70704

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Целью анализа является оценка стоимости и структуры имущества предприятия, источников его финансирования, динамики этих показателей. Анализ финансового состояния предприятия проводится на основе данных бухгалтерской отчетности, а именно форм №1 и №2.

Русский

2014-10-24

1.17 MB

0 чел.

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(государственный технический университет)

Кафедра 502

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

Организация:

Закрытое Акционерное Общество

“МОСКОВСКИЙ ЗАВОД АВТОАГРЕГАТОВ”

Выполнил: студент группы 05-403

Якименко С.А

Проверила: Лютер Е.В.

.

                                                     .                                                       

Москва – 2007


Содержание:

[1]
Содержание:

[2]


[2.0.1] 5.1.1. Анализ прибыли до налогообложения

[2.0.2] 5.1.2. Факторный анализ прибыли от продаж продукции

[2.0.3] 5.1.3. Факторный анализ валовой прибыли

[2.0.4] 5.1.4. Факторный анализ чистой прибыли

[2.0.5] 5.1.5. Векторные диаграммы, характеризующие результаты                         факторного анализа

[2.1] 5.2. Анализ рентабельности

[2.1.1] 5.2.1. Определение рентабельности деятельности предприятия

[2.1.2] 5.2.2. Факторный анализ рентабельности продукции

[2.1.3] 5.2.3. Факторный анализ рентабельности продаж

[2.1.4] 5.2.4. Векторные диаграммы, характеризующие результаты                         факторного анализа

[2.1.5] 5.2.5. Двухфакторная модель рентабельности активов

[2.1.6] 5.2.6. Трехфакторная модель рентабельности

[2.2] 5.3. Выводы

[3] 6. Анализ себестоимости реализованной продукции

[3.1] 6.1. Анализ структуры и динамики себестоимости

[3.2] 6.2. Расчет фактических затрат на рубль реализованной              продукции

[3.3] 6.3. Факторный анализ затрат на рубль реализованной продукции

[4] Выводы




1. Анализ имущественного состояния

Целью анализа является оценка стоимости и структуры имущества предприятия, источников его финансирования, динамики этих показателей.

Анализ финансового состояния предприятия проводится на основе данных бухгалтерской отчетности, а именно форм №1 и №2.

Стоимость и структура имущества представлены в таблице 1, источники финансирования и их структура в таблице 2.

Таблица 1.

Оценка стоимости и структуры имущества

Показатели

На начало года, т.р.

На конец отчетного периода, т.р.

Изменение

тыс.руб.

%

Всего активы (имущество) предприятия

119 065

113 412

-5 653

-4,75%

  1.  Внеоборотные активы

48 048

49 025

977

2,03%

в % к стоимости имущества

40,35%

43,23%

  1.  Нематериальные активы

-

-

-

-

в % к внеоборотным активам

-

-

  1.  Основные средства

39 444

37 669

-1 775

-4,5%

в % к внеоборотным активам

82,09%

76,84%

  1.  Незавершенное строительство

-

-

-

-

в % к внеоборотным активам

-

-

  1.  Долгосрочные финансовые вложения

200

200

0

0%

в % к внеоборотным активам

0,42%

0,41%

  1.  Отложенные налоговые активы

8 404

11 156

2 752

32,75%

в % к внеоборотным активам

17,49%

22,76%

  1.  Оборотные активы

71 017

64 387

-6 630

-9,34%

в % к стоимости имущества

59,65%

56,77%

  1.  Запасы и затраты

33 319

33 458

139

0,42%

в % к оборотным активам

46,92%

51,96%

  1.  Средства в расчетах

28 568

29 636

1 068

3,74%

в % к оборотным активам

40,23%

46,03%

  1.  Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

163

69

-94

-57,67%

в % к оборотным активам

0,23%

0,11%

  1.  НДС по приобретенным ценностям

8 967

1 224

-7 743

-86,35%

в % к оборотным активам

12,63%

1,9%

  1.  Прочие оборотные активы

-

-

-

-

в % к оборотным активам

-

-



Таблица 2.

Анализ источников финансирования имущества

Показатель

На начало года, т.р.

На конец отчетного периода, т.р.

Изменение

тыс.руб.

%

  1.  Собственные средства предприятия

-11 858

-23 439

-11 581

-97,66%

в % к валюте баланса

-9,96%

-20,67%

  1.  Собственные оборотные средства

-59 906

-72 464

-12 558

-20,96%

в % к собственным средствам

505,19%

309,16%

  1.  Заемные средства предприятия

130 923

136 851

5 928

4,53%

в % к валюте баланса

109,96%

120,67%

  1.  Долгосрочные заемные средства

-

-

-

-

в % к заемным средствам

-

-

  1.  Краткосрочные заемные средства

130 923

136 851

5 928

4,53%

в % к заемным средствам

100%

100%

  1.  Краткосрочные кредиты банков и займы

5 000

17 624

12 624

252,48%

в % к краткосрочным заемным средствам

3,82%

12,88%

  1.  Задолженность перед предприятиями-кредиторами

22 764

74 524

51 760

27,38%

в % к краткосрочным заемным средствам

17,39%

54,46%

  1.  Задолженность по налогам и сборам

-

-

-

-

в % к краткосрочным заемным средствам

-

-

  1.  Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

46 674

1 945

-44 729

-95,83%

в % к краткосрочным заемным средствам

35,65%

1,42%

  1.  Задолженность перед персоналом

41 750

26 200

-15 550

-37,25%

в % к краткосрочным заемным средствам

31,89%

19,14%

  1.  Прочие краткосрочные пассивы

-

-

-

-

в % к краткосрочным заемным средствам

-

-

Анализ состава и структуры пассивов предприятия

На начало года

На конец отчетного периода

Активы

Пассивы

Активы

Пассивы

ПIII < 0

ПIII < 0

Анализ имущественного состояния показывает, что в составе имущества предприятия большую долю занимают оборотные активы (56,77%). Рассматривая внеобаротные активы, отметим отсутствие нематериальных активов. Все это нехарактерно для фондоемкой отрасли, такой как машиностроение, имеющей более высокий удельный вес внеобаротных активов. Вместе с тем в структуре имущества произошли следующие изменения:

Стоимость имущества предприятия снизилась за отчетный период на 5 653 т.р. или на 4,75% (таблица 1). Однако снижение стоимости имущества происходит только за счет снижения внеобаротных активов, которые снизились на 6 630 т.р. или на 2,34%. При этом наблюдается рост оборотных активов на 977 т.р. или на 2,03%.

Чистая стоимость имущества предприятия снизилась с (119 065 – 9) = 119 056 т.р. до (113 412 – 41) = 113 371 т.р., т.е. на 5 694 т.р., или на 4,78%

Эти изменения привели к структурным сдвигам в имуществе предприятия:

  •  доля внеоборотных активов с 40,35% на начало года выросла до 43,23%;
  •  доля оборотных активов с 59,65% на начало года снизилась до 56,77%.

В составе внеоборотных активов снизилась стоимость основных средств на 1 775 т.р. или на 4,5%. Снижение стоимости основных средств не связано с переоценкой, т.к. величина добавочного капитала (стр. 420) на анализируемом предприятии не изменялась. Поэтому можно сделать вывод, что предприятие на данную сумму начислило амортизацию.

Большое влияние на рост внеобаротных активов оказало отложение отложенных налоговых активов в размере 11 156 т.р. (22,76% от внеобаротных активов) на конец периода. Можно с уверенностью предположить, что они произошли из-за превышения сумм амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, за анализируемый период над суммами, рассчитанными в налоговом учете. Однако для обоснованных аналитических выводов необходимо изучить учетную политику, внутренние регистры учета временных разниц и определить суммы доходов и расходов по каким хозяйственным операциям не совпадают в бухгалтерском и налоговом учете.

Значительные изменения произошли в структуре оборотных активов:

  •  доля запасов с 46,92% увеличилась до 47,11% на конец периода, а их остатки выросли на 139 т.р. или на 0,42%. При этом рост происходит за счет менее ликвидных запасов – произошло  увеличение затрат в незавершенном производстве на 2 735 т.р.;
  •  доля дебиторской задолженности с 40,23% увеличилась до 41,73% на конец периода, ее сумма увеличилась на 1 068 т.р. или на 3,74%. Положительным фактором является отсутствие дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев;
  •  доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений с 0,23% снизилась до 0,1% на конец периода, а их остатки снизились на 94 т.р. или на 57,67%.

Эти изменения свидетельствуют об ухудшении структуры оборотных активов, снижении текущих платежеспособности (ликвидности) предприятия, т.е. о сокращении возможности предприятия быстрой мобилизации средств для оплаты текущих обязательств в установленные сроки. Главным образом, снизились денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, которые для такого крупного предприятия довольно важны. Большой удельный вес запасов и дебиторской задолженности в составе оборотных активов, свидетельствует о тяжелом финансовом положении предприятия, так как это активы повышенного риска. Предприятие должно работать с дебиторами, предпринимать действия к снижению дебиторской задолженности, т.к. денежных средств и краткосрочных финансовых вложения на данном предприятии отсутствуют.

Уменьшение стоимости имущества произошло за счет практически всех статей пассива баланса. Собственные средства предприятия имеют отрицательное значение, величина которых снизилось на 11 581 т.р. или на 97,66% т.р., это вызвано снижением непокрытого убытка на            12 459 т.р. или на 14,7%. Отрицательным фактором является увеличение заемных средств практически по всем статьям баланса, кроме того, доля собственных средств уменьшилась с -9,96% до -20,67%, а, соответственно, доля заемных увеличилась с 109,96% до 120,67%.

В составе заемных средств предприятия произошли определенные изменения. Доля краткосрочных заемных средств увеличилась до 120,67% на конец периода или на 5 928 т.р.

Можно сделать вывод, что основным источником финансирования за анализируемый период являются краткосрочные обязательства.

Оценим характер процессов, протекавших на предприятии в отчетном периоде:

  1.  Финансовым результатом деятельности предприятия является убыток, сумма которого составляет 12 456 т.р. (стр. 190) (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года убыток снизился на 1 656 т.р.). Наличие убытка свидетельствует о неэффективной работе предприятия.
    1.  Эта сумма убытка должна была увеличить непокрытый убыток на конец года, отражаемый в стр. 470. Это можно проверить: 97 219 – 84 760 = 12 459, т.е. в состав непокрытого убытка вошла полная часть убытка. Рост стоимости непокрытого убытка уменьшил стоимость «Капитала и резервов» на 12 459 т.р., что привело к снижению стоимости «Капитала и резервов» до -24 317 т.р.
    2.  Отсутствие на предприятии «Капитала и резервов» должно было снизить стоимость раздела «Оборотные активы» на 12 459 т.р. На самом деле стоимость «Оборотных активов» уменьшилась на: 71 017 – 64 387 = 6 630 т.р. Это говорит о полном финансировании «Оборотных активов» за счет «Заемных средств» предприятия, а в частности «Краткосрочных обязательств».
    3.  Стоимость раздела «Краткосрочные обязательства» увеличились на: 137 729 – 130 923 = 6 806 т.р. Этот фактор является негативным, поскольку предприятие увеличило свою задолженность перед своими кредиторами до 137 729 т.р. или 120,67% от «валюты баланса».
    4.  Стоимость раздела «Внеоборотные активы» в течение отчетного года увеличилась на: 49 025 – 48 048 = 977 т.р. Это увеличение связанно с налоговой разницей, возникающей при начислении амортизации на «Основные средства».

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:

  •  деятельность предприятия по-прежнему приносит убыток;
  •  себестоимость товара учитывается с помощью котлового метода;
  •  все показатели говорят о постепенном увеличении краткосрочной задолженности;
  •  предприятие по возможности не гасит свои краткосрочные задолженности.

Скорее всего, предприятие прекратить свою деятельность (из-за увеличившихся сумм обязательств перед  своими кредиторами).

Для частичного подтверждения (или опровержения) выводов, необходимо оценить показатели финансово-экономического состояния предприятия.

2. Анализ финансовой устойчивости и автономности

Таблица 3.

Показатели финансовой устойчивости  и автономности предприятия

Показатели

На начало года

На конец отчетного периода

1.    Коэффициент автономии

-0,10

-0,21

2.    Отношение заемных и привлеченных средств к собственным

-11,04

-5,84

3.    Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

-0,84

-1,13

4.    Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами

-1,80

-2,17

5.    Коэффициент маневренности

5,05

3,09

6.    Коэффициент инвестирования

-0,25

-0,48

7.    Резервный капитал

-

-

8.    Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-84 760,00

-97 219,00

9.    Чистые активы

-11 858,00

-24 317,00

10.  Уставной капитал

57 029,00

57 029,00

Анализ автономности и финансовой устойчивости основан на сопоставлении различных статей активов и пассивов баланса:

  1.  Коэффициент автономии (отношение собственных средств ко всем источникам финансирования):

;

где: П´III – собственные оборотные средства, т.р.;

Б – валюта баланса, т.р..

Для хорошего функционирования предприятия данный показатель должен быть большим или равным 0,5

На данном предприятии коэффициент автономии ниже необходимого значения, так если на начало года на 1 рубль средств, вложенных в активы, приходилось 1,1 рубль заемных средств, то к концу года – уже 1,21 рубль.

  1.  Плечо финансового рычага (отношение заемных и привлеченных средств к собственным):

;

Значение этого показателя не должно превышать 1.

На данном предприятии плечо финансового рычага ниже необходимого значения, а      именно: на предприятии не имеется собственных средств.

  1.  Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами:

;

где: СОС – стоимость собственных оборотных средств;

АI – итог первого раздела активов баланса;

АII – итог второго раздела активов баланса;

ПIV – четвертый раздел пассивов баланса.

Если значение этого показателя меньше 0,1 структура баланса может быть признана неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным.

Этот показатель на данном предприятии меньше 0, поскольку величина СОС меньше 0, а из-за ее снижения на 13 436 т.р., снизился и коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами. Этот фактор является негативным, поскольку предприятие не соблюдает «золотое правило финансирования» и не может профинансировать оборотные активы.

  1.  Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами.

;

Для производственных предприятий этот коэффициент должен находится в пределах 0,6-0,8.

Отрицательный коэффициент объясняется отсутствием (даже отрицательным значением) СОС, а это значит, что предприятие не может профинансировать свои запасы.

  1.  Коэффициент маневренности

;

Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала находится в мобильной форме (в форме оборотных активов), позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Значение этого коэффициента должно быть больше или равно 0,5.

На данном предприятии оборотные активы абсолютно не финансируются собственным капиталом.

  1.  Коэффициент инвестирования

;

Показывает, в какой степени источники собственных средств покрывают произведенные инвестиции (внеоборотные активы).

Значение этого коэффициента должно быть больше или равно 1.

На данном предприятии внеоборотные активы не покрыты собственными средствами, т.к. предприятие не имеет собственных средств, что говорит об отсутствии финансовой устойчивости.

  1.  Резервный капитал

 Данное предприятие не имеет резервного капитала.

  1.  Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

По сравнению с началом года на предприятии произошло увеличение непокрытого убытка (на 12 459 т.р.).

  1.  Чистые активы

;

где: А* – активы принятые для расчета ();

П* – пассивы, принятые для расчета ();

Авыч – стоимость не учитываемых активов.

 Показатель стоимости «чистых активов» характеризует степень защищенности интересов кредиторов организации. Кроме того, он является исходной базой при определении доли выходящего из общества участника и стоимости акций компании.

На данном предприятии величина «чистых активов» имеет отрицательное значение, а именно на начало года -11 848 т.р., а на конец -24 317 т.р..

  1.   Уставный капитал

На данном предприятии не происходило изменения уставного капитала.

Коэффициент соотношения чистых активов и уставного капитала организации

;

Этот коэффициент должен быть много больше 1.

Если же стоимость указанных активов становится меньше минимального размера уставного капитала (п. 1 ст. 99 ГК РФ), то предприятие подлежит ликвидации.

На начало года этот коэффициент составляет -11 848 / 57 029 = -0,208. а на конец                     -24 317 / 57 029 = -0,426.

Конечно, очень сложно судить всего по 2 контрольным точкам (начало и конец года), но, все-таки можно сказать, что существуют предпосылкой для ликвидации предприятия.

3. Анализ платежеспособности

Целью анализа является оценка способности предприятия оплачивать свои краткосрочные обязательства в установленные сроки.

Таблица 4.

Показатели платежеспособности предприятия

Показатели

На начало года

На конец отчетного периода

1.    Коэффициент абсолютной ликвидности

0,0012

0,0005

2.    Коэффициент ликвидности (промежуточный)

0,219

0,217

3.    Коэффициент текущей ликвидности

0,5424

0,4705

4.    Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

0,1993

Степень платежеспособности характеризуют следующие показатели:

  1.   Коэффициент абсолютной ликвидности.

;

где: АII ДС – стоимость быстрореализуемых активов в разделе «Оборотные активы»;

ПV' – итог раздела V «Краткосрочные обязательства» за вычетом строк 640 и 650.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, способно ли предприятие аккумулировать денежные средства в краткосрочном периоде.

Этот показатель нормируем для предприятий и должен составлять не менее 0,2. На данном предприятии дела обстоят не лучшим образом, поскольку, если на начало года оно могло немедленно погасить 0,12% краткосрочных обязательств, то к концу года всего 0,05%.

  1.   Коэффициент ликвидности (промежуточный). 

;

где: АII ДЗ – дебиторская задолженность (до 12 месяцев) в разделе «Оборотные активы».

Этот показатель помогает оценить, на сколько возможно будет погасить текущие обязательства, если положение станет действительно критическим, при этом исходят из предположения, что товарно-материальные запасы вообще не имеют никакой ликвидационной стоимости. Для того чтобы правильно оценить данный коэффициент, необходимо установить качество ценных бумаг и дебиторской задолженности. Покупка не внушающих доверия ценных бумаг и увеличение количества сомнительных дебиторов может создать благоприятное впечатление при расчете коэффициента быстрой ликвидности. Но велика вероятность того, что при продаже таких ценных бумаг компания потерпит убыток, а дебиторская задолженность не будет выплачена вообще или же будет погашена через довольно большой промежуток времени, что равносильно невыплате. Показатель является главным критерием оценки предприятия как заемщика коммерческого банка. Он должен быть не менее 0,8.

На данном предприятии положение дел является критическим, поскольку, показатель ликвидности снижается с 0,219 до 0,217

  1.   Коэффициент текущей ликвидности.

;

Нормативное значение показателя текущей ликвидности было установлено постановлением правительства РФ. Оно должно быть не менее 2.

Этот показатель делает попытку продемонстрировать защищенность держателей текущих долговых обязательств от опасности отказа от платежа. Предполагается, что чем выше этот коэффициент, тем лучше позиции ссудодателей. Представляется, что большее превышение текущих активов над текущими обязательствами поможет защитить претензии ссудодателей, если компания вынуждена будет распродать свои товарно-материальные запасы, и, если возникнут значительные проблемы с погашением дебиторской задолженности. Кредиторы по краткосрочным обязательствам заинтересованы в большом значении этого показателя, поскольку товары, превращенные в деньги, являются основным источником покрытия краткосрочной задолженности. Кредиторы по долгосрочным обязательствам также заинтересованы в этом, так как неспособность заплатить краткосрочные долги может привести компанию к банкротству, и тогда существенно повышается вероятность непогашения долгосрочных обязательств.

Особое опасение вызывает снижение у данного предприятия именно этого показателя с 0,54 до 0,47. Можно говорить о высоком финансовом риске, связанным с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои обязательства. Это связано с резким увеличением «Краткосрочных обязательств» и, если эта тенденция будет продолжаться, то в скором времени наступит ликвидация предприятия.

  1.   Коэффициент восстановления платежеспособности

;

где: ,  – значение коэффициента текущей ликвидности, соответственно в начале и конце отчетного периода;

– нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, = 2;

Т – продолжительность отчетного периода в месяцах, для данного предприятия 6 мес.;

6 – период восстановления платежеспособности.

Для данного предприятия коэффициент восстановления платежеспособности равен 0,2, а это означает, что на предприятии нет реальной возможности восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев.

4. Оценка оборачиваемости оборотных активов

К основным показателям, характеризующим оборачиваемость оборотных активов относятся:

А) коэффициент оборачиваемости, характеризующий число оборотов оборотных активов в анализируемом периоде:

;

где: СРП – полная себестоимость реализованной продукции в анализируемом периоде;

– средний за период остаток (запас) оборотных активов, т.р., определяется как среднее арифметическое

Б) продолжительность периода оборачиваемости оборотных активов, выраженная в днях:

;

где: Тан – продолжительность анализируемого периода, дн.

Таблица 5.

Показатели скорости оборачиваемости оборотных активов

Показатели

Значение показателя

1.    Коэффициент оборачиваемости

1,32

2.    Период оборота, дн.

273,56

В течение 6 месяцев оборотные активы совершают всего 1,32 оборота, а продолжительность одного оборота равна 136,78 дней. Динамика показателей оборачиваемости должна контролироваться. Позитивным считается рост скорости оборота оборотных активов.

Для каждого предприятия этот показатель индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто – если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотных активов генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.

Для данного предприятия этот коэффициент равен 1,32. Основываясь на вышеприведенных данных, у предприятия достаточное количество собственных оборотных средств, поэтому данный показатель является удовлетворительным.

Тем более что по определению в состав оборотных активов должны включаться активы, период оборачиваемости которых не превышает 12 месяцев. Поэтому период оборачиваемости 136,78 дней является неплохим.

5. Анализ финансовых результатов

5.1. Анализ прибыли предприятия

5.1.1. Анализ прибыли до налогообложения

Наличие положительного финансового результата – основное условие хорошего финансового состояние предприятия.

Прибыль до налогообложения – это полная сумма финансового результата, полученного предприятием в отчетном периоде, балансовая величина прибыли. При ее анализе необходимо исследовать:

  1.  абсолютную величину. Если она положительна, предприятие прибыльно. Если отрицательна – убыточно;
  2.  динамику по сравнению с базисным (предыдущим) периодом. Она свидетельствует об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия;
  3.  структуру – соотношение отдельных составляющих прибыли в ее общем объеме. При этом отмечаются составляющие, обеспечивающие максимальный и минимальный, позитивный и негативный вклад в формирование балансовой прибыли.

Факторный анализ динамики прибыли до налогообложения выполняется по внешней бухгалтерской отчетности на основе следующей модели:

;

где    ПРП - прирост прибыли от продаж продукции, т.р.;

СОП - прирост сальдо операционных доходов и расходов, т.р.;

СВН - прирост сальдо внереализационных доходов и расходов, т.р..

Сальдо операционных доходов и расходов рассчитывается по форме №2, как разность суммы операционных доходов (стр. 060, 080, 090) и суммы операционных расходов (стр. 070, 100). Прирост сальдо рассчитывается как разность сальдо отчетного и базисного периодов.

Сальдо внереализационных доходов и расходов рассчитывается по форме №2, как  разность прочих внереализационных доходов (стр. 120) и прочих внереализационных расходов (стр. 130).

Прирост сальдо рассчитывается как разность соответствующих сальдо отчетного и базисного периодов.

По результатам каждого из периодов получен убыток до налогообложения. Причем сумма убытка уменьшилась на 11,42 %, что в денежном выражении составляет 1 961 т.р. Это свидетельствует о положительной тенденции в развитии экономических процессов, протекающих на предприятии. Снижение суммы убытка до налогообложения произошло за счет уменьшения убытка от продаж на 1 181 т.р., или на 7,56%, а также за счет уменьшения сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов на 215 т.р. и 565 т.р. соответственно.

Более полный анализ проведен в таблице 6.

Таблица 6.

Влияние факторов на прибыль до налогообложения

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Изменение, т.р.

Изменение, %

1. Прибыль от продаж

-15 616

-14 435

1 181

7,56%

2. Операционные доходы

482

332

-150

-31,12%

на 1 р. продаж

-0,031

-0,023

0,008

25,48%

3. Операционные расходы

1 055

690

-365

-34,60%

на 1 р. продаж

-0,068

-0,048

0,02

29,25%

Сальдо операционных доходов и расходов

-573

-358

215

4. Внереализационные доходы

18

173

155

861,11%

на 1 р. Продаж

-0,001р.

-0,012р.

-0,011

-939,74%

5. Внереализационные расходы

998

588

-410

-41,08%

на 1 р. Продаж

-0,064

-0,041

0,023

36,26%

Сальдо внереализационных доходов и расходов

-980

-415

565

6. Прибыль до налогообложения

-17 169

-15 208

1 961

11,42%

в % к прибыли от продаж

109,94%

105,36%

5.1.2. Факторный анализ прибыли от продаж продукции

На изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие экономические факторы:

  •  Объем реализации продукции (продаж) в натуральном выражении;
  •  Цены на реализованную продукцию;
  •  Себестоимость проданных товаров, работ, услуг и их доля в выручке;
  •  Коммерческие расходы и их доля в выручке;
  •  Управленческие расходы и их доля в выручке.

Применяя метод цепных подстановок факторный анализ прироста прибыли от продаж продукции можно выполнить на основе  следующих моделей:

;

где: ПВАЛ – прирост валовой прибыли, т.р.;

СУПРприрост управленческих расходов, т.р.;

СКОМ прирост коммерческих расходов, т.р..

Прирост  управленческих расходов определяется как:

;

где: Су0 , Су1 -  управленческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 040 формы №2), т.р.,

Прирост  коммерческих расходов определяется как:

;

где: Ск0 , Ск1  -  коммерческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 030 формы №2), т.р..

Таблица 7.

Влияние факторов на прибыль от продаж продукции

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Изменение, т.р.

Изменение, %

1. Валовая прибыль

-15 616

-14 435

1 181

7,56%

2. Коммерческие расходы

-

-

-

-

на 1 р. валовой прибыли

-

-

-

-

3. Управленческие расходы

-

-

-

-

на 1 р. валовой прибыли

-

-

-

-

4. Прибыль от продаж

-15 616

-14 435

1 181

7,56%

в %% к валовой прибыли

100,00%

100,00%

Убыток от продаж уменьшилась на 1 181 т.р. (7,56%), что свидетельствует о повышении эффективности основной деятельности предприятия. Тяжело сказать какие именно факторы повлияли на это снижении, т.к. предприятие продолжает вести учет себестоимости котловым методом. Возможное разделение затрат на статьи, помогло бы предприятию увидеть реальную себестоимость продукции.

5.1.3. Факторный анализ валовой прибыли

Прирост  валовой прибыли определяется как:

;

где: ВРПприрост выручки от продаж продукции, т.р.;

СРП – прирост себестоимости проданной продукции, т.р..

Прирост  выручки от продаж продукции определяется как:

;

где: РП0 , РП1 – выручка от продажи продукции, работ, услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 010 формы №2), т.р..

Прирост  себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как:

;

где: Ср0 , Ср1 - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (строка 020 формы 2), т.р.

Таблица 8.

Влияние факторов на валовую прибыль

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Изменение, т.р.

Изменение, %

1. Выручка от реализации продукции без НДС

72 183

74 658

2 475

3,43%

2. Себестоимость проданной продукции

87 799

89 093

1 294

1,47%

на 1 р. реализации

1,22

1,19

-0,02

-1,89%

3. Валовая прибыль

-15 616

-14 435

1 181

7,56%

По сравнению с предыдущим годом наблюдается рост валовой прибыли на 7,56%, что в денежном выражении составило 1 181 т.р. Это происходит за счет увеличения выручка от реализации продукции на 2 475 т.р. (3,43%). При этом себестоимость продукции растет на 1,47%, что в денежном выражении составило 1 294 т.р., что говорит о том, что либо предприятие увеличивает выпуск продукции, либо начинает выпускать более дорогостоящую продукцию (так как себестоимость  и выручка значительно увеличились).

5.1.4. Факторный анализ чистой прибыли

Факторный анализ выполняется по внешней бухгалтерской отчетности на основе следующей модели:

;

где: ПНАЛ – прирост налога на прибыль, т.р.,

ПДНО – прирост прибыли до налогообложения, т.р.;

ПОНО – прирост отложенных налоговых обязательств, т.р.;

ПОНА – прирост отложенных налоговых активов, т.р.

Прирост налога на прибыль рассчитывается как:

;

где: НПР0 , НПР1 – сумма налога на прибыль соответственно в базисном и отчетном периодах, т.р..

Прирост отложенных налоговых обязательств рассчитывается как:

;

где: СОНО0 , СОНО1 – сумма налоговых обязательств соответственно в базисном и отчетном периодах, т.р..

Прирост отложенных налоговых активов рассчитывается как:

;

где: СОНА1 , СОНА0 – сумма налоговых активов соответственно в базисном и отчетном периодах, т.р..

Таблица 9

Анализ чистой прибыли

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Изменение, т.р.

Изменение, %

1. Прибыль (убыток) до налогообложения

( 17 169 )

( 15 208 )

1 961

11,42%

2. Отложенные налоговые активы

3 057

2 752

-305

-9,98%

3. Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

-

5. Налог на прибыль

-

-

-

-

6. Чистая прибыль (убыток)

( 14 112 )

( 12 456 )

1 656

11,73%

По сравнению с предыдущим годом, убыток предприятия снизился на 1 656 т.р. (11,73%) это произошло за счет:

  •  Уменьшения убытка до налогообложения на 1 961 т.р. (11,42%)
  •  Уменьшения отложенных налоговых активов на 305 т.р. (9,98%)

5.1.5. Векторные диаграммы, характеризующие результаты                         факторного анализа

5.2. Анализ рентабельности

5.2.1. Определение рентабельности деятельности предприятия

Рентабельность – важнейший показатель финансового состояния предприятия. Показатель рентабельности широко используется в финансовом и управленческом анализе.

Таблица 10.

Расчет показателей рентабельности по данным бухгалтерской отчетности

Показатель

Значение показателя

1.    Рентабельность собственного капитала

70,58%

2.    Рентабельность акционерного капитала

-21,84%

3.    Рентабельность перманентного капитала

70,58%

4.    Рентабельность активов

-10,72%

5.    Рентабельность оборотных активов

-18,40%

6.    Рентабельность продукции

-16,20%

7.    Рентабельность продаж

-19,33%

Для оценки рентабельности рассчитываются следующие показатели:

  1.  Рентабельность собственного капитала:

;

Показатель характеризует эффективность использования собственного капитала.

Данное предприятие получает 70,58 коп. чистой прибыли с 1 р. собственного капитала. Так как чистая прибыль и капитал предприятия имеют отрицательное значение, то данный показатель  не имеет серьезных оснований считаться верным.

  1.  Рентабельность акционерного (уставного) капитала:

;

где: Кус – средняя величина уставного капитала, р.

Данное предприятие получает -21,84 коп. чистой прибыли с 1 р. уставного капитала. По тем же объективным причинам данный показатель не имеет серьезных оснований считаться верным.

  1.  Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала:

;

где: Кин – средняя величина инвестиционного капитала, р.

Этот показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок.

Величину инвестиционного (перманентного) капитала определяют по данным бухгалтерской отчетности как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.

Данное предприятие получает 70,58 коп. чистой прибыли с 1 р. перманентного капитала. По тем же объективным причинам данный показатель не имеет серьезных оснований считаться верным.

  1.  Рентабельность активов (всего авансированного капитала):

;

где: – средняя величина активов, р.

Этот показатель отражает эффективность использования имущества предприятия.

С каждого рубля активов данное предприятие получает -10,72 коп. чистой прибыли. По тем же объективным причинам данный показатель не имеет серьезных оснований считаться верным.

  1.  Рентабельность оборотных активов:

;

где: – средняя величина оборотных активов, р.

С каждого рубля оборотных активов данное предприятие получает -18,4 коп. чистой прибыли. По тем же объективным причинам данный показатель не имеет серьезных оснований считаться верным.

  1.  Рентабельность продукции:

;

где: ПРП – прибыль от продаж продукции, р.

СРП – полная себестоимость проданной продукции, р

С каждого рубля себестоимости проданной продукции предприятие получает -16,2 коп. прибыли от продаж. По тем же объективным причинам данный показатель не имеет серьезных оснований считаться верным.

  1.  Рентабельность продаж:

;

где: РП – выручка от продаж (без НДС и иных косвенных налогов)

С каждого рубля выручки от продаж предприятие получает -19,33 коп прибыли от продаж. По тем же объективным причинам данный показатель не имеет серьезных оснований считаться верным.

5.2.2. Факторный анализ рентабельности продукции

В процессе факторного анализа исследуется влияние рентабельности продукции под влиянием следующих факторов:

а) изменения себестоимости продукции;

б) изменения выручки от реализации продукции;

в) структурных сдвигов в составе продукции.

Для факторного анализа может использоваться метод цепных подстановок. При этом выручка от продаж продукции будет количественным показателем, а себестоимость – качественным. Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться как

;

где:– составляющая, характеризующая влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции;

– составляющая, характеризующая влияние изменения объема выручки от продаж на динамику рентабельности продукции;

–  общее изменение рентабельности продаж под воздействием указанных выше факторов.

Они определяются соответственно как:

;

;

Таблица 11.

Расчет показателей рентабельности по данным бухгалтерской отчетности

Показатель

Базисный период

Отчетный период

1. Выручка от реализации продукции без НДС

72 183

74 658

2. Себестоимость проданной продукции

87 799

89 093

3. Коммерческие расходы

-

-

4. Управленческие расходы

-

-

5. Прибыль (убыток) от продаж

( 15 616 )

( 14 435 )

6. Полная себестоимость продукции

87 799

89 093

Влияние изменения себестоимости

-0,0124

Влияние изменения выручки от продаж продукции

0,0278

Общее изменение рентабельности продукции

0,0154

  1.  Полная себестоимость продукции:
    •  базисного года:  = 87 799 + 0 + 0 = 87 799 т.р.;
    •  отчетного года: = 89 093 + 0 + 0 = 89 093 т.р..
  2.  Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:

;

  1.  Влияние изменения объема выручки от продаж на динамику рентабельности продукции:

;

  1.  Общее изменение рентабельности продукции:

;

По сравнению с базисным периодом рентабельность продукции увеличилась на 0,0154 (1,54%) под влиянием следующих факторов:

  •  за счет увеличения полной себестоимости продукции на 1 294 т.р. она уменьшилась на 0,0124 (1,24%);
  •  за счет увеличения объема выручки от продаж на 2 475 т.р. она увеличилась на 0,0278 (2,78%).

5.2.3. Факторный анализ рентабельности продаж

Для оценки влияния изменения себестоимости и выручки на динамику рентабельности используются следующие расчетные модели:

;

где:– составляющая, характеризующая влияние изменения себестоимости продукции на динамику рентабельности продаж;

– составляющая, характеризующая влияние изменения объема выручки на динамику рентабельности продаж.

Они определяются соответственно как:

;

;

Последние составляющие определяются соответственно:

а)  влияние динамики себестоимости продаж товаров, продукции, работ, услуг:

;

где: СР0 , СР1 – себестоимость продаж товаров, продукции, работ, услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 020 формы №2), т.р.;

б)  влияние динамики управленческих расходов:

;

где: СУ0 , СУ1 – управленческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 030 формы №2), т.р.;

в) влияние динамики коммерческих расходов:

;

где: СК0 , СК1 – коммерческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 040 формы №2), т.р..

Таблица 12.

Рентабельность продаж

Показатель

Значение

-0,01733

0,04032

0,02299

  1.  Влияние изменения объема выручки от продаж на динамику рентабельности продаж:

;

  1.  Влияние изменения себестоимости продукции на динамику рентабельности продаж:

;

  1.  Общее изменение рентабельности продаж:

;

По сравнению с базисным периодом рентабельность продаж увеличилась на 0,02299 (2,299%) под влиянием следующих факторов:

  •  за счет увеличения полной себестоимости продукции на 1 294 т.р. она уменьшилась на 0,01733 (1,733%);
  •  за счет увеличения объема выручки от продаж на 2 475 т.р. она увеличилась на 0,04032 (4,032%).

5.2.4. Векторные диаграммы, характеризующие результаты                         факторного анализа

5.2.5. Двухфакторная модель рентабельности активов

;

;

;

.

Из-за увеличения рентабельности продаж на 2,87% рентабельность активов увеличилась на 1,74%.

Из-за увеличения коэффициента оборачиваемости на 5,2% рентабельность активов увеличилась на 0,87%.

В целом, рентабельность активов увеличилась на 0,87%.

Учитывая произошедшие изменения, можно сказать, что увеличение рентабельности активов является положительным фактором, поскольку на ее увеличение повлияло в большей степени  увеличение рентабельности продаж, а не увеличение коэффициент оборачиваемости.

5.2.6. Трехфакторная модель рентабельности

;

;

Данная модель рентабельности не может быть использована на данном предприятии, т.к. увеличение рентабельности собственного капитала, происходит из-за использования отрицательных значений рентабельности продукции и коэффициента финансовой зависимости.

5.3. Выводы

Большую часть показателей рентабельности на данном предприятии не возможно правильно оценить, в основном это связано с имеющимся на предприятии убытком, ряда вытекающих из него показателей и недостатков в хозяйственной деятельности.

При анализе таких показателей как: рентабельность продукции, продаж и активов, можно сделать вывод о том, что на предприятии наблюдается небольшой экономический рост, затрагивающий всю хозяйственную деятельность предприятия.

6. Анализ себестоимости реализованной продукции

Целью анализа является оценка уровня и динамики себестоимости реализованной продукции.

6.1. Анализ структуры и динамики себестоимости

Таблица 13.

Анализ структуры и динамики себестоимости

Показатель

Базисный период

Удельный вес в с/с

Отчетный период

Удельный вес в с/с

Изменение

т.р

%

1. Себестоимость проданной продукции

87 799

100,00%

89 093

100,00%

1 294

1,47%

2. Коммерческие расходы

-

-

-

-

-

-

3. Управленческие расходы

-

-

-

-

-

-

4. Полная себестоимость реализованной продукции

87 799

1

89 093

1

1 294

1,47%

Полная себестоимость продукции увеличилась в отчетном периоде по сравнению с базисным на 1,47%, что в денежном выражении составило 1 294 т.р. за счет увеличения себестоимости проданной продукции на 1 294 т.р. или на 1,47%. Но при этом неизвестна доля коммерческих и управленческих расходов которые могли бы прояснить формирование затрат на предприятии.

6.2. Расчет фактических затрат на рубль реализованной              продукции

;

Базисный период:

;

Затраты на рубль реализованной продукции в базисном периоде составляли 1,22 руб.

Отчетный период:

;

В отчетном периоде затраты на рубль реализованной продукции составляют 1,19 руб., по сравнению с базисным этот показатель улучшился на 2,45%

В принципе, исходя из значений этого показателя можно сказать, что производство не эффективно.

6.3. Факторный анализ затрат на рубль реализованной продукции

;

где: ЗС – составляющая, определяющая влияние себестоимости на изменение затрат на рубль реализованной продукции, р/р;

ЗР – составляющая, определяющая влияние выручки на изменение затрат на рубль реализованной продукции, р/р.

Они определяются соответственно как:

;

;

.

Произошло снижение затрат на рубль реализованной продукции на 0,023 (2,3%) под влиянием следующих факторов:

  •  за счет увеличения полной себестоимости продукции на 1 294 т.р. они увеличились на 1,73%;
  •  за счет уменьшения объема выручки от реализации продукции на 2 475 они уменьшились на 4,03%.

Выводы

При анализе предприятия по внешней отчетности довольно сложно представить всю финансово-хозяйственную структуру предприятия, не говоря о достоверности такой отчетности. Как было выявлено при анализе имущества, предприятие не имеет собственного финансирования, а существует лишь за счет краткосрочных заемных средств. Большую часть таких заёмных средств (54,46%) составляют задолженности перед предприятиями-кредиторами, что объясняет рост оборотных средств и его большую часть в структуре баланса предприятия (56,77%). Особый интерес вызывает умелая игра, руководства предприятия, всей кредиторской задолженностью, переводя её из одних источников в другие. Учитывая высокий коэффициент оборачиваемости (1,32) и, следовательно, низкую продолжительность оборота (136,78 дней), предприятие способно в течение одного года не раз увеличивать и уменьшать оттоки и притоки денежных средств, различных статей кредиторской задолженности, эмитируя при этом свою финансовую независимость.

Дальнейший анализ, показал нам существенные недостатки ведения хозяйственной деятельности предприятия. В-первую очередь отметим метод учета себестоимости продукции, на предприятии продолжают вести котловой метод учета себестоимости продукции, что говорит о возможном завышении себестоимости с целью ухода от налогов, либо о неграмотном ведении учета себестоимости и выстраивания ценовой политики, руководством организации. При дальнейшем анализе прибыли на предприятии обнаружен «скрытый» убыток, от операционной и внереализационной деятельности, что говорит о возможном уходе от налогов.

По результатам данного анализа, дальнейшая деятельность предприятия под угрозой, все зависит лишь от дальнейших действий руководства организации и кредиторов. В случаи не перехода руководством организации к эффективным мерам по восстановлению платежеспособности, данное предприятие будет неизбежно признанно банкротом, т.к. конкурсная масса предприятия значительно меньше, чем обязательства предприятия перед кредиторами. Учитывая высокие темпы снижения платежеспособности, нельзя не учитывать на предприятии преднамеренного (фиктивного) банкротства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8084. Бизнес план предприятия Кофейни на 20-30 мест 65.3 KB
  Бизнес план предприятия Кофейни на 20-30 мест Введение. Родиной кофе является Кафа в юго-западной части Эфиопии. Из Эфиопии кофе был завезен через Красное море в Аравию. Особенно быстро кофе распространился в юго-западной части Йемена, в районе го...
8085. Бизнес-план Создание мини-пекарни 280.21 KB
  РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Бизнес-план Создание мини-пекарни Банковский кредит Прибыль чистая в месяц Срок окупаемости סмесяцев. Резюме: Бизнес-план посвящен созданию мини-...
8086. Бизнес - план, его сущность и значение 43.34 KB
  Введение. В рыночной экономике бизнес - план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес - план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются д...
8087. Аудиторская проверка учета кредитов и займов 63.9 KB
  Аудиторская проверка учета кредитов и займов План Введение I. Планирование аудиторской проверки кредитов и займов II. Классификация видов нарушений при привлечении кредитов и займов III. Источники и методы получения аудиторских доказательств ...
8088. Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций 84 KB
  Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций. Задачи, объекты и источники информации. Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Аудит расчётов с подотчётными лицами. Аудит креди...
8089. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания 22.47 KB
  Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия...
8090. Методы формирования сознания личности 23.9 KB
  Методы формирования сознания личности Методы формирования сознания очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания. Если ученики остаются безразличными к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и р...
8091. Методы организации деятельности и поведения 24.93 KB
  Методы организации деятельности и поведения Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта по...
8092. Методы стимулирования и коррекции поведения школьников 24.64 KB
  Методы стимулирования и коррекции поведения школьников С древних времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования...