70724

Оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды

Лабораторная работа

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Целью работы является закрепление ранее изученных методов и средств контроля изучения критериев оценки условий труда организации работ по исследованию отдельных факторов производственной среды изучения методики и порядка определения классов условий труда а также методики общей оценки условий труда.

Русский

2014-10-24

146 KB

5 чел.

8

ВВЕДЕНИЕ

Лабораторная работа «Оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды» является завершающим этапом практической подготовки студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Она может быть выполнена только после изучения и освоения студентами методов и средств исследования всех основных опасных и вредных факторов производственной среды (загазованность и запыленность воздуха, климатические параметры, освещение, шум и др.).

Целью работы является закрепление ранее изученных методов и средств контроля, изучения критериев оценки условий труда, организации работ по исследованию отдельных факторов производственной среды, изучения методики и порядка определения классов условий труда, а также методики общей оценки условий труда.

В настоящей работе условия труда оцениваются только по физическим и химическим факторам производственной среды, поскольку оценка тяжести и напряженности трудового процесса требует длительного  времени и не может быть осуществлена в рамках учебного процесса.

Работа выполняется бригадой в составе не более 3-х человек. По окончании работы составляется отчет, содержащий полностью оформленную санитарно-техническую карту условий труда и ее анализ с выводами и рекомендациями.

  1.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  2.  Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
  3.  Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности , повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья человека.
  4.  Опасный  производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
  5.  Гигиенические нормативы условий труда - условия вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
  6.  Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

2. КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО СТЕПЕНИ ВРЕДНОСТИ И ОПАСНОСТИ

Условия труда подразделяются на четыре класса.

I класс - оптимальные условия труда - такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов за оптимальные условно принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

II класс - допустимые условия труда - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

III класс - вредные условия труда - характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на четыре степени вредности.

1 степень III класса (3.1) - условия труда, характеризующиеся такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания

2 степень III класса (3.2) - условия труда с такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности,  повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

3 степень III класса (3.3)  -  условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в мягких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесоматической патологии, включая  повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 степень III класса (3.4) -  условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный  рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

IV класс - опасные (экстремальные) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

  1.  ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1.Получить задание от преподавателя: место исследования; факторы производственной среды, которые должны быть исследованы.

Местом исследования может быть лаборатория (учебная или исследовательская), один из цехов (участков) экспериментальных мастерских.

  1.  Восстановить в памяти средства и методы измерения опасных и вредных производственных факторов (определение загазованности, запыленности, параметров микроклимата, освещенности, шума и др.).

Произвести измерения  указанных в задании факторов производственной среды.

Фактические значения факторов производственной среды могут быть заданы преподавателем для конкретного рабочего места, соответствующего специальности студента.

  1.  Занести в санитарно-техническую. карту (по форме приложения 1) нормированные [ГОСТ, СН, СНиП, ПБ] и фактические измеренные уровни факторов (или заданные преподавателем).

В колонке 7 «Санитарно-технической карты» охарактеризовать условия, при которых производились измерения факторов: выполняемые в помещении работы, работающие машины, агрегаты, лабораторные установки; источники шума, вибрации, выделения вредности в помещении (газов, пыли);  наличие искусственной вентиляции, естественного и искусственного освещения (указать тип светильников) и др.

Здесь необходимо также указать название и тип приборов, при помощи которых производятся измерения уровней  производственных факторов.

  1.  Определить классы условий труда по всем факторам, пользуясь таблицами Руководства Р2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденного Госкомсанэпиднадзором России 12.06.1994 г (таблицы 1 - 6 приложения 2). Результаты определения классов условий труда занести в соответствующую колонку санитарно-технической карты.

Классы условий труда в зависимости от содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (таблица 1 приложения 2) определяется следующим образом.

Степень вредности условий труда устанавливается по максимальным концентрациям вредных веществ, а также по среднесменным концентрациям (при наличии соответствующего норматива).

При одновременном присутствии в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия исходят из расчета суммы отношений фактических концентраций каждого из них  к их ПДК, которую принимают за единицу, т.е.

где С1, С2, ..., Сn - фактическая концентрация вредных веществ однонаправленного действия;

ПДК1, ПДК2, ... ПДКn - предельно допустимая концентрация соответствующих веществ.

Оценка условий труда при одновременном содержании в воздухе рабочей зоны двух и более вредных веществ разнонаправленного действия проводится следующим образом:

по наиболее высокому классу и степени вредности;

наличие любого числа веществ  класса 3.1 не увеличивает степень вредности условий труда;

три и более веществ класса 3.2 переводят условия труда в следующую степень вредности 3.3;

два и более вредных веществ класса 3.3 переводят условия труда в класс 3.4;

два и более вредных веществ класса 3.4 переводят условия труда в 4-й (опасный) класс.

Классы условий труда по показателям микроклимата устанавливаются следующим образом.

Для оценки оптимального и нагревающего микроклимата в помещении и на открытой территории используется интегральный показатель WBGT–индекс (международный стандарт ISO 7243) (табл.2.1).

Под нагревающим микроклиматом понимается сочетание параметров микроклимата, при котором имеет место нарушение теплообмена человека с окружающей средой, проявляющееся в накоплении тепла в организме и (или) в увеличении доли потерь тепла испарением пота (> 30%) в общей структуре теплового баланса.

WBGT–индекс - эмпирический интегральный показатель, отражающий сочетанное влияние температуры воздуха, скорости его движения, влажности и теплового излучения на теплообмен с окружающей средой.

В таблице 4.1. приведены величины WBGT применительно к человеку, одетому в легкую одежду с теплоизоляцией 0.5-0.6 кло (1 кло = 0.1550 с·м2/Вт), подвергающемуся действию теплового излучения 1200  Вт/м2 и скорости движения воздуха   0.6 м/с.

Для оценки оптимального и верхней границы допустимого микроклимата может быть использован как индекс WBGT, так и отдельные составляющие микроклимата согласно санитарным нормам для производственных помещений.

Тепловое излучение, превышающее 1200 Вт/м2 , характеризует условия труда как вредные и опасные вне зависимости от величины WBGT–индекса.

WBGT–индекс определяется на основе показаний влажного и сухого термометров, размещаемых соответственно в естественных условиях и внутри зачерненного шара (шаровой термометр). Технические требования к датчикам и зачерненному шару приведены в стандарте ISO 7243.

WBGT–индекс рассчитывается из уравнений:

вне помещения при солнечной нагрузке (или в помещении при тепловом излучении)

WBGT = 0.7 tâë + 0.1 tå + 0.2 tø,

внутри помещения (при отсутствии теплового излучения) или снаружи без солнечной нагрузки

WBGT = 0.7 tâë + 0.3 tø,

где tâë , tå и tø - соответственно температуры влажного, сухого и шарового термометров.

Если параметры окружающей среды различаются в пространстве, то индексWBGT  рекомендуется определять на уровне головы (г), живота (ж) и лодыжек (л):            

.

Для быстрого определения индекса WBGT достаточно одного измерения в точке максимального теплового воздействия.  Если значения того или иного параметра, входящего в расчет WBGT , не постоянные во времени, определяется его среднесменная величина.

Охлаждающий микроклимат - сочетание параметров микроклимата, при котором имеет место изменение теплообмена организма (превышение общей теплоотдачи организма в окружающую среду), приводящие к образованию общего или локального дефицита тепла в организме за счет снижения температуры «ядра» и (или) «оболочки» тела (температура «ядра» и «оболочки» тела - соответственно температура глубоких и поверхностных слоев тканей организма).

Охлаждающий микроклимат оценивается по таблице 5 приложения 2.

  1.  Определить общий класс условий труда.

Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:

по наиболее высокому классу и степени вредности;

в случае, если три и более факторов относится к классу 3.1., то общая оценка условий труда соответствует классу 3.2.;

при наличии двух и более факторов 3.2, 3.3, 3.4 условия труда оцениваются на одну степень выше.

Пример. имеем следующие два варианта классов условий труда по отдельным факторам:

1

Загазованность

3.1;    2

2

Запыленность

2; 3;   2

3

Шум

3.3;   3.2

4

Освещенность

3.4;    2

5

Микроклимат

3.2;   3.1

В первом случае общая оценка условий труда соответствует классу 3.4, во втором - классу 3.3.

  1.  Оформить и защитить отчет.

  1.  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под условиями труда?

2. Дайте определение вредному и опасному производственным факторам.

3. Что такое «гигиенические нормативы условий труда»?

4. Какие условия труда считаются безопасными?

5. На какие классы подразделяются условия труда?

6. Какие условия труда относятся к I-му классу?

7. Какими уровнями факторов среды и трудового процесса характеризуется  II-ой класс условий труда?

8. Какие условия труда относятся к III-му классу?

9. На сколько степеней вредности подразделяются вредные условия труда (III-го класса)?

10. Дайте характеристику первой, второй, третьей и четвертой степеням III-го класса условий труда.

11. Какие условия труда относятся к IV-му классу? 

12. Какими приборами измеряется  содержание различных газов в воздухе?

13. Каковы порядок и средства определения запыленности воздуха?

14. Какими приборами измеряются температура, влажность и скорость движения воздуха?

15. Чем можно измерить уровень шума?

16. Каким прибором измеряется освещенность? Каков порядок работы с этим прибором?

17. Каков порядок определения классов условий труда в зависимости от содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны?

18. Что понимается под нагревающим микроклиматом? 

19. Каким показателем оценивается нагревающий микроклимат?

20. Что такое WBGT–индекс?

21. Как определяется WBGT–индекс?

22. Что понимается под охлаждающим микроклиматом?

23. Каков порядок общей оценки условий труда по степени вредности и опасности?


Приложение 1

САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТА УСЛОВИЙ ТРУДА

Предприятие

Цех, участок, помещение

Профессия, рабочее место

№№

Опасные и вредные

Единица

Уровень фактора

Класс условий труда по

Условия экспериментальных

п/п

производственные факторы

измерения

Норма

Факт

Р.2.2.013-94

измерений

1

2

3

4

5

6

7

1.1.

Загазованность

мг/м3 / %

мг/м3 / %

мг/м3 / %

мг/м3

1.

Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны

мг/м3

1.2.

Запыленность

мг/м3

мг/м3

мг/м3

2.

Показатели микроклимата

2.1.

Температура воздуха:

- в теплый период года

0С

- в холодный период года

0С

2.2.

Относительная влажность воздуха:

- в теплый период года

%

- в холодный период года

%

2.3.

Скорость движения воздуха:

- в теплый период года

м/с


1

2

3

4

5

6

7

- в холодный период года

м/с

3.

Шум

ДБА

4.

Вибрация локальная

ДБ

5.

Вибрация общая

ДБ

6.

Освещенность

ЛК

7.

Электромагнитные излучения (инфракрасные излучения)

вт/м2

8.

Ионизирующие излучения

3 б/год

Общая оценка условий труда

СПЕКТР ШУМА

31.5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Уровень шума,

Норма

ДБ

Факт.

УРОВЕНЬ ВИБРАЦИИ В ОКТАВНЫХ  ПОЛОСАХ ЧАСТОТ

Частота, Гц

2

4

8

16

31..5

63

125

250

500

1000

Норма

Уровень

X

вибрации, ДБ

Факт.

Y

Z

Исполнители:

Приложение 2

Таблица 1

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ   (превышение ПДК, раз)

Класс условий труда

Вредные вещества

Вредный - 3

Опасный

Допустимый

2

1 степень  3.1

2 степень  3.2

3 степень  3.3

4 степень 3.4

(экстремальный) 4

Вредные вещества за исключением перечисленных ниже

ПДК

1.1-3.0

3.1-6.0

6.1-10

10.1-20

20

Вещества с остронаправленным механизмом действия. Вещества раздражающего действия.

ПДК

1.1-2.0

2.1-4.0

4.1-6.0

6.1-10

10

Аллергены

ПДК

-

1.1-3.0

3.1-10

10

Канцерогены

ПДК

1.1-3.0

3.1-6.0

6.1-10

10

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия

ПДК

1.1-2.0

2.1-5.0

5.1-10

10

Металлы, оксиды металлов

ПДК

1.1-3.0

3.1-10

10.1-20

20

Приложение 2

Таблица 2

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Класс условий труда

Фактор

Вредный - 3

Опасный

Допустимый

2

3.1

3.2

3.3

3.4

(экстремальный) 4

Превышение ПДУ до

Шум (эквивалентный уровень звука, ДБА)

ПДУ *

10

25

40

50

50

Вибрация локальная (эквивалентный корректированный уровень виброскорости, ДБ)

ПДУ **

3

6

9

12

12

Вибрация общая (эквивалентный корректированный уровень вибрации, ДБ)

ПДУ ***

6

12

18

24

24

* - в соответствии с «Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах».

** - в соответствии с «Санитарными нормами и правилами при работе с машинами и оборудованием, создающим локальную вибрацию».

*** - в соответствии с «Санитарными нормами вибрации рабочих мест».

Приложение 2

Таблица 3

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ

(превышение ПДУ, раз)

Класс условий труда

Фактор

Вредный - 3

Опасный

Допустимый

2

3.1

3.2

3.3

3.4

(экстремальный) 4

Постоянные магнитные поля

ПДУ

1.1-3

3.1-5

5.1-10

10

Электромагнитные поля

ПДУ

1.1-3

3.1-5

5.1-10

10

Электрические поля промышленной частоты (50 Гц)

ПДУ

(для всего рабочего дня)

1.1-3

3.1-5

5.1-10

10

Магнитные поля промышленной частоты (50 Гц)

ПДУ

(для всего рабочего дня)

1.1-3

3.1-5

5.1-10

10

Электромагнитные излучения разночастотного диапазона:

ПДУ

1.1-3

3.1-5

5.1-10

10

0.01-3 МГц

ПДУ

1.1-3

3.1-5

5.1-10

10

3-30 МГц

ПДУ

1.1-3

3.1-5

5.1-10

10

30-300 МГц

ПДУ

1.1-3

3.1-5

5.1-8

8.1-10

106

300 МГц - 300 ГГц

ПДУ

1.1-3

3.1-5

5.1-8

8.1-10

106

Лазерное излучение

ПДУ (для хронического воздействия)

ПДУ1 ПДУ2  

(для одно-кратного воздействия)

(1.1-3) ПДУ2

(3.1-6) ПДУ2

(6.1-10)ПДУ2

10 ПДУ2

Приложение 2

Таблица 4

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ОТКРЫТЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА

Класс условий труда

Показатель

Категория

Вредный - 3

Опасный

работ

Оптимальный

1

Допустимый

2

3.1

3.2

3.3

3.4

(экстремальный) 4

Температура воздуха,  0С

а

23-25

22-28

По показателям WBGT-индекса (табл. 4.1)

б

22-24

21-28

--

а

21-23

18-27

--

б

20-22

16-27

--



18-20

15-26

--

Относительная влажность воздуха, %

а

40-60

55               (при 280С)

По показателям WBGT-индекса (табл. 4.1)

б

40-60

60               (при 270С)

--

а

40-60

65               (при 260С)

--

б

40-60

70               (при 250С)

--



40-60

75                (при 240С)

--

Скорость движения

а

0.1

0.1-0.2

По показателям WBGT-индекса (табл. 4.1)

воздуха, м/с

б

0.2

0.1-0.3

--

а

0.3

0.2-0.4

--

б

0.3

0.2-0.5

--



0.4

0.2-0.6

--

Приложение 2

Таблица 4.1

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ WBGT-индекса * ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ОТКРЫТЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА (ОС)

Класс условий труда

Категория

Общие энергозатраты,

Вредный - 3

Опасный

работ

вт/м2

Оптимальный

1

Допустимый

2

3.1

3.2

3.3

3.4

(экстремальный) 4

а

68(58-77)

21.0-23.4

23.5-25.4

25.5-26.6

26.7-27.4

27.5-28.6

28.7-31.0

31.0

б

88(78-97)

20.2-22.8

22.9-25.8

25.9-26.1

26.2-26.9

27.0-27.9

28.0-30.3

30.3

а

113(98-129)

19.2-21.9

22.0-25.1

25.2-25.5

25.6-26.2

26.3-27.3

27.4-29.9

29.9

б

145(130-160)

18.2-20.9

21.0-23.9

24.0-24.2

24.3-25.0

25.1-26.4

26.5-29.1

29.1



177(161-193)

17.0-18.9

19.0-21.8

21.9-22.2

22.3-23.4

23.5-25.7

25.8-27.9

27.9

* - WBGT-индекс - электрический интегральный показатель, отражающий сочетаннное влияние температуры воздуха, скорости его движения, влажности и теплового излучения на теплообмен с окружающей средой.

Приложение 2

Таблица 4

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА

Класс условий труда

Показатель микроклимата

Вредный - 3

Опасный

Оптимальный

1

Допустимый

2

3.1

3.2

3.3

3.4

(экстремальный) 4

Температура воздуха,  0С             (нижняя граница)

Категория работ

Общие энергозатраты, вт/м2

а

58-77

22

21

18-20

16-18

14-16

12-14

б

78-97

21

20

17-19

15-17

13-15

11-13

а

98-129

18

17

14-16

12-14

10-12

8-10

б

130-160

17

15

13-15

11-13

9-11

7-9



161-193

16

13

12-14

10-12

8-10

6-8

Влажность воздуха, %

40-60

75

Требования отсутствуют

Скорость движения воздуха, м/с

а

0.1

0.1

б

0.1

0.2

а

0.2

0.3

б

0.2

0.4



0.3

0.5

ПРИМЕЧАНИЕ: при увеличении скорости движения воздуха 0,1 м/с от оптимальной по СН температура воздуха должна быть увеличена на 0.20С.

Приложение 2

Таблица 6

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПАРАМЕТРОВ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(ДЛЯ ПОСТОЯННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ)

Класс условий труда

Показатель

Вредный - 3

Опасный

Допустимый

2

3.1

3.2

3.3

3.4

(экстремальный) 4

Естественное освещение (К.Е.О., %)

норма

недостаточное

отсутствует

Освещенность рабочей поверхности (Е, лп

норма

0.5 Енн2

0.5 Ен

Слепящая блесткость источника света (показатель ослепленности, Р, относительных единиц)

норма

Р Рн3

Отраженная слепящая блесткость

отсутствие

наличие

Пульсация освещенности (коэффициент пульсации, Кп, %)

норма

Кп  Кпн4

Ультрафиолетовая вариация (облученность, Еуф, вт/м2 )

норма 5

Еуф  Еуфн6

- в соответствии с СНиП -4.

2 - Ен - нормированное значение освещенности.

3 - Рн - нормированный показатель ослепленности.

4 - Кпн - нормированное значение коэффициента пульсации.

5 - в соответствии с «Санитарными нормами ультрафиолетового излучения в производственных помещениях.

6 - Еуфн - нормированное значение ультрафиолетовой облученности.

Приложение 2

Таблица 7

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ДЕЙСТВИИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

(в частях от ПДД*)

Классы условий труда

Оптимальный       1

Допустимый           2

Вредный                                                                                        3

Опасный (экстремальный) 4

0.1

0.1—0.2

0.21-0.5

0.51-1.0

1.0

* - в соответствии с НРБ.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47722. Учебно-методический комплекс. Микроэкономика 1.14 MB
  Требования к входным знаниям: для успешного освоения дисциплины Микроэкономика студент должен владеть базовыми знаниями общеобразовательной программы из курсов История Математика Обществознание а также необходимы умения и компетенции полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.2; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике В.ruНаучная Сеть информационная система нацеленная на облегчение доступа к научной научнопопулярной и образовательной...
47723. Учебно-методический комплекс. Культурология 345.5 KB
  Для изучения дисциплины необходимы компетенции сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе дисциплинОбществознание и Мировая художественная культура. 6 Культура в соврем.1 Культура и цивилизация . Что такое культура ...
47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско – теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент – С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.
47729. Step up. Иностранный язык (английский). Учебно-методическое пособие 902 KB
  Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения английскому языку студентов 1 курса естественнонаучных специальностей и направлений. Пособие ориентировано на студентов, не изучавших английский язык ранее. Основная цель пособия – формирование базовых грамматических и речевых навыков.
47730. Snapshots of english-speaking countries. Учебно-методическое пособие 714 KB
  Most of these countries are former British territories. Even more widely English is studied and used as a foreign language. Half of the world’s scientific literature is in English. It is the language of automation and computer technology, the major language of diplomacy and bussines