственно-временными характеристиками предударного движения мяча;
  3.  Согласованием этих движений в пространстве и во времени;
  4.  Определёнными динамическими характеристиками ударного контакта руки с мячом.

Параллельно рекомендуется развивать ведущие двигательные качества, связанные с совершенствованием зрительных и кинематических дифференцировок, способствующих приобретению «чувства мяча» и «чувства руки», характерных для высококлассного игрока.

1.2. Значение подач в современном волейболе

В последнее время произошли существенные изменения в приоритетности использования технических приемов в процессе игры волейболистами различной квалификации по сравнению с предыдущими этапами развития волейбола.

Высокая результативность соревновательной деятельности студенческих команд обеспечивается стабильной техникой выполнения игровых приемов. Техника выполнения приемов может быть сформулирована у спортсмена, только при решениях основных задач обучения и совершенствования технической подготовленности (21, 25):

  1.  Овладение новыми техническими приемами с целью приобретения разносторонности технического мастерства.
  2.  Совершенствование технических приемов при выборе места я положения игроков в различных ситуациях игры.
  3.  Совершенствование всех технических приемов, как в "стандартных", так и в игровых ситуациях.

Результативность выполнения технических приемов в игре свидетельствует о степени сформированности двигательных действий.

В современном волейболе результативность планирующих подач у разных игроков команда неодинакова, что объясняется многими факторами, в том числе и степень, владения техникой подач (6, 28).

Анализ исходных показателей уровня технического мастерства, а также результативность выполнения приемов в тренировочных занятиях показал, что критерий выполнения технических приемов на точность составляет для подачи, составляет - 26,8% от всех технических приемов игры волейболистов (8, 37).

Наблюдения показывают, что удельный вес отдельных технических приемов неодинаков. Подачи занимают в игре 18—13% от общего числа приемов, заметной разницы в играх взрослых волейболистов и детей здесь нет.

Из подач наиболее распространены верхние — прямая. Большинство игроков команд высших разрядов применяет планирующую подачу и в прыжке (около 95% от общего числа подач).

Современный волейбол характеризуется значительным усилением подачи. Использование силовой подачи в прыжке усложняет прием мяча игроками команды-соперницы и затрудняет организацию ими атакующих действий. Силовая подача в прыжке в настоящее время - наиболее распространенная из всех разновидностей этого приема игры. В то же время наблюдения показывают, что игроки ведущих команд мира (России, Югославии, Бразилии, Италии) тактически сочетают силовую подачу в прыжке с "укороченными" подачами, когда мяч направляется близко к сетке (37).

В последнее время наблюдается тенденция увеличения процента использования игроками команд мастеров силовой подачи в прыжке. Если в период 1994-1996 годов высококвалифицированные спортсмены использовали данную подачу в 12-13 % случаев, в 1997-2000 годов их количество составляло уже 25-27 %, то в 2001 - 2002 годов  процентное  содержание использования  силовой подачи  в прыжке  приблизилось к 40%. В настоящее время эти показатели составляют примерно 60% от общего количества подач (4, 31, 34).

С ростом квалификации от низшей к высшей категории отмечается значительный прирост эффективности (76,8-83,8%) и надежности (21,4-35,6%) выполнения технико-тактических приемов. Наиболее значителен прирост в проявлении реализации (83,1%) ибо смысл деятельности волейболистов направлен на обеспечение успеха в соревновательной борьбе. Об этом же свидетельствует более высокий прирост надежности действий в игровых условиях. Следовательно, уровень подготовленности игроков в зависимости от их квалификации проявляется в росте показателей эффективности и надежности выполнения технико-тактических приемов (24, 37).

Структура технико-тактической подготовленности волейболистов, независимо от их квалификации, в целом однозначна включает в себя по три основных фактора: начальной, адекватной и процессуальной подготовленности.

Начальной подготовленности более соответствует формирование возможности игрока; адекватной подготовленности - формирование адаптации; процессуальной подготовленности - формирование реализации (15).

Игрокам группы низшей квалификации соответствует фактор начальной подготовленности (вес фактора 41,4%), группы средней квалификации - фактор адекватной подготовленности (вес фактора 39,9%), группы высшей квалификации - фактор процессуальной подготовленности (вес фактора 42,6%) (17).

Анализ технической подготовленности привел к заключению, что эффективность подач в современном волейболе обусловлены спортивными двигательными ошибками, которые спортсмен совершает в ходе соревнований. Избежание их возможно при совершенствовании системы регистрации различных видов подач в процессе соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации.

1.3. Педагогический контроль технической подготовленности в волейболе

В ходе педагогического контроля получают информацию, на основании которой оценивается эффективность системы педагогических воздействий. В его задачи входит осуществление тренировочных планов и их корректировка, оценка эффективности применяемых средств и методов, тренировочных заданий, тренировочных занятий, микроциклов и т.д.; выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для оценки подготовленности волейболистов по основным параметрам. Выявление динамики спортивных достижений выявление и отбор перспективных волейболистов (7, 16).

На основе литературных данных можно утверждать, что острота и эффективность той или иной игровой ситуации зависит от, того насколько удачно будет принят и отработан мяч. Из этого вытекают высокие требования к технической подготовке. Так как отставание в технике невозможно компенсировать ни хорошей физической подготовленностью, ни рациональной тактикой. Поэтому контролю и совершенствованию технической подготовки спортсменов нужно уделять особое внимание и это должно отражаться в теории и практике волейбола. Педагогический контроль тренировочной деятельности является основным условием управления тренировочным процессом. Он помогает увидеть недостатки и упущения в учебно-тренировочном процессе и способствует повышению уровня технико-тактической подготовленности волейболистов. С помощью контроля мы можем выявит связь эффективности игровой деятельности с уровнем технического совершенства игрока. А также, каким образом повышение технического мастерства отразится на результате и качестве игры в целом (30).

Контроль технической подготовленности игроков направлен на то, чтобы выявить, как они овладели объемом технических приемов, предусмотренных программой для данного контингента занимающихся. Это степень владения техническими приемами и частота применения их в учебных играх и соревнованиях, их эффективность в игре и соревнованиях, средства и методы технической подготовки и их эффективность, интенсивность и объем тренировочной нагрузки. Контроль над степенью овладения техническими приемами осуществляют в процессе наблюдений.

Определение уровня технической подготовленности спортсменов является одним из важнейших разделов системы комплексного контроля. Справедливость этого положения многократно подтверждалась как научными исследованиями, так и практическим опытом. Известно, что правильно сформированные двигательные навыки, на начальном этапе обучения, обеспечивают высокие спортивные достижения в течение всей спортивной деятельности. Оценить эту правильность можно лишь в ходе тщательного, организованного и систематически проводимого педагогического контроля (32).

В практике волейбола такой контроль предполагает три вида оценки технической подготовленности: оценка самой спортивной техники: определение результата, достигнутого благодаря использованию данной техники: оценка эффективности применения техники в конкретной игровой ситуации. В настоящее время используют следующие формы педагогического контроля (12):

1. Проверка правильности выполнения технических приёмов и оценка их по заранее установленным критериям с помощью шкалы баллов. В командах высшей квалификации это осуществляют с помощью кинографии, с помощью биомеханического анализа, применения видеозаписей и т.д.

2. Проверка уровня технической подготовленности с помощью контрольных нормативов и упражнений, в которых регистрируются результаты технических приемов. Эти нормативы можно использовать на различных этапах тренировки. Как правило, такие нормативы устанавливаются для технических приемов, которые отражают уровень современного развития волейбола.

3. Регистрация результата, достигнутого при нападении или защите с помощью определенных технических приемов при соответствующих действиях соперника. Для этого используют специальные записи, позволяющие судить об эффективности применения техники и, таким образом, о технической подготовленности игрока и команды в целом. В процессе занятий рекомендуется осуществлять контроль систематически по этапам, периодам и циклам тренировки. Наиболее целесообразной формой является контроль технической подготовленности игроков в условиях соревнований.

Анализировать эффективность и надежность выступления волейболиста на соревнованиях довольно сложно по сравнению с другими видами спорта, где результат имеет конкретно измеряемые показатели (время, расстояние, вес). Вместе с тем уже давно в спортивных играх (в частности, в волейболе) стали применять различные формы регистрации действий спортсменов. Как правило, такая регистрация осуществляется с помощью фиксации количества ошибок и удачно выполненных технико-тактических действий (28).

Представляется, что определение, технической подготовленности игроков по результатам их действий в соревновательных и тренировочных играх наиболее информативно. Поэтому столь многочисленны рекомендации для показателей такого контроля, а также предложения об их использовании для планирования в тренировочном процессе.

Значительное распространение в практике спортивных игр вообще и волейбола, в частности, получило обследование соревновательной деятельности. В настоящее время контроль технической подготовленности волейболистов в играх осуществляется по двум направлениям (10, 20):

1) регистрация объема, эффективности и рациональности технико-тактических действий волейболистов в играх;

2)определение "физиологической" нагрузки игры. Оба этих направления взаимосвязаны друг с другом, и по результатам контроля подбираются тренировочные средства, сопряжено воздействующие на все стороны подготовленности игроков.

Контроль соревновательной деятельности осуществляется тремя способами (32):

1) с помощью экспертизы, проводимой тренерами команды. В результате появляется возможность получить обобщенную качественную оценку игровых действий команды и отдельных волейболистов;

2) в процессе регистрами игры на видеомагнитофон. Обработка видеозаписи (монтаж пленки с выделением узловых моментов игры, систематизация достоинств и недостатков и т.п.) дополняет экспертную оценку тренера;

3) с помощью специального кода на магнитофонной ленте записываются выполненные технические приемы и тактические действия с последующим анализом их численных значений (в том числе и на ЭВМ). Последний способ подучил широкое распространение во всех спортивных играх: "стенограмма матча" позволяет рассчитать основные показатели технико-тактического мастерства: объем, разносторонность и эффективность игровых действий, как отдельных игроков, так и команда в целом. Регистрация на магнитную ленту игровых действий должна быть метрологически обоснованной. Представляется, что в этом случае решению подлежат следующие два вопроса (36, 37):

1) какие игровые действия необходимо регистрировать (проблема выбора информативных показателей игровой деятельности).

2) как унифицировать систему регистрации.

В настоящее время количество регистрируемых разными специалистами показателей технико-тактического мастерства волейболистов различаете довольно сильно: от 5-7 до нескольких десятков. Например, М.Е. Амалин (1962) предлагает контролировать в играх 12 показателей нападения, 6 подач, 5 приемов подач, 12 блокирований, 8 защитных действий (всего 43 показателя). Такая обширная информация полезна для углубленного понимания структуры игры, формулирования ее закономерностей, глубокого и разностороннего контроля над действиями каждого волейболиста в матчах. Однако для оперативного контроля (в случае, когда необходима срочная информация) такой способ регистрации игровых действий не всегда целесообразен, связано это с тем, что выбор оптимальной стратегии тренировки проводится по результатам сопоставления показателей соревновательной деятельности, технической подготовленности и состояния спортсмена и нагрузок. Если таких показателей оказывается слишком много, то их совместный анализ даже с использованием ЭВМ может оказаться малоэффективным. Чтобы избежать этого, необходимо использовать не все возможные показатели, а только самые информативные из них. В этом случае тренеру будет легко регистрировать их в ходе матча, а после него, сопоставлять с другими показателями (двигательных и волевых качеств, нагрузки и т.п.). Представляется, что одним из приемлемых вариантов может быть систематическая регистрация в каждом матче следующих технико-тактических действий: нападающих ударов, подач, приемов подач, блокирования и игры в защите (1).

По заранее разработанной программе регистрируется количество и точность выполнения игровых приемов. Подсчитывается количество удачно и неудачно выполненных технических приёмов. По окончания игры записи расшифровываются, при этом определяются индивидуальные показатели технического мастерства отдельных игроков. Высчитывается процентное соотношение выигранных и проигранных мячей.


ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования:

  1.  Изучить количественные характеристики выполнения подач в соревновательной деятельности волейболистов
  2.  Выявить качественные характеристики выполнения подач в соревновательной деятельности волейболистов
  3.  Разработать пути повышения эффективности подач в классическом волейболе.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Видеосъемка.

5. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы. Анализ специальной и научно-методической литературы позволил выявить разновидности подач применяемые в современном волейболе, значение подач в современном волейболе, а также изучить особенности применения педагогического контроля в процессе технической подготовке волейболистов.

Педагогическое наблюдение. Педагогические наблюдения имели своей целью изучение количественных и качественных характеристик выполнения техники подач в процессе соревновательной деятельности команд-участниц Высшей лиги «Б», 1-й лиги (подгруппа-центр), а также волейболистов массовых разрядов.

Для учёта и записи результатов наблюдений нами был разработан следующий бланк.

Таблица 1

Бланк записи подач мяча в соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации

игрока

Название команды

Выполнение подач

В первом столбике отмечается номер подающего игрока, в правой части таблицы, напротив номера каждого игрока записывается, как он выполнил подачу и сколько раз. Запись проводилась знаками:

«+» –подачи, выполненные без ошибки;

«v» -подачи сильные или обманные, затруднившие приём и организацию нападения противника, подачи в прыжке;

«1» –подачи, которые принесли сразу выигранное очко;

«-» -игрок допустил ошибку при подаче, проиграл очко.

Полученные результаты подвергались обработке методом математической статистики. Математическая обработка включала в себя вычисление средних величин результатов верхних прямых подач.

Результативность верхней прямой подачи и стабильность её выполнения квалифицированными волейболистами и спортсменами низкой квалификации оценивалась в процентном отношении. Результаты, полученные с помощью записи игр, обрабатывались следующим образом.

По формуле вычисления результативности определили результативность верхней прямой подачи у волейболистов различной квалификации.

где s (В) - количество выигранных мячей

   s (П) – количество проигранных мячей

   s (общ.) – общее количество выполненных подач

Стабильность верхней прямой подачи вычислялась по формуле:

Стабильность подачи =

где s (общ.) – общее количество выполненных подач

     s (П) – количество проигранных мячей

Видеосъемка. Данные, полученные в процессе видеозаписей игр, позволили выявить особенности реализации различных видов подач в процессе соревновательной деятельности волейболистами различной квалификации.

Педагогический эксперимент. Его основная цель заключалась в разработке комплекса методических рекомендаций направленных на совершенствование техники подач и повышение результативности и стабильности выполнения данного технического приема в игре у волейболистов различной квалификации.

Методы математической статистики. В данной работе для получения фактического материала был использован математический пакет SPSS. 13.0, позволяющий определить:

- среднюю величину - ,

  •  среднее квадратическое отклонение - ,

 

- ошибку выборочной средней - ±m,

- достоверность различий по Стьюденту - t,

- разность между средними арифметическими сравниваемых групп;

m1, m2 – ошибки средних сравниваемых групп.

Достоверность различий считалась достоверной при 99% и 95% (p<0,01; p<0,05) уровне значимости по критерию t Стьюдента.

2.3 Организация исследования

В исследовании приняли участие волейбольные команды, участвующие в чемпионате России Высшей лиги «Б», 1-й лиги (подгруппа – центр), а также команды массовых разрядов. Исследование проводилось в период с 2013 по 2014 года и состояло из трех этапов.

Первый этап , связан с обобщением теоретических сведений, выбором методов исследований, определением по литературным данным особенностей техники выполнения подач в современном волейболе в процессе соревновательной деятельности.

На втором этапе , проводился анализ количественно-качественных характеристик техники подач в процессе игр Чемпионата России по волейболу среди мужских команд Высшей лиги «Б», 1-й лиги Чемпионата России (подгруппа-центр) и Чемпионата города Калуги.

Всего было зарегистрировано 58 игр, в которых оценивались количественно-качественные характеристики выполнения подач. Из них 22 игры Чемпионата России Высшей лиги «Б», 12 игр Чемпионата России 1-й лиги (подгруппа-центр) и 24 игры Чемпионата города Калуги по волейболу среди мужских команд (1 группа). Оценка количественно-качественных показателей техники подач волейболистов различной квалификации осуществлялось нами с целью  разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса технической подготовки.

Третий этап. На данном этапе были проанализированы полученный данные исследования, сформулированы выводы и практические рекомендации работы, а также выполнено написание и оформление выпускной квалификационной работы.


Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

3.1. Количественные характеристики выполнения подач в соревновательной деятельности волейболистов

Количественные показатели в процессе соревновательной деятельности волейболистов различной квалификации во многом может дать тренеру полезную информацию об особенностях выполнения индивидуальной тактики спортсменами.

Одним из наиболее значимых технических приемов в современном волейболе является подача мяча, которая должна подвергаться количественному анализу в процессе соревновательной деятельностью с целью совершенствования ее в процессе учебно-тренировочных занятий.

В результате количественного анализа техники подач установлено, что квалифицированные волейболисты участвующие в Чемпионате России Высшей лиги «Б» выполняют больше всего подач в прыжке – 79% (рис. 1).

Рис. 1. Количество подач выполняемых в прыжке волейболистами различной квалификации

Волейболисты играющие в Чемпионате России 1-й лиги подачу в прыжке выполняют в 54% случаев, а волейболисты массовых разрядов играющих в Чемпионате города Калуги данный вид подачи используют в 16% случаев.

Установлено, что планирующую подачу чаще всего используют в процессе официальных игр волейболисты играющие в Чемпионате Росии 1-й лиги – 69%, немного меньше – 60% данный вид подачи используют игроки массовых разрядов играющих в Чемпионате города Калуги (рис. 2).

Рис. 2. Количество планирующих подач выполняемых волейболистами различной квалификации

Характерно, что в 45% случаев квалифицированных волейболисты участвующие в Чемпионате России Высшей лиги «Б» используют верхнюю планирующую подачу.

Необходимо отметить, что в зону № 6 выполняют чаще всего подачу игроки участвующие в Чемпионате города Калуги по волейболу – 54%, немного меньше игроки участвующие в чемпионате России 1-й лиги – 45% (рис. 3).

Рис. 3. Количество подач выполняемых в зону № 6 волейболистами различнеой квалификации

Самые низкие показатели выполнения подач в зону № 6 отмечаются у квалифицированных волейболистов учавствующих в Чемпионате России Высшей лиги «Б» - 40%.

Рис. 4. Количество подач выполняемых в зону № 5 волейболистами различнеой квалификации

Следует отметить, что в зону № 5 в 33% случаев выполняют подачу квалифицированные волейболисты учавствующие в Чемпионате Росии Высшей лиги «Б», 30% случаев выполняют игроки учавствующие в играх 1-й лиги Чемпионата России и 26% случаев спортсмены массовых разрядов (рис. 4).

В результате анализа количественных показателей выявлено, что в 30% случаев волейболисты массовых разрядов выполняют подачу в зону № 1 (рис. 5).

Рис. 5. Количество подач выполняемых в зону № 1 волейболистами различнеой квалификации

Исследованиями определено, что в 28% случаев квалифицированные волейболисты, участвующие в Чемпионате России Высшей лиги «Б» выполняют подачу в зону № 1, а игроки, участвующие в Чемпионате России 1-й лиги в 25% случаев.

Необходимо отметить, что волейболисты, участвующие в Чемпионате России Высшей лиги «Б» выполняют в 49% случаев подачи близкие к сетке, а в 51% случаев подачи к боковым и лицевой линии.

Характерно, что у игроков участвующих в Чемпионате России 1-й лиги и массовых разрядов близкие подачи к сетке выполняются в 34 и 30% случаев и подачи к боковым и лицевой линиям в 66 и 70% случаев, соответственно (рис. 6).

Рис. 6. Количество начеленных подач выполненных волейболистами различнеой квалификации

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что у квалифицированных волейболистов участвующих в Чемпионате России Высшей лиги «Б» по количественным показателям установлен более высокий тактический арсенал выполнения подач в соревновательной деятельности по сравнению с волейболистами участвующими в Чемпионате России 1-й лиги и Чемпионате города Калуги.

3.2. Качественные характеристики выполнения подач в соревновательной деятельности волейболистов

Качественные показатели выполнения подач характеризуют степень владения двигательным навыком в процессе соревновательной деятельности волейболистов.

Исследованиями установлено, что наибольший процент выигранных с подачи мячей (60%) отмечается у квалифицированных игроков участвующих в Чемпионате России Высшей лиги «Б» (рис. 7).

Рис. 7. Процент выигранных мячей с подачи у волейболистов различной квалификации

Необходимо отметить, что у волейболистов учавствующих в играх Чемпионата России 1-й лиги и Чемпионата города Калуги показатели выигранных подач значительно ниже чем у квалифицированных волейболистов – 37 и 26%, соответственно.

Рис. 8. Процент проигранных мячей с подачи у волейболистов различной квалификации

Характерно, что наибольший процент проигранных мячей с подачи (28%) отмечается у волейболистов массовых разрядов учавствующих в Чемпионате города Калуги (рис. 8).

Следует отметить, что значительно ниже процент проигранных мячей с подачи установлен у квалифицированных игроков учавствующих в Чемпионате России Высшей лиги «Б» и 1-й лиги – 6 и 12%, соответственно.

Установлено, что результативность подач имеет высокие показатели у квалифицированных волейболистов учавствующих в Чемпионате Росии Высшей лиги «Б» - 54% (рис. 9).

Рис. 9. Результативность подач у волейболистов различной квалификации

Примечательно, что результативность подач у волейболистов учавствующих в играх Чемпионата России 1-й лиги и Чемпионате города Калуги имеет более низкие показатели – 23 и 10%, сооответственно.

Результаты ресунка 10 свидетельствуют, что наибольшая стабильность выполнения подач отмечается у игроков учавствующих в Чемпионате Росии Высшей лиги «Б» - 88%. Немного ниже эти показатели отмечаются у волейболистов учавствующих в играх Чемпионата Росии 1-й лиги – 76%.

Рис. 10. Стабильность выполнения подач у волейболистов различной квалификации

Самые низкие показатели стабильности подач отмечаются у игроков массовых разрядов учавствующих в играх Чемпионата города Калуги – 42%.

Проведенное исследование свидетельствует, что квалифицированные игроки учавствующие в играх Чемпионата России Высшей лиги «Б» более качественно выполняю подачу в соревновательной деятельности по сравнению с волейболистами играющими в низших лигах.

Данный факт послужил основой для разработки методических рекомендаций напаравленных на совершенствование подачи для достижения большей результативности и стабильности в соревновательном процессе.

3.3. Пути повышения эффективности подач в классическом волейболе

Основной задачей совершенствование подач волейболистов высших разрядов является стабилизация навыков подач в различные зоны (устойчивость против сбивающих факторов), достижение вариативности основного навыка при чередовании двигательных задач, совершенствование подач в игровых условиях. Главный метод при этом – выполнение основного движения в меняющихся условиях и в различных чередованиях тактических задач на тренировках и соревнованиях. Тренировку в чередовании подач в дальние и ближние зоны рекомендуется осуществлять по принципу постепенного усложнения условий (серии подач сначала без ограничения времени и в стандартных условиях, затем стандартное чередование подач, неожиданное задание, сбивающие факторы и т.д.).

Критерии обеспечивающие стабильность выполнения подачи:

  •  при работе над подачей нужно выполнять ее сериями по 10-15 раз в каждой, при чем нацеливать ее в пределы площадки, а затем в разные зоны задней и передней линии.
  •  для достижения точности при подаче стараться попасть мячом в круг, диаметром в метр, начерченный в разных частях площадки.
  •  выйдя на подачу, не спешить, сосредоточиться, мысленно определить цель – тогда будет меньше ошибок.
  •  во время игры стараться направлять мяч на свободное место или на игроков, плохо владеющих приемом подачи, а то и на игрока задней линии, выходящего к сетке, для передачи мяча.
  •  для того, чтобы добиться сильной подачи, необходимо работать над общим физическим развитием.

В учебно-тренировочных занятиях может применяться специальное дополнительное оборудование, облегчающее усвоение учебного материала.

При работе над совершенствованием техники подач применяется:

  •  подвесные мячи нормального веса и набивные мячи. Занимающиеся, ударом, отталкивая мяч, следят за правильной постановкой руки при соприкосновении с мячом.

Изменяя высоту подвески мяча, можно отрабатывать подачи различными способами. Подвешенными мячами можно пользоваться только в начале обучения при изучении правильной постановки руки и работы ее и туловища:

  •  для отработки техники верхних подач применяется стенка, высотой до трех метров.
  •  направление подачи контролируется с помощью ступни ног.
  •  для отработки точности подач применяют различные «мишени» - маты, обручи и другие, которые раскладывают на противоположной площадке.
  •  для выработки чувства дистанции полезно взять мяч и изо всех сил пробить по нему 4-5 раз. Это снимает стресс, а также дает возможность определить предел, до которого вы способны пробить мяч.
  •  в отработке подач необходимо имитационный стереотип. При отработке подач необходимо в первую очередь определить, какая из них наиболее подходит спортсмену и подыскать самую подходящую форму ее выполнения. После этого надо приступать к имитации. Полезно это делать перед большим зеркалом, когда спортсмен сам увидит, что он четко выдерживает форму всех элементов выполнения подачи, можно считать дело сделанным.

Главное в подаче – форма исполнения.

Упражнения для совершенствования тактики подач

  1.  Подачи мяча в зону нападения.
  2.  Подачи мяча к лицевой и боковой линиям.
  3.  Чередование подач в зону нападения и к лицевой линии.
  4.  Подачи мяча на точность в определенную зону или предмет (стул, гимнастический обруч, набивной мяч), расположенный в различных частях площадки.
  5.  Подачи мяча между игроками, принимающими ее.
  6.  Чередование подач на силу, нацеленных и планирующих.
  7.  Выполнение серии подач в состоянии утомления.
  8.  Подачи мяча после интенсивной работы (10-15 приседаний в быстром темпе или выполнения «челночного» бега, или 5 сгибаний рук и пр.).
  9.  Серия поточных подач на скорость выполнения.
  10.  Подачи на выходящего игрока.


ВЫВОДЫ

  1.  Анализ современного состояния оценки качественно-количественных характеристик выполнения подач свидетельствует о недостаточном контроле таких параметров как результативность и стабильность, что негативно отражается на вариативности использования тактики подач в соревновательной деятельности.
  2.  Установлено, что у квалифицированных волейболистов участвующих в Чемпионате России Высшей лиги «Б» по количественным показателям установлен более высокий тактический арсенал выполнения подач в соревновательной деятельности по сравнению с волейболистами участвующими в Чемпионате России 1-й лиги и Чемпионате города Калуги.
  3.  Выявлено, что квалифицированные игроки учавствующие в играх Чемпионата России Высшей лиги «Б» более качественно выполняю подачу в соревновательной деятельности по сравнению с волейболистами играющими в низших лигах.
  4.  Достижение большей результативности и стабильности выполнения подач необходимо в тренирвочном процессе более акцентированно уделять внимание тактике выполнения подач спортсменами низкой квалификации.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1.  Обобщение литературного материала и результаты наблюдений показали, что подача – немаловажное средство нападения, от качества ее выполнения напрямую зависит результат игры.
  2.  Из наблюдений и записи игр выяснилось, что более квалифицированные волейболисты очень часто выполняют подачу в прыжке, тем самым практически всегда сразу выигрывают очко, так как эта подача довольно сложная для приема.
  3.  Наиболее рациональное выполнение подач показали игроки команд Высшей Лиги «Б», а особенно отличились высокой стабильностью и результативностью выполнения верхней прямой подачи игроки команды.
  4.  Тренерам - преподавателям низко квалифицированных команд следует больше уделять внимание технико-тактической подготовке волейболистов, развитию различных физических качеств, а также следует применять в учебно-тренировочных занятиях специальные устройства для обучения и совершенствования подач, использовать тренажеры.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Ахметжанов Т.А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в процессе игры: автореф. дис…канд. пед. наук / Т.А. Ахметжанов. – М., 1999. – 25 с.
  2.  Амалин М.Г. Тактика волейбола / М.Г. Амалин. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 162 с.
  3.  Беляев А.В. Характеристика соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов: метод. разраб. / А.В. Беляев. – М., 1999. – 24 с.
  4.  Веласко Х. Тенденции развития современного волейбола / Х. Веласко // Время волейбола. – 2008. - №. – С. 104-106.
  5.  Волейбол: учебник; под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: Физическое образование и наука, 2000. – 360с.
  6.  Гераськин А.А. Психологический анализ подачи мяча в волейболе / А.А. Гераскин // Научные основы спортивной тренировки. – Омск, 1999. – С.64.
  7.  Гикашвили Г.Л. Управление соревновательной деятельностью команды на основе использования индивидуальных особенностей волейболистов: автореф. дис….канд. пед. наук / Г.Л. Гикашвили. – Тбилиси, 1998. – 24 с.
  8.  Годунова Н.И. Взаимосвязь качества приема мяча снизу двумя руками и верхней прямой подачм с различными сторонами подготовленности юных волейболисток: автореф. дис….канд. пед. наук / Н.И. Годунова. – Малаховка, 2001. – 28 с.
  9.  Гончарова А.В. Психологические факторы в формировании надежности блокирования и приема подачи в волейболе / А.В. Гончарова // МГАФК. Материалы XIX науч.-практ. конф. проф.-преподав. и  науч. состава МГАФК. – Малаховка, 2008. – Вып. VI. – С. 16-24.
  10.  Демиденко О.В. Моделирование процесса развития точности движений у волейболистов массовых разрядов: автореф. дис…канд. пед. наук / О.В. Демиденко. – М.: УГПУ им. И.Н.Ульянова, 2007. – 22 с.
  11.  Ермаков С.С. Структура основных технических приемов игры в волейбол как система ударных движений: автореф. дис….канд. пед. наук / С.С. Ермаков. – М., 1998. – 23 с.
  12.  Жан Хак. Методика совершенствования технической подготовленности юных волейболисток на основе педагогического контроля тренировочной и соревновательной деятельности: автореф. дис….канд. пед. наук / Жан Хак. – М., 1999. – 21 с.
  13.  Железняк Ю.Д. Волейбол: учебн. для ИФК / Ю.Д. Железняк, А.В.Ивойлов. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 23 с.
  14.  Железняк Ю.Д. Волейбол: у истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. – М.: Гранд, 2000. – 323 с.
  15.  Ивойлов А.В. Волейбол: учеб. для пед. инст. по спец. 2114. Физическое воспитание - 3-е изд., испр. и перераб. /А.В Ивойлов.  – Минск: Высшая школа, 1997. – 261с.
  16.  Каширин В.А. Формирование специальной ловкости волейболистов массовых разрядов с учетом особенностей соревновательной деятельности: автореф. дис….канд. пед. наук / В.А. Каширин. – Чебоксары, 2008. – 22 с.
  17.  Клевцов В.А. Анализ эффективности обучения и совершенствования нацеленной подачи в волейболе при использовании срочной информации / В.А. Клевцов // Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития: матер. Междунар. Науч.-практ. конф. / БГУ. – Белгород, 2004. – С. 316-318.
  18.  Клещев Ю.Н. Волейбол / Ю.Н. Клещев //  – М.: Физкультура и спорт, 2005. –  400с.
  19.  Клещев Ю.Н. Тактические действия волейболистов в нападении и защите: учеб. пособ. / Ю.Н. Клещев. – М., 1997. – 52 с.
  20.  Клещев Ю.Н. Эволюция техники и тактики волейбола: метод. разраб. РГАФК / Ю.Н. Клещев. – М., 1999. – 61с.
  21.  Краас Л. Смысловой и двигательный макросостав техники верхних прямых подач в волейболе / Л. Краас // От науки к спорту: тез XX Республ. науч.–метод. конф. по физкультуре. – Таллин, 1995. – С. 212-213.
  22.  Маслов В.В. Повышение эффективности индивидуальной тактической подготовки волейболистов в атакующих действиях: автореф. дис….канд. пед. наук / В.В. Маслов. – М., 1998. – 23 с.
  23.  Мезенцева Н.В. Совершенствование методики подготовки волейболисток 14-15 лет к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости: автореф. дис…канд. пед. наук / Н.В. Мезенцева. – Красноярск, 2007. – 24 с.
  24.  Мещеряков О.Н. Оптимизация технико-тактической подготовленности юных волейболисток на основе развития специальной ловкости: автореф. дис….канд. пед. наук / О.Н. Мещеряков. – СПб., 1999. – 18 с.
  25.  Николаева И.В. Вероятность поражения различных зон волейбольной площадки при подачах соперника в современном волейболе / И.В. Николаева, Н.В. Сивакова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: матер 4 Междунар. науч. –практ. конф. СГАФКСТ. – Смоленск, 2006. – С. 97-101.
  26.  Пелипак В.П. Исследование влияния различных факторов на точность подачи мяча в волейболе / В.П. Пелипак, В.Я. Меньшиков // Вопросы физической культуры и совершенствования учебного процесса. – Вып. II. – Волгоград, 1997. – С. 319.
  27.  Подольская Т.В. Особенности технической подготовки волейболистов на предсоревновательном этапе тренировки: лекция / Т.В. Подольская. – Малаховка, 1999. – 24 с.
  28.  Проломова М.В. Сравнительный анализ верхней прямой подачи мяча волейболистов различной квалификации / М.В. Проломова, Т.В. Кузьмина // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: матер. XIV науч. –метод. конф. УГАФК. – Челябинск, 2004. – С. 128-130.
  29.  Рыцарев В.В. Волейбол: Попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов / В.В. Рыцарев. – М.: 2005. – 384 с.
  30.  Савин М.В. Особенности технико-тактической подготовки волейболистов различной квалификации: автореф. дис….канд. пед. наук / М.В.Савин. – М., 2000. – 29 с.
  31.  Страж В.А.. Эффективность подачи и приема мяча с подачи волейболистами разной квалификации / В.А. Страж, В.М. Корягин // Теория и методика физической культуры, 1998, №1. – С44-47.
  32.  Усков В.А. Методы контроля тактической подготовленности квалифицированных волейболистов: автореф. дис….канд. пед. наук / В.А.Усков. – М., 1997. – 23 с.
  33.  Фетисова С.Л. Биомеханические исследования подачи в волейболе / С.Л. Фетисова // Биомеханические аспекты управления движениями в спорте. – Л., 1978. – С. 26-37.
  34.  Фомин Е.В. Исследование факторов, определяющих взаимосвязь физической и технической подготовки волейболистов: автореф. дис….канд. пед. наук / Е.В. Фомин. – М., 1996. – 26 с.
  35.  Фурманов А.Г. Волейбол / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 144с.
  36.  Хапко В.Е. Исследование техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи в игре волейбол с учетом условий избирательных педагогических воздействий: автореф. дис…канд. пед. наук / В.Е.Хапко. – Киев, 1995. – 24 с.
  37.  Шипулин Г.Я. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов / Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - - 2001. - №5. – С.34-36.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52880. Школа. School 1.18 MB
  Розробка уроку з англійської мови за темою School 2 клас Тема. Розвивальні цілі: розвивати лексичні навички та навички мовлення; формувати в учнів вміння переключатися на різні види діяльності; розвивати творче та логічне мислення память увагу; розвивати вміння римувати слова Виховні цілі: прищеплювати інтерес до вивчення англійської мови любов до школи Методи: ілюстративний аудіювання гра Засоби навчання: презентаціяілюстрації за темою завдання для виконання вправ під час аудіювання та розрізані...
52881. FOOD. SHOPPING. (3 клас) 51.5 KB
  Equipment: pictures of different kinds of food; texts for jigsaw reading; parts of the “puzzle pictures” in envelopes; a cassette, some sheets of paper with incomplete dialogues for pupils to fill in the gaps; a cap, some money and a basket for role-playing.
52882. Контроль читання з англійської мови у 3 класі за підручником “ New Let’s Learn English” 62 KB
  Hello. My name is Jim. I live in Eastbourne. I am nine. I like reading and playing football. I have got very nice toys. My favourite toys are a spaceship and a kite. I keep them in the cupboard. I also like watching videos. After school I like playing computer games.
52883. Святковий поїзд. Проектна робота 745 KB
  Закріпити вживання ЛО з теми «Місяці. Пори року». Розвивати лексичні, граматичні, мовленнєві навички, пам ять, мислення, фонетичний слух. Перевірити рівень мовної та мовленнєвої компетенції учнів. Тренувати в аудіюванні. Формувати здатність працювати в парі, групі.
52885. Погода взимку. Розваги 502.5 KB
  Winter is the fourth season. December, January and February are winter months. In winter it is cold. Winter is the coldest season of the year. All rivers and ponds are frozen. The ground is covered with snow. Trees and bushes are covered with snowflakes.
52886. Свята та традиції. New Year 1.98 MB
  Objectives: to develop the habits of reading, writing and speaking on the given topic; to practise the structure “there is/are”, asking and answering questions in Present Simple; to enlarge the students’ knowledge about holidays and traditions of the English-speaking countries.
52887. All About Us. Two Capitals: London, Kyiv 48 KB
  Objectives: - to develop pupils’ skills in listening, reading, speaking and writing; - to teach pupils to express their opinion; - to provide interactive work in pairs and small groups; - to teach pupils cooperative work;