70859

Этика отношений преподавателя и студента

Лекция

Этика и деонтология

Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном расовом религиозном интеллектуальном принуждать студентов делать то что не является предметом изучения его дисциплины.

Русский

2014-10-28

98.5 KB

31 чел.

Тема 9.       Этика отношений преподавателя и студента

  1.  Понятие этики в преподавании правовых дисциплин.
  2.  Личностные взаимоотношения студента и преподавателя.
  3.  Индивидуальный подход преподавателя к студентам. Типы студентов.

9.1.   Понятие этики в преподавании правовых дисциплин

Существует понятие - профессиональная этика преподавания.

Педагог ответственен за то, чтобы предоставить всем студентам возможность изучить материал и получить объективную оценку своего труда. Преподаватель, в силу занимаемой им должности, имеет определенную власть над студентом. Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом, особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном, расовом, религиозном, интеллектуальном - принуждать студентов делать то, что не является предметом изучения его дисциплины. Другой пример - интеллектуальный снобизм, который заключается в постановке учебных задач, превышающих интеллектуальные возможности студентов. Наилучший способ избежать этого - уважать студентов как личностей и придерживаться цели обучения при принятии всех решений в процессе преподавания.

Особенность преподавательской этики происходят от главной цели обучения - передачи знаний, учебе. Считается, что преподаватель, владеющий этикой преподавания, знает тот материал, который должны изучить студенты, самих студентов и методы стимулирования процесса обучения. Этика преподавания предполагает способность педагога ориентировать студентов на самостоятельный поиск знаний, его умение вызвать интерес к предмету и заставить работать. Вместе с тем этика преподавания предполагает необходимость учитывать разницу в возрасте студентов и преподавателя, потребность студентов быть в своем окружении и осуществить свои намеченные цели.

Каковы причины нарушения этических норм поведения преподавателя?

  1.  Самое очевидное - халатное отношение к подготовке к занятиям. Трудно  быть всегда в наилучшей форме, но если мы ожидаем, что наши студенты должны приходить в класс подготовленными, то следует также приложить усилия и самому.
  2.  Нарушением этических норм является требование педагога к студентам разделять его нормы и ценности, философию там. где есть место для выражения своего личного мнения. Индоктринация не является обучением.
  3.  Этика педагога предполагает, что учитель не позволит студентам слишком зависеть от него. У нас есть ответственность помочь нашим ученикам стать самостоятельными в процессе обучения.
  4.  Насмехаясь над идеями студентов или считая их тривиальными, преподаватель нарушает принцип уважения к студенту.  Хороший учитель знает, что вопрос, заданный одним студентом, может по цепочке вызвать десяток других. И если педагог не объяснит его, это может расхолодить студентов в их желании учиться.
  5.  Нарушением этических норм является обсуждение проблем студента с теми, кто не имеет отношения к его обучению. Как существуют конфиденциальные взаимоотношения между доктором  и  пациентом,  адвокатом  и  клиентом,  также  они  есть между педагогом  и студентом, их следует основывать на доверии.
  6.   Этика  преподавания  предполагает,  что  педагог  становится  для  студента  образцом  в личностном и образовательном плане. Это требует серьезного пересмотра им личных стандартов поведения и образа жизни. Например, при обсуждении какого-то вопроса со студентами, по которому педагог имеет кардинально противоположную точку зрения, не переходите на крик, не выражайте свое несогласие бурно, наоборот, предпочтительно
    показать интеллигентную реакцию на несогласие с ними.
  7.  Этика преподавания предполагает ответственность педагога перед коллегами, вузом и самим предметом. Нарушением этики является, например, фальсификация результатов научных исследований, нежелание принимать участие в управлении вузом, несправедливая оценка труда коллег и студентов. Более сложными вопросами этики является проблемы обучения студентов в тех случаях, когда для этого нет соответствующих условий, (например, переполненные классы, игнорирование неудовлетворительного преподавания коллег, наличие дополнительной работы на стороне, от которой страдает работа со студентами, и т.д.).

9.2    Личностные взаимоотношения студента и преподавателя

Методика установления дружественных отношений со студентами в процессе обучения Существуют несколько  способов установить хорошие личностные взаимоотношения педагога со студентом:

1. Запоминайте имена студентов, а не только фамилии. Ничто не оказывает на студентов такого воздействия, как серьезные усилия преподавателя познакомиться с ними как с личностями. Любой педагог может выучить до 50 имен студентов в течение первых нескольких занятий. Имея практику, можно выучить и до ста имен. Когда мы знакомимся с коллегой, мы узнаем его или ее имя, и это является первым шагом в формировании рабочих взаимоотношений, так же следует поступать и со студентами.

Запоминание имен - это важное разовое мероприятие, которое педагог может сделать для того, чтобы общаться со студентами и показать им, что он ценит их как личностей. Это также удовлетворяет потребность педагога в личностном контакте со студентами и открывает каналы для установления позитивных взаимоотношений с ними.

Стратегия запоминания имен в классе

Начните  с  представления  себя  в  классе.   Затем раздайте  карточки с  небольшим количеством вопросов, спросите в них, каким бы именем студент хотел, чтобы педагог его (ее) называл.   Можно   включить   графу   «Добавьте   то,   чтобы   вы   хотели   сообщить   о   себе». Большинство не напишет ничего, но некоторые студенты могут рассказать о своей внеучебной деятельности, правовых взглядах и т.д.

Познакомьтесь со списком студентов до прихода в класс, прочитав его. Неэффективно пытаться запомнить этот список, лучше использовать для этого контакт глазами, что также будет способствовать установлению взаимоотношений и запоминанию имен и фамилий.

Получив карточки с ответами, сгруппируйте их по рядам, прочтите имя на карточке и подойти ближе к тому ряду, где сидит этот студент, чтобы лучше увидеть его лицо. Можно в этом случае не прилагать усилий к запоминанию фамилий, вы их запомните во время перекличек втоматически. При этом концентрируйтесь на том, чтобы смотреть студентам прямо в лицо. Можно делать пометки на карточках, если это необходимо. После трех-четырех студентов,
постарайтесь вспомнить в уме первое имя, переспросите, если вы забыли чье-то имя. Отработайте одни ряд и переходите ко второму. Если вам покажется, что вы идете очень быстро, или говорите сухо, официально, или вы моментально забываете имена, задайте какой-либо вопрос или пошутите.

Пройдя с карточками весь класс, отложите их и попытайтесь во время первого занятия называть студентов по именам, даже если вы забыли большую половину. Скажите студентам, что изучение их имен трудно, но важно и что вы будете практиковаться до тех пор, пока не выучите всех имен наизусть.  В конце первого занятия попрактикуйтесь, вызывайте всех студентов по именам и смотрите им прямо в лицо. Дома постарайтесь перебрать карточки и
вспомнить лица,  переберите  карточки с именами  несколько  раз  до второй  встречи.  Не огорчайтесь, если вы не помните все лица отчетливо.

На втором занятии смотрите в лицо и пытайтесь назвать каждого студента по имени. Вы запомните более 50% имен. Спокойно переспрашивайте студента, как его зовут. Отпуская студентов, назовите их еще раз по имени. У вас будет прогресс в этом. Повторите эту процедуру,  и на третий или четвертый раз вас ждет успех. Старайтесь называть студентов по именам как можно чаще в классе, вызывая их, отвечая на вопросы после занятий, встречая их в коридоре.

2. Прийдите в класс за несколько минут до начала занятий (5-10 мин), особенно перед первым занятием. Это позволяет студентам пообщаться с педагогом до занятий, приучает их к точности в начале семинаров и лекций. После занятий задержитесь, это будет способствовать не только выполнению образовательных задач, но и поможет сформировать межличностные
отношения. Некоторые студенты предпочитают беседовать до, другие после занятий.

3. Проводите   индивидуальные  консультации,   которые  также  являются   способом установления личностных взаимоотношений между педагогом и студентами. Очень немногие придут к вам самостоятельно, пригласите студентов для беседы, ведь в сетке вашей учебной нагрузки предусмотрены эти встречи.

  1.  Дайте студентам ваш домашний телефон, разрешите звонить вам, особенно вечером (но не позже 10.30) и по выходным. Очень немногие студенты будут вам звонить, но ваша доступность будет вознаграждена положительным отношением, которое вы создадите в классе в целом.
  2.  Найдите способы показать ваш интерес к студентам. Так, некоторые преподаватели специально просматривают вузовские газеты и поздравляют своих студентов, которые заняли какие-то призовые место (на конференциях, на спортивных состязаниях), другие посещают спортивные состязания, концерты, спектакли, в которых задействованы их студенты. Для того чтобы этот метод был эффективным, интерес педагога к мероприятию должен быть искренним.
  3.  Осуществляйте обратную связь со студентами. Одним из эффективных методов поощрения студентов к общению может быть раздача карточек на третьей неделе обучения. В них можно спросить о себе как о педагоге, о курсе, о предмете. Карточек может быть больше, чем студентов, разрешите их заполнять не подписываясь. К концу семестра студенты теряют интерес к подобной работе.

Анализ студенческих комментариев показывает, что они делятся почти поровну между важными темами и личными субъективными наблюдениями, (например, студенты комментируют ваш стиль, скажем, вы глотаете концы фраз, вертите ключи и т.д.). Желательно ответить письменно на комментарии студентов.

Проявление особого внимания к некоторым студентам, улаживание инцидентов и конфликтов также способствуют установлению взаимопонимания и межличностных взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Некоторые преподаватели вузов пытаются для стирания границы в личностных взаимоотношениях со студентами одеваться проще, (в США, Канаде допускается даже называть педагогов по именам), другие пытаются организовать какие-то внеклассные мероприятия -конференции, спонсируемые вечеринки, пикники. На Западе также педагоги могут пригласить студентов к себе домой или на ланч, провести собрание на лужайке у своего дома.

Преподаватель должен уметь управлять работой класса и мотивировать студентов на работу. Студенты будут более мотивированы, если им предоставляется возможность удовлетворить того, кто, по их мнению, заботится о них, однако учитель должен всегда оставаться лидером в классе.

9.3.   Индивидуальный подход преподавателя к студентам. Типы студентов

Осуществляя индивидуальный подход к студентам:, учитель помогает им раскрыть свой академический потенциал в процессе обучения. При этом следует учитывать типологию студенческого поведения, их мотивации к успеху в учебе. Интересно выделение типов студенческого поведения, исследованных американцем Диком Манном и описанных в его книге «Классная комната колледжа». На основе социологических опросов он выделил следующие 8 условно названных им типов студентов:

  1.  Податливые, уступчивые.
  2.  Волнующиеся-зависимые.
  3.  Разочарованные работники.
  4.  Независимые студенты. ;
  5.  «Герои».
  6.  «Снайперы».
  7.  Ищущие внимания.
  8.  Молчащие студенты.

1. Податливый, уступчивый студент - в основном зависим от учителя, от условностей, у него высокая  ориентация  на выполнение  заданий.   В  отличие  от других  типов,  эти  студенты удовлетворены просто тем, что они изучают то, чему учит их педагог. Податливые студенты в классе чаще всего соглашаются с преподавателем или просят разъяснений. Они редко выступают
с постановкой проблемы или подвергают сомнению контроль педагога. В класс приходят просто для того, чтобы понять материал, часто предпочитают лекцию дискуссии, семинару. Всегда выполняя то, что им скажут, податливые студенты обычно хорошо сдают экзамены, но вряд ли они выказывают много независимых суждений или проявляют творчество. По подсчетам Манна - это 10% всех студентов, их больше на первых курсах, с возрастом их число уменьшается. Самая характерная черта этих студентов - их удовлетворенность существующим статус-кво,  они никогда не подвергают сомнению авторитет педагога.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Педагог может помочь податливому студенту стать более независимым в своих суждениях, первоначально приняв его зависимый стиль поведения. Одобрив студента, педагог попросит его выказать больше самостоятельности. Например, анализируя контрольную работу, педагог может написать: «Отлично проработана заданная литература. Хорошая работа! Думаю, ты готов к тому, чтобы добавить несколько своих собственных суждений и критических замечаний по тому материалу, который ты проработал. Продолжай в том же духе».

2. Волнующийся-зависимый тип - очень распространен в студенческой среде (около 26%). Они легко выделяются в группе по их беспокойству по поводу отметок. Подобно податливому типу, эти студенты хотят учить то, что предлагает им учитель, однако они боятся, что могут что-либо пропустить. Вероятно, они просят педагога повторить определения, чтобы записать их слово в слово. Податливые студенты обычно доверяют учителям и предполагают, что отметки,
которые они получают,  справедливы.  Наоборот, волнующиеся и зависимые студенты не доверяют педагогам, часто ожидают подвоха в вопросах или несправедливой системы оценок. Комбинация высоких амбиций, волнений и подозрительности дает основание предположить, что эти студенты чувствуют себя раздраженно по поводу того, что они не имеют той власти в процессе образования, какой бы им хотелось.

Волнующиеся-зависимые студенты обычно часто имеют низкое мнение о своей собственной работе, а их отметки, по подсчетам Манна, самые низкие из 8 групп, выделенных им. На экзамены они являются измученными, остаются за дверью до последнего момента, идут отвечать последними, перепроверяют свои ответы, добавляют «еще одно предложение». Из-за их исключительного волнения и относительно низких способностей, их работа часто лишена воображения, посредственна и не имеет системы. Они могут помнить детали и определения, но у них отсутствуют знания концептуальных положений. Плохая оценка их работы педагогом подтверждает их пессимистические ожидания, усиливает их беспокоящееся и зависимое поведение. Легко понять, почему такие студенты предпочитают лекции дискуссиям. Они имеют склонность к различию черного и белого, к простым правильным или неправильным ответам. Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов.

Преподаватель, который расширяет их диапазон возможностей, помогает их интеллектуальному росту. Отвергая их вопросы или отказываясь признать их, педагог просто увеличивает тревогу этих студентов. Предлагая менее дихотомичный способ обзора материала, с другой стороны, педагог дает волнующемуся-зависимому типу студентов разубеждение в их неполноценности  и  стимулирует их интеллектуальное развитие.  Отвечая  этим  студентам, старайтесь не раздражаться, считайте до 10, прежде чем ответить.

3. Разочарованные работники. Манн считает, что студенты этого типа делают комментарии депрессированного и фаталистического отношения к себе и к своей учебе в классе. Подобно двум другим типам, они рассматривают себя неспособными к осуществлению контроля за своей учебой. Некоторые из них так усердно работали ради получения отметок в прошлом, что
более не находят учебу приятной. Они перегорели, чаще всего это более взрослые студенты, которым трудно сохранять юношеский энтузиазм. Некоторые из них имеют работу или семью и чаще всего физически устают и более заняты, чем «университетские ребята». Любое из этих обстоятельств может погасить их любознательность и привести к безразличному обучению. Обычно класс выказывает мало симпатий к этой малой группе (по подсчетам Манна - это 4%),
однако их можно сделать активными участниками процесса обучения.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Педагогу следует их вдохновлять, поднимать им настроение (например, письменные комплименты по их контрольной работе, но лучше всего - беседы с глазу на глаз). Помощью со стороны педагога может быть открытое признание, что тягостные настроения этих студентов замечены и их хотят лучше понять.

4. Независимые студенты в равной мере принимают то, что предлагает педагог и следуют своим собственным целям. Они чувствуют себя комфортно, выполняя то, что им задают, обычно предпочитают семинары лекциям, не мямлят, когда их просят высказать свое собственное мнение по теме. Это активные участники, они легко становятся друзьями педагога, до некоторой степени отождествляя себя с ним. Это идеальные, зрелые студенты, на них педагог может рассчитывать
при обсуждении на достаточно высоком уровне. По подсчетам Манна, это 12% от группы. Они редко представляют проблемы для педагога, но если преподаватель ведет занятия плохо, именно они могут высказать неудовольствие от имени группы.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов

Педагог должен признать их независимость и поощрять ее для того, чтобы стимулировать  их к получению более высоких результатов в учебе по сравнению с другими студентами.

Ключом в работе с такими студентами является выявление, действительно ли они независимые или это проявление восстания, несогласия со статусом-кво.

5. «Герои»  похожи  на независимых  в  своем  отождествлении  себя  с  учителем  и  в  их предпочтении к независимой и творческой работе. У них нет отстраненности независимых, но, тем не менее, они обеспокоены тем, чтобы учитель немедленно заметил, какие они отличные студенты   и   интересные   люди.   Говоря   критически,   «герои»   не   справляются   со   своими первоначальными обещаниями. Они интенсивно атакуют учителя с тем, чтобы сообщить ему
свои  грандиозные  планы,  но  чаще  всего  они  разочаровывают  его  плохим  выполнением намеченного. По классификации Манна, 10% студентов попадают под эту рубрику, а в каждом классе есть один или два человека.

Герои» обычно стараются, чтобы учитель заметил их очень быстро. Они часто остаются после первого занятия с тем, чтобы педагог знал, как их интересует предмет, и как много они уже знают от предыдущего чтения и курсов. Их первоначальные комментарии могут вдохнуть надежду в педагога, заставив его думать, что он встретился с необыкновенно выдающимся студентом. «Герои» любят дискуссии, они могут быть до раздражительности аргументированы, и никогда не соглашаются, что не правы в споре. При ближайшем рассмотрении окажется, что они не читали заданного материала и просто показывают свои прошлые знания. Неопытные педагоги могут быть удивлены, как плохо они могут отвечать на экзаменах или писать письменные работы. «Герои» обычно пропускают занятия чаще, нежели другие люди, когда новизна после начала изучения курса исчезнет или они начнут получать плохие отметки. Можно сделать вывод, что «герои» обычно обещают много, а делают мало. И это печально, так как это обычно очень способные студенты с высокими ожиданиями для себя. Они часто бросают учебу, иногда на год, два, а затем возвращаются уже более зрелыми.

курсовой работы, нежели у других, мудрый учитель порекомендует ему написать обычную тему, но выполнить задание блестяще, с использованием своих особых умений и навыков. Такое замечание подтвердит высокое мнение студента о себе, но покажет студенту, что он не свободен от ограничений, как и другие.

«Герои» обычно дают хороший результат в учебе, если с ними обращаться особым образом. Для успешной мотивации героя учитель должен поддерживать с ним хорошие отношения во время семестра. Если «герои» верят, что педагог ожидает от них великих свершений, то они, вероятно, достигнут успеха при мягком руководстве педагога ими.

6. «Снайпер» - это «герой», который враждебно настроен по отношению к педагогам, вряд ли приближается к ним и полон цинизма. Подобно «героям» (в группе Мана их было 9%), они очень высокого и положительного мнения о себе, но у них мало надежд, что мир их признает, или даст им шанс продемонстрировать свои достоинства. Обычно это протестанты, которые садятся  как можно дальше  от учителя  и  часто  комментируют  его ядовитыми, резкими замечаниями. Некоторые показывают свой протест, надевая необычную одежду на занятия.
Очевидно потому,  что испытывают вину или страх за свою враждебность, они быстро ретируются, если их остроумие подвергается сомнению.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Первая задача педагога для установления хороших отношений с этим типом студентов -сдерживать гнев против них. Их колкие враждебные замечания следует часто просто игнорировать. Однако игнорирование «снайперов» не заставит их работать, не разобьет их враждебность и не приведет к установлению рабочих взаимоотношений. Более плодотворно, но трудно выполнимо - это с энтузиазмом ответить на их комментарии, подчеркнув, что у них положительно, и игнорировать то, что является враждебным. Оскорбительная улыбка, как привило, не работает с ними, особенно в начале семестра.

7.  щущие внимания студенты - (11% в классе Манна), любят приходить в класс, чтобы пообщаться с другими студентами или профессором. Подобно героям, они любят дискуссии, обожают разговаривать. Для них социальные запросы доминируют над интеллектуальными. Они любят иметь друзей в классе, и многие устанавливают хорошие тесные контакты с педагогом. Эти студенты могут хорошо работать, если это то, что заставит их товарищей и
педагога хорошо думать о них. Они любят организовывать устные журналы, вечеринки и т.д., в классе выполняют роль социально-эмоциональных лидеров.  Они не менее интеллигенты, нежели другие студенты, но обычно менее интеллектуальны.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Опытный педагог может заинтересовать их в интеллектуальном и социальном дискурсе. Так как внимание педагога очень важно для этих студентов, обычно их легко мотивировать. Педагог вначале должен уделять им внимание, но не показывать, что хорошо о них думает. Затем педагогу следует уменьшить уровень внимания к студентам, перенеся центр его тяжести на их хорошую академическую работу. Эта стратегия эффективно мотивирует этот тип студентов.

8. Молчащие студенты - в классах, изучаемых Манном, их было 20%. Они делали так мало комментариев, что их пришлось выделить в особую группу. Их опросы и оценка педагога показали, что они чутко реагировали на поведение педагога к ним. Из всех типов, эти студенты больше всех хотели установить тесные взаимоотношения, но более всего боялись, что педагог не будет высокого мнения о них и об их работе. Молчаливые студенты реагируют на оценку их педагогом
молчанием, а не враждебностью. В отличие от «снайперов», они осознают свое желание иметь личностные взаимоотношения с педагогом. Поэтому в работе с ними надо исходить их этого.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Самая типичная ошибка, которую может сделать педагог в работе с этими студентами -это игнорировать их, так как они не привлекают внимание и не ставят проблем. Хороший педагог отмечает в конце третьей недели студентов, которые с ним не беседовали и помечает их для себя с тем, чтобы уделить им внимание. Тепло улыбаясь им, двигаясь к тому месту в классе, где они сидят, устанавливая зрительный контакт с ними, глядя им в глаза, педагог помогает сдвинуть их с места. Желательно, чтобы они подошли первыми к педагогу, но если они не очень хорошо занимаются, то педагогу нужно взять инициативу. Ему следует не переусердствовать в усилиях устанавливать личные взаимоотношения с молчащими студентами, так как те могут излишне надоедать педагогу, особенно отзывчивому.

В учебно-методической литературе существуют и другие классификации студентов. Это невнимательные студенты, неподготовленные к занятиям, льстящие, обескураженные, неуверенные в себе, студенты, испытывающие социальный стресс, студенты, которые постоянно находят оправдание своим неуспехам в учебе, студенты с выдающимися академическими способностями и др.

Несколько слов о студентах, испытывающих социальный стресс. Большинство педагогов несклонны к тому, чтобы давать им меньше заданий или ставить им более высокие отметки, но к этим студентам должно быть повышенное внимание педагога, если необходимо иметь результат. Педагогу следует внимательно их слушать, без акцента на их особое состояние, не снижать к ним свои требования. Среди них могут быть студенты с какими-то заболеваниями, и педагогу следует рассмотреть эти вопросы в связи с перенапряжением на экзаменах, курсовых и т.п. Обычно более повержены стрессу первокурсники, более взрослые студенты с семьями, члены спортивных команд и т.д.

Студенты с выдающимися академическими способностями. Педагогу легко выделить таких студентов. Следует учитывать, что одаренные студенты очень восприимчивы к скуке, рутине, пытаются ускользнуть, если занятия не соответствуют их интеллектуальным запросам. Педагог должен культивировать личностные взаимоотношения с такими студентами и вдохновлять их на самостоятельную и творческую работу по предмету. Некоторые педагоги приглашают одаренных студентов регулярно обсуждать то, что они прочитали, Хотя эти студенты будут сопротивляться дополнительной нагрузке, они будут признательны в оценке их таланта и поощрении их самостоятельной работы, не за отметки.

Вывод. Демократизм педагога вуза, школы, техникума проявляется в том, что он по-разному относится к студентам, выбирает межличностную стратегию в зависимости от типажа студента с тем, чтобы установить взаимоотношения с ним, мотивировать его к изучению предмета, используя единые критерии выставления отметок за изучение курса.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38005. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОСФОРА ПО РЕАКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕТЕРОПОЛИКОМПЛЕКСА 42.5 KB
  I Повторите по лекционному конспекту и учебникам [I 2] материал о реакции образования ГПК их устойчивости и оптическим свойствам. Определение фосфора и кремния по реакции образования их ГПК является важнейшим а для малых количеств практически единственным способом определения. ГПК имеют формулу вида ЭхОу nМezОt в случае двойных комплексов где Me = Mo V W и другие металлы образующие лиганд анионного характера; Э= Р Si s Ge неметалл.
38006. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ НАСЫЩЕНИЯ 42 KB
  При этом выход единственного комплекса увеличивается соответственно увеличивается и оптическая плотность раствора измеренная на длине волны максимального поглощения комплекса. Точка пересечения прямых соответствует стехиометрическому соотношению СR CM = M n для комплекса состава MnRM. В случае образования малопрочного комплекса точку пересечения находят экстрополяцией линейных участков кривой. Применяется в тех случаях когда мы не можем надежно определить точку излома малопрочный комплекс побочные процессы при насыщении сдвиг рН...
38007. Изучение устойчивости комплексного соединения в растворе при разбавлении и при введении посторонних веществ 197.5 KB
  Теоретическое введение Предположим что мы определяем металл М по фотометрической реакции М iR = MRi измеряя поглощение образующегося комплекса на длине волны λ остальные компоненты и комплексы М и с R стехиометрии на этой длине не поглощают. МRi = βRi [R]` φ Обозначая индексами Л и П величины относящиеся соответственно к пробе и эталону запишем : `MRi = ``MRi...
38008. Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы. Клинические рекомендации 352 KB
  При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная каждым исследователем методология изучалась для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваеваемый публикации, что в свою очередь влияет на силу, вытекающих из нее рекомендаций.
38009. Методы защиты речевой конфиденциальной информации от утечки по воздушному акустическому каналу 747.5 KB
  Получить практические навыки по: работе с измерительными приборами: генератором среднегеометрических частот октавных полос речевого сигнала шумомером акустическими излучателями прибором для определения уровня звукового давления акустического сигнала на базе ПЭВМ; расчету параметров несущих конструкций определяющих возможность образования канала утечки речевой информации их анализу и разработке предложений по повышению уровня защищённости защищаемого помещения пассивными методами защиты; работе с нормативными документами...
38010. ИССЛЕДОВАНИЕ СОРТИРОВОК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 156 KB
  Задача работы: овладеть навыками написания программ при исследовании различных методов сортировки. Теория Среди улучшенных методов сортировки встречаются как доработанные прямые методы так и методы уже более высокого уровня т. с новой идеей где одним из элементов сортировки является прямой метод.
38011. ИССЛЕДОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ НА ГРАФАХ 1.78 MB
  Краткая теория Представление графов Для представления графов чаще всего применяется матрица смежности – это матрица [n n] где n число элементов а элементы [i j] могут быть равны значению 0 или x – flse или 1 – true в зависимости от того присутствует ли дуга из вершины i в вершину j рис.n] of integer то можно составить оператор L_SMEG_V который определяет множество смежных вершин для заданной вершины v и записывает их в вектор типа ms. function L_SMEG_Vv2 n1:integer; vr k1:integer:ms; {v2 – это вершина для которой ищут все...
38012. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СЛОЖНОСТИ ИССЛЕДУЕМЫХ АЛГОРИТМОВ 146.5 KB
  Краткая теория Теория сложности алгоритмов Сложность алгоритма характеристика алгоритма определяющая зависимость времени выполнения программы описывающей этот алгоритм от объёма обрабатываемых данных. Формально определяется как порядок функции выражающей время работы алгоритма. Эффективность алгоритма – временная сложность в самом худшем случае Ofn или просто fn.
38013. ИЗУЧЕНИЕ БЕТА –АКТИВНОСТИ 145.5 KB
  10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 95 ИЗУЧЕНИЕ БЕТА –АКТИВНОСТИ Цель работы Изучение явления бета распада определение длины пробега –частиц и максимальной энергии –частиц радиоактивного источника. Например радиоактивный изотоп водорода испускает –частицы с Еmx = 18 кэВ а изотоп азота – с Еmx = 166 МэВ. Типичная кривая распределения –частиц по энергиям изображена на рис.1 где dN dE– число –частиц имеющих полную энергию от Е до Е dЕ Еmx –максимальная энергия –частиц данного радиоактивного вещества.