70864

Использование семинаров и школьных уроков в преподавании правовых дисциплин

Лекция

Педагогика и дидактика

Помогает расширить закрепить и обогатить знания студентов по отдельным темам курса активизировать работу студентов привить им вкус к публичным выступлениям. Иные авторы подчеркивают что неформальная структура семинара дает возможность большему числу...

Русский

2014-10-28

116.5 KB

0 чел.

Тема 2.      Использование семинаров и школьных уроков в преподавании  правовых  дисциплин

  1.  Семинар, его цели и виды.
  2.  Подготовка кафедры, преподавателя и студентов к семинару.
  3.  Некоторые методические советы по проведению семинара.
  4.  Структуры школьного урока по  правоведческим дисциплинам.

2.1. Семинар, его цели и виды

Семинар (от лат.  - рассадник знаний). Термин возник в Лютеранской Германии и означал первоначально «почва, подготовленная для посева».

Семинар - распространенная форма преподавания общественно-правовых дисциплин. Помогает расширить, закрепить и обогатить знания студентов по отдельным темам курса, активизировать работу студентов, привить им вкус к публичным выступлениям.

Наиболее характерные признаки семинара:

определенная степень экспертного знания,

малая группа - не более 15 и не менее 5,

дискуссии, диспуты, диалектика,

определенная степень демократии.

Западные ученые считают, что цели семинара не совпадают с целями формального урока или группы обсуждения. М. Кирк доказывает, что цели семинара больше соотносятся с умениями в «обучении, разговорах, размышлении, а не с передачей информации или профессиональных навыков». Студенты должны подготовить письменные работы для обсуждения, они должны их обсудить, обработать, изобрести и установить рабочие критерии для этого. Л. Стентхауз утверждает, что семинар основывается на способности стимулировать учеников применять общие принципы к определенным случаям и развивать их умения. Это не очень хорошее средство для охвата всей программы обучения. Иные авторы подчеркивают, что неформальная структура семинара дает возможность большему числу студентов принимать участие в нем и ведет к установлению товарищеских отношений в группе.

В современных условиях семинарские занятия призваны:

  •  активизировать творческие возможности студентов,
  •  помочь раскрыть способности студентов к самостоятельной работе,
  •  дать поддержку (в форме знаний и навыков) в сложном, меняющемся обществе,
  •   способствовать развитию демократических норм в общении.

Основные функции семинара: познавательная, воспитательная, контрольная, коммуникативная.

Выделяют традиционные виды семинарского занятия, идущие от советской методики. Так, С.И. Зиновьев различает три типа семинаров:

  1.  Семинар для углубленного изучения определенного систематического курса;
  2.  Семинар с целью углубленной проработки некоторых, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса (или отдельной темы);
  3.  Семинар (спец-семинар) исследовательского типа с независящей от  лекционного курса тематикой по  отдельным  проблемам  науки .

 Первый  тип,   наиболее  распространен  в  преподавании
общественных наук, второй и третий меньше используют формы контроля знаний студентов.

Буланова М.Е. предлагает более современную классификацию семинарских занятий.

  1.  Семинары, связанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением.
  2.  Семинары,  независимые  от лекционного  курса,  являющиеся  одной  из  форм  проведения спецкурсов.
  3.  Практические семинары. Цель их проведения - отработка конкретных навыков. Речь идет о тех занятиях, где у студентов формируются навыки сбора социальной информации, ее обработки и анализа. Так, на таких занятиях учащиеся пытаются сами (под контролем преподавателя) составить анкеты, провести социологический опрос, обобщить результаты и сообщить их классу в форме докладов.

Среди разнообразия методик проведения семинаров есть две, наиболее распространенные: а) традиционные и б) ориентированные на студента.

Традиционные (ориентированные на преподавателя) - одни студенты, приходя на семинар, готовят рефераты, доклады, другие их слушают. Преподаватель активизирует аудиторию, организовывает дискуссию.

Ориентированные на студента (тренирующие, инновационные, ориентированные на обучаемого) - различные формы проведения семинарских занятий: диспут или дискуссия, практикум, коллоквиум, игра, диалоги, творческие работы, тесты, приглашение интересных людей и т.п.

Традиционные

Ориентированные на студента

преподаватель

- активен, авторитетен, знает, что нужно делать, как учить, к какому результату стремиться, доминирует в дискуссии

- эксперт, арбитр, тренер, активный участник, консультант, оазец

студент

- пассивное звено, получает набор информации, ораатывает ее, соощает результат

- активное звено, собирает информацию, использует знания, применяет навыки

распределение времени

- один студент говорит очень долго, мало групповой работы

- студент говорит максимально 5 мин., идет групповое обсуждение проблемы

слабые звенья методики

- преподаватель не всегда может определить, что именно надо знать студенту в меняющихся условиях

- преподаватель может чего-то не знать в ходе неожиданного поворота дискуссии

Условия для организации семинаров по  правовым  наукам:

наличие разработанных преподавателем контрольных вопросов и тем, наличие списка рекомендованной литературы и источников, возможность доступа к этой литературе;

наличие раздаточного материала к каждому семинару (это могут быть отпечатанные схемы, цитаты, картины, фотографии, книги и т.д.);

желание самого студента подготовиться к семинару.

Лекционный курс по общественно-правоым  дисциплинам в значительной мере определяет характер семинарских занятий. Желательно, чтобы лектор стимулировал стремление студентов к самостоятельной работе над темой и подготовку к семинару. Преподаватель стимулирует учебу студента приближением или отдалением итоговой аттестации - зачета или экзамена.

Каждый студент получает конкретное задание для подготовки к семинару с указанием литературы.

Выбор оптимального варианта методики проведения семинарского занятия определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента.

2.2.   Подготовка кафедры, преподавателя и студентов к семинару

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны кафедры, преподавателя, так и со стороны студентов. Подготовка к семинару предполагает целый ряд взаимосогласованных действий .

Кафедра проводит:

обсуждение вопросов методики проведения семинарских занятий на заседаниях кафедры, на методологических семинарах;

организацию     учебно-методическим     кабинетом     наглядно-методических     пособий, новейшей литературы к темам семинарских занятий;

проведение выставок, конкурсов на лучший реферат, публикацию их в студенческой прессе.

Важна роль кафедры при планировании семинаров. Планы семинарских занятий составляются, как правило, авторским коллективом кафедры, издаются вузом, к работе привлекаются наиболее опытные педагоги, чаще всего имеющие ученую степень. Вследствие постоянного развития общественно- правовых знаний, планы семинаров нуждаются в постоянной корректировке и обновлении. Учет профиля вуза целесообразно проводить в форме постановки вопросов по выяснению их методологического значения для специальных наук. (Например: «Почему следует изучать  правоведение в педагогическом  училище?»).

План каждого семинара включает в себя точные и ясные формулировки узловых вопросов, выражающих основное содержание темы, Это, как правило, самые актуальные или сложные вопросы темы, а также перечень обязательной и дополнительной литературы,

Следует ли дублировать вопросы лекции в плане семинарского занятия?

Существуют различные мнения на этот счет, многие считают, что нет или частично да. Несомненна преемственность между лекцией и семинаром в темах изучения, в согласовании усилий лектора и преподавателя, ведущего семинарские занятия. Им следует обсудить:

-  степень усвоения курса студентами,

- трудные вопросы для изучения,

- пути устранения недостатков,

       -  обмен опытом рассмотрения важнейших вопросов темы,

- результаты контроля знаний студентов.

Сколько должно быть вопросов в плане каждого семинарского занятия?

Для двухчасового занятия их может быть 2-3, но некоторые кафедры включают в семинар 4-5, справедливо считая эти вопросы ориентиром для самостоятельной работы студента. Большее количество вопросов рассеивает внимание студентов, не дает им сосредоточиться на главном.

Важным в методическом плане является вопрос о количестве литературы для подготовки студента к семинару. Вряд ли можно согласиться с кафедрами, которые не рекомендуют учебники, статьи из периодической печати. Их нужно рекомендовать, но в разумных дозах, учитывая, что студент может готовиться в среднем к семинару 3-4 часа. Студент тратит в среднем 4 минуты на чтение одной страницы, следовательно, объем их не должен превышать 40-50 страниц в зависимости от сложности текста.

Дополнительная литература рассчитана на хорошо подготовленных студентов, которые интересуются предметом и быстро читают, но объем этих рекомендованных источников не должен превышать 60-80 страниц.

Многие кафедры в планах семинарских занятий указывают темы рефератов и докладов, иногда даже с конкретным списком литературы к ним, а также задания, или конкретные упражнения. Рекомендуется также включать список терминов к каждой теме, по которым студент может вести свой словарь.

Некоторые кафедры пишут методические советы для изучения курса студентами. Они, как правило, грешат опиеательностью и не учат студента, как нужно работать над темой. В методических пособиях целесообразно рассказать о том, как составлять конспект, каковы особенности той или иной темы, каковы спорные вопросы, как участвовать в работе семинара и т.д.

Следует критически относиться к постановке заданий по чтению. Часто просто называют, какие страницы следует прочитать к семинару. Когда мы задаем вопросы, а студенты не могут ответить, мы просто считаем, что они не прочитали заданное. Однако проблема может быть и в том, как студенты читали, но читали пассивно. Они просматривают заданный материал и полагают, что выполнили работу. Многие из них предпочитают не использовать стратегию, которая ведет к пониманию - перефразирование, подведение итогов, вопросы к тексту, задания, проверка понимания; разве что задания побуждают их делать это.

Что можно порекомендовать?

задания небольшие по объему;

фокусированные задания, а не задания типа «подумайте об этом в следующий раз»;

задания, которые требуют какого-то результата в конкретной форме - список, план, параграф, решение проблемы, вырезку из газеты, какой-то социологический обзор;

задания, которые вовлекают студентов в деятельность, способствующую пониманию и размышлению;

разнообразие заданий;

частые, но небольшие задания для того, чтобы помочь студентам быть в работе и учиться регулярно.

При этом нет необходимости за каждый вид работ выставлять отметку. Будут ли учащиеся выполнять их, если мы не ставим за это отметку? Да, говорят американские авторы, но только в том случае, если мы фокусируемся на некоторых заданиях в классной дискуссии, обращаемся к другим как к свидетельству непонимания чего-либо, используем что-либо как практические примеры, и тратим время на то, что говорим учащимся, что мы знаем о том. как люди лучше всего учатся.

Подготовка преподавателя к семинару предполагает следующие основные моменты:

анализ итогов прошлого года, определение трудных тем, итогов сессии;

анализ итогов предыдущих семинаров и разработка мер по их улучшению;

уточнение связи лекций и семинарских занятий;

знакомство с новыми книгами, наглядными пособиями, статьями в периодике;

составление    преподавателем    тщательно    продуманных    планов    с    рекомендуемой литературой, утверждение их на кафедре;

просмотр   и   чтение   литературы   преподавателем   к   семинарскому   занятию,   подбор наглядных пособий;

подготовка преподавателем личного развернутого плана-конспекта (рабочего плана) семинара.

Преподаватель организует работу студентов по подготовке к семинару. Он дает:

устные и письменные советы студентам по подготовке к семинару;

проводит консультации, помогает в организации самостоятельной работы;

предварительно знакомится со студенческими группами;

организует место проведения семинара - наилучшее расположение стульев студентов в аудитории - это круг, полукруг или подкова, концентрические круги (по желанию студентов);

создает демократическую атмосферу семинара.

Атмосфера семинара должна быть неформальной настолько, насколько это возможно. Вначале преподаватель может выступать в роли председателя, но ему следует передать эту роль студенту как можно быстрее. Чертой семинара должен быть эгалитаризм, но иногда цена этой политики - доминирование эгоистов. Понятно, что функцией председателя должно быть предотвращение этого доминирования и попытки вовлечь всех студентов. Учеба студентов друг у друга - очень важный аспект семинарской работы.

Алис Хейм сравнивает семинар с застольем, за исключением того, что в последнем нет главной темы. Хозяин находится в позиции, которая позволяет ему доминировать в беседе, но он не желает делать этого, он должен суметь заполнить возникшие паузы и случайное замешательство без очевидного давления и его цель состоит в том, чтобы гости чувствовали себя свободно и нескованно.

Успех семинара зависит от степени подготовленности студентов, от их желания и возможности выполнить рекомендации преподавателя к семинару. Семинары способствуют:

  1.  пониманию (помогают студентам консолидировать и усилить их понимание  предмета),
  2.  критическому   мышлению   (помогают   студентам   развить   их   способности   мыслить критически и аналитически),
  3.  индивидуальному росту знаний (помогают студентам развиваться как индивидуумам),
  4.  навыкам коммуникации (помогают студентам усвоить, как следует эффективно общаться друг с другом);
  5.  навыкам групповой работы (помогают студентам усвоить, как следует работать в команде);
  6.  саморуководству в изучении предмета (помогают студентам постепенно прогрессировать в их ответственности к учебе).

2.3.   Некоторые методические советы по проведению семинара

Во время проведения семинара могут возникнуть самые разнообразные проблемы. Вот наиболее часто встречающиеся и возможные пути их разрешения:

1. Вся группа молчит и не реагирует на происходящее

Используйте работу в парах, в четверках. Опишите, что вы ожидаете от студентов в классе. Предложите новые вопросы для обсуждения.

2. Отдельные студенты молчат и не реагируют на работу в классе
Используйте  вопросы,   активизирующие   внимание.   Обратитесь   к  ним   со   словами: «Хотелось узнать ваше мнение». Организуйте работу в парах.

3. Отдельные группки начинают беседовать о чем-то, не относящемся к семинару Пожалуйтесь, что вам трудно вести семинар, разбейте эту группу на другие малые подгруппы и предложите им новое задание.

4. Группа становится безразличной к заданиям преподавателя

Сделайте паузу в своей речи. Задайте вопрос, требующий критического размышления. Спросите группу, что бы они хотели обсудить.

5. Дискуссия уходит от темы

Спросите, как высказывания студентов соотносятся с темой дискуссии. Установите правила, что обсуждать, а что нет.

6. Возникает отвлечение от работы (опоздавшие студенты)

Установите правила отношения к опоздавшим. Уделите им внимание.

7. Студенты не выполнили заданий

Поясните, чего вы ожидаете от семинара, сделайте задания реально соответствующими уровню знаний ваших студентов.

8. Студенты не слушают друг друга

Укажите студентам на это. Установите правила на этот счет.

9. Студенты не отвечают на вопросы преподавателя

Поощряйте догадки на ваши вопросы, избегайте сами отвечать на них, давайте время на обдумывание, не задавайте трудный вопрос слишком рано, опирайтесь на предыдущие ответы студентов.

10. Доминирует один или два студента

Используйте жесты, поощряйте других к выступлению, поручите доминирующему студенту вести записи дискуссии, установите регламент выступлений, побеседуйте со студентом индивидуально и попросите его сосчитать до 10 прежде чем заговорить на семинаре.

11. Студенты жалуются на то, как вы проводите семинар

Спросите конструктивные предложения. Попросите студентов изменить свои негативные предложения на позитивные. Попросите написать их предложения письменно в конце семинара. Побеседуйте с малыми группами студентов после семинара.

12. Студенты отвергают дискуссии и требуют ответов на поставленные вопросы
Объясните функции семинара. Объясните требования ваших оценок знаний. Обсудите то, что волнует студентов.

  1.  Дискуссия разгорается среди небольшой группы студентов, а остальные не активны
    Обратите внимание группы на то, что случилось. Разбейте группу на другие подгруппы.
  2.  Вам не хватает времени для выполнения всех заданий.
    Пересмотрите ваши задания к семинару в сторону их уменьшения.

Некоторые идеи, которые могут сделать семинар нетрадиционным

  1.  Перед началом семинаров предложите студентам вспомнить черты лучшего и худшего семинара и написать, как бы они хотели проводить семинары.
  2.  Установите небольшой, но обязательный минимум для чтения в ходе подготовки семинара, разделите значительный объем материала между всеми или группами студентов, назначьте ответственных за проведение обсуждения.

3. Предложите   студентам  подготовить  письменные   сообщения   на  указанные  вами вопросы. Задания следует распределить заранее и предупредить студентов о том, что они должны   ознакомить   со   своими   сообщениями   своих   товарищей   до   семинара.   Если   это невозможно  или   слишком  дорого  (ксерокопирование),  то  можно  предложить  студентам
подготовить 6-3 основных положений по их выступлениям. Следует попросить студентов расположить эти утверждения в порядке их важности для обсуждения на семинаре.

Вот пример выделения подобных положений при рассмотрении темы «Права человека»:

Фундаментальным правом человека является право на жизнь.

Смертная казнь противоречит главному праву человека - праву на жизнь.

Имеет ли человек право на добровольную смерть?

Правовое государство должно обеспечить полную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответствии с его профессией и ее достойное вознаграждение.

Является ли безработица нарушением прав человека?

  1.  Если вы не знаете всех студентов по именам, предложите им сделать таблички на листе бумаги и поставить их перед собой, имитируя ведение заседания ООН.

5. Предложите повестку дня вашего семинара, следите за ее выполнением, обращайтесь к студентам в ходе ее выполнения или изменения. Уточните, что студенты подготовили к семинару.   Предложите   студентам   выполнить   некоторые   роли   на   семинаре:   следить   за регламентом выступлений, быть председателем, секретарем, арбитром, комментатором и т.д.

6. Предложите  студентам  образовать  два концентрических  круга,  внутренний  будет обсуждать вопрос семинара, а внешний - их слушать. Предложите внешнему кругу оценить обсуждение, сделать комментарии, обобщить дискуссию.

7. Сядьте вне образованных кругов и вмешивайтесь в семинар в случае необходимости, в середине, в конце.

8.Попросите одного студента делать записи во время ведения семинарских дискуссий с обобщением основных моментов. Познакомьте студентов с их содержанием на следующем семинаре.

9. Предложите студентам провести обсуждение в малых группах по два человека, затем образуйте четверки, затем восьмерки, предложите одному из каждой группы зачитать основные положения их обсуждения и сравните результаты.

10. Отразите структуру идей, возникших при обсуждении на доске, предложите студентам дополнить их в ходе проведения семинара.

11. Используйте    разыгрывание    ролей.    Студенты    исполняют    роли    политиков, государственных служащих и т.д. Они готовят не только содержание, но и персональный стиль общения их ролей. Желательны оппоненты по подготовленным ролевым играм.

12. Предложите студентам задавать 2-3  лицам вопросы, делать комментарии как на телевизионной студии во время ток-шоу с популярными ведущими.

  1.  Разрешите студентам на несколько минут что-либо прочитать, например, раздаточный материал, отрывок из текста учебника и т.д.
  2.  Проведите обсуждение семинарского вопроса в форме заседания суда с соблюдение его  процедур:   столкновение  противоположных  мнений,  вызов  свидетелей,  перекрестный допрос   свидетелей,   вынесение   окончательного   приговора   и   т.д.   Например,   обсудите политическое  поведение  лидеров  оппозиционной  общественной   организации,   проведшей несанкционированный митинг.
  3.  Подберите рисунки, вырезки из газет, иллюстрации, связанные с темой вашего семинара. Предложите студентам разделиться на пары (небольшие группы), дайте им по иллюстрации и попросите их описать, выразить свое мнение, первоначально не показывая ее товарищу. Попросите другого начертить схематическое изображение картины и спросить, все ли важные моменты были указаны при ее описании, как оценивать ее содержание и т.д.
    Например,   подберите   вырезки   из   газет,   отражающих   ведение   сессий   Верховной   Рады, празднование торжественных дат, деятельность политических партий Украины и т.д.
  4.  Предложите студентам выстроиться в линию в зависимости от их ответа на вопрос. Они   должны   стать   на   ту   точку,   которая   соответствует   их   убеждениям.   Например, присоединиться   к   одному   из   следующих   утверждений:   «демократия   -   лучшая   форма правления», «демократия - худшая форма правления».
  5.  Предложите студентам оценить выступления на семинаре. Как хорошо они были подготовлены?  Насколько  понятным  было  изложение  материала?  Как  были  поставлены вопросы?  Получены  ли  на них  ответы? Была ли  прочитана необходимая литература к семинару?

2.4. Структуры школьного урока по обществоведческим дисциплинам

При подготовке обычного урока с объяснением нового материала, проверкой выполненного задания следует учитывать три важных фактора: уровень подготовленности школьников, тему, ресурсы и сдерживающие факторы. Структура урока также зависит от стратегии (целей урока, времени, использования наглядности, необходимости повторения или закрепления материала)

Какие элементы стратегии урока по общественным дисциплинам определяют его форму?

Существуют три главных структурных компонента, которые определяют типовой урок. Это введение, центральная часть и заключение. Введение должно выделить цель урока, центральная часть должна представлять, преподавать и проверять степень усвоения материала. Заключение должно подводить итоги, делать обзор. Назовем несколько вариантов этой структуры:

1 структура:

Введение (1 .Заявление целей урока).

Основная часть (2. Положение 1; 3. Связка; 4. Положение 2; 5. Обобщение; 6. Тест; 7. Оценка).

Заключение. (Повторение и связь со следующим уроком)

2 структура:

Введение (1. Тест по предыдущему уроку; 2. Заявление цели урока)

Основная часть (3. Концепция  1; 4. Вариации и расширение первого положения; 5. Связка; 6. Концепция 2; 7. Повторение; 8. Тест). Заключение (9. Оценка).

3 структура:

Введение (1. Обобщение прошлого урока; 2. Заявление целей урока)

Основная часть (3. Положение 1; 4. Связка; 5. Положение 2; 6. Обзор-обобщение; 7. Повторение; 8. Положение 3; 9. Тест; 10. Оценка). Заключение (11. Окончательное повторение).

4 структура:

Введение (1. Тест на предыдущий урок; 2. Заявление целей урока)

Основная часть (3. Демонстрация; 4. Объяснение; 5. Обобщение; 6. Описание демонстрации; 7. Тест; 8. Оценка).

Заключение (9.Обзор и связь со следующим уроком)12. Советы по методике проведения урока.

  1.  Исходные моменты при проведении урока - уровень подготовки класса и вовлечение
    учащихся в учебный процесс.
  2.  Задачи урока должны быть реалистичны и конкретно выражены.
  3.  Изложение материала должно быть последовательным и логичным.
  4.  Необходимо учитывать особенности внимания школьников, их мотивацию к изучению материала, использовать формы контроля для эффективности запоминания.

Каковы основные принципы подготовки урока по общественным дисциплинам?

Дерек  Хитер выделяет следующие:

Понимание содержания.

Ограничение числа положений и концепций для данного урока.

Разнообразие классной деятельности - не говорить много.

Использование наглядных пособий.

Заключение урока.

В условиях демократизации учебного процесса расширяются формы и особенности проведения уроков. Существуют нетрадиционные технологии урока.

интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая и ролевая игра, кроссворд, викторина;

уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение, исповедь, урок-презентация, «дублер начинает действовать»;

уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

уроки   с   использованием   фантазии:   урок-сказка,   урок-сюрприз,   урок-подарок   от волшебника, урок на тему инопланетян;

уроки,   основанные   на  имитации  деятельности  учреждений   и   организаций:   суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

уроки,  имитирующие  общественно-культурные  мероприятия:   заочная  экскурсия  в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная , интервью, репортаж;

перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что, где, когда», «Эрудцион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80782. Правовое регулирование государственной экологической экспертизы 30.41 KB
  Цели проведения экологической экспертизы: 1 проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества; 2 предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; 3 определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Законодательство РФ об экологической экспертизе: 1 Конституция РФ; 2 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 1...
80783. Общественная экологическая экспертиза 30.78 KB
  Вторым нормативным актом в этой области явился Федеральный закон Об экологической экспертизе 1995 г. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций объединений а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями объединениями основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды в том числе организация и проведение экологической экспертизы и которые зарегистрированы в порядке...
80784. Понятие и роль экономического регулирования в области охраны окружающей среды 30.11 KB
  Прежде всего он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Правовые требования касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды содержатся в ряде законов и подзаконных актов относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства. Основные требования в данной области предусмотрены Федеральным законом Об охране окружающей среды .
80785. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 31.12 KB
  Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе Об охране окружающей среды ст. Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируется на федеральном уровне достаточно подробно документом утвержденным постановлением Правительства Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды размещение отходов другие виды вредного воздействия. Исходными при определении платы за негативное воздействие на...
80786. Экологическое страхование 30.07 KB
  Для экологического страхования главным образом имеют значения положения ПС содержащиеся в статьях 927929931966 которые прямо закрепляют некоторые аспекты относящиеся к страхованию ответственности а именно: Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение экологического вреда осуществляется в силу прямого указания закона Данный вид страхования может осуществляться хозяйствующими субъектами как за свой счет так и за счет заинтересованных лиц. Однако обязательное страхование ответственности за счет бюджета не...
80787. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение правовых экологических требований 30.62 KB
  Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды правоохранительных органов иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом физическим должностным или юридическим по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях наступающих для нарушителя. Посредством применения юридической ответственности...
80788. Ответственность за экологические преступления 30.98 KB
  К числу таковых отнесены незаконная добыча водных животных и растений незаконная охота нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне нарушение правил охраны и использования недр незаконная порядка леса уничтожение или повреждение лесов загрязнение водоемов и атмосферного воздуха загрязнение моря вредными веществами нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др. Субъектами...
80789. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения 31.43 KB
  Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб причиненный по его вине предприятию организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления: 1 причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы улучшенная выгода взысканию с работника не подлежат ст.
80790. Административная ответственность за экологические правонарушения 35.2 KB
  Понятие и виды экологического вреда. Принципы и порядок возмещения экологического вреда Вред причиняемый нарушением правовых экологических требований называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом. Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Так как природа удовлетворяет эстетические духовные потребности человека уничтожение к примеру зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно...