70843

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С АКТИВНЫМИ И ИНДУКТИВНЫМИ СОПРОТИВЛЕНИЯМИ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

В работе необходимо последовательно произвести измерения параметров двух различных схем рисунки 43. Физическое обоснование эксперимента Прежде чем приступить к выполнению работы необходимо ознакомиться с главами Переменный электрический ток Построение векторных диаграмм...

Русский

2014-10-28

217 KB

6 чел.

Лабораторная работа 43

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С АКТИВНЫМИ И ИНДУКТИВНЫМИ СОПРОТИВЛЕНИЯМИ.

Цель и задачи работы

Цель работы:

Показать, что в отличие от цепей постоянного тока, в цепях переменного тока при параллельном включении активного и индуктивного сопротивлений векторная сумма токов ветвей меньше их алгебраической суммы, а при последовательном включении - векторная сумма напряжений на отдельных участках цепи меньше их алгебраической суммы. Это обусловлено возникновением сдвига фаз между током и напряжением при наличии в цепи реактивной нагрузки (в данной работе – катушки индуктивности).

При параллельном включении активного и реактивного сопротивлений токи в этих ветвях не совпадают по фазе. При их последовательном включении возникает сдвиг фаз между падениями напряжения на различных сопротивлениях. (См. «Ведение. Понятие о векторных диаграммах».)

Возможно еще цель, связанная с мощностями?

Задачи работы:

  1.  Построение векторных диаграмм напряжений и токов и вычисление индуктивности цепи.
  2.  Построение треугольников сопротивлений и проводимостей.
  3.  Определение активной, реактивной и полной мощности цепей.
  4.  Построение треугольников мощностей.

Описание установки.

В работе необходимо последовательно произвести измерения параметров двух различных схем рисунки 43.1 и 43.2. Обе схемы составляются из одних и тех же элементов, но в первом опыте активное и индуктивное сопротивления включаются последовательно, а во втором – параллельно.

В качестве активного сопротивления используется ламповый реостат (на схеме обозначен r). Его сопротивление изменяется путем включения и выключения ламп накаливания.

В качестве реактивного сопротивления используется катушка индуктивности L, индуктивность которой можно изменять, вдвигая и выдвигая сердечник.

Реостат R0 регулирует входное напряжение U0 , измеряемое вольтметром V0. Ваттметр W измеряет активную мощность P. Амперметр А0 измеряет общий ток I0. Реостат R1 позволяет дополнительно увеличивать активное сопротивление участка цепи, включающего индуктивность.

Вольтметры V1 и V2 в первой схеме измеряют падения напряжения U1 и U2  на индуктивном и чисто активном сопротивлениях, соответственно. Амперметры А1 и А2 во второй схеме измеряют токи:  I1  -протекающий по ветви содержащей индуктивность, и I2 протекающий по ветви состоящей из чисто активного сопротивления.

В этой работе наиболее наглядные результаты можно получить, если на входах, как первой, так и второй схем установить одинаковые значения I0 , U0  и P.

Физическое обоснование эксперимента

Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо ознакомиться с главами «Переменный электрический ток», «Построение векторных диаграмм», «Мощность переменного тока».

Порядок выполнения работы

  1.  Собрать схему (Рис. 43.1).

Рис. 43.1.

  1.  В собранной схеме с помощью реостатов установить значения U0, I0, P по указанию преподавателя. Установку следует производить, регулируя R0, L, R1 и r.
  2.  Записать результаты измерений в таблицу 43.1 (опыт 1).
  3.  Собрать схему (Рис. 43.2).

Рис. 43.2.

  1.  Установить значения U0, I0, и P1 такие же, как в первом опыте. Установку производить, регулируя L, R1 и r.
  2.  Записать результаты измерений в таблицу 43.1 (опыт 2).

Обработка результатов измерений

  1.  По результатам опыта 1 построить векторную диаграмму напряжений (Рис. 43.3а).

Рис. 43.3.

  1.  По результатам опыта 2 построить векторную диаграмму токов (Рис. 43.4а).

Рис. 43.4.

  1.  В соответствии с приведёнными ниже указаниями произвести расчёты, результаты которых занести в таблицы 43.2 и 43.3.

Примечание. Все векторные диаграммы строятся обязательно на миллиметровой бумаге в удобном векторном масштабе, который указывается сбоку на диаграмме.

Таблица 43.1

Опыт 1 (Рис. 43.1)

Опыт 2 (Рис. 43.2)

U0, B

I0, A

P, Bт

U1, B

U2, B

U0, B

I0, А

P, Bт

I1, A

I2, A

Таблица 43.2

S1, Bт

cosφ

φ

UR, B

UL, B

R, Ом

XL, Ом

Z, Ом

L, Гн

P1, Вт

Q1, ВАр

Таблица 43.3

S2, BA

cosφ

φ

Ig, A

IL, A

g, см

bL,см

y, см

L, Гн

P2, Вт

Q2, ВАр

Указания по расчётам и построению диаграмм

При построении векторной диаграммы напряжений (Рис. 43.3а) исходным считается вектор тока I. Вектор напряжения U2 совпадает по фазе с вектором I0, следовательно, его величину, в выбранном масштабе, следует отложить на диаграмме вдоль направления вектора тока. Участок цепи, на котором измерено U1, включает и активное и индуктивное сопротивления, поэтому вектор U1опережает по фазе вектор тока, но на угол меньший, чем π/2, т.е. будет направлен влево вверх от конца вектора U2. Чтобы построить вектор U1 на диаграмме необходимо с помощью циркуля провести дугу радиуса равного модулю U1 (в выбранном масштабе) с центром в точке, совпадающей с концом вектора U2. А из начала вектора U2 дугу радиусом равным модулю U0. Пересечение этих двух дуг и определит направления векторов U0 и U1. Далее вектор U0 раскладывается на два составляющих вектора: Ur  совпадающий по фазе с током и UL, опережающий ток на π/2.

При построении векторной диаграммы токов (Рис. 43.4а) за исходный вектор принимается вектор напряжения U0. Вектор тока I2 совпадает по фазе с вектором U0 и, следовательно, его (в определенном масштабе) следует построить в том же направлении. Так как при индуктивном сопротивлении участка цепи вектор тока отстает от вектора приложенного напряжения, то вектор тока I1 будет отставать по фазе от вектора U0. Но, поскольку этот участок включает и активное сопротивление, то угол отставания меньше π/2. Следовательно, I1 направлен вправо вверх от конца вектора I2. Чтобы его построить, надо провести дугу радиусом равным модулю I1 с центром в точке совпадающей с концом I2. А из начала I2 - дугу радиусом I0. Пересечение дуг определит направления векторов I1 и I0.

Далее вектор I0 раскладывается на два составляющих вектора: Ig, совпадающий по фазе с вектором U, и вектор IL, отстающий от этого вектора на угол π/2.

  1.  По данным таблицы 43.1 определить:
    1.  Полную мощность цепи:

Q = U0·I0. (надо ли значки при мощностях 1 и 2)

  1.  Коэффициент мощности цепи и угол φ:

cosφ = ;   φ = arccos

(полученное значение φ сравнить с углом φ на векторной диаграмме).

  1.  Из векторной диаграммы (Рис. 43.3а) определить активную и реактивную составляющие напряжения UR = I0·R и UL = I0·XL.
    1.  Вычислить стороны треугольника сопротивлений R, XL, Z: активное сопротивление R = UR/ I0, индуктивное XL = UL/ I0, полное Z = U0/ I0. Построить треугольник сопротивлений в удобном масштабе (Рис. 43.3б).
    2.  Вычислить индуктивность цепи по формуле: .
    3.  Вычислить активную, реактивную и полную мощности по формулам: P = I02·R (), Q = I02·XL, S = I02·Z (P сравнить со значением, определённым по ваттметру, Q сравнить со значением, полученным в пункте а). Построить в удобном масштабе треугольник мощностей (Рис. 43.3в).

Все результаты расчёта занести в таблицу 43.2.

  1.  По данным таблицы 43.1 (опыт 2) определить:
  2.  Полную мощность цепи:

Q2 = U0·I0. . (надо ли значки при мощностях 1 и 2)

  1.  Коэффициент мощности цепи и угол φ:

cosφ = ; φ = arccos

(полученное значение φ сравнить с углом φ на векторной диаграмме).

  1.  Из векторной диаграммы (Рис. 43.4а) определить активную и реактивную составляющие тока Ig = U·g и IL = U·bL.
  2.  Вычислить стороны треугольника проводимостей:

активную g = Ig/U; индуктивную bL = IL/U; полную y = I0/U.

По этим данным построить треугольник проводимостей (Рис. 43.4б).

  1.  Вычислить индуктивность цепи

.

  1.  Построить треугольник мощностей (Рис 43.4в) по значениям P2 = U2·g (полученную величину сравнить со значением, определённым по ваттметру); Q2 = U2·bL , S2 = U2·y.

Результаты расчёта записать в таблицу 43.3.

Выводы:

  •  Следует убедиться в том, что для рассмотренных цепей выполняется закон Ома:

; .

  •  Следует убедиться, что элементы треугольника сопротивлений и проводимостей связаны соотношением:

; ; ; .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1856. Сегментация изображений и поиск объектов медицины и биологии 3.01 MB
  Программные системы и методы 3D-реконструкции биомедицинских данных. Модели, методы и алгоритмы, положенные в основу сегментации и поиска объектов. Сегментация данных компьютерной томографии и электронной микроскопии. Описание реализации программной системы. Примеры результатов сегментации и идентификации объектов.
1857. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАНОСА АВТОМОБИЛЯ 1.09 MB
  Анализ подходов к математическому и численному моделированию движения автомобиля. Постановка задачи. Оценка области применимости велосипедной модели. Математические модели движения автомобиля без потери сцепления колес с дорогой. Математическая модель переменной структуры для описания заноса автомобиля.
1858. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 1.26 MB
  Необходимость и специфика ценообразования в коммерческих банках. Банковская услуга как объект ценообразования в кредитных организациях. Анализ влияния внешних факторов на ценообразование в коммерческих банках. Стратегия банка как основа моделирования системы ценообразования банковских услуг.
1859. ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ, ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ 1.25 MB
  Целью методических указаний является оказание помощи студентам при проведении лабораторных работ по разделам Подвеска автомобиля и Тормозная система автомобиля курса Автомобили. Излагаются основные теоретические сведения, порядок выполнения и требования к оформлению отчетов по проведению лабораторных работ.
1860. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ 1.25 MB
  Доверительное управление на рынке ценных бумаг как эффективная форма привлечения инвестиций. Формирование концептуального подхода к финансовой оценке качества доверительного управления активами отечественных паевых инвестиционных фондов. Характеристика экономической эффективности деятельности паевых инвестиционных фондов акций.
1861. Гражданский процесс 1020.82 KB
  Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права. Гражданские процессуальные отношения и их субъекты. Подведомственность и подсудность гражданских дел. Процессуальные сроки. Судебные расходы. Судебные штрафы. Возбуждение гражданского дела в суде. Досудебная подготовка дела.
1862. Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности 1.25 MB
  Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования процесса обучения аудированию. Определение уровня владения умениями и навыками в области аудирования перед началом занятий по экспериментальной программе. Содержание и структура экспериментальной программы. Принципы, положенные в основу экспериментального обучения. Анализ результатов экспериментального обучения.
1863. Гидравлика. Теоретические и практические сведения 1.25 MB
  Предмет гидравлики. Краткая история развития. Понятие реальной и идеальной жидкости. Вязкость. Физические свойства жидкости и газов. Уравнение неразрывности. Расход. Поток. Гидравлические элементы потока. Уравнение Бернулли. Основное уравнение установившегося равномерного движения. Режимы движения жидкости. Гидравлические сопротивления. Классификация трубопроводов. Понятие коротких и длинных трубопроводов. Параллельное и последовательное соединение трубопроводов. Расчет простых и сложных трубопроводов. Расчет сложных замкнутых трубопроводов.
1864. Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации 1.25 MB
  Становление и развитие национальной государственности Кабардино-Балкарской Республики. Конституционные основы организации государственной власти в Кабардино-Балкарской Республике. Президент и Правительство Кабардино-Балкарской Республики в системе исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. Конституционно-правовые основы взаимоотношений КБР с субъектами Российской Федерации в Южном федеральном округе.