70861

Основные требования к преподавателю общественных дисциплин

Лекция

Этика и деонтология

Педагоги используют различные способы мотивирования студентов к учебе. Первый использует собственный авторитет свою личность для того чтобы привлечь студентов а затем пытается перенести интерес студентов от себя к предмету.

Русский

2014-10-28

89 KB

0 чел.

Тема 8.       Основные требования к преподавателю общественных дисциплин

  1.  Понятие хорошего преподавания
  2.  Основные направления работы преподавателя вуза в Украине и за рубежом
  3.  Функции педагога в преподавании общественных наук

8.1.   Понятие хорошего преподавания

Общеизвестно, что из школьных лет ученики помнят учителей не за то, что они учили, а за то, какими они были людьми, как они относились к студентам, какова была атмосфера в

классе и т.д. «Хорошее преподавание - это не просто передача информации и умений, но это,  прежде всего стимулирование для дальнейшего обучения» .

Преподавание общественных дисциплин невозможно без совершенствования мастерства преподавания.

Как отмечал Джозеф Аксельрод, хорошие преподаватели различаются своим стилем и интеллектуальным потенциалом. Его исследования учителей выявили следующую разницу между ними: некоторые выделяли свой предмет (Я учу тому, что я знаю), другие фокусировались на себе (я учу тому, что я представляю собой: образованная личность), третьи были сконцентрированы на студентах (я тренирую их мозг, я работаю со студентами как с личностями).

Люди рождаются или становятся хорошими педагогами? Трудно дать однозначный ответ. Оба суждения могут иметь место.

Является ли выдающийся стиль преподавания результатом индивидуального таланта или поддержки академического окружения? Эффективность преподавания в вузе часто является слагаемым личностных данных и окружения. Некоторым педагогам более присуще врожденное педагогическое мастерство по сравнению с их коллегами, однако, условия работы в вузе влияют на применение умений и навыков преподавания1. В их числе - интеллектуальный климат, степень аккредитации вуза, профессиональная ориентация, географическое расположение и т.д.

Американские педагоги считают, что «хорошее преподавание» - это, прежде всего, слагаемое четырех элементов: мотивации, организации, пояснения, обобщения.

Мотивация

Педагоги используют различные способы мотивирования студентов к учебе. По этому признаку выделяют два основных типа преподавателей. Первый - использует собственный авторитет, свою личность для того, чтобы привлечь студентов, а затем пытается перенести интерес студентов от себя к предмету. Другой пытается свести к минимуму свою личность и вызвать интерес студентов непосредственно к изучаемому материалу.

Учитель, который не может адекватно передать свои знания, может видеть свою неадекватность, отраженную в глазах апатичных студентов.

Организация

Каждый день, перед тем, как переступить порог аудитории, учитель должен решить для себя, что он точно хочет достичь во время своего занятия и точно знать, что он хочет, чтобы студенты узнали к концу классного занятия.

Лучше запоминать материал, если он организован, изложен последовательно и студенты сами структурируют изучаемые материал в классе или дома. А педагогу следует помнить такое выражение: «Скажи им, что ты собираешься сказать. Скажи им. Скажи, что ты уже сказал». Оно не всегда верно, так как можно начинать изложение материала с кратких резюме или выводов, а затем уже излагать основные положения.

•       Пояснение

Способность учителя объяснять абстрактные понятия четко и просто является несомненными признаком хорошего преподавания. У одних преподавателей это получается лучше, у других - хуже. Почти каждый педагог может достичь этого качества, используя беседы со студентами, выясняя путем вопросов, понятен ли им материал.

Не всегда учителя заинтересованы углубляться в пояснения излагаемого материала. Многие ошибочно считают, что туманность заменяет обоснованность суждений. Следует пояснять термины, которые могут вызвать затруднения в понимании их студентами.

•       Обобщение

Поскольку глубокое знание предмета предполагает знание деталей, многие преподаватели применят анализ в ущерб синтезу2. В преподавании общественных дисциплин следует обращать внимание на то, чтобы научить студентов обобщать изучаемые факты.

Рассуждая о важности хорошего преподавания общественных дисциплин, следует отметить, что в вузе существуют преподаватели, которые разочаровывают своих коллег и студентов. Одно из объяснений неудовлетворительного преподавания состоит в том, что от педагогов вузов помимо преподавания требуют еще и выполнение научной работы. Как иногда говорят на Западе, принцип «публикуйся или погибни» приводит к стимулированию публикаций и упрочению педагогов как ученых и гибели этих людей как преподавателей. Однако противники этого утверждения считают, что написание профессиональных учебников и статей скорее способствует хорошему преподаванию, а не препятствует ему, поскольку ученый-преподаватель развивает свои способности критически мыслить, более точно формулировать свои взгляды. Профессор, который, кроме того, что он изучал свой предмет в течение многих лет и ничего интересного не может сказать своим коллегам, вряд ли вызовет к себе любопытство или стимулирует воображение студентов.

В вузовском преподавательском составе наиболее талантливый педагог в классной комнате не обязательно будет самым ярким и самым эффективным и плодовитым ученым, поскольку теоретическая и педагогическая компетентность - это разные вещи. Можно быть выдающимся педагогом без глубокого знания предмета, и напротив, обладание этим знанием не гарантирует способности передавать его студентам. Великих педагогов также мало, как и великих артистов или ученых. И как художнику или ученому необходимо совершенствовать свое мастерство, так и преподавателю следует делать то же самое.

В качестве примера можно привести Сократа, который не написал ничего, но был блестящим педагогом.

Другое мнение о причинах неудовлетворительного преподавания заключается в существующей практике пожизненной «должности», которая присуждается многим профессорам, как на Западе, так и у нас. На Западе такая практика является залогом академической свободы преподавателя, правом квалифицированного специалиста учить, излагать истины как они видятся ему в его профессиональной деятельности. Однако американские ученые жалуются на то, что порядок получению такой должности для многих бывает слишком либеральным .

Разумеется, преподавание в вузе отличается от такового в техникуме и школе. В случае отсутствия хорошего преподавания ученики быстро обнаруживают свою скуку и недовольство, начиная разговаривать, бросать самолетики и т.д. Студенты вуза, соприкасаясь с плохим преподаванием, просто засыпают. Однако эта реакция в некотором отношении играет плохую службу, так как учитель средней школы мгновенно понимает свою педагогическую несостоятельность, в то время как преподаватель вуза может продолжать преподавание, годами не ощущая даже свою непригодность.

Для того, чтобы лучше понять, в чем заключается хорошее преподавание, необходимо познакомится с основньми обязанностями преподавателя вуза.

8.2.   Основные направления работы преподавателя вуза в Украине и за рубежом

Учебная работа профессорско-преподавательского состава Украины определяется расписанием учебных занятий, а методическая, научно-исследовательская и воспитательная -индивидуальным планом, утверждаемым администрацией вуза. Контроль за их соблюдением осуществляют заведующие кафедрами и деканы факультетов.

Индивидуальный план определяет сферу деятельности преподавателя. Ее главные направления: учебное, учебно-методическое, научно-исследовательское, организационно-методическое и воспитательное.

К учебно-методической работе преподавателя общественных дисциплин относятся: подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание и усвоение содержания конспектов лекций, учебно-методических материалов, разработка наглядных пособий, учебных планов и описаний курсов, составление программ и экзаменационных билетов, составление методических разработок для студентов и т.д.

В объем научно-исследовательской работы преподавателя-обществоведа входит: написание и подготовка к изданию учебников, учебных пособий, монографий, статей, работа над диссертационными исследованиями и их рецензирование, руководство аспирантами, студенческими научными обществами, участие в работе ученых советов по защите диссертаций, руководство социологическими лабораториями и т.д.

Организационно-методическая работа предполагает: участие в заседаниях кафедры, ученого совета вуза, факультета, научно-методических семинарах, международных программах, в работе приемных комиссий, в профессиональной ориентации молодежи, работу с иностранными студентами, работу по заданиям центральных органов управления высшей школой, ректоратов, деканатов и др. виды работ.

К воспитательной работе со студентами относят: работу кураторов, контроль за соблюдением порядка студентами в общежитии, руководство школой молодого лектора, политклубами, организацию и проведение круглых столов, контроль за самостоятельной работой студентов и т.д.

Для учета и контроля за работой преподавателя-обществоведа существуют расписание занятий, графики консультаций, зачетов, экзаменов, а учебно-методическая, научно-исследовательская и другие виды работы проводятся в соответствии с индивидуальным планом преподавателя, который он заполняет в начале каждого учебного года. Индивидуальный план является основным документом, который определяет организацию труда преподавателей.

Объем работы, поручаемой преподавателю, определяется занимаемой должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы. Руководители вузов имеют право конкретно и индивидуально подойти к определению различных видов работ, поручаемых каждому преподавателю.

Контроль за выполнением учебной нагрузки возложен на заведующих и деканов. Кроме того, преподаватели регулярно выступают с отчетами о своей работе на заседаниях кафедры.

Зарубежные педагоги несколько иначе выделяют направления работы и обязанности преподавателя. В общем виде их можно свести к следующим:

  1.  Планирование задач и целей курса - включая конференции, встречи с коллегами и обслуживающим персоналом вуза.
  2.  Встречи с учебными группами студентов, с группами, изучающими различные проблемы, с отдельными студентами.
  3.  Подготовка  к  занятиям -  чтение,  доработка конспектов  лекций,  подготовка заданий, программ, создание схем, демонстрационных материалов, включая фильмы, проекторы и т.д.
  4.  Подготовка экзаменов, их проведение и сообщение результатов.
  5.    Часы   в   офисе   или   на   кафедре   -   подготовка   студенческих   конференций,   советы перспективным   студентам   и   будущим   соискателям,   индивидуальная   работа   с   не посещающими студентами.
  6.  Конференции (встречи) с коллегами по совместно преподаваемым курсам, по проблемам кафедры,  по развитию  научных  исследований  или  по  написанию  статьей  или  книг, выявление различных проблем путем обсуждения их. с коллегами.
  7.  Обязанности по отношению к кафедре,  вузу, профессии, которые ведут к участию в академических   комитетах   и   ряду  рутинных   обязанностей   почти  для   каждого  члена кафедры.
  8.  Исследование (научная работа) - по своей научной тематике как части одного из условий при зачислении на работу или как результат взаимодействия с другими учеными в этой сфере.
  9.  Отдача распоряжений для библиотеки и лабораторий по подготовке материалов.
  10.  Неожиданные задания - работа с посетителями кафедры - преподавателями из других вузов, (члены комиссий), организация экскурсий для студентов, участие в работе съездов, посещение   профессиональных   конференций,   переписка   с   коллегами,   с   будущими студентами или выпускниками.
  11.  Чтение периодики и литературы по специальности. Для профессора, доцента очень важно, если он поддерживает контакты с культурной средой и научным сообществом вне его вуза, вне его специальности1.

Учитывая многообразие задач, американские педагоги считают, что у преподавателя очень насыщенный рабочий график, и он должен иметь возможность самостоятельно решать, какие из задач следует завершить в свободное время.

8.3.   Функции педагога в преподавании общественных дисциплин

Существуют разнообразные классификации функций педагога в процессе обучения предмету. В американской литературе выделяют следующие из них:

  1.  педагог как эксперт,
  2.  педагог как формальный авторитет,
  3.  педагог как агент социализации,
  4.  педагог как ускоритель процесса обучения,
  5.  педагог как эго-идеал,
  6.  педагог как личность

1 Педагог как эксперт.

Стоя перед классом, педагог связан с этим классом и выступает, прежде всего, в качестве эксперта по преподаваемому предмету. Главное в его цели - передать информацию, аналитическую перспективу, критические точки зрения, которые он считает важными для усвоения студентами. Роль педагога как эксперта объясняется тем, что он знает больше по своему предмету, чем студент, а также он знает то, чего студенты пока не знают. В процессе лекции, семинара, отвечая на вопросы, исправляя высказывания студента, он пытается достичь главной цели обучения - передать определенную сумму знаний.

Для педагога вопрос компетенции включает его способность понимать и организовывать учебный материал, а также его способность излагать понятно и убедительно. К слагаемым понятия педагога как эксперта относятся хорошая информированность о новых тенденциях своего предмета, а также его способность высказывать творческие или критические замечания относительно основных направлений развития общества.

Рассматривая эту функцию педагога, следует обратить внимание на положение и роль студента. Общаясь с педагогом-экспертом, он не пассивно воспринимает знания, а стремится узнать предмет глубже. При анализе взаимоотношений педагога и студента можно выделить основные цени, которые вытекают из функции преподавателя как эксперта, его умения, которые позволяют ему достичь выполнения заданной роли, а также рассмотреть основные источники мотивации студента при общении с учителем как с экспертом.

Основные цели педагога как эксперта: передача информации, концепций и перспективы

Характерные умения педагога как эксперта: умение слушать, научная подготовка, организация класса, презентация материала, ответы на вопросы.

Основные источники мотивации студентов при общении с педагогом-учителем как экспертом: любознательность, потребность в достижениях, внутренний интерес к содержанию курса, боязнь показаться глупым, нести чушь.

2. Педагог как формальный авторитет

Учитель не только осуществляет обучение, он также выполняет функцию контроля и оценки знаний студентов. Он должен выставить отметки в ведомость, сдать их в деканат, пометить отсутствующих на зачетах или экзаменах. Для студентов очень важно знать, что педагог ожидает от студентов и что он особенно ценит в их работе. Как правило, студенты приписывают ему легитимность и властные функции, они ценят четко поставленные задачи обучения и справедливость выставляемых отметок.

Существуют факторы, которые заставляют студентов ожидать от педагога выполнения роли формального авторитета. Они варьируются от студента к студенту. Студенты, как правило, находят удобными для себя ориентироваться на требования и стандарты учителя. Однако некоторые из них убеждены, что оценка их знаний педагогом - единственный критерий успеха или неудачи.

Следует признать, что ни один педагог намеренно не обнаружит свою некомпетентность в предмете или отсутствие подготовки не чувствуя стыда и дискомфорта, глядя в глаза студентов. Учитель (молодой) иногда боится потерять «контроль над классом», то есть утратить свою функцию эксперта и формального авторитета в их глазах.

Педагог как формальный авторитет имеет права и обязанности, которые вытекают из его положения в более крупной системе. Отсюда его основные функции как формального авторитета состоят в постановке целей обучения и этапов их выполнения, а его характерные умения для выполнения этой функции состоят в определении структуры и стандартов, к которым надо стремится в изучении предмета, оценка исполнения.

Основные источники мотивации студента при реагировании на формальный авторитет педагога: зависимость, желание получения хорошей отметки, боязнь растеряться, поиск дополнительных видов деятельности,

3. Педагог как агент социализации

Педагог не только является обладателем определенного интеллектуального потенциала, он член коллектива, по отношению, к которому студент является аутсайдером или маргиналом. Педагог - это член сообщества ученых, он может иметь ученую степень, что является признанием его профессионализма, он работает в вузе, что может представлять для многих студентов объект желаемой работы в будущем. Педагог является своеобразными воротами для вхождения студента в различные коллективы, частью которых он является.

Выставляя отметки, педагог проводит своеобразную фильтрацию студентов по их успехам, работе и способностям. Для студентов важны его рекомендации, одобрение, а не только отметки. Его задачей является ободрение, негодование, обучение студентов тому как, «продолжать».

Педагог и студенты могут разными путями быть связанными в процессе социализации. Для некоторых из них очень важно после окончания учебы влиться в педагогический коллектив вуза.

Основными задачами педагога как агента социализации является необходимость пояснить цели в изучении материала, показать пути применения полученных знаний за пределами курса, подготовить к ним студентов.

Характерные умения педагога как агента социализации: прояснение получаемого в будущем вознаграждения (морального или материального) от приобретенных знаний, умение доходчиво изложить требования отрасли преподавания.

Основные источники мотивации студента в общении с педагогом как агентом социализации: потребность в прояснении своих интересов и запросов, желание «принадлежать», боязнь быть отторгнутым своим сообществом.

4. Педагог как ускоритель процесса обучения

Выполнение педагогом этой роли предполагает его способность выслушивать студентов и прояснять окружающим, что же студент пытается сказать. Часто общение студентов с педагогом как ускорителем процесса обучения предполагает то, что они более заинтересованы не в содержании курса, а в выяснении своих возможностей: что меня интересует, что у меня получается особенно хорошо, каковы мои идеи о предмете или о теме, почему я изучаю социологию и т.д. Более точные слова, которые описывают подобные отношения, связаны с творчеством и независимостью. Снова и снова студенты во взаимоотношениях с педагогом выясняют для себя, могут ли они быть творческими или независимыми личностями, а не слепыми исполнителями каких-то ролей.

Педагог иногда может оказать помощь студенту в формулировании и достижении его целей. Он может чувствовать, что студент, который пытается казаться уверенным в своих силах, тем не менее, пытается сказать, что ему трудно начать свою курсовую работу, что он часто кажется сам себе глупым. И его беспокоит то, как учитель оценит плоды его труда. Задача педагога - помочь студенту преодолеть реальные и воображаемые барьеры, которые блокируют его на пути к цели - окончанию университета.

Основная роль педагога как ускорителя процесса обучения - способствовать творческому процессу и росту студента в получении знаний, помогать преодолевать препятствия в процессе обучения.

Характерные умения  раскрытие потенциала студентов, придание им уверенности при решении своих проблем.

Основные источники мотивации студентов: осознание того, как нужно совершенствоваться в предмете, боязнь стать марионеткой, боязнь того, что не станет личностью с отчетливой идентичностью.

5. Педагог как эго-идеал

Педагог может играть важную героическую или харизматическую роль в классе, служить в качестве эго-идеала для студентов. Некоторые педагоги, выполняя эту функцию, подчеркивают, какой высокий статус они имеют в избранной студентом профессии,

Становлению педагога как идеала в глазах студента способствуют:

его приверженность своей профессии,

энтузиазм, с которым он работает.

Студенты, как правило, воспринимают педагога как идеал в том случае, если тот получает удовольствие оттого, что делает, а также оттого, что кто-то разделяет его взгляды, убеждения. Иногда студенты говорят, что энтузиазм того или иного педагога заразителен, заставляет их работать необыкновенно упорно над овладением предмета.

Однако, нередко педагоги испытывают зависть, в случае если их коллега привлекает к себе много студентов, считается, что он делает что-то, чтобы развлечь студентов и привлечь их внимание к своей персоне. Однако очень часто тщательная работа преподавателя над своими лекциями является удовлетворением его собственных стандартов качества и самоудовлетворения от собственной деятельности. Его действия направлены на удовлетворение самооценки, позволяют ему чувствовать себя более живым, способным удовлетворить любые стандарты самооценки, которые возможны в тот или иной период его деятельности. В некоторых случаях педагог находит в себе энергию удовлетворять свои собственные стандарты качества обучения.

Многие педагоги придерживаются философии образования, включающей такие компоненты как терпение, готовность прийти на помощь и другие качества, которые студенты идентифицируют со своей личностью. Контрастным примером является индивид - блестящий лектор, который читает отличные лекции, является хорошим ученым-специалистом, однако его деятельность и интерес концентрируются не на студентах, а на коллегах, на поисках интеллектуальной истины.

Основная цель педагога, стремящегося стать идеалом для студентов - передать восхищение и ценность интеллектуального поиска в данной сфере знаний.

Характерные умения - демонстрирование всезнания или приверженности целям преподавания общественных дисциплин.

Основные источники мотивации студентов - желание иметь образец, быть подвигнутым на что-то, персонификация идеала - страх быть скучным, не сдвигаемым с места, циничным.

6. Педагог как личность

Рассматривая взаимоотношения педагога и студента, следует отметить, что педагог - это прежде всего личность, человек. Некоторые молодые педагоги очень обеспокоены тем, чтобы их любили все студенты и пытаются достичь этого любыми средствами. Другие считают, что это невозможно и к этому не стоит стремиться.

Сидней Хук писал: учитель «должен быть дружелюбным без того, чтобы стать другом, хотя он может проложить дорогу к последующей дружбе. Учителю, который становиться «своим парнем, одним из нас» ...лучше оставить преподавание и заняться политикой».

Основные человеческие и межличностные вопросы, доверие и недоверие, уважение, аффект - это также часть учебного процесса в демократической классной комнате.

Многие педагоги хорошо знают психологию студента. Это, прежде всего, относится к общительным людям, Для них человеческая душа не является тайной за семью печатями, а общение с людьми является их второй натурой. Люди этого типа, становясь педагогами вуза, естественно чувствуют себя более комфортно в общении со студентами, нежели те преподаватели, которые менее общительны и умелы в контактах с людьми. Однако этому постепенно можно научиться, общаясь со студентами за пределами классной комнаты.

Педагог может рассказать небольшие смешные случаи из своей студенческой жизни или своей семьи, из прошлой политической или общественной деятельности. Студенты могут рассказать, как они проводят выходные или каникулы, о религии, о том, как им пришлось столкнуться с законом (автомобильный инцидент и т.д.). В этом общении каждый стремится утвердить себя как личность, а не как часть других, занимающихся в той же группе и осваивающих тот или иной обществоведческий курс. Студенты любят слушать о научном пути преподавателя, о том, как он впервые занялся наукой или своим предметом. Упоминание о стечении обстоятельств, случайностях, судьбе, как правило, с интересом воспринимается студентами.

Основные цели педагога как личности: воплощать полный набор человеческих потребностей, релевантных и поддерживаемых собственной деятельностью, быть оцененным как человек, оценивать студентов как личностей.

Характерные умения - открытость, умение вызвать доверие и теплоту для того, чтобы подбодрить студентов быть открытыми в общении.

Основные источники мотивации студента в общении с преподавателем как личностью: желание быть известным более чем студент, боязнь того, что его игнорируют или будут с ним обращаться как с «продуктом».

Успех преподавания общественных дисциплин зависит не только от того, насколько хорошо педагог выполняет свои преподавательские функции, но также и от того, насколько демократично его поведение во взаимоотношении со студентом, насколько он обладает этикой преподавательского труда.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28666. Привилегии феодалов по «Русской Правде». Положение смердов, закупов, холопов по «Русской Правде» 12.83 KB
  Если он отказывался работать или плохо работал хозяин имел право бить. Если хозяин пытался выдать закупа за холопа то закуп освобождался а сам хозяин мог быть наказан.
28667. Право собственности и наследования по « Русской Правде». Понятие преступления по «Русской Правде». Группы и виды преступлений. Виды наказаний 13.72 KB
  Право собственности и наследования по Русской Правде. Содержание права собственности по РП различалось в зависимости от субъектасобственника и объекта собственности. Объектом собственности первоначально были вещи принадлежащие человеку конь боевое снаряжение одежда позднее объектом собственности становится земля и другие виды угодий. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
28668. Суд и судебный процесс в Древнерусском государстве 12.11 KB
  В случае отказа или невозможности это сделать – вина последнего считается доказанной; 2 свод очная ставка; 3 гонение следа поиск доказательств и преступника следование по следам. Предусматривалась определенная система доказательств которая состояла из свидетельских показаний вещественных доказательств ордалий. В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Имелась и система формальных доказательств ордалии.
28669. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие княжества (Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское) 12.99 KB
  Причины феодальной раздробленности Руси. Предпосылки раздробленности: 1. Одной из причин феодальной раздробленности в Древнерусском государстве явилось изменение порядка наследования.
28670. Общественный строй Новгородской республики. Положение масс и социальных групп населения 14.81 KB
  Новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре средний – житьи люди своеземцы и купцы низший – черные люди. Житьи люди – это население среднего достатка. Получая со своих земель доходы житьи люди вкладывали их в купеческие предприятия с чего и получали прибыль. Разумеется черные люди составляли большинство населения.
28671. Особенности государственного строя Новгорода и Пскова. Причины возникновения феодальной республики. Вече, боярский совет, князь, посадники, тысяцкие в Новгороде. Управление в Новгороде 12.75 KB
  Вече боярский совет князь посадники тысяцкие в Новгороде. Государственное управление осуществлялось через вече которое формально было высшим органом власти решавшим важнейшие вопросы. В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня кандидатуры избираемых на вече должностных лиц.
28672. Основные черты феодального права по Псковской судной грамоте. Право собственности и обязательное право. Преступление и наказание 12.38 KB
  Право собственности и обязательное право. Вещное право различало наследственное вотчина и условное кормля землевладение. Обязательное право.
28673. Развертывание революции в деревне. Продовольственная политика. Комитеты бедноты, их роль и значение 13.9 KB
  Продовольственная политика. В деревне политика Советской власти прежде всего была направлена на осуществление аграрных преобразований Октябрьской революции Декрета о земле; были проведены конфискация и распределение помещичьих земель. Проводимая продовольственная политика столкнулась с сопротивлением крестьянства. Политика конфискации продовольственных излишков оказалась неудачной.
28674. Разработка и принятие первой Конституции РСФСР 1918 г., ее классовый характер. Избирательное право 12.53 KB
  Она закрепила политическую основу государства Советы рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования граждане прямо избирали депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся достигшие 18 лет независимо от пола национальности вероисповедания и т.