70811

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Дипломная

Маркетинг и реклама

Актуальность темы исследования. Российская экономика пребывает в условиях глубинных преобразований, осуществляемых как на макро, так и на микро-уровнях. Этот процесс характеризуется несколькими важными тенденциями.

Русский

2014-10-27

39.38 KB

8 чел.

ДИПЛОМ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение... 3

Глава 1. Теоретические аспекты стратегического развития

предприятия...10

§ 1.1. Методика исследования стратегии развития оптово-розничного предприятия...10

§ 1.2. Сущность и содержание стратегии предприятия...18

§ 1.3. Особенности стратегического развития оптово-розничного предприятия...36

Глава 2. Исследование деятельности оптово-розничного предприятия на рынке игрушек...54

§ 2.1. Товар «игрушка» как объект рыночного исследования...54

§ 2.2. Анализ тенденций развития рынка игрушек...71

§ 2.3. Исследование потребительских предпочтений покупателей товаров в предприятиях оптово-розничной торговли ...97

Глава 3. Формирование стратегии развития предприятия оптово-розничной торговли на рынке игрушек...114

(# § 3.1. Оценка факторов, определяющих выбор стратегии развития предприятия ... 114

§ 3.2. Выбор стратегии развития предприятия оптово-розничной торговли ... 130

§ 3.3. Разработка программы развития предприятия оптово-розничной торговли...135

Заключение... 147

Библиографический список... 153

Приложения... 165

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Российская экономика пребывает в условиях глубинных преобразований, осуществляемых как на макро, так и на микро-уровнях. Этот процесс характеризуется несколькими важными тенденциями.

Первая тенденция связана с адаптацией всех экономических субъектов к условиям рынка. Она вызывает необходимость формирования принципиально новой системы управления организациями, в частности, управления на основе маркетинга, в основе которого находится приоритет потребителя.

В практике же отечественной торговли стремление предприятий удовлетворять потребности покупателей носят формальный характер из-за неверного предположения, что достаточной мерой оценки его деятельности является объём реализованного спроса. Однако реализованный спрос - важный, но недостаточный показатель с маркетинговой точки зрения, поскольку он служит отражением заключительного этапа процесса потребительского выбора на товарном рынке. Он не учитывает закономерности процесса потребительского поведения, приводящего к покупке.

Вторая тенденция связана с активным формированием в сфере товарного обращения России оптово-розничных предприятий. Они занимают особое место в торговле в силу специфики выполняемых ими функций. Поиск эффективных предпринимательских решений, формулирование и реализация целей оптово-розничного предприятия требуют соответствующей методологической и методической базы, разработки соответствующих инструментальных средств для выбора стратегических вариантов деятельности предприятия, поддержки принятых решений, позволяющих объективно оценивать эффективность деятельности.

Существующие методики анализа рыночных ситуаций и принятия реше- ний либо сложны для специалистов торговых предприятий, либо не адаптированы для российских условий, что определяет ключевую проблему, которую в об-

щем виде можно сформулировать следующим образом: разработка, адаптация и внедрение методов выработки стратегии торговых предприятий.

Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. В экономической литературе стран с развитой рыночной экономикой проблемы стратегического управления и маркетинга занимают значительное место. В исследовании автор опирался на работы таких зарубежных специалистов, как И. Ансофф, Б. Берман, Э. Бёвентер, Д. Даниэле, П. Диксон, Е. Дихтль, Б. Карлоф, Ф.Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, М. Мак-Дональд, М. Портер, Л. Радеба, А. Стрикленд, А. Томпсон, X. Швальбе, Дж.Эванс и др.

Формированию отечественной теории управления и маркетинга, методо-ф логических подходов к рыночным исследованиям посвящены работы известных учёных Г.Л. Багиева, Е.П. Голубкова, М.В. Лычагина, В.Д. Марковой, В.В. Са-лия, В.А. Титовой, В.В. Томилова. Вопросы формирования и функционирования предприятий торговли рассматриваются в работах В.В. Бакаевой, Г.В. Маклако-ва. Различные аспекты конкуренции исследованы в работах Г.Л. Азоева, B.C. Ефремова, Е.С. Стояновой, А.Ю. Юданова, В.Е. Хруцкого.

^ Однако при наличии достаточно большого числа работ по теории и прак-

тике управления, недостаточно исследований, включающих такие взаимосвязанные элементы как формирование стратегии развития организаций и предприятий, роль и место маркетинга в стратегических решениях и действиях фирмы; обоснование выбора конкретных стратегий на предприятиях торгового профиля; разработка конкретных инструментов реализации стратегии применительно к реальным рыночным условиям; выявление причин медленного освоения прогрессивных методов и средств принятия оптимального решения на отечествен-¦ ных предприятиях; создание методик обучения стратегии рыночной конкурен-

ции, маркетингу, искусству продажи и др. Нет глубоких исследований по рын-

кам целого ряда товарных групп, в том числе по такой социально значимой группе, как игрушки.

Таким образом, теоретические и методические основы концепции эффективного управления на уровне хозяйствующих субъектов в условиях развития

0 -

^ рыночных отношении, усиления конкуренции, становится актуальной научной

проблемой.

Цель исследования — определить научно-методические основы разработки стратегии развития оптово-розничного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке.

Задачи исследования вытекают из цели исследования:

1. Обобщить, систематизировать и создать адекватную изучаемому объекту методическую базу, позволяющую давать объективные оценки, определять

(М, рыночную позицию оптово-розничного предприятия на товарном рынке.

2. Выявить специфические особенности деятельности оптово-розничного предприятия.

3. Разработать методические основы корректировки реализуемой стратегии оптово-розничного предприятия на основе анализа сигналов окружающей рыночной среды как управляемой системы с обратными связями.

4. Определить рациональную структуру компонентов комплекса маркетинга для оптово-розничного предприятия с учётом региональных и иных особенностей рынка для реализации стратегии развития.

5. Исследовать рынок игрушек, особенности его формирования и развития. Дать классификацию игрушек для определения конкретных мероприятий по удовлетворению спроса, стимулированию сбыта, товарной политики торгового предприятия. Разработать методику формирования эффективных стратегий развития торгового предприятия, основывающейся на главном принципе создания

Щ организационных систем, представленной схемой: «цель - средства - результаты».

6. Предложить параметры для оценки динамики конкурентной среды на рынке игрушек в условиях неполноты данных официальной статистики.

Объект исследования. Объектом исследования диссертационной работы являются предприятия оптово-розничной торговли игрушками г. Новосибирска. ~ Предмет исследования. Предметом исследования являются экономиче-

ские отношения, возникающие в процессе маркетингового управления деятельностью предприятий оптово-розничной торговли игрушками.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует области исследования 3.2 «Методологические основы и методический аппарат стратегического и операционного управления маркетингом»; 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Ф Методология и методика исследования. В исследовании применён син-.

тез методологических подходов формирования решений в экономических системах и современного маркетинга, а также такие общенаучные методы как сравнительный, факторный, структурный анализ, синтез, экономико-статистические методы сбора и обработки информации, экономико-математические методы анализа, а также экспертные оценки.

Для накопления, хранения, обработки и представления информации использовались компьютерные технологии (Internet, Microsoft — Excel, Word).

Информационную основу диссертации составили документы государственных законодательных органов России, статистические материалы Госкомстата Российской Федерации, статистические данные Новосибирского областного комитета государственной статистики, материалы оптово-розничного предприятия «Сибторгигрушка» и других субъектов рынка игрушек.

Для получения информации, не учитываемой органами статистики, авто-# ром по собственной программе проведены специальные исследования: серия анкетных опросов оптовых и розничных потребителей и другие наблюдения.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Предложен новый методический подход к формированию стратегии эффективного функционирования оптово-розничного предприятия, основанный (при недостатке данных о рыночном окружении) на использовании информации о степени приверженности покупателей, результатах анализа потребительских предпочтений, операционного, сценарного анализа.

2. Разработана маркетинговая классификация игрушек, в основу которой положены признаки: функции игрушек и их потребительная ценность для субъектов рынка игрушек (общество, торговые предприятия, дошкольные учреждения); мировые тенденции в развитии производства игрушек; характер потребительского поведения. Уточнена классификация игрушек по воспитательному признаку — в неё включены ранее не учитываемые группы игрушек. Полученные классификации дают возможность создать целостное представление о современ- ном состоянии предложения товаров на рынке игрушек.

3. Впервые исследован рынок игрушек, выявлены факторы, влияющие на конечный выбор игрушек потребителями, тенденции его развития (мирового, национального, регионального уровней). С учётом специфики деятельности оптово-розничного предприятия произведено разделение рынка на оптовый и потребительский, разработана методика оценки ёмкости оптового рынка игрушек.

4. Адаптирована методика анализа конкурентоспособности торгового предприятия на основе оценки потребительских предпочтений, определения стабильности предоставляемых услуг, позволяющая восполнить неполноту данных рыночного окружения.

5. Разработана методика оценки степени приверженности оптовых потребителей оптово-розничному предприятию на основе показателя средневзвешенной частоты покупок клиента.

6. Выявлены специфические особенности развития сети оптово-розничных предприятий и их деятельности на рынке игрушек.

Практическая значимость. Основные положения диссертации использованы в качестве практических рекомендаций по совершенствованию торговой

деятельности оптово-розничных предприятий в условиях усиления конкуренции. Это подтверждается актами о внедрении результатов научных исследований: в ЗАО «ФинСиб» (оптово-розничная торговля канцелярскими товарами)(акт о внедрении от 15 мая 2003г. №22), ЗАО «Компания Тест» (оптово-розничная торговля товарами для офиса)(акт о внедрении от 7 апреля 2003г. №36), ООО «КБ Свежий Ветер» (акт о внедрении от 20 марта 2003г. №17-02).

Оценки, выводы, рекомендации, сделанные автором, легли в основу разработки стратегии развития оптово-розничного предприятия «Сибторгигрушка» (торговая марка принадлежит ООО «Мастер, Ко) на 2003 год и на период до 2005 года (акт о внедрении от 30 апреля 2003г. №14/4).

Материалы диссертации и публикации автора использованы в качестве учебного материала по маркетингу для университетской подготовки коммерсан-,Ф тов, маркетологов, рекламистов, экономистов (акт о внедрении от 2.06.03 № 15).

Апробация результатов исследования. Основные результаты докладывались и обсуждались на: региональной научно-практической конференции «Проблемы потребительской кооперации Сибири и Дальнего Востока, её кадровое обеспечение» (г. Новосибирск, 1996г.); Российской научно-практической конференции «Предпринимательство в Сибири: генезис, опыт развития и перспективы» (г. Красноярск, 1996 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Пути развития отечественной игрушки» (г. Санкт-Петербург, 2001г.); международной научно-практической конференции «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства» (г. Челябинск, 2003 г.); III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Региональные производители: их место на современном рынке товаров и услуг» (г. Красноярск, 2003г.).

Публикации по теме исследования. Опубликовано 8 печатных работ об-Ш щим объёмом 3,35 п.л., в т.ч. авторские 3,25 п.л. Из них один авторский препринт, четыре статьи, трое тезисов докладов.

Объём и структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений и излагается на 164 машинописных страницах, содержит 17 рисунков, 40 таблиц. Список литературы включает 144 наименования.

Глава 1. Теоретические аспекты стратегического развития предприятия

§1.1. Методика исследования стратегии развития оптово-розничного предприятия

Исходной методической базой данного исследования служит обоснование принципов и подходов к разработке и реализации стратегии развития предприятия.

Социально-экономические системы наиболее трудны для исследования по многим причинам, одна из которых состоит в необходимости привлечения к анализу многих людей, даже тех, кто этого не желает. Включение в системный анализ этапа практического улучшения проблемной ситуации (этапа реализации скорректированной стратегии развития) увеличивает возникающие трудности.

Социально-экономические системы представляют наибольшую трудность для анализа из-за резкого преобладания в них субъективного над объективным, эвристического над формальным. Так, на успех предприятия значительно влияют потребительские предпочтения, мотивация сотрудников, политические решения, правовая нормативная база. Ещё более важным отличием социально-экономических систем является их зависимость от фактора времени. Эти системы меняются в ходе исследования как сами по себе, так и под влиянием самого ана-лиза. Только диалектический подход, лежащий в основе системного анализа, помогает создать динамическую модель текущих событий и с её помощью спланировать и организовать действия всех участников анализа.

Сложность экономических явлений обусловливает их системность. Основными признаками системности являются: 1) структурированность системы; 2) взаимосвязанность составляющих её частей; 3) подчинённость организации всей системы определённой цели [86, С.8]. Именно сложность экономических про- блем, их системность является одним из объективных факторов возникновения и развития системных понятий и теорий. Это даёт основания для выбора системно-

ю

го подхода в исследовании социально-экономических объектов, решения их общих и частных проблем.

Процесс исследования также системен. Важным способом повышения системности процесса исследования является его алгоритмизация, т.е. установление точно определенной последовательности действии при выявлении проблем и их решений.

В основе системного анализа лежит диалектический способ мышления. Материалистическая диалектика является методом познания, обеспечивающим согласование системности знаний и системности практических проблем на любом уровне абстракции.

Диалектика системного анализа вытекает из диалектической взаимосвязанности анализа и синтеза как методов исследования.

ф Согласно Ф.И. Перегудову [86], в настоящее время преобладает аналитиче-

ский подход в исследованиях. Задача анализа состоит в разделении целого (проблемы) на независимые друг от друга части, поскольку в этом случае их отдельное рассмотрение позволяет составить правильное представление об их вкладе в общий эффект. Значение анализа заключается, также в том, чтобы после решения частей проблемы они были объединены по частям. После этой заключительной операции - объединения - возможно объяснение целого через его части — в виде структуры целого. Успешным результатом анализа является установление причинно-следственной закономерности, при которой причина является необходимым и достаточным условием осуществления следствия. При этом видно, что анализ завершается объединением, т.е. синтезом.

Ограничение анализа заключается в разрушении целостности системы. Результатом анализа является лишь вскрытие структуры и получение знания о том, как система работает, но не понимание того, почему и зачем она это делает. На Щ практике правилом является то, что вклад данной части в общесистемный эффект зависит от вкладов других частей. При анализе систем следует делать акцент на рассмотрение не отдельных частей, а их взаимодействия, т.е. связей между ними.

п

Под связью понимается логическое или эмпирическое отношение, существующее между элементами системы [121, С. 191].

Другое ограничение проявляется в сложности установления причинно-следственных связей при анализе социально-экономических систем. Даже в тех случаях, когда имеет место причинно-следственное описание (т.е. когда условия, входящие в причину, действительно перечислимы), всё остальное должно быть исключено, что маловероятно. Более адекватной моделью взаимодействия между причиной и следствием оказывается отношение «продуцент — продукт», характеризуемое тем, что продуцент является необходимым, но не достаточным условием для осуществления продукта. Другими словами, для получения продукта необходимы и другие условия, которые и образуют окружающую среду.

Для пояснения роли анализа и синтеза приведём слова известного специа- листа в области системного анализа Р. Акоффа (R.L. Ackoff). «Синтетическое мышление требует объяснить поведение системы. Оно существенно отличается от анализа. На первом шаге анализа вещь, подлежащая объяснению, разделяется на части; в синтетическом мышлении она должна рассматриваться как часть большего целого. На втором шаге анализа объясняются содержимые части; в синтетическом мышлении объясняется содержащее нашу вещь целое. На последнем шаге анализа знание о частях агрегируется в знание о целом; в синтетическом мышле-нии понимание содержащего целого дезагрегируется для объяснения частей. Это достигается путём вскрытия их ролей или функций в целом. Синтетическое мышление открывает не структуру, а функцию; оно открывает почему система работает так, а не то, как она делает это» [Цит. по 86].

Таким образом, не только аналитический метод невозможен без синтеза (на этом этапе части объединяются в целое), но и синтетический метод невозможен без анализа (необходимо разделение целого для объяснения функций частей). За- метим, что анализ и синтез не являются элементарными действиями - они содержат более простые операции декомпозиции и агрегирования. Эти операции, в свою очередь, можно алгоритмизировать.

12

Видно, что анализ и синтез дополняют, но не заменяют друг друга, при этом системное мышление совмещает оба указанных метода.

В исследовании был применён синтез методологических подходов формирования решений в экономических системах и современного маркетинга, а также такие общенаучные методы как системный анализ, сравнительный, факторный, структурный анализ, экономико-статистические методы сбора и обработки информации, экономико-математические методы анализа и моделирования процессов, а также экспертные оценки.

Диалектика анализа и синтеза отражена структурой настоящей диссертации. Автор придерживается следующего алгоритма изложения материала: 1) научнее исследование вопросов, связанных с проблемой разработки стратегии развития оптово-розничного предприятия; 2) разработка улучшающих изменений в работу .м - предприятия; 3) внедрение в практику результатов, полученных в ходе анализа. Концептуальная структура диссертации показана на рисунке 1.1.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития оптово-розничного предприятия. Несмотря на отсутствие универсального алгоритма, практические деятели торговли нуждаются в более определённых, типовых схемах решения проблемы разработки оптимальной стратегии развития предприятия.

Выбор и реализация стратегии развития торгового предприятия, осуществляемой в рамках политики предприятия, опирается на совокупность знаний и представлений о состоянии и перспективах развития торговли. Региональный рынок игрушек представляется агрегированной категорией, охватывающий сложный комплекс объектов распространения игрушек, представляющих реальный интерес для различных участников рынка, которые выступают в роли субъектов рыночной среды.

Поскольку решаемые проблемы выбора стратегии могут возникать в раз-Ф личных постановках, сохраняя при этом общие черты, то целесообразна разработка методик и подходов для их анализа и решения и имеющих для них общий ха-

13

рактер. При этом отпадает необходимость разработки последовательности этапов поведения торгового предприятия для каждой конкретной рыночной ситуации.

Теоретические аспекты стратегического развития предприятия:

а) определение содержания стратегии оптово-розничного предприятия;

б) выявление особенностей стратегического развития оптово-розничного предприятия;

в) нахождение алгоритма разработки и реализации эффективной стратегии развития торгового предприятия.

Определение внешней текущей ситуации на рынке

Анализ возможностей (резервов) компании

Анализ тенденций развития потенциала предприятия и его внешнего окружения

Оценка факторов влияния на выбор стратегии развития

Формулирование целей стратегического развития, оценочных критериев и разработка стратегии развития

Анализ сценариев развития оптово-розничного предприятия

Разработка программы развития предприятия оптово-розничной торговли

Рис. 1.1. Концептуальная структура диссертации

Путём анализа проблем, возникающих в процессе разработки стратегии развития, можно выявить их общие черты и на основе исследования разработать алгоритмическую базу для их решения. Алгоритмическая база позволяет накопить «парк» алгоритмов, развить информационное обеспечение и автоматизировать решения данного класса задач.

14

Синтетический подход применяется при исследовании вопросов, изложенных в параграфах 1.3 и 2.1. Параграф 1.3 посвящен исследованию функций оптово-розничных предприятий в экономике. Именно полезность оптово-розничных предприятий обусловливает их долговременную устойчивость. Основной задачей параграфа стало выделение типов полезности, описание условий их формирования для торгового предприятия.

Параграф 2.1 посвящен исследованию функций игрушек для общества, поскольку именно назначение игрушек лежит в основе формирования устойчивого спроса на них как на товар.

Отправной точкой разработки стратегии развития оптово-розничного предприятия является изучение тенденций развития рынка игрушек, целью которого является оценка потенциала целевых рынков.

Оценка потенциала, изложенная в параграфе 2.2, включает следующие этапы: 1) определение границ базового рынка для объекта исследования; 2) сегментирование рынка и выбор целевого сегмента; 3) измерение ёмкости целевых рынков; 4) изучение динамики развития целевых рынков; 5) анализ конкуренции; 6) анализ источников поступления товара на рынок игрушек г. Новосибирска; 7) исследование технолого-конструктивных особенностей игрушек; 8) изучение товар-но-родовых конкурентов игрушек. Таким образом, основным результатом этапа оценки потенциала целевых рынков являются прогнозные оценки.

Следующим этапом разработки стратегии развития предприятия, изложенным в настоящей диссертации в параграфе 2.3, является исследование потребительских предпочтений покупателей товаров в предприятиях оптово-розничной торговли. Этот анализ является важной составляющей анализа конкурентоспособности. Здесь важно провести анализ факторов, влияющих на совершение покупки в оптово-розничном предприятии. Также важно определить, как покупате- ли реагируют на стимулы комплекса мероприятий торгового предприятия.

Результаты параграфов 2.2 и 2.3, совместно образуют результаты СВОТ -анализа, а именно, матрицу конкурентных позиций. Положение торгового пред-

15

приятия на этой матрице относительно главных конкурентов будет определять возможную стратегию развития в будущем.

Заметим, что определяемые в результате исследования положения конкурентов относительно друг друга на матрице конкурентных позиций не информируют об экономической эффективности сравниваемых предприятий (вследствие невозможности получения информации). Поэтому для оценки эффективности реализуемой стратегии развития автор предлагает использовать результаты операционного анализа (анализ «объём - затраты - прибыль») и анализ рентабельности совокупных активов торгового предприятия, проводимый в разрезе СХП. Указанные направления анализа экономического потенциала оптово-розничного предприятия в рамках настоящего исследования реализованы при оценке факторов влияния на выбор стратегии развития - они изложены в параграфе 3.1. Ф Дополнительно к оценке экономической эффективности деятельности опто-

во-розничного предприятия, важной характеристикой стратегии развития является степень приверженности оптовых покупателей, обеспечивающих значительную долю выручки. Измерение степени приверженности оптовых покупателей, выделение группы приоритетных покупателей также изложены в параграфе 3.1.

Результаты второй главы, а также параграфа 3.1 являются основой для раз-работки сценариев стратегического развития оптово-розничного предприятия, и последующего выбора стратегии. Здесь большую роль играет использование ЭВМ, например, табличного редактора MS - Office, который позволяет значительно ускорить обработку больших массивов внутренних и внешних данных торгового предприятия.

Имитационный расчёт результата хозяйственной деятельности учитывает зависимость финансового результата (чистой прибыли) от изменения затрат, потребительского спроса, уровня конкуренции, необходимых для реализации наме-& чаемой стратегии предприятия. В параграфе 3.2 приведён алгоритм для проведения имитационных расчётов.

16

Важным результатом параграфа 3.2 является выбор стратегии достижения цели. Изложение стратегии, на наш взгляд, должно содержать следующие элементы: 1) уточнение и подтверждение выбора одного или нескольких целевых сегментов; 2) определение целевых значений по критериям позиционирования отно-сительно главных конкурентов; 3) утверждение решения об ассортиментном перечне товаров с указанием значений параметров времени и объёма закупки по каждой товарной группе; 4) утверждение установленной системы цен и условий продаж; 5) описание мероприятий по стимулированию сбыта.

В параграфе 3.3 определяются тактические действия торгового предприятия: разработка программы и бюджета маркетинга.

Программа действий содержит подробное описание всех мероприятий, которые нужно выполнить для осуществления выбранной стратегии развития пред- приятия. Неотъемлемой частью программы маркетинга является календарный план выполнения мероприятий и документ, фиксирующий распределение ответственности и обязанностей между исполнителями программы.

Подготовленная программа мероприятий является основным документом, по которому формируется и утверждается бюджет предприятия. Программа мероприятий и бюджет, в совокупности, являются системой поддержки реализации стратегии развития оптово-розничного предприятия.

В заключение заметим, что в процессе исследования торговой деятельности изменяются мнения о состоянии проблемы, цели, отношения между заинтересованными сторонами на рынке. Реализация же принятых решений влияет на все факторы функционирования системы. Происходит слияние этапов исследования и внедрения, что придаёт системному анализу особый характер: проблемы не «решаются», а как бы «растворяются», «исчезают» в ходе активного исследования.

Заметим, что выделяется четыре основных способа обращения с любой проблемой [141, Цит. по 86]. Первый — не решать проблему, надеясь, что она исчезнет сама собой. Второй — сделать что-нибудь, частично решающее проблему, смягчающее её до приемлемого состояния. Третий - решить проблему наилучшим

Дипломная.

Разработка конкурентной стратегии организации ООО Вавилон. 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ    6
1.1. Основные виды конкурентных стратегий    6
1.2. Этапы разработки стратегии организации    14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ВАВИЛОН»    21
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия    21
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей    27
2.3. Анализ стратегии организации    40
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ВАВИЛОН»    40
3.1. Меры по совершенствованию организации в целом    51
3.2. Рекомендации по разработке конкурентной стратегии организации ООО «Вавилон»    55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    66
------------------------------------------------www.dagdiplom.ru-------------------------------------------------- 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломной работы. В настоящее время менеджеры различного уровня и различного масштаба предприятий отводят особую роль стратегическому планированию, под которым обычно понимаются определенные действия и решения, предназначенные для разработки стратегии фирмы, способствующей реализации ее целей. При этом основными целями могут быть получение долгосрочной прибыли, повышение или удержание доли рынка, проникновение на новый рынок, повышение производительности, расширение ассортимента продукции и др.
Таким образом, стратегия предприятия представляет собой комплексный план деятельности, реализующий ее миссию и цели и ориентированный на повышение долгосрочной эффективности, так как существует зависимость между выбором стратегии и успехом фирмы на рынке. В свою очередь, конкурентная стратегия - это план предприятия по обеспечению определенного уровня его конкурентоспособности.
В настоящее время процесс разработки конкурентной стратегии на предприятии является неотъемлемым атрибутом системы управления. Конкурентная стратегия – это совокупность тех или иных управленческих решений, посредством которых создаются конкурентные преимущества одного предприятия над группой других однотипных предприятий.
Кроме того, по мере роста требований к обслуживанию в оптово-розничной сфере, предпринимателям пришло понимание того, что эффективность деятельности торгового предприятия должна исходить из грамотно выстроенной системы внутрифирменного управления, в основе которой лежит поиск эффективных методов выявления целевых покупателей.
Нельзя забывать, что в настоящее время любое торговое предприятие подвержено влиянию социально-экономических факторов и преобразований в политической сфере российского общества. Наиважнейшим фактором, влияющим на конкурентную стратегию предприятия является ужесточение конкуренции в торговом предпринимательстве. Поэтому обычное планирование и прогнозирование на предприятии уже не обеспечивает необходимого уровня прогнозов даже на краткосрочную перспективу. Можно сделать вывод, что предприятиям теперь необходимо переходить на новый уровень мышления, позволяющий достигать необходимых экономических результатов в средне- и долгосрочном периоде времени.
В процессе реализации конкурентной стратегии торгового обслуживания на предприятии необходимо знать, что представляет из себя внешняя среда,  которой функционирует предприятие.
Сформированная на объективной основе и обеспеченная ресурсами стратегия социально-экономического развития предприятия должна ориентировать его на полное удовлетворение спроса потребителей торговых услуг, на получение максимально возможного размера прибыли, рост уровня конкурентоспособности.
Таким образом, в оптово-розничной торговле конкурентная стратегия развития предприятия должна идти на удовлетворение спроса потребителей, а также на получение максимальной прибыли.
Актуальность дипломной работы обусловлена важностью разработки конкурентной способности торговой организации, так как успех функционирования торгового предприятия определяется, прежде всего, финансовой сбалансированностью различных направлений текущей деятельности и наличием специфической стратегической миссии и цели организации.
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей и этапов разработки конкурентной стратегии организации ООО «Вавилон».
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма конкурентной стратегии торгового предприятия.
Объектом дипломной работы является оптово-розничный магазин ООО «Вавилон».
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических аспектов стратегии организации;
- изучение основных этапов при разработке стратегий организации;
- изучение основных видов конкурентных стратегий;
- анализ стратегии организации ООО «Вавилон» на оптово-розничном рынке товаров;
- исследование направлений совершенствования и развития организации в целом;
- разработка рекомендаций по развитию конкурентной стратегии организации.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе дипломной работы рассматриваются основные теоретических аспекты организации стратегической миссий предприятий. Кроме того, в данной главе изучаются основные этапы разработки стратегии организации.
Во второй главе нами анализируется деятельность оптово-розничного магазина ООО «Вавилон» на рынке товаров. Предварительно проводятся расчеты основных финансово-экономических показателей деятельности за последние годы. В заключение параграфа нами анализируется стратегия развития организации в целом.
В третьей главе исследуются основные направления развития организации, а также даются рекомендации по дальнейшему развитию конкурентной стратегии компании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты и законы
1.    Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2013.
2.    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

Учебная литература
3.    Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы/Г. Л. Азоев. - М.: Новости, 2013. - 334 с.
4.    Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 235 с.
5.    Алихашкина Е. Исследование партнеров: выбор и оценка источников поставки. Практический маркетинг. - 2009. - № 3. - с. 16-21.
6.    Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник/В. И. Беляев. - М.: КноРус, 2012.
7.    Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Тандем, ЭКМОС, 2012. - 456 с.
8.    Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: 2013. - 208 с.
9.    Гамова В.В. Закупка товаров - важнейший элемент коммерции в условиях рынка. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2012. - 87 с.
10.    Гравшина И. Н. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия  / И. Н. Гравшина // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 296-298.
11.    Ерёмин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации/В. Н. Еремин. - М.: КноРус, 2009. - 366 с.
12.    Ерохина Л. И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: Учебное пособие/ Л. И. Ерохина. - М.: КноРус, 2010. - 417 с.
13.    Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент - М.: Экономистъ, 2012. - 336 с.
14.    Зайцев Н. А. Экономика, организация и управление предприятием - М.: Инфра - М, 2012. - 445 с.
15.    Зуб А. И. Стратегический менеджмент - М.: Велби, 2012. - 376 с.
16.    Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия. - Ростов н /Д: Феникс, 2012. - 296 с.
17.    Качалина Л. И. Конкурентоспособный менеджмент. -М.: Эксмо, 2009 - 352 с.
18.    Ким С. А. Маркетинг - М.: Дашков и К, 2011. - 217 с.
19.    Кузьмина Е. Е. Планирование маркетинга - Ростов н /Д: Феникс, 2011. - 612 с.
20.    Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент - М.: ЮНИТИ, 2009. - 218 с.
21.    Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 451 с.
22.    Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М: Внешторгиздат, 2009. - 342 с.
23.    Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли - М.: КноРус, 2011. - 317 с.
24.    Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии - М.: Издательство МГУК, 2009. - 512 с.
25.    Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред. Е.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2009. - 451 с.
26.    Управление организацией / Под редакцией А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.: Инфра - М, 2011. - 512 с.
27.    Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность - М.: Экономика, 2009. - 316 с.
28.    Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент - М.: Дело, 2011. - 415 с.
29.    Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации - М.: Эксмо, 2011. - 452 с.
30.    Цветков А. Н. Менеджмент - СПб.: Питер, 2011. - 192 с.
31.    Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Конкурентоспособность предприятий как основа улучшения конкурентной позиции региона // Известия академии управления теория, стратегия, инновации. - №4 (5), 2011. 
32.    Черкасова И. О. Маркетинг - СПб.: Нева, 2009. - 216 с.
33.    Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 442 с.
34.    Шилков В. И. Стратегический менеджмент - М.: Форум, 2009. - 315 с.
35.    Экономика организации (предприятия) / Под ред. Н. А. Сафронова. - М.: Экономистъ, 2011. - 456 с.
36.    Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2010.- 457 с.
37.    Бухгалтерский баланс ООО «Вавилон» за 2011-2013гг.
38.    Отчет о прибылях и убытках ООО «Вавилон» за 2013гг.
39.    Устав ООО «Вавилон»
40.    Стратегический план развития оптово-розничного магазина ООО «Вавилон» до 2019 года


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24700. ЗАЩИТА РОТОРА от замыкания на корпус 63 KB
  Для периодического контроля за состоянием изоляции цепей возбуждения используется вольтметр один зажим которого соединен с землей а второй поочередно подключается к полюсам ротора. Если изоляция ротора достаточно высока замеры вольтметра в обоих случаях будут близки к нулю. Второй конец обмотки токового реле заземляется через специальную щетку имеющую электрический контакт с валом ротора.
24701. Защита ротора от перегрузки 38 KB
  Для предотвращения повреждения ротора при перегрузке предусматривается специальная РЗ а также выполняется ограничение длительности форсировки возбуждения. Наиболее полноценную РЗ ротора от перегрузки можно осуществить с помощью реле имеющего характеристику соответствующую перегрузочной характеристике ротора. Выдержка времени первой ступени при одних и тех же значениях тока ротора примерно на 20 меньше выдержки времени второй ступени.
24702. ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕНОРМАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ГЕН-В, ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ГЕНЕРАТОРОВ 41.5 KB
  Обмотка ротора гена находится под сравнительно невысоким напряжением и поэтому ее изоляция имеет значительно больший запас элой прочности чем изоляция статорной обмотки. Однако изза значительных механических усилий обусловленных большой частотой вращения роторов турбогенов относительно часто наблюдаются случаи повреждения изоляции и замя обмотки ротора на корпус т. Замыкание на корпус в одной точке обмотки ротора неопасно так как ток в месте замыкания очень мал и нормальная работа генератора не нарушается. При двойных...
24703. Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе 91.5 KB
  Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе. В устройствах РЗ и электрической автоматики применяются реле на базе электромеханических конструкций полупроводниковых приборах из отдельных диодов транзисторов и др. Электромеханические реле обладают большими габаритами значительным потреблением мощности требуют тщательного ухода имеют ограниченное быстродействие и чувствительность.
24704. ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ 220 KB
  ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ Работа индукционных реле основана на взаимодействии переменных магнитных потоков с токами индуктированными ими в подвижной системе реле. Основными элементами реле являются два электромагнита 1 и 2 и подвижная система 3 расположенная в магнитном поле электромагнитов рис. С осью 4 жестко связан подвижный контакт реле 5 замыкающий при повороте неподвижные контакты 6. Момент Мэ приводит в движение подвижную систему 3 которая в зависимости от знака направления Мэ действует в сторону замыкания или размыкания контактов...
24705. МТЗ. Структурная и принципиальная схема 154.5 KB
  МТЗ. Селективность действия МТЗ достигается с помощью выдержки времени. МТЗ являются основным видом РЗ для сетей с односторонним питанием. Соответственно при КЗ в точке К2 быстрее всех сработает МТЗ 3.
24706. Погрешности ТН. Повреждения в цепях ТН 124.5 KB
  Повреждения в цепях ТН. Во вторичных цепях ТН могут возникать повреждения КЗ и обрывы. Для предупреждения ложных действий РЗ предусматриваются блокирующие устройства которые реагируют на появление U0 и I0 при повреждениях в цепях напряжения во вторичных цепях ТН и подают сигнал. Недостатком таких устройств блокировки является то что при КЗ в цепях фазных напряжений они не действуют.
24707. ТН. Схемы соединений 187 KB
  Начала и концы первичных и вторичных обмоток ТН Н н и К к обозначаются так же как и у силовых трансформаторов: у первичной обмотки А и X у вторичной соответственно а и х. Начала каждой обмотки А В С присоединяются к соответствующим фазам ЛЭП а концы X Y Z объединяются в общую точку нейтраль N и заземляются подводится напряжение фазы ЛЭП относительно земли. Заземление нейтрали первичной обмотки ТН и наличие нулевого провода во вторичной цепи являются обязательным условием для получения фазных напряжений относительно земли....
24708. ТТ и их погрешности. Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока 112.5 KB
  Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока. ТТ являются вспомогательными элементами с помощью которых ИО РЗ получают информацию о значении фазе и частоте тока защищаемого объекта. Основным требованием к ТТ является точность трансформации контролируемого тока с погрешностями не превышающими допустимых значений. Трансформатор тока рис.