70863

Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин

Лекция

Педагогика и дидактика

По содержанию гуманитарное образование можно определить как учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин исторических философских политологических социологических экономических культурологических филологических...

Русский

2014-10-28

57 KB

2 чел.

Тема 1.       Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин

1.1. Гуманитарное образование в демократическом обществе

Гуманитарное образование - это основа духовной культуры общества, без которой оно не может развиваться. Только гуманитарно-образованные люди могут создавать гуманитарные ценности - искусство, литературу, совершенствовать родной язык, изучать иностранные языки, использовать средства массовой информации для передачи этих ценностей.

По содержанию гуманитарное образование можно определить как «учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин - исторических, философских, политологических, социологических, экономических, культуро-логических, филологических, украиноведческих, психолого-педагогических, правовых и этико-эстетических, религиоведческих». К числу этих дисциплин может быть отнесен курс «Основы  правознавства», «Основы демократии».

Значение гуманитарного образования и изучения основ демократии определяется тем, что в открытом обществе его члены должны обладать знанием и пониманием преимуществ демократии, быть способными защитить демократические завоевания от тех, кто объективно способствует разрушению ее основ. Граждане демократического общества должны осознавать, какие знания, умения и ценностные ориентации необходимы для нормального функционирования индивида.

Знание общественно-политических вопросов должно дополняться умением критически мыслить. «Критическое мышление подразумевает способность мыслить в соответствии с канонами логики и научного метода. Такое мышление предполагает защиту от упрощенческих догм, привлекательных на поверхности, но в действительности угрожающих уничтожению жизненно важных основ и интеллектуальных стремлений» . В современных условиях оно должно научить людей критически относится к государственным институтам и уметь отстаивать свои права в случае посягательств на них со стороны государства.

Демократическое образование призвано помочь личности защитить свои интересы во взаимодействии с государством, основываясь на равноправном партнерстве с ним и учитывая интересы других людей. Знание основ демократии влияет на поведение людей, на состояние их классовых, межэтнические и социальных взаимоотношений и, как следствие этого, на процветание общества и государства.

1.2. Демократические идеалы и преподавание общественно- правовых дисциплин.
Демократия в классной комнате

Демократические идеалы - это выражение представлений людей о свободе, равенстве, уважении прав человека, национальных меньшинств, народном суверенитете, участии граждан в управлении и т.д. Они предполагают солидарность и кооперацию людей на принципах равноправия, периодической выборности органов управления, принятия решений в соответствии с волей большинства.

Демократия не допускает исключений, изъятий, не может быть избирательной. Это означает, что идеалы демократии должны присутствовать и в учебном процессе, который должен быть, помимо прочего обучением тому, как жить в демократическом обществе. Педагогам надлежит уметь использовать элементы демократии в преподавании общественных, дисциплин, владеть методикой демократического взаимодействия преподавателя и  учеников
процессе усвоения общественно- правового материала.

Университеты издавна были центрами свободомыслия, средой волеизъявления студентов, их интеллектуального поиска, способствовали свободе постижения истины. Развитию индивидуальности может способствовать само изучение общественных дисциплин, а также установление демократических   взаимоотношений   между   учеником  и   преподавателем   в  аудиториях.

В  аудитории, подобно всему обществу, присутствуют власть и участие

Кто имеет власть в демократической классной комнате? Это учитель, староста, неформальный лидер. Наибольшие количество власти традиционно закреплено за учителем. Однако в демократической классной комнате центр власти сдвигается в сторону от учителя и делится между членами группы: учителем и студентами.

Как мы участвуем в демократической классной комнате? Каждый приглашается для активного и ответного участия в процессе обучения и процессе принятия решений. Особенно важна дискуссия в этом процессе.

Почему классная комната должна быть демократичной?

Она готовит людей для жизни в обществе, основанном на демократии участия, обучает, как
быть настоящим гражданином.

Она моделирует тот вид общества, который нам кажется идеалом и который мы стремимся
создать за ее пределами.

Она предлагает место для опыта по проведению демократических бесед. Это надежное
место для активной совместной выработки решений, важных для последующей жизни,
имея в виду результаты собственного выбора.

Демократия в классной комнате улучшает результаты обучения

Активное, заинтересованное участие в учебных видах деятельности способствует глубокому изучению предметов, высоким результатам обучения, обеспечивая то, что студенты могут не только запоминать информацию, но и приходить к глубокому пониманию преподаваемого материала.

Это то, что следует делать

Моделировать вашу классную комнату на демократических принципах и следовать демократической практике - важный способ почитать и уважать людей. Это означает признавать, что студенты и педагоги - прежде всего люди, и они нуждаются в том, чтобы к ним относились по-человечески.

Как выглядит демократическая классная комната?

  •  в ней есть возможность для дискуссии, диалога и беседы,

в ней работают заинтересованные студенты, которые активно участвуют в процессе обучения путем активных действий, размышления, написания работ, слушания, выступлений,

высказывании критических суждений и т. д.,

в ней имеется совместная ответственность за процессы, происходящие в классе и совместная ответственность по поводу принятия решений .

1.3.   Краткое  содержание  курса  «Методика  преподавания  общественно- правовых  дисциплин»

 

Методика преподавания любой общественной дисциплины, тесно связана с психологией, от чего зависит установление контакта преподавателя с аудиторией, с отдельными студентами.

Структура  спец. курса «Методика преподавания общественно- правовых дисциплин»

Тема 1. Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин

  1.  Гуманитарное образование в демократическом обществе.
  2.  Демократический идеал и преподавание общественно-политических дисциплин.
  3.  Демократия в классной комнате.
  4.  Краткое  содержание   курса  Методика  преподавания   общественно-политических дисциплин.

Тема 2, Использование семинаров и школьных уроков в  правовых  дисциплин

  1.  Семинар, его цели и виды.
    1.  Подготовка кафедры, преподавателя и студентов к семинару.
    2.  Некоторые методические советы по проведению семинара.
    3.  Структуры школьного урока по обществоведческим дисциплинам.

Тема З. Дискуссия    как    эффективный    метод    проведения    семинарского    занятия    по  юридическим  наукам

1. Дискуссии   и   диалоги   (политические,   социологические),   их   преимущества   и уязвимость. Роль преподавателя в проведении дискуссии.

2. Приемы и методы проведения дискуссии.

3. Генерирование  гениальных  идей как способ развития критического мышления (брейнсторминг или «мозговой штурм»).

Тема 4. Нетрадиционные методы преподавания  юридических  дисциплин

  1.  Использование опросов общественного мнения для повышения интереса студентов к обучению.
  2.  Приглашение общественно- правовых  деятелей на занятия.
  3.  Проблемная ситуация.
  4.  Ролевые игры, драма.
  5.  Применение компьютеров в преподавании  юридических дисциплин.

Тема 5. Использование лекции в преподавании  юридических  дисциплин

1.Роль лекции в обучении  юридическим  наукам.

2. Структура лекции и ее виды.

3. Некоторые советы по повышению эффективности лекций.

4. Конспектирование лекций студентами.

Тема 6. Обучение студентов и школьников навыкам изучения  правовых наук.

  1.  Обучение студентов и школьников работе с текстом, книгой.
  2.  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению  правовых  наук.
  3.  Письменные   задания   по    юридическим дисциплинам   (курсовые,   дипломные, рефераты, реферирование) в преподавании .

Тема 7.    Формы проверки знаний студентов по  правовым наукам. Оценка студентами мастерства преподавателей.

1. Тестирование   как   метод   мотивации   и   контроля   в   процессе   преподавания общественных наук.

2. Система оценки знаний студентов по общественно- правовым дисциплинам в Украине и за рубежом.

3. Признание и оценка преподавательского труда студентами: зарубежный опыт.

Тема 8.    Основные требования к преподавателю  правовых дисциплин

1.Понятие хорошего преподавания.

2. Основные направления работы преподавателя вуза (в Украине и за рубежом).

3. Функции педагога в преподавании  правовых  наук.

Тема 9.    Этические отношения преподавателя и студента и демократизм

1.Понятие этики в преподавании  правовых  дисциплин.

2. Личностные взаимоотношения студента и преподавателя.

3. Индивидуальный подход преподавателя к студентам. Типы студентов.

Тема 10. Психологические проблемы взаимодействия преподавателя и  студента в классе: демократия и дисциплина

  1.  Восприятие  правоведческих дисциплин студентами.
  2.   Демократия, дисциплина и порядок в процессе обучения.
  3.   Некоторые особенности психологического поведения преподавателя.

 

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34561. Драматургия французского экзистенциализма, ее идейные и стилевые особенности (Ж. Ануй, Ж. П. Сартр, А. Камю) 19.51 KB
  Камю. Все дозволено Ивана Карамазова единственное выражение свободы писал Альбер Камю 1913 1960. С юности Камю зачитывался Достоевским Ницше Мальро. Мысли об абсурде абсурд царит о всевластии смерти познание себя познание смерти ощущение одиночества и отчуждения от омерзительного внешнего мира все мне чуждо постоянны и неизменны в эссеистике прозе и драматургии Камю.
34562. Сюжет и герой романа А. Камю («Посторонний», «Чума») 18.47 KB
  Мерсо взрывается выкрикивает что всю жизнь ощущал дыхание мрака смерти. Гораздо больше Мерсо любит природу особенно море. Суд над Мерсо. Те кто судят Мерсо продолжают верить что бытие изначально имеет высший позитивный смысл.
34563. Конфликт в романе Сартра «Тошнота» 18.68 KB
  И он решает что будет описывать и исследовать состояния мира разумеется как они даны преобразованы его Рокантена сознанием а еще более сами эти состояния сознания. Но если Гуссерль выделяет описывает феномены сознания чтобы зафиксировать их безличные всеобщие структуры то Сартр в духе Ясперса Хайдеггера Марселя использует описание феноменов сознания для анализа таких экзистенциальных состояний как одиночество страх отчаяние отвращение и других поистине трагических мироощущений личности. Существовать значит сознавать...
34564. «Театр абсурда»(С.Беккет , Э.Ионеско) 18.84 KB
  Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах Лысая певица L cnttrice chuve 1950 драматурга Эжена Ионеско и В ожидании Годо Сэмюэла Беккета. Эжен Ионеско зачинатель абсурдизма во французской драматургии. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады фильмов Ч. Ионеско отвергает но пьесы были вызваны к жизни глубокой тревогой за судьбы языка и его носителей.
34565. «Новый роман». Смысл названия А. Роб-Грийе «В лабиринте» 18.03 KB
  Исходный замысел – показать вещи такими какими они есть на самом деле. Мы не видим сами вещи они в идеологическом ряду. Автор стремится осовободить вещи от человеческой перспективы но быстро понимает что всерьез это сделать невозможно. Человеческое видение нагружает мир смыслами от него и пытается освободить вещи продолжает мощную модернистскую установку.
34566. Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы 19.27 KB
  Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат.
34567. Антиутопия, фантастика, фэнтези в английской и американской литературе 20 в. (Д. Оруэл, Р. Бредбери, К. Вонегут, Д. Толкиен и др.) 19.65 KB
  Романы антиутопистов во многом схожи: каждый автор говорит о потере нравственности и о бездуховности современного поколения каждый мир антиутопистов это лишь голые инстинкты и эмоциональная инженерия[3]. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историкоприключенческий роман действие которого происходит в вымышленном мире близком к реальному Средневековью герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В отличие от научной фантастики фэнтези не стремится...
34568. Движение «рассерженных» в английской литературе. Пьеса Д. Осборна «Оглянись во гневе» 19.53 KB
  Так герой пьесы Джимми Портер в Оглянись во гневе осыпает проклятиями все и вся но не произносит ни одной конструктивной мысли и обнаруживает полнейшую беззащитность перед ненавистным и угрожающим ему миром который наступает на него со всех сторон и с которым он не в силах бороться. лишь Джимми Портер. С первых слов пьесы и до ее последних строк звучит непрерывный вопль Джимми. Джимми Портер выходец из рабочей среды но его связи с ней давно порваны.
34569. Анитиколониальная и политическая проблематика в английском романе 21.82 KB
  Английский журналист Фаулер от лица которого идёт рассказ и молодой американский дипломат Пайл связанные с самого начала романа далеко не простыми взаимоотношениями. Его антиподом был английский репортёр Фаулер – усталый душевно опустошённый человек который воспринимает себя как репортёра задача которого – давать одни факты. Человек потерявший идеалы и лишённый каких либо стремлений Фаулер пытается остаться сторонним наблюдателем той борьбы и злодеяний которые развёртываются на его глазах и ищет утешения от страдания в любви. Именно...