70730

ИЗМЕРЕНИЕ ЗВУКОВОЙ МОЩНОСТИ ИСТОЧНИКА ШУМА

Лабораторная работа

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Определить уровни звуковой мощности шумовую характеристику электровентилятора по измерениям его шума. Характеристики дума и методика акустического расчета В настоящее время защита человека от шума стала одной из актуальнейших проблем.

Русский

2014-10-24

130.5 KB

3 чел.

11

Лабораторная работа №11

 ИЗМЕРЕНИЕ ЗВУКОВОЙ МОЩНОСТИ ИСТОЧНИКА ШУМА

Цель работы

Ознакомить студентов с прибором для измерения шума, провести измерение шума электровентилятора и определить его звуковую мощность.

Содержание работы

1.Определить уровни звуковой мощности (шумовую характеристику) электровентилятора по измерениям его шума.

2.В соответствии с заданием преподавателя выполнить акустический расчет и результата сравнить с требованиями санитарных норм.

Характеристики дума и методика акустического расчета

В настоящее время защита человека от шума стала одной из актуальнейших проблем. Действуя на центральную нервную систему, шум оказывает неблагоприятное влияние на организм человека, вызывает тяжелые заболевания. Утомление рабочих и операторов из-за сильного шума увеличивает число ошибок при работе, способствует возникновению травм. Шумом является всякий нежелательный для человека звук. Звук - как физическое явление - это продольные волны объемных деформаций упругой среды, т.е. сжатия и разряжения среды. Область пространства, в котором наблюдаются эти волны, называется звуковым полем. Как физиологическое явление звук ощущается органом слуха при воздействии звуковых волн в диапазоне 20-20000 Гц. Ниже 20 Гц и выше 20 кГц находятся соответственно области неслышимых человеком инфра- и ультразвуков. Звуковая волна характеризуется частотой и амплитудой колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем больше звуковое давление и тем громче ощущаемый человеком звук.

Единица измерения частоты колебаний - одно колебание в секунду (I Гц). Полоса частот, в которой верхняя граничная частота в два раза больше нижней, называется октавной. Среднегеометрическая частота октавной полосы в Гц выражается соотношением

,

где f1 - нижняя граничная частота октавной полосы, Гц;

f2 - верхняя граничная частота, Гц.

Измерения, акустические расчеты, нормирование производятся в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250,. 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. Спектр шума - распределение звукового давления и интенсивности в октавных полосах частот. Спектры получают, используя анализаторы шума (составная часть шумомера) - набор электрических фильтров, которые пропускают сигнал в определенной полосе частот - полосе пропускания (например, октавный).

Звуковое давление p (Па) - разность между мгновенным значением полного давления в воздухе и средним статическим давлением, которое наблюдается в среде при отсутствии звукового поля (атмосферным - в обычных условиях). В фазе сжатия звуковое давление положительно, а в фазе разряжения - отрицательно. Измерительный датчик звукового давления в шумомере - микрофон.

При распространении звуковой волны происходит перенос энергия. Средний поток энергии в какой-либо точке среды в единицу времени, отнесенный к единице поверхности, нормальной к направлению распространения волн, называется интенсивностью звука в данной точке (Вт/м2):

I = P2/c

где Р среднеквадратичное значение звукового давления, Па;

- плотность среды, кг/м3;

c - скорость звука в среде, м/с;

c - удельное акустическое сопротивление среды, которое для воздуха равно 410 Пас/м (при нормальных атмосферных условиях).

Любой источник шума характеризуется прежде всего звуковой мощностью W (Вт), т.е. общим количеством звуковой энергии, излучаемой источником шума в окружающее пространство за единицу времени.

Если принять, что в свободном звуковом поле (т.е. при отсутствии отраженных звуковых волн) источник шума излучает звуковую энергию равномерно по всем направлениям (что допустимо для многих машин и оборудования), то при достаточно большом расстоянии r от источника шума, расположенном на поверхности пола (т.е. при излучении в полусферу), звуковая мощность

W = IсрS = Iср2r2

где Iср - интенсивность звука, усредненная по измерениям звукового давления по нескольким точкам на измерительной поверхности - полусфере S  радиусом  r (м);

r - расстояние от проекции центра источника на звукоотражающую поверхность пола до точки измерения.

Значения звукового давления, интенсивности звука и звуковой мощности изменяются в очень широких пределах. Поэтому были введены логарифмические величины - уровни звукового давления, уровни интенсивности и уровни звуковой мощности.

Уровень интенсивности звука (дБ) определяют по формуле

LI = 10 lg(I/I0),

где I - существующая в данный момент интенсивность звука, Вт/м2;

I0 - интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости (I0=1012 Вт/м2) на частоте 1000 Гц.

Уровень звукового давления (дБ)

L=10 lg(P2/P02)= 20 lg(P/P0),

где P - среднеквадратичная величина существующего (измеряемого в данный момент звукового давления, Па;

P0 - пороговое значение звукового давления, равное 210-5 Па на частоте 1000 Гц и выбранное таким образом, чтобы при нормальное атмосферных условиях (, с0) уровни звукового давления были равны уровням интенсивности, так как интенсивности при нормальных атмосферных условиях

I = P2/c     и     I = P02/0c0.

Уровень звуковой мощности источника шума (дБ)

LW = 10 lg(IW/IW 0),

где  W - звуковая мощность источника шума, Вт,

 W0 - пороговая звуковая мощность, W0= 10-12  Вт.

Для того чтобы сравнивать шум различных источников друг с другом, производить расчеты уровней звукового давления в помещениях и на территориях, необходимо знать объективные характеристики шума.

Такими шумовыми характеристиками, которые указываются в технической документации, являются:

1. Уровни звуковой мощности LW  в октавных полосах частот.

  1.  Характеристики направленности излучения шума источником.

Искомый октавный уровень звуковой мощности LW определяют по результатам измерения уровней звукового давления L в точках на измерительной поверхности S (м2), за которую обычно принимается площадь полусферы (на расстоянии 1 м от контура источника шума до точек измерений):

 LW = Lср+10lg(S/S0)

где Lср - средний уровень звукового давления по ряду точек на измерительной поверхности S (м2); S0 = 1 м2.

При проектировании и эксплуатации предприятий и цехов нужно знать ожидаемые уровни звукового давления, которые будут в расчетных точках на рабочих местах, с тем, чтобы сравнить их с нормами допустимого шума и, в случае необходимости, принять меры к тому, чтобы этот шум не превышал допустимого. Акустический расчет проводится в каждой из восьми октавных полос о точностью до десятых долей децибела. Результат округляется до целого числа децибел.

Для помещений с источником шума расчет включает:

а) выявление источника звука и его звуковой мощности W (шумовой характеристики: LW в октавных полосах частот);

б) выбор расчетных точек и расстояний r от источника шума до расчетных точек;

в) вычисление или определение по справочным данным постоянной помещения В.

При работе источника шума звуковые волны в помещениях многократно отражаются от стен, потолка и различных предметов. Отражения обычно увеличивают шум в помещениях на 10-15 дБ по сравнению с шумом того же источника на открытом воздухе.

Интенсивность звука I в расчетной точке помещения складывается из интенсивности прямого звука Iпр, идущего непосредственно от источника, расположенного на поверхности пола, и интенсивности отраженного звука Iотр:

I = Iпр + Iотр = W/2r2 + 4W/В,

где В - постоянная помещения, В=А/(1ср);

А - эквивалентная площадь звукопоглощения, А=ср Sпов, м2;

здесь ср - средний коэффициент звукопоглощения внутренних поверхностей помещения площадью Sпов. Коэффициент звукопоглощения поверхности

  = (Iпад  Iотр)/ Iпад = Iпоглощ/ Iпад ,

где Iотр, Iпоглощ, Iпад - соответственно интенсивность отраженного, поглощенного и падающего звуков. Значение   1.

Вблизи источника шума его уровень определяется в основном прямым звуком, а при удалении от источника - отраженным звуком.

Для помещения, в котором установлено несколько источников шума (n) с одинаковой звуковой мощностью W, интенсивность в расчетной точке

,

где r - расстояние от акустического центра каждого отдельного источника шума до расчетной точки (акустический центр источника шума - проекция геометрического центра источника на горизонтальную плоскость (рис.1)).

Разделив левую и правую части этого выражения на I0 и логарифмируя обе части, получим

,

где L - ожидаемый октавный уровень звукового давления от всех источников в расчетной точке, дБ;

LW  - октавный уровень звуковой мощности, излучаемый одним источником шума, дБ (определяется по измерениям шума электровентилятора в данной лабораторной работе);

B - постоянная помещения с источником шума (в данной лабораторной работе для конкретного помещения определяется по табл.4), м.

Найденные значения L уровней сравнивают с допустимыми по нормам Lдоп,   (см. табл.1) и определяют требуемое снижение шума Lтреб (дБ) в каждой из восьми октавных полос

Lтреб= L Lдоп.

Таблица 1

Рабочие места

Уровни звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими

частотами, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

1.Аудитории в учебных заведениях, читальные залы

63

52

45

39

35

32

30

28

2.Помещения КБ, расчетчиков, программис-тов ЭВМ, лабораторий для теоретических ра-бот и обработки экспериментальных данных

71

61

54

49

45

42

40

38

3.Помещения управлений (рабочие комнаты)

79

70

68

58

55

52

50

49

4.Помещения лабораторий для проведения экспериментальных работ, помещения для шумных агрегатов ЭВМ

94

87

82

78

75

73

71

70

5.Постоянные рабочие места и рабочие зоны в производственных помещениях и на территории предприятий

99

92

86

83

80

78

76

74

Пример акустического расчета. Определить ожидаемые уровни звукового давления на рабочем месте преподавателя в учебной лаборатории, создаваемые при работе электровентилятора на лабораторном стенде. Шумовая характеристика электровентилятора дана в табл. 2. Расстояние от источника шума до расчетной точки  r= 5 м. Постоянная помещения  S для учебной лаборатории взята из справочной литературы и приведена в табл. 2. Полученные по формуле (I) уровни звукового давления L сравниваем с допустимыми Lдоп(см. п. 4 табл. I) и по формуле (2) определяем требуемое снижение шума       Lтреб. Все расчеты сведены в табл. 2

Описание лабораторной установки и приборов

На лабораторном стенде (рис. 2) на вращающемся основании 1 размещен электровентилятор 2. На расстояния 1 м от электровентилятора находится микрофон 3, укрепленный на неподвижной стойке. Благодаря вращающемуся основаню можно измерить шум с разных сторон электровентилятора, не передвигая микрофон.

Таблица 2

Расчетные                            параметры

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Lw, дБ

67

71

75

80

86

87

82

77

B, м2

31,2

29,8

30,7

36

48

72

115

202

4/B

0,128

0,134

0,130

0,111

0,083

0,055

0,035

0,025

1/2r2 +4/B

0,134

0,140

0,136

0,117

0,089

0,061

0,041

0,031

10lg(1/2r2 +4/B) 

8,7

8,5

8,7

9,3

10,5

12,1

13,9

15,1

L, дБ

58

63

66

71

76

75

68

62

Lдоп, дБ

94

87

82

78

75

73

71

70

Lтреб, дБ

1

2

Рис. 2. Схема лабораторного стенда

Разные уровни шума получаются изменением скорости вращения электровентилятора, что достигается изменением напряжения, питающего электровентилятор. Напряжение U (В) задается преподавателем.

Измеритель уровня шума и вибрации ИШВ-1 (6) предназначен для измерения действующих значений уровней звукового давления, виброускоре-ния, виброскорости в октавных полосах частот я уровней звука по частотным характеристикам А, В, С и ЛИН (линейной). Инструкция для работа с шумомером находится при стенде.

Указания по технике безопасности

1. Не включать стенд без проверки преподавателем.

2. При обнаружении неисправности в работе электровентилятора или шумомера прекратить работу я сообщить об этом преподаватели.

3. Не превышать заданное преподавателем напряжение для работы электровентилятора при измерении шума.

Порядок проведения работы

1. Включить шумомер. Убедиться в работоспособности прибора.

2. Измерить спектр шума (шумовой фон) при отключенном электровентиляторе. Полученные данные занести в табл.3.

3. Включить электровентилятор и установить по вольтметру заданное напряжение. Измерить спектры путла при четкрэх положениях электровентилятора (вращая его основание).

Результаты измерений занести в табл. 3.

Отключить электровентилятор и шумомер.

Таблица 3

Измеренные и

расчетные                            параметры

Уровни в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими

частотами, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Шумовой фон, Lср

Точка 1, L1

Точка 2, L2

Точка 3, L3

Точка 4, L4

Lср (по 4-м точкам)

L= Lср Lф

Lw= Lср+9

4. Определить средний уровень звукового давления Lср каждой октавной полосе по четырем измерениям (табл.3).

5. Сравнить средний уровень звукового давления Lср с уровнем шумового фона Lф. L= Lср Lф (табл.3).

6. В тех октавных полосах частот, где L  3 дБ, вычислить октавные уровни звуковой мощности Lw по формуле Lw=Lср+10lg2r2=Lср+10lg2 1,12=   = Lср+9, дБ. Этот спектр октавных уровней звуковой мощности Lw является шумовой характеристикой электровентилятора (табл.3). 

7. Построить на графике шумовую характеристику.

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

1.Результаты измерения спектров шума (табл. 3).

2. Вычисления среднего уровня звукового давления в каждой октавной полосе по результатам измерений шума в 4-х точках (табл.3).

3. Сравнение полученных средних уровней звукового давления с уровнем шумового фона в каждой октавной полосе. Для дальнейшего расчета уровня звуковой мощности выделить средние уровни звукового давления шума электровентилятора, превышающие уровни звукового давления шумового фона на 3 дБ.

4. Вычисления уровней звуковой мощности в каждой октавной полосе для выделенных уровней (см. п.3). Эти данные занести в табл.3.

5. Графическую зависимость уровня звуковой мощности от среднегеометрической частота октавных полос.

6. Используя полученную шумовую характеристику электровентилятора и в соответствия с заданием преподавателя для конкретного помещения (табл.4), конкретного числа источников шума и расстояний от этих источников (электровентиляторов) до расчетной точки (табл.5), выполнить акустический расчет (см. табл.2).

7.Выводы.

Контрольные вопросы

  1.  Какая полоса частот называется октавной?
  2.  Что такое среднегеометрическая частота октавной полосы?
  3.  Что такое спектр шума?
  4.  Что такое звуковое давление, пороговое значение звукового давления?
  5.  Как определяются уровни звукового давления, интенсивности, звуковой мощности?
  6.  Как производится нормирование шума?
  7.  Что такое шумовая характеристика источника? 
  8.  Как изменится уровень звукового давления одного и того же источника шума в открытом пространстве и в помещении?

Таблица 4

Значения постоянной помещения В для объема помещения V=288 м3

(длина l=12 м, ширина b=6 м, высота h=4 м)

Характеристики помещения

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

1. Без мебели с небольшим количеством людей (металлообрабатывающие цехи, испытательные стенды)

9,4

8,9

9,2

10,8

14,4

21,6

34,6

60,5

2. С большим количеством людей и мягкой мебели (учебные лаборатории, аудитории, конструкторские залы, библиотеки)

31,2

29,8

30,7

36

48

72

115

202

3. Со звукопоглощающей облицовкой потолка и части стен

130

124

128

150

200

300

480

840

Таблица 5

Задание для выполнения акустического расчета

(n  количество источников шума в помещении; r  расстояние от источника шума до расчетной точки, м)

№ задания

r, м

n

r1

r2

r3

r4

1

n=4

3,0

5,0

7,0

9,0

2

n=4

3,2

3,2

5,5

5,5

3

n=4

3,1

3,1

7,8

7,8

4

n=3

3,0

5,5

6,5

5

n=3

3,5

4,8

4,8

6

n=3

4,0

6,4

8,0

7

n=2

4,0

8,0

Литература

Охрана труда в машиностроении. Е.Я. Юдин, С.В. Белов и др./ Под ред. Е.Я. Юдина и С.В. Белова. 2-ое изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1983, 432 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...
32542. КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА 68.5 KB
  Понятие качества программного средства. Этому препятствует тот факт что повышение качества ЭС по одному из таких свойств часто может быть достигнуто лишь ценой изменения стоимости сроков завершения разработки и снижения качества этого ЭС по другим его свойствам. Поэтому при описании качества ЭС прежде всего должны быть фиксированы критерии отбора требуемых свойств ЭС. В настоящее время критериями качества программных средств criteri of softwre qulity принято считать: Функциональность  это способность ЭС выполнять набор...
32543. ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 79.5 KB
  При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...
32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...
32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...