70863

Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин

Лекция

Педагогика и дидактика

По содержанию гуманитарное образование можно определить как учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин исторических философских политологических социологических экономических культурологических филологических...

Русский

2014-10-28

57 KB

2 чел.

Тема 1.       Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин

1.1. Гуманитарное образование в демократическом обществе

Гуманитарное образование - это основа духовной культуры общества, без которой оно не может развиваться. Только гуманитарно-образованные люди могут создавать гуманитарные ценности - искусство, литературу, совершенствовать родной язык, изучать иностранные языки, использовать средства массовой информации для передачи этих ценностей.

По содержанию гуманитарное образование можно определить как «учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин - исторических, философских, политологических, социологических, экономических, культуро-логических, филологических, украиноведческих, психолого-педагогических, правовых и этико-эстетических, религиоведческих». К числу этих дисциплин может быть отнесен курс «Основы  правознавства», «Основы демократии».

Значение гуманитарного образования и изучения основ демократии определяется тем, что в открытом обществе его члены должны обладать знанием и пониманием преимуществ демократии, быть способными защитить демократические завоевания от тех, кто объективно способствует разрушению ее основ. Граждане демократического общества должны осознавать, какие знания, умения и ценностные ориентации необходимы для нормального функционирования индивида.

Знание общественно-политических вопросов должно дополняться умением критически мыслить. «Критическое мышление подразумевает способность мыслить в соответствии с канонами логики и научного метода. Такое мышление предполагает защиту от упрощенческих догм, привлекательных на поверхности, но в действительности угрожающих уничтожению жизненно важных основ и интеллектуальных стремлений» . В современных условиях оно должно научить людей критически относится к государственным институтам и уметь отстаивать свои права в случае посягательств на них со стороны государства.

Демократическое образование призвано помочь личности защитить свои интересы во взаимодействии с государством, основываясь на равноправном партнерстве с ним и учитывая интересы других людей. Знание основ демократии влияет на поведение людей, на состояние их классовых, межэтнические и социальных взаимоотношений и, как следствие этого, на процветание общества и государства.

1.2. Демократические идеалы и преподавание общественно- правовых дисциплин.
Демократия в классной комнате

Демократические идеалы - это выражение представлений людей о свободе, равенстве, уважении прав человека, национальных меньшинств, народном суверенитете, участии граждан в управлении и т.д. Они предполагают солидарность и кооперацию людей на принципах равноправия, периодической выборности органов управления, принятия решений в соответствии с волей большинства.

Демократия не допускает исключений, изъятий, не может быть избирательной. Это означает, что идеалы демократии должны присутствовать и в учебном процессе, который должен быть, помимо прочего обучением тому, как жить в демократическом обществе. Педагогам надлежит уметь использовать элементы демократии в преподавании общественных, дисциплин, владеть методикой демократического взаимодействия преподавателя и  учеников
процессе усвоения общественно- правового материала.

Университеты издавна были центрами свободомыслия, средой волеизъявления студентов, их интеллектуального поиска, способствовали свободе постижения истины. Развитию индивидуальности может способствовать само изучение общественных дисциплин, а также установление демократических   взаимоотношений   между   учеником  и   преподавателем   в  аудиториях.

В  аудитории, подобно всему обществу, присутствуют власть и участие

Кто имеет власть в демократической классной комнате? Это учитель, староста, неформальный лидер. Наибольшие количество власти традиционно закреплено за учителем. Однако в демократической классной комнате центр власти сдвигается в сторону от учителя и делится между членами группы: учителем и студентами.

Как мы участвуем в демократической классной комнате? Каждый приглашается для активного и ответного участия в процессе обучения и процессе принятия решений. Особенно важна дискуссия в этом процессе.

Почему классная комната должна быть демократичной?

Она готовит людей для жизни в обществе, основанном на демократии участия, обучает, как
быть настоящим гражданином.

Она моделирует тот вид общества, который нам кажется идеалом и который мы стремимся
создать за ее пределами.

Она предлагает место для опыта по проведению демократических бесед. Это надежное
место для активной совместной выработки решений, важных для последующей жизни,
имея в виду результаты собственного выбора.

Демократия в классной комнате улучшает результаты обучения

Активное, заинтересованное участие в учебных видах деятельности способствует глубокому изучению предметов, высоким результатам обучения, обеспечивая то, что студенты могут не только запоминать информацию, но и приходить к глубокому пониманию преподаваемого материала.

Это то, что следует делать

Моделировать вашу классную комнату на демократических принципах и следовать демократической практике - важный способ почитать и уважать людей. Это означает признавать, что студенты и педагоги - прежде всего люди, и они нуждаются в том, чтобы к ним относились по-человечески.

Как выглядит демократическая классная комната?

  •  в ней есть возможность для дискуссии, диалога и беседы,

в ней работают заинтересованные студенты, которые активно участвуют в процессе обучения путем активных действий, размышления, написания работ, слушания, выступлений,

высказывании критических суждений и т. д.,

в ней имеется совместная ответственность за процессы, происходящие в классе и совместная ответственность по поводу принятия решений .

1.3.   Краткое  содержание  курса  «Методика  преподавания  общественно- правовых  дисциплин»

 

Методика преподавания любой общественной дисциплины, тесно связана с психологией, от чего зависит установление контакта преподавателя с аудиторией, с отдельными студентами.

Структура  спец. курса «Методика преподавания общественно- правовых дисциплин»

Тема 1. Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин

  1.  Гуманитарное образование в демократическом обществе.
  2.  Демократический идеал и преподавание общественно-политических дисциплин.
  3.  Демократия в классной комнате.
  4.  Краткое  содержание   курса  Методика  преподавания   общественно-политических дисциплин.

Тема 2, Использование семинаров и школьных уроков в  правовых  дисциплин

  1.  Семинар, его цели и виды.
    1.  Подготовка кафедры, преподавателя и студентов к семинару.
    2.  Некоторые методические советы по проведению семинара.
    3.  Структуры школьного урока по обществоведческим дисциплинам.

Тема З. Дискуссия    как    эффективный    метод    проведения    семинарского    занятия    по  юридическим  наукам

1. Дискуссии   и   диалоги   (политические,   социологические),   их   преимущества   и уязвимость. Роль преподавателя в проведении дискуссии.

2. Приемы и методы проведения дискуссии.

3. Генерирование  гениальных  идей как способ развития критического мышления (брейнсторминг или «мозговой штурм»).

Тема 4. Нетрадиционные методы преподавания  юридических  дисциплин

  1.  Использование опросов общественного мнения для повышения интереса студентов к обучению.
  2.  Приглашение общественно- правовых  деятелей на занятия.
  3.  Проблемная ситуация.
  4.  Ролевые игры, драма.
  5.  Применение компьютеров в преподавании  юридических дисциплин.

Тема 5. Использование лекции в преподавании  юридических  дисциплин

1.Роль лекции в обучении  юридическим  наукам.

2. Структура лекции и ее виды.

3. Некоторые советы по повышению эффективности лекций.

4. Конспектирование лекций студентами.

Тема 6. Обучение студентов и школьников навыкам изучения  правовых наук.

  1.  Обучение студентов и школьников работе с текстом, книгой.
  2.  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению  правовых  наук.
  3.  Письменные   задания   по    юридическим дисциплинам   (курсовые,   дипломные, рефераты, реферирование) в преподавании .

Тема 7.    Формы проверки знаний студентов по  правовым наукам. Оценка студентами мастерства преподавателей.

1. Тестирование   как   метод   мотивации   и   контроля   в   процессе   преподавания общественных наук.

2. Система оценки знаний студентов по общественно- правовым дисциплинам в Украине и за рубежом.

3. Признание и оценка преподавательского труда студентами: зарубежный опыт.

Тема 8.    Основные требования к преподавателю  правовых дисциплин

1.Понятие хорошего преподавания.

2. Основные направления работы преподавателя вуза (в Украине и за рубежом).

3. Функции педагога в преподавании  правовых  наук.

Тема 9.    Этические отношения преподавателя и студента и демократизм

1.Понятие этики в преподавании  правовых  дисциплин.

2. Личностные взаимоотношения студента и преподавателя.

3. Индивидуальный подход преподавателя к студентам. Типы студентов.

Тема 10. Психологические проблемы взаимодействия преподавателя и  студента в классе: демократия и дисциплина

  1.  Восприятие  правоведческих дисциплин студентами.
  2.   Демократия, дисциплина и порядок в процессе обучения.
  3.   Некоторые особенности психологического поведения преподавателя.

 

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22514. Применение вариационных методов 103 KB
  Лишнюю опорную реакцию В Рис. Рис. При решении по Мору кроме первого состояния нагружения основной балки заданной нагрузкой и лишней неизвестной силой Рис.2 а следует показать ту же балку во втором состоянии загружения силой Рис.
22515. Расчет статически неопределимых стержневых систем 54 KB
  Расчет статически неопределимых стержневых систем Связи накладываемые на систему. На брус могут быть наложены связи т. Наложение одной связи снимает одну степень свободы с бруса как с жесткого целого. Связи в рамах и стержневых системах делят обычно на связи внешние и связи внутренние или взаимные.
22516. Метод сил 142 KB
  Метод сил. Наиболее широко применяемым в машиностроении общим методом раскрытия статической неопределимости стержневых и рамных систем является метод сил. Он заключается в том что заданная статически неопределимая система освобождается от дополнительных связей как внешних так и взаимных а их действие заменяется силами и моментами. Таким образом при указанном способе решения неизвестными оказываются силы.
22517. Расчет толстостенных цилиндров 176.5 KB
  В цилиндрах у которых толщина стенок не мала по сравнению с радиусом подобное предположение повело бы к большим погрешностям.1 изображено поперечное сечение толстостенного цилиндра с наружным радиусом внутренним ; цилиндр подвергнут наружному и внутреннему давлению . Расчетная схема толстостенного цилиндра. Рассмотрим очень узкое кольцо материала радиусом внутри стенки цилиндра.
22518. Расчет тонкостенных сосудов и резервуаров 81 KB
  Выделим Рис. Рис. Усилия Рис.2 дадут в нормальном к поверхности элемента направлении равнодействующую ab равную Рис.
22519. Расчет быстровращающегося диска 100.5 KB
  Расчет быстровращающегося диска Значительный интерес представляет задача о напряжениях и деформациях в быстро вращающихся валах и дисках. Высокие скорости вращения валов паровых турбин обусловливают появление в валах и дисках значительных центробежных усилий. Вызванные ими напряжения распределяются симметрично относительно оси вращения диска. Рассмотрим наиболее простую задачу о расчете диска постоянной толщины.
22520. Устойчивость сжатых стержней. Формула Эйлера 89.5 KB
  Однако разрушение стержня может произойти не только потому что будет нарушена прочность но и оттого что стержень не сохранит той формы которая ему придана конструктором; при этом изменится и характер напряженного состояния в стержне. Наиболее типичным примером является работа стержня сжатого силами Р. Разрушение линейки произойдет потому что она не сможет сохранить приданную ей форму прямолинейного сжатого стержня а искривится что вызовет появление изгибающих моментов от сжимающих сил Р и стало быть добавочные напряжения от...
22521. Анализ формулы Эйлера 80 KB
  1: 1 Таким образом чем больше точек перегиба будет иметь синусоидальноискривленная ось стержня тем большей должна быть критическая сила.1 Таким образом поставленная задача решена; для нашего стержня наименьшая критическая сила определяется формулой а изогнутая ось представляет синусоиду Величина постоянной интегрирования а осталась неопределенной; физическое значение ее выяснится если в уравнении синусоиды положить ; тогда т. посредине длины стержня получит значение: Значит а это прогиб стержня в сечении посредине его...
22522. Пределы применимости формулы Эйлера 141 KB
  Для стали 3 предел пропорциональности может быть принят равным поэтому для стержней из этого материала можно пользоваться формулой Эйлера лишь при гибкости т. Теоретическое решение полученное Эйлером оказалось применимым на практике лишь для очень ограниченной категории стержней а именно тонких и длинных с большой гибкостью. Попытки использовать формулу Эйлера для вычисления критических напряжений и проверки устойчивости при малых гибкостях вели иногда к весьма серьезным катастрофам да и опыты над сжатием стержней показывают что...