70860

Обучение студентов и школьников навыкам изучения правовых наук

Лекция

Этика и деонтология

Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук. Обучение студентов и школьников работе с текстом книгой Учебный текст как модель представления научных знаний это обобщенное содержание учебного процесса. Студентов следует учить как работать с текстом.

Русский

2014-10-28

104.5 KB

0 чел.

Тема 6. Обучение студентов и школьников навыкам

изучения правовых наук

  1.  Обучение студентов и школьников работе с текстом, книгой.
  2.  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук.
  3.  Письменные задания по правовым дисциплинам (курсовые, дипломные,  рефераты, реферирование) в преподавании правовых дисциплин.

6. 1.  Обучение студентов и школьников работе с текстом, книгой

Учебный текст как модель представления научных знаний - это обобщенное содержание учебного процесса. Студентов следует учить, как работать с текстом.

Тексты, используемые в преподавании правовых дисциплин, бывают:

1 .Профессиональные

2. Учебные

научные статьи, обзоры, монографии, производственная, справочная литература, инструкции и т.д.

тексты обучающие, они, как правило, включают средства стимуляции усвоения знаний учащимся.

Их соотношение варьируется в зависимости от целей обучения и уровня преподавания. Студент:

Изучает теоретические проблемы, изложенные в текстах

Использует текст в качестве предмета социологического анализа

Каково разнообразие текстов по правовым дисциплинам? В чем их специфика?

Рассматривая учебные тексты, Курзон приводит слова Ф. Бекона, «некоторые книги надо пробовать, другие глотать, а некоторые надо пережевывать и переваривать».

Учитель должен помогать студентам выбирать тексты для изучения. Иногда они планируются сверху, министерством, кафедрой и т.д., но очень часто преподаватель стоит перед выбором текстов, которые он должен использовать в учебном процессе. Процесс выбора книг преподавателем- обществоведом можно сравнить с работой менеджера, который пытается найти наиболее эффективные средства для достижения его цели. В нашем примере - цель - это задачи обучения. Учитель должен выбрать те книги, тексты которых дадут наивысший результат в преподавании правовых дисциплин. В основе подбора книг для обучения лежат исходные возможности преподавателя и уровень подготовки студентов. Сдерживающими факторами в этой работе являются стандарты - схемы обучения, бытующие в школе, техникуме или вузе и ограниченные финансовые возможности.

Студентов следует учить, например, как быстро «попробовать книгу» - получить общее представление из предисловия, выбрать тему по индексу, просмотреть какую-либо тему, как ее излагает автор, и, наконец, прочитать одну или две главы по выбору, всегда включая первую главу.

Детальный метод «активного чтения» учебника должен быть объяснен и продемонстрирован в каждом случае на примере использования текста в классе.

Есть 3 метода:

  •  прочитать, воспроизвести, записать - учитель должен объяснить точную цель каждой фазы, этапа, особенно этапа воспроизведения
  •  описание, вопрос, чтение, воспроизведение, обзор - также следует пояснить, особенно в части превращения заголовков текста в вопросы
  •   обзор, ключевые идеи, чтение, запись, воспроизведение, обзор, отражение - ценен для студентов, изучающих курс к экзамену.

Если у студентов мало времени, можно порекомендовать метод 3 ч: а   быстрое чтение для получения общего представления о тексте, а   детальное чтение, а   быстрое чтение с целью повторения.

Следует показать студентам, как нужно помечать текст маркером и как делать выписки из текста. При этом преподаватель может акцентировать важность использования собственных слов, а не тех, которые используются в тексте1.

При работе с текстом студенты должны видеть его многоплановость. Так, текст может служить как источник информации, объект интерпретации или как объект возможной методологии исследования. Цель обучения в работе с текстом - видеть его многообразие.

Приступая к работе с текстом, следует ориентировать студентов на его понимание. Известный американский исследователь Ирвинг Дж. Ли выделяет следующие семь значений понимания:

  1.  умение следовать заданному или избранному направлению
  2.  способность прогнозировать
  3.  способность дать словесный эквивалент
  4.  характеризует согласование программ деятельности
  5.  способность решить проблему
  6.  означает способность осуществить приемлемую реакцию
  7.  означает реализованную возможность провести рассуждение

Существуют различные формы постижения текста: рациональный анализ или подсознательное проникновение. Они предполагают различное отношение к работе с текстом.

Студентам следует пояснить, как вы хотите, чтобы они работали с текстом. Следует побуждать их делать пометки на полях, записывать вопросы в ходе чтения, вести активный диалог с автором учебника.

Многие студенты могут читать вдумчиво, если задание требует глубокого понимания материала или размышления над прочитанным. Однако многие студенты добросовестно читают и перечитывают материал, вне зависимости от задания, запоминают определения и факты без соотнесения их с целями автора или с задачами обучения.

При работе с книгой по предмету преподавателю следует ориентировать студента на изучение понятийного аппарата преподаваемой дисциплины. Многие студенты считают, что изучение понятийного аппарата - это рутинное заучивание определений. Необходимо постараться сделать эту работу увлекательной и разнообразной. Можно предложить студентам вести словарь ключевых терминов, составлять таблицы, разработку тестовых заданий с правильными и неправильными ответами.

Содержание понятий в правовых дисциплинах иногда может поясняться на нескольких страницах, часто определения носят описательный характер.

Следует учить студентов преодолевать сложность некоторых обществоведческих понятий. Этой цели могут служить контрольные задания, направленные на демонстрацию ими уровня усвоения учебного материала, от знания определений основных понятий, скажем, понятий текстов Драгоманова, Грушевского и др. до умения распознавать в явлениях повседневной жизни изучаемые понятия. Полезны также разработка словаря, терминов к реферату или к изучаемой теме, структурно-логических схем, используемых для классификации понятий. Можно разработать контрольные задания для запоминания того, кто ввел какой термин, например:

Открытое общество - Поппер

Бюрократия - Вебер и др.

Одним из методов постижения обществоведческого текста является контент-анализ. Он включает такие компоненты, как выделение типичного, переработка массива однородного материала, подтверждение гипотез и т.д.

Мы может предложить студентам тексты для изучения, которые публикуются в учебниках, сборниках научных трудов, отдельных монографиях, журнальных статьях и т.д

Какой учебник лучше? Выбор учебника в реальной жизни зависит часто от довольно быстрого ознакомления учителя с учебником по каталогу или в библиотеке, или в книжном магазине. Каковы критерии отбора учебника по правовым дисциплинам?

Читабельность учебника, его доступность, наличие в библиотеке, степень, с которой эти
учебники удовлетворяют целям обучения

Соответствие содержание учебника возрасту обучаемых, предыдущему уровню их знаний

Требует ли структура учебника дополнительной литературы при изложении отдельных тем

Достаточная степень ясности изложения, простота в языке, структуре и концепциях, однако, наличие книжных научных определений, научной терминологии.

Книга должна быть привлекательной по виду, с четкой печатью на хорошей бумаге, желательно с иллюстрациями, схемами, диаграммами.

Что отличает отечественные учебники от западных?

Западные студенты, работая с учебниками, находятся в предпочтительном положении по сравнению с украинскими, поскольку у большинства из них лучше полиграфия, имеются специальные указания по выбору главных идей, вопросы, есть наличие организационных моментов изучения материала, его краткое изложение.

Современные учебники по правовым дисциплинам, издаваемые на Западе, нацелены на обучение студентов навыкам критического мышления, они имеют четкую структуру. (Пример -« Право 21 века» . Этот учебник имеет 4 раздела - Перспективы и Метод, Социальное неравенство, Социальные институты, Работа для перемен в будущем. Они разбиты на 15 глав, которые структурированы с выделением 5-7 узловых вопросов, предисловия, краткого (1-2 страницы) содержания глав, списка ключевых терминов и вопросов для критического размышления. Обилие иллюстраций, схем, таблиц развивает эмоциональное восприятие студентов в ходе изучения предмета. В последние годы в Украине начинают издаваться учебники нового поколения, которые написаны в соответствии с международными стандартами.)

Широкое распространение ксерокопирования позволили западным преподавателям отойти от обязательных учебников и составлять самостоятельные книги в мягких переплетах из статей, глав учебников, перепечаток и т.д. для обязательного изучения их студентами. Также и студенты могут организовать свой материал для изучения обществоведческих дисциплин. Однако этот метод имеет и своих противников, так как наличие определенного учебника дисциплинирует и организует студентов, позволяет им лучше усваивать факты и концепции.

При изучении основ демократии, других обществоведческих предметов важны также работа с периодикой- газетами и журналами. Преподаватель может порекомендовать учащимся подбирать статьи из газет, относящиеся к изучаемым темам (например, гражданское общество, политическое поведение личности и т.д.) Следует попросить студентов наклеить вырезанные статьи из газет, написав вверху название темы, а также дать две-три фразы комментариев к данной статье.

6.2. Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук

Эффективная познавательная деятельность студентов по изучению обществоведческих дисциплин возможна в том случае, если они имеют доступ к высококачественной литературе, разнообразным источникам учебной информации, владеют знаниями о рациональных приемах обучения, могут соответственно организовать свою учебную работу, применять методы самоконтроля, желают овладеть учебным материалом в заданном объеме и в заданное время.

Например, ежегодно в мире публикуются примерно 100 тысяч статей и пять тысяч книг по правоведению. При таком объеме специализированной информации нельзя рассчитывать на достижение полной осведомленности в широкой профессиональной области. Осведомленность, равнозначная всезнайству, бесполезна и недостойна. Профессиональная компетентность предполагает хорошую ориентацию в научной библиографии, которая есть навигационный ориентир в море книг и статей. Этому должен учить преподаватель правовых дисциплин Наиболее оптимально это происходит в процессе написания творческих работ студентами среди которых особенно выделяются подготовка научно-исследовательских работ на конкурс в процесс написания курсовых и дипломных работ.

Задача подготовки творческих работ - почувствовать вкус к рассуждениям сформировать интерес к самостоятельному творчеству. Их важнейший компонент - научно-исследовательская работа студентов, которая реализуется по разным направлениям - это и подготовка дипломных работ, и участие в социологических программах опросов с их анализом, и участие в различных проектах, в том числе международных. Задача преподавателя -поставить задачу, объяснить этапы работы и ее цель. Помощь преподавателя выражается в том. что он создает мотивационный настрой, подготавливает учебно-методическое обеспечение, осуществляет непосредственное руководство и управление самостоятельной работой каждого студента над учебным материалом, готовит и проводит контрольно-оценочные мероприятия.

Преподаватель правовых наук должен с помощью методических рекомендаций, в процессе индивидуальной работы помочь студенту:

осознать общие направления своей работы

понять взаимосвязь положений теории, методологии и практики

запомнить основные положения и выводы социологических исследований

активизировать методы проверки правильности и достоверности исследуемых проблем.

6.3.   Письменные задания по правовым дисциплинам (курсовые, дипломные, рефераты, реферирование) в преподавании правовых дисциплин

Письменные работы по правовым дисциплинам могут быть очень разнообразны. Студентов следует ориентировать на их выполнение, так как они помогают лучше усваивать учебный материал, развивают их творческие способности.

В этой связи очень важны следующие виды работ:

  1.  Написание изложений по оригинальным текстам (проверка степени усвоения сложных неадаптированных источников)
  2.  Подготовка рецензий на отдельные источники (тренировка навыка оценивать прочитанное)
  3.  Написание рефератов по проблемам курса (освоение навыков научной работы)
  4.  Составление   анкет,   проведение   опросов,   обобщение   результатов   (умение   оформить самостоятельное научное исследование)

Студентов нужно тренировать в овладении основными умениями и навыками для написания курсовых, рефератов, дипломных работ. Курсовые, дипломные работы и студенческие доклады на занятиях преследуют две цели:

Дать   возможность   студенту   выйти   за   рамки   изучаемого   курсового   материала   и
почувствовать себя экспертом в каком-то узком вопросе.

Дать возможность студентам познать проблему, которая имеет для них особое значение.

Каковы размеры курсовых работ? В вузах Украины на  юридическом  факультете - это 25 страниц, диплом - это 60-80 страниц. В зарубежных вузах это могут быть 10-20 страниц машинописного текста. Реферирование может иметь размер в одну печатную страницу.

Как может преподаватель помочь студенту написать курсовую или дипломную работу? Рекомендуется разбить процесс написания курсовой или дипломной работы на ряд шагов, таких как:

  •  Поиск темы,
  •  Сбор источников, данных и ссылок,
  •  Разработка плана,
  •   Написание первого чернового варианта;
  •  Переработка его
  •  Переписывание набело.

Следует установить сроки для каждого шага или этапа работы. На встречах со студентами на каждом этапе преподаватель не только дает руководящие указания, но также и ободряет, требует избегать плагиата.

Что должен делать преподаватель, если он чувствует, что студенты занимаются плагиатом? Обычно преподаватели это не приветствуют, но иногда его трудно обнаружить и надо потратить много времени, чтобы найти источник. Что делать?

Рекомендуется провести конференцию со студентами или встречу. При этом следует сказать, что в случае обнаружения плагиата работа будет передана на обсуждение кафедры, будет плохая отметка, или студенту придется писать работу по другой теме.

Преподавателю при руководстве письменными работами следует:

А.    Не давать студентам полной свободы при выборе темы. Многие студенты затрудняются в выборе   темы   и   рады   иметь   какую-либо   подсказку.   Однако   следует  приветствовать студентов, которые желают писать работу по своему выбору.

Б.   Включить   в   тематику   экзаменов   некоторые   вопросы,   которые   потребуют   от   студента использования знаний, полученных в ходе подготовки курсовых, дипломных работ, рефератов.

Г.  Попросить студентов сделать устные доклады по их работам и ответить на вопросы из класса. (Ваши вопросы к докладчику).

В американской высшей школе рекомендуется следующая форма проведения доклада. Студенты пишут его заранее, затем ксерокопируют и раздают в группе или помещают в классе там, где все могут его прочитать до обсуждения на занятии. Одно из преимуществ этой техники - это то, что студенты пишут для реальной аудитории - своих товарищей.

Что делать, если работы не сдаются студентами вовремя?

Некоторые преподаватели отказываются принимать работы, другие более часто склонны снижать отметку за опоздание. Тем не менее, следует делать и исключения из правил. Бабушка может умереть у студента, он может заболеть и от этого не уйти.

Как оценивать курсовую или дипломную работу?

Студенты хотят иметь больше информации о том, почему им поставили ту или иную отметку за курсовую или иной вид творческих работ. Первый метод оценки студенческих работ состоит в том, чтобы прочитать несколько дипломных работ и сравнить их, сделав пометки о критериях, которые повлияли на ваше решение, о различиях в лучших и худших работах.

Альтернативная процедура - составить ряд критериев на основе предыдущих работ, бесед с коллегами.

Приводим пример американских критериев (университет Индиана).

А)   Содержание

1. Вступление

а) оригинальна ли тема исследования курсовой (дипломной) работы?

б) ставит ли автор- студент цель, проблему или вопрос для рассмотрения?

в) Как студент убеждает читателя, что работу стоит прочесть?

г) Представляет ли студент краткое обоснование того, как будет рассмотрена проблема?

2. Основное содержание работы

а) Были   ли   проанализированы  собранные  данные   и   использована  литература?

Логичны ли предположения? Б)   Представление доказательств:

  1.  Рассмотрены ли полярные суждения на проблему?
  2.  Приняты ли во внимание разнообразные источники по теме?
  3.  Соотносится ли с заявленной целью обсуждаемое представленное доказательство?
  4.  Вытекает ли одно положение логических доказательств из другого?
  5.  Являются ли аргументы правдоподобными, вероятными?

Убедительны ли избранные методы для проверки убеждающего аргумента?

В)   Приемлемость фокусирования работы

  1.  Достаточно ли фокусирована избранная проблема с тем, чтобы быть адекватно
    раскрытой в пространстве работы?
  2.  Слишком  ли   специфична  избранная  проблема  для  источников   информации,
    отобранных автором?

Г)   нформационная основа

  1.  Достаточно ли приводится информации с тем, чтобы познакомить читателя с проблемой?
  2.  Включен  ли  материал,   не   относящийся  к  теме  исследования  курсовой  или
    дипломной работы.

Д)   Легко ли следить за развитием повествования и как хорошо оно организовано?

Е)   Рассматривает ли автор проблему, поставленную во вступлении?

5.    Заключение.

А)  Суммирует ли автор результаты исследований соответствующим образом?

б).   Соотносятся ли непосредственно заключение с задачами, поставленными во введении?

в)   Предлагает ли автор-студент области, где необходима дальнейшая работа по

проведению исследования? Б)   Связь с изучаемым материалом

  1.  Свидетельствует ли работа о том, что материал курса был прочитан и понят
  2.  Применялись ли лекционные материалы и заданные материалы преподавателем
    для чтения работы?

В)   Форма

  1.  Правописание
  2.  Грамматика
  3.  Соответствующее использование слов: использует ли пишущий слова неверно,
    неуклюже, вне соответствия темы
  4.  Форма параграфа: представлены ли идеи в соответствующем порядке?
  5.  Сноски и библиография: дана ли оценка заимствованным идеям и заявлениям?
    Понятна ли форма сносок и библиографии?
  6.  Вычитана ли работа?

Данный список критериев не следует использовать непосредственно после чтения работы, это скорее руководство к активному мыслительному процессу преподавателя во время чтения студенческих работ и для замечаний, которые делаются студенту. Как раз когда мы учим студентов читать активно, - задавать вопросы, соотносить - синтезировать, также нам следует и активно будировать мыслительный процесс студентов, выражение их мыслей, когда мы читаем.

Как написать рецензию на курсовую или дипломную работу?

Студентов-социологов следует учить, как писать рецензии. Рецензии имеют «шапку», - на какую работу пишется рецензия и подпись рецензируемого. Текст рецензии состоит из 3 частей: 1 .достоинства работы, ее актуальность, 2. замечания-пожелания, недостатки и 3.вывод -общая оценка - рекомендация.

Пример-схема рецензии.

Рецензия

на дипломную работу студентки 5 курса факультета права и психологии Харьковского Государственного Педагогического университета им. Г. С. Сковороды Ивановой В. А. на тему: «Социальная политика Украины в пост тоталитарный период».

1 .достоинства работы, ее актуальность

В условиях реформирования украинского общества и становления демократического государства особую актуальность приобретает рассмотрение проблем формирования концепции социальной политики в пост тоталитарный период. В рецензирумой работе использован широкий круг источников, законодательных актов в сфере социальной политики

Структура дипломной работы логична, изложение последовательно, имеются выводы по разделам. На основе существующих теоретических источников (монографий, статистических сборников, законодательных актов, статей в периодической печати), анализа материальных ресурсов и состояния политического сознания населения Украины студентка предлагает свое видение концепции социальной политики и выделяет приоритетные направления ее развития.

2. замечания-пожелания, недостатки

Пожеланием автору для дальнейшей разработки этой проблемы может быть более взвешенный подход к отбору изучаемого материала, привлекаемым источникам, желательно также больше использовать материалы периодической печати, в которых дается анализ социальной политики Украины.

3. вывод - общая оценка -рекомендация

Данная тема соответствует специальности обучения Ивановой В.А. и выполнена в соответствии с общепринятыми стандартами и требованиями, предъявляемыми к учебным заданиям подобного типа. В целом, рецензируемая работа производит хорошее впечатление ввиду четкости поставленных задач и обоснования основных положений, заслуживает положительной оценки.

Кандидат философских наук, доцент кафедры правовых, наук Национального Университета Петрова Т. Н.

К письменным заданиям по правовым наукам относят также доклады, рефераты, реферирование.

Рефераты.

Типичный студенческий реферат или доклад - это невразумительное чтение написанного текста. Иногда преподаватели, требуя выполнения доклада, преследуют свои цели, связанные с уменьшением времени на подготовку занятия.

Как метод обучения, реферат (доклад на основе нескольких источников) распространен в вузе. Очень важны требования преподавателя к реферату или докладу. Студентов следует ориентировать на следующие моменты в его изложении:

временные   рамки    -   регламент   (приучает   к   лаконизму,    экономичности   мышления, дисциплине мысли). Можно посоветовать прерывать докладывающего студента дискуссией, вопросом или показом какого-либо материала.

наличие плана выступления. Бывает, что студент, хорошо выступая в целом, не может кратко сформулировать свои мысли, которые он только что  излагал пространно.  То есть он не представляет себе структуру своего выступления, поверхностно переписал какой- то текст и слабо понимает его содержание. Необходимо тщательно продумывать логическую канву повествования. Преподаватель может попросить студента раскрыть только 2-3 пункта его плана, выявив, таким образом, степень его готовности к изложению реферата или доклада. Преподаватель в этом случае экономит время, предотвращает повторения. Некоторые студенты сначала пишут выступление, а
затем готовят его план. Это порочная практика, от нее нужно отучать студентов.

Самостоятельность в изложении материала.  Это наиболее трудный пункт, очень часто студенту трудно  выразить  свои мысли  после  прочтения ввиду недостаточного запаса политической лексики.

Логичность, грамотность.

Реферирование

Отличие реферата от реферирования в том, что реферирование предполагает краткое изложение на одну страницу машинописного текста содержания и оценки журнальной статьи объемом как правило в пол-печатных листа. Студентов следует учить этому на примерах их товарищей.

Пример - реферирование статьи М. Херманн «Стили лидерства в формировании внешней политики».

«Лидерство - многогранное явление. Рассматривая его проявление, следует принять во внимание характер самого лидера, свойства его конституентов, взаимосвязь между лидером и его конституентами, а также контекст или конкретную ситуацию в проявлении лидерства.

Эти моменты М. Херманн выражает в виде четырех образов лидеров - знаменосца, служителя, торговца и пожарного.

Лидер должен сосредотачивать внимание не только на своих приверженцах и руководителях другой страны, но также чутко реагировать на ожидания, нужды и представления, которые могут быть у влиятельной части политических сил в другой стране. Лидер может работать с руководителями этой страны, чтобы формировать политику, выгодную для внутренних сил в своей стране. Лидер должен ориентироваться к политике других регионов, с учетом стабильности его международных связей.

Для лидеров, вовлеченных в международную игру на двух уровнях важна концепция сенсации для победы. Под эти подразумевается круг соглашений, которые имеют шанс быть одобренными конституантами лидера. Для лидеров же, ведущих международную игру на четырех уровнях, существенной является концепция ансамбля взаимных достижений.

Не все лидеры способны правильно вести международную политическую игру. Это требует умения, понимания положения людей иных культур, идеологий и религий. Для достижения собственных целей на международной арене лидер стремится к взаимодействию с другими лидерами и режимами.

Весомые причины для установления связей - обе стороны могут оказаться в выигрыше.

Важна терпеливость, так как в международных делах иногда надо сделать два шага назад, чтобы продвинуться на шаг вперед.

Вывод: При установлении международных связей лидеру следует выявить нужды и желания своих собственных избирателей и приноровиться к нуждам и ожиданиям других лидеров и их приверженцев. Развитие международных связей вовлекает лидеров в игру на четырех уровнях, где происходящее на каждом уровне воздействует на результат

 

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25869. Анализ движения и структуры кредитов, выданных банком 21 KB
  Содержание анализа кредх операций: крты группся по срокам объемам по видам клиентов – анализся состав клиентов сроки сопостовлся с предыдущим годом. Далее опредся объем ссудных операций в общей сумме операций норматив 08 если меньше то ситуация отрицная.
25870. Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности банка по видам и срокам возникновения 23 KB
  Дебиторской задолженности традиционно рассматривается в двух аспектах: в соответствии со сроками ее погашения: 1.краткосрочная платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты; в соответствии с причинами возникновения задолженности : 1. Анализ кредиторской задолженности начинается с оценки структуры и динамики источников заемных средств: 1.
25871. Анализ динамики объема и структуры доходов банка 21.5 KB
  Общий доход делится на процентные и непроцентные доходы. Процентные доходы: доходы по ссудным операциям в рублях и валюте. Непроцентные доходы: дивиденды по бумагам и инвестициям доходы от участия в совместной деятельности комиссионные штрафы присужденные судом плата за оказание услуг. Факторы доходов: процентные доходы повышение непроцентных доходов увеличение активов приносящих доход.
25872. Анализ динамики объема и структуры расходов банка 23 KB
  Основными направлениями анализа расходов являются: оценка уровня всех и отдельных видов расходов и их динамики; структурный анализ расходов; оценка общего уровня расходов. Для оценки закономерности изменения отдельных видов расходов используется относительный показатель: все или отдельные виды расходов за период активы На основе его динамики можно судить о росте или снижении определенных расходов правомерности этих изменений. Структурный анализ расходов производится с целью выявления основных видов расходов динамика которых и причины...
25873. Анализ динамики процентных ставок по пассивным и активным операциям банка 43.5 KB
  Пассивные операции банка связаны с привлечением ресурсов. Ресурсная база формируется за счет таких привлеченных ресурсов как вклады депозиты до востребования и срочные депозиты юридических и физических лиц межбанковские кредиты депозитные сертификаты векселя. Поэтому при оценке процентной политики коммерческого банка анализируется стоимость всех ресурсов и депозитных операций.изучение динамики в том числе номинальной средней цены ресурсов коммерческого банка; 2.
25874. Анализ длительной задолженности на счете «Прочие дебиторы и кредиторы» 24 KB
  По пассиву отражаются и учитываются: начисление з п до ее выдачи а также суммы з п не полученной служащими банка; суммы удержанных из з п налогов страховых взносов по договорам добровольного страхования перечисление сумм из з п во вклады до перевода этих сумм до востребования; невостребованные остатки по закрытым расчетным и текущим счетам по акцептованным поручениям и чекам; оплаченный при приобретении основных средств налог на добавленную стоимость и спецналог; операции по формированию акционерного капитала банка в период проведения...
25875. Анализ достаточности капитала банка 27.5 KB
  Достаточность капитала банка это способность собственного капитала банка покрыть убытки связанные с наступлением риска. Величина собственного капитала регулируется и контролируется Банком России. Регулятором было установлено что собственного капитала должно быть у банка не менее 10 от величины его рисковых активов где под рисковыми активами будем понимать денежные средства которые размещены с определенным риском их невозврата.
25876. Анализ задолженности по процентам, неуплаченным клиентам 23 KB
  904 Прочие дебиторы и кредиторы начисленные но неуплаченные банком проценты отражаются до того момента пока клиент не обратится за их получением. По межбанковским кредитам проценты обычно не начисляются а производится их непосредственная уплата. Начисление процентов по межбанковскому кредиту может производится в том случае когда банк не располагает достаточными суммами на корреспондентском счете. Поскольку банки могут прибегать к услугам денежного рынка и приобретать недостающую им ликвидность то такая операция возможна в том случае...
25877. Анализ использования межбанковского кредита и других привлеченных средств 22 KB
  межбанковский кредитМБК м. Ставка МБК – рыночная высокая. Особое место среди МБК занимают кредиты ЦБ под определенные условия. Анализ МБК проводится по след.