70695

Защита трудовых прав, свобод и законных интересов работников

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Защита трудовых прав путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Самозащита работниками трудовых прав.

Русский

2014-10-24

25.16 KB

0 чел.

Тема 18. Защита трудовых прав, свобод и законных интересов работников

 План лекции:  

1.Понятие защиты и ее  основные способы.

2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

3.Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

4.Самозащита работниками трудовых прав.

Понятие защиты и ее способы

      Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, и каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

     Защита субъективных прав (гражданских, политических или трудовых) осуществляется в рамках предусмотренных законом форм защита. Различают 2 формы защиты прав и свобод – юрисдикционную и неюрисдикционную.

      Юрисдикционная форма защиты представляет собой деятельность специальных государственных и иных органов по защите нарушенных прав. В ее рамках выделяют судебную и административную форму защиты. Судебная форма защита является универсальной и применяется во всех случаях нарушения трудовых прав работника, средством ее является иск.

Административная форма защиты носит специальный характер и применяется только в случаях, предусмотренных законом. Средством административной формы защиты является жалоба (заявление), подаваемая в соответствующий юрисдикционный орган (например, обращение в органы прокуратуры, органы федеральной инспекции труда и т.д.)

      Неюрисдикционная форма защиты имеет место в тех случаях, когда заинтересованное лицо защищает свои права без обращения к специальным государственным органам. В рамках неюрисдикционной защиты выделяются самозащита и общественная защита.

     Самозащита – это действия по защите нарушенных прав, осуществляемые лицом самостоятельно. Общественная защита имеет место в случаях, когда защита прав и интересов лица осуществляется определенными организациями (например, профессиональными союзами).

     Защита трудовых прав работников обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

      Под способом защиты понимаются закрепленные законом меры принудительного характера, с помощью которых происходит восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя. Наиболее распространенными способами защиты трудовых прав являются восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, восстановление на работе); возмещение убытков (например, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула); отказ от выполнения работы, угрожающей жизни или здоровью работника; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

     Итак, способами защиты трудовых прав работника являются:

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

3. Самозащита работниками трудовых прав.

Защита трудовых прав путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

     Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в РФ осуществляется различными государственными органами и прежде всего федеральной инспекцией труда.

    Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и территориальных органов  (государственных инспекций труда) (ст.354 ТК РФ).

Полномочия органов федеральной инспекции труда следующие:

1.Осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2. Анализируют  обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3. Осуществляют рассмотрение  дел  об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ;

4. Принимают   необходимые  меры  по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние  здоровья и безопасность работников;

5. Обобщают практику применения, анализируют  причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

6. Анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

7. Запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

8. Ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

9. Осуществляют информирование и консультирование работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

10.Информируют общественность  о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников.

11. Иные полномочия.

     Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.

1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведении инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При инспекционной деятельности государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

3. Осуществлять расследование несчастных случаев на производстве и причин нарушений законодательства о труде и охране труда.

4. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания для устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об  отстранении  их от должности в установленном порядке.

5. Привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять  иски в суд.

6. Выступать в качестве экспертов в судах по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

7. Направлять в суды при наличии  заключении  государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

8. Иные права в соответствии с действующим законодательством.

      Наделяя государственных инспекторов труда широким объемом прав, законодатель предусматривает также необходимость соблюдения ими  определенных обязанностей.

1. Соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции  труда.

2. Хранить охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.

3. Считать абсолютно конфиденциальным источник  всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением.

    Решения и действия государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в административном порядке соответствующему руководителю по подчиненности или  главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

    За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

 

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

    В соответствии со ст. 30 Конституции РФ и ч.8 ст.21 ТК РФ работник имеет право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

   Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

     Основной задачей профсоюзов является осуществление защиты трудовых прав работников.

    Для выполнения возложенных на них задач профсоюзы наделяются определенными правами. Так, согласно ст. 19 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы имеют право:

1.  осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда. гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза;

2. требовать устранения выявленных нарушений. причем работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах;

3.взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права;

4. защищать в суде права работников путем обращения в суд в защиту его интересов.

Профсоюзам принадлежит большая роль в принятии многих решений, касающихся вопросов жизнедеятельности трудового коллектива, взаимоотношений работодателя и работников, защиты прав и интересов работников.

    Так, работодатель, принимая некоторые решения, должен обязательно учесть мнение профсоюзного органа:

- введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев в целях сохранения рабочих мест в случае, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовые увольнения работников (ст. 73 ТК РФ);

- увольнение являющихся членами профсоюза работников по инициативе работодателя (ст. 82 ТК РФ);

- привлечение работников к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ);

-  составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103 ТК РФ);

- привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в определенных случаях (ст. 113 ТК РФ);

- утверждение графиков отпусков (ст. 123 ТК РФ);

- установление системы стимулирующих выплат (ст. 144 ТК РФ)

- введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

- утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

- установление размера повышенной  заработной платы работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ), а также работы в ночное время (ст. 154 ТК РФ).

     Значительная роль профсоюзов в защите трудовых прав работников проявляется не только в предусмотренных законом правах и гарантиях профсоюзов и их членов, но и в обязанностях по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, которые возложены на работодателя.

    Согласно ст. 377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить  профсоюзным органам  первичных профсоюзных организаций помещение для проведения заседания, хранения документов, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Иные обязанности работодателя могут быть предусмотрены в коллективном договоре. Работодатель может предоставить  в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование  профсоюзному органу данной организации здания, сооружения, базы отдыха, спортивные и оздоровительные центы, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.

Самозащита работниками трудовых прав

      В соответствии с ч.2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами.

      Одной из форм защиты трудовых прав работника является самозащита, представляющая собой правомерное поведение потерпевшего, направленное на предупреждение (пресечение) действий нарушителя, без обращения к помощи судебным и иным органам.

    Трудовое законодательство закрепляет несколько способов самозащиты трудовых прав:

1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

2) отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. При этом работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы работнику по объективным причинам не возможно, время простоя работника до устранения опасности оплачивается работодателем в соответствии со ст. 157 ТК РФ;

3) отказ работника от выполнения работы вследствие его необеспечения в соответствии  с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты. При этом работодатель не вправе требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой;

4) приостановление работников работы с предварительным письменным уведомлением работодателя, в случае задержки выплаты на срок более 15 дней на весь период до выплаты задержанной суммы, кроме случаев, указанных в ст. 142 ТК РФ, когда приостановка работы не допускается.

     Таким образом, самозащита работниками трудовых прав заключается в отказе работника от работы , и направлена прежде всего на предотвращение неблагоприятных последствий, которые могут наступить в случае продолжения работы, угрожающей жизни и здоровью работника.

     При этом работодатель, его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав. Отказ работника от выполнения работ по основаниям, предусмотренным законом, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности. Более того, преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57362. Склад числа 3. Прямі й криві лінії. Трикутник 34 KB
  Мета: на основі об’єднання двох груп предметів розглянути склад числа 3; познайомити з кривими лініями трикутником; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати логічне мислення.
57363. Число і цифра 4. Написання цифри 4. Порівняння чисел у межах 4 33 KB
  Мета: показати як утворити число 4 шляхом додавання 1 до попереднього числа; ознайомити з цифрою 4 вчити писати цю цифру; розвивати логічне мислення увагу. Утворення числа 4 Проводиться вивчення аналогічно вивченню числа...
57365. Лічба предметів. Повторення складу чисел 3 і 4. Порівняння чисел у межах 4 36.5 KB
  Кожна тваринка перед тим як виступити запропонує нам завдання. Цікаві завдання клоуна Першим виступати буде клоун. Готуючись до виступу клоун поспішав і переплутав всі завдання. Завдання 1 Порахувати зелені кульки у клоуна.
57366. Число і цифра 5. Написання цифри 5. Порівняння чисел у межах 5. Попереднє і наступне число. Порядкова і кількісна лічба 37.5 KB
  Мета: показати утворення числа 5 ознайомити з цифрою 5; вчити писати цифру 5; вдосконалювати навички лічби в межах 5 розвивати вміння порівнювати числа в межах 5; розвивати логічне мислення увагу спостережливість.
57367. Порівняння чисел у межах 5. Попереднє і наступне числа. Склад числа 5. Монета 5 к. Написання цифр 34.5 KB
  Мета: продовжувати роботу над формуванням вміння порівнювати числа; закріплювати знання попереднього й наступного чисел вміння їх визначати; ознайомити з новою монетою 5 к. Порахувати числа від 1 до 5.
57369. Ознайомлення з дією додавання. Знак «+». Складання прикладів на додавання за предметними малюнками. Написання цифр 33.5 KB
  Мета: вчити учнів складати приклади на додавання; ознайомити зі знаком вчити читати цей знак; формувати вміння обчислювати приклади на додавання записувати приклади в зошит...
57370. Складання прикладів на додавання за малюнками монет. Порівняння чисел. Поняття на, над, під. Порівняння за віком (молодий — старий) 32.5 KB
  Мета: формувати в учнів вміння складати приклади на додавання на основі малюнків; вправляти учнів у засвоєнні результатів додавання в межах 5 на основі складу чисел; розвивати мислення.