70772

Исследование нелинейных цепей постоянного тока

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

В одной системе координат построить вольт–амперные характеристики нелинейных элементов и результирующие расчётные ВАХ цепи при последовательном параллельном и смешанном соединениях элементов. Результаты измерений Таблица № 1 Снятие ВАХ нелинейных элементов Rn1 и Rn2.

Русский

2014-10-27

293.5 KB

6 чел.

               Донецкий национальный технический университет

                                                                 

                                                                Кафедра Электромеханики и ТОЭ

                                          ОТЧЁТ

                                     по лабораторной работе №1           

               по дисциплине "Теоретические Основы Электротехники"

             "Исследование нелинейных цепей постоянного тока"

                                                (вариант №2)

                                                                                         Выполнил студент    

                                                                                         группы ЭАПУ–2000б

                                                                                         Голяев Р. А.

                                                                                         Принял преподаватель

                                                                                         Малеев Д. М.

                                               

                                                     Донецк–2002

                                                      Цель работы

  Исследование вольт–амперных характеристик нелинейных элементов и проверка графических методов расчёта электрических цепей постоянного тока, содержащих нелинейные резисторы.

                                               Выполнение работы

 1. Используя регулируемый источник постоянного тока, снять вольт–амперные характеристики нелинейных элементов Rn1 и Rn2. Напряжение изменять от 0 до 20 В с интервалом 2 В. Данные занести в таблицу № 1 и вычислить статические сопротивления элементов.

 2. Используя регулируемый источник постоянного напряжения, снять вольт– амперные характеристики цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединениях элементов. Результаты измерений внести в         таблицу № 2.

 3. Собрать схему рис. 3 и измерить узловое напряжение и токи в ветвях. Результаты измерений внести в таблицу № 3.

 4. По данным таблицы № 1 в одной системе координат построить вольт–амперные характеристики нелинейных элементов Rn1 и Rn2 и зависимости их статических сопротивлений от напряжения источника.

 5. В одной системе координат построить вольт–амперные характеристики нелинейных элементов и результирующие расчётные ВАХ цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединениях элементов.

 6. Выполнить расчёты для таблиц № 2 и № 3. Сравнить расчётные данные с экспериментальными.  

Рис. 1. Схема для снятия вольт–амперных характеристик нелинейных элементов Rn1 и Rn2.

Примечание: на месте элемента Rn включается элемент Rn1 или Rn2.

Рис. 2. Схема для исследования последовательного соединения нелинейных элементов.

Рис. 3. Схема для исследования параллельного соединения нелинейных элеметнов.

Рис. 4. Схема для исследования смешанного соединения нелинейных элементов (R=300 Ом).

Рис. 5. Схема для проверки метода двух узлов (R=300 Ом, E1=10 В, E3=20В).

                                         

                                      Результаты измерений

         Таблица № 1 Снятие ВАХ нелинейных элементов Rn1 и Rn2.

 N

 Нелинейный элемент Rn1

 Нелинейный элемент Rn2

  

 U, В

I, мА

Rст, Ом

U, В

I, мА

Rст, Ом

 1

  0

  0

     —

   0

    0

         —

 2

  2

 5.2

 384.615

   2

  20.5

     97.561

 3

  4

 10.7

 377.958

   4

   28

     142.857

 4

  6

 16.2

    375

   6

   37

    162.162

 5

  8

 21.4

 373.832

   8

   43

    186.047

 6

 10

 26.9

 371.747

  10

   50

        200

 7

 12

 33.4

 359.281

  12

   55

     218.182

 8

 14

 44.5

 314.606

  14

   61

     229.508

 9

 16

 59.5

 302.521

  16

   66

     242.424

10

 18

 75.2

 239.362

  18

   71

     253.521

11

 20

  95

 222.222

  20

   74

      270.27

Таблица № 2. Снятие ВАХ цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединениях нелинейных элементов.

                                                Соединение

N

   Последовательное

    Параллельное

  Последовательное

U, B

Ip, мА

Iэ, мА

U, B

Ip, мА

Iэ, мА

U, B

Ip, мА

Iэ, мА

1

   0

   0

   0

   0

   0

   0

   0

   0

   0

2

   2

  4.2

  4.5

   2

 25.7

  25

   2

  5.3

   5

3

   4

  7.8

  8

   4

 35.6

  36

   4

  9.7

  10

4

   6

 11.3

 11.5

   6

  53

  53

   6

14.5

 14.5

5

   8

 14.3

 14

   8

 64.3

  65

   8

18.9

  19

6

 10

 17.5

 18

 10

 76.9

  77

 10

23.3

  23

7

 12

 20.7

 21.5

 12

 88.4

  88

 12

27.5

  27

8

 14

 25.7

 25.5

 14

103.5

  104

 14

32.4

  32

9

 16

 29.4

 29

 16

 119

 118.5

 16

36.8

  37

10

 18

 36.5

 36.2

 18

151.2

  151

 18

42.5

42.5

11

 20

 40.6

  40

 20

 164

  164

 20

47.4

  47

 

Таблица № 3. Проверка метода двух узлов.

     U12, В

      I1, мА

      I2, мА

     I3, мА

Вычислено

       8.2

         4

       43

        39

Измерено

        8

       3.5

       42

       38.5

                                                  Вычисления

      1. Для таблицы № 1.

                                                              

       2. Для таблицы № 2.

                                                        

       3. Для таблицы № 3.

                                              

   Рис. 6. Вольт–амперные характеристики нелинейных элементов Rn1 и Rn2

Примечание: синяя линия – ВАХ элемента Rn1, красная линия – ВАХ элемента Rn2.

Рис.7. Графики зависимостей статических сопротивлений нелинейных элементов от напряжения источника.

Примечание: синяя линия – Rст1(U), красная линия Rcт2(U).

Построения вольт–амперной характеристики цепи при последовательном соединении нелинейных элементов.

1. Задаёмся значениями токов и определяем напряжения U1 и U2 на нелинейых элементах.

2. Находим напряжение U на зажимах цепи (U=U1+U2).

3. Данные заносим в таблицу № 4.

4. Строим ВАХ цепи.

Таблица № 4. Данные для построения вольт–амперной характеристики цепи при последовательном соединении нелинейных элементов.

N

  1

  2

   3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

 10

I, мА

  4

  8

12

 16

 20

 24

 28

 32

 36

 40

U1, B

 0.2

0.4

0.6

1.1

 1.9

2.8

3.8

 4.8

 5.9

6.7

U2, B

1.6

3.2

4.5

6.1

 7.7

  9

10.5

11.7

12.6

13.2

U, В

1.8

3.6

5.1

7.2

 8.6

11.8

14.3

16.5

18.5

19.9

Рис. 8. Вольт–амперная характеристика цепи при последовательном соединении нелинейных элементов. (зелёная линия – ВАХ цепи).

Построение вольт–амперной характеристики цепи при параллельном соединении нелинейных элементов.

1. Задаёмся значениями напряжения U цепи.

2. Находим токи I1 и I2 в ветвях с нелинейными элементами.

3. Находим общий ток I   (I=I1+I2).

4. Полученные данные заносим в таблицу № 5.

5. Строим ВАХ цепи.

Таблица № 6. Данные для построения ВАХ цепи при параллельном соединении нелинейных элементов.

N

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

13

U, B

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

13

I1, мА

2.5

5.2

7.7

10.7

13.2

16.2

18.5

21.4

23.7

26.9

29.5

33.4

39.3

I2 мА

15

20.5

25

28

33.5

37

40.7

43

47

50

52.8

55

57.8

I, мА

17.5

25.7

32.7

38.7

46.7

53.2

59.2

64.4

70.7

76.9

82.3

88.4

97.1

Рис. 9. Вольт–амперная характеристика цепи при параллельном соединении нелинейных элементов.

Построение вольт–амперной характеристики цепи при смешанном соединении нелинейных элементов.

1. Задаёмся значениями напряжения U цепи.

2. Находим токи I1 и I2 в ветвях с нелинейными элементами.

3. Находим общий ток I   (I=I1+I2).

4. Полученные данные заносим в таблицу № 7.

5. Строим ВАХ участка цепи, содержащего параллельные ветви с нелинейными элементами.

6. Строим ВАХ линейного сопротивления R.

6.1. Найдём ток I при напряжении U=20 В ().

.

6.2 Соединяем точки (0;0)  и (20;66.7) прямой, получаем ВАХ резистора R.

7. Задаёмся общим током I цепи.

8. Определяем напряжения на U12 и U3.

9. Определяем напряжение U (U=U1+U2).

10. Полученные данные заносим в таблицу № 8.

11. Строим ВАХ цепи.

Таблица № 7. Данные для построения ВАХ участка цепи Рис.4, содержащего параллельные ветви с нелинейными элементами.

N

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

13

U, B

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

13

I1, мА

2.5

5.2

7.7

10.7

13.2

16.2

18.5

21.4

23.7

26.9

29.5

33.4

39.3

I2 мА

15

20.5

25

28

33.5

37

40.7

43

47

50

52.8

55

57.8

I, мА

17.5

25.7

32.7

38.7

46.7

53.2

59.2

64.4

70.7

76.9

82.3

88.4

97.1

 

Таблица № 8. Данные для построения ВАХ цепи, содержащей смешанное соединение нелинейных элементов.

N

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

I, мА

 5

10

 15

20

 25

 30

 35

40

45

50

U12, B

0.1

0.3

0.6

1.2

1.9

2.5

3.3

4.1

4.8

5.5

U3, B

1.6

 3

4.5

 6

7.5

 9

10.4

11.9

13.4

14.9

U, B

1.7

3.3

5.1

7.2

9.4

11.5

13.7

16

18.2

20.4

Рис. 10. Вольт–амперная характеристика цепи при смешанном соединении нелинейных элементов.

Примечание: коричневая линия – ВАХ участка цепи, содержащей параллельные ветви с нелинейными элементами, фиолетовая линия – ВАХ всей цепи.

Расчёт цепи рис. 5. методом двух узлов.

1. Строим вольт–амперные характеристики всех элементов I1(U1), I2(U2),

I(U) по отношению к падениям напряжений на этих элементах.

2. Строим вольт–амперные характеристики всех элементов I1(U12), I2(U12),

I(U12) по отношению к напряжению U12.

2.1. Запишем выражения для нахождения напряжения U12 по второму закону Кирхгофа.

2.2. Находим зависимости I1(U12), I2(U12), I(U12).

2.3. Данные заносим в таблицу № 9.

2.4. Строим ВАХ I1(U12), I2(U12), I(U12) всех элементов.

3. Строим вольт–амперную характеристику  .

3.1. Сложим графически токи I1 и I3. Данные заносим в таблицу № 10.

3.2. Строим ВАХ  .

4. Определяем параметры цепи. Рабочая точка находится на пересечнии ВАХ

I2(U12) и .

Таблица № 9. Данные для построения ВАХ I1(U12), I2(U12), I(U12) всех элементов.

N

 Нелинейный элемент Rn1

Нелинейный элемент Rn2

Линейный резистор R

  

 U1, В

 U12, В

I1, мА

U2, В

U12, В

I2, мА

U, В

U12, В

I3, мА

 1

  0

 10

  0

   0

   0

   0

   0

 20

  0

 2

  2

  8

 5.2

   2

   2

 20.5

   2

 18

 6.7

 3

  4

  6

 10.7

   4

   4

   28

   4

 16

13.3

 4

  6

  4

 16.2

   6

   6

   37

   6

 14

 20

 5

  8

  2

 21.4

   8

   8

   43

   8

 12

26.7

 6

 10

  0

 26.9

  10

  10

   50

  10

 10

33.3

 7

 12

–2

 33.4

  12

  12

   55

  12

  8

 40

 8

 14

–4

 44.5

  14

  14

   61

  14

  6

46.7

 9

 16

–6

 59.5

  16

  16

   66

  16

  4

53.3

10

 18

–8

 75.2

  18

  18

   71

  18

  2

60

11

 20

–10

  95

  20

  20

   74

  20

  0

66.7

Таблица № 11. Данные для построения построения ВАХ  .

U12,B

 0

 2

 4

 6

 8

10

12

14

  16

I1, мА

26.9

21.4

16.2

10.7

5.2

 0

–5.2

–10.7

–16.2

I3, мА

66.7

60

53.3

46.7

40

33.3

26.7

20

  13.3

(I1+I3), мА

93.6

81.4

69.5

57.4

45.2

33.3

21.5

9.3

 –2.9

Рис.11. Вольт–амперные характеристики цепи Рис. 5. Для её расчёта методом двух узлов.

Примечание: синяя линия – ВАХ  I1(U1),  красная линия – ВАХ  I2(U2), коричневая линия – ВАХ  I3(U), серая линия – ВАХ  I1(U12),                       тёмно–фиолетовая линия – ВАХ  I3(U12), фиолетовая линия – ВАХ (I1+I3)=f(U12).    

Рабочая точка находится на пересечении ВАХ  I2(U2) и (I1+I3)=f(U12).

Результаты расчёта: U12=8.2 В, I1=4 мА, I2=43 мА.

                                                       Вывод                                                                         

   В данной лабораторной работе были исследованы свойства нелинейных элементов и электрических цепей, содержащих их различные соединения.

Была выполнена проверка графического метода расчёта нелинейных электрических цепей (метода двух узлов) путём эксперимента и применения этого метода. Были построены вольт–амперные характеристики всех резисторов и их соединений: (последовательного, параллельного и смешанного). В результате сравнения расчётных и экспериментальных данных был сделан вывод об их совпадении, что свидетельствует о справедливости метода двух узлов и других графических методов расчёта нелинейных электрических цепей постоянного тока.

 

   

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52238. АРХІТЕКТОНІКА ПЕДАГОГІЧНОГО УСПІХУ 113 KB
  Ось деякі з них: Що є причиною низького рівня пізнавальної активності учнів Чи існує реальне технологічне забезпечення досягнення педагогічного успіху Чи спроможний сучасний пересічний вчитель впроваджувати новітні технології у педагогічну практику В ході пошуків відповідей авторами статті було пройдено шлях від теоретичних розмірковувань над інноваційними засадами навчальновиховного процесу та досліджень відповідних інформаційних джерел до власних спроб переходу на нові принципи викладання у загальноосвітній школі. Причини низького...
52240. Ароматерапія в дитячому садку 96 KB
  Застосування ефірних олій №з п Лікування та профілактика захворювань Ефірні олії Вади серцевосудинної системи вроджена аномалія серця хронічний тонзиліт Олія евкаліпта чебрецю розмарину олії валеріани собачої кропиви лаванди меліси м'яти лимона майорану. Застосування аромалампи полягає в повільному томлінні ароматичної олії в спеціальній ємності завдяки якому повітря в приміщенні набуває цілющого аромату. У аромалампах застосовуються концентровані ефірні олії а також ароматичні суміші. У будьякому випадку необхідно...
52242. Мовленнєво - комунікативний розвиток дітей дошкільного віку засобами арт — терапії 45 KB
  Хід заняття Вчитель – логопед: Діти сьогодні я прийшла до вас не одна а ось з такою красунею – Квакушою. Скажіть будь ласка діти якої пори року ці кольори Весни. Діти я пропоную вам сісти за столи і розпочати гру. Діти займають місця за столами Ось я кручу дзигу і зупиняється вона на такому гарному олівчику.
52243. Арт-рок – музыка современности 544.5 KB
  Цель урока. Сформировать у учащихся представления о направлении артрок его разновидностях и отличительных чертах. Воспитывать эстетический вкус учащихся формировать навыки оценки рокмузыки с духовнонравственных и эстетических позиций.
52244. MASTERS AND MASTERPIECES 141.5 KB
  Objectives: to develop communictive skills bsed on the usge of the keywords which the lerner hs chosen on the given tsks; to cultivte students` good tste; to fcilitte free speking; to prctice their skills in nlyticl reding nd writing; to revise grmmr; to develop cretive thinking. Do you gree with Hippocrtes Wht is rt One of the definitions of the word rt is the study or cretion of beutiful things. Wht things do you ssocite with the word rt 2. Presenttion of the topic.
52245. Beim Arzt (у лікаря) 62 KB
  sicherlichнапевно der Hustentropfсироп від кашлю glubenсподіватися mir ist schwindligу мене запаморочення furchtbrжахливо ds tut mir leidмені шкода der Kopfschmerzголовний біль der Hlsschmerzболить горло ds Fieberтемпература ich fuhle mich unwohlя почуваю себе погано ІІ.Wenden Sie sich n den rzt wenn Sie krnk fühlen Jich wende mich n den rzt.Wie fühlen Sie sich wenn Sie Grippe oder ngin hben Ich fuhle mich unwohl.Wnn bekommen Sie Schnupfen und Husten Wenn ich krnk bin.
52246. АССЕМБЛЕР. КОМПОНОВЩИК. ЗАГРУЗЧИК. МАКРОГЕНЕРАТОР 237 KB
  LST; на трансляцию нашей программы то ОС считывает ассемблер из внешней памяти из файла MSM. Что делать Для решения проблемы со ссылками вперед ассемблер просматривает текст программы дважды. Полный просмотр текста транслируемой программы принято называть проходом транслятора поэтому ассемблер который делает два прохода называется двухпроходным. они попросту встроены в ассемблер а другие ассемблер строит в процессе трансляции конкретной программы.